«Домашнее чтение» его было разнообразно, и состояло из книг догматических, нравственно-аскетических и исторических. Для сего требовал он к себе из Кириллова монастыря вдруг по многу книг, и часто переменял их на новые 96 . Замечательнейшие из них были (перечисляем, эти книги по порядку, в каком они стоят в росписях и отписках пристава): Евангелие воскресное толковое, торжественник постный, Ефрем с Лествицею, Григорий Богослов 97 , опять Григорий Богослов , летописцы: Греческий: Киевский и Русский, и Библия , опять Ефрем Сирин 98 , Беседы евангельские, Апостол толковый, Псалтирь толковый большой «перевода Максима Грека », Хронограф, Никон великий 99 , Соборник цветной, Маргарит 100 , При требовании сих книг он иногда замечал в своих росписях (впрочем, не собственною его рукою писанных) «хотя и «письменные (книги), токмо добрые» 101 . Из «хозяйственных» занятий любимейшим у него было рыболовство, за которое он принялся вскоре по прибытии в Ферапонтов монастырь, к чему, конечно, много располагала его и самая природа тамошняя, более всего богатая водами и рыбными ловлями, и особенно положение монастыря сего, который стоит на берегу живописного озера Бородавскаго, изобильного крупною белою рыбою, В первый год ловили рыбу «про его обиход» вероятно, в этом самом озере, люди и неводом Ферапонтова монастыря, в другой и следующие большею частью Кирилловские 102 . Ловля производилась не одним неводом, но и удами, которых иногда ставилось в р. Шексне для перемету вдруг до 600 уд 103 , также ботальными сетями 104 , и мережами 105 . Рыба ловилась не только крупная белая и. красная, но и мелкая «молевая, неводом с частою «матицею» 106 . Рыболовные снасти иногда делались дома у него; для чего он требовал себе из Кириллова монастыря мочал липовых возами, по несколько пудов пеньки 107 , конопля, льну, пряжи 108 , ужищ 109 . Некоторые из потребностей сего рода, как то: лодку, колтуши и веревки к неводу покупал и на свой счет 110 , и за последними посылал, даже в Вологду своего келейного старца на подводе Кириллова монастыря 111 . Для распоряжения рыбною ловлею на р. Шексне в пожалованной ему Государем тоне он, обыкновенно, отправлял своих старцев 112 , и строго наблюдал за верностью их. При перемещении патриарха Никона в Кирилловский монастырь оказалось, что в Ферапонтове наполнено им было живою рыбою несколько прудов его «нового строения», и старых монастырских, из которых патриарх Иоаким велел посылать к нему в Кириллов, сколько ему надобно 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/o-...

Преподобный же Отец наш Никифор постник, в тойжде книзе предреченного Святителя Симеона свидетельствуемый, в слове своем, еже о хранении сердца написа, духовныя пользы преисполненном, Божественное сие мысленное в сердце делание молитвы уподобляет сокровищу сокровенному на селе, и светильником горящим нарицает, привед словеса Священного Писаниия: Царствие Божие внутрь вас есть 99 ; и: несть наша брань к крови и плоти 100 ; и паки: еже делати и хранити, и прочая. Божественный же и Богоносный Отец наш Григорий Синаит , иже деланием сея Божественныя молитвы во Святей горе Афонстей и на прочиих местех в крайнее Боговидение возшедый, и аки солнце в дарованиях Пресвятого Духа возсиявый, Божественною премудростию Троичны, яже по всей вселенней по вся недели, по Троичном каноне, во Святей Соборней Восточней Церкви поются, такожде и канон Животворящему Кресту сложивый, всех Духоносных Отец объем писания, сложи книгу всякия духовныя преисполненну пользы, в нейже паче прочих Святых по тонку о сей Божественней, умом в сердце священнодействуемей молитве научает, от Божественного Писания словесем своим привед свидетельство: поминай Господа Бога твоего выну 101 ; и паки: В заутрии сей семя твое, и в вечер да не оставляет рука твоя 102 , и прочая; и паки: аще бо молюся (зри, яко уста и язык и дух, и глас едино есть), языком, то есть усты, дух мой молится, сиречь глас мои; ум же мой без плода есть 103 : помолюся убо усты, помолюся же и умом, и хощу рещи пять словес умом 104 , и прочая: свидетеля привед и Лествичника, о молитве сия словеса разумевающа; и паки: нуждно есть Царствие Небесное, и нуждницы восхищают е; и паки: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым 105 , и прочая. Апостольским же стопам последователь, непреоборимый столп Православные веры, на соборищи Флорентийском Духоборныя Латинов ереси огненным Духа мечем и истиною православных догматов, аки паучиныя сети, растерзавый, Марко, глаголю, всесвященнейший, премудрейший и словеснейший Митрополит Ефесский, в начале толкования церковного изследования, пишет о Божественней Иисусовей, умом в сердце тайно совершаемей молитве, употребляя от Божественного Писания свидетельства, егоже и самыя Богомудрыя предлагаю глаголы, иже суть ми: Подобаше убо, по повелевающей заповеди, непрестанно молитися, и духом и истиною поклонение Богу возноситн: но к житейским помыслом прилежания и о теле попечении уза отводит многих и отставляет Царствия Божия, внутрь нас сущаго, якоже Господне слово обдержит, и запинает умному приседети жертвеннику, духовныя и словесная приносящим жертвы от себе Богу, по Божественному Апостолу: яко есмы храм Бога живущаго в нас, и Дух Его Божественный живет в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

В начале мы говорили о трех родах призвания, о трех отречениях, о трех видах креста, о трех степенях монашества. Но вот у св. Григория Богослова есть еще слово о трех рождениях, через которые должен пройти человек в своей жизни. В поэме – письме «К Виталиану от сыновей», развивая свой взгляд на подвижничество, он говорит, что «по первому рождению от плоти и крови люди являются на земле и скоро исчезают; затем (следует рождение) от Духа чистого (Святого), когда на омытых водою (крещения) приходит (свыше) просвещение. Третье же (рождение) слезами и болезнями очищает (в нас) образ (Божий), омраченный злобою (непотребством греха). Из сих (рождений) – первое человек имеет от отцов, второе – от Бога, в третьем же он сам себе родитель, являясь миру благим светом». 102 Тон речи Святого дает понять, что последнее рождение есть завершительное. Смысл его в том, что человек, получив дар благодати и познав при свете ее божественную жизнь, а вместе и свое падение, болезненным подвигом полагает себя в добре. Именно этот момент разумного самоположения в божественном добре и является основным в жизни христианского подвижника. Проявляется он, как глубокая неудовлетворенность духа нашего всем, что есть на земле и тоскою о Боге, жаждою Бога, горячим исканием Его. Этот смысл, думаю, заключен и в словах Старца Силуана: «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня, И дал мне насладиться Духом Твоим Святым, И душа моя возлюбила Тебя». О НЕОБХОДИМОСТИ ТРЕХ ОТРЕЧЕНИЙ У ПРЕП. ИОАННА КАССИАНА РИМЛЯНИНА И ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА 103 Перевод с французского Темой нашего сообщения является рассмотрение формулировок о необходимости монаху трех отречений для достижения христианского совершенства, как это мы находим у преп. Иоанна Кассиана Римлянина и преп. Иоанна Синайского, называемого Лествичником. Оба единогласно утверждают, что для достижения совершенства необходимо постепенно совершить три отречения. Однако между ними есть некоторое различие в том, как эти отречения сформулированы. В «Третьем собеседовании» Кассиан, обсудив три вида призвания, приступает к вопросу об отречениях. Он выражает это следующим образом: «Теперь начнем рассуждать об отречениях, коих также три, как это подтверждается и преданием отцов и свидетельством Священного Писания , и кои каждый из нас непременно должен совершить со всем тщанием. Первое из них есть то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе – то, в коем оставляем нравы и порочные страсти, как телесные, так и душевные; третье – то, в коем, отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, созерцаем только будущее и желаем невидимого». 104

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

101. Брату, обеспокоиваемому боязливостью. Брат! Ты должен прославить Бога за то, что Он оправдывает на тебе слово Писания, которое говорит: Верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете ( 1Кор. 10, 13 ). По силе твоей попускает Он тебя обучаться брани духовной, великих же мужей по силе их испытывает Он великими искушениями, и они радуются этому, ибо искушение приводит человека к преуспеянию. Где предстоит благое, там бывает и брань. Не бойся же искушений, но радуйся им, потому что они ведут к преуспеянию. Презри сие искушение. Бог помогает тебе и покрывает тебя. 102. Старайся пребрести смирение и покорность; не настаивай ни в каком случае, чтобы было по воле твоей, ибо от сего рождается гнев; не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум, отсюда же является нерадение и рождается сердечное нечувствие. Непрестанно бодрствуй, поучаясь в законе Божием, ибо через это согревается сердце небесным огнем, как сказано: И в поучении моем разгорится огнь ( Пс. 38, 4 ). Храни уста твои от праздного слова и пустословия, и да не навыкает сердце твое злым словам. Повергай себя пред Богом, говоря: Боже, милостив буди мне, грешному ( Лк. 18, 13 ), и Он помилует тебя, и сохранит, и покроет от всякого зла, чтобы ты от тьмы перешел к истинному свету, от прелести – к истине, от смерти – к жизни о Христе Иисусе, Господе нашем. 103. Давай телу столько (пищи), сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ты ел и три раза в день. Если человек и один раз ест в день, но безрассудно, то какая ему от того польза? За многоядением следует брань блуда, и враг после него отягощает тело сном, чтобы осквернить его. 104. Что иногда чувствуешь сильную слабость при служении (на правиле) и при рукоделии – не дивись. Таков уж путь сей: иногда чувствует себя человек так, а иногда – иначе, подобно тому как путник то идет путем гладким, то встречает стремнины и горы, то снова опять выходит на ровную дорогу. Не смотри на слабость, а все делай и делай свое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

Второе, не может ни един человек похвалиться своими добродетелями; понеже ни един человек не может знать, подлинно ли дела его Богоугодны? совершенно ли опять добры? или еще смешаны с каким пороком? Что бо говорит Экклезиаст? Суть праведные, и суть грешные: но делания их в руце Божией 101 ; Богу еще то рассуждать, а нам самим знать о том никак нельзя. И подлинно, часто бо милостыня наша сопряжена бывает с славолюбим, пост с лицемерием, молитва со враждой, воздержание со осуждением; а гордость, которая и во Святых случается, едва ль и не ко всякому доброму делу нашему присоединяется. И не знаю, не сея ли ради причины труды свои потеряли оные чудотворцы, о которых говорит Христос во Евангелии: мнози придут и рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас 102 . Третье, пусть хотя б без примеси гордости и другого всякого порока одно какое доброе дело мы сделали; то уже ли за тем совсем мы находимся праведны? Не случается ли, что в одном кто бывает хорош, так в другом зол, а у многих за одною добродетелью сто гнездится пороков? Буде лишь Иаков Святой говорит, что в одном кто согрешит, тот повинен бывает всему закону 103 ; то уже которые люди весь закон разоряют, а одну добродетель какую хранят, какое оправдание от дел своих пред Богом иметь могут? Некоторый пустынник, чрез тридесять лет живучи в пустыне, в посте, и молитве, и других трудах монашеских неусыпно подвизался; однако ж по исходе душа его от своего тела удержана была на мытарствах, как откровенно было Иоанну Лествичнику . Ежели ж такой подвижник не совсем чист нашелся, то что уже мы? Придадим же и то, что мы многажды в нашем мнении обманываемся; ставим себе быть чистыми и праведными, когда совсем нечисты и грешны вещью самою обретаемся; как например оный Апокалипсический Лаодикийской церкви Ангел думал о себе, что он Совершенно был богат, и ничего ни от кого не требовал, делом же самим был совсем беден, нищ, слеп и наг 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

103 Апполинарий, который не допускал соединения во Христе двух природ, божеской и человеческой, претыкался пред тем, что человеческая природа, как тварная, будучи по необходимости τρεπτς, необходимо вносит изменчивость в богочеловеческое существо. Но Аполлинарий совершенно не считался с тем, что и тварная природа может и должна стать в себе ατρεπτος, что и имело место в безгрешном человеческом естестве Господа Иисуса Христа. 104 В этом состоит никогда не обессиленный религиозно-философский аргумент св. Григория Нисского против вечности зла, которое не имеет в себе материала для вечной жизни, и в этом смысле не может быть приравниваемо по вечности добру. 105 В пророчестве Исайи о царе Вавилонском видят изображение Денницы (14, 9–15): «как упал ты с неба, денница, сын зари. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Такое же значение имеет пророчество Иезекииля о царе Тирском: «ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценностями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, изготовлено было вдень сотворения твоего. Ты был помазанным херувим, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (28, 12–15 сл.). 106 Таинственный рассказ пролога кн. Иова (1–2) о явлении пред Бога сыновей Божиих и «между ними» сатаны содержит указание, что сатана пытается оклеветать Иова. 108 Апостол Павел говорит не об языке, а даже о языках ангельских в своем гимне любви (1 Кор, 13, 1): «Если я говорю языками ангельскими и человеческими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий». Самое построение фразы, где ангельские языки берутся за одну скобку с человеческими, свидетельствует, что язык здесь понимается как наречие, не внутреннее, но внешнее слово, диалект.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Постараемся сохранить нашу совесть, пока мы находимся в этом мире. Не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле, не будем попирать ее ни в чем, хотя бы это было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения этим малым и, в сущности, ничтожным мы переходим к пренебрежению великим. Преподобный авва Дорофей ( 58, 50 ). Берегитесь, братия, пренебрегать и малым, берегитесь презирать его как малое и ничтожное; оно не малое, ибо через него образуется дурной навык. Будем же внимательны к себе, будем заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжелым, ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого... Поэтому заповедует нам Господь блюсти свою совесть, как бы особенно увещевая каждого: Посмотри, что ты делаешь, несчастный! Опомнись, «мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним...» Потом указывает бедственные последствия от несоблюдения этой заповеди: «чтобы соперник не отдал бы тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». А затем что? – «Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Мф. 5, 25–26 ). Ибо совесть обличает нас во всем и показывает нам, что делать; и она же осудит нас в Будущем Веке. Поэтому и сказано: чтобы не отдал тебя судье... Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 51 ). Муки вечные есть мучения совести ( 104, 1929 ) Видим, как люто и тяжко мучение злой совести. Иуда не стерпел мучения своей злой совести – и оттого удавился. Предпочел смерть жизни. Христианин! берегись раздражать совесть, чтобы не претерпеть того же, но храни свою совесть, как хранишь свою жизнь. Нет злейшего мучителя, чем злая совесть. Берегись уязвлять ее и беспокоить грехами. Избери лучше умереть, чем согрешить против совести. Этого и обязанности христианина от тебя требуют ( 104, 1924 ). Если зеркало чисто, то все ясно отражает и недостатки на лице – не только дальшие, но и малые видны в нем. Так и чистая совесть – и самые малые пороки усматривает, и покаянием, слезами и верою омывает их человек. Это рассуждение призывает тебя очувствоваться, вникнуть в закон Божий, который наши грехи показывает и обличает. И покаяться, и очистить совесть прилежным рассмотрением этого закона, покаянием и верой, и так начать новую жизнь, чтобы не раскрылись потом перед всем миром твои грехи, которые ныне ты сам один хочешь увидеть и познать и так очистить их ( 104, 1926 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Если где-либо в Писании и говорится, что век — это тысяча лет, то ведь и сама тысяча не есть нечто определенное, подтверждение чему можно легко найти в Писании. Так, Давид сказал: “Слово, которое заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму”(Пс. 104, 8–9.). И ты не найдешь в Писании, что Бог завещал Аврааму слово на тысячу лет; но посмотри внимательно, что завещал Бог Аврааму. Ибо написано: “Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен”(Быт. 17, 1.). И потом еще сказал: “И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный”(Быт. 17, 7.). Слышишь, что сказал Он: “завет вечный”, — а не “в тысячу родов”. Далее божественный Давид говорит: “…И клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный”(Пс. 104, 9 — 10.). Неужели Он возлюбил Израиля больше, а Авраама не так? Никоим образом; но для Священного Писания это обычно — называть тысячею неопределенное количество лет. Так и великий Иоанн, Богослов и евангелист, говорит в своем Откровении, что будут поклоняться непорочному Агнцу тысячу лет, прославляя Христа (Ср.: Откр. 20, 4–6.). Исходя из этого, некоторые начали говорить и писать, что после воскресения Христа до прихода антихриста — тысяча лет. Но великий Богослов называет тысячею неопределенное количество лет. А если бы было так, как понимали некоторые, то уже пятьсот лет тому назад не поклонялись бы непорочному Агнцу, Христу Богу нашему, и должен был бы прийти антихрист. Но это не так: ведь Иоанн, как я уже сказал, говорит о неизвестном числе лет. То, чему Священное Писание нас учит и что законополагает явно и неприкровенно, — следует принимать как закон и хранить. А то, что говорится прикровенно, в притчах или многомудрыми словами, — о том подобает молиться Богу со смирением и многим трудом, и, советуясь с искусными, осваивать более делом, чем словом. Того же, что скрыто Священным Писанием, никоим образом не подобает отыскивать, ибо это по-скотски. Как сказал великий апостол: “А ты кто, человек, что споришь с Богом?”(Рим. 9, 20.) И нам следует этого отвращаться, потому что мы недостойны. Ведь в Священном Писании сокрыто много неведомых и неизреченных таинств, и всякое слово Божие или кого-либо из святых имеет в себе потаенный смысл. И никто да не дерзает говорить: “Я понимаю смысл, заключенный Богом в Священном Писании”, — ибо тот, кто хочет узнать волю Божию и смысл Священного Писания, как сказал Лествичник, должен прежде очистить себя от страстей — сохранением Божественных заповедей, вниманием и многим старанием по Богу, безмолвием, слезами, смиренномудрием и страхом Божиим. И тогда душа, соединившаяся чистотою с Богом, не потребует другого слова для поучения, нося в себе, блаженная, присносущное Слово — как учителя, наставника и просветителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Вопрос: Очень много информации о бесах блуда, которые особенно нападали на монахов-отшельников. А известно ли что-нибудь о кознях бесов, которые, наоборот, отваживают людей от исполнения супружеских обязанностей, сея тем самым раздор в семье? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Христианское учение о браке содержится в Священном Писании и изъяснено святыми отцами. Св. апостол Павел говорит о святости супружеского союза: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно» (Евр.14:4). Он обличает тех, кто, «внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим.4:1-3), запрещает вступать в брак. «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:5). Христианский брак освящен и скреплен особым таинством. Супружество возлагает на мужа и жену определенные обязанности (в том числе и супружеское общение). Ни муж, ни жена не должны самочинно уклоняться от этого. Первоверховный апостол обращается к супругам: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Тим.7:3-5). Это новозаветное учение было закреплено Церковью канонически: Апостольскими  правилами (правило 51-е), Гангрским поместным Собором (правило 1-е) и др. В них обличается ложное благочестие и воздержание, противоречащее христианскому пониманию. Всякое ложное отношение к семейной жизни, если даже это принимает личину благочестия,  есть грех, ибо нарушает мир в доме. Труднее сказать, есть ли специально какой-нибудь демон, который на этом специализируется. У святых отцов нередко говорится о некоторых бесах, козни которых имеют особую направленность: бес блуда, бес уныния и проч. Преподобный Иоанн Лествичник говорит даже о такой специализации: «Есть между злыми духами бес, называемый предваритель, который тотчас по пробуждении является искушать нас, и оскверняет наши мысли» (26:104). Однако независимо от решения этого вопроса главная вина падает на того человека, который себялюбием, неразумием или какими-либо другими греховными навыками вносит в семейную жизнь нестроения и раздор. 15 ноября 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6458.html

4) Поведение после причастия: обязательно прочитать или выслушать благодарственные молитвы; пребывать в воздержании и молчании; хранить совесть по отношению к Богу, людям и вещам. Пример неверия в Святые Тайны Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию 1-му, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост , когда воспитанники приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше – Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Святые Тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему Святые Дары» 104 . Молитва Определение Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом ; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию , указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания , познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда» (Леств.28:1). Священное Писание о молитве «Пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ). «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» ( Мк.1:35 ). «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010