2 Сведения о св. Ипполите отчетливо изложены в статье о нем, помещенной в Прибавлениях к Творениям свв. Отцев (1846, кн. 3) и принадлежащей бывшему профессору Патристики в Моск. академии, ныне преосв. Евгению, епископу Симбирскому. К. И. Невоструев в своем превосходном критическом исследовании и издании «Слова св. Иполита об антихристе» (1868г.) относительно общих сведений об авторе ограничился вышеупомянутою статьею и книгою Генеля (de Hippolymo, 1838) , не ознакомившись с новейшей ученой литературой, вызванной изданием Философумен. 4 Эфалид, сын Гермеса, был герольдом аргонавтов и, как говорили, никогда ничего не забывал. Таким образом, душа его помнила о своих переселениях в тела Эвфорба [Евфорба], Гермотима, Пирра и Пифагора. См. Диогена Лаэрт. Жизнеоп. Кн. VIII, гл. I. 5 Из числа многих Диодоров, встречающихся в летописях греческой литературы, Дйодор «Эретрийский» упоминается только Ипполитом. Английский переводчик Философумен Ипполита предполагает, что он одно и то же лицо с Диодором Кротонским, философом Пифагоровой школы. См. Фабриция Bublomh. Graec. 1. II, с. III; 1. III, с. XXXI. 6 Аристоксен, философ и музыкант (ок. 318 г. до Р. X.), ученик Аристотеля, оставивший много сочинений, – упоминается у Цицерона Tuscul Guest. I, XVIII. 7 Зарат – другая форма имени Зороастра. Имя Зарата или Зороастра служило на Востоке вроде общего названия для философов. Арновий (соптга Genu. I, 52) упоминает о четырех Зороастрах – Халдейском, Бактрийском, Памфилийском и Армянском. Плиний (Нат. Нист. XXX, I) упоминает о пятом, уроженце Проконнеза; Апулей (Florud. II, 15) – о шестом, родом Вавилонянине, современнике Пифагора, на которого, вероятно; и указывает св. Ипполит 8 Слово «во влаге» вставлено на основании Плутарха [Pseudo-Plumarchus], который (de Placim. V, XIX) говорит, что Анаксимандр учил, что первоначальные животные произошли во влаге. 10 Здесь греческий текст Ипполита представляет пропуск некоторых слов и от того непонятность мысли. 19 Начало этой книги также утрачено; и даже в первой главе из того, что сохранилось, некоторых слов недостает; посему они дополнены из сочинения Секста Эмпирика (ad Astrologos, V, 37), из которого заимствовал Ипполит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

335 (Ст. 23). Израиль идет в юго-востоку, держась береговой дороги, которая, пройдя часть пустыни, углубляется в отроги Синаитских гор. ныне отождествлена с Хувара (Буркгард, Кейл, Кнобель и др.) и находится в 38-х милях от Аюн-Муза. И теперь вода в Мерре считается Арабами худшею на всем полуострове. 336 (Ст. 25). Мы не знаем дерева, которое указал Господь. И здесь Господь указывает на одно из неизвестных доселе человеку свойств окружающего его мира, чтобы произвести желаемое действие. 337 (Ст. 26). Последние слова стиха 25, суть введение в стих 26. Господь, желая поднять духовную и нравственную сторону народа, при этом ропоте в пустыне предупреждает его, что только вера и исполнение повелений Господних, спасет его от бедствий, подобных тому, какие были посланы на Египет. Следя за воспитанием Израильского народа, мы видим, что сорок лет странствования в пустыне при постоянном отеческом попечении Божием, при многих наказаниях, постигших народ, едва были достаточны, чтобы поднять его на ту нравственную высоту, которая могла создать из него сильную национальность. 338 (Ст. 27). В двух часах пути на юг от Хувара, простирается обширная и красивая долина Гхарандель (Вади-Гарандель). В дождливое время года, сильный поток стремится по этой долине к Черному морю. Даже в самое сухое время года, в этой долине есть всегда вода, которая считается лучшею, на всем пути от Каира до Синая. – Травы в долине высоки и изобильны; кустарник, акации и тамариндовые деревья растут в большом количестве; несколько оставшихся пальм свидетельствуют, что здесь когда-то была роща финиковых деревьев. Единственное возражение, которое делали против отождествления Вади-Гарандель с Елином, основано на близости расстояния от Мерры. Но местность и ее удобства для огромной массы народа служат лучшим опровержением этого возражения, тем более, если мы обратим внимание, что этой огромной массе народа и скота нужен был продолжительный отдых после трехдневного пути в пустыне Сур и дурной воды в Мерре, и что Израильтяне достигают пустыни Синайской не ранее третьего месяца после прохода «через Суэцкий залив (гл. XIX, 1). Здесь в Елиме и «на Чермном море » (Числа XXXIII, 10), на устье ущелья Таи-бе, восемь часов пути от Елима, где также находится хорошая вода и акации и тамаринды, должны были пробыть Израильтяне довольно долгое время.-Последнее место было очень важно как начало дороги, идущей сквозь горные ущелья к медным рудникам Египта, которые находились в Вади Мугара, Сарбут-Ель-Кадим и Вади Наш» (Кук примеч. к этому стиху в А. Комм. Библ. и смотри карту).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

618 Москва была взята 26 августа; для того, чтобы после этого татарские отряды достигли Звенигорода, Волока, Можайска, Юрьева, Дмитрова и Переяславля и все возвратились, необходимо было не менее пяти-шести дней. Следовательно, Тохтамыш не мог уйти из Москвы ранее первых чисел сентября. 622 Черепнин Л.В. Указ. соч. С. 648–650; Клюг Э. Княжество Тверское (1247– 1485 гг.). Тверь, 1994. С. 221. 627 См.: Павлов П.И. К вопросу о русской дани в Золотую Орду//Ученые записки Красноярского пед. ин-та. Красноярск, 1958. Т. 13, вып. 2. С 101. 628 Для выплаты этой дани, по-видимому, брались деньги в долг у русских и мусульманских купцов (Водов В. «Долг бесерменьскыи и протор и русскыи долгь» в договорной грамоте Дмитрия Донского с Владимиром Андреевичем Серпуховским//Russia mediaevalis. München, 1977. Т. III). Примечательно, что во время своего похода на Новгород зимы 1386–1387 гг. Дмитрий требовал с новгородцев за различные провинности общую сумму именно в 8000 рублей (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 2. С. 345–347); очевидно, он стремился таким образом восполнить собранную в 1383–1384 гг. с разоренной войной территории великого княжения и ушедшую в Орду сумму. При принятии предположения о «сопряженности» этих двух выплат делается понятным, почему известия о них обеих содержатся именно в Новгородской IV летописи (т.е. у новгородского летописца конца первой трети XV в.): в Новгороде, видимо, хорошо осознавали наличие связи памятных для новгородцев событий зимы 1386–1387 гг. с задолженностью великого князя хану. 635 О дате см.: Назаров В.Д. Дмитровский удел в конце XIV – середине XV в.//Историческая география России: XII – начало XX в. М., 1975. С. 50–51, примеч. 27; Клюг Э. Указ. соч. С. 230–232. 640 По мнению А.Л. Хорошкевич, в договоре 1399 г. имелось в виду именно это событие (автор относит его к 1395 г.) (Хорошкевич А.Л. Noлimuчhi hacлiдki Куликовськоï битви//УÌЖ. 1980. С. 54). 644 Повтор данного пункта в договоре Василия с Михаилом был связан, очевидно, с тем, что Тохтамыш в 1399 г. пытался вернуть себе престол в Орде с помощью Витовта и вполне мог предъявить в случае успеха претензии к Василию, враждебно настроенному в этот период к великому князю литовскому (см. гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

642 На реце же на Каме немногие люди московские их побиша и Кощака с товарыщи изымав, к Москве привели. – После смерти Сафа-Гирея власть в Казани захватила крымская группировка во главе с уланом Кучаком (Кощаком). Она провозгласила ханом малолетнего сына Сафа-Гирея, а регентшей – его вдову, мать Утямыша, Сююн-Бике. Правление Сююн-Бике продолжалось с марта 1549 по август 1551 г. (См. комментарии к «Казанской истории»). 643 ...и казанского царя Аташа с материю его со царицею Суюнбеке съим ис Казани взяли и к государю к Москве послаша. – Аташ – Утемыш-Гирей (Мамшкирей), сын казанского царя Сафа-Гирея и Сююн-Бике, дочери ногайского мурзы Юсуфа, родился в 1549 г., в год смерти Сафа-Гирея; после крещения на Руси получил имя Александр (см. коммент. и описание этих событий в «Казанской истории», гл. 38–40). 644 ...посла к ним бояр... Ивана Васильевича Шереметева... – И. В. Шереметев (Большой) – видный боярин эпохи Грозного, сын Василия Андреевича Шеремета, род которого, как и род Захарьиных, восходил к Федору Кошке из московской династии Кобылиных. В малолетство Грозного И. В. Шереметев был советником Шуйских, принял активное участие в свержении И. Бельского, позднее входил в ближнюю думу царя, имел немалые военные заслуги, принимал участие в казанском походе 1545 г., в январе 1552 г. по поручению Ивана Грозного вел переговоры с казанцами, просившими отозвать Шигалея из Казани; в ходе штурма Казани в октябре 1552 г. вместе с А. М. Курбским окружил и уничтожил последнюю группу казанцев, пытавшихся бежать из города; зимой 1554 г. руководил военными действиями против взбунтовавшихся луговых черемисов. В период опричнины постригся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре. 645 ...да с ними Алексея Федоровича Адашева. – А. Ф. Адашев – думный дворянин, окольничий, возглавивший первое правительство Ивана Грозного, позднее названное «избранной радой», в 50-е годы оказывал большое влияние на молодого Грозного, был инициатором реформ середины XVI в., укреплявших централизованную власть, возглавлял составление разрядных книг и летописей, в том числе и «Летописца начала царства» – источника Троицкого сочинения. В 1551 г. А. Адашев по поручению царя организовывал отправку из Казани в Москву царицы Сююн-Бике, затем принимал участие во взятии Казани. В 1560 г. он руководил военными действиями в Ливонии, но не сумел в полной мере воспользоваться победой над рыцарским войском, чем вызвал недовольство царя, попал в опалу и через год скончался в Юрьеве от «огненого недуга».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

919 (Ст. 1–2). Комментаторы замечают, что слова, сказанные в I гл. ст. 1, 2, «объяви сынам Израилевым», доселе не повторялись, потому надо разуметь, что первые три главы составляли законченный отдел, и повторение этих слов в IV главе знаменует начало нового отдела. И действительно, мы видели, что жертва всесожжения и жертва мирная были издавна известны народу; ныне устанавливается особый вид жертвоприношения, который не был в употреблении в древнейшие времена. Особенность жертвы греха заключалась еще в том, что она не предоставлялась произволу или желанию приносящего, как предыдущие жертвы («когда кто из вас хочет принести жертву Господу» Лeb. I, 2 ), а она была обязательна для того, кто чувствовал за собою грех . Грех по ошибке (или по неведению, ignorance de Sacy) противопоставляется, по-видимому, весьма правильно всеми комментаторами греху, «сделанному дерзкою (букв, высокою) рукою», т. е. с явным намерением хулы или восстания ( Чucлa XV 30, 31), так что всякий, но-видимому, грех, кроме намеренного нарушения закона, и кроме намеренного убийства и прелюбодеяния, мог быть очищен жертвою за грех, напр., Лebum. XIX, 20–22 (О. Герлах in loco). Важнее всего для воспитания народа была обязанность вопрошать свою совесть и приносить жертву за грех по ошибке, даже тогда, когда никто не видел преступления. Закон хочет дать народу Израильскому сознание того счастия, которое заключается в спокойствии совести и примирении с Богом, которого Правда и есть совесть человеческая. 920 (Ст. 3). Замечательно, что постановления за грех по ошибке не делают различия по богатству и бедности, но различают только ответственность лиц по их общественному положению, причем в этой последовательности имеет место и юродическое коллективное лицо, «общество Израильское». Первым стоит по ответственности «священник помазанный», т. е. первосвященник (сравни чтение LXX, 5 стиха); потом общество, потом начальник, потом из народа земли. Грех первосвященника «делает виновным народ», потому что он его представитель. Впрочем, существует мнение, что здесь разумеются ошибки только против устава Богослужения и в публичной деятельности первосвященника. Грех по ошибке «священников», полагают, очищался как грех начальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А. Э., т. 1, 370). – Эти же слова находятся в сине поставления епископа, относящемся к 1456 году (А. А. Э., т. 1, 375). – Митрополит Иоасаф пред поставлением своим в митрополиты, 6-го февраля 1539 года, также читал Исповедование православной веры. Приведенные выше слова из Исповедания веры архиепископа Евфимия читаются здесь несколько иначе, а именно: «к сим же исповедую… не сотворити ми ничтоже по нужди, ни от царя, ни от князя велика, ни от князей многих, аще и смертью им воспретят, веляще что сотворити чрез божественаа и священная правила, его же недостоит творити» (А. А. Э., т. 1, 184). В чине поставления митрополита Антония 20 февраля 1564 ода сказано: «и дают ему (поставляему) честь его рукопись, Исповедание Православные Веры», но самый текст Исповедания не приводится (А. А. Э., т. 1, 264). Срав. Летописи русской литературы и древности, изд. Тихонравова, 1863 г., кн. 5, отд. III, стр. 136 (слова м. Макария о своем рукоположении в святительский сан). 121 Эти слова царя служат для г. Латкина доказательством истинности его предположения относительно связи между исправлением Судебника и созванием первого земного собора. Латкин, н. с. стр. 57 и 77. 122 Стоглав, гл. 4, стр. 47. – Устные грамоты были двух родов: 1) грамоты, определявшие порядок местного правительственного управления, они начали появляться с 1398 года; 2) грамоты, определявшие порядок местного земского самоуправления. Начало издания этого рода грамот относится к 1552 году. Латкин, н. с., стр. 6. – Здесь разумеются уставные грамоты второго типа. 130 Г. Латкин насчитывает их только семь. Это произошло, вероятно, потому, что вопросы у Латкина изложены совершенно в ином порядке. Так, например, 3-й вопрос (о новых слободах, основанных монастырями, князьями и боярами) пропущен совсем, а 4-й вопрос (о корчмах) назван третьим; вопросы 5-й – 7-й соединены в один под именем 4-го вопроса; вопросы 8-й и 9-й соединены в один под именем 5-го; 10-й вопрос (о вдовых боярынях) назван 6-м, а 11-й седьмым, 12-й же вопрос назван «заключением» царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если «торжища собирались близ разных монастырей на их храмовые праздники» и «поездки туда совершали вместе и для торговли, и на богомолье» (Костом. Сев.-рус. народопр. II. С.-Пб. 1886, стр. 224, гл. VIII, VII к кон.), то такие торжища устраивались и в княжеских резиденциях, когда нужно было ставиться перед князем на срок, и поездки сюда совершались вместе и для управы и для торговли: скоп людей, а особенно срочный, и торг – две вещи, идущие рука об руку, особенно при незначительном развитии и малом удобстве путей сообщения. И вот, если иные ярмарки можно объяснить приурочением к тому или другому празднику, то Ростовская, со среды 1-й недели поста по 4-ю (17 дней), не может быть объяснена ничем иным, как приездом к этому времени князя или сроком стать сюда перед ним. Первая неделя не время суеты, а время сосредоточения, и потому только нужда могла вызвать ярмарку в такое время, а этой нуждой – были южные дела южных князей владетелей Ростовской земли; только потому не восставало, может быть, против этого времени и духовенство: по нужде, и закону пременение бывает, а потом, когда появились в Ростове собственные князья, обычай уж сильно укоренился, и бороться с ним было неблагоразумно. Отметим, что и Смоленская ярмарка падает на зиму, но ранее Ростовской (6-го декабря–1-го января): с юга в Ростов приходится ехать через Смоленск. Если же Поучение писано на пути в Ростов и в конце первой недели, чистой, как называет её первая Новгородская летопись, то, очевидно, где-то очень близко к Ростову, а это и подходит к Угличу, который лежит за два «стана» до него (Давыдово и Ростов). Подъезд народа в Ростов, а вместе с тем и начало суеты – ярмарки, может быть, и заставляли Мономаха оканчивать дело говения до прибытия в Ростов: в Угличе суета была меньше, хотя она и могла быть по поводу приезда князя, а может быть, в 1106 году, так как Пасха была ранняя (25-го марта), он просто запоздал в Ростов. Заметим, что поселения по Волге носят название по именам рек, как и волости (Шоша.Дубна, Молога, устья Медведицкое, Кашинское), основываются на устьях (Скнятин, Рыбинск); Углич лежит не на самом устье Корожичны, а там, где она подходит к Волге почти на версту, построен он однако не на ней, а на Волге (на другом берегу заволжская часть ещё в 1674 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Здесь предвидится случай, когда иноземец хочет передать в дар несовершенное животное, которое от него ни в каком случае не принималось. 1196 (Ст. 26–27). Ранее семи дней нельзя было приносить в жертву животного; оно считаюсь недостаточно совершенным, чтобы быть принесенным в дар Господу; над ним не протекло еще священное число дней. 1197 (Ст. 28). Срав. стих 30 гл. XXII; во Второзаконии подобное же запрещение брать из гнезда мать вместе с птенцами. Эти постановления развивали милосердие к животным, как мы уже говорили не раз. 1198 (Ст. 29–30). Также как о жертве мирной (Лев. 40;II, 15), от которой жертва благодарности отличалась, по-видимому, только названием и поводом, не обрядовой частью. 1199 (Ст. 31–33). Как в XVIII, 30, и XIX, 37, здесь заключение еще торжественнее, потому что оно оканчивает отдел обращенный к священнодействующим (Срав. начало главы). 1200 В XXIII главе Исхода, в прим. 12-м, мы изложили уже порядок празднеств Господу, поставленных для народа Израильского, и потому мы отсылаем к этому примечанию, для ознакомления с общей системой церковного года Израильтян. Здесь в кн. Левита, написанной, вероятно, с главной целью руководства, для священнодействующих, самый текст излагает последовательно, как праздники должны следовать один за другим, начиная с еженедельного празднования суббот. 1201 (Ст. 1–3). Мы уже говорили, что под именем священного собрания, мы разумеем не только обязательное присутствование при жертвоприношениях, но еще, по всей вероятности, род народного веча, которое судило о делах, касающихся целого народа или одного из колен. В пустыне, эти собрания могли быть еженедельно; в земле обетованной, они были обязательны для взрослых мужчин лишь три раза в году. Закон субботы повторен в этом стихе, так как на этом дне покоя основывалась вся религиозная жизнь Израиля: его был днем завета. 1202 (Ст. 4–8). Устав Пасхи изображен подробно в Исх. XII, 7–27.-В Пасхальные дни позволялось приготовлять пищу (Исх. XII, 16), чего не позволялось в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мы видели в ст. 1–10 и 18–21 пророчество о Спасителе и милосердии Божием, спасающем человека верующего; подготовление к великому событию появления Мессии мы увидим в следующих главах, а с главы LIII Исаия видит и священный земной образ Спасителя. Но настоящая глава кончается укоризною Израилю и угрозою ему, ибо упорная слепота народа, не хотящего видеть, не останется безнаказанною 1419 . 22 . Но это народ разоренный и разграбленный: все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя, ограблены, и никто не говорит: „отдай назад!“ 23 . Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего? 24 . Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. 25 . И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем. В этом пророчестве очевидно Исаия видит разграбленный Иерусалим и плен Вавилонский. Но в этом видении и-зарево Иерусалима, сожженного Титом, и толпы пленных, проданных на Римских торжищах. 1384 Халдейские перифразы Ветхого Завета, появившиеся очень поздно. Ранний из них Онкелоса считают современным Апостолам. 1390 Мы не исключаем и самых неверующих из Христиан; чтобы они ни говорили, они не могут изгладить этого образа. 1397 Дыхание принадлежит всем существам, Дух есть Божественное начало, особо дарованное человеку. О знач. 7-го стиха II гл. кн. Бытия см. прим. 8-е с выпиской из Митроп. Филарета в 1 томе Св. Летописи. О различии души от духа и о перерождении человека душевного в духовного см. 1Кор. 15:44–46 . 1398 По всей вероятности, все Пятокнижие. Мн видели неоднократно, что и другие древние книги и Псалмы были ему известны. 1406 Кук, Джонсон, Еллиот; см. в особенности в Speaker " " s Comment, vol. IV, Psalms; Elliot in Appendix; p. 506. Также Кей на Исаию в Sp. Comm. 1409 Мидяне или Греки, Римляне или Готы, Гунны или Монголы; кочевые ли расы надвигаются на цивилизацию, или культурные расы овладевают миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Обновленный мир вверяется ему уже по достоинству его, и само человечество становится преображенным, получая новые силы для жизни с Богом и исполнения Его предначертаний в мире». 78 А какова судьба тех, кто представляет каинитскую цивилизацию? «Все же оказавшееся неспособным к такому божественному направлению своей свободной воли выбрасывается в иную форму существования, именуемую «огнем вечным». Об этом состоянии, о Божественных целях и предначертаниях относительно его мы, в сущности, почти не можем судить, по крайней мере, теперь, в настоящей жизни, когда должны думать о том, чтобы прийти к Богу и избегнуть «огня вечного», приготовленного для диавола и ангелов его». 79 Прошу прощения у читателя, если пересказываю очевидные для грамотного и верующего во Христа человека истины. Но без учета этих простых и очевидных истин изучать современный капитализм – совершенно безнадежное и пустое занятие. Если мы не будем видеть глубинные, библейские исторические и духовные корни нынешней капиталистической цивилизации, то все наши рассуждения о путях выхода из ее тупиков будут превращаться в «негодное пустословие и прекословия лжеименного знания» (Тим.6:20). В. Катасонов. О Нимроде и Евере В то время, в которое жили Евер и Неврод, среди людей уже умножилось всякое зло, и всякий грех в них утвердился, став как бы естественным явлением. Посему-то люди легче склонились не к доброму совету Евера, а к злому совету Неврода, как к естественной себе некой вещи… Так праведный Евер едва смог убедить свой род и отвести его от небогоугодного дела, а Неврод легко увлек за собою все прочие роды. Димитрий Ростовский . Келейный летописец, гл. 33 О двух полюсах человечества и двух линиях мировой истории Только что вышла в свет моя книга «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации " ». В ней я попытался рассмотреть капитализм не только как экономическое явление, но также придать картине социальное, политическое и, что особенно важно, духовное измерение. И пришел к неожиданному выводу, что за вывеской так называемого капитализма скрывается цивилизация, которая возникла еще до Великого потопа. Исходным пунктом этой цивилизации стала вторая величайшая катастрофа человечества – убийство Авеля Каином (первая катастрофа – грехопадение Адама и Евы и их изгнание из рая). От этого события вселенского значения начинается развилка человеческой истории, возникают два пути, две цивилизации. Потомки Каина (сначала кровные, а позднее духовные) стали носителями каинитской цивилизации. Сиф, третий сын первых людей, дал начало сифитской цивилизации. Потомки Сифа (сначала кровные, а позднее духовные) старались помнить завет Адама о том, чтобы они не смешивались с потомками Каина. На них была возложена миссия продолжать духовную линию Авеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010