Приложение 1 Таблица выявленных трудов Александры Генерозовой в «Братском листке» и «Россиянине»   Жирным шрифтом выделены труды, текст которых публикуется в приложении 2. Название Подпись Место публикации Необходимость веры Не живи как хочется, а как Бог велит Сила упования Забвение Бога — источник всех бед человека Лествица к Богу " Истина " Истинный ли ты христианин? Беги от греха и соблазна Жертва Богу Что должно делать? Не любите мира... (стихотворение) Сила наша — Христос... В чем путь к усовершенствованию? Странник (стихотворение) Видесте очи мои спасение Твое... Судия мне — Господь... Опомнимся! (стихотворение) " Бдите и молитеся " Бисер многоценный (стихотворение) Будем бодрствовать и трезвиться Для чего скорби? Где подлинная жизнь? Все ведет Господь к лучшему Не забывай, христианин, о смерти О разделении между христианами 38, 39, 40 " На реках Вавилонских... " О любви и единении во имя Христа 42, 43, 44 Бога бойтесь... Вот теперь время благоприятное! Будем трудиться над очищением своей совести Необходимость покаяния День приблизился... Покров смирения Веяние весны Благотворность покаяния Сила Божия - в немощи человеческой Слово о спасении в неделю вторую Великого поста 59, 60, 61 Предадим себя в волю Божию Светлый луч радости Из смерти - жизнь... Размышления у Креста Христова 67, 68, 69 Восстань, русский человек! Жизнь в Боге (стихотворение) Картинка из жизни Муха в паутине Крохи духовного хлеба Размышление 79, 81, 83, 84 Пустыня (стихотворение) Начать скорбети и тужити... (Мф. 26. 37) На Пасхе (стихотворение) Что требуется ныне от каждого из русских? О свободе христианской Смех и празднословие - не малое зло " Будете Ми свидетелие... " (Деян. 1, 8) Сила Церкви Христовой " Аз есмь, глаголяй с тобою... " (Иоан. 4, 5 - 42) 101, 102 Небесная гостья (стихотворение) " Паси овцы Моя... " (Иоан. 21, 1 - 19) 103, 104, 105 Живительная сила веры (+стихотворение) " Жажду " ! Светлый луч (стихотворение) Благодать и мир Размышление в день празднования Вознесения Господня

http://bogoslov.ru/article/557019

P.S. В воскресные дни правило четочное оставляется.  Письмо 103 Вы описываете бывшее ваше малодушие в скорбях перед пострижением, а того себе не представляли, что искус сей для вас великую пользу принес; все это было смотрением Божиим устроено, а не слепой случай тут действовал. Вы приуготовились к принятию монашеского образа, а в чем состоит его сущность, и какие вы давали обеты при пострижении? не то ли, чтобы все терпеть. Параман и крест что иное означают, как не памятование о данном нам обете к терпению? Так благодарите же Бога, что Он вас обучал терпению, и ныне всякий случай должен быть уроком к научению терпению, и не только от внешних наносимых, но и от внутренних злоб духов, или к действию страстей, или к отчаянию понуждающих. Повиноваться игуменье вы обязаны во всем и отнюдь не идти против ее, а иначе воздвигнете на себя бурю и не можете ее понести. Писать к нам со искусством мы не воспрещаем, о чем нужно духовно вопросить. Силен Господь по вере вашей даровать слово, для пользы души вашей; о чем св. Варсонофий пишет: «Ежели не доволен твой старец решить твои недоумения, можеши вопросити иного». И сами поучайтесь в учении св. отцов, но более в деятельных, а не умозрительных, и старайтесь, сколько силы есть, исполнять оные со смирением. Помните слово сие: поучайтесь в деятельных, а не в умозрительных, от которых вы уже и пострадали; прежде времени взыскивали того, что даруется во время свое по делании и трудах, и совершенном смирении. Вы пишете, что читая не понимаете, а особенно Каллиста Катафигиота . Да как же можно вам такую высоту понять? Все умозрительное; вы только всуе труд иждиваете, читая оную. Читайте св. Иоанна Лествичника , св. Ефрема Сирина , св. аввы Дорофея , – в Добротолюбии: св. Марка Подвижника , св. Симеона Нового Богослова , Григория Синаита , но и то из них деятельные главы, а не о молитве; св. Каллиста и Игнатия – также деятельную часть; Петра Дамаскина , Иоанна Карпафийского, Диадоха , Никиты Стифата , Феодора Эдесского  и Нила Постника. Вникая в их учения, познавайте свою немощь, а не к людям обращайте; тогда нечем будет возноситься и нельзя подумать о своей жизни чего высокого; а равно и отчаяться не можете, но в среднем чине будете проходить свою жизнь, памятуя, что перед Богом угоднее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью. На сей раз довольно вам написали. Сам Господь да восполнит недостающее. Недостойные ваши богомольцы мног. Иеросх. Л. и мног. И. М. 21 февраля 1839 г.  Письмо 104

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Прп. Иоанн Лествичник. Роспись церкви мон-ря свт. Николая Чудотворца близ Какопетрии, Кипр. 2-я пол. XIV в. Прп. Иоанн Лествичник. Роспись церкви мон-ря свт. Николая Чудотворца близ Какопетрии, Кипр. 2-я пол. XIV в. V. Структура. «Лествица» состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Главы достаточно независимы, но при этом находятся в тесной взаимосвязи и обозначают своеобразную иерархию духовной жизни. Первые 3 главы определяют монашескую жизнь, это главы об отречении от мира (1), о разрыве с мирскими пристрастиями (2) и о добровольном изгнанничестве (3). В следующих главах описываются основополагающие добродетели (главы 4-7: послушание, покаяние, память о смерти, плач), к-рые постепенно должно приобрести монаху, и различные страсти (главы 8-23: гнев, уныние, чревоугодие, гордость и др.), с к-рыми ему подобает сражаться. Плодом успешной борьбы И. Л. называет простоту (24), смирение (25), рассуждение (26), к-рые возводят подвижника к высшим ступеням безмолвия (27), молитвы (28), бесстрастия (29) и любви (30). У духовной лествицы нет последней ступени. Если конец восхождения по ней - любовь, тогда, по словам И. Л., «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету присовокупляя свет разума» (Scala. 26. 152 (26. 2. 38)). Исследователи различным образом группировали главы «Лествицы» по темам. К. Крумбахер объединял главы 1-23, в к-рых говорится о грехах, противоположных христианской жизни, и главы 24-30, посвященные нравственным и богословским добродетелям ( Krumbacher. Geschichte. S. 143-144). П. Дезей выделяет в книге 3 части, каждая из к-рых содержит ключевую тему: отречение от мира (главы 1-7), борьба против грехов (главы 8-23) и христ. совершенство (главы 24-30) ( Deseille. 2002. P. 103-104). Деление, основанное на симметричном расположении тематических блоков в тексте, предложил Г. Гуйо. По его мнению, первые 3 главы, посвященные разрыву с миром, и последние 4 главы о соединении с Богом образуют диспозицию, внутри к-рой заключаются главы о деятельном пути монашеской жизни. Эти главы в свою очередь образуют 3 блока: центральные 16 ступеней (8-23), посвященные борьбе со страстями, находятся между главами об основных добродетелях (4-7) и о плодах подвижничества (24-26) ( Gouilleau. 1974. Col. 373). Аскетическое учение

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

«Страх в любви Не находится нисколько, Ни она, в свою очередь, вне страха В душе не плодоносится» 102 . Далее прп. Симеон все более усиливает противопоставление страха и любви: страх относится больше к уровню чувственного, поскольку пре бывает в чувственном мире, а любовь – как цветок и плод – «вне мира» 103 . Именно любовь, «цветок страха» 104 , окажется в конце концов «большей всех» 105 , подлинной царицей добродетелей 106 , древом 107 или вершиной духовной лествицы 108 . Прп. Симеон Новый Богослов называет любовь «нетварной» 109 по сравнению с тварными реалиями мира сего, подлинной благодатью Святого Духа и Самим Божественным Духом 110 , Светом Божества 111 , открывающимся внутри души «познавательно» 112 . Получение залога Божественного Духа – подлинная цель бытия человека, стремящегося к постоянному Боговидению во веки веков 113 . Такой мыслью завершается семнадцатый гимн, в котором, наряду с рядом глубочайших аскетических мыслей и параллелей, были особо акцентированы две добродетели: смирения 114 и любви, о которых в сходных чертах повествовал и прп. Никита при описании круга рая с вратами смирения и любви на диаметрально противоположном расстоянии друг от друга. Прп. Симеон в начале 17-го гимна особо выделил добродетель страха как основополагающую, которая описывается как причина всепревосходящей любви. Однако при описании высших этапов достижения любви отдельно о страхе уже ничего не было сказано. Данную «недосказанность» восполнил прп. Никита в своем учении о «страхе любви» или «чистом страхе Святого Духа», как было сказано выше. Выводы Из описаний страха Божия у прп. Никиты Стифата можно сделать следующие предварительные выводы. • Прп. Никита Стифат особо учил о втором «чистом страхе» Божием, который он называл также страхом Духа, или духовным страхом. В данном случае он развивал учение своего духовного наставника прп. Симеона Нового Богослова , особо наглядно представленное в семнадцатом гимне Божественной любви. • Приобретение чистого страха означает достижение высочайших состояний святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

103 Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 525 †ок. 563) – прозванный по названию написанного им руководства к монашеской жизни «Лествица Райская». Около сорока лет отшельничал у подошвы горы Синай. На время оставил уединение, когда был избран настоятелем Синайского монастыря, чтобы вскоре вновь уйти в уединение. Кроме «Лествицы», автор еще одного сочинения – «К пастырю». Память 30 марта. 104 Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров, 10.1.1815 †6.1.1894) – род. в семье священника с.Чернавского Елецкого уезда Орловской губ. Окончил Ливенское духовное училище, Орловскую семинарию (1837) и Киевскую духовную академию. В Киеве принял монашеский постриг (1841) с именем Феофан, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Инспектор духовных учебных заведений, ректор С.-Петербургской духовной академии. Будучи настоятелем посольской церкви, совершал поездки в Святую Землю и Константинополь. Хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого (1.6.1859). Епископ Владимирский и Суздальский (1863–1866). Подал в Св. Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской губ. (1866). Устроив в своих келлиях малую церковь во имя Крещения Господня, Святитель пребывал в богослужении, молитве, богомыслии и трудах писательских. Его перу принадлежат толкования Священного Писания , сочинения по христианской нравственности и основам святоотеческой психологии, переводы трудов аскетических, включая «Добротолюбие». Из 28 лет пребывания в пустыни 22 года он находился в полном затворе. Прославлен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси. Память 10 января. 105 Церковный историк предреволюционной поры прот. Петр Смирнов писал: «В Чудовом монастыре хранится драгоценный памятник святителя Алексия: Евангелие, переписанное собственною его рукой. В этом автографе Святитель исправил с греческого подлинника некоторые ошибки, а в некоторых местах виден даже совершенно новый перевод евангельского текста» (Прот. Петр Смирнов. История христианской Православной Церкви. М. 1994. С. 286–287).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Чем больше проходит времени, тем легче бесовским силам совершать свое разрушительное дело. Враг окончательно овладевает человеком и губит его только тогда, когда приводит его к мысли, что положение безнадежно и что выхода нет. Но это не больше, как бесовская ложь: пока человек жив, в нем остается воля, хотя и слабая, плененная, искаженная греховной страстью. И если человек, увидев себя на краю бездны, несмотря на всю свою немощь, искренне будет взывать к Богу о помощи, Господь ее подаст: невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18:27 ). Бесы губят людей не только через плотские страсти (блуд, наркомания, пьянство, курение и др.), но так и с помощью душевных (гордость, тщеславие, сребролюбие и проч.). Святые отцы говорят даже об особой специализации падших духов: бес блуда, бес тщеславия, бес чревоугодия, бес пьянства и т. д. Преп. Иоанн Лествичник указывает на особую сосредоточенность некоторых демонов: «Есть бес, который, как только мы возлегли на одр, приходит к нам, и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою, и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями. Есть между злыми духами бес, называемый предваритель, который тотчас по пробуждении является искушать нас, и оскверняет первые наши мысли. Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Один искуснейший делатель сказал мне сие достойное внимания слово: «По началу утра, – говорит он, – предузнаю я все течение дня моего» (Лествица. 26:103–104). Созревшая и укоренившаяся страсть является невидимым идолом, поставленным внутри человека. Ему он служит и покланяется. Поэтому св. апостол Павел называет жизнь по страстям идолослужением: ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5:5 ). Нельзя возлюбить Бога, пока человеком владеет страсть. Духовные писатели-аскеты выделяют восемь главных страстей, которые называют смертными, потому что они разрушительно действуют на весь строй духовной жизни и могут привести в вечной смерти, лишив человека спасения: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говорят о семи смертных грехах, объединяя уныние и печаль. Самая опасная страсть – гордость, которая может привести человека даже к открытому богоборчеству. Полнокровным в духовном отношении христианином может стать только тот, кто избавился от матери всех страстей – себялюбия. Эгоизм абсолютно не совместим с духом христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Постарайся войти в клеть, которая внутри тебя, и увидишь клеть небесную. Та и другая – одно: одним входом вступишь в обе. Лествица к Царству Небесному – внутри тебя: она устроена таинственно в душе твоей. Погрузи себя в себя от греха и найдешь там ступени, которыми возможешь взойти на небо» 100 . Вводил учеников своих в святилище сердечной благодатной молитвы и в состояния, производимые ею, преподобный Варсонофий, инок, достигший высшей степени духовного преуспеяния. Между наставлениями его читаем и следующее, данное некоторому безмолвнику, состоявшему под его руководством: «Единый безгрешный Бог, спасающий надеющихся на Него, да укрепит любовь твою служить Ему в преподобии и правде во все дни живота твоего, во храме и жертвеннике внутреннего человека, где приносятся духовные жертвы Богу, злато, ливан и смирна, где жрется телец упитанный, кропится честная кровь непорочного Агнца, где раздаются согласные воскликновения Святых Ангелов: тогда возложат на олтарь твой тельцы 101 . Тогда – когда? Когда придет Господь наш, этот великий Архиерей, приносящий и приемлющий бескровную жертву; когда, во имя Его, хромой, сидящий у красных ворот, сподобится услышать радостный глас: возстани и ходи 102 . Хромой входит тогда в святилище, ходя и скача, и хваля Бога. Тогда прекращается сон нерадения и невежества, тогда отъемлется дремание уныния и лености от веждей, тогда пять мудрых дев вжигают светильники свои 103 и ликуют с женихом в святом чертоге, воспевая согласно, безмолвно: вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань 104 , тогда прекращаются и брани, и осквернения, и движения, тогда водворяется святой мир Святой Троицы, печатлеется сокровище и пребывает некрадомым. Помолись, чтобы уразуметь и достигнуть, и возрадоваться о Христе Иисусе Господе нашем» 105 . Внушается величайшее благоговение к молитвенному сердечному священнодействию величественным изображением его, сделанным Отцами. Это благоговение и самое благоразумие требует от нас, чтобы мы отреклись от преждевременного, самочинного, гордостного, безрассудного усилия войти в таинственное святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

103 По словам Златоустого отца, “жена в этом случае, по своим силам, то же делала, что и Апостолы, и еще больше. Они оставляли свои сети, когда были призваны, а она добровольно, без всякого увещания к тому, оставляет водонос и, окрыленная радостью, совершает дело благовестия. Да и не одного или другого призывает, как Андрей и Филипп, но приводит в движение весь город и ведет к Иисусу множество народа”. – Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о Избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Кн. 1. С. 218–219. Святитель Феолипт так же высоко оценивает благовестнический подвиг самарянки, уравнивая ее с Апостолами. 104 Ср.: “Христос – живительная влага. Человек, пьющий из этого источника, навсегда удовлетворяет свою жажду, не будет жаждать вовек; вода, которую он почерпнет отсюда, сделается для него источником воды, текущей в жизнь вечную. Он не только сам удовлетворит свою жажду, но еще будет удовлетворять и жажду других”. – Епископ Евдоким (Мещерский). Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Сергиев Посад, 1911. С. 289–290. 105 Это высказывание святителя Феолипта о крыльях души, получаемых ею от Господа, соотносится преимущественно с областью нравственного доброделания. Но такое доброделание предполагает и воспарение на высоты тайнозрения, о котором говорит святитель Иоанн Златоуст : “Для того Христос и назвал нас орлами, сказав: идеже труп, тамо соберутся орли (см. Мф 24:28 ), чтобы мы восходили на небо, чтобы парили в высоте, возносясь на крыльях духа”. – Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста . Т. II. Кн. 1. М., 1993. С. 412. 106 В данном случае святитель Феолипт употребляет не более распространенный термин ατομψα, а реже употребляющийся в святоотеческой письменности термин аЩтотету…а. Его употребляет также и преподобный Иоанн Лествичник , говоря: “Ты видишь, – говорит гордость, – что конь, на котором я еду, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его, и со сладостию воспоют победную оную песнь: поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море ( Исх 15:1 ) и в бездну смирения”. – Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. М., 2002. С. 156.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Послушник есть тот, кто телом предстоит людям, а умом ударяет в небеса молитвою. 103. Досады, уничижения и все подобные случаи в душе послушника уподобляются полынной горечи; а похвалы, честь и одобрения, как мед рождают в сладострастных всякую сладость. Но рассмотрим, какое свойство того и другого: полынь очищает всякую внутреннюю нечистоту, а мед обыкновенно умножает желчь. 104. Тем, которые взяли на себя о Господе попечение об нас, должны мы веровать без всякого собственного попечения, хотя бы повеления их и несогласны были с нашим мнением, и казались противными нашему спасению; ибо тогда-то вера наша к ним искушается как бы в горниле смирения. Признак истинной веры в том и состоит, чтобы без сомнения покоряться повелевающим, даже тогда, когда мы видим, что повеления их противны нашим ожиданиям. 105. От послушания рождается смирение, как мы и выше сказали; от смирения же рассуждение, как и великий Кассиан прекрасно и весьма высоко любомудрствует о сем в своем слове о рассуждении 31 ; от рассуждения – рассмотрение, а от сего – прозрение. Кто же не пожелает идти добрым путем послушания, видя, что от него проистекают такие блага? О сей-то великой добродетели и добрый певец сказал: «уготовал еси благостию Твоею, Боже, нищему» послушнику, пришествие твое в сердце его ( Пс.67:11 ). 106. Во всю жизнь твою не забывай того великого подвижника, который в продолжение целых восемнадцати лет телесными ушами не слыхал от наставника своего сего привета: «спасайся»; но внутренними ежедневно слышал от самого Господа не слово «спасайся», которое выражает одно желание и еще неизвестность, но «ты спасен», что уже определительно и несомненно. 110. Не хочу неправедно скрывать и лихоимствовать бесчеловечно, не хочу умолчать пред вами о том, о чем молчать не должно. Великий Иоанн Савваит сообщил мне вещи, достойные слышания; а ты сам, преподобный отче, по опыту знаешь, что сей муж бесстрастен и чист от всякой лжи, от всякого лукавого дела и слова. Он рассказал мне следующее. «В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился, прежде нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

98 . С молитвой должен соединиться плач, не имеющий плача обманут своей гордостью. 99 . Произноси слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы. 100 . Прп. Иоанн Лествичник советует заключать ум в слова молитвы, тогда и ум во внимании, и сердце вступит в сочувствие уму умилением. 101 . При молитве нужно, чтобы дух соединялся с умом и вместе с ним произносил молитву, причем ум действует словами, произносимыми одной мыслью или с участием голоса, а дух действует чувством умиления или плача. 102 . Соединение даруется Божественной благодатью, а для новоначальных достаточно, если дух будет сочувствовать и содействовать уму. Внимание и умиление признаются даром Святаго Духа. Только Дух может остановить волны ума, разбегающиеся повсюду. 103 . При сохранении внимания умом, дух непременно ощутит умиление. 104 . Читай молитву неспешно, как бы по слогам, чтобы ум успевал вмещаться в слова, как бы в формы. 105 . Хорошо также гласно читать и келейное правило, и Писания, и отцов. 106 . Слова молитвы произноси неспешно, даже протяжно. 107 . Сначала ее читать надо гласно. Гласная же молитва сама собой переходит в умную. 108 . Телесная молитва – совершаемая человеком при собственном усилии. Духовная – движимая благодатью и приходит с плачем невещественным. 109 . При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености также очень полезно совершать молитву гласно; такая молитва противоборствует рассеянности и усиленному действию прочих страстей, когда от такого действия их возмутится тишина сердца, тогда и ум поколеблется во внимании от особенного нашествия многих помыслов и мечтаний. 110 . При молитве уста должно иметь закрытыми, молитву вводи в сердце тихо, посредством ноздревого дыхания, и тихо испускаемого. 111 . Нечасто дышать полезно к собранию ума. 112 . Пособия: 1) четки или лестовки; 2) земные и поясные поклоны в чувстве покаяния; 3) иметь глаза закрытыми; 4) держать левую руку над левым сосцом груди для ощущения силы словесности в груди; 5) иметь темную келлию для сохранения ума от развлечения; 6) угашать теплоту плотскую, кровяную, жар – водой летней, ибо плотское вожделение от нечистой теплоты порождает нечистую страсть.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010