Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 12.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 7.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93, 95; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Изд. 2-е. М., 1892. Собесед. 22, гл. 6.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 12, гл. 9—10.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 54.    Достопамятные сказания о свв. и блаж. отцах. 165. С. 221.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 357.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 6.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 108.    Он же. Слово 15, § 68.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 55.    См. преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22-е, гл. 4 и далее.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 94.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 5.    Свт. Димитрий Ростовский. Богодухновенное наставление христианское//Сочинения. М., 1894. Ч. I. С. 202.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 104.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255, 353.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 9. С. 45—47; Слово 77. С. 382—383. См. также наставл. преп. Антония Римлянина//архиеп. Филарет Черниговский. Русские святые... Изд. 3-е СПб., 1882. С. 467—468. Ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн, отв. 668; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 8. С. 392; свт. Василий Великий. О употреблении слова//Древние иноческие уставы. С. 410—415.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 38, 78; преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 237, 258, преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. V, гл. 30; преп. Исаак Сирин. Слово 56.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 73—74; ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 9, 17, 18, 26.    Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 56.    Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. С. 103—104.    «Помысл» (греч. логимос) — означает размышление, обсуждение, обдумывание, взвешивание, т. е. область деятельности человеческого ума.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

705 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 12, гл. 9—10. 706 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 54. 707 Достопамятные сказания о свв. и блаж. отцах. 165. С. 221. 708 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 357. 709 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 6. 710 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 108. 711 Он же. Слово 15, § 68. 712 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93. 713 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 55. 714 См. преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22-е, гл. 4 и далее. 715 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 94. 716 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 5. 717 Свт. Димитрий Ростовский. Богодухновенное наставление христианское//Сочинения. М., 1894. Ч. I. С. 202. 718 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 104. 719 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255, 353. 720 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 9. С. 45—47; Слово 77. С. 382—383. См. также наставл. преп. Антония Римлянина//архиеп. Филарет Черниговский. Русские святые... Изд. 3-е СПб., 1882. С. 467—468. Ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн, отв. 668; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 8. С. 392; свт. Василий Великий. О употреблении слова//Древние иноческие уставы. С. 410—415. 721 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 38, 78; преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 237, 258, преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. V, гл. 30; преп. Исаак Сирин. Слово 56. 722 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 73—74; ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 9, 17, 18, 26. 723 Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 56. 724 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. С. 103—104. 725 «Помысл» (греч. логимос ) — означает размышление, обсуждение, обдумывание, взвешивание, т. е. область деятельности человеческого ума. 726 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330. 727 Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях//Добротолюбие. Т. II, § 10. С. 374. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 73—75; архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. С. 28—31.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Бог хочет спасения испытываемому и готовит ему венец славы. – Супротивник хочет гибели и готовит муки. Искушение от Бога сначала бывает скорбным, трудным, но потом и здесь, на земле, приносит благодатное утешение, и там, в жизни будущей, доставляет вечные блага. – Искушение же супостата сначала бывает сладким, но затем неминуемо влечет за собой горечь, угрызения совести и, наконец, нескончаемые муки. «Итак, одно есть искушение (испытание) Божие, другое искушение диавольское» (94–95). Патерик говорит и о причинах, по которым Господь попускает человеку искушения. На основании святоотеческих указаний он отмечает пять причин. Вот они: «1) чтобы, борясь, боримые навыкали различать истинное добро от зла, которое умеет прикрываться мнимой добродетелью, 2) чтобы добродетель, стяжанная трудом в борьбе, была тверже и неприкосновеннее, 3) чтобы, преуспевая в добродетели, мы не возносились, но укреплялись в смирении, 4) чтобы за терпение и труд в борьбе сподобиться большей награды, 5) чтобы достигшие бесстрастия, мы не забывали о своей немощи и о силе Божией, или благодати, помогшей нам» (103–104). Боятся искушений не следует, ибо они полезны. Поэтому должно «всегда ожидать» их и быть готовыми встретить их, чтобы, когда придут – не смущаться, не изумляться. (94). «Кто боится искушений, тот или добра не делает, или, сделав добро, совершает большее зло и разрушает прежде сделанное. Св. Антоний Великий говорит, что без искушения никто не спасется. То же утверждает и св. Лествичник в 26-м слове» (103). Без искушений – бед, скорбей – человек легко забывается и все сделанное им добро начинает «приписывать себе, а не благодати Божией». Но как только он «засмотрится на себя», так тут же и падает (104). Спокойно встретив искушения, надо их в том же спокойствии перенести и победить . «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, примет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его», – восклицает св. ап. Иаков ( Иак.1:12 ). «Напротив, не искушенный муж не искусен, а кто всем будет искушен, может и искушаемым помочь» (94). Потому и преподобный Марк Подвижник считает истинной добродетелью то, «когда после совершения добра человек победит искушение и не впадет в грех» (103).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Т. 1. С. 317. 270 См.: Слова подвижнические. Слово 89. С. 421–422; ср.: Тихон Задонский , свт. Об истинном христианстве. Кн. 1.4. I. Ст. 3. Гл. 2. § 46, 47//Творения. Т. 2. М., 1889. С. 124–125; У. Джеймс. Психология. СПб, 1905. Гл. 10. С. 108–123. 271 Си.». Душеполезные поучения. Поучения. 8, 11. С. 101–102, 126–128; см.: Основы. Т. 1. С. 326; ср.: Нил Синайский , прп. О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения. Гл. 7//Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 206. 272 «Примеры: ...в житии прп. Симеона Столпника, прп. Таисии, в одну ночь покаявшейся, и другие». – Еп.В. 273 Слова подвижнические. Слово 38. С. 162; см.: Основы. Т. 1. С. 335–336; ср.: Лествица. Слово 26, 242. С. 214; Достопамятные сказания. Об авве Сисое. 19. С. 253. 275 Основы. Т. 1. С. 336, 338; ср.: Лествица. Слова 15, 41; 26, 3, 75; 27, 72. С. 127, 180, 193, 232; Собеседования египетских подвижников. Собеседование 3. Гл. 14. С. 251–252. 276 Основы. Т. 2. С. 258; ср.: С. А. Нилус. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым. М., 1903. Гл. 3. С. 9–15. 277 Бывают «столкновения бесов чревоугодия и тщеславия, гнева и чревообъядения,... тщеславия и гнева» (См.: Основы. Т. 2. С. 103–104,222–223). 281 Основы. Т. 1. С. 341; ср.: Марк Подвижник , прп. Нравственно-подвижнические слова. М., 1858. Слово 2. С. 70–71; Филофей Синайский, прп. 40 глав о трезвении. Гл. 13//Добротолюбие. СТСЛ, 1993. Т. 3. С. 405–406. 283 Слова прп. Симеона. Слово 71. Вып. 2. С. 218; см.: Основы. Т. 1. С. 342; ср.: Лествица. Слово 4, 115. С. 67. 292 См.: С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 309–330. 293 Я. В. Литвинова. Гордость//ПЭ. Т. 12. С. 108; М. С. Иванов, проф. Грех//ПЭ. Т. 12. С. 338–339. 294 См.: Герменевтика «восьмеричной» схемы URL: htpp://www.liveintemet.ru/users/isolophey/postl Ю069326.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

В течение XIV в. определения этого Собора были приняты всей полнотой Православной Церкви. Через год они были внесены в чин Торжества Православия.    Григории Палама, святитель. Триады. I, 3, 31. С. 102.    Григории Палама, святитель. Триады, I, 3, 33. С. 104.    Там же. С. 102—103.    «Писание, и закон, и учители, и Бог говорят слова, дабы эти слова стали делом в душе», «чтобы само слово это стало действием и силой» (Макарий Египетский, 4, 30, 1; 4).    Илия Екдик. Цветособрание, 3/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 639.    Марк Подвижник. О законе, 184/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 58.    Макарий Египетский, 4, 7, 3; 4, 8, 1.    Антоний Великий. 17/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 15; ср.; Кассиан Римлянин. К Леонтину/Там же. Т. 2. С. 711.    Кассиан Римлянин. К Леонтину/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 713.    Исаак Сирин. Беседа 1, 56. Ср.: «Господь ... всегда взирает на цель нашу» и «судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» (Лествица. 26, 118, 122).    Марк Подвижник. О мнящихся, 33/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 63; Макарий Египетский, 7, 5, 2; Кассиан Римлянин. К Леонтину/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 711.    Исаак Сирин. Беседа 21, 2.    «Понеже имамы, всяко Господь от нас истяжет милостыни слово, а не якоже не имамы» (Диадох. Главизны, 66/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 328), так что «хотяй что содеяти, и не могий, яко сотворивый есть пред Сердцеведцем Богом» (Марк Подвижник. О мнящихся, 16/Там же. Т. 1. С. 61), и «в том только случае, когда вещи близко, Бог требует от нас исполнить и показать любовь на самом деле» (Исаак Сирин, Слово 55. С. 248; «Слова» Исаака Сирина цит. по: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993). «Бог во всем взирает на намерение наше; но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности. Велик тот, кто не оставляет никакого доброго дела, силам его соразмерного» (Лествица. 26, 163).    «Во всяком деле, намерение взыскуется вещи» (Григорий Синаит. Главы, 14/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 171).    Исаак Сирин. Беседа 1, 59.    «Кто добр по природе, тот недостоин похвалы, хотя [качество это] и вожделенно; . Достоин же тот похвалы, кто собственным своим рачением, с усилием и борьбой, избрал доброе но свободному произволению» (Макарий Египетский, 7, 16, 7). При этом «человеку благим и мудрым скороспешно соделатися не можно, но трудолюбным поучением, и изучением и искусом, со временем и подвигом, и желанием благаго дела. Благий же и боголюбивый человек, воистину ведущий Бога, не престает независтно творити вся богоугодная. Редки же таковые мужи обретаются» (Антоний Великий, 40/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Прп. Иоанн Лествичник. Роспись церкви мон-ря свт. Николая Чудотворца близ Какопетрии, Кипр. 2-я пол. XIV в. Прп. Иоанн Лествичник. Роспись церкви мон-ря свт. Николая Чудотворца близ Какопетрии, Кипр. 2-я пол. XIV в. V. Структура. «Лествица» состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Главы достаточно независимы, но при этом находятся в тесной взаимосвязи и обозначают своеобразную иерархию духовной жизни. Первые 3 главы определяют монашескую жизнь, это главы об отречении от мира (1), о разрыве с мирскими пристрастиями (2) и о добровольном изгнанничестве (3). В следующих главах описываются основополагающие добродетели (главы 4-7: послушание, покаяние, память о смерти, плач), к-рые постепенно должно приобрести монаху, и различные страсти (главы 8-23: гнев, уныние, чревоугодие, гордость и др.), с к-рыми ему подобает сражаться. Плодом успешной борьбы И. Л. называет простоту (24), смирение (25), рассуждение (26), к-рые возводят подвижника к высшим ступеням безмолвия (27), молитвы (28), бесстрастия (29) и любви (30). У духовной лествицы нет последней ступени. Если конец восхождения по ней - любовь, тогда, по словам И. Л., «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету присовокупляя свет разума» (Scala. 26. 152 (26. 2. 38)). Исследователи различным образом группировали главы «Лествицы» по темам. К. Крумбахер объединял главы 1-23, в к-рых говорится о грехах, противоположных христианской жизни, и главы 24-30, посвященные нравственным и богословским добродетелям ( Krumbacher. Geschichte. S. 143-144). П. Дезей выделяет в книге 3 части, каждая из к-рых содержит ключевую тему: отречение от мира (главы 1-7), борьба против грехов (главы 8-23) и христ. совершенство (главы 24-30) ( Deseille. 2002. P. 103-104). Деление, основанное на симметричном расположении тематических блоков в тексте, предложил Г. Гуйо. По его мнению, первые 3 главы, посвященные разрыву с миром, и последние 4 главы о соединении с Богом образуют диспозицию, внутри к-рой заключаются главы о деятельном пути монашеской жизни. Эти главы в свою очередь образуют 3 блока: центральные 16 ступеней (8-23), посвященные борьбе со страстями, находятся между главами об основных добродетелях (4-7) и о плодах подвижничества (24-26) ( Gouilleau. 1974. Col. 373). Аскетическое учение

http://pravenc.ru/text/471351.html

В течение XIV в. определения этого Собора были приняты всей полнотой Православной Церкви. Через год они были внесены в чин Торжества Православия. 200 Григории Палама, святитель. Триады. I, 3, 31. С. 102. 201 Григории Палама, святитель. Триады, I, 3, 33. С. 104. 202 Там же. С. 102—103. 203 «Писание, и закон, и учители, и Бог говорят слова, дабы эти слова стали делом в душе», «чтобы само слово это стало действием и силой» (Макарий Египетский, 4, 30, 1; 4). 204 Илия Екдик. Цветособрание, 3/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 639. 205 Марк Подвижник. О законе, 184/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 58. 206 Макарий Египетский, 4, 7, 3; 4, 8, 1. 207 Антоний Великий. 17/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 15; ср.; Кассиан Римлянин. К Леонтину/Там же. Т. 2. С. 711. 208 Кассиан Римлянин. К Леонтину/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 713. 209 Исаак Сирин. Беседа 1, 56. Ср.: «Господь ... всегда взирает на цель нашу» и «судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» (Лествица. 26, 118, 122). 210 Марк Подвижник. О мнящихся, 33/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 63; Макарий Египетский, 7, 5, 2; Кассиан Римлянин. К Леонтину/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 711. 211 Исаак Сирин. Беседа 21, 2. 212 «Понеже имамы, всяко Господь от нас истяжет милостыни слово, а не якоже не имамы» (Диадох. Главизны, 66/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 328), так что «хотяй что содеяти, и не могий, яко сотворивый есть пред Сердцеведцем Богом» (Марк Подвижник. О мнящихся, 16/Там же. Т. 1. С. 61), и «в том только случае, когда вещи близко, Бог требует от нас исполнить и показать любовь на самом деле» (Исаак Сирин. Слово 55. С. 248; «Слова» Исаака Сирина цит. по: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993). «Бог во всем взирает на намерение наше; но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности. Велик тот, кто не оставляет никакого доброго дела, силам его соразмерного» (Лествица. 26, 163). 213 «Во всяком деле, намерение взыскуется вещи» (Григорий Синаит. Главы, 14/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 171). 214 Исаак Сирин. Беседа 1, 59. 215 «Кто добр по природе, тот недостоин похвалы, хотя [качество это] и вожделенно; . Достоин же тот похвалы, кто собственным своим рачением, с усилием и борьбой, избрал доброе но свободному произволению» (Макарий Египетский, 7, 16, 7). При этом «человеку благим и мудрым скороспешно соделатися не можно, но трудолюбным поучением, и изучением и искусом, со временем и подвигом, и желанием благаго дела. Благий же и боголюбивый человек, воистину ведущий Бога, не престает независтно творити вся богоугодная. Редки же таковые мужи обретаются» (Антоний Великий, 40/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

99 См.: Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1990. С. 31—33. 100 Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье/Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране чудес. Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М., 1991. С. 178. 101 Ин.8(см. выше прим. 126). 102 «И нарече Адам имя жене своей Жизнь, яко та мати всех живущих " _ 103 Ирмос 9-й канона на Благовещение, глас 4. 104 Молитва 9-я, ко Пресвятей Богородице. Петра инока Студийскаго (в молитвах на сон грядущим). 105 Быт.3:23: И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 106 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 3, 151. С. 158—159. 107 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 3, 152. С. 159. 108 «Бог, как я думаю и как надобно понимать, создал человека бессмертным». — Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 2, 151. С. 158. 109 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 1, 150 С. 157. 110 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 3, 152. С. 160. 111 Уставное указание «творить метания три» на каждом припеве Великого канона, ныне мало где исполняемое, означает три поклона (от греч. μετανοια — покаяние). 112 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162. 113 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 5, 156. С. 165. 114 «В старости попускает Бог на человека болезнь, пресекая ему страсть до греха, да в такой кротости спасение получит» (Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 315, на Пс.89:10, со ссылкой на «Псалтирь с толкованием» Златоуста). 115 Симеон Новый Богослов. Главы. 110/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 129; Диадох. Главизны, 3, 67/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 300, 329; Лествица 26, 155 («Лествицу» цит. по: [Иоанн Лествичник, преподобный.] Лествица, возводящая на небо, преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М., 1997). 116 Как богословствует московский святитель Филарет, вопрос Господа «Где Авель, брат твой?»: 117 Исповедание грехов повседневное (в молитвах на сон грядущим).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Чем больше проходит времени, тем легче бесовским силам совершать свое разрушительное дело. Враг окончательно овладевает человеком и губит его только тогда, когда приводит его к мысли, что положение безнадежно и что выхода нет. Но это не больше, как бесовская ложь: пока человек жив, в нем остается воля, хотя и слабая, плененная, искаженная греховной страстью. И если человек, увидев себя на краю бездны, несмотря на всю свою немощь, искренне будет взывать к Богу о помощи, Господь ее подаст: невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18:27 ). Бесы губят людей не только через плотские страсти (блуд, наркомания, пьянство, курение и др.), но так и с помощью душевных (гордость, тщеславие, сребролюбие и проч.). Святые отцы говорят даже об особой специализации падших духов: бес блуда, бес тщеславия, бес чревоугодия, бес пьянства и т. д. Преп. Иоанн Лествичник указывает на особую сосредоточенность некоторых демонов: «Есть бес, который, как только мы возлегли на одр, приходит к нам, и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою, и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями. Есть между злыми духами бес, называемый предваритель, который тотчас по пробуждении является искушать нас, и оскверняет первые наши мысли. Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Один искуснейший делатель сказал мне сие достойное внимания слово: «По началу утра, – говорит он, – предузнаю я все течение дня моего» (Лествица. 26:103–104). Созревшая и укоренившаяся страсть является невидимым идолом, поставленным внутри человека. Ему он служит и покланяется. Поэтому св. апостол Павел называет жизнь по страстям идолослужением: ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5:5 ). Нельзя возлюбить Бога, пока человеком владеет страсть. Духовные писатели-аскеты выделяют восемь главных страстей, которые называют смертными, потому что они разрушительно действуют на весь строй духовной жизни и могут привести в вечной смерти, лишив человека спасения: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говорят о семи смертных грехах, объединяя уныние и печаль. Самая опасная страсть – гордость, которая может привести человека даже к открытому богоборчеству. Полнокровным в духовном отношении христианином может стать только тот, кто избавился от матери всех страстей – себялюбия. Эгоизм абсолютно не совместим с духом христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010