1 . «Состояние о. Леонида кажется нам неестественным, – пишут в своей жалобе члены Миссии, – лицо его по временам багровеет, то раздуваясь, то опускаясь попеременно, а глаза совершенно делаются жёлтыми… Тогда взгляд на его лицо приводит в невольный ужас. В этом состоянии он иногда бегает по коридору в спальном костюме и ломится, сколько есть силы, (обор.) кулаками в двери своих подчинённых с криками и ругательствами. Встреча с ним в это время небезопасна, потому что он весь бывает проникнут в это время желанием наносить оскорбления. 2 . Во время Божественной литургии – рассеян и забывчив, так что часто бывает нужно подсказывать ему возгласы. Часто служит в тревожном состоянии духа; опирается на Св. Престол руками и допускает очень важные ошибки, о которых не упоминаем здесь. Во время Литургии одного чередного иеромонаха о. Леонид нарушает тишину Св. алтаря и невольно развлекает внимание служащего разными звуками, похожими на пение, занимается разговорами, дёргает за облачение с желанием что-то поправить и, наконец, делает начальнические замечания, большею частью самые неосновательные и несправедливые, отдаёт разные домашние распоряжения и рассказывает новости. И всё это не от простоты, которой не видно в о. Леониде, но от нескрываемого неуважения к святости места. Во время же богослужения во святых местах: у Гроба Господня, на Голгофе, в Гефсимании, о. Леонид, так сказать, поглощён суетливостью: бегает от своего места, грубо разговаривает с богомольцами (л. 4), толкает их своими руками или тащит с одного места на другое. Однажды, при архиерейском служении в алтаре храма Воскресения, во время Херувимской песни, о. Леонид привязался к служащему иеромонаху из прежней миссии и завёл с ним ссору. А перед временем приобщения он поклонился иеромонаху в ноги, прося прощения. Иеромонах же движением руки делал ему вразумления в виду всех служащих, которых было очень много. После вразумления и примирения о. Леонид подошёл к Первенствующему архиерею с жалобою и претензиею на того же иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

327 . (126). Минея служебная мес. июнь, напеч. в Москве 1627 года, в лист, с подписью в самом начале: В лето 7138 (1629) сентября в 14 день дал сию книгу Минею месяц июнь Чюдова монастыря старец Иона, Вязмитин, в Троицкий Богоявленский монастырь на Москве в Кремле городе возле государева и патриарша двора по своих родителех: Симеоне, Домнике, Февронье, Июде, Екатерине, Иване. 328 . (127). Вторый экземпляр; с подписью по листам внизу: Лета 7137 (1629) февраля в 26 день дала сию книгу, глаголемую Минею месяц июнь, в дом архангела Гавриила, что на Поганом пруде, вдова Овдотья Евфимиева дочь Трофимовская жена по своих родителех в поминание. А сию книгу вон из церкви не вынесть, ни к иной церкви не отдать и не продать, ни заложить; и кто в той церкви станет служить, и ему за меня Бога молить и родителей моих поминать, а подписал церкви поп Иван Матфеев. 329 . (128). Минея служебная мес. август, напеч. в Москве, 1630 года, в лист, с подписью по листам внизу: Лета 7140 (1632) июля в 21 день сия книга Минея, при властех: при архимандрите Дионисие, да при келаре старце Александре да при казначее старце Иасафе, дана из казны в книгохранительницу старцу Иасафу Кирьякову. 330 . (129). Минея служебная мес. сентябрь, напеч. в Москве, 1636 года, в лист, с подписью по листам внизу: Дал сию книгу Минею месяц сентябрь в монастырь чуднаго Богоявления и преп. Сергия чюдотворца при строителе старце Леониде на Троицкое подворье подле государева двора и патриарша чернец Арсеней Глухой по своих родителех, по отце своем иноке Саватии и по матери своей Мавре, и по их чадех. 331 . (130). Минея служебная мес. февраль, напеч. в Москве, 1646 года, в лист, с надписью по листам внизу: Лета 7157 (1649) году августа в 31 день дал сию книгу, глаголемую Минею месяц февраль, Троицкаго Сергиева монастыря в Георгиеву пустынь к церкви великаго чюдотворца Сергия, великомученика Георгия победоносца славнаго, по себе и по своих родителех тогож Троицкаго Сергиева монастыря Георгиевы пустыни старец Ефрем Лосевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

3) О наместнике Тройной Лавры, архимандрите Леониде (Кавелине) . – Леонид избран митрополитом Иннокентием на место архимандрита Антония, вопреки предостережения митрополита Петербургского Исидора. – Наместничества домогался бывший Серпуховский архим. Мелетий 764 и предлагал сыну митрополита, протоиерею Гавр. Ив. Вениаминову, значительную сумму, но договор почему-то не состоялся. 4) О ректоре Моск. академии, протоиерее Александре Васильевиче Горском. – Как Ректор Академии, он оста- —487— 1881 г. вил по себе не весьма почётную память. Дисциплина была ослаблена, и студенты не отличались при нём особенным благонравием и благовоспитанностью: они не отдавали должного почтения самому Ректору. – По смерти его оказались черновые, карандашом писанные, наброски речей к студентам даже по маловажным случаям. 5) О бывшем Епископе Смоленском Иоанне (Соколове) . Он был со-воспитанником С. К-ча по академии. Пред окончанием курса, в мае 1842 г. во время прогулки с ним в роще за Сергиевским посадом, Иоанн поразил его неожиданным объявлением мысли о принятии монашества. При этом объяснил, что, при пострижении в монашество, он имеет целью исправление ошибок в управлении Русской церковью со стороны Синода и парализование самовластия Обер-Прокурора, Графа Протасова. Таковы были замыслы гордого, молодого студента – будущего монаха! Но этим замыслам не суждено было осуществиться. 1 августа служил в Кафедральном соборе и был в Крестном ходу на р. Волгу. Погода была не совсем благоприятная, было пасмурно. 2-го ч. служил в Крестовой церкви и возвёл в сан игуменьи Настоятельницу Осташковского Знаменского монастыря, бывшую казначею Тверского Христорождественского монастыря, монахиню Ольгу. По окончании литургии, при вручении новопоставленной игуменьи жезла, я обратился к ней с следующею речью: „Всечестная игуменья Ольга! Когда ты оставляла, по свободному произволению своему, шумный мир с его удовольствиями и суетой и водворялась под кровом мирной обители, ты, без сомнения, имела в мыслях своих единое на потребу, т.е. спасение своей души. Пребывши затем довольное число лет в келейных подвигах и в разных монастырских послушаниях, ты утвердилась в решимости посвятить себя навсегда уединённой иноческой жизни, произнести пред Сердцеведцем Богом священные обеты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 Есть предание, что будто бы недавно упразднённый Знаменский Хотмыжский мужской монастырь, находящийся невдалеке от заштатного города Хотмыжска, за 7 вёрст от Борисовки, был основан в то же самое вре­мя, по указанию Петра Великого и на его иждивение, также в память Полтавской победы. 8        Сие надписание вероятно сделано кем-либо из Борисовских Управляющих. Ниже увидим, что в 1775 году, Граф Петр Борисович, в Ука­зе своём Борисовскому Прикащику, Герасиму Прокофьеву, приказывал под­линное завещание хранить, «чтоб было не утрачено и не истлело, а в мо­настыре положить копию». Где ныне находится подлинный акт, неизвест­но. Вероятно, в архиве домовой Канцелярии Графа, в С.-Петербурге. 19 Первая супруга Бориса Петровича, урождённая Чирикова, сконч. около 1697 года; чад её, вероятно, их детей, скончавшихся в малолетстве. 24 Не ошибка ли сие Малороссийского переписчика? Вероятно, вместо сего, долж­но читать: «из Мекленбургии, из места Шверина»; ибо известно, что Фельдмаршал зиму 1716 года провёл с войском в Мекленбургском Гер­цогстве (см. предисловие к письмам Петра Великого к Фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву). 25 Не к этому ли времени относятся богатые вклады Фельдмаршала в Тих­винскую Борисовскую пустынь: напрестольное Евангелие дестевое в серебропозлащенном окладе с собственноручною надписью Графа по листам, и серебряная дарохранительница в 7 ф. веса (см. описание их ниже). 27 При заложении его сделана была нарочито на память медная доска с сле­дующею надписью: «Основася храм сей Тифинския Пресвятыя Богородицы за державы Благочестивейшия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны всея России, и при их Высочеств Благоверном Гусударе Великом Князе Петре Феодоровиче, и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Екатерины Алексеевны, и Благоверном Государе и Великом Князе Павле Петровиче, по благословению Святейшаго Правительствующаго Синода и Преосвященнаго Иосафа Епископа Белоградскаго и Обоянскаго, и всечестном Архимандрите Леониде Ладинском. 1759 года, месяца Июля 5 дня. Резал Иван Хмаровский».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

822. Во «Христе сапер»: (К столкновению А. И. Герцена и преосвященного Игнатия Брянчанинова). — СПб.: Центр. православ. просвещения, 2000. — 20 с., портр. — Загл. обл.: Во Христе сапер Игнатий: Полемика святителя Игнатия Брянчанинова с Герценом. — Содерж.: Предисловие «Богословского вестника»; [Герцен А. И.]. Во Христе сапер Игнатий/Примеч. свт. Игнатия (Брянчанинова); [Игнатий Брянчанинов]. Замечания на отзыв журнала «Колокол» к кавказскому епископу Игнатию. Печ. по тексту из журн. «Богословский вестник», 1913, 823. Лебедев Ю. В. Русская классическая литература XIX века и Православие: В контексте «Писем о подвижнической жизни» святителя Игнатия (Брянчанинова)//Духов. собеседник. — Самара, 2000. — С. 166–173: ил. На ил.: 1. Портрет свт. Игнатия в сане архиерея; 2. Икона свт. Игнатия. Свт. Игнатий и его духовно-нравственное влияние: современники и потомки 824. Высокопреосвященный Леонид, архиепископ Ростовско-Ярославский: [Некролог]//Духов. беседа. — 1876. — С. 560–567. — Подпись: Н. Д. В т. ч. о духовных взаимоотношениях архиеп. Леонида (Краснопевкова) со свт. Игнатием. 825. Леонид (Кавелин). Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида. (В схиме Льва)./Изд. Козел. Введен. Оптиной пустыни. — М., 1876. — 218 с. О свт. Игнатии и о старцах Леониде и Макарии Оптинских — с. 69, 157–160. 826. Некролог: (Высокопреосв. Леонид, архиепископ Ярослав. и Ростов.). К некрологу Высокопреосвященного Леонида//Ярослав. епарх. вед. — 1876. — ч. неофиц. — С. 393–396; ч. неофиц. — С. 401–408. О духовных взаимоотношениях архиеп. Леонида (Краснопевкова) со свт. Игнатием — с. 393, 401. 827. Павел (Брянчанинов). Письмо к издателю «Московских ведомостей» по поводу кончины Высокопреосвященного Леонида, архиепископа Ростовского и Ярославского [от 17 дек. 1876 г.]//Ярослав. епарх. вед. — 1876. — ч. неофиц. — С. 402–403. В т. ч. о духовных взаимоотношениях архиеп. Леонида (Краснопевкова) со свт. Игнатием. 828. Кончина преосвящ. Леонида, архиепископа Ярославского//Домаш. беседа. — 1877. — Вып. 2. — С. 66–67.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Белавин Порфирий Александрович (ум. 1893) – певчий хора РДМ. Окончил духовную семинарию со званием студента. Прибыл в Иерусалим при обновлении состава Миссии при архимандрите Леониде (Кавелине) в 1864 г. Как писал в одном из донесений генеральный консул в Иерусалиме А.Г. Яковлев, «за церковью во имя Христа Спасителя, выстроенною о. Антонином на вершине Масличной горы и освященной в 1886 г. (имеется в виду Вознесенский собор Русского Елеонского монастыря. – Н.Л.), похоронен в 1893 г. г. Белавин, певчий здешней Духовной Миссии» (Яковлев, 1898). 317 Иосиф (ум. 1883), монах – член РДМ, пономарь, проводник паломников, позже продавец книг Православного Палестинского Общества и фотограф. Родом из Ставрополя, принял монашество на Афоне, в первый раз приехал в Иерусалим в 1872 г. В 1875 г. Антонин с его помощью создал первую фотомастерскую при РДМ. Автор фотографического отчета о раскопках на Русском Месте в 1883 г., завершившихся открытием Порога Судных Врат. 318 Мельников Павел Петрович (1804–1880) – государственный деятель, благотворитель Русской Палестины. Главноуправляющий путями сообщения (1862–1865), министр путей сообщения (1865–1869), член Государственного Совета. Совершил поездку в Святую Землю в 1869 г. Главный помощник архимандрита Антонина по приобретению участка земли в Айн-Кареме (Горнее). См. ниже раздел, содержащий его письма к Антонину. 319 Беспалов, поручик – благотворитель, завещавший капитал в 11900 руб. на поддержание православных школ в Палестине, по процентам с которого РДМ ежегодно получала более 650 руб. 320 В период Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. архимандрит Антонин и весь состав РДМ были эвакуированы в Грецию. Они вернулись в Иерусалим 22 июня 1878 г. 321 Иларионов Николай Алексеевич – русский консул в Иерусалиме (1876–1880). Настоящий документ, как и два последующие: Записка Антонина о деятельности РДМ и Письмо Мансурова к А.А. Мельникову, – могут быть правильно прочитаны, с подтекстами и ехидствами, лишь с учетом ситуации. С первых дней возвращения РДМ из Греции в Святую Землю начинается новая стадия «партизанской» борьбы иерусалимского консульства (и стоящей за ним Палестинской Комиссии при Азиатском департаменте МИД) с Русской Духовной Миссией в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1864 г. вел. кн. Константин Николаевич был назначен наместником Царства Польского, а комитет был преобразован в Палестинскую комиссию и передан в ведение МИД. К сожалению, отношения между миссией и комитетом (впоследствии комиссией) сложились неблагополучно, и в 1864 г. Синод отозвал из Иерусалима еп. Кирилла, а новым начальником миссии был назначен насельник Оптиной пустыни архим. Леонид (Кавелин) , бывший помощником еп. Кирилла в первый год его служения в Палестине. В инструкции о. Леониду предписывалось предпринять дополнительные меры для обеспечения духовных нужд и быта русских паломников. При архим. Леониде в Иерусалиме произошло важное событие: 28 июня 1864 г. состоялось освящение домовой церкви миссии в честь мученицы царицы Александры 141  – первого русского храма на Св. Земле. У о. Леонида не сложились отношения как с Патриархом Иерусалимским, так и с Палестинской комиссией и русским консулом, вследствие чего ему пришлось оставить Иерусалим, сдав дела архим. Антонину (Капустину) , настоятелю посольской церкви в Константинополе. При нем начался самый долгий и успешный период в истории Русской духовной миссии. Отец Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в 1817 г. в семье причетника (позднее священника) Ивана Леонтьевича Капустина в с. Батурине Шадринского уезда Пермской губернии. Сначала он закончил Далматовское духовное училище, в 1831 г. поступил в Пермскую духовную семинарию, затем в 1836 г. перешел в Екатеринославскую духовную семинарию, где сразу был отмечен как один из самых талантливых студентов. В 1839–1843 гг. он обучался в Киевской духовной академии, там же был оставлен на преподавательской работе, а в 1845 г. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) был пострижен в монашество. За этим последовало рукоположение Антонина во диакона (18 ноября 1845 г.) и через три дня – во священника. В 1850 г. Св. Синод назначил его настоятелем прихода при Афинской миссии, где он активно занимался археологией, в частности раскопками христианских памятников в Парфеноне. Здесь он глубже познакомился с греческой культурой и жизнью Греческой Церкви, что очень помогло ему впоследствии. По инициативе митр. Московского Филарета (Дроздова) , который отметил его как очень ревностного и достойного служителя Православной Церкви, в 1860 г. он был направлен в Константинополь, где выполнял различные поручения церковно-дипломатического характера, а в 1865 г. был назначен начальником РДМ в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В послании Вашем упоминается об архимандрите Леониде, что он бежал от Вашего присутствия. Если удостоите внимания приложенное при моём послании, в особой записке обстоятельное изложение дела, то изволите усмотреть, что он не бежал безрассудно, а уклонился по предосторожности, чтобы его подчинённые, вышедшие из повиновения, не обнаружили противоборства против него перед лицом Вашим и не причинили соблазна в торжественном собрании, и на такое уклонение решился он по совету Вашего наместника, митрополита Мелетия. Если же к Вашему наместнику архимандрит Леонид имел такое уважение, что подчинялся руководству его, то не может быть сомнения, что сохранил должное благоговение к Вашему Блаженству. С трудом покоряюсь необходимости произнести ещё слово, встреченное в Послании Вашего Блаженства: Вы приписываете Всероссийскому Синоду гнев. С твёрдостию свидетельствую, что не было ничего подобного ни в расположениях Святейшего Синода, ни в моём смиренном послании. В прискорбных обстоятельствах естественно чувство скорби, но сколь далёк Всероссийский Синод от того, чтобы допустить гнев в участие своих действий, столь же неожиданно и то, что он подвергается такому обвинению. Синод знает слово Апостола, что гнев мужа правды Божия не соделывает. Чтобы не утруждать более Вашего внимания моими объяснениями, ограничусь признанием, что я нахожусь в недоумении, полезно ли будет предложить послание Вашего Блаженства Всероссийскому Синоду, или не полезнее ли будет, чтобы я один понёс на себе бремя скорби, и, в надежде совершенного слова мира, сохранил обеим Священноначалиям мир молчания. Впрочем, я уверен, что, во всяком случае, Всероссийский Синод не допустит возвращения в Иерусалим архимандрита Леонида, который имел несчастие лишиться Вашего благоволения, и оставит архимандрита Антонина в Иерусалиме, по крайней мере до тех пор, когда усмотрен будет другой, соответствующий требованиям тамошнего служения. Смиренно полагаю сие дело и сии сношения к подножию ног Высочайшего Архипастыря Господа нашего Иисуса Христа, Который есть источный мир, и молю Его, дабы Своею вседействующею благодатию Матерь Церквей – Иерусалимскую Церковь , и Всероссийскую, непрестанно сохранял в совершенном единении мира и любви до скончания века. С сею мыслию и глубоким к Вашему Блаженству уважением (каковые чувства разделяет со мною и весь Всероссийский Синод) имею сердечный долг и утешение быть и пребыть неизменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот как говорит об о. Леониде и его сотруднике, и преемнике, о. Макарии, преосвященный Игнатий Брянчанинов . «Оба старца были напитаны чтением отеческих писаний о монашеской жизни, сами руководствовались этими писаниями, руководствовали ими и других, обращавшихся к ним за назидательным советом. Память их была богато украшена мыслями святыми. Никогда они не давали советов из себя: всегда представляли в совет изречение Св. Писания или Св. Отцов. Это давало советам их силу: те, которые хотели бы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие и находили справедливым покорить ему свое умствование» 17 . Но еще более придавало силы советам как о. Леонида, так и о. Макария то, что они не только в книгах изучили, но и деятельно и правильно проходили духовную жизнь, т. е. сами сперва находились в продолжении многих лет в искреннем послушании и повиновении и под духовным руководством опытных наставников, и бывши прежде хорошими послушниками, послушанием своим стяжали дар духовного рассуждения, сделались в свое время опытными старцами и наставниками, и с твердостью и искусством могли руководить других по пути, ими самими пройденному 18 . Посему о. Леонид для всех, относившихся к нему за духовными советами и наставлениями, был живой книгой. Учил делом, что более всего действует на наше сердце и нас убеждает; учил и словом, как понимать евангельское учение, как приводить его в исполнение, и как врачевать им наши немощи. Стяжав от божественного просвещения духовный разум, о. Леонид ясно распознавал дух истинный и дух лестчий, действие благодати Божией и прелесть вражию, хотя бы тонкую и сокровенную; во всяком случае и во всякой вещи в точности постигал и другим указывал, что угодно, или неугодно Богу, и верно мог судить о душевном устроении других, даже и таких, которых многие почитали за людей духовных; что дается не всем. В 1836 году, когда против него распространились разные толки и хульные порицания, о. Леонид написал так духовным своим детям: «О жизни высокой монашеской или схимонашеской не всяк может здраво судить, а особенно не очищенно имущий душевное око. Прочтите о сем у св. Симеона Нового Богослова главы: 70, 71, 72, из коих увидите о правости суда людского… 19 А об В–не пусть думают, как кому угодно, и ублажают его высокое жительство; но мы ко оному веры не имамы, и не желаем, дабы кто следовал таковой его высоте, не приносящей плода. От плод бо их, сказано, познаете их. А плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание и прочее. Сожалея об нем, желаем ему прийти в познание истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Въезд автомашин с ул. Герцль в настоящее время закрыт. Большая общественная автостоянка находится недалеко от храма (250 м) со стороны ул. Бен-Цви, около парка. Подробнее... Церковь мученицы Александры Римской (Иерусалим) [ править править код ] Домовая церковь во имя мученицы и царицы Александры была освящена 28 июня 1864 года. Название своё церковь получила во имя небесной покровительницы императрицы Александры Федоровны, супруги царя Николая I. Строительство церкви было осуществлено в рамках общей программы основания Русских построек Палестинским комитетом на Мейдамской площади Иерусалима, осуществлявшихся в период с 1860 по 1864 годы. Торжественное освящение церкви состоялось 28 июня 1864 года при Патриархе Иерусалимском Кирилле II и начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Леониде (Кавелине). Богослужение возглавил патриарший наместник, греческий митрополит Петро-Аравийский — Мелетий. На Богослужении присутствовали русские, греки, абиссинцы, копты. Почтовый адрес: Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, Russian Compound, 6 Heshin str., P.O.Box 1042, Jerusalem 9100902, Israel Местоположение: Иерусалим, Русское подворье (евр. - " Миграш а-Русим " , араб. - " Маскобúя " ) Проезд: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме располагается между почтовым отделением на ул. Яффо и Иерусалимским Муниципалитетом (Ирия), в одном здании с Мировым судом (Бейт Мишпат а-Шалом). Вход в Миссию с ул. Яффо или ул. Хешин. Подробнее... Церковь святого Александра Невского (Иерусалим) [ править править код ] Церковь Святого Александра Невского в Иерусалиме — русский православный храм в комплексе Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима. В храме служат священники РДМ РПЦЗ и РДМ МП по предварительной договорённости. Церковь Святого благоверного князя Александра Невского в Иерусалиме была задумана руководством Императорского православного палестинского общества (ИППО) как храм-памятник основателю ИППО — императору Александру III.

http://azbyka.ru/palomnik/Израиль_(храмы...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010