Н. Перетцом, продолжившим работу А.А. Шахматова, известную ему по Корректуре и рукописи. Он выделил две редакции Пространного украинского жития, восходящие к одному архетипу: Лаврскую (первичную) и вторую (в нее помимо неисправного Большаковского и Соловецкого списков входит текст, изданный в 1670 г.). Переработка Пространного жития читается в Киево-Софийских сборниках. 456 Пространное украинское житие. Начало: «Благословенъ Богъ Отец Господа нашего Исусъ Христа, отецъ щедротамъ, который вс мъ челов комъ...». Начало Лаврск.: «Сей святый и великий князь Володимеръ сын был Святославов...». Конец: «...з великою честью и жалемъ вс хъ, яко отца и хожатая спасения на честь въ святой Троици единому Богу Отцу и Сыну и Святому Духу, которому надлежитъ всякая слава и поклонъ и нын и завжды и въ в ки в комъ. Аминь». Текст основан на Густынской летописи. Отсюда взяты сведения: о нескольких крещениях Руси; о том, что патриархом во времена Владимира был Николай Хрисоверг; рассказ о языческих богах, отличающийся от «Повести временных лет»; о пострижении Рогнеды в монахини (читается в списке Киево-Печерск. 370/155); о епископах, посланных патриархом Сергием; об основании Владимира-на-Клязьме и об Авраамии Ростовском; о смерти дочери царя Василия, которая якобы была женой венецианского дожа (по списку Киево-Печерск. 370/155). Рассказы о Рогнеде и об основании Владимира-на-Клязьме были заимствованы в Густынскую летопись из Тверского сборника, вернее, из входившего в него Ростовского свода 1534 г. (см.: Гл. 1.1). Влияние ПрЖ видно в указании на крещение в Почайне (в Густынской летописи – в Днепре). Сам агиограф добавил предание о том, что ручей, текущий по Крещатицкой долине, назван так по месту крещения сыновей св. Владимира. Вторым источником, указанным В. Н. Перетцом, был «Патерикон» Сильвестра Коссова 1635 г. Еще в большей степени он был использован в Переработке жития из Киево-Софийских сборников. Переработка Пространного украинского жития. Начало: «Поневаж чотыри пов сти о крещению Руси в кройниках а л тописцах...». Конец: «...з которих жнут сынове росийские ужиточныи рукояти покаяния, от которих теж уживають неоскудный покарм в царствии небесном, которого и нас воместити рачь Христе Боже наш, яко Тобе належить всякая слава...». Из приведенного материала видно, что на XVI-XVII вв. приходится пик развития Владимирской агиографии. Один из таких текстов был обнаружен в конволюте XVII в. Соф. 1504 из ОР РНБ (см. Приложение 4). 7. Особое (Легендарное) житие

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Слово о томъ, како крестися Володимиръ возмя Корсунь» впервые было исследовано и опубликовано Н. К. Никольским . 462 Заглавие: «Слово о том, како крестися Володимиръ возмя Корсунь». Начало: «В л то 6495 созва Володимеръ боляры своя и старци градския и рече имъ...». Конец: «...вздати комуждо противу д ломъ неиздреченную радость, юже буди улучити вс мъ християномъ, и мн , грешному Феодосию. Богу же нашему слава в в ки в комъ». (Иногда имя Феодосия отсутствует.) Н. К. Никольский полагал, что это и есть источник летописного рассказа о крещении св. Владимира в Корсуне. 463 А. А. Шахматов, наоборот, считал, что это – переделка текста статей 6495 (985), 6496 (988), 6499 (991) и 6504 (996) гг., сделанная редактором Киево-Печерского патерика Феодосием. Он доказывал, что рассказ в Патерике полностью составлен по летописи, а не является его источником. «Слово о томь, како крестися Ольга, княгини русская» из Патерика также составлено по летописи. 464 Об этом говорит, в частности, то, что в тексте полностью сохранена речь Святослава, который говорит о своем желании сесть в Переяславце на Дунае. За «Словом о томъ, како крестися Володимиръ» следует новая выписка из летописи (6559 г.): «Слово о томъ, отъ чего прозвася Печерскыи манастырь». В целом «Слово о томъ, како крестися Володимиръ» производит впечатление большей литературной законченности. Из него убраны почти все вставки, мешающие развитию повествования. Но А. А. Шахматов указал, что нелогичности летописного рассказа исправлены в «Слове» не все. Например, история «испытания законов» послами Владимира также искусственно соединена с рассказом о взятии Корсуня, как в летописи. « Символ веры » Михаила Синкелла и сказание о семи Вселенских соборах, вставленные в качестве наставления Владимиру (см.: Гл. 4. 6), исключены из текста, но вводная фраза осталась. Сообщение о строительстве Владимиром в Корсуни церкви на холме убрано как нарушающее логику повествования. Зато остальные вставки о корсунских достопримечательностях, связанных с князем и царевной Анной, остались. Только похвала Владимиру читается в первоначальной редакции. Но Феодосий мог ее позаимствовать и из чтения свв. Борису и Глебу по Прологу 1-й редакции – оно основано на Древнейшем своде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1117 Рубруквис, гл. XX. – В 1257 году Ростовский князь Глеб Василькович женился в Орде на какой-то тамошней княжне: может быть начало путешествий в Орду епископов ростовских имеет некоторую связь с этой женитьбой. 1118 Когда в начале XIV века поднялась у нас обличительная проповедь против взимания епископами платы за поставления в церковные степени и когда епископы, в своё оправдание, ссылались, между прочим, на „поганское насилие”: то обличители не отвечали епископам, что они ссылаются несправедливо и, отстраняя оправдание иным образом, признавали, что поганые действительно грабят, см. Памятники древнерусского права, издание. А. С. Павлова , часть I, col. 154. 1119 Например, татарские войска, которые приводил князь Андрей Александрович, сын Невского, против своего старшего брата Димитрия, в 1281 и в 1293 году, в оба раза страшным образом опустошили почти сполна области Суздальскую и Ростовскую. 1121 Известной в нескольких редакциях и читаемой – в отдельном виде в сборниках (из одного сборника XIV-XV века напечатана преосвященным Макарием в приложении к V т. Истории; об авторе см. у Ключевского в Житиях святых, стр. 146) и инкорпорирование в летописях, именно: 1 Софийской (Полное собрание летописей V, 182), Воскресенской (ibid. VII, 152), Никоновской, – III, 19, и в Степенной книге, – I, 340. 1122 Что такое это „кусту”, не можем сказать. Гаммер утверждает, что „кусту”, по-персидски „кести”, есть священный пояс магов и Индейцев, – Geschichte d. gold. Horde, S. 137 примечание: но сомневаемся, чтобы это было так. Ипатская летопись под „кусту” разумеет куст в русском значении этого слова, ибо выражается: „водяше около куста” (2 издание стр. 535 fin.): но и это представляется нам сомнительным. Так как в сказании солнце и „кусту” стоят вместе только один раз, а в другие разы либо солнце, либо „кусту: то „кусту” не значит ли солнце? 1123 О религиозном поклонении Монголов душам предков см. Записки о Монголии монаха Иакинфа, том I, часть II, стр. 188, и его же „Китай”, IV, 58 fin.. Ипатская летопись говорит, что Монголы поклоняются „солнцю и луне и земли, дьяволу и умершим в аде отцем их и дедом и матерем”,– 2 издание стр. 535.– Поклонение на юг было именно молитвенным поклонением,– Плано-Карпини, гл. VIII, Рубруквис у Бержерона, р. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1175 Из этих слов должно заключать, что трапеза была неполная, именно – что был общий один обед, а за ужин выдавались каждому деньги: если бы был общий ужин, то Арефа не имел бы причины морить себя голодом. 1176 Что в самом Печерском монастыре истинное общинножитие начало исчезать до 1110г., это видно: во-первых из того, что Нестор вменяет в особенную заслугу преподобному Феодосию то, что он работал в поварне и в пекарне, давая тем знать, что в его, Несторово, время этого уже не было: во-вторых,– из того, что уже до 1099г. монахи не сами мололи на себя хлеб, а через слуг монастырских и стыдились такой работы (рассказ Поликарпа об отцах Феодоре и Василии,– упоминаемый в нём князь Мстислав Святополкович убит в 1099г.). 1178 Это именно Новгородский Антония Римлянина. Что в монастыре было учреждено преподобным Антонием общежитие, видно из того, что им была построена трапеза. 1180 См. Иоанна патриарха Антиохийского, жившего в половине XII века, трактат Oratio de disciplina monastica, в Патрологии Миня t. 132 p. 1132. 1182 «Слагающиеся к монашескому житию мыслятся как умершие для (мирской) жизни; подобно тому, как мёртвые не имеют ничего, так каноны церковные требуют, чтобы ничего не притяживали монахи» (Зонара в толковании на 6 правило Двукратного собора). Следовательно, монах стяжатель собственно есть как бы лживый и притворный мертвец (см. самое правило собора, в котором монах стяжатель уподобляется древнему оному Анании, покусившемуся солгать Духу Святому). 1185 Если читатель и на самом деле считает их святыми, то весьма ошибается. Наши летописи, конечно, представляют их таковыми, но если он обратится к Пахомию Великому , Василию Великому , Феодору Студиту , то речей об этих трапезах вовсе у них не найдёт и всё их учение найдёт совершенно им противным: канонические правила строго запрещают выходить монаху из монастыря без настоятельной нужды (Трулльского собора правило 46), а выход из монастыря затем, чтобы принимать участие в мирских трапезах, конечно, не составляет настоятельной нужды. Наконец, 7 вселенский собор, рассуждая о мирских трапезах, и прямо предписывает, чтобы взявшие на себя иго монашеское «сели наедине и умолкли», т. е. не принимали участия в этих трапезах (правило 22, см. Василия Великого в ροι κατ πλτος гл. 32 и в σκητικα Διατξεις гл. 20, у Миня в Патрологии t. 31 p. 993 fin. и 1389).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

27 Никоновская летопись под 1274-м годом: «Прииде из Киева Кирил митрополит в Володимер и приведе с собою Серапиона архимандрита Печерскаго в епискупы Вододимерю и Суздалю», – III, 58. См. еще у Карамз. IV, прим. 153. 28 Надписание деяний: «Правило Кюрила митрополита Руськаго (и) съшьдъшихся епископ: Далмата Ноугородьского, Игнатья Ростовьского, Феогноста Переяславьского, Симеона Полотьскаго, на поставление епископа Серапиона Володимирскаго». 29 Деяния собора, напечатанные в I томе Русских Достопамятностей, перепечатаны в I части Памятников древнерусского канонического права, о которых мы упоминали выше. Должно читать деяния в последнем издании, сделанном возможно удовлетворительным для настоящего времени образом. 30 Начало вступления весьма невразумительно и не имеет грамматической правильности, так что приходится воспроизводить его по догадкам. 34 Можно понимать слова митрополита и так: не взимати же у них ничего сверх того, что я узаконил... 37 Cfr речи о просфоропеках Стоглавого собора, – гл. 5, вопрос 11, и гл. 8, Казанск. изд. стрр. 57 и 87. 39 В древнем святительском поучении новопоставленному священнику между прочим читается: «а к съсудом священым не прикасаються слугы, ни кадять», – Памятники канонич. права, col. 105 fin. 42 Причисляют еще к правилам собора читаемое в Кормчих и в сборниках в отдельном виде правило о том, чтобы не изображать креста на земле (прав. Трульск соб. 73, – собственно на полу в церквах и в домах, что у Греков делалось посредством мозаической выкладки из камней, – Вальсам. Толков. на это правило) и не иссекать креста изо льду в день Богоявления в месте освящения воды (на иордани, что у Сербов делается и доселе), чтобы не крестить или не святить воды в Богоявление многими связанными крестами и не носить этой связки крестов до 8-ми дней на перенос (великий вход на литургии), – Памятники канонич. права, col. 100. Но правило это читается отдельно от деяний собора и в Софийской Кормчей, написанной при архиепископе Клименте, преемнике Далмата, который присутствовал на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

А. А. По этому можно иногда и не исполнять заповеди родителей? Мисс. Как видишь из прочитанного сейчас – можно, потому что заповеди Божии дороже заповедей человеческих. О них вот что говорит Сам Господь: иже аще разорит едину заповедей сих малых и научит тако человеки, мний наречется в царствии небесном ( Mф. V гл.). Объясняя эти слова, блаж. Феофилакт (л. 35) говорит: «не глаголет законные заповеди малы, но ихже он предати хощеть: нарицает же их малы смирения ради, мал же наречется, иже сам не творить по заповедем, других же тако учит, сам дела не имея. Мал же наречется в царстве небесном: се есть в воскресение последний и отвержен в геенну огненную: не внидеть бо таковый в царство небесное» Вот что ждет всех, кто нарушает и учит других нарушать заповеди Божии по толкованию Феофилакта. Послушай дальше, что говорят и Апостолы: в) св. И. Богослов в 22. гл. апокалипсиса своего ( Откр.22:13–14 ) пишет: «Я есмь альфа и омега, начало и конец... Благословенны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами»; б) Апостол же Павел в послании к Галатам ( Гал.3:10 ) даже предал проклятию: «проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона». Отсюда видишь-ли, что если ты будешь бояться только проклятия человеческого и притом неразумного; то в тоже время подпадёшь проклятию, изрекаемому словом Божиим. «Какою истинною свободятся от мук бесконечных, иже истинне Евангельской противятся? спрашивает и патриаршая (Кирилл.) книга на 263 л. «Иже не послушает благовествования Господа нашего И. Христа – муку приимут погибельную», говорит она же на об. 4. А на 373 л. она же говорит: «иже мало что или велико от Божественного отметает, весь отметает закон» (см. и 1Кор.7:7–9 ст.). Теперь рассуди сама, что должно быть дороже: заповеди ли Евангелия о причащении, или завет родительский и притом неразумный? Где напр. сказано в Евангелии и у св. Апостол: пренебрегай храмы Божии, не ходи в них, не почитай пастырей церковных, не кайся во грехах, не причащайся тела и крови Христа и прочее?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новейшие критики считают самою древнею и основною частью этого сборника отдел книги между гл. X, 1 до гл. XXII, 16. Отдел этот начинается вновь словами «Притчи Соломона», явно указывая, что это была особая рукопись. В этом отделе мы видим собрание самых кратких изречений, в которых обыкновенно воплощается народная мудрость. Никто не сомневается в том, что собрание этих изречений принадлежит самому Соломону, хотя весьма вероятно, что он сам брал их из уст народа, повторяюшего речения неизвестных по имени мудрецов. Приступим к краткому обзору содержания книги Притч и укажем главнейшие ее отделы. Мы уже сказали выше, что первые шесть стихов ее составляют род вступления, которое объясняет заглавие книги. Новейшие комментаторы 680 с большою долею вероятности приписывают это вступление редакторам книги Притчей, собиравшим притчи при царе Езекии. Мы говорили также выше, что первые слова стиха 7-го главы первой: «начало мудрости страх Господень», суть как бы резюме содержания всей книги; в них отразилось то направление, которое положено в основание мудрости, глаголющей притчами. При этом надо сказать, что в книгах Соломоновых слово мудрость 681 имеет особое высшее значение: оно не означает ни знания, ни мудрости человеческой, ни силы ума, а означает то, что мы называем богомудрие, благочестие; ту высшую мудрость, которая сознает бессилие ума человеческого и знает, что мудрость есть принадлежность и свойство единого Бога, Творца вселенной. «Мудрость есть страх Господень»; «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой»; «Не будь мудрецом в глазах своих; бойся Господа и удаляйся от зла» (III, 5 – 7). Первый отдел той книги, которая дошла до нас, начинаясь с 7-го стиха простирается до главы IX, 18. Отдел этот имеет характер преимущественно поучительный, дидактически; это речь как бы отца, или наставника, обращенная к сыну, или любимому ученику 682 , или ко многим ученикам 683 . Однако с восьмой главы устами учителя говорит уже олицетворенная Мудрость, и в учении есть некоторые особенности. Так, в первых семи главах преподается прежде всего, – «памятуя страх Господень», – воздержание от страстей, от дел беззакония и насилия, причем указывается на милосердие Божие, очевидное и в наказуемых (III, 11 – 12). Награды указываются земные, ибо ветхозаветные книги не могли стоять на высоте Евангелия, но они указывали путь к познанию себя и к нравственному счастью, основанному на воздержании от всякого зла. Это было приуготовление человека к восприятию благодати и Духа Божия и нового рождения; это приуготовление к воплю пророка Исаии и Иоанна Крестителя: «приготовьте путь Господу» 684 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

При всей близости рассказа о крещении киевлян из ПрЖ к летописному, в нем есть два характерных отличия, свидетельствующих о его древности. Во-первых, горожан крестят в Почайне, а не Днепре. Во-вторых, это совершают не «корсуньские и цесарицины попы», а никак не определенные в тексте «прозвутеры». Судя по всему, в Древнейшем своде также рассказывалось о крещении Владимира и киевлян до похода на Корсунь. Соответственно в нем не могли принимать участие корсунцы или священники из свиты византийской царевны Анны, невесты Владимира (см.: Гл. 4.4). В ПрЖ есть и летописная молитва князя, которую он читает за «новых людей». В ПрЖ-2 нет самого обращения к Богу: «Боже, сотворивый небо и землю». В ПрЖ-1 оно есть в большинстве списков, но отсутствует в древнейшем Q. п. 1.63 (XIII в.). Далее следует сообщение о повелении Владимира строить церкви по всем городам, совпадающее с известием из статьи 6496 (988) г. К нему присоединено упоминание о Десятинной церкви: «...а самъ созда церковь святую Богородицю, удививъ». В отличие от «Слова о законе и благодати» Илариона и «Памяти и похвалы», в ПрЖ не говорится о милосердии и щедрости Владимира. Только в известии о его кончине и погребении, сходном с летописным, сказано, что князя оплакивали «сироты яко помощника, нищии и вдовицы яко печалника и кърмителя». В Древнейшем своде той большой посмертной похвалы Владимиру, которая сейчас читается вслед за известием о его кончине в статье 6523 (1015) г., еще не было. Первоначальная похвала крестителю Руси помещалась за известием о даровании десятины Киевской церкви Богородицы и сохранилась в статье 996 г. (см.: Гл. 1. 3). Начало похвалы в ПрЖ основано на «Слове о законе и благодати» Илариона – это призыв восхвалить Владимира, как другие земли славят своих учителей. Перечень апостолов отличается от написанного у Илариона: Табл. 2 Иларион Проложное житие Хвалить же похвальными гласы Римьскаа страна Петра и Паула, има же в роваша въ Исуса Христа Сына Божиа, Асиа, и Ефесъ, и Пафмъ Иоанна Богословьца, Ивдиа Фому, Египетъ Марка...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем более горько слушать сие, что вы свое общество нарицаете Христовою церковью, а Христу не веруете; не веруете, что святое Евангелие вечно. Мы должны веровать не по статьям каким-нибудь, установленным сими предками, а всецело, во всей полноте, по Христову установлению и по установлению всей вселенской церкви, но не одного кого-либо. «Основания бо иного никто же может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос » (1-е Послание к Коринфянам, глава 3-я, ст.2, начало 128-е). И сего ради нарицается святая соборная и апостольская церковь : «Се есть церковь соборная, яже всему Евангелию и всему учению вселенских соборов верует, а не части. Се есть церковь соборная, яже не верует веру умышленную, ниже держит тайны, от единого коего человека установленные, но се верует и на се уповает, еже Господь Бог предаде и весь мир соборно похвали и прият» (Катехизис Великий, гл. 25, 121-ый на об.) Видите, та есть соборная и апостольская церковь , которая верует всему Евангелию, а не части; которая не верует в установления одного кого-либо. Теперь скажу, какие книги мы должны почитать Божественными. Вот что постановлено святыми Апостолами в 85 правиле. «Да будут же вам всем, причетникам же и мирским людям, книги честные и святые. Ветхого убо завета Моисеевы книги пятеры: Бытие, Исход, Числа, Второй Закон, Иисуса Навина едина, Судей едина, Руфина едина, Четверы царства, Паралипомены двои; Ездры двои; Есфирина едина; Маккавейские трои; Иовля едина; Псалтырска едина; Соломони четверы: Пртитчи, Екклисиаст, Песни песней, Премудрости, Пророческих 12-ть. К тому же Исаина едина, Иеремина едина, Иезекиилева едина, Даниилова едина. Кроме же сих вам приписано будет нами поучати вам, юные дети, книги премудрости многоученого Сираха. Наши же книги, сиречь Нового Завета: Евангелистов 4: Матвеево, Марково, Лукино, Иоанново; Павлова послания 14, Петрова послания 2, Иоаннова послания 3, Иоаковля послание едино, Иудино едино, Толкование. Заповедовше в правилах честных, како подобает им почитати книги, и таковые изочтоша (Кормчая, гл. 1-ая, правило св. Апостол 85-е)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Эти семь лет, протекшие до издания указа Артаксеркса о возобновлении Иерусалима, и составляют будто бы одну седьмину, о которой говорится в 27-м стихе 9-й главы книги Даниила, и будто бы поэтому счет седьмин нужно начинать не с двадцатого, а с двенадцатого года царствования Артаксеркса. (Чтение греческого текста святых Евангелий. Приложение первое. Стр. 104–112). Но такой взгляд на одну седьмину – натяжка, которая потребовалась только потому, что, по принятому г. Некрасовым рассчислению времени седьмин и при его мнении, что рождение Христа предшествовало нашей эре на шесть лет, ему нужно было от двадцатого года Артаксеркса до смерти Христа насчитать только шестьдесят девять седьмин. Поставлять одну седьмину в начале седьмин препятствует как то, что в пророчестве о ней говорится в конце, так и то, что принадлежащих ей событий не совершилось пред двадцатым годом царствования Артаксеркса, но они вполне соответствуют событиям, бывшим при конце жизни Иисуса Христа. 258 Никоновская летопись под 1274-м г-ом: «Прииде из Киева Кирил митрополит в Володимер и приведе с собою Серапиона архимандрита Печерского в епискупы Володимерю и Суздалю», – III, 58. См. еще у Карамз. IV, прим. 153. 259 Надписание деяний: «Правило Кюрила митрополита Русского (и) сшедшихся епископ: Далмата Ноугородского, Игнатья Ростовского, Феогноста Переяславского, Симеона Полотского, на поставление епископа Серапиона. Володимирского». 260 Деяния собора, напечатанные в 1 томе Русских Достопамятностей, перепечатаны в I части Памятников древнерусского канонического права, о которых мы упоминали выше. Должно читать деяния в последнем издании, сделанном возможно удовлетворительным для настоящего времени образом. 261 Начало вступления весьма невразумительно и не имеет грамматической правильности, так что приходится воспроизводить его по догадкам. 265 Можно понимать слова митрополита и так: не взимати же у них ничего сверх того, что я узаконил... 268 Cfr речи о просфоропеках Стоглавого собора, – гл. 5, вопрос 11, и гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010