Экзамен в Петровском, (т. е. монастыре), о котором пишет преосвященный, был по следующему случаю: в Москве заведен был для окончивших курс семинарии, так называемый, приготовительный к священству класс. Здесь преподавались, или точнее сказать, повторялись те из богословских наук, которые имели ближайшее отношение к пастырскому служению. Курс был годичный. При окончании года обыкновенно производил испытание кандидатов в священство преосвященный викарий. Когда я был Московским викарием, случалось и мне бывать при этих испытаниях. Приготовительный класс этот помещался сначала в одной из бывших училищных зал в Высоко-Петровском монастыре, а затем, когда эти залы были заняты епархиальною библиотекой, переведен был в Чудов монастырь. В настоящее время этот класс более не существует. На изложенное пред сим письмо его преосвященства я, разумеется, отвечал; но что писал, – не помню. Между тем получил от него снова письмо от 4-го ноября: «Ту минуту, – пишет преосвященный, – как получил от вашего высокопреподобия письмо, начал я и ответ; но во множестве бумаг, которыми был больной завален, оно утратилось. Теперь, если успею послать с келейным моим юношей, пишу хоть немного; но из немногого вы много сделаете, если помолитесь о мне грешном и юноше, о котором стоит помолиться и которому нужна молитва. ... Входит Андрей Николаевич и велит писать, что дорога испугала и не идет в Лавру: вам кланяется и просит о. наместнику сказать, что сожалеет, что твердое намерение его быть в лавре не исполняется, по краткости времени и дурному времени; также о. протоиерею Александру Васильевичу, Петру Симоновичу; разумеется, и я всех их от сердца приветствую и со старцем Петром Спиридоновичем, и о. архим. Порфирия. Отец Феодор 20 пишет что-то туманное. В Симонов преосвященный Антоний Оренбургский». В половине ноября сообщала мне о преосвящ. Леониде А.Б. Нейдгарт: «Видела пред службою (в воскресенье) преосвящ. Леонида, которому, слава Богу, лучше. Он опять страдал ногою, и долго не мог принимать нас, а по этому случаю А. Н. Муравьев и сказал ему, что он от себя дам отталкивает ногою».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

1 марта. 497 См. о школьном периоде Гоголя ст. Н. Коробки «Детство и юность Гоголя» в журнале Министерства Народн. Просвещения, 1902 г. 2. 503 Мы не считаем неудачного «Ганца Кюхельгартена» за пробу Гоголем своих сил, так как это юное произведение всецело навеяно было ему увлечением чуждым ему духом господствовавшего тогда романтизма. 522 Считая справедливым дать место объяснению Преосвящ. Иоанна, бывшего профессора Моск. Дух. Академии, решение спора редакция предоставляет читателям. 525 Тихонович, впоследствии протоиерей Витебского кафедрального собора, † 5 апреля 1898 г. См. «Полоцкие Епархиальные Ведомости» 1898 г., 9, стр. 391–401. 528 Эти письма Преосв. Саввою изданы были в книге: «Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде, Архиепископе Ярославском и Ростовском». Харьков. 1877. 530 По поводу этого письма вот что писал преосв. Леонид, от 20-го июля, в Париж, к общей знакомой нашей Д. И. Сушковой (вышеупоминаемой): «Вместе с вашим письмом лежало письмо от Преосв. Саввы. Это – истинно светлая личность Русской церкви. Работает он много, борется еще более и одну имеет отраду: тихое, уединенное пребывание на своей даче, где, по его выражению, «беседует с природою и изредка с живыми тварями, являющимися к нему из града обительного». 539 Дмитрий Сергеевич, флигель-адъютант, воспитатель великих князей Сергия и Павла Александровичей. 540 Ср. статью Преосв. Леонида: Поездка Преосвященного Леонида в 1873 году, в С.-Петербург – в приложении к книге Преосв. Саввы, Воспоминания о Высокопреосв. Леониде, Харьков, 1877, стр. 37 второго счета. 543 От почившего (Митрополита Филарета) до 360, считая и резолюции на моих письмах, а собственно около 250 писем и записок. Примечание автора письма. 555 Павел Степановичу известный археолог, товарищ Преосв. Леонида по пансиону Рэмона, † 19 мая 1859 г. См. о нем книгу В. В. Григорьева, «Жизнь и труды П.С. Савельева». Издание Импер. Археол. Общества. Спб. 1861. 573 Эта речь напечатана в книге: Речи, говоренные в разное время Саввою, Архиепископом Тверским и Кашинским, в продолжении тридцатилетнего служения его в епископском сане.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это была стихия Леонида Донатовича, его служение Всевышнему Богу! И эта народная любовь, она была самая настоящая и обоюдная, потому как и Леонид Донатович очень любил русский народ, саму Россию, как любили их, Пушкин, Достоевский, Есенин, Рубцов, Тальков и многие другие выдающиеся личности, и народ отвечал взаимностью, а любовь народа это дорогого стоит, она безсмертна! И вот, совсем незаметно пролетел год со дня смерти, нашего дорогого главы Хоругвеносного движения, писателя, поэта, патриота, монархиста, соратника, да и просто романтика, воина Христова – Леонида Донатовича Симоновича-Никшича! Ушёл в жизнь вечную, а присутствие его здесь, с нами, ощущается постоянно, он всегда готов прийти на помощь и подсказать, как нужно действовать дальше! Слава Богу в Вышних! Вечная память и Вечный покой!!! Слава Христу, смерть антихристу!!! P.S. Решил всё же добавить это небольшое четверостишие, пришедшее на ум, ровно год назад в день смерти, но после неожиданно утерянное. Обретено вновь неожиданно, после поминальной трапезы с супругой Леонида Донатовича, Татьяной Викторовной и братчиками Союза. А он ушел от нас и мы осиротели, Союз Хоругвеносцев он оставил нам. И чайки Память Вечную пропели Как в песне той, которую любил он сам! Алексей Григорьевич Манухин , член Совета Союза Православных Хоругвеносцев В Леониде Донатовиче всегда чувствовалось нечто рыцарственное, но не так, как в сентиментальных средневековых романах, а ближе к современному образу рыцаря-воина, представленному, например, в таких любимых им фильмах, как «Храброе сердце» или «Гладиатор». Когда смотришь на исторические портреты или фотографии сербских четников, то всё встаёт на свои места: да, вот же откуда это в Леониде Донатовиче! Ведь он принадлежал к древнему черногорскому роду, который корнями своими восходит к царственному дому Неманичей и имеет святым покровителем Апостола и Евангелиста Луку. Поездка в Сербию в 2002 году, на мероприятии с Патриархом Павлом Поездка в Сербию в 2002 году, встреча с дальними сербскими родственниками

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/11/go...

Вечная память Василию Андреевичу Богородскому 1006 : это был образцовый секретарь. Кто же займет его место? Да здравствует на многия лета другой почтенный ветеран Ник. Павл. Розанов 1007 . И о нем я сохраняю также самую добрую память. Передайте ему, пожалуйста, от меня усердный поклон и приветствие с праздником, а вместо красного яйца посылаю ему книгу о преосвящ. Леониде. Приветствуя Вас и присных Вас с светлым и всерадостным торжеством Христова Воскресения, с братскою о Христе любовью и сердечною преданностию остаюсь». 16-го ч. Светлый день Христова Воскресения. 17-го числа получено было мною два письма. От 13-го числа Архимандрит Высокопетровского монастыря Григорий писал мне: «Примите с любовью мое усердное поздравление и, вместо пасхального яйца, препровождаемые при сем, согласно желанию Вашего Преосвященства, оттиски резолюций в Бозе почившего Митрополита Филарета. Не стало Филарета, не стало и преосвященных Викариев, ближайших и последних сотрудников его, каковы: Леонид, погребенный в Ярославле, и Игнатий, ныне Епископ Костромский и Галичский. Воспоминания Ваши о высокопреосвященном Леониде читал я с великим интересом. За эту книгу, говорят, объявлена 1008 Вам благодарность Государыни Императрицы. Имею честь поздравить Ваше Преосвященство. О разлуке с преосв. Игнатием скорблю не я один. К нему мы привыкли, а к другому надобно привыкать. Избрание архимандрита Алексия в епископа Можайского меня впрочем порадовало, а его, конечно, удивило; он писал мне от 10 марта: «Никак ещё не могу заставить себя верить этому. Я верю чудесам; но было бы это чудо из чудес». Такое устроение свыше. Он всей России известный защитник православия. Хиротония его назначена в Фомино воскресенье, в Петербурге, но Владыка-Митрополит 1009 не примет в ней участия, потому что уже возвратился в Москву в великую среду. Из Костромы получил я (11 апр.) письмо преосвящ. Игнатия. Он благодушен и доволен. Ректор 1010 Академии посвящен во иерея. Не известно об инспекторе. Павел Ив. Горский 1011 желает баллотироваться, но он семейный человек, а это неудобно в Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Возвратившись около 11 часов утра из пещер, я хотел было проститься с Владыкою Митрополитом и отправиться в Михайловский монастырь, но мне сказали, что Владыка просит меня остаться у него кушать. Делать нечего – надобно было оказать послушание, хотя это послушание не весьма трудное; напротив для меня было весьма приятно продолжить беседу со столь досточтимым архипастырем. В два часа пополудни сели за стол; трапеза так же, как и накануне, была праздничная с заздравным вином, – что удивляло даже его келейных: так это было у них необычайно... После обеда кофе на том же балконе, как и вчера. Беседа, начавшаяся за столом, продолжалась здесь и окончилась не ранее четырех часов. Вечер провел я дома в беседе со своим добрым хозяином. 5-го ч. раннюю литургию слушал я в домовой церкви, а в 9-ть часов пошел в собор, где в этот день, т. е. по вторникам, еженедельно совершается пред литургией торжественный молебен с акафистом св. Великомученице Варваре при её святых мощах. На молебне канон и акафист читал сам Преосвященный Иоанн; богослужение продолжалось полтора часа, при многолюдном стечении народа. Затем началась литургия. После обедни посетила меня Московская Игумения Антония и, между прочим, рассказывала мне о Преосвящ. Леониде, о его приезде из Ярославля в Москву в ноябре 1876 г., о том, что ему на станцию железной дороги не был выслан благовременно экипаж с Саввинского подворья, – что его немало огорчило; а ещё более огорчил его отказ Митрополита Иннокентия в дозволении ему совершать богослужение во время пребывания его в Москве, куда он приезжал на несколько дней для наблюдения за иконописными работами в храме Христа Спасителя, каковая обязанность, по Высочайшей воле, осталась за ним и по назначении его на Ярославскую кафедру. При этом Игумения передала мне замечательный сон П. А. Брянчанинова, на руках коего, как известно, скончался в Николо-Бабаевском монастыре Преосвящ. Леонид. Брянчанинов видел во сне Святителя Митрофана Воронежского совершавшим литургию и молившимся о собрате, архиепископе Леониде.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

85: «Соборная церковь Успение Пречистые Богородици, предел на правой стороне Кирил чюдотворец, а на левой стороне Владимер Киевский». – (Срав. Историю росс, иерархии, ч. IV стр. 390 и др.). О подробностях в плане и в устройство церкви см. далее. 121 Преображенская церковь (по свидетельству монастырской описи 1601 года) была построена при старце Леониде (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 166), который (в мире Семейка Ширшов) принял пострижение в 1568 году, вероятно в июне (Архим. Варлаам, Опис. истор. археол. древн. и редк. вещей, наход. в Кирилло-белоз. монастыре, М. 1859, стр. 89, прим. 42; Рукоп. Кирил. мон. 1, см. в приложении к главе II). В 1601 году была составлена опись монастыря, в которой упомянуто, что церковь выстроена при старце Леониде (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 166). 122 Церковь имела «придал св. Ирины», а это имя носила супруга царя Феодора Ивановича, сестра Бориса Годунова. – В Кормовой книге Кириллова монастыря (Рукоп. Соф. библ. 1150, л. 48 об.) была сделана следующая заметка, впоследствии заклеенная бумагою: «Того же месяца (т. е. августа) в 6 день на празник боголепного Преображения корм заздравной государя царя и великого князя Бориса Феодоровича всея Русии написан вново 109-го году». 126 В 1607 году была «обновлена» церковь Введения (см. надпись на северной алтарной двери в храме преп. Сергия Радонежского, находившейся прежде во Введенской церкви, – Архим. Варлаам, о. с., стр. 19). О других поправках церквей см. ниже. 127 Чин пришествия брата к брату (напр. в рук. Соф. библ. 1516, л. 1–5 и др.). – Архим. Варлаам, Опис. ист. арх. древ. и редких вещей, наход. в Кир. бел. мон., е. с., стр. 64–67; Пахомиево жит преп. Кирилла (Рукоп. Соф. библ.. 1322, л. 72) и проч. 129 От лиц, сделавших богатые пожертвования в Кириллов монастырь и пожелавших постричься в нем, братия иногда вовсе не требовала денег на кельи, принимая во внимание их прежние взносы (А. Юр., 124, стр. 151). 130 «Старец Ефрем Карачаров дал..... 10 рублей на келью» (Рукоп. Соф. библ., 1162, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Много лет спустя архимандрит Игнатий Брянчанинов писал об отце Леониде: «Он имел ко мне особеннейшее расположение и любовь, следствие коих постоянно в себе ощущаю». Однако послушничество Дмитрия Александровича у отца Леонида было очень нелегким. Отец Леонид, желая победить в ученике высокоумие, гордость и самомнение, обыкновенно присущие всякому благородному и образованному человеку, попавшему в среду простолюдинов, часто налагал на него самые тяжелые и неприятные послушания, как нелицемерный наставник, в духе истинного монашества, по примерам святых Отцов. «…Он постоянно подвергал своего ученика испытаниям, и такие опыты смирения не могли не нравиться благородному послушнику, с искреннею любовью к Богу предавшемуся иноческим подвигам» [ 2033 ]. Встречая в Дмитрии Александровиче искреннее смирение и беспрекословное послушание, отец Леонид старался воспитывать его не только телесными подвигами, но и словом и делом. Он приблизил его к себе, сделал его своим келейником. Находясь при отце Леониде, Дмитрий Александрович имел возможность наблюдать, как старец проводит жизнь свою: в молитве, с постоянным сокрушением о своей греховности, с состраданием к людям. Он мог видеть, с каким терпением и любовью старец относился к обращавшимся к нему за советом, как старался помочь страдающим душевными недугами. эти хотя и продолжались недолго, но запечатлелись на всю его жизнь. Весною 1828 г. отцу Леониду представилась наконец возможность переместиться из Свирского монастыря, и сначала он вместе с учениками перешел в Площанскую пустынь. Привлекло его туда желание сожительствовать с тамошним иеромонахом Макарием (Ивановым), также несколько лет состоявшим под духовным руководством одного из учеников Паисия Величковского и потому особенно ему духовно близким. Однако те же обстоятельства, что случились с ним и отцом Феодором на Валааме, вынудили отца Леонида через полгода оставить Площанскую пустынь и уйти в скит Оптиной Пустыни. В летописи скита, составленной предположительно иеромонахом Макарием (Ивановым), об этом событии записано:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Бывши у него по делам своей службы 11 декабря, я слышал от него самого, что накануне этого дня, во время сна, он вдруг почувствовал необыкновенное биение сердца и сильную боль в голове. Еще тогда, по его словам, он мог бы кончить жизнь, если бы сам Бог не спас его от этого при помощи врача. Несмотря на то, он выразил мне свое намерение докончить обозрение епархии, чтобы в отчете за этот год Св. Синоду поместить вместе и об этом. Заметив необыкновенную бледность его лица и крайнюю холодность его благословляющей руки, я осмелился выразить владыке свой совет отложить поездку по епархии до февраля или марта будущего года, когда можно ожидать более теплой погоды. Но он остался непреклонным; и прежде отправления по епархии решился съездить в Николо-Бабаевский монастырь, находящийся в Костромской губернии близ границы нашей епархии, чтобы помолиться Богу, согласно со своим обещанием. Но на другой день, по приезде туда, с ним повторился припадок его болезни в усиленной степени; и он не мог перенесть этого повторения, тем более, что за неимением доктора, некому было подать ему помощи». В тот же день, когда писал я к преосвященному Можайскому и протоиерею Лаврову, послал письмо, с выражением искреннего соболезнования, и к родным почившего в Бозе архипастыря. Вот чтó писал я им: «Возлюбленнейшие о Господе! С глубокой сердечной скорбью пишу вам о событии, коего нравственное значение и горестные последствия для вас и для вашего семейного благобытия вполне постигаю. Скажите чтò это случилось?.. Неожиданное известие о кончине вашего дорогого брата, а моего бесценного и неизменного друга, до того поразило меня, что я, читая телеграмму от 15-го числа, не верил очам своим. В продолжении суток я несколько раз перечитывал ее и не мог убедиться в справедливости столь прискорбной вести, так что не ранее, как чрез полтора суток я мог решиться сделать распоряжение о совершении заупокойной литургии о почившем рабе Божием, преосвященнейшем архиепископе Леониде, а писать к вам не решался до тех пор, пока не получил печатного подтверждения роковой вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

17-го и. писал я в Москву Казначею Высокопетровского монастыря, игумену Иосифу: „За телеграммы ваши, хотя они и очень печального содержания, приношу Вам усердную благодарность. Но телеграмма о кончине В. М. Бостанжогло не слишком поразила меня, так как я был уже предварён известием прямо из Ниццы. Телеграмма же о кончине Преосвящ. Леонида сколько неожиданна для меня, столько же и глубоко-поразительна. В нём я лишился истинного и неизменного мне друга. Да будет ему вечная память!.. Если узнаете, почтеннейший о. Игумен, какие-либо подробности о кончине Преосвященнейшего моего собрата и друга, пожалуйста, не замедлите сообщить мне. Этим Вы много обяжете меня. Вместе с сим посылаю Вам несколько брошюр, между прочим, о В.М. Бостанжогло, который также был истинным моим благоприятелем. Несколько экземпляров этой брошюры посылаю также и родным усопшего“. 18-го ч. совершена была мной соборне с Преосвященным Викарием Еп. Вениамином панихида о почившем в Бозе Преосвященном архиепископе Леониде, и вслед затем заупокойная литургия. 19-го ч. скончался протоиерей Харьковского Кафедрального собора, Иоанн Гапонов, на 76 г. от рождения. 19-го ч. писал я в Москву брату и сёстрам покойного Преосвященного Леонида: „Возлюбленнейший о Господе Александр Васильевич ! С глубокой сердечной скорбью пишу Вам о событии, коего нравственное значение и горестные последствия для Вас и для вашего семейного благобытия вполне постигаю. Скажите, что это случилось!.. Неожиданное известие о кончине вашего дорогого брата, а моего бесценного и неизменного друга, до того поразило меня, что я, читая телеграмму от 15-го числа, не верил очам своим. В продолжении целых суток я несколько раз перечитывал её и не мог убедиться в справедливости столь прискорбной вести, так что не ранее как —446— 1876 г. через полтора суток я мог решиться сделать распоряжение о совершении заупокойной литургии о почившем рабе Божием, преосвященнейшем архиепископе Леониде, а писать к Вам не решался до тех пор, пока не получил подтверждения роковой вести.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда я поступил на Полоцкую епархию, я немало перебрал из Москов. Консистории решаемых дел по разным предметам, для образца тамошней Консистории, состоявшей из малообразованных и малоопытных членов. Харьковская Консистория сравнительно с Полоцкой более благоустроена, но и ею не могу вполне похвалиться. Поэтому для меня было бы очень полезно знать взгляды, и решения по важнейшим и исключительным вопросам Московской Консистории, почти полстолетия руководимой гениальным вождём – Филаретом. Вечная память Василию Андреевичу Богородскому 2647 : это был образцовый секретарь. Кто же займёт его место? Да здравствует на многие лета другой почтенный ветеран Ник. Павл. Розанов 2648 . И о нём я сохраняю также самую добрую память. Передайте ему, пожалуйста, от меня усердный поклон и приветствие с праздником, а вместо красного яйца посылаю ему книгу о преосвящ. Леониде. Приветствуя Вас и присных Вас с светлым и всерадостным торжеством Христова Воскресения, с братской о Христе любовью и сердечной преданностью остаюсь“. 16-го ч. Светлый день Христова Воскресения. 17-го числа получено было мною два письма. От 13-го числа Архимандрит Высокопетровского монастыря Григорий писал мне: „Примите с любовью моё усердное поздравление и, вместо пасхального яйца, препровождаемые при сём, согласно желанию Вашего Преосвященства, оттиски резолюций в Бозе почившего Митрополита Филарета. Не стало Филарета, не стало и преосвященных Викариев, ближайших и последних сотрудников его, каковы: Лео- —685— 1878 г. нид, погребённый в Ярославле, и Игнатий, ныне Епископ Костромский и Галичский. Воспоминания Ваши о высокопреосвященном Леониде читал я с великим интересом. За эту книгу, говорят, объявлена 2649 Вам благодарность Государыни Императрицы. Имею честь поздравить Ваше Преосвященство. О разлуке с преосв. Игнатием скорблю не я один. К нему мы привыкли, а к другому надобно привыкать. Избрание архимандрита Алексия в епископа Можайского меня, впрочем, порадовало, а его, конечно, удивило; он писал мне от 10 марта; „Никак ещё не могу заставить себя верить этому. Я верю чудесам; но было бы это чудо из чудес“. Такое устроение свыше. Он всей России известный Защитник православия. Хиротония его назначена в Фомино воскресенье, в Петербурге, но Владыка-Митрополит 2650 не примет в ней участия, потому что уже возвратился в Москву в великую среду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010