После октябрьского переворота в храме продолжалось богослужение. В 1924 году храм был закрыт. По документам архива до 1917 года в храме служил священник Алексей Преображенский. Перед Великой Отечественной войной в храме было колхозное зернохранилище. Расположенную под храмом большую “Амосовскую печь”, имеющую дымоходы в полу и стенах храма, топили, зерно просушивалось за счет разогрева всего пола. В 1941 году в село вступили немецкие войска, храм был очищен от зерна, и стало совершаться богослужение. Трехпридельный храм – в честь Преображения Господня, святителя Николая и святой мученицы Параскевы – оказался чудесным: он был построен в Нижних Прысках еще в 1731 году, да построен с любовью и всем искусством, которым владели наши мастеровитые предки. Стены храма были возведены из крепкого красного кирпича толщиной более метра, под полом сложена большая печь, а также проложены специальные дымоходы, тепло в которых сохранялось целую неделю, так что на теплый пол можно было в самые лютые холода и на колени встать, и даже детишкам присесть. В храме сохранились прекрасные фрески XVIII века, а также старинные богослужебные книги и творения святых отцов – когда-то библиотека здесь была богатой. В 1924 году храм постигла участь многих других церквей: его превратили в склад для колхозного зерна. Осенью 1941 года немцы, захватившие село, приказали очистить храм от зерна и поставили служить в нем священника, которого привезли с собой. Во время освобождения калужской земли от захватчиков советские войска использовали церковь как военно-полевую кухню, а из окон, выпилив нижнюю часть решеток, раздавали солдатам обеды. Тогда стены прекрасного храма покрылись копотью от кухни. Когда советские войска пошли в наступление, храм решили взорвать, и только заступничество жителей Нижних Прысков спасло святыню от уничтожения. Позднее Тихон Филиппович Тарасов, возглавлявший в те годы сельсовет, рассказывал, как уговаривал командира не взрывать храм, поскольку его запретил разрушать сам Ленин: ведь это бесценный памятник архитектуры, принадлежавший когда-то дворянам Кашкиным, среди которых были декабристы и петрашевцы. Неизвестно, поверил ли в историю про Ленина командир, но отменил решение о взрыве старинной церкви. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Все храмы в округе будут закрыты, а в Нижних Прысках простоит до Второго пришествия». Судьба как летопись российской истории XX века. Памяти митрофорного протоиерея Леонтия Никифорова

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображе...

После отступления немцев, пришли советские войска. В храме была устроена кухня. Решетки окон выпилили и через окна подавали солдатам посуду с едой. Стены и своды храма покрылись густым слоем копоти, покрывшей настенные росписи. Покидая село, красноармейцы заложили под стены храма взрывное устройство, и только самоотверженное заступничество и вмешательство председателя сельского совета Тихона Филипповича Тарасова спасло храм от разрушения. Сам Т. Ф. Тарасов рассказывал об этом, что он заявил командиру, что Ленин запретил взрывать этот храм, как памятник архитектуры, принадлежавший Кашкиным, среди которых были декабристы и петрашевцы, выступавшие против царского самодержавия. Командир дал команду: “отставить взрывать”, и войска пошли гнать врага на запад. В 1943 году с разрешения властей в храме началось богослужение. Столер-резчик по дереву Алексей Григорьевич Архипов собирал иконостас. В 1946 году в Прыски, из мест заключения, прибыл священник Сергей Георгиевич Шумилин. У него оказался деятельный помощник в лице полковника Советской Армии, профессора архитектуры Николай Петрович Никитин, родной племянник оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Профессор руководил всей реставрацией храма. В промывке настенной росписи со всей душой, полной благодатной веры, участвовал Николай Никифорович Беляев, бывший учитель черчения и рисования местной школы. В последствии Николай Петрович Никитин помог оформить храм на охрану государством, как памятник архитектуры 18-го века охраняемый государством, с закреплением этой надписи на мемориальной доске из белого мрамора с левой стороны у входа в здание храма. Затем в Храме служили, сменяя друг друга, священники: Константин; Стефан; Вячеслав; Илья. По приглашения правящего архиепископа Ермогена (Голубева), его указом, в 1963 году, был назначен иерей, ныне митрофорный протоиерей Леонтий Никифоров. С 1963 года и по настоящее время все события, и вся церковная жизнь связаны с последним Настоятелем Храма митрофорным протоиереем Леонтием Никифоровым.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображе...

Семь лег служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе не знающий , что он такое», является очередным самозванцем. Уверенность эта с течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!» Став невольным соучастником политической интриги против Московского государя, известного защитника Православия Михаила Федоровича Романова, сына русского патриарха Филарета, Филиппович в 1627 году оставил двор канцлера и удалился в келию Виленского Свято-Духова монастыря, где вскоре принял постриг от наместника Иосифа Бобриковича. В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей, основанном недавно, в 1623 году Богданом Стеткевичем и супругою его Еленой Соломерецкой (В. Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования. СПб. 1892 С. 172), а затем — в Межигорской обители под Киевом, у игумена Комментария (упоминается под 1627 годом) и брата Киевского митрополита Иова Борецкого — Самуила. Впрочем, уже в 1632 году Межигорский игумен отпустил Афанасия в Вильну, где тот был рукоположен в сан иеромонаха. В следующем году Афанасий вновь покинул монастырь Святого Духа и направился в качестве наместника игумена Леонтия Шитика в Дубойнский монастырь под Пинском, также подначаленный виленской монашеской обители, где и провел в заботах о братии, постах и молитвах три года. В 1636 году ярый сторонник католического прозелитизма Альбрехт Радзивилл, нарушая изданные королем Владиславом IV «Статьи успокоения», силой изгнал из Дубойнского монастыря православных насельников, чтобы передать обитель иезуитам, которые незадолго до того стараниями того же Альбрехта обосновались в Пинске. Афанасий, будучи не в силах противостоять магнату и удержать монастырь, составил жалобу с повествованием об учиненном беззаконии, но этот письменный протест, подписанный множеством православных, не принес положительных результатов.

http://pravicon.com/info-1841

«Соборно-епископцы» захватили Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь близ Лубен. В городе имелось 5 храмов. Иоанно-Предтеченскую ц. власти передали автокефалистам-липковцам, здесь служил автокефальный «архиепископ Лубенский» Иосиф Оксиюк. Троицкий собор и кладбищенский Всехсвятский храм были заняты «соборно-епископцами». В ведении РПЦ остались Рождество-Богородицкий собор и Николаевский храм. Однако «соборно-епископцы» поставили целью захватить в Лубнах все правосл. храмы. 1 апр. 1927 г. инициативная группа раскольников из 62 чел. подала в Лубенский окрисполком заявление о создании при Рождество-Богородицком соборе общины «для проведения в жизнь соборноправности, чего не дает нам славянское (тихоновское) течение». В целях противодействия усиливавшимся лубенским раскольникам 15 сент. 1926 г. в Москве заместитель местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский) и еще неск. архиереев хиротонисали архим. Аркадия (Остальского) во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В окт. 1926 г. еп. Аркадий был арестован и выслан в Харьков, выезд из города ему был запрещен. Неск. раз еп. Аркадий нелегально ездил на Полтавщину, встречался с местным духовенством, в т. ч. в Лубнах. Чтобы поднять дух прихожан, еп. Аркадий тайно приехал в Лубны в апр. 1927 г., на Пасху, и отслужил литургию в Рождество-Богородичном храме. После кончины 17 марта 1927 г. Полтавского архиеп. Григория еп. Аркадий периодически служил не только в Лубнах, но и в др. частях епархии в обход запрета ГПУ. Это привело к его высылке из Украинской ССР. Еп. Леонтий (Филиппович) сообщает: «[Еп. Аркадия] схватили и отправили в ссылку на вольное поселение на Кавказ, засадив в глухую осетинскую деревню на три года. Пробыв в таком безлюдном одиночестве около года, владыка задумал было бежать. И решил ездить по обширной России под видом странника и проповедовать, насколько возможно, слово Божие». Находясь на полулегальном положении, еп. Аркадий в 1927-1928 гг. сохранял связи с укр. паствой, имел духовных чад в Киеве, в Полтаве и в других городах, периодически совершал богослужения в частных домах, за богослужением поминал митр. Сергия (Страгородского). Весной 1928 г. еп. Аркадий приехал в Ленинград, где митр. сщмч. Серафим (Чичагов) предложил ему стать своим викарием. В мае 1928 г. еп. Аркадий отправился в Москву для получения разрешения на служение в Ленинграде от ОГПУ и был арестован. Впосл. Л. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2110753.html

-«- 1913, июль-авг., стр.327. -»- 1914, сентябрь, стр.99 (Отчет). -«- 1914, ноябрь, стр.30 (Отчет). -»- 1916, сент.-окт., стр.148, 156, 220. «Моск. Известия” 1926, 24, от 30 января. «Красн. Газ.” 1925, 298, от 10 декабря. «Вестник Св. Син. Пр. Р. Ц.» 1927, 3/16/, стр.23. «Именной список ректор. и инспектор. Дух. Академ. и семинар. на 1917 год», стр.156. ФПС I, 140, стр.6. ФПС III, стр.4. Regel " son 396: 537: verhaftet. Леонтии (Филиппович), епископ Бердический, вик. Волынской епархии Подробными биографическими сведениями о нем мы не располагаем. Известно, что был архимандритом Киево-Печерской Лавры. 26 ноября 1941 г. хиротонисан во епископа Бердического, вик. Волынской епархии. Хиротония состоялась в Почаевской Лавре. 1941–1942 гг. управлял Житомирской епархией. В сане епископа перешел в поликарповскую ориентацию. По окончании войны остался за границей. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: «Дополнительные сведения к Каталогу Епископа Сергия (Ларина)». ЕВ Leontij (Vasilij Filippovi) wurde am 7.8.1907 in Kiev geboren. Er besuchte die Geistliche Schule in Ekaterinodar und das GS in Kiev (1914–1918) sowie die GA Leningrad. Anfang der 20er Jahre trat er in die Kitajskaja Pustyn‘ein; 1925 Mönchsweihe. Am 5. 5.1930 wurde er von В Vasilij (Bogdaševskij) zum Priester geweiht. Er wurde mehrmals verhaftet, als Priester diente er in Leningrad, Moskau, Novgorod, Sarov und in anderen Städten. 1940 trat er in das Poaev-Kloster ein und wurde nach der Erhebung zum Archimandriten im August 1941 zum V von itomir durch EB Aleksij (Gromadskij), В Damaskin (Maljuta) und В Veniamin (Novickij) geweiht. 1943 Flucht über Warschau, Wien und München in den Westen. Nach kurzer Zugehörigkeit zur Autonomen Ukrainisch-Orthodoxen Kirche wurde er am 23.4.1946 in die Auslandskirche aufgenommen. Von 1946 bis 1952 lebte er in Paraguay, wohin er mit vier Brüdern des Hiobklosters München emigrierte, um ein Kloster dort zu gründen. 1947 wurde er zum В von Assuncion und Paraguay ernannt, 1953 В von Santiago und Chile. Auf seine Initiative geht der Bau des Nonnenklosters und der Kathedrale in Santiago zurück. In den frühen 60er Jahren konsekrierte er zusammen mit В Akakios drei Priester der Alt-Kalendarier zu Bischöfen und hatte Schwierigkeiten vor kirchlichem Gericht. Am 29.11.1962 konsekrierte er zusammen mit В Serafim (Sveevskij) Petros Astyfidis zum В der Altkalendarier für Amerika. 25.8.1969 EB von Sao Paulo und Brasilien, Chile und Paraguay (diese Ep. wurden zusammengefügt). Als Salvator Allende Präsident von Chile wurde (24.10.1970) verließ er Chile und ging nach Argentinien.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

20 февр. 1930 г. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Татарской АССР к расстрелу. Казнен вместе с иеромонахами преподобномучениками Антонием (Чирковым) , Варлаамом (Похилюком) , Иовом (Протопоповым) , Сергием (Гуськовым), послушником Петром Тупицыным, а также мирянами Василием Гавриловым и Степаном Абрамовым. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен как местночтимый святой Казанской епархии определением Казанского и Татарстанского архиеп. Анастасия (Меткина) от 6 апр. 1997 г. с общим для Раифских новомучеников днем памяти (преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных).Имя Иосифа (Гаврилова) включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Синода Русской Православной Церкви от 11 марта 2020 года. Лит.: Новые преподобномученики Раифские. Каз., 1997. С. 3-10, 14, 17-18, 24; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 517-518. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Окулов Василий Исидорович, 1880 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Загреба Василий Филиппович; 1870-1938), иером., прмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/578439.html

Первый русский храм — Святой Троицы и Казанской иконы Божией Матери — был сооружен в 1947 году общиной Русской Зарубежной Церкви. Архиепископ Леонтий (Филиппович), занимавший Чилийско-Перуанскую кафедру в 1953–1969 годах, основал женскую Успенскую обитель, при которой образованы детский приют и школа, а также часовню в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. В 1968 году он хиротонисал первого иерея-чилийца — Иоанна Боденбурга. В 1972 году в Сантьяго появился храм Московского Патриархата — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Православные общины эмигрантов не беспокоились о распространении веры и не занимались проповедью среди местного населения. Между тем чилийцы проявляли немалый интерес к православию. Так, в конце 70-х годов на столичном приходе Антиохийской Церкви начал окормляться студент Католического университета Алекс Аэдо Вилугрон. Он втягивался в богослужения, в приходскую жизнь, нес разные послушания. В 1986 году архиепископ Гавриил (Фаддул) рукоположил его во священника. Отец Алексий организовал несколько приходов, православное молодежное общество и Православное диаконство преподобного Германа Аляскинского, занимающееся проповедованием христианских ценностей. В начале 2005 года отец Алексий возглавил новый приход святителя Нектария Пентапольского в Сантьяго. В здании Центрального профессионального института, где он служит духовником и преподает этику и аксиологию, батюшка устроил домовый храм. Преподаватели и учащиеся заходили сюда хотя бы из любопытства, рассматривали убранство, расспрашивали о православии. На приходе окормлялось 60 студентов. В 2006 году отец алексий Аэдо переехал в Консепсьон — крупный город на юго-западе, где основал общину преподобного Силуана Афонского. Настоящим подарком для верующих стали Дни России в Чили, прошедшие в ноябре 2008 года с участием делегации Русской Православной Церкви. «Наши духовные чада суетились, словно дети, только бы не упустить случай приблизиться к своим пастырям, взять благословение, — говорит отец Алексий. — Концерт хора Сретенского монастыря потряс нас до глубины души. С тех пор укрепилась наша вера в возведение на чилийской земле православного храма, под сводами которого зазвучит свой хор».

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_chili/

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Именование в кругу учеников преподобного Иова (Княгиницкого) новопреставленного отца Иоанна «великим старцем» и «блаженным» свидетельствует о том глубоком почитании подвижника, которое существовало как при его жизни, так и после смерти. Согласно сообщению того же инока Леонтия, к 1633 году списки произведений старца Иоанна распространялись и хранились в киевских монастырях, в Вильно, в Могилеве, в Кутеинском монастыре, Манявском скиту и других обителях. 203 Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживается в трудах и деятельности преподобного Иова (Княгиницкого), преподобного Иова (Желизо) Почаевского, писателя-полемиста Стефана Зизания, епископа Исаакия Борисковича, блаженного Киприана Острожанина, архимандрита Елисея Плетенецкого, митрополита Исаии Копинского, преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского, преподобного Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. И хотя послания старца Иоанна не получили массового распространения на официальном церковном уровне, именно его идеи немногим через каких-то 30–40 лет легли в основу идеологии казачьего национально-религиозного освободительного движения в Украине, начавшегося в 1637–38 годах, и особенно активно вспыхнувшего в 1648 году под лозунгами борьбы за отеческую православную веру. 204 Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Как отмечает И. Еремин, «сочинения Ивана Вишенского в свое время были широко распространены на Украине. В эпоху, непосредственно предшествующую народно-освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого, они сыграли большую роль: они будили сознание, воодушевляли к борьбе, вооружали... горячей любовью к родине». 205

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После всенощной они вместе пошли убирать алтарь, а потом владыка пригласил отца к себе в келью и беседовал с ним до 2-х часов ночи. - Как Спаситель беседовал с Никодимом... - Да. И с того дня с отцом произошла огромная перемена. Даже жена заметила, что он становится лучше, и потому отпускала его к владыке. Для отца это было блаженное время. Вскоре семья переехала в Канаду, где я родилась, а потом в Америку, куда позже приехал и владыка Иоанн. Сначала мы поселились в Нью-Йорке, а через 4 года переехали в Си-Клиф. В это время святитель Иоанн, тогда уже архиепископ Сан-Францисский, стал приезжать на заседания Синода в Нью-Йорк и вызывал моего отца, чтобы тот отвез его в Джорданвилль, в Свято-Троицкий монастырь. Архиепископ Иоанн, архиепископ Чилийский Леонтий (Филиппович) и архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев) любили проводить там время. Папа часто брал меня с собой, и 4 часа я сидела между архиереями по дороге в обитель. Они разговаривали, а я слушала: ничего не понимала, но впечатление от этих поездок осталось на всю жизнь. Когда мне исполнилось 17 лет, папу по работе перевели во Флориду, и мы все переехали в Майами. Там был храм в честь святого князя Владимира . Это было время войны во Вьетнаме, русских все вокруг считали врагами. Как только слышали мою фамилию - Устинова, все кавалеры прекращали со мной общаться. Отец Даниил Я поступила в университет. Однажды ко мне подошел красивый молодой человек, поздоровался. Я подумала: вот сейчас узнает, что меня зовут София Устинова и я русская - и сразу уйдет. Поэтому я была наготове. Но мой новый знакомый сказал, что все русские находятся в заточении в СССР . А когда я ему ответила, что есть те, которые бежали, он посмотрел на меня, как на диковинку. Потом я ему рассказала, что русские люди верят в Бога и уже 1000 лет - христиане. Молодой человек заканчивал университет по специальности «биология», изучал разные веры, но о Православии им не рассказывали. Он был разочарованным католиком, уже 10 лет не ходил в церковь, и ему не верилось, что есть другая Церковь.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/11/bo...

13. ПАНТЕЛЕИМОН упоминается в 1З68 году при нашествии Лифляндцев на Псков. 14. ФИЛИПП Козаткович упоминается в посольстве в Новгород 1397 года. 15. ЗАХАРИЙ Костроминич упоминается строителем Церкви каменной в Монастыре у Николая на Волку или Волоку на Великой реке 1З94 года и после; а в 1401 г. марта 19 скончался и погребен в Рождественской Церкви. 16–17. СИСОЙ Упоминаются в посольстве в Новгород для заключения мира в 1395 г. Роман упоминается и в 1404 году и далее, а в 1402 году он назван Старостой Троицкого Собора вместе с Аристом гражданином. РОМАН 18. ЕФРЕМ Кортпач в 1397 и 1399 году, убит 1407 г. при сражении с Лифдяндцами на Логозовицком поле. 19. ЛЕОНТИЙ Губка упоминается 1404, убит 1407 г. Лифляндцами при сражении на Логозовицком поле. 20. ПАНКРАТ того же года, а убит 1407 года там же. 21. ИВАН ФЕДОРОВИЧ упоминается 1404 года и 1412. 22. ЮРИЙ ФИЛИППОВИЧ Козачкович упоминается в поход на Ржев и Великолуцкую Область 1406 года и на Лифляндцев 1407 года. 23. ИЛАРИОН Дойникович упоминается в походе на Полоцк в 1406 и в 1410 году при заключении мира с Лифдяндцами. 24. ЯКИМ ПАВЛОВИЧ упомин. в посольстве о мире к Витовту Вел. Кн. Литовскому в 1410 г., а также к Лит. Кн. Свидригайлу в 1426 и 1432 и далее. 25. ИВАН СИДОРОВИЧ упоминается в посольстве в Новгород 1407 г. с просьбой о помощи, а также в 1410, 1417, 1427, 1434 и 1441 годах. 26. РОМАН СИДОРОВИЧ, Степенный, упоминается 1407 г. и 1415. 27. НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ упоминается 1410 при заключении мира с Лифляндцами в Изборске, а в 1413 и в 1418 Степенным. Скончался 1427 апреля 9. 28. ФЕДОР Шибалкинич упоминается 1411 и 1423 в посольстве к Великому Князю Московскому и в 1425 и 1426 г. в посольстве к Витовту 1426 г.; скончался 1428 января 10. 29. ЮРИЙ Винков упоминается в посольстве в Ригу 1417 и к Вел. Князю Московскому в 1423 и 1427 году. 30. ФЕОДОСИЙ ФЕОФИЛОВИЧ упоминается 1415 г. 1418 Степенным и в 1426 г. 31–32. ТИМОФЕЙ Посадники Воронежские упомин. 1426 при нападении Литвы на Воронеж. ЕРМОЛАЙ 33. СИЛЬВЕСТР ЛЕОНТЬЕВИЧ упоминается в 1417 и 1426 в походе на Литву, и 1427 в посольстве туда же, и в следующ. годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010