С какой стороны ни зайди, ум легко находит оправдания богатству. Ум лукав. Поэтому пришел Бог и рассудил, как и что, лучше нас. Вчитаемся в слова сегодняшнего Евангелия: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24). Вдумаемся в каждое слово. Два господина. Один господин – Бог. Второй господин – Рубль. Обратим внимание: Христос говорит не о слуге Рубле, а о господине. Иоанн Лествичник уточняет роль денег, которые почти никогда не бывают слугами и обманывают нас: Начинается сребролюбие предположением раздаяния милостыни, а кончается ненавистью к бедным. И он (сребролюбец), пока собирает, милостив бывает, а как скоро набрал, – и руки сжал. Как имеющие на ногах оковы не могут удобно ходить, так и те, которые собирают деньги, не могут взойти на небо. Корень всех зол есть   и именуется   сребролюбие, потому что оно производит ненависть, татьбы, зависть, разлучения, вражды, смятения, памятозлобие, жестокосердие, убийства. Святой муж тонко заметил, что деньги не только убивают, став нашими господами, но и убивают душу даже одной только любовью к ним. Ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Христос отметает возможность любить сразу двух господ, Христа и Рубль, по причине разности их природы. Если любишь Рубль, любить Бога невозможно. Если любишь сытость, покой и негу, никогда в них не обретешь Бога. Потому что покой и сытость оглушают и ослепляют душу. Иоанн Лествичник: Нестяжательный чисто молится, а любостяжательный во время молитвы бывает исполнен вещественных образов, и будто им молится. Евангелие подмечает ложь и обман беса сребролюбия: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6:25). Лествичник уточняет методы обмана души бесом: Не говори, что имеешь нужду собирать для нищих (чтоб чрез помощь им получить Царствие), ибо Царствие можно купить и за две лепты.

http://pravmir.ru/chtobyi-zhertvovat-nuz...

И вот по этой лествице, подобно ангелам, восходят на небо святые; по этой лествице и нам, братие и сестры, некогда придется восходить... О, если бы это восхождение было благополучно! Что может препятствовать этому восхождению? – Грехи наши. Кто из нас может пройти беспрепятственно по этой лествице и не быть низверженным вниз? Надежда только на помощь и покровительство Пречистой Девы, Которая называется Надеждой ненадежных, Утешением скорбящих, Споручницею грешных... Будем к Ней взывать, Ей молиться, чтобы безопасно было для нас это восхождение, чтобы и нам со святыми достигнуть рая. Недаром Святая Церковь заповедует нам каждый вечер молиться Пресвятой Деве такою молитвою: «Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево, Богоневесто Владычице... Иже ненадежных едина надежда и боримых помоще, готовое заступление к Тебе прибегающих и всех христиан прибежище...» 338 Об обязанностях игумении (при посвящении игумении Агнесы) В Никитском монастыре, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона 27 июля 1913 года Господь Иисус Христос, Пастыреначальник, раздающий чины в Святой Церкви, удостоил ныне тебя, мать, столь высокой почести, какую только может иметь женщина в христианской Церкви. Он удостоил тебя чина игумении. Этот посох – символ твоей власти, твоего достоинства. Приими его от моей грешной руки, как от руки Самого Спасителя и Бога. Прими и помни, что с чином этим соединены не радости, а скорби. Взирай на него и знай, что тебе, как и всякому начальнику, предлежат, прежде всего, страдания. Враг нашего спасения не дремлет, он особенно ненавидит тех, которые облечены высоким положением, особенно изощряет стрелы на человека, стоящего на высоте правления, старается чинить вражду. Эти скорби весьма жгучи. Затем людская злоба и зависть не оставляют в покое человека правящего, стремясь очернить его клеветой. Словом, зависть, злоба и клевета не обойдут и тебя. Но, возлюбленная сестра, не забывай слов Господа: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лк.6:26 ). А тем, которых гонят, Он обещал Царство Небесное (ср.: Мф.5:10 ). Помни, что Он говорил апостолам: Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется ( Ин.16:20 ). Ты слышала, как сегодня читали в Евангелии: Если бы вы были от мира, то мир бы любил свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, то будут гнать и вас ( Ин.15:19–20 ). Пусть эти слова будут тебе утешением и отрадой. В скорбные минуты взывай ко Господу: Боже, в помощь мою вонми. Господи, помози ми ( Пс.69:1 ; Мф.15:25 ). В отношении сестер будь благожелательна, ко всем относись с любовью, пусть сестры приходят к тебе и с горем, и с радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Надежда является еще одним важнейшим средством, которое должно быть добавлено к терпению 4237 . Человек, «исполненный надежды, – разрушитель уныния, которое он побеждает, вооруженный этим мечом», – наставляет преподобный Иоанн Лествичник 4238 . А Евагрий дает такой совет: «Когда мы сталкиваемся с демоном уныния... сея в себе добрые надежды, произнесем вместе с Давидом мольбу: Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего ( Пс. 41:6 )» 4239 . Чтобы более или менее быстро освободиться от страсти и обрести покой 4240 , нужно прибегнуть к надежде, и не только к надежде избавиться от страсти, но и к надежде на будущие блага, которая, как замечает святитель Иоанн Лествичник , выносит приговор этой страсти 4241 и ее «уничтожает полностью» 4242 . Третье существенное лекарство – это покаяние, скорбь и сокрушение. Если человек «вспоминает о своих грехах. Бог помогает ему во всем, и он не страдает от уныния», – учит один из старцев 4243 . «Пусть этот тиран будет связан цепями памяти о наших грехах», – советует, со своей стороны, преподобный Иоанн Лествичник 4244 . Он же говорит: «Тот, кто сокрушается о себе самом. не знает уныния» 4245 . Слезы, которые следуют за покаянием и духовной скорбью, бесспорно, являются еще более сильным лекарством. «Уныние подавляется слезами» 4246 , – отмечает Евагрий, который в другом месте пишет: «Проливать слезы – это великое лекарство против ночных видений, порождаемых унынием. Ведь это средство мудро применялось пророком Давидом к его собственным страстям. Он говорил: Утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою ( Пс. 6:7 ) 4247 . Другое важное средство – это память смертная (μνμη θαντου) 4248 , основополагающая аскетическая практика, которая заключается для человека в постоянном воспоминании того, что он смертен и его смерть может наступить в любой момент. С этой памятью смертной связан совет, часто подаваемый святыми отцами: жить каждый день так, как если бы он был последним, – совет, который нужен не столько для того, чтобы приготовить человека хорошо умереть, сколько для того, чтобы помочь ему правильно жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Ничто так не пагубно для духовной жизни, как памятозлобие. Оно, по сути, полностью противоречит подражанию Богу: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» ( Пс. 129:3 ). Оно – прямая противоположность прощению. В молитве Господней мы просим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). Когда долг возвращен, он стирается, как будто его никогда не было. Так Бог прощает нас. Он разрывает на Кресте писания наших грехов. Они потоплены в воде крещения и смыты слезами покаяния. Если мы не хотим забыть зло, то мы не прощаем, а Бог прощает, и мы продолжаем «вести запись» грехов своих. Господь наш говорит: «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ). Ясно, что если мы помним причиненное нам зло, то и Бог будет помнить зло, сделанное нами. Памятозлобие есть плод неисцеленного гнева. Если мы укрощаем свой гнев и очищаемся от него, то наши прегрешения прощаются: «Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие» (Лествица. 9:4). Св. Иоанн говорит нам: «Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно» (Лествица. 9:9). Мы должны перенаправлять свой гнев на грех и зло и, прежде всего, на свои собственные грехи и духовные несовершенства. В качестве лекарства от злобы и памятозлобия св. Иоанн рекомендует особую молитву: «Да посрамляет его молитва , дарованная нам Иисусом, которую мы не можем произносить с ним, имея памятозлобие» (Лествица. 9:10). Неясно, подразумевает ли св. Иоанн под «молитвой, дарованной нам Иисусом», Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного») или молитву Господню (Отче наш). Учитывая то, что сказано выше о молитве Господней и о прощении долгов, я склонен полагать, что речь идет о ней. Когда мы, произнося эту молитву, доходим до этого места, здесь следует ненадолго остановиться и поразмыслить: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Здесь у нас есть возможность применить молитву на практике, поняв, о чем идет речь, и увериться в том, что мы действительно имеем в виду то, что произносим.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Что же мы можем противопоставить этой страсти? Как всегда ответ будем искать в Священном Писании: Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся. Кротость ваша разумна да будет всем человекам. Господь близ. Ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу: и мир Божий, превосходяй ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе и далее Сия творите: и Бог мира будет с вами ( Флп. 4:4–7, 9 ). В этом апостольском наставлении заключается вся сущность противостояния унынию, этой «всепожирающей духовной смерти», как называет его преподобный Иоанн Лествичник (Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. Ст. 13, 9). Речь идёт не о бессмысленной радости, а о радости христианской, радости «о Господе». Апостол говорит, что кротость христианина должна быть известна всем окружающим, и вся вообще жизнь должна изобиловать добродетелями достославными и доброхвальными даже у язычников. И вот тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп. 4:7 ). В условиях падшего мира своими силами мы этого сделать не сможем, поэтому апостол заповедует: Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои прошения пред Богом ( Флп. 4:6 ). О седьмой греховной страсти, которая называется тщеславием, или славолюбием, Господь наш Иисус Христос сказал так: Когда творишь милостыню, не труби перед собою, так делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы их прославляли люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6:2 ). Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Кто покусился бы пространно о сем предмете (тщеславии) любомудрствовать, уподобился бы человеку, который всуе старается определить вес ветров» (Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. Ст. 22, 1). Тщеславие он именует «расточением трудов», «похитителем душевных сокровищ», «исчадием неверия», «предтечей гордости», «потоплением в пристани» и «муравьём на гумне», который хотя и мал, однако, расхищает всякий труд и плод. «Муравей ждёт собрания пшеницы, а тщеславие – собрание богатств: ибо тот радуется, что будет красть, а сие, что будет расточать» (Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. Ст. 22, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

«Всякия кончины видех конец» ( Пс. 118, 96 ), – сказал Богоотец пророк Давид 653 ; видел он и конец нечестивых: они «будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою; но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте» ( 2Цар. 23:6–7 ). С кем будешь ты сопричтена, душа моя, внегда будеши судитися 654 ? Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к Небесем: почто не имела еси восхода тверда, благочестия. «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» ( Быт. 28, 12–13 ). «Ты же разумела ведь, душа моя, лествицу Иакова, которая была явлена от земли к Небесам! почему же, и после этого откровения, не имела твердого восхождения – благочестия?» Видишь, как удивляется твоей неосновательности, душа моя, преподобный? Ведь сколько событий случилось после того, как праотец получил это откровение! Эта невидимая простым глазом лествица воплотилась 655 , она стала видимой и простыми глазами – в Той, Которая соединила в Себе земное и Небесное, в Матери Божией, которую Церковь именует лествицей Небесной. Эта незримая лествица соединила в погребении Ее земной и Небесный миры. По этой лествице Матерь Божия – первая из земных! – телом 656 взошла выше Небес 657 , до Престола Божия, где свет Троицы страшный и неприступный 658 , где Она предстоит ныне Божеству Триипостасному, лицем к лицу зряще, идеже лица покрывают Серафими 659 , и зрит на Престоле Божии всенепорочное тело Господа обоже?нное 660 . В этом восхождении – великом чуде, совершенном нас ради 661 , – человецы со Ангелы соединишася 662 : «Ныне проходно бысть Небо и человеком, при- дите убо, вси христоноснии, взыдем с Материю Божиею» 663 , ибо «в Небеси заключися нетленное тело» 664 Богоматери, «Еяже ради мы обожихомся» 665 . И Церковь поэтому воспевает в день Успения Владычицы: «Погребение Твое, Богородице, лествице Небесная, Тебе лествица бысть, еюже возшла есь к Богу, сущему верху ея» 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

    «Всякия кончины видех конец» (Пс. 118:96), — сказал Богоотец пророк Давид; видел он и конец нечестивых: они «будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою; но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте» (2Цар. 23:6—7).    С кем будешь ты сопричтена, душа моя, внегда будеши судитися?     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к Небесем: почто не имела еси восхода тверда, благочестия.     «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» (Быт. 28:12—13).    «Ты же разумела ведь, душа моя, лествицу Иакова, которая была явлена от земли к Небесам! почему же, и после этого откровения, не имела твердого восхождения — благочестия?» Видишь, как удивляется твоей неосновательности, душа моя, преподобный? Ведь сколько событий случилось после того, как праотец получил это откровение!    Эта невидимая простым глазом лествица воплотилась, она стала видимой и простыми глазами — в Той, Которая соединила в Себе земное и Небесное, в Матери Божией, которую Церковь именует лествицей Небесной.    Эта незримая лествица соединила в погребении Ее земной и Небесный миры. По этой лествице Матерь Божия — первая из земных! — телом взошла выше Небес, до Престола Божия, где свет Троицы страшный и неприступный, где Она предстоит ныне Божеству Триипостасному, лицем к лицу зряще, идеже лица покрывают Серафими, и зрит на Престоле Божии всенепорочное тело Господа обоже?нное.    В этом восхождении — великом чуде, совершенном нас ради, — человецы со Ангелы соединишася: «Ныне проходно бысть Небо и человеком, при- дите убо, вси христоноснии, взыдем с Материю Божиею», ибо «в Небеси заключися нетленное тело» Богоматери, «Еяже радимы обожихомся».    И Церковь поэтому воспевает в день Успения Владычицы: «Погребение Твое, Богородице, лествице Небесная, Тебе лествица бысть, еюже возшла есь к Богу, сущему верху ея».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

5. «Лествица Иакова» полна Ангелов, поднимающихся от земли и спускающихся к земле. Несут они Богу молитвы всех, а людям от Бога – дары Его любви. Память об этом может ободрить каждого, тем более тогда, когда кажется одиноко и грустно в мире, давно страждущем от «оскудения преподобных». Для верующих это оскудение восполняют Ангелы, и милость Царицы Ангелов – Пресвятой Богородицы. 6. «Лествица Иакова» не только утверждена на земле, но и достигает неба. Этим примером Господь зовет каждого подниматься и устремляться ввысь, к Богу. Ярким и вдохновляющим живым примером, а не только образом, может быть каждому Пресвятая Богородица, Которая достигла высшего из даров богообщения в самом совершенном образе. Всем верным Она будет Помощницей и Заступницей, если стремление к Богу станет смыслом всех исканий в жизни. 7. Наконец «лествица Иакова» – это связь неба с землей, человека с Богом. Неповторимый и совершенный образец ее – Пречистая Дева. Она Сама стала той лествицей, которая возводит к Богу. Понятно становится, почему читается этот отрывок из книги Бытия на всенощном бдении в праздники Пресвятой Богородицы. Книга пророка Иезекииля (XLIII, 27; XLIV, 1 – 4) По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог. И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа. Вторая паремия обещает через пророка Иезекииля пленным освобождение и даже храма восстановление. Он, пророк, говорит об устройстве будущего храма и об освящении его. Освящать будущий храм будут семь дней, а на восьмой день священники должны принести жертву, но уже не для освящения храма, а для умилостивления Господа и как знак благодарности Ему и выражение преданности. Пророк в видении видел храм весь, потом ему снова показали восточные врата святилища. Они были закрыты. О них было ему сказано, что Господь прошел ими, и никто уже не должен не только проходить ими, но даже и видеть их открытыми. Нет исключения в таком случае ни царю, ни первосвященнику. Даже для вкушения жертвы первосвященнику дозволено будет подойти через притвор к вратам (слово «елам» не перевели греки; оно означает притвор или галерею), чтобы почувствовать себя как бы перед лицом Бога.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010