По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999. С. 67–68; Протодиакон Сергий Голубцов . Стратилаты академические. Ратоборцы за Церковь из корпорации Московской Духовной Академии первой половины XX века. Жизнь, труды и крестный путь. По материалам архивов и публикаций. Обзор и исследование. М., 1999. С. 155–169. 119 Еп. Варфоломей был в свое время инспектором МДА и ее профессором по кафедре Ветхого Завета. (См. Архиепископ Варфоломей (Ремов) . Письма и автобиография/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 368.) Руководителем подпольной академии его называют различные свидетельства. В частности, об этом говорит в своих неопубликованных воспоминаниях митр. Чилийский Русской Православной Церкви Заграницей Леонтий (Филиппович). (См. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья// Церковь и время. 1991. 2. С. 57; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 462, прим. 67.) Затем информацию о руководстве еп. Варфоломеем тайным учебным заведением подтвердил протоиер. Глеб Каледа : Протоиерей Глеб Каледа . Очерки жизни православного народа в годы гонений. (Неопубликованные фрагменты)//Личный архив Л. В. Каледы. Свидетельства митр. Леонтия и о. Глеба очевидно опираются на устные предания, имеющие под собой почву: члены монашеских общин Высоко-Петровского монастыря подтверждают факт учебы некоторых их духовных братьев и даже написания ими диссертаций. В частности, как на студентов еп. Варфоломея указывают на иером. Германа (Полянского) и Феодора (Богоявленского). Но ничего более конкретного петровские прихожане сказать не могут: тайный монастырь и тайная академия были совершенно независимы друг от друга. 120 В перечне, составленном Е. А. Тучковым, под номером 15 значится «ПОПОВСКАЯ АКАДЕМИЯ. Содержание видно из заглавия. Академия нелегальна. В настоящее время перерыв в работе. Разрабатывается». – Русская Православная Церковь и коммунистическое государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подольской епархией управлял епископ Дамаскин (Малюта), Житомирской – Леонтий (Филиппович), Винницкой – Евлогий (Марковский), Днепропетровской – епископ Димитрий (Маган). Большинство новохиротонисанных епископов автономной Церкви были пострижениками Успенской Почаевской лавры. Митрополит Алексий установил также связи с церквами, открытыми в оккупированных областях Российской Федерации; на Дону во главе епархии стоял архиепископ Ростовский Николай (Амассийский), его викарием был епископ Таганрогский Иосиф. Автономная экзархия посвятила также во епископа с титулом Белгородского и Грайворонского для управления Курской епархией Панкратия (Гладкова). Но поскольку Курская область находилась в прифронтовой зоне и за пределами рейхскомиссариата, оккупационные власти не разрешили ему выехать в своей кафедральный город. Впоследствии епископ Панкратий был переведен на викарную Нежинскую кафедру. В отличие от Украины на Дону не было никаких церковных разделений. Влияние автокефалистов и автономистов распределялось неравномерно в разных частях Украины. Но решительное большинство православных на Украине осталось в лоне Автономной Церкви. На Волыни, где находились оба церковных центра, у Автономной Церкви был несомненный перевес в районах, расположенных ближе к Почаевской лавре. Опорой автокефалистов были северо-западные районы. На Украине Левобережной, за исключением Харьковской епархии, везде преобладали приверженцы Автономной Церкви. Большую часть приходов Харьковской епархии удерживал в своих руках лжемитрополит Феофил (Булдовский). В своем соперничестве с Автономной Церковью автокефалисты не брезговали интригами и даже доносами оккупационным властям. Так, архиепископ Вениамин (Новицкий), в ту пору епископ Полтавский, рассказывал: «Я был послан митрополитом Алексием (Громадским) в Полтаву, однако с указанием, что если будет возможность, то управлять и соседним Харьковом. Обосновавшись в Полтаве, я там служил первую службу на Преображение Господне в 1942 г., прослужил еще две-три службы, и вот в одно воскресенье, придя домой, застал двух с-дековцев, которые спросили у меня документы. Я им сообщил, что имею только церковные документы – указ митрополита. Они спросили о документах от генерального комиссара Украины. Узнав, что таковых у меня не имеется, тут же предложили собираться с ними. Как оказалось, булдовцы сообщили немцам о том, что я являюсь агентом Москвы. По прибытии в Киев немцы стали наводить обо мне справки, и только личное присутствие и поручительство протоиерея отца Михаила Ивасева, секретаря архиепископа Пантелеимона, освободило меня от ареста, но без права выезда до выяснения. В Киеве я находился до двух месяцев» 403 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После объяснений владыка облачился, и началось пасхальное богослужение. Но ещё не закончилась служба, как в храме стали появляться представители властей, дальнейшее пребывание владыки Аркадия в соборе грозило арестом, и сразу после богослужения он был вынужден скрыться» 506 . Другое свидетельство записано владыкой Феодосием (Процюком): «Протоиерей Иоанн Богданович был хорошо знаком с Епископом Аркадием. Встретившись с ним в Полтаве, куда Епископ Аркадий приехал по своим делам, о. Иоанн узнал от него о следующем интересном случае. Оказывается, на Пасху 1927 года Епископ Аркадий приехал в Лубны совершенно внезапно и, придя перед светлой заутреней в Троицкий собор [здесь ошибка, Троицкий собор был давно в руках раскольников – булдовцев, а владыка Аркадий служил в Рождество-Богородичном соборе – сост. ], предъявил свои архиерейские грамоты о том, что он хиротонисан во Епископа Лубенского. Духовенство приняло его, и он совершил пасхальную заутреню и литургию, а затем сразу же поехал на вокзал, сел в поезд и уехал из Лубен» 507 . Рождество-Богородичным собором «булдовцы» завладели только в июле. 7 июля Лубенский административный отдел объявил православной соборной общине о расторжении договора на право пользования храмом, 13 июля состоялась передача собора и его имущества группе соборно-епископцев 508 , а 27 июля православная община при Рождество-Богородичном соборе была ликвидирована, будто бы «за нарушение типового договора» 509 . Жалобы православных на незаконные действия властей услышаны не были 510 . После Пасхального богослужения в Лубнах владыка Аркадий приехал в Полтаву. Он стал широко известен в Полтавской епархии, где служил и проповедовал, заслужив любовь православных 511 . Как же реагировало ГПУ на смелого Епископа, пренебрегшего запретом появляться в вверенной ему епархии? Об этом мы имеем свидетельство владыки Леонтия (Филипповича), которое написано со слов Епископа Аркадия: «Как только он прибыл в Полтавскую епархию и своим словом всколыхнул народные массы, его тотчас схватили и отправили в ссылку на вольное поселение на Кавказ, засадив в глухую осетинскую деревню на три года. Пробыв в таком безлюдном одиночестве около года, владыка задумал было бежать. И решил ездить по обширной России под видом странника и проповедовать, насколько возможно, слово Божие» 512 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Предостерегал Патриарха Тихона против слишком больших уступок власти и против каких-либо переговоров с обновленцами. «Он считал, – вспоминал близко знавший владыку архиеп.Леонтий (Филиппович, 7.8.1907 – 2.7.1971), Чилийский, – что до тех пор, пока Православная Церковь не получит право на действительно свободное существование, не может быть никаких разговоров с большевиками. Власть только обманывает, ничего из обещанного не исполняет, а, наоборот, обращает все во зло Церкви. Поэтому лучше было бы Святейшему Патриарху Тихону сидеть в тюрьме и там умереть, чем вести разговоры с большевиками, потому что уступки могут привести Православную Церковь , в конце концов, к постепенной ее ликвидации и смутят всех, как в России, так и, особенно, за границей» (Монахиня Иоанна. Исповеднический путь владыки Феодора//Православная жизнь. Джорданвилль. 1995. 9. С.24). «Как-то в конце лета 1919 года, – вспоминает очевидец, – трое каменщиков, ремонтировавших колонны Троицкого собора (Даниловского монастыря – С.Ф.), сели отдохнуть на лавочке у “черного хода” настоятельского дома. Среди них зашел разговор о недолговечности советской власти. Неожиданно из сеней дома вышел владыка Феодор в простом сереньком подряснике. Очевидно, он что-то мастерил в сенях. Он остановился около каменщиков и сказал: “Я невольно слышал ваш разговор. Те, кто думает, что советская власть недолговечна, – ошибаются. Эта власть – всерьез и надолго, потому что ее поддерживает большинство народа. Если вообще когда-либо произойдет замена этой власти другою, то это может случиться очень не скоро, через несколько поколений и только тогда, когда ее руководители оторвутся от народа”» (М.Макаров. Даниловцы//Московский журнал. М. 1992. 6. С.46). Считался главой «Даниловской» оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) . О. Алексий Мечев «очень чтил преосв.Феодора, как столпа Православия, завещал просить именно его совершить по нем отпевание, но немного опасался чересчур сильного аскетического влияния Владыки на своего сына» (Надежда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Принятие схимы Еще будучи в Крыму, в письме от 17 мая1921 г., владыка обращался к Духовному собору Киево-Печерской Лавры с просьбой удостоить его «принятия св. схимы — чина великого ангельского образа». И вот, 27 ноября1923 г. в церкви прп. Антония на Ближних пещерах владыка принял схиму с наречением имени преподобного Антония Печерского. Приняв схиму, он поселился в Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры, где ежедневно совершал полный суточный круг лаврских богослужений. В это время владыка совершил постриг многих лаврских послушников, десятки монахов рукоположил во иеродиаконы и иеромонахи. Его духовным сыном стал живший в соседней келье архимандрит Ермоген (Голубев), впоследствии настоятель Киево-Печерской Лавры, многие годы страдавший в советских каторжных лагерях. Подобно своему небесному покровителю, прп. Антонию Печерскому, схиархиепископ Антоний не оставлял без наставлений православный народ, и слово нового Киево-Печерского старца далеко разносилось по терзаемой богоборцами Русской земле. Полуслепой архипастырь оказался духовно зорким: в своих посланиях он выступал с обличениями обновленчества и «григорианского» раскола. До закрытия Китаевской пустыни в 1929 г. владыка жил около Троицкой церкви, после закрытия — на частной квартире, рядом с пустынью, в районе, называемом Мышеловкой. По воспоминаниям архиепископа Леонтия Чилийского (Филипповича), владыка Антоний жил в Киеве «как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец» . За духовными советами к нему стекались православные верующие из России, Украины, Белоруссии, Грузии; у него окормлялись многие верующие, особенно монашествующие. «Жил он не для себя, — пишет владыка Леонтий, — а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного жилища, чтобы не зайти для православной беседы». Митрополит Вениамин (Федченков) пронес через годы и лишения поучение архиепископа Димитрия, сказанное ему при архиерейской хиротонии: «Не бойся говорить правду пред кем бы то ни было, хотя бы это был и сам Патриарх или другие высокие в мире люди».

http://pravoslavie.ru/48151.html

Против совести епископ Серафим не пошел. Выбрав второй путь, он руководствовался высшей мудростью, которая скромна... полна милосердия... беспристрастна и нелицемерна ( Иак.3:17 ). Архипастырь помнил и другие слова апостола: Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир ( Иак.3:18 ). В 1927 г. на заседании Синода епископ Серафим высказал свою позицию: учение митрополита Антония не совпадает со святоотеческим, но называть его ересью было бы опрометчиво. Архиепископ Феофан остался без поддержки. Вскоре он удалился от дел, переехал во Францию, где остаток дней прожил в уединении. Архиепископ отошел ко Господу в 1940 г. Епископ Серафим, признавая ошибочными отдельные элементы учения митрополита, понимал, что его заблуждения искренни. В кругу архиереев или наедине с первоиерархом Русского Зарубежья епископ Серафим старался доказывать свою правоту. Некоторое время митрополит Антоний за глаза ворчал на епископа Серафима, но длилось это недолго. Глава Зарубежной Церкви отличался добрым характером и не затаил зла на епископа, понимая его стремление к чистоте Православия. На Архиерейском Соборе 1934 г. именно митрополит Антоний добился возведения епископа Серафима в сан архиепископа. Возводя владыку Серафима в этот сан, митрополит Антоний произнес: «Преосвященный Серафим не может быть поставлен наряду с другими архиереями. Он истинный православный архиерей, который ставит Священное Предание выше своей карьеры». К сожалению, после смерти митрополита Антония (1936) разработанное им учение стали распространять его последователи. Это вызвало новую волну полемики. Против мнений митрополита Антония выступил святитель Иоанн (Максимович) , написавший статью «О чем молился Христос в Гефсиманском саду?» В последующие годы новый «догмат искупления» критиковали епископы Леонтий (Филиппович), Нектарий (Концевич), Савва (Сарачевич), а также иеромонах Серафим (Роуз) . Издал свою книгу против учения митрополита Антония и архиепископ Серафим. Книга «Искажение православной истины в русской богословской мысли» увидела свет в 1943 г. Но опровергнув неправильные мысли иерарха, указав, что новое учение нельзя считать православным, архиепископ Серафим по-прежнему был далек от того, чтобы называть митрополита еретиком. Архиепископ объяснял это так.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Три ведущие газеты Сан-Франциско того времени – «Кроникл», «Экзэминер» и «Ньюс Колл Буллетин» – напряженно следили за процессом, уделяя основное внимание спорам и противоречиям вокруг архиепископа Иоанна. В статье, напечатанной 9 июля 1963 года в газете «Экзэминер», помещена была и фотография архиепископа Иоанна в зале суда. Процесс длился четыре дня, и каждый день зал суда заполнялся до отказа. Глеб работал в Монтерее и не мог присутствовать, но Евгений ходил на все слушания. Он видел, как епископы и священники, пришедшие защитить архиепископа Иоанна, сели с ним рядом на одну скамью. Кроме епископов Саввы и Нектария, из Южной Америки приехал еще один его друг – архиепископ Чилийский Леонтий (Филиппович). Там же были архимандрит Спиридон, отец Митрофан и игуменья Ариадна. С самого начала судья Эдвард О’Дэй, старый добрый ирландский католик, понял, что перед ним не обычный обвиняемый, а истинно Божий угодник, и впервые в истории суда Сан-Франциско судья разрешил обвиняемому произносить молитву перед началом каждого заседания. 328 Архиепископ Иоанн, следуя монашескому принципу «не искать самооправдания», на протяжении всего процесса не произнес ни единого слова. К началу первого слушания неожиданно приехал протоиерей Георгий Граббе, секретарь Синода епископов. «Бросалось в глаза его постоянное совещание с адвокатами жалобщиков», – писал владыка Иоанн. На третий день Граббе дал показания в пользу истцов, а на следующий день один из их адвокатов произнес речь, главным образом против архиепископа Иоанна. «Обвинений было столько, – вспоминает последний, – что судья сказал: если рассматривать каждое, дело никогда закончено не будет... Собственно, судья хотел решить дело миром... Заседание суда было прервано до дальнейшего объявления». 329 Через несколько дней трое адвокатов истцов улетели в штаб-квартиру Синода в Нью-Йорк. Там, как отметил архиепископ Иоанн, «они совещались с архиепископом Виталием, опять приехавшим [в штаб-квартиру Синода], архиепископом Никоном и отцом Георгием Граббе. Эта встреча длилась более четырех часов». 330

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Феодосий (Самойлович) Сан-Паульский и Бразильский. Рукоположен в января 1931 года. Скончался 29 февраля 1968 года Димитрий (Вознесенский) Хайларский (в Маньчжурии). Рукоположен 21 мая 1934 года. Скончался 31 января 1947 года. Виталий (Максименко) Восточно-Американский и Джерзийский, член Архиерейского Синода. Рукоположен 23 апреля 1934 года. Скончался 8 марта 1960 года. Иоанн (Максимович) Западно-Европейский и Брюссельский. Рукоположен 28 мая 1934 года, скончался 2 июля 1966 года. Иероним (Чернов) Детройтский и Флинтский. Рукоположен 5 августа 1935 года. Скончался 1 мая 1957 года Григорий (Остроумов) Каннский и Марсельский (Западная Европа). Рукоположен 9 ноября 1936 года. Скончался 7 июля 1947 года Венедикт (Бобковский) Берлинский и Германский. Рукоположен 30 марта 1941 года. Скончался 21 августа 1951 года Феодор (Рафальский) Сиднейский и Австралийский. Рукоположен 25 июля 1942 года. Скончался 5 мая 1955 года Филофей (Нарко) Берлинский и Германский. Рукоположен в 1942 году. Скончался 11 сентября 1984 года Стефан (Севбо) Венский и Австрийский. Рукоположен в 1942 году. Скончался 25 января 1965 года Григорий (Боришкевич) Чикагский и Кливлендский (США). Член Архиерейского Синода. Рукоположен 11 октября 1943 года. Скончался 13 октября 1957 года Александр (Ловчий) Берлинский и Германский. Рукоположен 16 июля 1945 года. Скончался 29 августа 1973 года Афанасий (Мартос) Буэнос-Айресский и Аргентинско- Парагвайский. Рукоположен 8 марта 1943 года. Скончался 3 ноября 1983года Леонтий (Филиппович) Сантьягский и Чилийский. Рукоположен в 1943 году. Скончался 2 июля 1971 года Серафим (Иванов) Чикагско-Детройский и Средне-Американский Рукоположен 24 февраля 1946 года. Скончался 12 июля 1987 года Нафанаил (Львов) Венский и Австрийский. Рукоположен 25 февраля 1946 года. Скончался 26 октября 1986 года Никон (Рклицкий) Вашингтонский и Флоридский. Рукоположен 14 июня 1948 года. Скончался 4 сентября 1976 года Аверкий (Таушев) Сиракузский и Троицкий. Рукоположен 12 мая 1953 года. Скончался 31 марта 1976 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фото, запечатлевшие историю Покровского храма в Наяке: Золочение куполов и подъем креста на купол. 1960; Один из первых крестных ходов. 1960; Их имена в Русской Зарубежной Церкви знали все: Архиепископ Леонтий Чилийский (Филиппович), Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович), епископ Нектарий Сиэтлийский (Концевич) и протоиерей Серафим Слободской у входа в Храм Покрова Пресвятой Богородицы города Наяк, штат Нью-Йорк, США, 1969-1971//Фома. - — сентябрь 2021. - С.38-39. - (раздел « Вера »). ЛЮДИ (раздел). – С.40-69. Роман Аранин . « Я умер. А потом получил еще одну жизнь. Как бонус ». Невероятная история парализованного человека, который смог стать счастливым. [В 34 года в результате крушения параплана его тело стало полностью неподвижным. Но сегодня к нему приезжают не помогать, а искать помощи и учиться... быть счастливым. Роман Аранин, российский предприниматель, генеральный директор компании Observer, которая производит и ремонтирует в России реабилитационную технику для инвалидов. Руководитель реабилитационного центра и Калининградской региональной общественной организации «Ковчег». Лауреат премии «Импульс добра» и премии журнала «Генеральный директор». Живет в Калининграде]. Подготовила Инна Волошина . Фото из архива Романа Аранина//Фома. - — сентябрь 2021. - С.40-49. - (раздел « Люди »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает актриса Ксения Алферова //Фома. - — сентябрь 2021. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Три дела месяца: 3 дела месяца. [«Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу!», - говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-koды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением]//Фома. - — сентябрь 2021. - С.50-51. - (раздел « Люди », рубрика « Три дела месяца »). - Содержание рубрики: 1.

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-221-...

Члены Церковного совета обращались к архиепископу Иоанну (Максимовичу) и даже к самому митрополиту Анастасию. Однако оба иерарха, хотя словесно и поддержали флоринитов, все же посчитали совершение таких хиротоний неканоничным. Иначе взглянули на дело архиепископ Серафим (Иванов) и епископ Феофил (Ионеску). 22 декабря 1960 г. без ведома Архиерейского Синода РПЦЗ в Детройте эти архиереи рукоположили архимандрита Акакия во епископа Талантайского. Хотя имена архиереев, совершивших хиротонию, скрывались, информация все же просочилась в прессу. Архиерейский Синод обсудил этот случай, и архиепископу Серафиму был объявлен выговор. 1030 Однако архиепископ Серафим был убежден в правильности своего поступка, что подтверждается его дельнейшими действиями. Именно архиепископ Серафим рекомендовал флоринитам другого иерарха – архиепископа Леонтия (Филипповича), который в мае 1962 г. прибыл в Грецию и совместно с епископом Акакием (Паппасом) рукоположил для греческих старостильников пять новых епископов: Парфения (Скурлиса), Акакия (Паппаса-младшего), Хризостома (Наслимиса), Авксентия (Пастраса), Геронтия (Мариолиса). В том же году в Нью-Йорке архиепископы Серафим (Иванов) и Леонтий (Филиппович) рукоположили для флоринитов еще одного архиерея – Петра (Астифидиса). 30 ноября 1962 г. Архиерейский Синод обсуждал вопрос об архиерейских хиротониях, совершенных архиепископом Леонтием. Иерарх объяснял свои действия желанием помочь греческим ревнителям в их исповедническом подвиге. Несмотря на то что архиепископа Леонтия поддержали такие авторитетные архипастыри, как архиепископы Иоанн (Максимович) и Аверкий (Таушев) , Синод все же отказался признать совершенные хиротонии законными, а архиепископу Леонтию было объявлено сожаление (соборное неодобрение). 1031 Тем не менее деяние, немыслимое для довоенной РПЦЗ, теперь свершилось – оппозиционной церковной структуре была дана иерархия. § 4. Уход на покой и кончина митрополита Анастасия Уход на покой митрополита Анастасия стал концом важной эпохи в истории Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010