Л. сочувствовал катакомбной Церкви в СССР. С 1968 г. вел переписку с Ф. И. Журбенко (впосл. архиеп. Лазарь , глава неканонической Русской Истинно православной Церкви). Л. вместе с рядом архиереев РПЦЗ стоял на позиции акривии в отношении применения церковных правил, в частности отказывался принимать пожертвования от Всемирного Совета Церквей. Занимался миссионерской деятельностью, познакомил с Православием Хосе Муньоса, ставшего впосл. хранителем монреальской Иверской мироточивой иконы, способствовал переводу на испанский язык правосл. богослужебных текстов. Л. похоронен на рус. кладбище близ Сантьяго в Чили. Соч.: Письмо епископа N//Летопись Церкви. Владимирова, 1943. 1. С. 26-27; Церковная жизнь в Венесуэле//Епархиальный вестн. Венесуэльской епархии. 1959. 5. С. 23-24; Владыка архиеп. Леонтий благодарит//Рус. жизнь: Газ. Сан-Франциско, 1963. 5410. C. 2; Пусть святые будут нашими друзьями: Слово в Неделю всех святых в земле Российской просиявших//Правосл. Русь. Джорд., 2000. 9. С. 1-3; Автобиография//Рус. паломник. 2005. 34. С. 110-117; 35. С. 166-177; 36. С. 212-223; 2006. 37. С. 46-56; 38. С. 106-117; 39. С. 168-177; 2007. 41. С. 34-43; 2008. 42. С. 94-116; 43. С. 164-177; 2009. 44/45. С. 60-67; 2010. 46. С. 102-123; 47. С. 46-61; 2011. 48. С. 128-138; 49. С. 196-213; 2012. 50. C. 64-71. Арх.: РНБ. Ф. 253. Д. 411; ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 62199; ЦГИАК. Ф. 127б. Оп. 1080. Д. 118; Vasilii I. Alekseev Papers. Box 1. Fol. 1//Holy Trinity Orthodox Seminary Archive (Jord.); Archbishop Averkii Taushev Correspondence//Hoover Inst. Archive. Aleksandr V. Samoilovich Papers, 1940-1968. Box 2. Fol. 1; Личное дело архиеп. Леонтия (Филипповича) Чилийского. Протоколы заседаний Архиерейских Соборов и Синодов. Д. 49/44 Н. Автономов//Archive of the Synod of Bishops of the ROCOR (Платина, Калиф. США); Записка Л. 1933 г. Справка секретаря Духовного Собора КПЛ иером. Феодосия. Записки Л. 1942-1943 гг.//Fr. Herman Podmoshenskii Archive; Записи бесед с архим. Вениамином (Вознюк). Письмо И. В. Александрова автору от 24 сент. 2003 г.//Архив автора (Jord.).

http://pravenc.ru/text/2463529.html

В 1950 г. в Лиме была основана рус. колония, ставшая основой небольшой правосл. общины. Инициатором создания правосл. прихода был рус. иером. Серафим (Фетисов; 1908-1998), к-рый прибыл в П. в 1948 г. (по др. данным, в нач. 50-х гг. XX в.). Для строительства некатолич. храма гос-во требовало создать некоммерческую ассоциацию. 17 дек. 1953 г. была образована Культурная православная христианская орг-ция, насчитывавшая 55 членов. 18 июня 1954 г. на средства, собранные этой орг-цией, была куплена земля для строительства прихода. Сбором средств и строительством руководил кн. А. Н. Чегодаев, строительство вели архит. Владимир Моссер (Вальдемар Мёзер) и инженер Вадим Никитин. 16 окт. 1955 г. церковь была освящена во имя Св. Троицы епископом РПЦЗ Леонтием (Филипповичем) , возглавлявшим Чилийскую и Перуанскую епархию. В кон. 50-х гг. XX в. в результате конфликта с Синодом РПЦЗ иером. Серафим (Фетисов) обратился к руководству Североамериканской митрополии (с 1970 Православная Церковь в Америке ) с просьбой о принятии прихода Св. Троицы в ее юрисдикцию. В 1958 г. (по др. данным, в 1963) перуанский приход был принят в Североамериканскую митрополию. Правосл. община увеличивалась с прибытием в Лиму людей греческого, арабо-палестинского, румынского и югославского происхождения. До кон. 90-х гг. XX в. богослужения в храме совершал иером. Серафим (Фетисов). В 1998 г., вскоре после кончины настоятеля Серафима (Фетисова) и церковного старосты гр. С. Н. Коновницына, приход Св. Троицы, состоявший к тому времени в основном из греков и арабов, перешел в юрисдикцию Буэнос-Айресской и Южноамериканской митрополии К-польского Патриархата. С 1999 по 2002 г. в П. настоятелем ц. Св. Троицы был прибывший из Бразилии архим. Иосиф (де Оливейра). В 2001 г. здание храма было реконструировано и расширено, луковичные главы были заменены куполом в «греческом стиле». 14 апр. 2002 г. митр. Буэнос-Айресский Тарасий (Антонопулос) повторно освятил храм. В наст. время приход Св. Троицы объединяет прихожан разных национальностей; большинство составляют греки и арабы.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

В начале 1980-х годов я приехал в Сантьяго с юга Чили с намерением поступить на богословский факультет столичного Католического университета и познакомиться ближе с Православной Церковью, не имевшей ни малейшего присутствия в моих краях. Меня приняла антиохийская община. Под ее омофором я прослужил Богу 18 лет. Когда епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант) (Русская Зарубежная Церковь) предложил перейти в его юрисдикцию, я с благодарностью согласился. Владыка Александр был выдающимся пастырем. Его кончина в 2005 году и сейчас отзывается болью в наших сердцах. С чувством радости, смешанным с ностальгией и грустью, я вспоминаю, что впервые принял участие в православном таинстве крещения, причастия и миропомазания, когда вместе со своей невестой присоединился к Православию, а первой свадьбой по православному обряду, на которой я присутствовал, было наше венчание. Совершил его первый православный священник-чилиец приснопамятный отец Иоанн Боденбург Мальдонадо. Мне всегда хотелось посмотреть на диаконскую хиротонию, но первым таким таинством в моей жизни было мое собственное рукоположение. То же произошло со священнической хиротонией: я представлял ее лишь в воображении, пока 26 октября 1986 года викарий Патриарха Антиохийского в Чили епископ Гавриил (Фаддул), ныне покойный, не возвел меня в сан священника. Я часто размышляю над историей Руфь из Ветхого Завета. Потеряв мужа, эта молодая красивая моавитянка, чтобы прокормить свекровь, стала собирать колоски на жатве богача Вооза. Мы будто овдовели, когда осознали, что Церковь, к которой мы принадлежали с рождения, далека от подлинной веры. Подобно Руфи, мы подбирали колоски Православия, выпавшие из рук греков, арабов и россиян. Одна православная община научила нас хоровому пению, от другой мы узнали о тропарях, от третьей – о кондаках, четвертая показала нам богослужебные облачения, от пятой мы усвоили, как совершаются богослужения Страстной седмицы. Нас потрясли русские иконы, с которых святые молчаливо взирают таинственным взглядом. С большим интересом мы узнавали о русских архиереях – приснопамятных Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви митрополите Лавре (Шкурле), архиепископе Чилийско-Перуанском Леонтии (Филипповиче), епископе Александре (Милеанте). Мы общались с православными священниками, изредка приезжавшими в Чили, с русскими женами чилийцев. Потихоньку мы собрали столько колосков, сколько необходимо, чтобы испечь хлеб. Не хватает лишь счастливой развязки, которая в случае с Руфь наступила, когда Вооз пленился красотой бедной вдовы и взял ее в жены.

http://pravoslavie.ru/30323.html

общины в Асунсьоне и строительстве храма, церковным старостой избран Эрн. Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий) поручил управляющему приходами Юж. Америки протопр. Константину Изразцову снабдить общину в П. церковной утварью и даровал приходу устав. 5 сент. 1927 г. в Асунсьон из Европы прибыл архим. Пахомий - 1-й настоятель рус. правосл. прихода в П., к-рый 11 сент. совершил 1-ю Божественную литургию. 26 окт. 1928 г. протопр. Константин Изразцов в сослужении архим. Пахомия освятил построенный на средства и силами общины храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. Церковь возводили по чертежам эмигрировавшего в П. военного инженера Г. Л. Шмагайлова, ходом строительства руководил инженер Н. А. Снарский. В том же году был утвержден устав и община официально зарегистрирована. В нояб. 1928 г. из-за нехватки средств приходский совет призвал всех эмигрантов из России пожертвовать средства на содержание церкви ради предотвращения ее закрытия или передачи в др. правосл. юрисдикции. На службах в тот период присутствовали 15-20 чел. Архим. Пахомий служил в приходе до сер. 30-х гг. XX в., его сменил свящ. Михаил Кляровский. В 1934 г. приход вошел в юрисдикцию новообразованной Бразильской епархии. В 1937-1956 гг. настоятелем церкви был протоиерей Порфирий Бирюков (1880-1956), затем - Василий Вахромеев (1884-1958), Варлаам (Вемлов) и Алексий Яблочков. В сер.- 2-й пол. 40-х гг. XX в. в П. направилась новая волна беженцев из числа перемещенных лиц в ходе второй мировой войны. Число правосл. верующих увеличивалось. 7 сент. 1945 г. Архиерейский Синод РПЦЗ учредил в составе Сан-Паульской и Бразильской епархии Парагвайское вик-ство и поставил во главе его Леонтия (Филипповича) . В нач. 1947 г. еп. Леонтий прибыл в П. В сел. Капитан-Миранда, близ Энкарнасьона, он основал иноческое братство во имя прп. Феодора Студита, в к-рое вошли 5 чел. Братия воздвигла храм во имя архистратига Михаила. В июле 1949 г. из-за конфликта с бразильским архиеп. Феодосием (Самойловичем) (1934-1968) еп.

http://pravenc.ru/text/2578963.html

Попова средств „на обоих священников и церковнослужителей каждогодно давать по 150 рублей и сверх того стараться о приращении их доходов каковую сумму он действительно и продолжал выдавать до 1819 г. За сим, совместно служили священиики: Василий Тырыданов с 1819--1835 г., и с ним последовательно Михаил Калиновский 1820—1823 г., Павел Знаменский (кандидат С.-Петербурской Дух. Академии) 1824—1828 г. и Петр Павловский 1828—1832 г. В 1832 году прихожане Благовещенской церкви купцы Петр Маляхинский, Афанасий Амосов, Матеей Первушин, Иван Демидов и Михаил Непенин с церковным старостою Афанасием Плотниковым вошли к Преосвященному Георгию с прошением „при сей церкви оставить одного священника, а другаго вовсе излишняго куда либо переместить, так как скудный доход недостаточен для содержания другаго священника Просьба была удовлетворена и при церкви остался один Священник. Александр Аникитич Колчин 1836—1846 г., Николай Петрович Токарев с 1846 по 1859 г., Петр Никифорович Кремлев 1859—1868 г., Фантин Александрович Леонтиевский 1868—1874 г., Иоанн Михайлович Ивановский (впоследствии.протоиер. Соломбал. собора) с Февраля 1874 по 10 Июня того же года, Протоиерей Георгий Филиппович Костылев 1874—1880 г., Священник Михаил Иванович Сибирцев (ныне протоиерей Рождественской ц.) 1880—1883 г., Священник Захарий Александрович Колчин (ныне протоиерей Кафедр. собора) 1883—1888 г., Священник Павел Васильевский , с 26 Февраля 1888 г. по 18 Июня того же года и ныне здравствующий Священник Михаил Андреевич Усердов 39 л., студент семинарии, в сане священника с 24 Сент. 1879 г., в настоящем приходе с 18 Июня 1888 г. При нем псаломщик Павел Андреев Ульяновский, уволенный из 2 кл. Тотемской учительской семинарии, на епархиальной службе с 1889 г., при настоящ. приходе с 4 Авг. 1893 г. В настоящее время причт состоит из священника и псаломщика. Причтовый дом находится не далеко от церкви. Земельных и других угодий при церкви нет. В 1821 году был куплен с аукциона деревянный дом за 1500 рублей, находившийся на восточной стороне вблизи церкви, со службами и землею, коей с лицевой стороны было 13 саж., а по задней поперечника 10 саж., длинника же 142 сажени, как и значится по крепостям.

http://sobory.ru/article/?object=34247

Обобщенные митрополитом Макарием данные источников воссоздают не только картину развития событий, но и то, каково было отношение к унии и православию в разных слоях украинско-белорусского общества. С одной стороны, несмотря на неприятие унии, заключенной в 1596 г., среди православного духовенства и мирян было много сторонников примирения. Отсюда повторявшиеся одна за другой вплоть до восстания под руководством Хмельницкого попытки найти компромиссную формулу «новой унии», причем к пересмотру условий унии стремились и сами униаты. Другая, противоположная, тенденция состояла в нарастании взаимного непонимания, отторжения и вражды между униатами и православными. Особенно показательна в этом плане позиция запорожского казачества, непримиримость которого к унии отчетливо показана автором. Но, несмотря на ожесточенную борьбу и сопротивление, уния смогла пустить достаточно глубокие корни в украинско-белорусском обществе уже в 1-й половине XVII в. Высокопреосвященный историк объяснял это прежде всего постоянной и энергичной поддержкой, которую оказывала унии королевская власть. Несмотря на ограниченность доступных материалов, митрополиту Макарию удалось также показать, сколь большую роль в спасении унии от краха и укреплении ее позиций сыграла римская политика. Вместе с тем ученый сумел заметить наличие острых противоречий между польским католическим духовенством и униатами, что заставляло усомниться в более привычном тезисе о якобы безусловной поддержке, польской иерархией унии. Таким образом, в исследовании митрополита Макария была показана, с одной стороны, ожесточенность и глубина порожденных унией конфессиональных конфликтов; с другой стороны, невозможность свести наблюдаемые явления к упрощенной формуле борьбы православия с традиционной католической экспансией. Большое место в труде митрополита Макария отведено и внутренней жизни православной Церкви, развитие которой, впрочем, невозможно оторвать от хода борьбы унии и православия. Автором было показано, что обострение конфессиональной борьбы на украинско-белорусских землях сопровождалось переменами во внутреннем состоянии православной Церкви и подъемом православного самосознания: активизировалась проповедническая и полемическая деятельность, призванная мобилизовать общество на защиту православных традиций. Впервые высокопреосвященным историком была дана обстоятельная характеристика деятельности и взглядов отдельных иерархов православной Церкви —митрополитов Иова Борецкого, Исаии Копинского, Петра Могилы, епископов Гедеона Балабана, Мелетия Смотрицкого и других защитников веры — Афанасия Филипповича, Стефана Зизания, Ивана Вишенского, князя Константина Острожского, Леонтия Карповича, Лаврентия Древинского.

http://sedmitza.ru/lib/text/436086/

Пещера, в которой подвизался на Афоне старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г.      Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского доподлинно неизвестна. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной как и подобает афонским подвижникам – тихо и незаметно, не оставив никаких следов. Так и уходят большинство афонских старцев, и лишь с годами, особым промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со временем со старцем Иоанном. В письме инока Манявского скита Леонтия от 9 сентября 1633 г. впервые упоминается старец Иоанн Вишенский как преставившийся. Более того, о. Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Икона афонского старца прп. Иоанна Вишенского Святогорца. Иллюстрация из книги Сергея Шумило «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист» Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживаются на трудах и деятельности прп. Иова (Княгиницкого), прп. Иова (Желизо) Почаевского, Стефана Зизания, Исаакия Борисковича, Киприана Острожанина, Елисея Плетенецкого, митр. Исаии (Копинского), прпмч. Афанасия (Филипповича) Брестского, прп. Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. По убеждению Пантелеимона Кулиша, именно старец Иоанн Вишенский и его последователи сумели силою своего внутреннего подвига и верности сберечь чистоту православия под натиском польско-католической экспансии. Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и церковном уровне. Претерпев неоднократные переиздания в XIX–XX вв., его послания даже в советское время преподавались в школьной программе. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна были чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний посреди атеистической пустыни. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере.

http://pravoslavie.ru/95541.html

«Дверь, – замечает А. Ф. Кони, – после многих испытаний нашлась в среде придворного духовенства, – и в Архангельском соборе Московского Кремля о. Валентин мог продолжать дело своей жизни. Однако пережитое оставило на нем след, его силы надломились...» 63 Тем не менее, праведный пастырь, несомненно, видел во всем промысл Божий и пресекал ропот и осуждение духовных властей, возникавшие в пасомых: «Когда батюшку из церкви “Нечаянной Радости” переводили в Архангельский собор, муж Марии Петровны, Василий Филиппович, был этим очень недоволен и все сетовал на митр. Леонтия, что такое перемещение сделалось по его распоряжению. Батюшка, благословляя его во время вечерни, произнес: “Напрасно ты обижаешься на митрополита Леонтия; совсем он не виноват в этом”. Потом Марии Петровне сказал: “Скажи мужу, чтобы он не бранил митр. Леонтия, митрополит тут не причем”» 64 . И всем духовным чадам батюшка говорил: «Не скорбите: я буду настоятелем, будете приходить ко мне, как и прежде». В величавом и строгом соборе все было иначе, чем в небольшой церкви «Нечаянной Радости». Старинные темные иконы, тонущие во мраке скудно освещенного храма, многочисленные гробницы Царей и князей, обилие посетителей-иностранцев, приходящих осматривать исторические достопримечательности – все это вносило какую-то холодность и официальность. В целом собор находился в запустении, не имел постоянного прихода, богослужение совершалось небрежно. Находившиеся в соборе великие святыни: чудотворный образ Матери Божией «Благодатное Небо», мощи св. страстотерпца царевича Димитрия, мучеников блгв. князя Михаила Черниговского и боярина Феодора, и еще не прославленного в то время благоверного князя Димитрия Донского – тоже были позабыты и не были почитаемы. «Небрежность, невнимательность церковнослужителей собора к своим обязанностям так глубоко укоренилась здесь, что требовались большие усилия для приведения всего в подобающее состояние. Монотонная служба, лишенная благоговения и усердия, небрежность причта – все это делало собор не храмом молитвы и умиления, а местом посещения туристов» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Владыка передал привет от посла Российской Федерации в Австралии А. В. Блохина и подарил господину послу медаль Русского Исторического Общества при Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии, выпущенной, при содействии посольства, по случаю 200-от летия со дня прибытия в Австралию первого русского корабля Нева . Затем Владыка Иларион, о. Михаил, о. Алексий, Роберто Леон и д-р Елизавета Георгиевна Юрлова направились к русскому кладбищу, чтобы отслужить панихиду у могилы приснопамятного архиепископа Леонтия (Филипповича +2-7-1971г.), первого правящего архиерея чилийской епархии Русской Зарубежной Церкви и близкого друга святителя Шанхайского Иоанна. По окончании панихиды Владыка обошёл кладбище и молитвенно вспомнил своих почивших знакомых, духовенство и монашествующих чилийской епархии. Отец Алексий пригласил всех на обед в ресторан знакомого православного араба, где с глубоким уважением и вниманием был предложен замечательный обед. Далее, чилийские друзья свозили своих гостей на тур в Андийские горы и долго беседовали о своих переживаниях и надеждах на будущее. Владыка Иларион и о. Михаил ответили на их вопросы и подали им надежду на улучшение их духовной обстановки. Третий день, 6 февраля 2008 года. В среду утром Владыка Иларион, о. Михаил, о. Алексей и Роберто Леон направилсь к старейшиму священнослужителю чилийской епархии – архимандриту Вениамину (Вознюк). Никто не знал какова будет встреча с о. Вениамином, который еще до подписания Акта о каноническом общении (в мае 2007), прекратил поминовение своего законного Священноначалия. Однако, о. Вениамин принял Преосвященного Владыку и его спутников добродушно и уважительно. Он беседовал с Преосвященным Владыкой и о. Михаилом о его отношении к вопросу о церковном единстве. Он высказал Владыке Илариону его переживания и приводил много исторических примеров которые, по его мнению, поддерживали его точку зрения. Во время беседы зашла мать игумения Иулиания, которая с большим вниманием слушала все, что говорил о. Владыка Иларион, о. Вениамин и о. Михаил. Несмотря на то, что реально не было достигнуто консенсуса по вопросу о восстановлении церковного единства и, что о. Вениамин и матушка Иулиания, остались при своем прежнем мнении – все таки о. Вениамин и мать игумения расстались с Преосвященным Владыкой и иже с ним по хорошему. Дальнейшее решение их личного отношения к совершившемуся полностью зависит от их желания или не желания принять за волю Божию соборное решение всей Русской Православной Церкви и подчиниться своему законному церковному Священноначалию.

http://pravoslavie.ru/25733.html

Окна (пролеты) обнесены балясом, окрашены медянкой. Имеется шесть колоколов, один из них отлит усердием прихожан. Иконостас из соснового дерева простой столярной работы с малой резьбой в самом верхнем карнизе, в четыре яруса, окрашен голубцом. Карнизы, рамки икон и резьба позолочены. В первом нижнем ярусе: царские врата малой резьбы, позолочены, двенадцать круглых икон (пожертвованы из Градской Рождественской церкви), по правую сторону местные иконы (шесть из них от крестьянина Гаврила Трубина), а слева семь икон. Во втором ярусе двунадесятые иконы, писаны на холсте (слева семь и справа пять). В третьем и четвертом ярусах по двенадцать икон. Над всеми иконами вверху кругообразные иконы со сценами страданий Иисуса Христа, между каждой иконой херувим. В правом клиросе три киота из красного дерева со стеклами. Для мелких икон киот (на четыре иконы) и большой стеклянный шкаф с полками из красного дерева (за левым клиросом на северной стороне). В разных местах одиннадцать малых икон (от чиновницы Вологдиной), всего мелких икон в разных местах более шестидесяти. В паперти девять икон и стенные часы в простом футляре. Книгами церковь укомплектована: два евангелия (одно от Марии Курицыной). И утварью «очень достаточна»: три напрестольных креста и священнослужебные сосуды (от орловского купца Александра Алексеева Прозорова), лампады, большие и малые подсвечники, два ковра, блюда, шестнадцать пелен, три покрова, шесть платков, стихари (парчовый, бархатный малиновый и полосатый шелковый), три пояса, два набедренника, плащаница малинового бархата в деревянном футляре под стеклом (от Прозорова), пять риз священника (две из них от Прозорова), пять епитрахилий, шесть паруг. Церковь причислена к приходам пятого класса. В притче священник (с оплатой сто сорок рублей в год) и псаломщик. В течение ста пятидесяти лет (с середины XIX века до начала ХХ века) служило пять священников: Георгий Филиппович Костылев (1854-1858), Андрей Дмитриевич Покровский (1858-1872), Тимофей Васильевич Лебедев (1872-1876), Василий Стефанович Прялухин (1876-1890), Фантин Александрович Леонтиевский (1890-1901).

http://sobory.ru/article/?object=48137

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010