Приехал в Оптину пустынь ректор семинарии. Когда ему предложили поговорить с о. Леонидом, он сказал: «что я с ним, мужиком, буду говорить?». Однако, пошел к старцу. Когда же он вошел к нему в келлию, о Леонид повторил его слова: «что тебе со мной мужиком, говорить?». Несмотря на такую бесцеремонную встречу ректор разговаривал с о. Леонидом с приятностью часа два, и потом сказал о старце: «что наша ученость? Его ученость трудовая и благодатная!». В 1839 г. один молодой человек, по имени Михаил, из болховских граждан, желая вступить в монашество, отправился в Белобережскую пустынь. Здесь, между прочими рассказами об Оптинском старце о. Леониде, он слышал следующий замечательный случай. Когда о. Леонид был еще настоятелем в Белых Берегах, в монастырском лесу жил монах караульщик, который приходивших к нему крестьянских детей учил грамоте. Однажды пришел к нему пьяный крестьянин и без всякой причины так избил его, что этот монах вскоре умер. Когда об этом передали о. Леониду, он утвердительно сказал: «за то, что этот крестьянин без всякого справедливого повода убил неповинного, он сам скоро умрет». И действительно дня через три этот человек внезапно умер. От этого и других рассказов, свидетельствовавших о духовной мудрости старца, сердце Михаила разгорелось. Он пожелал проходить монашескую жизнь под руководством о. Леонида, и с этой мыслью отправился из Белых Берегов в Оптину пустынь. Старец же, поговорив с ним, благословил ему поступить в Тихонову пустынь «под начал к о. Геронтию». Михаил, не желая расстаться с о. Леонидом, попросил у него дозволения остаться в Оптиной пустыни. Старец дозволил. Но некоторые из Оптинских братий объяснили Михаилу, что он, оставшись в Оптиной пустыни, ослушался старца, и в этом последовал своей воле. Михаил, смутившись этим, просил у старца прощения, что не пошел по его назначению в Тихонову пустынь. Старец отвечал: «ничего! Живи пока здесь. А знай, что в Тихоновой пустыни все-таки будешь, будешь, и будешь». Этот самый юноша Михаил, впоследствии Оптинский иеромонах о. Моисей, через 18 лет после сего предсказания, по воле епархиального начальства, был назначен настоятелем Тихоновой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Пробыли они у меня до 1-го августа. В продолжении трех суток много было у нас разговоров о важных и неважных предметах, о разных живых и умерших лицах. Изложу здесь то, что сохранилось у меня более интересного, в памяти. 1) О почившем в Бозе Митрополите Филарете о предстоящем в 26 день декабря 1882 г. столетнем юбилее в память дня его рождения, о составлении к этому дню биографии великого Святителя. Главные материалы для этой биографии хранятся под печатью в Св. Синод. Продолжение писем Митрополита Филарета к наместнику Лавры архимандриту Антонию (т III) 580 и письма его же к родным 581 , предназначенные к напечатанию, находятся в цензуре у Ректора Вифанской Семинарии, протоиерея Филарета Александр. Сергиевского 582 , который, по спасению ли чего-либо, или по своей обычной бездятельности, медлит их рассмотрением и разрешением к нанечатанию под своею личною ответственностью. Обер-Прокурор Св. Синода К. П. П. побуждает Сергиевского к ускорению рассмотрения тех и других писем и разрешению к их напечатанию под своею личною ответственностью. 2) О Митрополите Московском Макарии . Сколько он расположен к своему второму Викарию Епископу Можайскому Алексию, столько же далек Амвросия будто бы из ревности к его проповедническому дару. Между тем Амвросий, отличаясь даром слова, не имеет довольно учености и даже вовсе не любит читать книги. Напротив Еп. Алексий не обладая даром красноречия, превосходит Амвросия ученостью и в особенности затмевает его добрыми нравственными качествами коими привлекает к себе общее расположение Москвичей, к досаде и неудовольствию Амвросия. 3) О наместник Троицой Лавры, архимандрит Леониде (Кавелине) . – Леонид избран митрополитом Иннокентием на место архимандрита Антония вопреки предостережения митрополита Петербургского Исидора. – Наместничества домогался бывший Серпуховский архим. Мелетий 583 и предлагать сыну митрополита, протоиерею Гавр. Ив. Вениаминову, значительную сумму, но договор почему-то не состоялся. 4) О ректоре Моск. академии протоиерее Александре Васильевиче Горском.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

С каждым годом стечение народа в Оптиной пустыни значительно умножалось, благодаря чему она и внешне начала понемногу благоустраиваться. Но что в особенности привлекало к старцу отцу Леониду сердца всех, монашествующих и мирян? Это дар благодати Божией, почивавшей на нем. Вследствие чего все с верой относившиеся к нему единогласно свидетельствовали, что в его присутствии они ощущали внутренний мир, успокоение сердечное и духовную радость. Часто приходили к нему с великим горем, а вошедши в его келью, забывали, зачем приходили и что за горе тревожило их, – оно оставляло их на пороге. Помыслы, казавшиеся страшными и неодолимыми, в присутствии старца исчезали, как будто их никогда не было; но они опять появлялись, когда относившиеся к старцу ленились приходить к нему. Благодатной силой наставлений старца отца Леонида многие семейства умиротворены, проводившие порочную жизнь наставлены на путь истины, многие раскольники обращены к Православной Церкви. «Случилось мне однажды, – писал Лев Александрович Кавелин 72 , – проезжать из Козельска в Смоленскую губернию. По дороге в уединенных деревушках поселяне, узнав, что я еду из Козельска, наперерыв спешили узнать что-нибудь об отце Леониде. На вопрос: почему вы его знаете? – они отвечали: «Помилуй, кормилец, как нам не знать отца Леонида? Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него были, почитай, сироты круглые». Вот памятник, который вековечнее многих мраморов и гранитов!» Кроме обычных своих занятий с монашествующими и мирскими посетителями старец получал множество писем от разных лиц, просивших у него разрешения в недоумениях. По любви к ближним он и их не оставлял без внимания, но или сам писал, или диктовал ответы, приличные каждому к укреплению и утешению в скорбях, или же, наконец, чаще всего поручал отвечать сожительствовавшему с ним иеромонаху, впоследствии старцу, отцу Макарию. Глава VI. Недоброжелательство, а затем и явное восстание некоторых не понимавших жизни духовной оптинских монахов и мирян против старца отца Леонида, хотя без особенно худых последствий. Соприкосновенный сему рассказ новоначального брата Александра (впоследствии иеросхимонаха Антония киево-печерского), в описываемое время принятого старцем в скит на жительство

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

С каждым годом стечение народа в Оптиной Пустыни значительно умножалось, через что она и внешне начала понемногу благоустраиваться. Но что в особенности привлекало к старцу о. Леониду сердца всех, монашествующих и мирян? – Это дар благодати Божией, почивавшей на нем. Вследствие чего все с верою относившиеся к нему единогласно свидетельствовали, что в его присутствии они ощущали внутренний мир, успокоение сердечное и духовную радость. Часто приходили к нему с великим горем, а вошедши в его келлию, забывали, зачем приходили и что за горе тревожило их, – оно оставляло их на пороге. Помыслы, казавшиеся страшными и неодолимыми, в присутствии Старца исчезали, как будто их никогда не было; но они опять появлялись, когда относившиеся к Старцу ленились приходить к нему. – Благодатной силой наставлений старца о. Леонида многия семейства умиротворены, проводившие порочную жизнь наставлены на путь истины, многие раскольники обращены к Православной Церкви. «Случилось мне однажды, – писал Лев Александрович Кавелин 66 , – проезжать из Козельска в Смоленскую губернию. По дороге в уединенных деревушках поселяне, узнав, что я еду из Козельска, наперерыв спешили узнать что-нибудь об о. Леониде. На вопрос, – почему вы его знаете, – они отвечали: „Помилуй, кормилец, как нам не знать о. Леонида? Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него были, почитай, сироты круглые“. – Вот памятник, который вековечнее многих мраморов и гранитов!» Кроме обычных своих занятий с монашествующими и мирскими посетителями Старец получал множество писем от разных лиц, просивших у него разрешения в недоумениях. По любви к ближним он и их не оставлял без внимания, но или сам писал, или диктовал ответы, приличные каждому к укреплению и утешению в скорбях, или же наконец чаще всего поручал отвечать сожительствовавшему с ним иеромонаху, впоследствии старцу, о. Макарию. 51 В прежних изданиях напечатано было: «В Лавре св. Паисия». Но в рукописи написано было «св. (святого)» вместо «ст. (старца)» по ошибке переписчика и по недосмотру составителей. Немного выше сказано, что о. Леонид читывал Евангелие по молдавскому способу. Это выражение, «по молдавскому способу», показывает, что упоминаемая Лавра св. Паисия должна бы находиться в Молдавии. А в Молдавии, кроме Великой Лавры старца Паисия Величковского , другой Лавры св. Паисия никогда не было и нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Слова, заключенные в квадратные скобки, зачеркнуты митрополитом Филаретом. 281 Патриарх Александрийский Каллиник (1858–1861). До избрания в 1858 г. на Александрийскую кафедру был епископом Москонисийским, затем жил на покое на Афоне; позже был митрополитом Фессалоникийским. Получив при своем вступлении на престол 50.000 руб., собранных в России митрополитом Фиваидским Никанором, ничего не сделал для улучшения положения египетских христиан. После безуспешных попыток быть избранным на Константинопольскую кафедру он, не довольствуясь своим положением, вскоре уехал на родину, в Елассон. В 1861 г. духовенство и народ Александрийской Церкви потребовали от него отречения от престола. 282 Имеется в виду бывший Патриарх Константинопольский Григорий VI, смещенный в 1840 г. турецкими властями и пребывавший на покое до вторичного избрания на Константинопольский престол в 1867 г. 283 Муравьев имеет в виду конфликт Александрийской Патриархии с независимой от нее Синайской архиепископией по вопросу о подчинении Синайского (Джуванийского) подворья в Каире. См. выше его письмо к патриарху Иерофею II от 29 июня 1852 г. Благодаря усилиям, в том числе, и Муравьева, этот кризис был к 1858 г. разрешен, что отнюдь не облегчило проблем, связанных с застарелыми Александрийско-Константинопольско-Иерусалимскими межцерковными спорами вокруг канонической юрисдикции формально автокефального Синая. 284 Александрийское подворье в Москве было основано в 1855 г. во время пребывания в России епископа Фиваидского Никанора. 285 Речь идет о нестроениях в Русской Духовной Миссии, спровоцировавших конфликт между патриархом Кириллом и начальником РДМ архимандритом Леонидом (Кавелиным) . До кончины митрополита Московского Филарета, который выступил в защиту архимандрита Леонида и не одобрил позиции патриарха Кирилла, отношения между Иерусалимской и Русской Церквами были фактически прерваны. Они возобновились лишь к 1869 г., когда Святейший Синод утвердил архимандрита Антонина в должности начальника РДМ, а архимандрита Леонида назначил настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря; тогда же возобновились русские пожертвования в пользу Иерусалимской Церкви. См. подробнее: том 2 настоящего издания, разделы «Русская Духовная Миссия в Иерусалиме при архимандрите Леониде» и «... при архимандрите Антонине».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Слушая о. Леонида и смотря на лежавшего перед ним страдальца, о. игумен содрогнулся. – «Но преосвященный, промолвил он, грозит послать вас под начал». «Ну так что ж? Хоть в Сибирь меня пошлите; хоть костер разведите, хоть на огонь поставьте, я буду все тот же Леонид. Я к себе никого не зову, а кто приходит ко мне, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия, и нуждаются в духовной помощи. Как могу презреть их вопиющие душевные нужды?». О. игумен Моисей ничего не мог на это возразить, и молча удалился, предоставляя старцу жить и действовать, как укажет ему Сам Бог. В 1837 г., т. е. на другой год после перевода о. Леонида из скита в монастырь, посетил Оптину пустынь, проездом из С.-Петербурга в Киев, член Св. Синода, высокопреосвященный митрополит киевский Филарет, которого сопровождал калужский преосвященный Николай. Митрополит оказал очень милостивое архипастырское благоволение и Оптинскому настоятелю о. Моисею, и старцу о. Леониду, которого, как сказано, знал еще в Белобережской пустыни. Между прочим, заметив, что на о. Леониде не было ничего из схимнического одеяния, митрополит при преосвященном Николае спросил его: «Почему ж ты не в схиме?». Старец молчал. «Ты схимник, продолжал митрополит, и должен носить схиму». С этих пор о. Леонид до конца своей жизни невозбранно носил, как и прежде, по обычаю молдавских монастырей, схимнический великий параман нитяной, (некоторыми неправильно называемый аналавом). Киевский архипастырь также и обитателям скита, устроенного по его мысли и его благословению, изъявлял отеческую свою благосклонность. «Высокопреосвященнейший осчастливил своим посещением нашу пустынь, писал о. Леонид одному своему духовному сыну, и подкрепил особенным своим благословением души наши; а благодетели наши, видя сие, весьма были обезоружены, и теперь стали, кажется, мало по малу приучаться к некоторому смирению. А как высокопреосвященнейший, видев Оптину пустынь, остался доволен, это, кажется, и описать трудно». Посещение Оптиной пустыни митрополитом киевским, и внимание, оказанное им Оптинскому настоятелю и старцу, имело благотворные последствия для обители, так как преосвященный Николай стал несколько менее доверять толкам недоброжелателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Так старцы, одушевленные смиренномудрием и связанные взаимной любовью и единодушием, поучали духовных своих чад этим главнейшим христианским добродетелям не словом только, но более всего собственным примером, и не допускали, чтобы между ними возникало какое-либо разделение, к чему ученики по немощи человеческой нередко бывают склонны, как еще Ап. Павел обличал за такое разделение коринфян, глаголя: «Возвестися ми о вас братия моя, яко рвения в вас суть. Глаголю же се, яко кийждо вас глаголет: аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов. Еда разделися Христос?» ( 1Кор. 1:11–13 ). Между духовными детьми о. Леонида и о. Макарий никаких подобных разделений или партий не было; единодушие и единомыслие старцев отражалось и на детях. Таким образом, в одной обители было два старца, но не было раздвоения, и не терялось единство старческого окормления. Духовная деятельность о. Леонида не ограничивалась одной Оптиной пустынью и многочисленными ее посетителями. В 1837 г. один из учеников о. Леонида (прибывший с ним в Оптину пустынь из Свирского монастыря), иеромонах Геронтий был назначен настоятелем калужской Тихоновой пустыни. С ним отпущены до пяти человек единомудренных братий; а по времени и еще некоторые перешли к нему по благословенно старца. С того времени сам старец ежегодно посещал Тихонову пустынь, и живал там около месяца, заботясь о духовном утверждении братий и благоустройстве обители. Кроме того, через приверженных ему лиц и в вещественном отношении и благодетельствовал этой пустынной обители, которая с той поры стала приходить в цветущее состояние. В 1839 же году скитоначальник о. Антоний был назначен игуменом малоярославецкого монастыря, куда с ним также перешли некоторые из учеников о. Леонида. Живя и в Малоярославце, они продолжали пользоваться наставлениями старца. Таким образом, духовное влияние о. Леонида простиралось, кроме Оптиной пустыни, еще на две обители в Калужской епархии, в которых он ввел старчество, а через это и на будущие времена упрочил внутреннее благоустройство их, дав возможность как братиям, так и посетителям обителей получать от сего великую душевную пользу. Поэтому всем пользующимся и в настоящее время наставлениями и утешениями духовных старцев в этих трех обителях должно всегда с благодарностью вспоминать об о. Леониде, как положившем в этом месте начало и основание старческого пути. Наконец, и из некоторых женских обителей других епархий многие инокини пользовались духовным руководством о. Леонида, особенно из Севского Троицкого монастыря, Борисовской Тихвинской пустыни, и Белевского Крестовоздвиженского монастыря. В каждом из этих монастырей о. Леонид имел некоторых преданных учениц, преуспевших более других в духовной жизни, которые и при жизни, и по кончине его были наставницами и старицами многих сестер. Так духовное семя о. Леонида произрастало и распространялось далеко и за пределами Калужской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Этой иконой великий старец Паисий напутствовал при выходе из Молдавии в Россию схимонаха о. Феодора; а сей последний, отходя ко Господу, благословил ей о. Леонида, как общника его скорбей и наследника духовных дарований. С каждым годом стечение народа в Оптиной пустыни значительно умножалось, через что она видимо процветала. Понимавшие хорошо духовную жизнь мужи, но подвизавшиеся в затворе или безмолвии 14 , со всех сторон России стали присылать под руководство о. Леонида в Оптину пустынь для обучения в монашеской жизни людей всякого сословия, искавших для сего более надежного пристанища. Отовсюду начали стекаться братия, как пчелы в улей, дабы напоевать сердца свои потоками сладости Божественной, истекавших из медоточных уст старца. В 1884 году перешел из Площанской в Оптину пустынь иеромонах о. Макарий Иванов , впоследствии скитоначальник и старец. Проходя с 1810 года монашескую жизнь, он всегда сознавал, что без опытного руководителя нельзя достигнуть ни видения духовного, ни плода иноческой жизни, и несколько лет состоял под духовным руководством одного из учеников старца Паисия Величковского , схимонаха Афанасия; а после кончины его о. Макарий скорбел о своем духовном сиротстве, и молил Господа послать ему опытного наставника. Прибытие в 1828 г. о. Леонида в Площанскую пустынь было как бы исполнением сего молитвенного прошения о. Макария. В о. Леониде он нашел то, чего так долго алкала душа его, – мужа с даром духовного рассуждения, которое редким даруется, и притом не за одни труды и подвиги, а более за смирение. Сблизившись с о. Леонидом, во время его полугодового пребывания в Площанской пустыни, о. Макарий и по отбытии старца в Оптину пустынь продолжал свое духовное общение с ним посредством переписки; а в 1834 г., как сказано, перешел в Оптину пустынь для сожительства с ним. С самого поступления в эту обитель он помогал старцу в обширной его переписке с лицами, просившими у него духовных советов и назидания; а также был помощником старца в духовном окормлении братии и посетителей, особенно с 1836 года, когда был определен духовником обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Сравнивая сей поступок его с первым, я еще лучше стал разуметь о моем старце: ибо он за личное, сделанное ему оскорбление, не показал и следа неудовольствия ни лицом, ни словом. За предпочтение же мирской любви духовной, или любви к Богу, он пришел в гнев и не мог оставить меня за сие без наказания». Из записок иеромонаха А. Б. «Одна женщина странница неотвязно была при отце Леониде в Тихоновой пустыни, и надоела всем нам пуще Сирофиникиссы: ее ласки, земные поклоны и разные гримасы казались, особенно мне, комедией и обманом. Я осмелился сказать батюшке, что не я один, все наши братия досадуют на эту безотвязную, и что ее, по ее же словам, выгоняли отовсюду, из всякой обители, что никакой старец выносить ее не мог. – «Правду ты говоришь?». Я это слышал от нее же. – «А если я ее отгоню, куда же она денется? И в ней душа; а душа человеческая в глубине своей таит много добра. Надобно только его отыскать». «Отец Леонид, чадолюбивый и премилосердый к кающимся, посвятивший себя на службу меньшим братиям своим, был непреклонен перед теми из мирских, которые свое богатство, силу или значительность поставляли наравне с законами церкви, и бесстрашно нарушая правила церковные, требовали у отцов духовных разрешения в явных грехах». «Один из помещиков, благодетельствовавший монастырю, и посещавший его хотя и не часто, жил в явной связи с крепостной своей женщиной до старости, хотя от первой законной жены имел уже детей взрослых и женатых. Наслышавшись о славном старце отце Леониде, многих принимавшем на исповедь, помещик через настоятеля сделал предложение отцу Леониду, что желает у него исповедаться. О. Леонид отказался к немалому оскорблению помещика, который начал просить и о. игумена и о. Макария быть его посредниками перед о. Леонидом. После вторичного прошения, старец нехотя согласился, сказав, что не отвечает за последствия. Помещик исповедался, и о. Леонидом не допущен до причащения Св. Таин. Можете себе представить стыд и посрамление барина, который свысока смотрел на всех, а теперь должен был смириться перед всем монастырем, яко оглашенный. К вящему его стыду сопровождавшая его замужняя дочь его готова была благодарить великого старца за такое решение. Еще раз барин покушался просить о. игумена и о. Макария о заступничестве; но те отказались и по совести, и зная непреклонность в таких делах о. Леонида. Что же произошло? Помещик, возвратившись домой, через месяц или менее разорвал многолетнюю связь со своей наложницей к общей радости всего своего семейства. Вероятно, старец в глубине души своей молился о заблудшем, и просил Господа о смягчении сердца духовного своего сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В связи с кончиной секретаря Общества А. П. Беляева профессор Дмитриевский был приглашён Советом занять его место. Он оставался секретарём ИППО с 1907 по 1917 год. В последние свои годы, когда научная жизнь Общества, по независящим ни от кого обстоятельствам, была сведена к минимуму, Дмитриевский продолжил работу над подготовкой критического исследования «Евхологиона» Гоара. В Русско-византийской комиссии АН СССР им было сделано в этой связи два доклада: «О неудовлетворительности издания текстов в «Евхологии» Гоара (1924) и «Византинист XVII века Яков Гоар» (1926). Третий доклад Дмитриевского в Русско-византийской комиссии (21 октября 1926 г. и 9 июня 1927 г.) назывался «Объяснения к «Уставу» Константина Порфирородного». Это были его последние, оставшиеся неопубликованными, научные выступления… Он умер 10 августа 1929 года. На основе собственных историко-литургических исследований и 23-летнего опыта преподавания исторической литургики Дмитриевский сумел воспитать целую школу литургистов, включая епископа Гавриила (Чепура), профессора протоиерея Василия Прилуцкого , профессора протоиерея Корнилия Кекелидзе (впоследствии академика АН Грузинской ССР), профессора Н. Н. Пальмова, А. З. Неселовского, В. И. Барвинка и др. К сожалению, его работы по истории Русской Палестины не нашли достойных продолжателей. Монография об архимандрите Леониде (Кавелине) публикуется нами по рукописи РНБ (ф. 253, в авторской версии, с модернизацией орфографии. Рукопись имеет лакуны, объясняемые характером её происхождения (глава, вынутая автором из большой книги и приспособленная им – не вполне последовательно – для отдельной публикации в виде реферата в Совете ИППО). Эти лакуны (практически обрывы текста в начале и конце автоцитаты из большой книги) отмечены нами в публикации. Научный аппарат рукописи сохранён в том виде, в каком он был приведён профессором А. А. Дмитриевским . Глава 1. Архимандрит Леонид, в мире Лев Александрович Кавелин, происходил из дворян Калужской губернии и родился 19 февраля 1821 года 26 в наследственном имении своего отца в деревне Гриве Возельского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010