И. В. м. возглавлял Вавила Диакон, при к-ром мон-рь получил в качестве подушных вкладов вотчины в Рузском и Зубцовском уездах (Там же. 286, 288-291, 293). При настоятеле (1563-1566) игум. Леониде (Протасьеве) мон-рь получил ряд земельных владений в Волоцком (Там же. 305, 313, 319, 324), Дмитровском (Там же. 298), Московском (Там же. 325), Рузском (Там же. 297, 303, 304, 310, 311, 318, 320, 323) и Тверском (Там же. 301, 315) уездах. В дек. 1563 г. царь Иоанн IV выдал И. В. м. жалованную тарханную и несудимую грамоту на всю вотчину (Там же. 302), освобождавшую ее население от уплаты налогов («опричь томги и мыта») и гарантировавшую судебный иммунитет «опричь душегубства одного». Вероятно, выдача грамоты была сопряжена с проверкой документов, удостоверяющих владельческие права мон-ря. В июле 1564 г. царь выдал И. В. м. послушную грамоту на деревни в Волоцком у. «сверх их земель», в февр. 1565 г. пожаловал вотчину опального кн. Дмитрия Немого (Там же. 309, 316). В мае 1565 г. было проведено размежевание земель И. В. м. и владений удельного старицкого кн. Владимира Андреевича. Ок. 1566 г. старицкий князь выдал обители жалованную несудимую грамоту на вотчины в Звенигородском и Дмитровском уездах (Там же. 312, 317). Преемником игум. Леонида в 1566 г. стал Лаврентий, при к-ром И. В. м. получил неск. земельных вкладов в Волоцком (Там же. 327, 329, 330), Московском (Там же. 326) и Тверском (Там же. 328) уездах. В период вторичного игуменства Леонида (1568-1573) мон-рь продолжил получать земельные вклады «по душе» в Волоцком (Там же. 333, 336, 337, 340, 343, 354), Дмитровском (Там же. 344), Рузском (Там же. 334, 335, 338, 339, 342, 346, 351, 355), Тверском (Там же. 341, 345, 348-350) уездах. В июле 1569 г. была составлена опись владений мон-ря в Рузском у. (Там же. 347). С весны 1572 до нач. 1574 г. игуменом был Тихон (Хворостинин), который упоминался в числе соборных старцев еще в 1559 г. (Там же. 275). Сведения о земельных вкладах, полученных И. В. м. при игум. Тихоне, отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Посему надлежало бы не очень спешить отбытием архимандрита Леонида из Иерусалима. Что касается до окончательного решения о архимандрите Леониде: для сего небесполезно было бы знать, взяты ли от Иоанна и Арсения показания, как предположено в отношении моем, от 26 июля, и что по ним открылось. Далее, с вопросом отозвания архимандрита Леонида связан вопрос о назначении на его место. Думаю, может для сего быть употреблен архимандрит Ювеналий 440 , находящийся ныне в курской епархии. Он был в Иерусалиме иеромонахом в составе миссии преосвященного Кирилла, и более Леонида способен употребить в обращении с людьми осмотрительность и осторожность, где они особенно нужны. 4–6 Сентября, 1865 г. 441 10 сентября. Письмо митрополита Филарета к графу Д. А. Толстому, с мнением о членах иерусалимской духовной миссии, бывших причиною неустройств в ней Конфиденциально. Сиятельный граф, милостивый государь. Ответствую на сведения, доставленные отношением, от 2 сего сентября, 106. Итак, дело архимандрита Леонида, казалось, постановленное на ясный путь, опять затмевается. Непонятно, почему отношение первенствующего члена Святейшего Синода к иерусалимскому патриарху остановлено на пути 442 . Неужели не должно Святейшему Синоду справедливым ответом, со всею скромностию, отнестись к защищающему несправедливую сторону и небрежливость служащих в чужом пределе? Жаль, что неизвестно, спрошены ли, и что показали возвратившиеся в Россию доносители на архимандрита Леонида. Не верят письмам архимандрита, который представляют его благорасположенным; но на каком же основании верят противному? Безопасно верят словам людей, которые, очевидно, вошли в дело не с правой стороны, приняли и защищают донос, который незаконно был принят и который обличает самих доносчиков. Архимандрит обвиняется в корыстолюбии. Но, во-первых, ничем сего не доказывают; во-вторых, это порок, достойный осуждения, но не такого преследования, какому подвергается архимандрит; в-третьих, трудно представить, как его корыстолюбие может действовать во вред другим. Не в том ли только состоит его корыстолюбие, что он бережливо давал деньги членам миссии, чтобы, по возможности, препятствовать неправильному и роскошному употреблению?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Что касается внешних форм Кирилловского придела, то здесь приходится ограничиться догадками. Можно лишь сослаться на неоднократно отмечавшуюся устойчивость приемов декорации и системы завершения кирилловских храмов XV-XVII веков. Предположение о традиционности облика Кирилловского придела кажется особенно убедительным, если принять мнение Никольского о возведении храма под руководством старца Леонида Ширшова. С его именем связано строительство таких опиравшихся на местную традицию и не лишенных некоторой доморощенности построек, как церковь Преображения и соборные паперти. Но, хотя церковь строили уже при старце Леониде, занимавшем должность большого строителя в 1584-1600 годах, монастырские описи отмечают его роль лишь в создании внутреннего убранства. Как бы то ни было, почти полная идентичность архитектурных форм более раннего придела Владимира (1554 г.) и более позднего придела Епифания (1645 г.) позволяет предположить, что и Кирилловский придел отличался от этих двух построек в основном своими размерами. Именно с этими размерами следует, видимо, связывать устройство трехчастного алтаря вместо одночастного полукруглого у обоих придельных храмов. Просторность, высота этого придела, богатое убранство несомненно явились отражением особого почитания в монастыре преподобного Кирилла. Конечно, изложенные данные для реконструкции утраченной древней церкви Кирилла неизбежно оказываются фрагментарными, но все же они позволяют в какой-то мере заполнить лакуну, существующую в наших представлениях о развитии кирилловского каменного строительства в XVI столетии. По материалам статьи: С.С. Подъяпольский " О церкви Кирилла XVI века в Кирилло-Белозерском монастыре " Церковь преподобного Кирилла Белозерского была впервые возведена в 1585-1587 годах над захоронением основателя монастыря. Возведение церкви связано с возмущением, высказанном Иваном IV в известном послании в 1573 году в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Козьме с братией: «А вы се над Воротынским церковь есть поставили! Ино над Воротынским церковь, а над чудотворцем нет, Воротынский в церкви, а чудотворец за церковью». Однако и после получения послания кирилловские старцы не спешили со строительством каменного храма и заложили его спустя двенадцать лет, уже после смерти Грозного. ­­­Церковь, построенная над ракой преподобного Кирилла в XVI веке – единственное каменное сооружение, которое не сохранилось до нашего времени. Храм простоял около 200 лет и был разобран «за ветхостью».

http://sobory.ru/article/?object=05138

Дону под Тешевским лесом на изроге, – здесь паханой земли было четь с полуосминою. В 20-х годах из части Тешевской слободки, принадлежавшей Тюнину, образовалось с. Пречистенское. При таком близком соседстве, естественны земельные недоразумения, которые в 1626 г. привели к тяжбе между монастырем и Тюнином. А через два года (1628) Тюнин захватил у монастыря починок Елисеевский. Впрочем, этот починок был новым приобретением монастыря, который округлял свои владения без документов. Монастырю теперь уже принадлежало паханой земли 6 четей да перелогом 4 чети, да дикого поля 11 четей. В монастырской слободке Тешевке был уже полный причт из «белого попа, дьячка, пономаря; здесь же стоял двор монастырский да детенышей 5 дворов, да крестьянских дворов 6, да бобыльских 6. Паханой земли у слободки было 15 четей крестьянской и 5 четей бобыльской, да прелогом 25 четей да дикого поля 35 четей, всего по 80 четей в трех полях; сена по обе стороны р. Репца 100 коп.=10 десятин». В 1632 году, после смерти Ф. Тюнина, игумен Прохор судебным порядком возвратил монастырю Елисейский починок. По р. Дону у монастыря были рыбные ловли, а на р. Проходне была устроена мельница. Особенную выгоду монастырю представляло его положение на большой московской дороге: это положение не только привлекало в монастырь богомольцев, но и повело к устройству при монастыре торжка, доход с которого шел на монастырские нужды. Монастырь же получал доход и с перевоза через р. Дон. Писцовая книга 1615 г. так изображает Тешевский монастырь «Ограда древена, ворота простые затворные на монастырь. А в монастыре церковь во имя Пресв. Богородицы Сретение Владимирской иконы, а церковь поставление, и в церкви образы местные и книги и ризы и у церкви колокола и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла да Герасима. Да в монастыре келий: келья черного попа Геласея, келья старца Михаила, келья старца Иева». В половине XVII в., при игумене Леониде, братии было 12 человек. – Монастырская слободка в 1628 г. имела 17 дворов, в 1658 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Собор Воскресенский, где мне сделана была обычная встреча, не обширен, но благолепен. Из собора отправился я в дом соборного старосты купца Мих. Иуст. Субботина, где мне приготовлена была квартира. Субботин – старик набожный, усердный к храму, словоохотливый и гостеприимный. Выслушавши с вечера в своей квартире всенощную, я на другой день, 10-го числа, совершил в соборе Божественную литургию с градским духовенством. Настоятель собора, протоиерей А. Хохлов 1749 – старец почтенный и очень скромный. При литургии собор наполнен был молящимися. —200— 1880 г. После литургии, напившись чаю, я обозрел прочие городские церкви: Преображенскую и Казанскую – кладбищенскую. Настоятель Преображенской церкви и благочинный, священник Вас. Болотов 1750 из студентов семинарии, – человек умный и деятельный, но характера строптивого. Ещё пред литургией представился мне, в моей квартире, настоятель Ярославского Кафедрального собора, протоиерей И. Ив. Сперанский, приехавший в Корчеву для свидания с сыном – судебным следователем. Я пригласил его к обеденному столу, и за столом мы вели с ним беседу о Ярославских Архипастырях: Ниле, Леониде и Ионафане. Об архиепископе Ниле он, между прочим, сообщил мне, что, при погребении его (в июне 1874 г.), положены были с ним в гроб, по примеру Св. Димитрия, митрополита Ростовского, черновые тетради его Дневника (Путевые записки), изданного им незадолго до своей кончины (Ярославль, 1874 г.). Имя преосвященного Леонида († 15 дек. 1876 г.), по словам о. Сперанского, сохраняется в живой и признательной памяти Ярославских граждан. Пользуется добрым расположением и уважением со стороны духовенства и граждан и преосвященный Ионафан 1751 . После обеда я оставил Корчеву и, переправившись опять на левый берег Волги, направился к большому селу Кимры. Село Кимры, расположенное на крутом и возвышенном берегу р. Волги, при впадении в неё речки Кимерки, есть одно из самых населённых и промышленных сел в целой губернии. Население в нём простирается до 3000 душ (обоего пола). Главное занятие жителей – кожевенное производство, а именно: шитьё сапог, чемоданов и пр...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Славою Твоею Божественною хвалящеся,/Тя ублажаем, якоже прорекла еси, Пречистая./Ты бо душам нашим источаеши веселие и радование молитвами угодника Твоего. На хвалитех стихиры на 4, глас 4. Подобен: Званный свыше: Повинуяся Матере Божия повелению, преподобне,/земная вся оставил еси/и в пустыню вселися,/идеже терпел еси Бога ради скорби и лишения многая,/дондеже вместилище бысть Духу Святому./Обитель устроил еси/и собра на тесный путь иноческий монахов множество,/уча их жаждати благ небесных/и плоть духови покоряти./ Поминай у Престола Владычня нас, чтущих твою память, Леониде,/да спасет души наша. Похвальная днесь восписуем ти,/любовию творящии память твою,/угодниче Христов и чудотверче Леониде,/стране северней возсиявый, яко звезда богосветлая./Притекающии к тебе исцеления дары приемлют,/имаши бо дерзновение ко Господу/и молитвами твоими свобождаеши всех бед и напастей/чтущих тя верою. Ангелоподобным твоим житием, преподобне Леониде,/облагоухал еси пустыню,/в нейже волю Господню сотворив,/и ины ю творити научил еси,/лика иноческаго предстоятелю богомудрый и отче чадолюбивый./Всяким злостраданием плоть свою изнурив,/умертвил еси подвиги телесная мудрования,/темже тя ублажаем, Христа величающе. Слава, глас 2: Подвиги и труды твоя воспеваем, Леониде,/и светлое твое житие богоугодное прославляем,/ты бо змия древняго победил еси,/избрав путь тесный и скорбный,/всякаго довольства телеснаго лишенный,/исполненный же мраза и зноя, алчбы и жажды./Сего ради на высоту безстрастия возшел еси,/и молитва твоя ко Господу, яко фимиам благовонный, восхождаше./Ныне же Богу предстоя,/молися о спасении нашем, отче преподобне. И ныне, Богородичен: Все упование мое на Тя возлагаю,/Мати Божия,/сохрани мя под кровом Твоим. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«С душевною признательностью принял я присланный мне Вашим Преосвященством экземпляр Воспоминаний о Высокопреосвященнейшем Леониде. Радуюсь, что мне Бог привел несколько послужить Вашему Преосвященству при издании этого замечательного во многих отношениях труда. С утешением слышу, что книга возбуждает интерес и покупается. Наш маститый Архипастырь 964 особенно доволен, что Алексей Осипович 965 решился принять монашество. По великим талантам и по глубокой преданности его Владыке, конечно, так и должно быть. Без сомнения Владыка найдет в преосв. Амвросии крепкую и всегда благонадежную опору. Дай Бог, чтобы он этим был для всей церкви отечественной! Все первые его действия и распоряжения производят в Москве приятное впечатление». 28-го ч. получил я из СПб. два письма: одно официальное от Обер-Прокурора Св. Синода, а другое частное от Киевского Митрополита Филофея. Г. Обер-Прокурор, Граф Д. А. Толстой, от 23-го числа за 900, уведомил меня: «Долгом поставляю принести Вашему Преосвященству искреннюю благодарность за присланный мне экземпляр изданной Вами книги, под заглавием: «Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде, Архиепископе Ярославском и Ростовском», и при этом присовокупить, что относительно представления экземпляров сего сочинения, предназначенных Вами Их Императорским Величествам и другим Высочайшим Особам, мною сделаны надлежащие распоряжения. Поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть»... Вот содержание краткого послания (от 24 ч.) досточтимого архипастыря Киевского 966 : «С особенным утешением получив от Вашего Преосвященства экземпляр составленной и изданной Вами книги, содержащей воспоминания о Владыке Ярославском Леониде, приношу Вам искреннюю благодарность мою за Ваш драгоценный для меня дар. Поручая себя святым молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть»... В 4 (от 15 февр.) Харьковских Епарх. Ведомостей перепечатан из 30-го Харьковских Губернских Ведомостей небольшой отрывок из статьи г. Лихницкого, в которой сделан отзыв об изданной мною книге. Вот несколько строк из этого отрывка:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

о Высокопреосвященнейшем Леониде. Радуюсь, что мне Бог привёл несколько послужить Вашему Преосвященству при издании этого замечательного во многих отношениях труда. С утешением слышу, что книга возбуждает интерес и покупается. Наш маститый Архипастырь 2437 особенно доволен, что Алексей Осипович 2438 решился принять монашество. По великим талантам и по глубокой преданности его Владыке, конечно, так и должно быть. Без сомнения Владыка найдёт в преосв. Амвросии крепкую и всегда благонадёжную опору. Дай Бог, чтобы он этим был для всей церкви отечественной! Все первые его действия и распоряжения производят в Москве приятное впечатление“. 28-го ч. получил я из СПб. два письма: одно официальное от Обер-Прокурора Св. Синода, а другое частное от Киевского Митрополита Филофея. Г. Обер-Прокурор, Граф Д.А. Толстой, от 23-го числа за 900, уведомил меня: „Долгом поставляю принести Вашему Преосвященству искреннюю благодарность за присланный мне экземпляр изданной Вами книги, под заглавием: „Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде, Архиепископе Ярославском и Ростовском“, и при этом присовокупить, что относительно представления экземпляров сего сочинения, предназначенных Вами Их Императорским Величествам и другим Высочайшим Особам, мной сделаны надлежащие распоряжения. Поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть“... Вот содержание краткого послания (от 24 ч.) досточтимого архипастыря Киевского 2439 : „С особенным утешением получив от Вашего Преосвященства экземпляр составленной и изданной Вами книги, содержащей воспоминания о Владыке Ярославском Леониде, приношу Вам искреннюю благодарность мою за Ваш драгоценный для меня дар. —654— 1878 г. Поручая себя святым молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть“... В 4 (от 15 февр.) Харьковских Епарх. Ведомостей перепечатан из 30-го Харьковских Губернских Ведомостей небольшой отрывок из статьи г. Лихницкого, в которой сделан отзыв об изданной мной книге. Вот несколько строк из этого отрывка: „Преосвященный Савва изданием писем преосвященного Леонида явил пример дружбы – пример, достойный и себя, и своего сана, и достойный подражания для каждого из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9-го ч. получил я письмо из Ярославля от преемника моего почившего друга преосвященного епископа Ионафана 923 , переведенного на Ярославскую кафедру с Олонецкой. Вот что писал мне от 4-го числа преосвященный Ионафан: «Приношу Вам сердечную благодарность за присылку мне книги Ваших воспоминаний о Высокопреосвященнейшем Леониде. Читая Ваши воспоминания о любимом Вами Архипастыре, я с любовью и расположением воспоминал и о Вашем Преосвященстве. Дорогой подарок Ваш, принесенный на гробницу в Бозе почившего Архипастыря, особенно обрадует Москву, где и у Вас и у него много знакомых и друзей». 10-го ч. мною получено было два письма из Москвы – от Н. П. Киреевской и Пр. Ал. Мухановой. Г-жа Киреевская от 8-го ч. писала мне: «Болезнь запрещает мне брать перо в руки; оно действует на болезнь мою, как кинжал. Но желание сказать Вам то, что может не пришлось мне выразить в последнем письме, решает написать эти строки, как ни трудно мне. Сказанное мною о покойном Леониде единственно по чувству искренней моей, преданной к Вам любви. Зная Вашу прямоту характера, Вашу доброту и доброжелательность любви, мне собственно по любви глубокой к Вам, жаль было, что Вы изволите превосходно и может слишком прекрасно говорить о человеке, который не был искренен в отношении Вас, Владыко Святый! Вот что теснило мою душу. Но видно, должно было быть так напечатано и потому о сем – Аминь! Как мне жаль, что берут 924 от нас преосвящ. Игнатия! Все духовенство любит его искренно и все жалеют очень о разлуке с ним. И что ещё больнее, что сиятельное намерение – из другой епархии заместить его; цель Дм. Андр. 925 –стереть не только дух, но и память о покойном Митрополите 926 . Не попусти ему Бог успеха этого вреда. Владыко Святый! воздохните ко Господу Вашею святительской молитвою о непопущении готовящегося вреда и зла святой церкви и православию! Душа сильно страдает, видя успех сатанинского влияния». П. А. Муханова 927 писала мне от 7-го числа: «С особенным интересом читаем Ваши воспоминания о высокопреосв. Леониде. Говорят, что у книгопродавца Ферапонтова 928 уже раскупили все экземпляры этой книги, у него находившиеся. Вот доказательство, как Москва всегда любила и любит своих святителей. Теперь большая передвижка оных с кафедры на кафедру и много вновь получивших хиротонию. Как бы нам удержать у себя преосв. Игнатия, который сейчас нас посетил. Он единственный оставшийся представитель прошлого, и, сколько может, придерживается прежних порядков. С умножением круга его занятий и деятельности, мне кажется, что они его не только не отягощают, но даже благотворно повлияли на его здоровье. Впрочем, да будет всё к лучшему. Пути Божии неисповедимы».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Письмо это пролежало неделю в ожидании, что явится человек, о котором писано в конце предыдущей страницы; но он не являлся и совсем не хочет ехать в Тверь, а посылает по почте прошение к Тверским властям». 2-го числа получено мною письмо из Новочеркасска от Инспектора Народных Училищ А. Л. Крылова 142 : «Завидую Вашему Преосвященству что Вам суждено жить в старинном граде среди памятников старины родной земли. А мы, должно быть, и кости сложим среди чуждых нам людей и мест. Пребывание минувшим летом в Москве, вид родных лесов заставили меня подумать о том, что не худо бы переселиться в родные места; со временем, быть может, это и случится. За Вашу книгу 143 еще раз приношу Вам мою искреннюю и сердечную благодарность. Я не забуду тех хороших минут наслаждения; которые доставила мне книга. Буквально, я ее читать, не отрываясь от нее». При этом письме любезный земляк прислал мне 64 Донских Областных Ведомостей за 1879 г. (от 18-го августа), где помещена его «Библиографическая заметка о моей книге: «Воспоминания об архиепископе Леониде» 144 . 5-го ч. имел я честь получить знак «Красного Креста» при Свидетельстве от 30-го июня 1879 г., в коем изображено: «Главное Управление Общества попечения о раненых и больных воинах удостоверяет, что согласно постановления 14-го июня 1879 года, «Высочайше установленный 13-го марта 1879 г. знак красного креста выдан Епископу Харьковскому и Ахтырскому Савве. С.-Петербург, июня 30 дня 1879 г.» 7-го ч. получено было мною три письма, одно из Полоцка и два из СПб.. Из Полоцка, от 3-го ч., писал мне законоучитель военной гимназии протоиерей А. М. Добрадин 145 : «Прошу Ваше Преосвященство, принять благодарность за присланную мне книгу: «Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде, Архиепископе Ярославском и Ростовском.» Чувствую потребность высказать Вашему Преосвященству мысли и чувства, которые родились во мне при чтении этой книги. Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде я начал читать в свободные от служебных занятий минуты с 26-го октября и кончил в 8½ часов вечера 1-го ноября и должен сказать Вашему Преосвященству, с откровенностью сына, что эта книга доставила мне величайшее наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010