храм, да духовному Отцу поправить дом; давно уж строен. Простите и благословите нас заочно и помолитесь за нас. Ваши духовные дети... Письмо 2 к новообращенному Истинно радуюсь о Господе, что ты стал теперь чадом Божиим, и всех домашних твоих привел, чрез таинство Св. крещения, к Богу. Вот и самому тебе заметно стало, что царство тьмы для тебя миновалось, и настало царство света – в разуме, совести и в желаниях твоих. Не угашай же, возлюбленный, в себе Духа благодати, принятого тобою во Св. таинствах, ( 1Сол. 5:17–18 ) 102 , но паче возгревай его, ( 2Тим.1:6 ) 103 . Будь Владыце сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое дело благое уготован. Похотей юных бегай: держися же правды, веры, любве, мира со всеми призывающими Господа, – от чистого сердца. Буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый, яко раждают свары ( 2Тим.2:21–24 ), молись непрестанно, ( 1Сол. 5:17 ) 104 . Желаешь ты знать от меня, чтобы ты мог почитать с пользою для себя. – Читай каждый день по главе, или по нескольку стихов, стоя, Св. Евангелие, и проси Бога о разумении его; во дни же Св. праздников присоединяй и чтение дневного Апостола; а, если будешь иметь усердие, читай чаще и Псалтирь Давидову. Читай Четьи-Минеи и другие жития Св. мужей и жен. Из творений Св. Отцев читай Св. Ефрема Сирина , Св. Кирилла Иерусалимского , Св. Иоанна Златоустог о, Преподобного Исаака Сирянина, лествицу Препод. Иоанна Лествичника , Добротолюбие. Из творений пастырей нашей церкви читай творения Св. Тихона Задонского Чудотворца, Димитрия Ростовского , Никифора Архиепископа Астраханского, Филарета Митрополита Московского, Григория Митрополита С.-Петербургского, Евсевия Архиепископа Могилевского, Новую Скрижаль Вениамина, Дни Богослужения Протоиерея Дебольскаго; а из духовных журналов Душеполезное Чтение. В пособие к чтению Свящ. Писания приобрети Церковный словарь Петра Алексеева, и Академический пространный словарь. На первый раз считаю этих книг для тебя достаточным. Читая книги, старайся замечать то, что покажется для тебя важным и нужным, записывай свои мысли и чувствования. Будь в любви у духовного своего отца, и пользуйся во всем его советами и наставлениями. Помни, что Христос изрек о Пастырях Церкви: Вы есте свет мира, вы есте соль земли. ( Мф.5:13–14 ). И так, нужно приходить к сему свету, нужно осолять сею солию наши размышления, дабы у нас вовсе небыло гнилых мыслей и пожеланий. В храм Божий ходи всегда, когда только позволяет здоровье и домашние нужды, и приступай часто к таинству Св. исповеди и Св. Причащения. Домашних твоих учи и наставляй всему доброму, и всем ближним твоим подавай всегда примеры добрые и назидательные, и говори слово здравое. Сия бо творя и сам спасешися и послушающии тебе ( 1Тим.4:16 ). Прости. Благословение и благодать Божия да пребудут с тобою и со всем домом твоим. Твой грешный Богомолец... Ответ на 11 письмо

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

53 «Мы не хотим полуязыческих-полужитейских рассуждений, мы ставим вопрос прямо: веруете вы в Христа или нет?» (C-I. 103–104). «Христианство, отбрасывая прочь всё фальшивое и враждебное себе, должно будет произвести переворот в области всех застывших, косных общественных форм и междуличных отношений. И признаков не должно остаться от всей той полухристианской лжи, которая накопилась здесь» (C-II. 505). 54 «Надо любить других, как себя? Но надо любить других не для других, а для Бога, в Боге: таков завет Христа. И прежде, чем так полюбить других, надо и себя полюбить не для себя, а для Бога, в Боге... Бесконечная любовь к себе, бесконечная любовь к другим есть одна и та же любовь к Богу. Надо отдать себя другим? Но, чтобы отдать себя, надо сперва иметь себя, найти себя, владеть собою. Многие ли из нас действительно нашли себя, овладели собою?» (Мережковский Д. Лев Толстой и Достоевский. Т. 2. Ч. 1. Гл. 2). 55 Ср. написанное тремя годами позже: «...на вечное в любимом устремляет свой взор истинная любовь, но это вечное провидит в самом временном, малом и смертном и всё оправдывает в последнем, кроме греха, как чего-то чужого и не принадлежащего к его подлинной сущности; зато всё, от греха очищенное, как бы ни казалось оно случайным, принимает и утверждает и этим... приобщает к бессмертию» (Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 349). 56 Цель христианина – уподобиться Богу, обожиться (см.: C-II. 15; ОУ I.3). Для этого необходимо раскрыть в себе образ Божий, полюбить не то, что есть, а того, кем должен стать по предвечному замыслу; не отрекаться «от Божества своего, т. е. от самого себя» (Наст. изд. С. 176). «Человек находит в Церкви... самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе духовного единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своём совершенстве, или, точнее, находит в ней то, что есть совершенного в нём самом» (Хомяков А. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 87). О родственном понятии «сыноположение» см.: Василий Великий , свт. О Святом Духе. Гл. 2, 15; ИоаннЛествичник, прп. Лествица, или Скрижали духовные. Слово 30. Гл. 9; Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. 126.2; Иоанн Златоуст, свт. Толкование на св. Матфея Евангелиста. Беседа 19.4.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Добродетель послушания, в отличие от целомудрия, появляется исключительно в христианской монашеской традиции 99 . В апофтегмах определение монаха начинается с послушания: «Сказал старец: жизнь монаха есть: послушание, размышление, не осуждать, не клеветать, не роптать… Все совершать в рассуждении, — в этом монах» 100 . Послушание монаха старцу – такое же как абсолютное послушание ветхозаветных праведников Богу. Жертвоприношение Исаака повторяется в сюжете одной из апофтегм: «Пришел некогда некто из Фивейцев к авве Сысою с желанием стать монахом. И спросил его старец, имеет ли он кого-нибудь в мире. Он же ответил: Имею одного сына. И говорит ему старец: Пойди, брось его в реку и тогда станешь монахом. А когда он отправился бросить его, послал старец брата помешать ему. Говорит брат: Остановись, что творишь? Он же сказал: Старец сказал мне бросить его. Говорит брат: Но снова сказал, не бросай его. И оставив его, пришел к старцу, и стал послушником-монахом за свое послушание» 101 . Наиболее близкие добродетели послушанию – смирение, воздержание: именно этими тремя добродетелями покаявшийся разбойник Давид превзошел всех других монахов, по описанию прп. Иоанна Мосха 102 . Послушание невозможно без смирения, что подтверждается речением из «Лествицы» о несовместимости гордости, антипода смирения, и послушания: «Кипарис не склоняется, чтобы стелиться по земле, и высокоумный монах не приобретет послушание» 103 . В идеале послушание – это не только зависимость одного от другого, но и равенство, что нашло отражение в формуле из апофтегм, устанавливающей отношения между человеком и Богом: «Сказал снова: послушание вместо послушания. Если кто слушается Бога, Бог слушается его» 104 . Прп. Симеон Столпник проповедовал собравшимся вокруг монахам о том, чем монах должен гордиться. Среди 13 тезисов с подчеркиванием той или иной добродетели послушанию отведено третье место: «Гордость монаха – послушание в добрых начинаниях со смиренным сердцем, ибо в нем Господь победил смерть, став послушным даже до смерти, смерти же крестной. Так и мы, братья, умертвим страсти и похоти плоти» 105 .

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

94. Со многим рассуждением должны мы рассматривать, когда и в каких случаях должно нам стоять против предметов страстей и бороться с ними и когда отступать, ибо иногда можно по немощи предпочесть и бегство, чтобы не умереть душевно. 95. Как ветры в тихую погоду колеблют только поверхность моря, а в другое время приводят в движение самую глубину, так должно заключать и о ветрах тьмы, ибо в страстных людях колеблют они само чувство сердца, а в преуспевших – уже только поверхность ума, потому сии последние скорее восстановляют в себе обычную тишину свою, остававшуюся неприкосновенной. 96. Воздержание есть матерь здравия, а матерь воздержания есть помышление о смерти и твердая память о желчи, смешанной с уксусом, которой вкусил Господь наш, Владыка и Бог. 97. Безмолвие есть причина и споспешник целомудрия, пост погашает разжжения плоти, сокрушение же сердца есть враг лукавых и студных помыслов. 98. Как змей не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет через тесную скважину, так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки, и ветхость души, и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого и тесного пути поста и бесчестия. 99. Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, скрываемые от духовного отца, превращаются в дела. 100. Как добрые кони, когда вместе бегут, горячатся один пред другим, так и в общем житии добрых братий один другого побуждает к благой ревности. 101. Как облака закрывают солнце, так и лукавые помышления помрачают и погубляют ум. 102. Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою, так и душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, невольно еще более смиряется в своем образе мыслей. 103. Как носящего ароматы и против воли его обнаруживает благовонный запах, так и имеющие в себе Духа Господня познаются по словам своим и по смирению. 104. Как воры не пойдут опрометчиво в такое место, где видят лежащим царское оружие, так и мысленные тати неохотно приступают скрадывать того, кто с сердцем совокупил молитву и утвердил ее в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

Однажды явился демон св. Симеону Столпнику 102 , который спасался на столпе, и явился ему в виде светлого ангела, да еще с огненными конями и с огненною колесницею и, искушая его, завел с ним такую речь: «Вот, Симеон, ты угодил Богу так, как Илья пророк, и потому я послан сюда на землю, чтобы восхитить тебя, как Илью, на этой колеснице на небо»... Святый поверил было, да как только перекрестился и сказал: «Господи, благослови (то есть перейти со столпа на колесницу)!» – как вдруг не стало ни ангела, ни коней, ни колесницы,– все исчезло. Так крестное знамение спасло преподобного. Хорошо, поэтому, делают те, которые часто ограждают себя крестным знамением. Случился ли наплыв дурных мыслей, произошло ли затруднение, препятствие в деле, подверглись ли мы искушению, соблазну пред сном и после,– при каждом пробуждении, если сотворим крестное знамение,– этим мы заграждаем доступ к себе вражьей силы, разрушаем все вражии козни и наветы. Есть, наконец, третий род сновидений истинных, посылаемых Божиим Промыслом. Здесь может иметь значение общение душ наших, человеческое предчувствие, влияние Ангелов, и особенно Ангела- хранителя, воздействие на нас святых. История и опыт свидетельствуют о возможности подобных сновидений. Как же распознавать эти сновидения и как нам относиться к ним? Прежде всего праведные сны свойственны людям святым, а не нам грешным. У нас часто за множеством грехов и несовершенств отсутствует или, лучше, притуплена способность различения духовных явлений, и если наяву это постоянно проявляется относительно всего вокруг нас и в нас самих совершающегося, то тем более мы можем неправильно понять, что с нами было в сновидениях. А поэтому, лучше всего ко всякого рода снам относиться с осторожностью, не задумываться над ними, не безпокоиться и не стараться их разгадывать. Верующий сновидениям – вполне неискусен, а неверующий никакому сну – истинно любомудр, говорит преподобный Иоанн Лествичник 103 . А премудрый сын Сирахов относительно людей, верующих в сны, сказал: «Верить снам тоже, что хвататься за тень и гнаться за ветром. Многие обольстились сновидениями и погибли, потому что верили им» ( Сир. 34:2, 5, 7 ). Преосвященный Феофан Затворник 104 на вопрос «верить ли снам?» – писал: «Лучше не верить. И если какие сны сбываются, то по сбытии – нужно благодарить Господа за милость, а также за приятные и назидательные сны благодари Господа» (472 письмо). И святые угодники Божии действительно относились с осторожностью даже к истинным сновидениям. Они по нескольку раз проверяли их.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Следовательно: послушание не только действует против рассеянности, но и охраняет сердце от ожесточения и смущения, содержит его постоянно кротким, благим, постоянно способным к умилению, постоянно готовым излиться пред Богом в молитве и плаче, столько искренних, что они по всей справедливости могут назваться и исповеданием души пред Богом, и духовным явлением Бога душе (Пс.103,104,105,106,110). Если инок будет вести себя в монастыре подобно страннику, не заводя знакомства вне и внутри монастыря, не ходя по братским кельям и не принимая братию в свою келью, не заводя в келье никаких излишеств, не исполняя своих пожеланий, трудясь в монастырских послушаниях со смирением и добросовестностью, прибегая часто к исповеди согрешений, повинуясь настоятелю и прочим властям монастырским безропотно, в простоте сердца, то, без сомнения, преуспеет в молитве Иисусовой, то есть получит дар заниматься ею внимательно и проливать при ней слезы покаяния. «Видел я, — говорит святой Иоанн Лествичник, — преуспевших в послушании и не нерадевших по возможности о памяти Божией действуемой умом, как они, внезапно встав на молитву, вскоре преодолевали ум свой и изливали слезы потоками: совершалось это с ними потому, что они были предуготовлены преподобным послушанием» (Слово 26, гл.31). Святой Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат и многие другие отцы обучились молитве Иисусовой и зани­мались ею в обителях, находившихся в столице Восточной Империи, в обширном и многолюдном Константинополе. Святейший патриарх Фотий обучился ей уже в сане патриарха при многочисленных других занятиях, соединенных с этим саном. Святейший патриарх Каллист обучился, проходя послушание повара в лавре преподобного Афанасия Афонского на Афонской горе (Предисловие схимонаха Василия). Преподобные Дорофей (Варсонофия Великого ответ 268) и Досифей (Житие преп. Досифея в начале поучения прп. аввы Дорофея) обучались ей в общежитии святого Серида, первый — неся послушание начальника больницы, второй — прислужника в ней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Будет же тамо еще и смрад нестерпимый от огня серчатаго, ибо написано есть: огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс.10:6)... Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ея (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда же умрут. Ибо писано есть: взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Откр.9:6)... Еще же будет тамо и тьма кромешная, ибо писано есть: связавше ему руце и нозе, вверзите (его) во тму кромешнюю (Мф.22:13); и в той тьме вверженныя будут сидети вовеки, и не будут видети лица Божия никогда... Будет же тамо и глад, ибо рек сам Христос: горе вам, насыщении ныне, яко взалчете (Лк.6:25)... Еще же тамо будет и жажда велия, ибо сам же Христос рек: яко вы возжаждете. Тамо же будет теснота велия, ибо ад полон будет человек грешных, овии вверху, овии среди его, инии же в самом дне адском. Ибо якоже кто насыплет мешец пенязей полн и завяжет его или кто каковый сосуд наполнит доверху рыбою и закроет его; тако и Бог весь ад полн человеки грешными наполнит и заключит его, чтоб оттуду грешницы не исходили " . 98. Лествицы степень 6. 99. Патерик Печерский. Память преподобного Афанасия совершается 2 декабря. 100. Патерик Скитский. 101. Там же. 102. Там же. 103. Житие Паисия Нямецкого, параграф 14. 104. Патерик Скитский. 105. Жена подверглась диавольскому искушению за то, что провела целые шесть недель без приобщения Святых Христовых Тайн. При обильном действии Божественной благодати в первенствующей Церкви и такие погрешности, которые ныне кажутся малозначительными, влекли за собою наказание Божие (Деян. гл.5). Патерик Скитский. 106. Cassiani collatio VIII. Это очевидно из писаний и многих других святых Отцов. 107. Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю (Лк.4:5,6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/209/...

Мы немощны и не должны доверять себе. У нас же все наоборот: понимая, что немощны, идти путем святых отцов не дерзаем, а вот доверяем самим себе гораздо больше, чем доверяли себе они. 103. Вас игумения огорчила, а вам бы только сказать со смирением: согрешила, прости Бога ради. (598) Это чудо и дар Божий - возможность спасаться через руководителей. Доверие к духовному отцу - тоже дар. Осознавая свою немощь и открываясь наставнику, мы предаем себя в руки Божьи, и Бог не даст нам пойти по ложному пути. Наставник - это человек, через которого Бог хочет спасти нас, поэтому дьявол не терпит наставничества. Он обязательно станет указывать на недостатки руководителя, любым путем постарается очернить его и вовлечь нас в хулу. Задача сатаны - разорвать связь с наставником, оставить человека одного, без руководства (что очень опасно) либо выхолостить эту связь, сделать формальной, не приносящей никакой пользы. " Уклоняйте ухо свое от тех, кто поносит наставника, убегайте от клевещущих на него " - читаем у архимандрита Агапита Нило-Столобенского. А преподобный Иоанн Лествичник говорит, что если приходит помысел, хулящий наставника, то " как от блуда отскочи от него " . Зная демонские козни, особенно остережемся осуждать наших руководителей, когда они нас обличают или наказывают. Напротив, нас должно настораживать, если духовник только ласкает и привечает. Это скорее всего говорит о нашей неготовности что-либо терпеть и переносить. Тогда наставник, чтобы окончательно не добить немощного, вынужден говорить лишь хорошее и приятное. Когда же духовник ругает и обличает нас, это знак некоего доверия, предполагается, что мы уже можем кое-что претерпеть. 104. Матери игумении слушайся во всем, говоренное ею яко от уст самого Бога приемли. (600) Когда возникают духовные вопросы, начинаешь задумываться, к кому из священников обратиться, кого слушаться, насколько духовен человек, которого я спрашиваю, насколько способен возвестить волю Божью. Но мы не в состоянии по внешним признакам определить духовную меру человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2229...

Кроме того, необходима молитва и помощь свыше, поскольку одного человеческого разума недостаточно для проникновения в истинный смысл Писания. Прп.  Исаак Сирин учил: никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: «Господи, дай мне ощутить могущество Писания». Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл (Слово 85) 101 . То же самое советует и прп.  Ефрем Сирин : Когда начинаешь читать или слушать [Священное Писание], помолись Богу так: «Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою». Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению (Слово LXXXVI) 102 . В результате молитвы, как обещает свт.  Иоанн Златоуст , видя наше расположение к духовному знанию в чтении Слова Божия, Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум (Беседы на книгу Бытия. XXXV. 1) 103 . Причин, почему необходимо прибегать к помощи Святого Духа в процессе толкования, несколько. Во-первых, это поврежденность человеческого ума и невозможность познать истину. Сама Библия говорит следующее: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божия никто не знает, кроме Духа Божия… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием… потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2:11, 14 ). Писание открывает, что все люди падшие и их ум извращен ( Еф. 4:17–18 ; Рим. 12:2 ). К сожалению, даже у верующих ум, хотя бы частично, всё еще находится в падшем состоянии и только проходит процесс обновления от Святого Духа. Прп.  Иоанн Лествичник сказал: «небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть» (Лествица. XXVII. 11) 104 . Во-вторых, это само Писание, которое происходит не от человека, а от Божественного разума ( Лк. 24:45 ). Человек, занимающийся Словом Божиим без водительства Святого Духа, не может полностью понять смысл и легко может ошибиться в своих трактовках. Истинное значение текста открывается только посредством Духа (см. 1Кор. 2:12–14 , 2Кор. 3:14–18 ; ср. Ин. 6:45; 16:13 ). Святой Дух просвещает ум человека, чтобы он правильно понимал сокрытое в Писании. Также Бог обещает помощь в поисках истины ( Иер. 33:3 ; Ин. 14:26; 16:13 ; 1Ин. 2:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

99 Нестор в Житии пр. Феодосия по ркп Симон о Николе Святоше: «суть же и книгы его и доныне у вас». 100 До нашествия Монголов были в славян. переводе на Руси сочинения: Василия В., любимого монахами (Правила, Слова), Григория Богослова (20 слов пер. с болгарского), Иоанна Златоустого (Златоструй Ц. Симеона, другие слова русск. перев.), Иоанна Лествичника (болгар. пер. у Востокова 198, 199), Иоанна Дамаскина (Экзарха), Кирилла Иерусалимскаго (болгар. пер.), Афанасия против ариан (то же), Анастасия Синаита (болгар. пер., но с поправками русск.), Филиппа пустынника (Диоптра-Смоленская), Феодора Студ. (Оглашения и Устав киевские), Мефодия Тирск. (Киев.), Ефрема Сирина (некот. слова разного перев.). Особенно любили Златоустого (Киев. Лет. стр. 115. 133.). Препод. Нестор читал жития Антония В. и Саввы Палестинского (житие Феодосия). Симон приводит слова пр. Ефрема Сир. (о Николе Святоше). Пролог XIII в. у Румянцева 319. 101 Изборник Святослава у Калайдовича (Иоанн Экз. Болгарский. М. 1820), у Востокова (Опис. Муз 356). Неизвестный киевский черноризец, переводивший для Кн. Святослава послание П. Льва Вел., по собственным словам его, знаком был с Омирскими и риторскими книгами (Москвит. 1843 7). 102 «За Великого Владимира». За, по польско-русскому наречию, означает при (см. Труд. Общ. Люб. Русск. Слов 7. 3); притом сказано о той же рукописи, что она писана, «множая пяти сот лет». То же сказано о времени Владимира и в предисловии слав. Библии 1751 г. 103 Так писал и монах Иаков в похв. сл. благов. К. Ольге; он говорит о Владимире и его подданных: «прияша святое крещение, готово имуще Святое писание и книги переведены с греческого языка на русский». Ркп. Б-ки М. Д. Ак. 175. стр. 177. 104 Напротив, известные списки В. З., напр. в Румянцовом Музее, – все содержат в себе перевод древний болгарский – русские же перемены относятся вовсе не ко времени Владимира. См. Востокова Описание Музея стр. 29 – 235. VII. – 198. 105 Иоанн Экзарх: «А великий Божий Архиепископ Мефодий брат сего преложи все уставные ( κανονικ) книги 60 от эллинска языка». 60: – 33 книги В. З. и 27 Нового: это тот счет книг канонических, который находится в статье Дамаскина, переведенной на славянский язык, по всей вероятности, самим Экзархом, во всяком же случае известной Экзарху, переводившему сочинения Дамаскина – Паннонский(?) биограф св. Мефодия прямо говорит о том, что св. Мефодий не переводил книг апокрифических. Итак, один современник славянским просветителям говорит, что Мефодиев перевод библейских книг состоял из перевода книг канонических, – другой, подтверждая то же, в пояснение прибавляет, что неканонические книги не были переведены. Слч. прим. 106.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010