См. книгу De Broglie «Continuite» (Paris, 1941) и сборник статей под тем же заглавием (Cahiers de la nouvelle journee. Paris, 1929). 98 См. об этом мою давнюю книгу «Проблема психической причинности». 99 См. его книгу «La contingence des lois de la nature». 100 «Небесная иерархия». 101 См. об этом труд о. С. Булгакова «Лествица Иаковля». В этой книге много спорного (в учении о природе ангелов), но входить в анализ этого нам здесь незачем. 102 Ср. то же в словах Господа: «Земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом зерно в колосе» (Мк., гл. 4, ст. 28). 103 Подробности см. в I томе моей «Истории русской философии». 104 К истории этого сближения см. этюд о. Г. Флоровского. 105 Человек сокрытый, непознаваемый (лат.). 106 Здесь: настоящая, подлинная природа (лат.). 107 Настоящее состояние ( лат.). 108 О последнем см. обзор материалов, напр., в небольшой книге Thiezemann «Leben und Umwelt» (1956). 109 Очень много материала по этому вопросу собрал кн. Кропоткин (известный проповедник анархизма). 110 См. об этом в моей ранней книге «Проблема психической причинности». 111 О применении моральной категории к оценке бытия см. ч. II. 112 Мы займемся анализом этого существенного пункта в метафизике при изучении исторического бытия (см. ч. II). 113 См. объемистый труд Ed. Hartmann " a по истории эстетики. 114 Творческая эволюция (фр.). 115 Руководящие идеи (фр.). 116 С точки зрения вечности (лат.). 117 Должен, однако, указать, что в понятии «инерции» воскресает до известной степени гилозоизм. См. об этом в моей книге «Проблема психической причинности», ч. I, гл. 1 (Логический анализ понятия причинности), § 7. 118 Кассирер. Познание и действительность. Немецкое название его книги яснее выражает идеи Кассирера: «Funktionsbegriff und Substanzbegriff». 119 Проблема психической причинности, с. 52-53. 120 См. об этом капитальное исследование Busse «Leib und Seele, Geist und Korper». 121 Задняя мысль, подоплека (фр.). 122 По известной формуле (идущей от Фехнера) «не живое из мертвого, а мертвое из живого». 123

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

102. Какую цель должны мы иметь, когда посещаем друг друга? Во-первых, мы должны посещать друг друга по любви; во-вторых, для того, чтобы слышать Слово Божие, потому что во множестве братий лучше познается Слово Божие: когда чего не знает один, то знает другой, и первый, спрашивая его, также узнает сие; наконец, для того, чтобы узнавать свое душевное устроение и состояние и заимствовать примеры жития от других, как делал святой Антоний, от одного заимствуя кротость, от другого – смирение, от иного – безмолвие и таким образом собирая в себе добродетели каждого из посещаемых. 103. При виде других больше всего должно избегать подозрительности, от которой происходит пагубное осуждение. Имею множество опытов, подтверждающих ту истину, что всякий судит о других по своему устроению. Приведу пример. Положим, что кому-либо случилось стоять ночью на каком-либо месте и мимо него идут три человека. Увидев его, один из них думает: «Он ждет кого-либо, чтобы пойти и соделать блуд», другой: «Это, должно быть, вор», третий: «Он сговорился с кем-либо из ближайшего дома вместе пойти куда-либо на молитву и ждет его». Вот трое видели одного и того же человека на одном и том же месте, однако же не одно и то же возымели о нем мнение, но один – одно, другой – другое, третий – еще иное, и очевидно: каждый сообразно со своим душевным состоянием. Как тела черно-желчные и худосочные каждую пищу, которую принимают, претворяют в худые соки, хотя бы пища была и полезная, так и душа, имеющая худой нрав, получает вред от всякой вещи, хотя бы встречаемые вещи и хороши были. А имеющий добрый нрав подобен тому, кто имеет тело добросочное, при котором если он и съест что-либо вредноватое, то оно образуется у него в хорошие соки. Так и мы, если имеем добрый нрав и находимся в хорошем душевном настроении, можем от каждой вещи получать пользу, хотя бы вещь сия и не была полезна. 104. Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенной и неубранной, то говорил себе: «Блажен этот брат, что отложил заботу обо всем земном и так весь ум свой устремил горе, что не находит времени и келлию свою привести в порядок». Также если приходил к другому и видел келлию его убранной, и выметенной, и чистой, то опять говорил себе: «Как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста и состояние келлии согласно с состоянием души его».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

Муж послушливый не знает уныния, через чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания) (прп. Иоанн Лествичник , 57, 103). Общежитие противно унынию, а мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит, и до кончины его на всякий день будет бороть его. Увидев келью отшельника, (уныние) улыбается и, приблизившись к нему, вселяется подле него (прп. Иоанн Лествичник , 57, 103). Врач посещает больных поутру, а уныние находит на подвижников около полудня (прп. Иоанн Лествичник , 57, 103). Источник. Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделия; усердно побуждает посещать больных; напоминает о Том, Который сказал: болен бех, и приидосте ко Мне (ср.: Мф. 25, 36 ); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушных... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 103). Источник. Бес уныния производит трехчасовое дрожание , боль в голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час, дает немного возникнуть; а когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одра; но потом, в час молитвы, снова отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон, и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст (прп. Иоанн Лествичник , 57, 103–104). Каждая из прочих страстей упраздняется одной, какой-нибудь противной ей добродетелью; уныние же для инока есть всепоражающая смерть (прп. Иоанн Лествичник , 57, 104). Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство (прп. Иоанн Лествичник , 57, 104). Источник. Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как только оно кончилось (прп. Иоанн Лествичник , 57, 104). Во время уныния обнаруживаются подвижники; и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние (прп. Иоанн Лествичник , 57, 104). Наблюдай и увидишь, что оно борет тех, которые стоят на ногах, склоняя их к тому, чтобы сели; а сидящих увещевает приклониться к стене; оно заставляет посмотреть в окно кельи, побуждает производить стук и топот ногами. Плачущий о себе не знает уныния (прп. Иоанн Лествичник , 57, 104). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

98. Книга Лествица, в полдесть, на бумаге, в ней Дорофей да Василия великого 30 слов. 99. Лествица, в полдесть, на бумаге, в ней писан в начале Иоанн Летствичник с братьею. 100. Книга Лествица, в полдесть, на бумаге, в ней писано Дорофей да Семион новый Богослов да Петр Дамаскин. 101. Книга Лествица, в полдесть, на бумаге, у ней один сиен, поволочена кожею черною. 102. Книга Лествица, в полдесть, на бумаге, скорописная, поволочена кожею в затылок. 103. Лествица, в полдесть, на бумаге, ветха, поволочена кожею вся. 104. Книга Лествица, в четверть, на бумаге, диакона Мисаила Голутвинского, ветха. 105. Лествица, в четверть, на бумаге, поволочена кожею, ветха. 106. Книга Никонское правило в десть, на бумаге, дачи Царя и великого Князя Ивана Васильевича всея Русии, во влагалищи деревянном, за замком. 107. Книга Никонское правило, в десть, на бумаге, заставица писана золотом. Митрополита Иоасафа. 108. Книга Никонское правило, в десть на бумаге, заставица писана золотом. Митр. Иоасафа. 109. Книга Никонское правило, в десть, на бумаге, заставица писана золотом. 110. Книга Никонское правило, в десть, на бумаге, в нем 40 глав. Митроп. Иоасафа. 111. Книга Никонское правило, в десть, на бумаге, чиновная. 112. Книга Кормчая, в десть, на бумаге, Александрийской, а в начале правил и посланий 111 глав, заставица писана красками, от задней доски писано слово о еретиках, дачи старца Иоасафа Кирьякова. 113. Книга пророчество Иосеево, в десть, на бумаге, поволочено кожею черною, в начале: слово Господне, еже бысть. 114. Книга правило святых Отец, в десть, на бумаге, в начале писано: телеса убо подобно. 115. Книга глаголемая Кормчая, в десть, на бумаге, а в ней 111 глав, дачи инока старца Арсения Одинцова. 116. Книга Златоструй, в десть, на бумаге, в начале писано 11 листов глав, поволочена кожею вся. 117. Книга в десть на бумаге Златоструй, а в ней 16 листов глав. 118. Книга в десть, на бумаге, Криница, а в ней сначала писано 25 листов, глав. 119. Книга в десть, на бумаге, Измарагд, а в ней 162 главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Бог хочет спасения испытываемому и готовит ему венец славы. – Супротивник хочет гибели и готовит муки. Искушение от Бога сначала бывает скорбным, трудным, но потом и здесь, на земле, приносит благодатное утешение, и там, в жизни будущей, доставляет вечные блага. – Искушение же супостата сначала бывает сладким, но затем неминуемо влечет за собой горечь, угрызения совести и, наконец, нескончаемые муки. «Итак, одно есть искушение (испытание) Божие, другое искушение диавольское» (94–95). Патерик говорит и о причинах, по которым Господь попускает человеку искушения. На основании святоотеческих указаний он отмечает пять причин. Вот они: «1) чтобы, борясь, боримые навыкали различать истинное добро от зла, которое умеет прикрываться мнимой добродетелью, 2) чтобы добродетель, стяжанная трудом в борьбе, была тверже и неприкосновеннее, 3) чтобы, преуспевая в добродетели, мы не возносились, но укреплялись в смирении, 4) чтобы за терпение и труд в борьбе сподобиться большей награды, 5) чтобы достигшие бесстрастия, мы не забывали о своей немощи и о силе Божией, или благодати, помогшей нам» (103–104). Боятся искушений не следует, ибо они полезны. Поэтому должно «всегда ожидать» их и быть готовыми встретить их, чтобы, когда придут – не смущаться, не изумляться. (94). «Кто боится искушений, тот или добра не делает, или, сделав добро, совершает большее зло и разрушает прежде сделанное. Св. Антоний Великий говорит, что без искушения никто не спасется. То же утверждает и св. Лествичник в 26-м слове» (103). Без искушений – бед, скорбей – человек легко забывается и все сделанное им добро начинает «приписывать себе, а не благодати Божией». Но как только он «засмотрится на себя», так тут же и падает (104). Спокойно встретив искушения, надо их в том же спокойствии перенести и победить . «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, примет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его», – восклицает св. ап. Иаков ( Иак.1:12 ). «Напротив, не искушенный муж не искусен, а кто всем будет искушен, может и искушаемым помочь» (94). Потому и преподобный Марк Подвижник считает истинной добродетелью то, «когда после совершения добра человек победит искушение и не впадет в грех» (103).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Глава 103 Жизнь и добродетели аввы Стратигия Частый пост, бдение и великое трудолюбие… Об авве Стратигии, настоятеле той же обители св. отца нашего Феодосия, братия монастыря рассказывала нам, что сравнительно с современными иноками три преимущества возвышали его: частый пост, бдение и великое трудолюбие. К главе 103 Прп. Стратигии отличался даром прозорливости и предвидения. Когда преподобный Иоанн Лествичник на Синае, будучи 20 лет от роду, постригся в иноки, Стратигии духом в тот же день узнал об этом и сказал пророчески братии: «Это будет великая звезда вселенной». Глава 104 Жизнь аввы Нонна пресвитера Лучезарная звезда сияла над главой его. В киновии св. отца нашего Феодосия авва Феодосии, бывший епископом в Капитолиаде, рассказывал нам об авве Нонне: «Однажды ночью, перед тем как ударять в било, лежа на своей кровати, я услыхал, как кто-то восклицал: «Господи, помилуй!» Голос был тихий и умильный. Насчитав пятьдесят раз «Господи, помилуй», я захотел посмотреть, кто это молится. Выглянув из окна своей кельи в церковь, я увидал коленопреклоненного старца, и лучезарная звезда сияла над головой его… При свете ее я и узнал старца». А другой из старцев той же обители рассказал нам об авве Нонне следующее: «Однажды, также до удара в било, выйдя из кельи, я пошел во храм и вот вижу – пред храмом стоит старец с воздетыми к небу руками и молится. И руки его сияли, как горящие лампады. Исполнившись страха, я удалился». К главе 104 Капитолиада находилась в Палестине, в северной части Декаполиса, или Десятиградия, к востоку от Гадары. Феодосии епископствовал в Капитолиаде в VI в. О биле см. прим. к гл. 50. О небесном свете – прим. к 51. Глава 105 Жизнь св. старца Христофора, родом из Рима То – свечи отцов! Когда мы были в Александрии, зашли к авве Феодулу, жившему у св. Софии, в Фаре. Вот что мы узнали от него: «Я отрекся от мира в обители св. отца нашего Феодосия, что в пустыне близ св. града Христа, Бога нашего. Там я встретил великого старца по имени Христофор, родом римлянина. Однажды, поклонившись ему, я спросил его:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

95 η απαρχ – «начаток»; слово απαρχ (напр. 1Kop.15:23: «Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его») – имеет в православной христологии и онтологическое, и сотериологическое значение, причем последнее вытекает из первого. Христос и Сам стал начатком нашей обновленной природы. Восприняв от Пресвятой Богородицы подлинную человеческую природу, т.е. начаток нашего смешения, Христос является поэтому подлинным человеком и Спасителем людей. 100 См. св. Григорий Богослов . Слово 21. похвальное Афанасию Великому , архиепископу Александрийскому: «Начало сему бешенству положил Арий, соименный умоисступле­нию» (примеч. 1: « ρειος, Арий может означать неистового, исступленного)» (Св. Григорий Богослов . Собрание творений. Т.1. С.311). В словаре Вейсмана: «« Αρειος, собств., в пер. воинственный, храбрый; αρει– μανης, поэт., (» Αρης, μανομαι) беснующийся от Арея, храбрый, воинственный». 103 Преп. Иоанн Лествичник в Слове 25называет смиренномудрие дверью Царства Небесного: «Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью и Сам Спаситель говорит сими словами: «и внидет и изыдет» ( Ин.10:9 ) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы» (Лествица... С.174). 104 Преп. Иоанн Лествичник в заключение «Лестницы» говорит: «Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь (1Kop.13:13)» (Лествица... С.251–252) 106 Образ «гавани, пристани» ( λιμν) в аскетической литературе стоит в ряду синонимов для понятия «покой» в библейском смысле, т.е. цель устремлений подвижника, конечный итог истории. Из того же ряда, «святой Град», «небесный Иерусалим», « Церковь первородных» и т. д. 107 Ис.11:2–3 : «и почиет на Нем Дух Господень, Дух Премудрости и Разума, Дух Совета и Крепости, Дух Ведения и Благочестия, и Страхом Господним исполнится». Далее в гл.56 перечисляются эти семь энергии Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Видите: он весь в муках, весь горит в гееннском пламени, а отрады и прохлады просит Только для одного горящего языка. Почему? А потому, что язык больше всего, больше – яд, умерщвляющий душу. Святитель Тихон Задонский всех прочих членов, больше всего тела сжигается ужасным огнем. За какую же вину? За грех осуждения. При повседневном своем веселии и изобильных трапезах он поедал людей вместо хлеба, то есть он клеветал на других, унижал их, осуждал, хулил, укорял; поэтому-то особенно жгло гееннское пламя его злой язык. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 185 ). Осуждение ( 104, 1281 ). Один из наших душевных недугов, порожденных падением, состоит в том, что мы не видим своих недостатков, стремимся скрыть их, но жаждем видеть, раскрывать, карать недостатки ближнего ( 111, 201 ). Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия ( 111, 278 ). Самомнение начинает проявляться в тайном осуждении ближних... Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 103 ). Один брат спросил авву Пимена: как может человек достичь того, чтобы не говорить плохо о ближнем? Старец сказал: «Мы и братия наши как две картины. Если человек видит свои недостатки, то брат кажется ему совершенным, а если сам он кажется себе совершенным, то брата считает недостойным». Достопамятные сказания ( 79, 218–219 ). Осуждение предвосхищает Суд Божий Не будь судьей чужих падений. На них есть Судия праведный. Святитель Василий Великий ( 8, 43 ). Если бы ты увидел кого-либо, согрешающего даже при самом исходе души из тела, и тогда не осуждай его, ибо Суд Божий неизвестен людям ( 57, 97 ). Некоторые впадали в великие согрешения явно, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, следили за дымом, не видя огня ( 57, 97 ). Судить – значит бесстыдно похищать суд Божий, и осуждать – значит губить свою душу. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 98 ). (Христианин) подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Св. Иоанн рассматривает в ступени 27 безмолвие главным образом во втором смысле – не как физическую изоляцию, а как внутреннюю тишину. Иногда, впрочем, он одновременно имеет в виду как внешний, так и внутренний покой: «Затворяй дверь келии для тела, дверь уст – для бесед, а внутреннюю дверь души – для лукавых духов» 99 . Но чаше он говорит о внутренней стороне, о «внутренней двери», как в своем известном определении исихаста: «Безмолвник – тот, кто существо бестелесное усиливается удерживать в пределах телесного дома. Подвиг редкий и удивительный» 100 . Речь здесь идет не о том, что исихаст живет в пространственном отношении отдельно от других в пустыне, но что он заключает силы своей души, свои мысли, стремления, образы и прочее внутри тела; он не рассеян, а сконцентрирован на одном. Настоящий путь исихаста – не внешний, не пространственный, в пустыню, а внутренний, духовный, в храм своего сердца. Св. Иоанн говорит то же самое, что и св. Василий Великий : «Ум, не рассеиваясь по внешним предметам и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге» 101 . Исихаст есть тот, кто «возвратился к себе»; кто, по словам Исаака Сирина , «вошел во внутреннюю свою клеть» 102 . У него в думе постоянно присутствует то, что св. Иоанн называет «необнаруживаемым помыслом» 103 , «внутренней молитвой» или «умным деланием» 104 (noera ergasia). Понимая безмолвие в этом, внутреннем смысле, мы видим, что можно быть исихастом, даже выполняя какую-либо работу по служению другим: исихаст – не тот, кто находится в уединении, а тот, кто сохраняет внутреннюю тишину среди внешней суеты. Это – высшая форма покоя (hesychia). Св. Иоанн говорит, что велико достичь безмолвия в уединенной келье; но «несравненно же большее дело – не бояться молв, но среди шума их сохранять небоязненное и неподвижное сердце, пребывая внешне с людьми, внутренно 105 . Толкуемый в этом смысле, как скрытое безмолвие души, покой (hesychia) в «Лествице» в более узком смысле означает то, что Евагрий (Понтийский) называет «чистой молитвой» – то есть молитвой без слов, образов или понятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

1. С. 239]. Жительница Болхова Е. Г. Завалишина, присутствовавшая при его разговоре со священником Лукой Маликовым, рассказывает, что она «видела диво дивное. Батюшка стоял как вне себя, в каком-то чутком размышлении, глаза подняты были вверх»; собеседника он почти не слушал. «Тут я еще пристальнее стала смотреть на него, и мне казалось, что он на земле стоял только одними ногами, а богомысленная душа его была в исступлении или в каком-то небесном восторге... Я вострепетала, и кажется, видела на земле человека небесного... Спустя несколько минут он пришел в себя, сел и молчал» С. 103–104]. «Случалось мне видеть, – пишет Е. Ф. Непряхина, – ...беседа окончена... батюшка отходит к стороне, и, как видно, погружается в глубину сердечную и небесную. В это время лицо его становится как бы огненным» С. 14]. Следуя примеру и наставлениям древних аскетов и мистиков Восточной Церкви (свв. Макария Египетского , Антония Великого , Нила Синайского , Иоанна Лествичника , Григория Синаита ) и отечественных подвижников (свт. Димитрия Ростовского , прпп. Нила Сорского , Паисия Величковского) , сочинения которых он так любил, преподобный Макарий подвизался в умном делании, постигать которое начал еще во время обучения в академии по записке старца Василиска. Затем в Екатеринославе его подвигали на умную молитву ученики преподобного Паисия Величковского старец Ливерий и архиепископ Иов. Архимандрит Макарий, в свою очередь, располагал к Иисусовой молитве других. В Костроме он научает Иисусовой молитве А. А. Голубинскую, в Улале – пришедшего к нему зырянина. Е. Ф. Непряхина сообщает, что при знакомстве их Преподобный, узнав, что она читает «Добротолю-бие», поинтересовался, упражняется ли она в той молитве, к которой руководствует эта книга, и настоятельно рекомендовал возобновить прерванное занятие. «...Иногда он заставлял меня молиться призыванием Святого имени Христова или Божией Матери», – вспоминает она С. 4–5,9]. И Софию де Вальмон убеждал он «питать тихо теплющуюся лампадку сердечной молитвы...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010