Прежде всего припомним те иноземные влияния, которым подвергался Израиль, и те долговременные условия, которые подготовили почву еврейскому синкретизму. Первое место среди иноземных влияний занимает сиро–вавилонское влияние: оно было и наиболее древним, и наиболее продолжительным, и наиболее обширным; оно простиралось на Палестину еще до поселения в ней евреев, оно охватывало Сирию, Персию и отчасти даже, в древнейший период, Египет, как это показывает знаменитая находка в Тель–ел–Амарне. Как могущественно было это влияние в Палестине среди самого расцвета пророческой проповеди, показывает IV Ц., гл. 23, или та картина языческого культа, которую рисует Иезекииль (напр., гл. 8). В эпоху пленения вавилонское влияние, а также и влияние других языческих семитов, сирийцев, сказывалось сильнее на населении, оставшемся в Палестине, чем среди эмигрантов в самой Вавилонии . Здесь мы находим начало настоящего религиозного синкретизма, который в еще большей степени развился в Самарии. Наконец, после пленения и вплоть до христианской     –  349  –   эпохи сиро–вавилонские идеи продолжают просачиваться в иудейство и сказываются решительным образом в апокалиптике, магии и гностицизме. Вавилонская религия пережила вавилонское государство и сохраняла долгое время свою жреческую организацию. Селевкиды покровительствовали ей, и еще в эпоху Страбона (16, 1. 6) и Плиния (Hist. nat. 6, 30) в Сиппаре, Уруке и Борсиппе были жреческие школы, которые сильно расходились в своих астрологических воззрениях. Из Вавилона евреи заимствовали имена планет, знаков зодиака, имена месяцев, имена многих демонов и ангелов в связи со множеством астрологических и магических суеверий. Картину полнейшего синкретизма народностей и верований представляла Самария, согласно знаменательному свидетельству IV Ц. 17, 24–41: сирийцы и вавилоняне, поселенцы из Куфы, Авы, Хамафа, Сефарваима чтили каждые своих богов и вместе поклонялись Ягве в качестве  местного бога; «да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их», – прибавляет летописец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

С. 311. «Сих есть царствие божие». — Цитата из Евангелия от Матфея (гл. 19, ст. 14). 132 С. 311. Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. — Определением «муравейник» как символом неприемлемой для него концепции будущего общества Достоевский уже пользовался в «Зимних заметках о летних впечатлениях» и «Записках из подполья». Это определение встречается и в статьях А. А. Григорьева и H. H. Страхова, цитировавшего «Микромегас» Вольтера, где герой описывает «путешествие в наш маленький муравейник» (Время. 1861. С. 24). Как символ для обозначения идеала социалистов-утопистов, которому Достоевский приписывал рационалистический и механический характер, образ «муравейника» встречается не раз в его статьях, в частности в полемике с Чернышевским и Салтыковым-Щедриным. 133 С. 318. Вон реформа идет… — Имеется в виду судебная реформа, проведенная в России после 1864 г. По реформе 1864 г. следственная часть изымалась из ведения полиции. Вместо «приставов следственных дел» вводились судебные следователи. Судебные дела должны были отныне слушаться при открытых дверях, с участием присяжных и адвокатов. В газетах начали печататься отчеты о судебных разбирательствах и постоянная «юридическая летопись». 134 С. 319. Формой нельзя на всяком шагу стеснять следователя. — Следователь-психолог Порфирий Петрович по замыслу автора принадлежит к числу деятелей нового преобразованного суда 1865–1866 гг. 135 С. 320. Говорят вон, в Севастополе, сейчас после Альмы… — Во время Крымской войны 1853–1856 гг. после неблагоприятной для русской армии битвы на реке Альме 8 сентября 1854 г. англо-французские войска начали осаду Севастополя. 136 С. 320. …первую параллель открывает… — Начинает рыть первый ряд траншей. 137 С. 322. Буффон (франц. bouffon) — шут. 138 С. 323. …как прежний австрийский гофкригсрат — на бумаге-то они и Наполеона разбили и в полон взяли — а смотришь, генерал-то Мак и сдается со всей своей армией… — Гофкригсрат — придворный военный совет, высшее военное учреждение в Австрии. Австрийский фельдмаршал Мак (1752–1828) в 1805 г. был окружен французскими войсками под Ульмом (австрийский город и крепость на Дунае), » его армия сдалась в плен Наполеону. Эпизод появления Мака после поражения его армии в штабе Кутузова описан Толстым в романе «Война и мир» (Т. I, ч. 2, гл. III), начало которого («1805 год») появилось в печати в 1865–1866 г.; указанная глава романа Толстого была опубликована в «Русском вестнике» (1866, в промежутке между появлением в том же журнале первой и последующих частей «Преступления и наказания». 139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Чисел; здесь только напоминание этих законов с некоторыми пояснениями, причем говорится о будущем отделение в Палестине трех городов так как первая половина общего закона, «шесть городов убежища» ( Чucл. XXXV, 6 ) уже исполнена самим Моисеем, отделившим в за Иорданской стране города Бецер, Рамоф и Голан (Вт. IV, 41–43 и пр. 11-е). В кн. Иис. Нав. ХХ, 7 мы видим исполнение второй части этого закона назначением для убежища в Палестине Кдеса (ныне селение Кедес несколько на северо-запад от Меромск. озера), Сихем, впоследствии Наблус, и Хеврон ныне Ель Кулиль (См. Карту Ван дер Вельде и Библ. слов. Смитта, который ею же руководствуется.)). Устройство центральной дороги, соединявшей эти три города и прорезавшей всю Палестину, по сказанию Мишны, (указ. Еспина со ссылкой на S urenhusius, Mishna vol. IV, p.279), лежало на обязанности верховного судилища (XVII, 9 и ср. пр. 3-е), по отделу названному: «во всяком деле царя» (2 Парал. XIX, 11). Мишна указывает, что исправление дорог к городам убежища делалось ежегодно (по наряду) в месяце Адаре (приблизительно конец февраля, начало марта); на этих дорогах должны были быть столбы с надписями «к убежищу» и на каждом ручейке, а тем более на реках должны были быть прочные мосты. 528 (Ст. 5). Указание примера нечаянного и невольного убийства. О железе и том, что оно было известно в весьма высокой древности в Египте и упомянуто в Илиаде, мы говорили в пр. 8-м на XXXI гл. Чис. 529 (Ст. 6–7). Об обязанностям мстителя, налагаемых обычаем и законами бытовыми народа, ср. пр. 3-е и 5-е гл. XXXV Чисел. 530 (Ст. 8–10). «Когда же Господь распространит пределы твои… прибавь еще три города». То есть всех городов убежища было бы девять, если бы Израиль исполнил свое назначение, и Господь распространил его царство. Так лучшие комментаторы (Лира, Герхардт, Кейль, Шульц, ссылка Еспина). Некоторые как Кнобель, Генгстенберг, думают, что это повторение того же приказания, которое дано в ст. 2 и 7, – но по-видимому ясно, что законодатель имеет в виду то расширение пределов, которого крайние грани указаны в Быm. XV, 18 и Исх.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

889 Рамезес III в этой войне употребил в дело весьма значительный флот и перевез морем в Сирию большую часть своих сил. См. Брюгша и Руже. 890 Единственные имена, которые могут принадлежать к собственно Палестине довольно сомнительны; Иамниа, Асер или Азер, Дума, Хеброн одни только отождествляются с именами мест в Палестине Брюгшем, впрочем, Хеброн вероятнее есть город Северной Сирии, ибо он встречается в надписях довольно часто, при упоминании о Сирии. Тщательная проверка имен этого списка с списком надписей Дуемихена подтверждает мнение, что Рамезес III не занимал Палестины ни до, ни после Сирийского похода, хотя он мог во время движения овладеть несколькими крепостями. Если же Хибур надписей или Хеброн был городом Иудеи, то это бы было сильное доказательство, что Рамезес нашел уже здесь Евреев, ибо Ханаанское имя было Кириаф-Арба; вероятно, древнее имя, данное месту при его первой постройке до Авраама, было ему возвращено после занятия Палестины. 891 Филистимляне владели своими пятью городами во времена Рамезеса III и изображены в числе его пленных; см. Брюгша Geogr. Jnschr II, р. XI. Это сходится с указанием III гл. Судий о том, что Филистимляне усилились в стране (ст. 3, 4). Вероятно они овладели опять теми городами, которые отняты были у них Иисусом Навином (Ср. Иис. Навина XIII, 3 с XV, 47) и племенем Иудиным ( Cyд. I, 18 ). 893 Многочисленные надписи и некоторые папирусы доказывают, что Ремезес III и его преемники очень занимались развитием экономических сил Египта и построением дворцов и храмов. Рамезес IV, сын его, хвалится, что он в немного лет воздвиг столько памятников, сколько Рамезес II, за все долгое царствование. Руже: «Etudes egyptologiques» р. 29. 895 Стюарт Пуль, как в Вилькинсон, относят начало XII династии ко времени приблизительно за 2000 лет до Р. Хр., XVIII же династию – к 1600 году, что отвечает цифрам Библии; по Брюгшу и Ленорману, между XII и X40;III дин. 1300 лет. Читать далее Источник: Священная летопись/примечания Георгия Властова - Том II. : Вторая и третья книги Моисеевы : Исход и Левит. с картою и рисунками. – Изд. 2-е, испр. Санкт-Петербург : Тип. Товарищества " Общественная Польза " , 1878. – 543 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

XII в. в Сев. Франции или во Фландрии, Ж. Мабильон ошибочно отождествил с «Книгой о чудесах св. Колумбы», составленной Куммене (изд.: Br ü ning. 1917. S. 291-304; см.: Ibid. S. 260-272; Kenney. Sources. P. 428). В Ирландии Житие К. получило распространение и послужило образцом Житий др. ирл. святых ( Br ü ning. 1917. S. 290-291; Herbert M. The «Vita Columbae» and Irish Hagiography: A Study of «Vita Cainnechi»//Studies in Irish Hagiography: Saints and Scholars/Ed. J. Carey et al. Dublin, 2001. P. 31-40), но впосл. скорее всего было забыто. В ирл. агиографические сборники XIII-XIV вв. включена сокращенная редакция Жития К., вероятно составленная на континенте ( Br ü ning. 1917. S. 276-283; Kenney. Sources. P. 434-435; Adomn á n of Iona. 1995. P. 133-134) (о кратких редакциях Жития см.: Br ü ning. 1917. S. 220-224; Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 11-18; о рукописях и об изданиях Жития: The Life of St. Columba. 1857. P. VIII-XXXI; Br ü ning. 1917. S. 224-227). Стихотворный парафраз первых 2 книг сочинения Адомнана, выполненный Родериком Маклейном, еп. Островов (1550-1553), был опубликован в 1549 г. в Риме ( Sharpe. Roderick. 1991). Сведения о К. содержатся в ирл. анналах и в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (завершена в 731) ( Beda. Hist. eccl. III 4; V 24). Считается, что в VI-VII вв. анналы велись в мон-ре Иона; сохранившиеся летописные своды восходят к монастырской хронике, к-рая ок. 740 г. была доставлена в Ирландию и впосл. дополнялась гл. обр. в Ард-Махе. Мн. вопросы, связанные с историей ирл. летописания и формированием летописных сводов, остаются нерешенными. В анналах содержатся хронологические неточности, а также дуплицированные и интерполированные записи, источники к-рых трудно определить. Возможно, начало летописания в мон-ре Иона относится ко 2-й пол. VI в., т. е. ко времени К., однако текст первоначальной хроники с трудом поддается реконструкции. В летописных сводах рождение К. указано под 519 г. («Ольстерские анналы»), под 520 г.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Если не исключительно, то, между прочим, весьма вероятно было бы объяснять её давними постоянными сношениями Полян с Греками. Но в виду этого уже не так маловероятным представлялось бы и предположение, что до некоторой степени и на некоторый срок водворялось между Полянами христианство во времена доисторические.– По уверению Иорнанда, последний перед нашествием Гуннов остготский король Ерманарих, успевший соединить под своей властью обоих Готов, покорил своему оружию всю или почти всю Великую Скифию и, между прочим, всех обитавших в ней русских Славян (De Gothorum origine, сар. XXIII). Но о распространении от Готов христианства между Полянами, не говорим уже о других племенах, не может быть и речи, потому что, во-первых, господство над ними Готов, если только оно действительно имело место, было очень непродолжительно. А во-вторых – должно быть понимаемо вовсе не в смысле водворения между ними Готов, а только в смысле наложения на них последними своей дани. 32 «Бе множьство их» говорит об Угличах и Тиверцах наш летописец. А готский историк Иорнанд представляет их именно как особый славянский народ в числе трёх народов, на которые разделяет он Славян. (Первый народ – Виниды или Венеты, под которыми разумеет всех русских Славян, за исключением Угличей и Тиверцев, и с той или другой частью Славян западных. Второй народ – Анты, под которыми разумеет Угличей и Тиверцев. Третий народ – Славяне, под которыми разумеет Славян дакийских, – De Gothorum origine, сарр. V и XXIII). 33 „Суть гради их и до сего дне”, говорит летописец, желая, как должно думать, сказать этим, что у Тиверцев – Угличей развита была сравнительным образом городская жизнь. А развитие городской жизни предполагает развитие гражданственности. (Первое начало водворения которой между Угличами-Тиверцами очень не невероятно возводить ещё к временам господства над ними Римлян). 34 В Церковной Истории, кн. V гл. 31 (повторяется Георгием, епископом Александрийским, – у Фотия в Библиотеке ed. Beckeri р. 80) и в похвальном слове Златоустому, – у Фотия ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1116 (Ст. 10–12). «Я назначил ее (кровь) вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши»... «Душа (нефеш) тела в крови». Эти два выражения составляют основание закона о крови. Если тук был запрещен в пищу, то только потому, что он возносился во всесожжение от всех жертв; кровь же имела значение высшее: она изливалась перед жертвенником и, вносимая во святилище, очищала души и в ней была душа тела. Вот почему собор Апостолов (Деян. XV, 23–29) и удержал лишь постановление о том, чтобы не есть крови, в послании своем к Антиохийским христианам, умолчав о туке. Заметим, что этот закон был изречен еще Ною (Бытия IX, 4). Мы присовокупим, по поводу выражения «душа тела в крови», несколько интересных строк Кларка о различных выражениях жизни и души в Священном Писании . Еврейское хэй, по-гречески «зое», vita, означает собственно жизненность живучесть, жизнь в (смысле, противоположном смерти; Еврейское нефешь, по-гречески Психа (anima), означает душу в противоположность телу: «и стал человек в душу живую» ( Быm. II, 7 ). Наконец, Еврейское Руа, по-Гречески Пневма (spiritus), дух, противополагаемый плоти (в Римл. 40;II, 6; в Галатам 40;, 17, 1Nempa III, 18 ), который имеет жизнь, отличную от тела, и который имеет возможность возноситься до созерцания Творца. В крови, говорит Св. Писание, нефешь животного, т. е. то начало жизни, которое оживляет его. В этом, как во многом другом, Священное Писание высказало слова, с которыми согласуется и наука. «Кровь, говорит Гарвей, есть источник жизни: она» первая начинает жить, она последняя умирает; в ней главное местопребывание жизни; она питает все тело. 1117 (Ст. 13–14). Постановляет правило об излиянии крови только что убитого или раненого животного на землю. Этот же закон повторен для всех домашних животных при вхождении Израиля в Палестину когда было дано разрешение закалать животных в месте жительства на уделах сынов Израилевых (Второз. XII, 16–24). 1118 (Ст. 15–16). В Исходе XXII, 31 вообще сказано: «не ешьте растерзанного, псам бросайте его»; так, вероятно, и делалось в пустыне, но могли встретиться случаи крайней нужды, и в этих случаях следовало тому, кто ел мертвечину, по крайней мере сознать свою нечистоту, тогда грех снимался с него, иначе же «он понесет на себе беззаконие свое», т. е. как понимало предание, независимо от греха, будет наказан болезнию и даже проказой. «Удавленина (Деян. Апост. XV, 23–29) потому именно считалась нечистой и запрещалась, наравне с кровию, в правилах, преподанных Апостолами, что кровь животного не была выпущена и оставалась в жилах. Замечательно, что во Второзаконии, при входе в Палестину, многие из этих законов изменяются, так, напр., в гл. XIV, 21, мертвечина (которая, при скудости мяса в пустыне, могла искушать к нарушению закона и потому условно дозволялась) совершенно запрещается в земле обетованной; но ее не запрещено отдавать или продавать чужеземцу, живущему посреди Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1226 См. Исх. 17:11–16 с пр. во 2 т. Св. Лет. В пр. на 16 стих мы указывали на толкование: „Амалик осмелился поднять руку против Иеговы, и потому брань Иеговы против Амалика из рода в род“. Точно также было с Ассирией. 1227 См. в 4 томе Св. Летописи поход Ахава на Венадада Сирийского, глава V, ч. II, стр. 71–77. Видение Михея пророка на стр. 74. 1230 Так Ленорман, Масперо, Роулинсон. Ассирийские надписи, относящиеся к этому восстанию, см. у Menant, Annales, р. 223; 236: Prisme de Taylor et inscription de Bavian. 1232 Начало этих действий см. в Ис. 20:1 , когда Тартан (военачальник) Саргона, отца Сеннахерима осаждал Азот. Мы имели случай говорить о систематической войне Ассирии против Египта со дня падения Рамессидов (см. нашего Бругша). Упомянем здесь, что в Layard’s Nineveh and Babylon рр. 47–51 (изд. 1882) есть копии с барельефов, изображающих осаду Лахиса. Указание на надпись Куюнджика об осаде Лахиса Сеннахеримом есть и у Менана. Annales, р. 213. 1233 См. Ист. Фар. в нашем изд. Бругша гл. XXII, стр. 642 и след.; и в особ. стр. 678–691 о Таркуа, выписки из Ассирийских и Египетских памятников. Имя Езекии в Ассир. пам. (Menant, Annales, р. 219) переписывается Khazakiau. В Египет Ассирияне совершали походы и при Есархадоне и при Ассурбанипале. Самые важные поражения Египту нанесены последним. См. Menant, Annales des Rois d’Assyrie, pp. 248 et 256. 1235 Халдея и Вавилония были населены преимущественно Кушитами, с примесью Аккадов; Ассирияне были Семиты. Династии как нам известно часто сменялись в Ассирии, но обычаи и культура обеих стран повидимому были одинаковы. 1236 В этой местности есть холм с развалинами, виденными Лейардом, который Арабы называют Хла или Хала. Layerd’s Ninevah and Babylon, p.312, note in the ed. of 1882. 1237 См. наши заметки о Харане в 1 т. Св. Лет. в примечаниях на Кн. Бытия XI, 31 и XII, 5. См. на карте северозападную часть Месопотамии на р. Кхабуре. 1238 Заметка толкования Спб. Дух. Акад. на Исаию XXXVII, 10–13 стр. 577. О Тадморе ср. 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 278.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

159 Васильевский предполагал, что Ал-Макин воспользовался неизвестными сирийскими хрониками; но он верно догадывался, что у арабского историка было под руками продолжение истории патриарха Евтихия (журн. М. Н. Пр. 1876 г. мар. 130–13 стр.). Голубинский думал, Что Ал-Макин заимствовал свои сведения у какого-нибудь греческого летописца (Ист. р. ц. I, i, 220 стр.). 160 Под строкой мы будем указывать важнейшие отступления Ал-Макина от Яхъи. Подчеркнутые нами слова у Ал-Макина выпущены. 162 Это чрезвычайно важное указание Яхъи Ал-Макин выпустил. Он передает: «... поставил условием принятие христианства и отправил к нему митрополитов...». 163 Подробность эта Ал. Макином выпущена; у него читается следующий вариат: «и отправился царь русов со всеми войсками своими к услугам царя Василия и соединился с ним». 164 Далее у Яхъи рассказывается, что весть о Хрисопольской битве дошла до Требизонда, где действовал Таронит, отправленный туда еще тогда, когда войска бунтовщиков расположились при Хрисополе. И эта и предыдущие подробности о действиях Василия после битвы при Скутари у Ал-Макина опущены. 165 Ал-Мак. не упоминает о двух сражениях с Фокой: и «отправились на него сушею и морем и обратили его в бегство и завладел Василий всем своим государством и победил Варду Фоку...» 166 Бар. Роз. извлеч. из лет. Яхъи ант. 23–25 стр. Рус. перев. Ал-Мак. у Васильевск. (Ж. М. Н. Пр., 1876 г. март., 139–140 стр). 167 Бар. Роз. Вас. Болгар. Извл. из лет. Яхъи ант. 201 стр. Слич. журн. М. Н. Пр., 1876 г. мар., 147 стр. 176 Возражения против взгляда г. Успенского см. в Труд. Киевск. дух. акад 1886 г. III, 601 стр. Ibid. 1888 г. I, 140–143 стр. Ср. журн. М. Н. Пр., 1876 г. мар., 148–155 стр. 177 Свидетельство арабов о знамениях небесных «предсказывавших взятие Корсуни русскими», мы проводили выше (см. начало III гл.). Оно имеет значение только при сопоставлении со словами Льва диакона, так как у арабских писателей нет известий о завоевании св. Владимиром Херсонеса Таврического. Не подлежит, однако, сомнению, что Яхъя (и Ал-Макин) оказали в данном случае незаменимую услугу русской церковно-исторической науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

15), цена земли при продаже высчитывалась по расчислению лет дохода, остающегося до юбилейного (пятидесятилетнего) года. Для рабов не-Израильтян, существовали другие постановления ( Лeb. XXV, 44–46 ). 434 (Ст. 3). Если продавался в рабство муж, то жена разделяла его участь, но с освобождением мужа освобождалась и она, ибо на нее смотрели как на собственность не господина, а мужа ее. Точно также и дети, прижитые хотя во время рабства, но от свободной жены, принадлежали отцу их. Это правило истекает из следующего стиха, заключающего в себе постановления о браках раба с невольницами. 435 (Ст. 4). «Господин дал ему жену». Хотя Евреянка могла также быть продана в рабство (Второз. XV, 12), но едва ли здесь идет речь о Евреянке. Одно из двух: или она сама была хозяйкой имения и продана в рабство за долги или за кражу (что они могли быть землевладелицами – см. Числа XXXVI), но в таком случае она освобождалась в юбилейный год на общем основании, или же она попадала в рабство с мужем, и тогда, по стиху 8-му этой главы, освобождалась вместе с мужем. Здесь в стихе 4-м идет речь о вечных рабынях ( Лeb. XXV, 44– 46 ), из иноземок, которые составляли полную собственность господина; если одну из этих вечных рабынь господин давал в замужество временному рабу Еврею, то он, выходя от господина, должен был оставить ему жену и детей, прижитых во время рабства во временном сожительстве с рабыней. Конечно, мог еще быть случай продажи в рабство дочери по 7-му стиху настоящей главы, но девушка Еврейка могла быть наложницей лишь господина своего, иначе она выходила на волю без выкупа (ст. 11). 436 (Ст. 5–6). Предполагают, что этот обычай имеет начало в высокой древности и только узаконен «книгой завета». По сличении этого места с ист. Иудеев Фл. Иос. кн. IV, гл. 8, и с Левит. XXV, 40, 50, эти рабы освобождались с женой и детьми в следующий юбилейный год, после пропуска первого семилетнего срока (так и Кук). Приведение пред судьей, по Еврейски, выражено словами: «привести пред Елогим», т. е. пред Богом, представители которого суть судьи (О.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010