П. собр. р. лет. 1. 96, 120 Никон. 2. 40, 67 Татищ. 2. 205 Карамз. 2. 109. Прим. 203 Полн. собр. р. лет. 1. 75–78, 92; 5. 143–146 Лет. Переяслав. 47–48 Никон. 1. 160 и др. Подробнее о волхвах и их значении см. в рассуждении Руднева: «О ересях и расколах, бывших в Русской Церкви» Комментарии Уточненные хронологические данные о Киевских митрополитах см. в списке: «Архиереи Русской Православной Церкви (988–1240)» на с. 663–667 наст. книги. Это событие в Лаврентьевской летописи действительно помещено под 1123 г., но в соответствии с полной датой («в 10 день мая месяца в субботу пред вечернею») должно быть отнесено к следующему 1124 г., как и означено в Ипатьевской летописи (ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1928. Т. 1. Стб. 293; 2-е изд. СПб., 1908. Т. 2. Стб. 288). Последующие исследования показали правоту митр. Макария: свт. Ефрем в самом деле был митрополитом именно Переяславля и никогда — Киевским, т. е. общерусским, поскольку в 70–80-е гг. XI в., помимо Киевской, на Руси существовали еще две титулярных митрополии — в Переяславле и в Чернигове (см. коммент. См. коммент. Автор следует здесь за датой в Ипатьевской летописи, которая дана, однако, в данном случае по ультрамартовскому стилю (Бережков Н. Г. Хронология. С. 137), т. е. соответствует 1136 мартовскому году. Ср. коммент. Здесь, как и в приложении 1 к т. 2 «Истории», автор вступает в противоречие с самим собой, поскольку в гл. 2(I) и в прилож. 2 к т. 2 владыка Макарий совершенно справедливо отмечает, что прп. Антоний поселился в пещере после удаления Илариона на митрополию в 1051 г.; тогда-то и было положено начало Печерскому монастырю. К сожалению, во многом двоится само древнее печерское предание. Та его ветвь, которая была представлена в утраченном (но отчасти поддающемся восстановлению) житии прп. Антония Печерского, на каковое и ссылается Владимирский епископ Симон в своем послании к Поликарпу, содержала некоторые элементы, противоречившие, условно говоря, «феодосиевской» ветви предания, которая отразилась в житии прп. Феодосия и в сказании об основании Печерского монастыря из Повести временных лет (Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С. 257–289).

http://sedmitza.ru/lib/text/435807/

607 De sacro templo с. 140, у Миня р. 349. В Уставе патриарха Алексея говорится о возжигании свеч на «грезнех» (грезновие, грезне), Синодальная рукопись л. 278 оборот и 279. Если под грезном должно разуметь грозн, виноградную ветвь, виноградную кисть, то нужно будет понимать дело так, что ламны устраивались в виде последних.– Не мешает заметить, что у Греков название λαμπδα и в древней форме λαμπς употреблялось в двух значениях: в смысле нашей лампады, висячего подсвечника для свеч, и в смысле большой свечи в отличие от малой, которая κηρς, что собственно значит воск,– об употреблении слова λαμπδα, λαμπς, во втором смысле см. Устав монастыря Κεχριτωμνης, гл. 59, у Миня р. 1080 и Кодина у Дюканжа в Gloss. Gr.noд словом λαμπς. 609 В настоящее время у Греков есть особого рода свечи, употребляемые при браках, крещениях и, если не изменяет нам память, дьяконами при кажденьях, которые украшены так сказать восковой резьбой, наподобие резных и витых колонок в наших прошлого века иконостасах, производимой посредством отливки свеч в фигурные формы. Очень может быть, что эти красивые свечи ведут своё начало из древности и что в прежнее время бывали и у нас. (В настоящее время подобным образом иногда делаются у нас маленькие свечи в пасхальные трикирии или дикирии священников). 610 Сейчас описанные нами вощаницы половины XVII века сохранились до настоящего времени в одной из Владимирских церквей, см. Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей Иеромонаха Иоасафа, Владимир, 1857, стр. 112. Весьма вероятно, что иногда вощаницы делаемы были и не вощаные, а деревянные.– Вощаница с вином, которая уцелела в Ростове в пожар 1211г. (Лаврентьевская летопись) как будто наша вощаница, но что такое значит, что она была с вином, сказать не можем (cfr о вощаниках, в которых возилась святая вода, архимандрита Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, index). [Деревянное масло употреблялось у Греков для освящения церквей разбавленное водой, см. Дюканж. Gloss. Graecit. под словом Κρατ ρ.– Нестор в житии преподобного Феодосия, по изданию Бодянского л. 21 оборот, строка 17, даёт знать, что у нас деревянное масло заменяли иногда льняным.– Даже в XVI веке бывало у нас, что вместо восковых свечей употребляли в церквах сальные,– Описание Синодальных рукописей стр. 396 начало.]

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

729 Новгородския и Псковския земля... ратей вооруженых многочислие. Во время нашествия Казы-Гирея главные русские военные силы стояли в Новгороде и Пскове против шведов и не могли, конечно, поспеть к Москве, чтобы отразить нападение крымских татар. Казы-Гирей знал это, и поэтому ему удалось так скоро и беспрепятственно дойти до Москвы. Но когда он от русских пленников услыхал ложное известие о том, что главные силы из Пскова и Новгорода пришли в Москву, это испугало его, и он, поверив пленным, не решился вступить в битву с русскими войсками и бежал от Москвы (см. «Новый летописец», изд.Оболенского, с.36, 37). 731 Михайла порекло Иванович Воротынский – победитель татарского хана Девлет-Гирея. Девлет-Гирей в 1571г. сжег всю Москву, кроме Кремля, и в 1572г. снова пришел на Русь с огромным войском, чтобы заставить Ивана Грозного возвратить татарам Казань и Астрахань. В решительной битве 1 августа 1572г. князь Воротынский разбил хана, спас Москву и навсегда утвердил за Россией Казань и Астрахань. Известно, что в этой битве Воротынский пользовался «обозом», или «гуляй-городом» (И.Г.Р, m.IX, гл.3, прим.391). 732 Патриарху же и царю. Патриарх – слово греческое (ρκ – начало, верх, и πατρ – отец), имя верховного главы восточной христианской церкви. Сан патриарха носили сначала лишь представители греческих церквей Александрийской, Иерусалимской, Антиохийской и Константинопольской. В России главные иерархи носили титул митрополитов, ставились Византией и находились в зависимости от Константинопольских патриархов. Первым митрополитом русским, избранным собором русских епископов, был Иона. При Федоре Ивановиче, в 1589г., в России было учреждено патриаршество; первым патриархом стал Иов, митрополит Московский. Ему и сообщил Борис Годунов о неожиданном бегстве из-под Москвы хана Казы-Гирея. 733 Ливны-град – город Ливны. Находится в местности, лежащей между верховьями Оки и Дона; он был расположен невдалеке от границ Русского государства XVIIb. Достижение ханом Казы-Гиреем этого далекого от Москвы города свидетельствовало, что он уже не возвратится к Москве. Иван Тимофеев , желая унизить Годунова, дает событиям несколько иную, чем было в действительности, окраску. Известив Федора Ивановича и патриарха о бегстве врагов, Годунов и воеводы выступили со всеми полками вслед за ханом, и хотя главные воеводы не ходили дальше Серпухова, но передовые полки настигли бежавшего неприятеля около Тулы, разбили арьергардные отряды его, взяли до тысячи пленных и выгнали татар из русских пределов. Догнать самого хана они, действительно, не могли, потому что он «бежал без памяти» и 2 августа был уже в Крыму, в Бахчисарае (С.М.Соловьев. История России, кн.2, т.7, с.612, 613).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

99, стр. 1793 fin.). Думаем, что слово не есть классическое κιβ ριον, что значит по Пассову Fruchtgehäuse d. ägyptischen Pflanze κολοκασ α (cfr Bingh. Vol. III, p. 236 примечание t), а из еврейско-сирийских кевурà, кавáр, кéвер, которые значат погребение, погребать, гроб. От кивория над престолом должно отличать киворий под престолом; этот последний – маленький ящичек, в котором полагались мощи под престолом (как бы гроб или рака мощей), Симеон Солунский De sacro templo, гл. 133, у Миня t. 155, р. 341.– Что у нас киворий назывался кивотом, Лаврентьевская летопись под 1237г.: «благоверный епископ Митрофан (Владимирский) постави кивот в святей Богородице зборней над трапезою, и украси его златом и сребром»... ещё см. ниже выписку из Патерика и Новгородскую 1 летопись под 1204г.: четыре столбы животные (у Греков нередко называет его кивотом,– κιβωτς, патриарх Герман). [В Волоколамской рукописи 566 л. 299: «кивот над трапезой».] 312 Не знаем, как было у Греков в древнее время, но в настоящее время второй способ устроения кивория, которого нам не приходилось видать в России, не только употребителен у них одинаково с первым, но и преобладает над ним. Древние памятники большей частью выражаются о стоянии кивория над престолом не с такой точностью, чтобы можно было видеть, как именно он был ставим; но патриарх Фотий совершенно ясно говорит о кивории «Новой церкви» Василия Макодонянина, что он был поставлен на самый престол, ибо, во-первых, выражается о нём τ θε τραπζ πικεται, во-вторых, столбы его называет – στυλσκοι (выписка из его Laudatio Neae Ecclesiae у Дюканжа Gloss. Graecit. под словом κιβ ριον). Кивории в Менологии императора Василия – на колоннах, поставленных на пол алтарный, помимо престола,– ч. I, стр. 16 и 63, ч. II, стр. 111, 145 и 154. 313 Патриарх Иерусалимский Нектарий в книге πιτομ τς εροκοσμικς στορας et cast. (заглавие огромное) говорит о главной церкви Синайского монастыря, построенного Юстинианом: νωθεν τς γας τραπζης κρμαται ορανς κ χρυσοφντου ππλου, т. е. поверх святого престола висит небо из златотканой материи, Венецианское издание 1677г. стр. 157. [У Греков называется ещё небом ( ορανα), переносный (portatif) балдахин, который употребляется у них (по-западному) в крестных ходах ( Χιτου στορα πταν σου, стр. 268 начало. Изображение этого балдахина см. в Словаре Мюллера-Мотеса, fig. 1116, S. 767).] 317 О кивории Юстиниановой Софии у Дюканжа в Constantinop. Christ, lib. III, с. LVII и след., р. 50 sqq., и наш архиепископ Новгородский Антоний в своём Паломнике по изданию Савваитова стр. 73. О кивории Новой церкви Василия Македонянина патриарх Фотий в Laudatio,– у Бандури в Imperium Orientale, t. I, lib. VI, p. 119. 318 Правнуком одного богатого гражданина Киева, получившего в Печерском монастыре чудесное исцеление: «тоже исцелённого правнук оковал кивот златом над святою трапезою за очищение того»,-рассказ Поликарпа об Алипии иконописце.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

См. священника Успенского Историческая записка о селе Оковцах, Москва, 1873 г. Ныне Оковцы – в Осташковском уезде, но иконы по-старому называются Ржевскими. Во время смут междуцарствия они были в Новгороде, но в 1667 году, по воле патриарха, возвращены. 127 Повесть о св. княгине Ольге – в начале степ. книг. I, 6–11. Эта повесть составляет прибавление к степ. книге, пришитое во время митр. Макария, если не после него. Она стоит здесь без всякой связи с степ. книгой. За ней следует оглавление степ. книги, т. е. начало её. Об Ольге степ. книга повторяет слова Нестора. I, 80. Эта повесть – сочинение известного баснослова Василия. Из неё сделано было им извлечение для пролога, но туда оно не попало. Извлечение напечат. у преосвященного Макария в истор. Русск. Церкви I, 228–229. Помещённое в печат. прологе краткое житие святой Ольги встречается в ркп. прологе XV в., у Румянцева 321. Странно, как тенденции о Василия сходятся с тенденциями нынешних западников. 128 Лавровского о Иоакимовой летописи, стр. 57. Харьков 1856 г. Иоакимова летопись – в Отечеств. Зап. 1856 г. о призвании Рюрика из Славянск. поморья и о Славянск. значении имён Рюрика, Игоря, – Олега – Гедеонов: «о Варяжском вопросе, гл. XIII–XV». В Запис. императорской академии наук. И Нестор ясно говорит, что Варяги Рюрика – не Шведы, не Норвежцы, не Датчане, не Англо-Норманны. – Замечание это было нужно сделать в его время: в XI в. Варяжская дружина Греческих императоров состояла уже не из одних Вендских мечников, а и из кондотьеров Швеции, Норвегии, Новманской Англии... Дании. 130 Собр. л. I, 25. Древлянские мужи «седяху – в великих сустугах, гордящеся». Сустуг известен и ныне у Мордвы, – медное грудное украшение. Недавно найденный сустуг X века – медное грудное украшение с шестью рядами («перегородами») спускающихся цепочек с бубенчиками (Ж. Μ. Внутренн. дел 7. 39, стр. 165, 166). По Переславской летописи (Μ. 1851 г., стр. 12) Ольга говорила Древлянам: «прошу у вас дайте жертву богам, дайте со двора по три голубя и по три воробья». И Константин Багрянородный писал о Русских, что они «приносили в жертву живых птиц». 131 Ныне дер. Староселье на левом берегу Днепра, невдали от устья Десны, почти против Вышгорода. – См. Черниг. епарх. изв. 1863 г. 15. По Львов. I, 69, «есть село её у Киева близ Десны именуемо и до днесь Олжище. По Днепру же перевоз её (Ольги) и доныне словет».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17 апреля по распоряжению отца наместника Игорь Росляков был в числе десяти рабочих принят в послушники и на следующий день переселен из Скита в один из братских корпусов монастыря. Запись о переезде Игорь заключил молитвенным прошением: «Батюшка Амвросий, не остави нас!» 29 апреля, в Страстную Субботу, восемь послушников, и среди них Игорь, были одеты в подрясники. 30 апреля, на Пасху, он пишет: «Милость Божия дается даром, но мы должны принести Господу все, что имеем». Как бы предугадывая, что получит послушание летописца (он был им назначен осенью того же года, 22 сентября), Игорь пишет духовный очерк о праздновании Пасхи в Оптиной в 1989 году Сохранился черновик, на самом деле – уже почти беловой текст. Это действительно историческая запись – и по описываемому событию, и в отношении самого автора, будущего мученика, который встретит еще лишь четыре Пасхи. Четвертая в его жизни будет последней. «Говоря сегодня об Оптиной Пустыни, – писал Игорь Росляков, – невозможно обойтись без слова «возрождение». Рассказывают ли о славном прошлом монастыря, судят ли о нынешних его делах, пророчествуют ли о его будущем, – во всем и всюду тайно или явно, присутствует это слово. Оно – символ, знак, указывающий направление текущего времени; оно как нельзя точнее определяет суть сегодняшних устремлений, в которых сливается временное и вечное, соприкасаются планы человеческие и судьбы Божий. Воистину Оптина Пустынь “рождается свыше”, рождается милостью Божией и дерзновенными молитвами преподобных отцов Оптинских. Но жизнь она обретает не бессловесным младенцем, а четверодневным Лазарем, воплощая собой тот единый смысл, который ставит рядом возрождение и воскресение. Воскресение Христово свершилось, и потому вера наша истинна (см.: 1 Кор., гл. 15. – Сост.), – говорит апостол Павел. Соотнося его слова с судьбой Оптиной Пустыни, можно сказать, что величие и слава Оптиной истинны, поскольку положено начало ее возрождению. Вновь обретающие жизнь по-новому ощущают ее полноту. Наверное, поэтому Оптиной Пустынью по-особому осознавались события Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы; наверное, поэтому для нее стала необыкновенной радость встречи Христова Воскресения.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

691 С младенцы... за Христа от Ирода избиенными. По евангельской легенде, царь Ирод избил в Вифлееме младенцев, рассчитывая умертвить родившегося там Христа. 692 Селунского мироточца имени наречение стяже. Царевич Димитрий, сын Ивана Грозного от жены его Марии Нагой, назван был Димитрием в честь мученика Димитрия, замученного в городе Солуни – Фессалониках. 693 Его же крове ради... ныне Росийска земля всяко от бед потрясаема. «Убиение» царевича Димитрия Иван Тимофеев считает одной из причин тех бедствий, которые претерпела русская земля в эпоху так называемого «Смутного времени». 695 Сего же ближника имяни писания толку не имать. Тимофеев, толкующий имена, которые русский народ после принятия христианства заимствовал у греков, не мог объяснить русского имени Годунова – Борис и считал, что это имя в «животных» книгах, т.е. в «книгах жизни», «не вписася от Бога». Он думает, что это имя не вписано «ради богоненавистных» дел Бориса, забывая, что многие старорусские имена (Глеб, Ольга и др.) тоже не могут быть истолкованы. 696 Во град некий... его оземством немилостивне осуди. После кончины Грозного бояре, которым Иван Грозный поручил Федора, желая предотвратить готовую возникнуть борьбу за престол, тотчас же отправили в Углич жену Грозного Марию Нагую вместе с ее малолетним сыном Димитрием и родственниками – Нагими. 697 Углечь – город Углич на Волге, в Ярославской области – один из древнейших русских городов. По летописям, он основан братом или родственником княгини Ольги – Яном. Великим князем Владимиром Углич был дан в удел сыну его Борису вместе с Ростовом. В 1212г. Углич был отделен от Ростова и отдан в удел князю Всеволоду Константиновичу. 698 Луппа некоего. Такое прозвание носил Андрей Петрович Клешнин, окольничий царя Федора, который вместе с князем Василием Шуйским ездил в Углич производить следствие о смерти царевича Димитрия. Клешнин умер в 1599г. схимником, почему и была создана легенда о том, будто бы он был одним из главных сообщников Годунова в деле убиения Димитрия (см. «Новый летописец», гл.40, изд. Оболенского, с.33).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

754 «А тяж епископлих, – пишет князь, – не судити никому же, судить их сам епископ», т. е. тех тяж или дел судебных, которые подлежат суду епископов. 756 Напечатана в Дополнениях к Актам Истории, т. I, стр. 5; нужное нам место в грамоте стр. 7, col. 1 нач. 757 Ещё об одной тяже сказано так, что, может быть, разумеются две тяжи, причём речь об одной непонятная: «шестая (тяжа) вопрос, а то епископу, зелья и душегубства – тяжа (та же шестая, ибо седьмая далее) епископля». 758 Новелла Алексея Комнина у Ралли и П. V, 281, самый конец новеллы (дела брачные имеют две стороны – церковную и гражданскую. Что по церковной стороне они подлежали суду церкви, это само собой разумеется, но император, как кажется, предоставляет их суду церкви и по гражданской стороне, cfr послание Константинопольского патриарха Германа II к нашему митрополиту Кириллу II, в Памятниках канонического права Павлова col. 83 нач.). 759 Техническое название законной жены в древней Руси было „водимая” (Летопись о жёнах Владимира под 980г.), т. е. ставшая сожительницей по брачному обряду Киевскому или Полянскому, о котором летописец говорит: „не хожаше зять (жених) по невесту, но привожаху вечер, а заутра приношаху по ней что вдадуче”. 760 «Суды церковные даны законом Божиим и прежними цари и великими нашими князи; князю и боярам и судиям в те суды нельзе вступатися..., то дано клирошаном на потребу, и старости и немощи и в недуг впадших чад мног кормление, нищих кормление, обидимых помогание»... и пр., Памятники канонического права Павлова, col. 118. 761 Стоглавник гл. 68, соборные статьи 28 Мая 1667г., – в Акт. Экспед. т. IV, стр. 205, статьи о святительских судах патриарха Адриана, – в приложении к диссертации Калачова о Кормчей, в Чтениях Общества Истории и Древностей 1847г. стр. 11, докладные пункты Синода 12 Апреля 1722г., – в Собрании Законов т. VI, [См. «Дополнения и поправки " ] . 762 Имеем, однако, некоторые указания, что расширение суда церковного совершилось не без борьбы между властью церковной и государственной: В житии преподобного Аврамия Смоленского говорится о епископе Смоленском Лазаре, занимавшем кафедру в первой четверти XIII века и оставившем её в 1225г. или перед этим годом: «сей бо беяше ради Бога оставил епископью свою и за многие обидения святих церквей, иже обидят властели, отъимающе чюжая без правды», – Православный Собеседник 1858г., ч. 3, стр. 376 начало. Патриарх Константинопольский Герман в своём послании к митрополиту Кириллу 2 приказывает всем нашим князьям, под угрозой неразрешимого отлучения, огребаться отнюдь от святительских судов, – в Памятниках Павлова col. 82 fin.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Адонаи – Господь, руски Бог, инде же обретох, написано Аданаи сый Бог. Сборник разнородных выписок из разных книг, раздел. на 169 глав. Впереди оглавление, сопровождаемое отрывками из русской летописи, в конце два послесловия; первое о прилежании к чтению божест. книг списано, кажется, с какой-то печат. книги, вшорое свое, частию о том же, а частию об оправдании в своих ошибках и неудобопонятности языка: Понеже ини разно гляголют вси уседцы языка сего, разнее многым вещанием согласоваются и ни многими перевотчикама, и сие не до зело что поразумнилися, и се Русиане иже не многии, но на Москви, Понизове, Великиц Новогород, Псков, а северская страна. Аз же многогрешне перебродя литовская Полша, Краков, Русь, Вилне, Подолия, Волыни и другая; слышах Словяне, Сербы, Болгары, Волоси, а третия часть, яже аз знаю, Чехове, Гусареве, Мозовляне, Подгоряне, Поляне, Меделяне поляне же и ини мнозе во всех частех и ордях, зело знаю, поразнилися, понеже град, то и пословица, но паки московска рече особна... Под гл. 130 на обор. л. 370, следовавшего после 360, помещена таблица с написанием в ней разных букв. Выше таблицы читаем: Во Риме написал бес над дверми церковными у верховных Апостол. Ниже таблицы: Смотряще же Римляне и недоумевающеся отнюдь, что сие на удивление бысть всем. Бес же, иже написа, явися юношою и глагола им: что зрите чюдящеся сему. Они же реша: не вемы, что се писание и хто писа. Он же глагола им: что ми дадите? Они же моляще его много и хотяще ему воздати залог сребра. Бес же протолкова им 6 покоев (написанных в первых только сверху клетках) и в часе времяне избысть. Буквы в клетках, читая снизу вверх, означают: Папа роди робенка перед вороты (церковными) Петра и Павла, с латинского: Рара peperim риегигит, ет соетега. л. 402. Первоздана человече Адама пророчеством Моисеово (и) от словес ап. Иоанна Богослова. Нач. Аз наречен начало и конец, и повели Господь Ангелам своим взяти на востоци, добро на западе, мыслете на юзе, ерь на севере, и нарече Господь Бог имя ему Адам.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В распоряжении Длугоша был древнерусский летописный свод, в своей ранней части, впрочем, довольно сильно отличавшийся от существующих редакций Повести временных лет (его иногда считают Перемышльским сводом; см., напр.: Тихомиров М. Н. Русский летописец в «Истории Польши» Яна Длугоша//Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. С. 226–237), тогда как Герберштейн, согласно выводам Б. М. Клосса, пользовался летописями типа Ермолинской и Воскресенской (Герберштейн С. Записки о Московии/Перев. с нем. и лат. А. И. Малеина и А. В. Назаренко; вступ. статья А. Л. Хорошкевич; под ред. В. Л. Янина. М., 1988. С. 288–289. Прим. 59). Ср. коммент. Уточненные хронологические данные о Киевских митрополитах см. в списке: «Архиереи Русской Православной Церкви (988–1240)» на с. 663–667 наст. книги. Это событие в Лаврентьевской летописи действительно помещено под 1123 г., но в соответствии с полной датой («в 10 день мая месяца в субботу пред вечернею») должно быть отнесено к следующему 1124 г., как и означено в Ипатьевской летописи (ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1928. Т. 1. Стб. 293; 2-е изд. СПб., 1908. Т. 2. Стб. 288). Последующие исследования показали правоту митр. Макария: свт. Ефрем в самом деле был митрополитом именно Переяславля и никогда — Киевским, т. е. общерусским, поскольку в 70–80-е гг. XI в., помимо Киевской, на Руси существовали еще две титулярных митрополии — в Переяславле и в Чернигове (см. коммент. См. коммент. Автор следует здесь за датой в Ипатьевской летописи, которая дана, однако, в данном случае по ультрамартовскому стилю (Бережков Н. Г. Хронология. С. 137), т. е. соответствует 1136 мартовскому году. Ср. коммент. Здесь, как и в приложении 1 к т. 2 «Истории», автор вступает в противоречие с самим собой, поскольку в гл. 2(I) и в прилож. 2 к т. 2 владыка Макарий совершенно справедливо отмечает, что прп. Антоний поселился в пещере после удаления Илариона на митрополию в 1051 г.; тогда-то и было положено начало Печерскому монастырю. К сожалению, во многом двоится само древнее печерское предание.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010