Преподобне отче Леониде,/ты ради Христа вся, яже в мире сем, оставил еси/и в пустыни мир Божий обрел еси в сердцы Твоем,/не убоявся коварствия видимых и невидимых враг,/побеждая злобу сих верою крепкою и терпением дивным./Господа непрестанно моли о спасении нашем. Днесь Российская Церковь веселится,/ибо чада ея, от источников евангельских испивше,/торжествуют духовно в сей праздник добраго пастыря,/лобызающе любезно икону его и поюще:/спасай нас молитвами твоими,/Леониде чудотворче. Слава, глас 6: Днесь приидите: писана на малой вечерни. И ныне, Богородичен. На стиховне стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Солнца светлейший твой праздник/наста, преподобне,/озаряя души притекающих к тебе с верою,/припадающих к честней раце и вопиющих:/спасай души наша/молитвами твоими, Богомудре. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Плоти и мира желания духу покорив,/воздержания браздами/тело и душу укрепляя, блаженне,/стяжал еси внутрь Небесное богатство/и наследник жизни вечныя явился еси;/молися о душах наших. Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Святе Леониде,/чистым сердцем Бога возлюбил еси,/видя в Нем Вечный Живот,/Источник света, силы, мира и радости,/не устрашился еси врагов ополчения, наставник иноков быв;/молися о спасении душ наших. Слава, глас 8: Собрание многое иноков и мирян,/пастыря тя, Леониде, почитающе добраго,/вслед тебе шествующе, правый путь обретоша./Мы же, дивящеся твоим велиим трудом и подвигом многим,/имиже Богу угодил еси,/едиными усты усердно вопием:/молися Господу о спасении нашем. И ныне, Богородичен: Безневестная Дево: Тропарь, глас 1: Божественною любовию и житием духовным/от юности распалився, преподобне,/и вся, яже в мире красная, возненавидев,/Христа единаго от души возлюбил еси, отче,/легкое иго на рамо взем,/Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь,/достиже пустыни/и в ней многолетне подвизался еси/в трудех многих и слезах,/всяким злостраданием плоть свою изнуряя./Отонюдуже Бог, твоя труды видев,/умножи тебе чада в пустыни./Но яко имея дерзновение к Богу,/моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде,/да избавит нас от всех навет вражиих/и спасет души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При этом не могу не объяснить Вашему Сиятельству, что вместе с сим мною посылаются два экземпляра для государей В. К. Сергия и Павла Александровичей на имя состоящего при Их Высочествах Контр-Адмирала Д. С. Арсеньева». Вместе с сим писал я состоящему при В. Князьях Сергии и Павле Александровичах Контр-Адмиралу Д. С. Арсеньеву: «Близкие служебные отношения и многолетняя искренняя дружба с почившим в Бозе преосвященным архиепископом Ярославским Леонидом внушили мне мысль сохранить мои воспоминания о нем посредством печати. С этою именно целью я издал книгу, под заглавием: «Воспоминания о высокопреосвящ. Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском». Так как из писем ко мне покойного Архиепископа Леонида, помещенных в этой книге, видно, что он пользовался с давнего времени благоволительным вниманием Его Высочества Государя Великого Князя Сергия Александровича, а равно и Его Высочества Великого Князя Павла Александровича, то я почитаю не неуместным представить высокому вниманию Их Высочеств изданную мною книгу. Препровождая при сем три экземпляра этой книги, покорнейше прошу Ваше Превосходительство два экземпляра вручить от моего имени Их Императорским Высочествам, а третий благоволите принять от меня для Вашей собственной библиотеки на память о почившем в Бозе архиепископе Леониде, который, как мне известно, всегда питал к Вам глубокое уважение». Придворному протоиерею и члену Св. Синода, о. Иоанну Васильевичу Рождественскому 929 послана была мною книга при следующем письме: «Препровождая при сем экземпляр составленной и изданной мною книги, под заглавием: «Воспоминания о высокопр. Леониде, арх. Ярославском и Ростовском», покорнейше прошу благосклонно принять от меня эту книгу, как дань моего глубокого к Вам почтения и как памятник о почившем в Бозе Архиепископе Леониде, который также всегда питал к Вам искреннее уважение, как это отчасти видно и из его ко мне писем, помещенных в моей книге. Если у Вас, досточтимый о. протоиерей, достанет времени и охоты прочитать мою книгу, то я всепокорнейше просил бы Вас сказать мне искренно и откровенно, уместно ли поступил я, препроводив по экземпляру этой книги, чрез Графа Д. А. Толстого, для Их Величеств, и Их Высочеств Государя Наследника, Государыни Цесаревны и В. Кн. Марии Александровны, и через Контр-Адмирала Дм. Серг. Арсеньева, для Великих Князей Сергия и Павла Александровичей».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

При этом не могу не объяснить Вашему Сиятельству, что вместе с сим мною посылаются два экземпляра для го- —640— 1878 г. сударей B. К. Сергия и Павла Александровичей на имя состоящего при Их Высочествах Контр-Адмирала Д.С. Арсеньева“. Вместе с сим писал я состоящему при В. Князьях Сергии и Павле Александровичах Контр-Адмиралу Д.С. Арсеньеву: „Близкие служебные отношения и многолетняя искренняя дружба с почившим в Бозе преосвященным архиепископом Ярославским Леонидом внушили мне мысль сохранить мои воспоминания о нём посредством печати. С этою именно целью я издал книгу, под заглавием: „Воспоминания о высокопреосвящ. Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском“. Так как из писем ко мне покойного Архиепископа Леонида, помещённых в этой книге, видно, что он пользовался с давнего времени благоволительным вниманием Его Высочества Государя Великого Князя Сергия Александровича, а равно и Его Высочества Великого Князя Павла Александровича, то я почитаю не неуместным представить высокому вниманию Их Высочеств изданную мною книгу. Препровождая при сём три экземпляра этой книги, покорнейше прошу Ваше Превосходительство два экземпляра вручить от моего имени Их Императорским Высочествам, а третий благоволите принять от меня для Вашей собственной библиотеки на память о почившем в Бозе архиепископе Леониде, который, как мне известно, всегда питал к Вам глубокое уважение“. Придворному протоиерею и члену Св. Синода, о. Иоанну Васильевичу Рождественскому 2402 послана была мной книга при следующем письме: „Препровождая при сём экземпляр составленной и изданной мною книги, под заглавием: „Воспоминания о высокопр. Леониде, арх. Ярославском и Ростовском“, покорнейше прошу благосклонно принять от меня эту книгу, как дань моего глубокого к Вам почтения и как памятник о почившем в Бозе Архиепископе Леониде, который также всегда питал к Вам искреннее уважение, —641— 1878 г. как это отчасти видно и из его ко мне писем, помещённых в моей книге. Если у Вас, досточтимый о. протоиерей, достанет времени и охоты прочитать мою книгу, то я всепокорнейше просил бы Вас сказать мне искренно и откровенно, уместно ли поступил я, препроводив по экземпляру этой книги, через Графа Д.А. Толстого, для Их Величеств, и Их Высочеств Государя Наследника, Государыни Цесаревны и В. Кн. Марии Александровны, и через Контр-Адмирала Дм. Серг. Арсеньева, для Великих Князей Сергия и Павла Александровичей“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В самой Оптиной пустыни разные волнения и нестроения стали утихать, ибо вооружавшиеся против старца Леонида монахи-старожилы, еще при жизни его, какие повышли из Оптиной в другие монастыри, а какие отошли в жизнь вечную. Когда же вывелись в Оптиной пустыни недоброжелательные к старцу лица, тогда и скитский схимонах отец Вассиан, как никем не смущаемый, присмирел. «Случалось мне, – так рассказывал тихоновский монах Антоний, бывший прежде отец Александр, ученик старца Леонида, – случалось мне его видеть после кончины батюшки отца Леонида. Обыкновенно при свидании поприветствую его: «Благословите, батюшка». Получу сочувственный ответ: «А, рабе Божий, Бог благословит. Ну что, – скажет, – скучно после старца?» – «Скучно, батюшка, помолитесь!» – «Да я о рабе Божием молюсь». Таковые встречи всегда вызывали сердечную горечь и слезы. «Ну-ну, – прибавит отец Вассиан, – терпите, рабе Божий. А старец-то – того – был мудрец. Макарий-то, раб Божий, его дюже слушал. А хорош вот и Макарий – и меня помнит. Спаси его Господи!» Сказал я ему еще как-то: «Вы, батюшка, не так понимаете об отце Леониде. Сами же говорите, что отец Макарий его слушал, а такой старец, как отец Макарий, кого-нибудь слушать не стал бы». – «Да-да, – смиренно ответил отец Вассиан, – видно, есть за что. Царство ему Небесное!» Этот простоватый старичок скончался в глубокой старости, лет 90, мирной христианской кончиной, и на третий или на четвертый после сего день был погребен самим отцом игуменом Моисеем соборне. Во все это время тело покойника было мягкое, как у живого, что, по замечанию духовно опытных мужей, служит знаком милости Божией». Наконец и калужский преосвященный Николай переменил свое мнение о старце отце Леониде, хотя, впрочем, нескоро. Долго владыка увлекался невыгодными о старце отзывами его недоброжелателей, и никто не мог разубедить его в том. Не раз пытался высказать об отце Леониде правду отец игумен Моисей. Но лишь только, бывало, сделает на это намек, как тотчас преосвященный резко прерывал его. «Знаю, знаю, – скажет, – он для тебя дойная корова, значит, все ладно, все сойдет». Когда дети покойного вышеупомянутого господина Желябужского приготовили два одинаковой формы и величины памятника, один на могилу своего родителя, а другой на могилу его духовного отца старца отца Леонида, тогда один из сыновей Желябужского нарочно ездил в Калугу просить у преосвященного дозволение поставить эти памятники на своих местах. Владыка холодно ответил: «Делать нечего, ставьте и над отцом Леонидом, хотя это и излишне, так уж и быть! Не назад же отправлять памятник». Потому и заключали в то время, что если бы предварительно стали испрашивать у владыки дозволение отлить памятник на могилу старца Леонида, то он не дозволил бы сего. Может быть, и так.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иринарше,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Леониду Устьнедумскому, глас 1 Божественною любовию и житием духовным/от юности распалився, преподобне,/и вся, яже в мире красная, возненавидев,/Христа единаго от души возлюбил еси, отче,/легкое иго на рамо взем,/Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляем,/достиже пустыни/и в ней многолетне подвизался еси/в трудех многих и слезах,/всяким злостраданием плоть свою изнуряя./Отонудуже Бог, твоя труды видев,/умножи тебе чада в пустыни,/но яко имея дерзновение к Богу,/моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде,/да избавит нас от всех навет вражиих/и спасет души наша. Кондак, глас 8 Все свое умное желание к Богу вперив/и Тому невозвратно от души последовав,/в пустыню вселился и в ней многия труды в Бозе показал еси./В непроходнех местех источники водныя ископал еси/и умертвил еси подвиги твоими телесная мудрования,/многим путь был еси ко спасению./Темже молим тя:/спаси нас и яже собра, мудре, да зовем ти:/радуйся, Леониде преподобне, пустынный жителю. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Леониде,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Лазарю Галисийскому, глас 8 Еденными молитвами,/теченьми слезными столп омочил еси,/и из глубины воздыханьми/во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси пастырь, всем подая прощение,/преподобне отче наш Лазаре:/молися Христу Богу спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Яко светильника превеликаго/Церковь Христова славит тя с веселием псаломски./Темже не престай моляся Христу/дата всем прегрешений прощение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Лазаре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 18/31 Мученика Емилиана (363). Преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах почивающего (1160). Преподобного Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Преподобного Памвы, пустынника Нитрийского (IV). Калужской иконы Божией Матери (спасение от холеры, 1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная: На стиховне стихиры, глас 6: Пречистыя Богородицы служителю,/Леониде преподобне,/силою Ея козни вражия победил еси/и в безплодней пустыни древо монашества насадил еси,/во еже славити имя Марии Девы, Одигитрии,/Путеводительницы нашея в Горняя селения. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Силою Божиею укрепляемь,/монашеское житие возлюбил еси, Леониде,/мирская вся оставил еси,/и, в обитель вселився,/иноческое пострижение восприял еси,/и тесным путем Небеснаго отечества достигл еси./Ныне же, память твою празднующе, вопием ти:/моли Христа Бога спастися душам нашим. Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Течении слез и страданий терпением/одежду души твоея очистил еси, Богомудре,/возсияв, яко утро, среде тени смертныя,/края севернаго просветителю./Сего ради воспеваем ти:/моли Христа Бога о спасении душ наших. Слава, глас 8: О Леониде блаженне,/ты древо явился еси, насажденное при исходищих вод,/еже насади десница Божия;/цветы чудес и плоды добродетелей украшаеши страну нашу/и славе Господней предстоиши,/испроси утомленным силу,/изнемогающим крепость и упование непреложно/и твоими святыми молитвами/напой души наша/водами веры и благочестия. И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Тропарь, глас 1 (зри на велицей вечерни).Слава, и ныне, Богородичен. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 6. Подобен: Все отложше: Труды многими, отче,/молитвою и покаянием/поборол еси враги спасения,/в немощи тела и нищете духовней/совершая твой подвиг со страхом и трепетом;/вся сия подъяв Бога ради и в угоду Ему,/восприял еси благодать Духа Святаго, чудотворче. Наставляемь, отче, от отцев,/яко всяк, отрицаяйся мира и бываяй монах,/приемлет меч духовный, яко воин Христов,/и исходит на брань противу духов злобных,/отражая сих коварства глаголом в разуме,/вся сия исполнил еси молитвами святых отец/и восприял еси благодать Духа Святаго, чудотворче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Савва, еп. Харьковский «Верный друг – крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его». ( Сир.6:14–17 ; по русскому переводу) Содержание Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском Приложение. Поездка преосвященного Леонида, в 187З году, в С.-Петербург     Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском С августа 1850 г., когда почивший ныне в Бозе преосвященный архиепископ Леонид был ректором Вифанской семинарии и настоятелем Московского Златоустова монастыря, а я, по окончании курса в академии, определен был на должность синодального ризничего в Москве, между нами началось близкое знакомство, обратившееся потом в тесную, искреннюю дружбу, не прерывавшуюся до последних дней жизни почившего архипастыря. С того же времени началась между нами взаимная дружеская переписка, продолжавшаяся в течение 26-ти лет. У меня сохранилось более 200 писем и записок моего приснопамятного друга. В декабре 1876 года, вскоре по получении мною горестного известия о неожиданной кончине преосвященнейшего Леонида, последовавшей 15-го числа того декабря, мне пришло на мысль перечитать его дорогие ко мне письма и записки. Но при этом родилось у меня непреодолимое желание написать что-либо в память о моем незабвенном друге и брате. Составить полную его биографию я не имел возможности, так как не было и нет у меня под руками достаточных для сего материалов. Поэтому я ограничился составлением воспоминаний о почившем архипастыре. Источниками при сем служили для меня частью мои личные наблюдения, частью устные рассказы о некоторых обстоятельствах своей жизни самого преосвященного, а главным образом наша взаимная многолетняя переписка. Так как имя почившего в Бозе архиепископа Леонида пользовалось громкой известностью и славой во всех сферах общества, как низших, так и самых высоких, и притом не только в Москве и Ярославле, но и гораздо далее этих пределов: то всякое печатное о нем и о его высоких личных качествах слово, думаю, не может не интересовать его многочисленных почитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Леонида. Обыкновенно при свидании поприветствую его: „Благословите, батюшка“. – Получу сочувственный ответ: „А, рабе Божий, Бог благословит. Ну что, – скажет, – скучно после Старца?“ – „Скучно, батюшка, помолитесь!“ – „Да я о рабе Божием молюсь“. – Таковые встречи всегда вызывали сердечную горечь и слезы. – „Ну-ну, – прибавит о. Вассиан, – терпите, рабе Божий. А старец-то, – того – был мудрец. Макарий- то, раб Божий, его дюже слушал. А хорош вот и Макарий, – и меня помнит. Спаси его, Господи!“ – Сказал я ему еще как-то: „Вы, батюшка, не так понимаете об о. Леониде. Сами же говорите, что о. Макарий его слушал, а такой старец, как о. Макарий, кого-нибудь слушать не стал бы“. – „Да-да, – смиренно ответил о. Вассиан, – видно есть за что. Царство ему Небесное!“ – Этот простоватый старичок скончался в глубокой старости, лет 90, мирною христианскою кончиною, и на третий или на четвертый после сего день был погребен самим о. игуменом Моисеем соборне. Во все это время тело покойника было мягкое, как у живого, – что, по замечанию духовно-опытных мужей, служит знаком милости Божией». Наконец и Калужский преосвященный Николай переменил свое мнение о старце о. Леониде, хотя, впрочем, нескоро. Долго Владыка увлекался невыгодными о Старце отзывами его недоброжелателей, и никто не мог разубедить его в том. Не раз пытался высказать об о. Леониде правду о. игумен Моисей. Но лишь только, бывало, сделает на это намек, как тотчас преосвященный резко прерывал его. «Знаю, знаю, – скажет, – он для тебя дойная корова, значит, все ладно, все сойдет». Когда дети покойного вышеупомянутого г. Желябужского приготовили два одинаковой формы и величины памятника, один на могилу своего родителя, а другой на могилу его духовного отца старца о. Леонида, тогда один из сыновей Желябужского нарочно ездил в Калугу просить у преосвященного дозволение поставить эти памятники на своих местах. Владыка холодно ответил: «Делать нечего, ставьте и над о. Леонидом, хотя это и излишне, так уж и быть! Не назад же отправлять памятник».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Москва, 1886. 10 Между прочим, рассказы эти с удивлением выслушивал Ф.А. Голубинский и его семейство, о чём свидетельствует доселе здравствующий сын его, также профессор Московской духовной академии, Д.Ф. Голубинский. См. его слово, вышеупомянутое, в Душепол. Чтении 1880, II, 103. 11 Старик алеут Смиренников считался шаманом между своими соплеменниками, а на самом деле, будучи раньше обращён в христианство , руководим был ангелами Божиими и их указаниями. О нём подробнее см. у Барсукова, в биографии митр. Иннокентия, стр. 34–36 и дал. 12 Письма митр. Филарета к архим. Антонию I, 351. М. 1877. Об иеромонахе Ювеналии, миссионере Америки, убитом дикими инородцами, см. у того же Барсукова, стр. 23. Между прочим, в это-то время протоиерей Вениаминов и посетил о. протоиерея Ф.А. Голубинского. В бумагах последнего сохранилась такая запись от 3 апреля 1840 года: «Виделся в о. протоиереем ост. Ситхи Иоанном Евсевьичем Вениаминовым, 15 л. трудившимся в проповедовании слова Божия в Северо-Американских владениях. Замечательны из его бесед 1) Об алеуте Ив. Смиренникове. 1795, 1797, 1827. О. Макарий. Два небольших наставления в стихах; 2) Об о. Иувеналии. † 1799. Убитый, 3 раза нагонял убивших его. 3) О бесноватом сыне Пел. Ив. Ирк. мещанки: собаки на дор. вой: какие страшные над ним носятся! Евангелие; заклин. молитва». Запись эта обязательно сообщена была нам 9 августа сего 1897 года сыном его профессором Д.Ф. Голубинским, которому и приносим за сие нашу глубокую благодарность. Подробности об алеуте Смиренникове, о.о. Макарии и Ювеналии, в записи о. Ф.А. Голубинского кратко отмеченные, см. в книге Барсукова о митр. Иннокентии, стр. 23 и дал., 34 и дал. 13 См. в Правосл. Обозр. за 1887 г., ч. I, стран. 444. Преосвященный Виталий, впоследствии епископ Костромской, скончался на покое в 1846 году. 19 Не «один Озеров». В Бозе почивший архиепископ Тверской Савва в своих «Воспоминаниях о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском» (Харьков, 1877), на страницах 6 и 7, говорит о преосвященном Леониде, в мире Льве Васильевиче Краснопевкове: «в пылкой душе молодого Краснопевкова не угасла мысль о миссионерском служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

– А владыка Савва потом и воспоминания об архиепископе Леониде написал… – Архиепископ Леонид скончался скоропостижно, ничто этого не предвещало. В мае он получил назначение на Ярославскую кафедру. При обозрении епархии владыка Леонид посетил Николо-Бабаевский монастырь, в котором был погребен епископ Игнатий (Брянчанинов), сыгравший решающую роль в его судьбе. Внезапно владыка почувствовал себя плохо, и прибывший врач уже только констатировал смерть. Печальная весть быстро достигла Москвы. Друг архиепископа Леонида, архимандрит Пимен, наместник Николо-Угрешского монастыря, отправил телеграмму Московскому митрополиту Иннокентию (Вениаминову) с просьбой похоронить владыку Леонида в своей обители. Но митрополит был неумолим: «Где паства, там да будет и пастырь». Владыка Леонид был погребен в Ярославском Успенском кафедральном соборе, который был взорван в 1937 году. Собор восстановили, в 2010 году его освятил Патриарх Кирилл. Владыка Савва считал своим долгом увековечить память о друге и в кратчайшее время написал книгу «Воспоминание о Леониде, архиепископе Ярославском». Все, кто был знаком с владыкой Леонидом, благодарили владыку Савву за этот дар. – Когда восстанавливали собор, не нашли захоронение владыки Леонида? – Нет, ничего не нашли. И захоронение владыки Саввы постигла та же участь. Он был погребен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери, который, к сожалению, в 1935 году был взорван… Хроника русской жизни – Галина Гурьевна, в «Хронике» архиепископа Саввы девять томов. Только сейчас их переиздали? Не все девять томов, конечно, а избранное. – Да, переизданий не было. И сейчас Сретенский монастырь издал его труд в сокращении. Мы старались в нашу книгу включить самые интересные факты и события… Мне запомнился такой эпизод. Владыка Савва приехал в Нилову пустынь и вдруг «приметил у архимандрита некоторую особенность, о которой прежде не имел сведения: он служил с панагией на персях». Владыка Савва был очень удивлен. «Оказалось, что эта привилегия принадлежит настоятелям Ниловой пустыни с 1824 года. Поводом к дарованию такой привилегии послужило следующее обстоятельство. 12-го июля 1820 года Нилова пустынь осчастливлена была посещением блаженной памяти государя императора Александра Павловича. Государь слушал в тот день в пустыни Литургию и по окончании ее обозрел весь монастырь и затем был в кельях настоятеля, вкусил предложенной ему монастырской пищи и, выразив настоятелю архимандриту Павлу († 1840 года) удовольствие за благоустройство обители, отправился обратно в Осташков, откуда в тот же день пожаловал в монастырскую ризницу золотую с такою же цепочкой панагию, украшенную бриллиантами. Впоследствии, именно в 1824 году, разрешено от Святейшего Синода возлагать на себя панагию архимандриту пустыни при священнослужении, впрочем только в великие праздники и высокоторжественные царские дни».

http://pravoslavie.ru/102844.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010