Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 43; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 967; Оп. 4. Д. 963; ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923; ГА Омской обл. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 37; ГА Калужской обл. Ф. Р-3501. Оп. 1. Д. 55. Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 158-161; Определение Свящ. Синода//ЖМП. 1969. 4. С. 2-3; Афанасий (Кудюк), архим. Высокопреосв. архиеп. Ермоген (Голубев): [Некр.]//ЖМП. 1978. 11. С. 21; Свящ. Анатолий Жураковский: Мат-лы к житию. П., 1984. С. 18-19, 206-211; РПЦ в советское время/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 2. С. 74-78; Тимофиевич А. П. Божии люди. М., 1995. С. 182-183; Костенко Н., Кузовкин Г., Лукашевский С. «Вред, нанесенный Вами, надо исправить, стереть, изгладить»: К публ. «Заявления» группы архиереев РПЦ//Корни травы: Сб. ст. молодых историков. М., 1996. С. 126-142; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 422-423; Цыпин. История РЦ. С. 382, 389, 392, 393, 410; Никодимов И. Н. Воспоминания о Киево-Печерской Лавре: (1918-1943). К., 1999. С. 185-187; Безбородов А., свящ. Годы испытаний: История Правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. М., 2001. С. 41-47; Иоасаф (Морза), игум. Архиеп. Ермоген (Голубев): Жизнь и исповедничество//Лаврський альманах. К., 2002. Вип. 7. С. 136-166; Шпиллер В., прот. Страницы жизни в сохранившихся письмах. Красноярск, 2002 (по указ.); Сергия (Ежикова), игум. Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Серг. П., 2003. С. 244; Леонтий (Филиппович), архиеп. Автобиография//Рус. паломник. 2005. 35. С. 175-177; Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за православную веру в 20 столетии/Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 58-70. А. Н. Сухоруков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) ГЕОРГИЙ (Грязнов Александр Иванович; 26.01.1934 — 1.04.2011), архиеп. Людиновский, вик. Калужской епархии

http://pravenc.ru/text/190191.html

В 1905 г. при настоятеле игум. Пантелеимоне (Рожновском ; впосл. митрополит, глава автономной Белорусской Православной Церкви), И. М. м. был преобразован в общежительный, благодаря чему существенно увеличилось финансирование из средств гос. казны. С 1909 г., при игум. Епифании, ремонтировались все монастырские здания. Игум. Епифаний участвовал в проходившем в Житомире 8-10 янв. 1911 г. съезде монашествующих Волынско-Житомирской епархии, на котором были приняты меры по проведению в жизнь указа Святейшего Синода «Об упорядочении жизни монашествующих». В 1912 г. по инициативе архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) и архим. Епифания в монастырском лесу был построен скит во имя свт. Иоасафа Белгородского (небольшой храм, келейные и хозяйственные постройки) для проживания пожилых монахов, в т. ч. старцев. В скиту был введен строгий устав по подобию уставов афонских обителей. К 1917 г. И. М. м. также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище. Местные крестьяне захватили монастырские земли, о чем вскоре сообщила газ. «Трудовая Волынь» (21 нояб. 1917), в дек. того же года владения помещика разграбили крестьяне Кременецкого у., мятеж был подавлен; пострадал ли при этом мон-рь, неизвестно ( Котельников К. Г. Крестьянское движение в 1917 г. М., 1927. С. 292). Во время первой мировой и гражданской войны часть монастырских зданий была разрушена, после вхождения Зап. Волыни в состав Польши в 1918 г. почти все земли мон-ря были конфискованы. В янв. 1918 г. в И. М. м. жил на покое последний настоятель упраздненного Загоровского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря (развалины мон-ря в совр. с. Нов. Загоров Локачинского р-на Волынской обл.) архим. Михаил (Мисечко; † 24 янв. 1918; похоронен на монастырском кладбище - ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 48. Д. 46. Л. 1). В 1922-1923 гг. настоятелем И. М. м. и благочинным муж. мон-рей Волынско-Кременецкой епархии был архим. Поликарп (Сикорский ; впоследствии глава неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)). В окт. 1923 г. из-за жалоб насельников монастырей Волыни по поводу принуждения к украинизации богослужений митр. Дионисий (Валединский) освободил архим. Поликарпа от занимаемых должностей. В 1929-1933 гг. настоятелем был игум. Пантелеимон (Рудык ; впосл. епископ). Обитель славилась мастерской по шитью монашеских и священнических облачений, среди трудившихся в ней послушников известны Василий Возгомент, к-рый впосл. служил протодиаконом в Пензе, Стефан Муляр, рукоположенный в 1942 г. еп. Леонтием (Филипповичем) во иерея и служивший настоятелем Богородице-Рождественского храма в г. Андрушёвка Житомирской обл., Андрей Сукенник (впосл. священник Львовской епархии) и др. В 20-х гг. XX в. монашеский постриг в И. М. м. принял ставший впоследствии наместником кременецкого Богоявленского мон-ря и духовником архиеп. Алексия (Громадского) архим. Серафим (Васильев).

http://pravenc.ru/text/577900.html

В 1969 году архиепископ Никодим принял под омофор Московского Патриархата священника Иоанна (Хуана) Боденбурга. Он был сыном немца и чилийки, в юности окормлялся в храме Антиохийского Патриархата. В начале 1960-х годов Хуан познакомился с иерархом Русской Зарубежной Церкви – архиепископом Сантьягским и Чилийским Леонтием (Филипповичем), который, видя искреннее желание юноши служить Церкви, отправил его учиться в Грецию. В декабре 1967 года владыка рукоположил Хуана Боденбурга во диакона, а в сентябре 1968 года – в иерея. В 1969 году, после перевода архиепископа Леонтия на Буэнос-Айресскую кафедру, отец Иоанн решил войти в юрисдикцию Патриаршей Церкви. Тогда же святитель Никодим взял под духовную опеку другого молодого чилийца – Антонио Рейеса. В выступлении на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве в июне 1988 года отец Антоний, уже зрелый священник, говорил, что 30 лет назад имел неясное впечатление о Русской Церкви, но Божий Промысл свел его с владыкой Никодимом, благодаря которому он «сделал первые шаги к пастырскому служению» . В 1972 году в Буэнос-Айресе Антонио Рейес был рукоположен во диакона епископом Аргентинским и Южноамериканским Максимом (Крохой), а в 1973 году им же поставлен во пресвитера. При содействии архиепископа Никодима и епископа Максима отец Иоанн и отец Антоний создали в Сантьяго приходы во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и в честь иконы Божией Матери «Неустанная Помощь». Иоанно-Богословский приход, состоявший первоначально из нескольких человек, соорудил для литургических целей небольшую постройку из фанеры, но ее разрушил первый же ураганный ветер. Затем богослужения проводились в гостиной дома отца Антония. В 1974 году отца Иоанна пригласили в СССР, где он был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского. В июне 1975 года в Благовещенском соборе в Буэнос-Айресе архиепископ Никодим возвел священника Иоанна Боденбурга в сан протоиерея. В 1979 году Московская Патриархия приобрела участок под Иоанно-Богословскую церковь.

http://pravoslavie.ru/46301.html

В Москве ему жить было запрещено, и он ездил, куда только мог, проповедуя слово Божие. Епископ Леонтий Филиппович о владыке Аркадии вспоминал: «После отбытия своей ссылки, я его ещё раз в своей жизни встретил в г. Киеве, у Схиархиепископа Антония. Это было зимой. Он был в простом полушубке. Вспоминали Александро-Невскую Лавру и его поездку к московским тиранам, у которых он надеялся найти великодушие и справедливость. После этого он долго нигде не задерживался, продолжая ездить по России и благовествовать Евангелие» 568 . В Киеве Епископ Аркадий посетил Веру Васильевну Скачкову, которая когда-то жила в Житомире и, имея свой дом, предоставляла его для нужд Свято-Николаевского братства. Уезжая в Житомир, владыка попросил, чтобы она предупредила его духовную дочь и её мать, которые выходили его, когда он был болен, что на обратном пути он посетит их. Шло беспощаднейшее гонение, и владыка, предчувствуя, что его опять арестуют и, вероятно, на этот раз безвозвратно, посещал всех, кого знал 569 . Житомир Епископ Аркадий посетил для того, чтобы помолиться на могиле матери и встретиться с членами Свято-Николаевского братства. О его посещении сохранилось свидетельство протоиерея Ореста Бычковского, которое он дал во время своего допроса органам НКВД в июне 1937 года: «В начале 1937 г. у меня на квартире остановился, оговариваюсь, был Епископ Аркадий Остальский , который возвращался из ссылки, где отбывал наказание за контрреволюционную деятельность. Тогда ко мне на квартиру явились священники Николаев Илья и Серов Иоанн. Остальский рассказывал нам о том, что он делал в ссылке, и что думает в будущем получить где-либо приход. Никаких антисоветских разговоров между нами не было. Цель приезда его заключалась в том, что он хотел повидаться с бывшими членами братства, во главе которого он стоял» 570 . На обратном пути, в Киеве он посетил тех самых духовную дочь и её мать, о которых шла речь чуть выше. Поскольку посещения таких городов, как Москва, Киев и целый ряд других, ему были запрещены, владыка держался чрезвычайно осторожно, стараясь, чтобы его не узнали. На пороге квартиры, где он прожил когда-то три недели, он появился в пальто с поднятым воротником и в тёмных очках. Владыка пришёл поздравить именинницу с днём Ангела. Всего несколько дней пробыл Преосвященный Епископ Аркадий в Киеве 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В послании духовенству Луцкого викариатства от 1 сентября 1941 г. архиепископ Алексий отверг Варшавскую юрисдикцию на Украине, сославшись на то обстоятельство, что митрополит Дионисий в 1939 г. отказался от возглавления Православной Церкви Польши и от управления Волынской епархией, а в настоящее время является главой Церкви в генерал-губернаторстве, в состав которого Украина не входит. На очередном епископском совещании в Почаеве, состоявшемся 25 ноября 1941 г., архиепископ Алексий был избран экзархом Украины. В избрании участвовали помимо архиереев, приезжавших в Почаевскую лавру в августе, также епископ Черновицкий и Хотинский Дамаскин (Малюта), и новохиротонисанные епископы Бердичевский Леонтий (Филиппович) и Ковельский Иоанн (Лавриненко) – оба викарии архиепископа Алексия. Таким образом, на территории оккупированной Украины образовались две Церкви: откровенно схизматическая автокефальная во главе с Поликарпом (Сикорским) и автономная, иерархия которой не избежала частных канонических нарушений, отчасти объяснимых исключительными обстоятельствами времени, не признанная Московской Патриархией, но все-таки дорожившая единством с Русской Православной Церковью и стремившаяся в главном не сойти с канонической почвы. Уже осенью 1941 г. началась острая конкуренция автокефалистов и автономистов за влияние на Киев и на левобережье Украины. В это время на Левобережной Украине, в той ее части, которая административно находилась вне территории рейхскомиссариата и под управлением военного командования, появилась еще одна раскольническая группировка. Ее предводитель лжемитрополит Феофил (Булдовский), возглавивший лубенский раскол в 20-х гг. и изверженный из сана священноначалием Русской Православной Церкви, объявил себя в ноябре 1941 г. митрополитом Харьковским. Этому предшествовало посещение его дома давним его сподвижником протоиереем Александром Кривомазом. Гость рассказал лжемитрополиту, что в Харьковской горуправе организован религиозный отдел, что там знают о Феофиле и хотят, чтобы он возглавил местную епархию Украинской автокефальной Церкви. Предложение обрадовало 76-летнего раскольника, он поспешил с визитом к бургомистру Крамаренко и заручился его поддержкой в действиях по возрождению автокефальной Церкви в Харькове. Утвердившись в Харькове, лжемитрополит Феофил распространил свою юрисдикцию и на Полтавскую епархию, где, однако, его попытки подчинить себе духовенство и верующих встретили энергичное сопротивление со стороны церковных деятелей автономной ориентации, во главе которых стоял переведенный на Полтавскую кафедру епископ Вениамин (Новицкий). По мере продвижения германских войск на Восток, Феофил включил в свою церковную область также Воронежскую и Курскую епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вместе с ними эвакуировалась и часть клириков; многие из оставшихся на Украине священников-автокефалистов были арестованы. При отступлении немцев из епископата Автономной Церкви эвакуировалась только часть архиереев, но глава Автономной Церкви архиепископ Дамаскин (Малюта) при эвакуации из Каменец-Подольского был захвачен советскими военными властями, арестован и отправлен в сибирский лагерь, где скончался. За пределами Украины и впоследствии в эмиграции оказались архиепископ Днепропетровский Димитрий (Маган), епископы Житомирский Леонтий (Филиппович), Львовский Пантелеимон (Рудык), управлявший с 1941 по 1943 г. Киевской епархией, а также Ровенский Феодор (Рафальский). В эмиграции архиепископ Димитрий вошел в юрисдикцию Карловацкого Синода; владыка Пантелеимон (Рудык) в 1959 г. в сане архиепископа был принят в общение с Московской Патриархией и скончался в 1968 г. архиепископом Эдмонтонским и Канадским. Архиепископ Николаевский Антоний (Марценко) и епископ Ростовский Николай (Амасийский) бежали в Румынию. Епископ Николай скончался там в 1945 г., а владыка Антоний переехал из Румынии в Карловы-Вары, вошел в юрисдикцию Польской Церкви, потом в 1946 г. был принят в общение Московским Патриархом и получил назначение на Орловскую кафедру. Большинство епископов и почти все духовенство Автономной Церкви при бегстве немцев с Украины остались на Родине. Многие из священнослужителей были арестованы НКВД по подозрению в сотрудничестве с оккупантами, которое, как правило, выражалось только в том, что священники открывали храмы и совершали богослужения по разрешению немецких властей. Епископ Вениамин (Новицкий) еще в феврале 1943 г. при приближении Красной Армии к Полтаве хотел остаться в своем кафедральном городе, но был принудительно эвакуирован недели за две до отхода из города немецких войск. Он поселился в Почаевской лавре вместе с епископами Кременецким Иовом (Кресовичем) и находившимся там на покое Никодимом (Гонтаренко). На родине остались архиепископ Черниговский Симон (Ивановский) и его викарий епископ Нежинский Панкратий (Гладков); оба они были известны на Украине как русские патриоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«воздержаться от назначения клира» для церкви без согласия членов правления, ссылаясь на ст. 15 постановления, принятого на Соборе 1918 г. Митр. Анастасий (Грибановский) предложил И. не изменять юридический статус общины. 30 окт. 1947 г. И. уведомил митр. Анастасия о выходе его общины из юрисдикции РПЦЗ. 5 нояб. общее собрание Русской православной общины (ассоциации) постановило превратить приходскую организацию в гражданскую применительно к нормам аргентинских законов и внести в устав общины изменения порядка назначения священнослужителей. Все имущество общины юридически перешло в распоряжение И. 10 нояб. Архиерейский Синод РПЦЗ вынес решение о возможном запрещении И. в священнослужении в случае его отказа возвратиться в юрисдикцию РПЦЗ. В письме от 27 дек. митр. Анастасию И. подтвердил свое решение о выходе его общины из юрисдикции РПЦЗ, несмотря на многочисленные обращения архиепископов Феодосия (Самойловича) и Виталия (Максименко) . 15 янв. 1948 г. И. обратился к митр. Феофилу (Пашковскому) с прошением о принятии в юрисдикцию Митрополичьего округа РПЦ в Сев. Америке, 27 янв. он был принят вместе с общиной. 25 марта 1948 г. Архиерейский Синод РПЦЗ выразил готовность восстановить И. во всех его правах с сохранением за общиной имущества, за исключением храмовых построек. И. отклонил это предложение, Архиерейский Синод запретил И. в служении и уволил от должности настоятеля Свято-Троицкого храма. В мае 1948 г. протопресв. А. Шабашев вышел из подчинения И., принес покаяние Синоду и был переведен в церковь в Монтевидео. В сент. 1948 г. при посредничестве И. из РПЦЗ в Митрополичий округ в Сев. Америке перешел викарный Парагвайский еп. Леонтий (Филиппович) , принятый с титулом еп. Аргентинско-Парагвайского, 7 сент. 1949 г. он вернулся в РПЦЗ. 29 июня 1946 г. была создана Аргентинская епархия РПЦ, которую 7 апр. 1947 г. возглавил еп. Феодор (Текучёв) . Он оспаривал права И. на рус. церковное имущество в Аргентине, прежде всего на Свято-Троицкий храм как построенный в основном на средства, собранные в России.

http://pravenc.ru/text/293904.html

Вопрос архиерейских рукоположений греческих старокалендаристов, совершенных архиепископом Чилийским Леонтием (Филипповичем) 361 , рассматривался на Архиерейском Соборе РПЦЗ, проходившем 17/30 ноября 1962 г. под председательством митрополита Анастасия (Грибановского) . Свои действия архиепископ Леонтий объяснял тем, что в эпоху всеобщей апостасии необходимо содействовать гонимой греческой Истинно-Православной Церкви, в своем «исповедническом» подвиге весьма подобной гонимой Российской Катакомбной Церкви 362 . Весьма примечательно, что, несмотря на общее неодобрение данного поступка большинством русских иерархов, действия архиепископа Леонтия все же нашли поддержку таких уважаемых архиереев, как архиепископ Брюссельский Иоанн (Максимович)  и архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев) . Излагая собственную позицию по обсуждаемому вопросу, архиепископ Аверкий заявил: «Я сам не решился бы совершить хиротонию греческих старостильников. Но, вместе с тем, в глубине души, не могу не восхищаться смелостью, с которой архиепископ Леонтий совершил поступок, к которому звала его совесть. […] Старостильники – самые близкие нам по духу. Единственное «но» в поступке архиепископа Леонтия – это то, что он поступил как бы не по-братски, наперекор решению собора, хотя и по добрым побуждениям» 363 . Подобным образом высказался и архиепископ Иоанн: «Старостильники стучались к нам шесть лет. Архиерейский Собор не мог взять на себя решения, признавая это внутренним делом греков. Надо признать […] объяснения архиепископа Леонтия удовлетворительными и на этом прекратить прения» 364 . Решением Собора было непризнание каноничности греческих хиротоний и объявление сожаления (соборного неодобрения) архиепископу Леонтию. В свою очередь, архиепископ Леонтий выразил сожаление о самочинном характере проведенных им рукоположений 365 . Однако, несмотря на это, «флориниты» обрели долгожданное иерархическое преемство и, не рассуждая всерьез о его законности и каноничности, приступили к организации собственного церковного устроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос архиерейских рукоположений греческих старокалендаристов, совершённых архиепископом Чилийским Леонтием (Филипповичем) 324 , рассматривался на Архиерейском Соборе РПЦЗ, проходившем 17/30 ноября 1962 года под председательством митрополита Анастасия (Грибановского) . Свои действия архиепископ Леонтий объяснял тем, что в эпоху всеобщей апостасии необходимо содействовать гонимой греческой Истинно-православной церкви, в своём «исповедническом» подвиге весьма подобной гонимой российской катакомбной Церкви 325 . Весьма примечательно, что, несмотря на общее неодобрение данного поступка большинством русских иерархов, действия архиепископа Леонтия всё же нашли поддержку таких архиереев, как архиепископ Брюссельский Иоанн (Максимович) и архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев) . Излагая собственную позицию по обсуждаемому вопросу, архиепископ Аверкий заявил: «Я сам не решился бы совершить хиротонию греческих старостильников. Но, вместе с тем, в глубине души, не могу не восхищаться смелостью, с которой архиепископ Леонтий совершил поступок, к которому звала его совесть. [...] Старостильники – самые близкие нам по духу. Единственное „но“ в поступке архиепископа Леонтия – это то, что он поступил как бы не по-братски, наперекор решению Собора, хотя и по добрым побуждениям» 326 . Подобным образом высказался и архиепископ Иоанн (Максимович) : «Старостильники стучались к нам шесть лет. Архиерейский Собор не мог взять на себя решения, признавая это внутренним делом греков. Надо признать[...] объяснения архиепископа Леонтия удовлетворительными и на этом прекратить прения» 327 . Решением Собора было непризнание каноничности греческих хиротоний и объявление сожаления (соборного неодобрения) архиепископу Леонтию. В свою очередь, архиепископ Леонтий (Филиппович) выразил сожаление о самочинном характере проведённых им рукоположений 328 . Однако, несмотря на это, «флориниты» обрели долгожданное иерархическое преемство и, глубоко не задумываясь о его законности и каноничности, приступили к организации собственного церковного устроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выступали против учения митрополита Антония епископы РПЦЗ Леонтий (Филиппович) Нектарий (Концевич), Савва (Сарачевич), иеромонах Серафим (Роуз) 287 . Преодоление спорных моментов в учении митрополита Антония нельзя считать победой над отвлеченной и далекой от жизни теорией. В Русской Зарубежной Церкви бывали случаи, когда противники нравственной теории искупления подвергались нападкам, как приверженцы «западных влияний». Случилось на этой почве и временное разделение, когда братство преподобного Германа Аляскинского, отказалось подчиняться Архиерейскому Синоду 288 . Полемика по этому вопросу, периодически затихая, продолжается до сих пор. «Спор о его [митрополита Антония] работах, – писала газета «Успенский листок» в 1999 году, – ведется уже не первый десяток лет и на какое-то согласие надежды не видно. Вообще, Русская Зарубежная Церковь характерна тем, что в ней, на протяжении довольно долгого времени, сосуществуют полярные точки зрения па разные вопросы» 289 . Таким образом, нет необходимости доказывать, что труды архиепископа Серафима в этом направлении принесли большую пользу. Не исключено, что в будущем они еще будут востребованы. ПОЗИЦИЯ АРХИЕПИСКОПА СЕРАФИМА В ОТНОШЕНИИ МНЕНИЙ ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ БУЛГАКОВА Другим соблазном для Церкви стало учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии. Вопрос о том, что подразумевается под, упоминаемой в Писании, Божественной Премудростью, или Софией, волновал мыслителей задолго до протоиерея С. Булгакова . Идея о Софии, как «мировой душе» также появилась независимо от отца Сергия и была близка еще Владимиру Соловьеву. Впоследствии, этой темы касались священник Павел Флоренский , а также В.Ф. Эрн, С.Л. Франк , Л.П. Карсавин. Такое понимание Софии было близко и протоиерею Сергию Булгакову , который пронес идею софийности через свои сочинения догматического характера. Итак, по мнению протоиерея Сергия, между Богом и сотворенным миром существует, некий, «Ангел твари», или София, которая, не являясь Богом, все же, допускается в замкнутый внутритроичный мир. София, по словам протоиерея С. Булгакова допускается внутрь Троицы «по неизреченному снисхождению любви Божьей, и, благодаря тому, она открывает тайны Божества и Его глубины, и радуется, “играет» этими дарами пред лицом Божиим» 290 . София, таким образом, является, некоей, «четвертой ипостасью» 291 . Хотя, эта ипостась, по словам протоиерея С. Булгакова , и отличается от ипостасей Святой Троицы, она, как следует из его сочинений, своими свойствами фактически не отличается от Бога. Природу Софии, по о. С. Булгакову , нельзя выразить в обычных философских категориях, она есть Образ Бога, имя Бога, идея Бога 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010