Вечер провёл я дома в беседе с своим добрым хозяином. 5-го ч. раннюю литургию слушал я в домовой церкви, а в 9-ть часов пошёл в собор, где в этот день, т. е. по вторникам, еженедельно совершается перед литургией торжественный молебен с акафистом св. Великомученице Варваре при её святых мощах. На молебне канон и акафист читал сам Преосвященный Иоанн; богослужение продолжалось полтора часа, при многолюдном стечении народа. Затем началась литургия. После обедни посетила меня Московская Игуменья Антония и, между прочим, рассказывала мне о Преосвящ. Леониде, о его приезде из Ярославля в Москву в ноябре 1876 г., о том, что ему на станцию железной дороги не был выслан благовременно экипаж с Саввинского подворья, – что его немало огорчило; а ещё более огорчил его отказ Митрополита Иннокентия в дозволении ему совершать богослужение во время пребывания его в Москве, куда он приезжал на несколько дней для наблюдения за иконописными работами в храме Христа Спасителя, каковая обязанность, по Высочайшей воле, осталась за ним и по назначении его на Ярославскую кафедру. При этом Игуменья передала мне замечательный сон И.А. Брянчанинова, на руках коего, как известно, скончался в Ни- —768— 1878 г. коло-Бабаевском монастыре Преосвящ. Леонид. Брянчанинов видел во сне Святителя Митрофана Воронежского совершавшим литургию и молившимся о собрате, архиепископе Леониде. Вслед за Игуменьей были у меня сёстры Ольга и Надежда Александровны Раковичи, с коими я встретился и познакомился в воскресенье в покоях митрополита. Они доставили мне, для прочтения, письмо преосвящ. Леонида к А.Н. Муравьеву от 5-го августа 1868 г. Вот содержание этого интересного письма: „Кончилась малая вечерня великого праздника Преображения Господня; я из деревянного мирного храма перешёл тихими стопами в свою келью и остался в ней, в ожидании всенощного бдения, полный воспоминаний о дне 5-го августа 1867 года 3158 . Первой книгой, какая попала мне под руку, был духовный журнал, в котором помещены Ваши, возлюбленнейший А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Москва, где Вы служили синодальным ризничим (1850–1859 г.г.) и ректором и наставником духовной семинарии (1859–1861 г.г.) и ректором и профессором духовной академии (1861–1862 г.г., близ Москвы, в Сергиевской Лавре), и епископом Можайским (г. Можайск тоже был столицею удельного княжества, и известен во многих отношениях, и, между прочим, чудотворным образом Св. Николая Можайского), 2-м викарием московской митрополии, при знаменитейшем российском святителе XIX-ro века —92— Филарете Дроздове (в 1862–1866 г.г.), долгое время была столицею России (с 1328 по 1706, т. е. во время великих князей и царей), и пребыванием всероссийских митрополитов и патриархов (последн. с 1589 по 1700 г.), первопрестольная столица России, знаменитая во всех отношениях; здесь проведены, быть может, лучшие годы Вашей жизнедеятельности в пользу Церкви (об этом можно читать Ваши весьма трогательные, задушевные «воспоминания о покойном архиепископе ярославском Леониде Краснопевкове », изд. в Харькове, 1877 г…), науки (Ваши капитальные труды: «описание синодальной ризницы», «описание синодальной библиотеки», «Палеографические снимки с рукописей»…; здесь же как бы положено начало Ваших драгоценных изданий писем, мнений и отзывов митрополита московского Филарета, в 12-ти книгах…), да и вообще России и грешного рода человеческого (об этом сужу по Вашим «Воспоминаниям о покойном архиепископе Ярославском Леониде», и по другим книгам, подаренным Вами мне в 1885–1890 г.г. из С.-Петербурга и Твери…). Витебск и Полоцк, где Вы служили епископом более 8½ лет (1866–1874), были столицами удельных княжеств и святителей белорусских с древних времен до настоящего времени: здесь Вы весьма много делали для церкви, особенно после бывших католических и униатских беспорядков (см. «Прощание преосвященного епископа Саввы с полоцкою паствою и вступление на Харьковскую епископскую кафедру», о. протоиерея И. Чижевского, Харьков, 1876 г.), принесши и часть мощей из Киева, из Печерской Лавры, Св. Евфросинии, княжны Полоцкой (см. брошюру, специально посвященную этому предмету, напечатанную в Витебске, 1873 г.)…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

Ввиду сего, я решился составленные мною «Воспоминания» о преосвященном архиепископе Леониде издать в печать. И если чтение этой книги доставит кому-либо духовное утешение, а может быть, и назидание, то цель моя вполне будет достигнута и труд вознагражден. Епископ Савва Июля 5 дня 1877г. Г. Харьков. Высокопреосвященный Леонид, в мире Лев Васильевич Краснопевков, родился 16 февраля 1817 г., в Петербурге. Отец его, Василий Васильевич Краснопевков, занимал почетную должность товарища герольдмейстера и имел собственный дом на Васильевском острове, в 12-й линии, близ большого проспекта. Мать его, Анна Ивановна, была урожденная Ломова, дворянка московской губернии. Семейство Краснопевковых состояло из двух сыновей и трех дочерей. Между ними Лев был старший. Когда Льву было два года, он сделался опасно болен. Благочестивая мать отправилась с больным ребенком в Сергиеву Пустынь, что близь Петербурга, и там, пред чудотворною иконою преп. Сергия, положив его, молила угодника Божия, или прекратить его жизнь, если она на зло обречена, или исцелить его и принять под свой покров. Преподобный внял молитвам юной, пламенно верующей души: младенец выздоровел. 1 Первоначальное образование свое Лев Васильевич получил сначала в английском, потом французском пансионе, где приобретено было им практическое знание новейших иностранных языков – французского, немецкого и английского. По воскресным и праздничным дням его водила к обедне на Псковское подворье, где обыкновенно жили очередные епархиальные архиереи и где он мог видеть торжественные архиерейские служения, его крестная мать и благодетельница, благочестивая вдова 2 . В эти же дни родители его вывозили в вечерние собрания, где он мог знакомиться с лучшим столичным обществом, брали в театр, на гулянья; но везде он чувствовал себя, как писал он сам о себе в своих воспоминаниях о генерале Слепцове 3 , как-то одиноко. Более удовольствия доставляли ему уединенные прогулки с его родителем по глухим улицам Васильевского острова, или семейные поездки в Сергиеву Пустынь. Любимым домашним занятием его в летах отрочества было – чтение миниатюрных английских книжек и рыцарских романов, рисование ландшафтов и боевых коней.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Высокопреосвященный Леонид, Архиепископ Ярославский и Ростовский, в мире Лев Васильевский, сын товарища Герольдмейстера, род 16 февраля 1817 года. В августе 1829 года на тринадцатом году своей жизни помещён был родителями в Горный кадетский корпус. В 1832 г. Краснопевков оставив горный корпус и, после домашнего приготовления поступил юнкером в Балтийский флот. В феврале 1836 года Краснопевков зачислен в 14-й флотский экипаж. В это время он познакомился (по свидетельству П.А. Брянчанинова в 1831 году) с Архимандритом Игнатием Брянчаниновым , бывшим в то время Настоятелем Сергиевой пустыни близ Петербурга. Архимандрит Игнатий познакомил его с жизнью монашеской и утвердил в решимости принять монашество. В 1840 году Краснопевков поступил в Москвскую Духовную Академию, причем Филарет, Митрополит Московский, писал от 30 июня того же года Наместнику Лавры Архимандриту Антонию: В Академию поступает чиновник из дворян Краснопевков. Это не то, что некоторые бывшие пред сим. Примите его со вниманием и дайте ему право узнать обитель и монашество. По окончании Академии лейтенант Краснопевков поступил преподавателем гражд. истории в Вифанскую семинарию и в сентябре 1845 года принял монашество, с именем Леонида. С апреля 1848 года по ноябрь 1849 года иеромонах Леонид состоял боккалавром Московской Духовной Академии по классу патристики помощником библиотекаря. В ноябре 1849 года назначен был Ректором Ливанской духовной семинарии, в 1853 году Ректором Московской духовной семинарии. В марте 1859 г. Архимандрит Леонид был избран Св. Синодом и Высочайше утвержден во Епископа Дмитровского; в мае 1870 года назначен Архиепископом Ярославским; скончался 15 декабря 1876 года в Николо-Бабаевском монастыре Костромской Епархии (о Высокопреосвященнейшем Леониде подробно можно читать в интересной книге Высокопреосвященного Саввы: «Воспоминание о Высокопреосвященном Леониде, Архиепископе Ярославском и Ростовском. Харьков. 1877 г.). В Николо-Бабаевской монастырь Архиепископ Леонид приехал 13 декабря, и в церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

казначея телеграмму следующего содержания: «Обозревая епархию, высокопреосвященный Леонид сегодня (15-го числа) скончался в Бабаевском монастыре, Костромской губернии. Игумен Иосиф...» Как громом меня поразила эта горькая и неожиданная весть... Я не хотел, я боялся верить этому поразительно-горестному известию, и пока не получил подтверждения о действительности этого рокового события, я не решался приступить к совершению заупокойной литургии о новопреставленном рабе Божием, преосвященнейшем архиепископе Леониде. Не постигая, каким образом ярославский архипастырь мог в зимнее, холодное время решиться на обозрение сельских церквей, как он очутился в пределах чужой епархии и там встретил внезапную смерть, я поспешил обратиться за разъяснением этих недоумений к своим знакомым в Москве и Ярославле. В Москву писал я, 19-го ч., к преосв. Игнатию, еп. Можайскому: но он предварил меня, написавши мне от того же, 19-го числа. И вот чтò сообщил мне: «Кончина ярославского владыки была мирная, и, можно сказать, блаженная. Почувствовав во время ранней литургии в Бабаевском монастыре спазмы в груди, поспешил в келию и чрез 50 минут отыде ко Господу, успев принять таинства покаяния и причащения. По причащении, едва только, по чину церковному, вкусил антидора и теплоты, как все кончилось. По причащении громко и с чувством произнес: Слава Тебе Боже... Тебе Боже, и прочитал прежде: верую Господи. Заметили, что за обедней молился с особым чувством. Предшествующий день – утро обозревал сельские церкви своей епархии, возвратился к обеду в Бабаевский монастырь, – очень был оживлен, весел и до полночи беседовал с настоятелем и генералом Брянчаниновым, братом покойного преосв. Игнатия, потом долго стоял на молитве и всю ночь не мог уснуть... В последние годы московской жизни я всегда дивился его крепости и здоровью: так много он выносил, и не было заметно утомления. 30-го ноября я провел вместе с ним все утро, после ранней литургии в Чудове, в прежнем вашем помещении, у архимандрита Иосифа, синодального ризничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Этим событием и заключился для меня первый год моего пребывания на Харьковской кафедре. 32 Напечатана в книге: Речи, говоренные в разное время Саввою, Архиепископом Тверским и Кашинским (Тверь, 1892.), стр. 42–44. 43 По книге Ю. В. Толстого, Списки архиереев иерархии Всероссийской (СПб. 1896), стр. 63 435) – сын священника. 46 Доброхотова, † на покое в Москве 23 Апреля 1900 г.; о его отзыве см. том IV Хроники, стр. 739–741. 65 Модест Андреевич, председатель департамента законов Государственного Совета, впоследствии граф. 70 Впоследствии настоятель Московского Единоверческого Никольского монастыря, † 27 Апреля 1895 г. См. о нём том IV Хроники по указателю. 72 † 5 Марта 1878 г., см. в Церк. Вестнике 1901 г. 33, стр. 1069, характеристику его лекций, сделанную Болотовым. 85 † 7 сентября 1885 г. См. о ней в книге Преосв. Саввы, Воспоминания о Преосв. Леониде (Харьков, 1877), стр. 34. 86 См. о сем том IV Хроники, стр. 765–772, а также в упоминаемой выше книге Преосв. Саввы Воспоминания о Преосв. Леониде, стр. 253–271. 92 Напечатаны в Прав. Обозрении 1878 г. тома I–III, 1879 г. том III, 1880 г. том III и 1881 г. том I и III. 104 Михаилу Никифоровичу, известному публицисту, редактору-издателю Русского Вестника и Московских Ведомостей, † 20 Июля 1887 г. 109 По выезде Преосв. Саввы из Москвы, преосвящ. Леонид писал от 31-го янв. в СПб. к преосвящ. Митрополиту Иннокентию: «8-го числа (янв.) трапезовали у меня преосвящ. Викторин и Иоанникий (Нижегородский). Были ко мне милостивы, но беседы епископской не удостоили: разговор был пущен в общие места, за то усладил меня и всех преосвящ. Савва, насквозь проникнутый великим служением архиерейским. Почти в каждый из 10-ти дней, проведённых им в Москве, я виделся с ним. Два раза он у меня обедал... Князь Владимир Андреевич, графиня Анна Георгиевна, И. А. Кононов, мои родные, угощали его и всюду меня за ним влачили, и везде с приятностью и пользою, ибо он охотно говорит о крае, где действовал, и действованиях своих, без надмения и без жеманства, правдиво и наглядно. – Особенно обильно было его слово в (моём) тесном родственном кружку у сестёр моих младших. Навестил он и старшую, в монастыре, где славянское училище привело его в восхищение оригинальностью, развитостью детей, соединенною с простотою, в других училищах уже утраченною. – Отрадно было видеть то впечатление, которое производил на всех этот достойнейший истинный иерарх» …

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Николай Семенович Волков, бывший совоспитанник мой по академии 963 , а теперь помещик Симбирской губернии. Он очень близок был к покойному преосвященному Леониду; поэтому я счел нужным подарить ему свою книгу: «Воспоминания о преосвященном Леониде», в уверенности, что это будет для него приятный дар; он же в свою очередь обещал доставить мне свои воспоминания о преосвящ. Леониде, но обещания своего не исполнил. Вл. Павл. Мордвинов, вице-директор канцелярии Св. Синода. Он рассказывал, между прочим, о своих впечатлениях вынесенных им из посещения Рима в 1873 г. Плодом этого путешествия в Рим была изданная в 1875 г. книга, под заглавием: «Путеводитель православных поклонников по городу Риму и его окрестностям». 19 ч. В 3-м часу пополуночи я разбужен был синодским курьером, привезшим от Обер-Прокурора повестку с извещением о приглашении к Высочайшему обеденному столу в Грановитой Палате, к 6½ часам пополудни. В 9-м часу приехал ко мне преосвященный Владимирский Феогност и просидел до половины 12-го. Много беседовали мы с ним о разных церковных делах; между прочим, он рассказывал о причине перемещения в Тверь Экзарха Грузии, архиепископа Евсевия (похищение у него известною особою 30,000 рублей); и о епископе Иоанне Алеутском. О последнем сказывал, что он, во время пребывания в Сан-Франциско, просил у Синода разрешения иметь в своем доме женскую прислугу, по причине крайней дорговизны прислуги мужской. От преосвященного Феогноста в первый раз узнал я о главном виновнике моего назначения на Полоцкую Епархию в 1866 г.: это – бывший Обер-Прокурор Св. Синода А. П. Ахматов. Он указал на меня Высокопреосвященному Митрополиту Исидору, как на кандидата наиболе-де пригодного для этой кафедры, и это сделал он, конечно, с дрбрым намерением. В 5 часов был я у К. П. Побдоносцева: поднес ему экземпляр вновь изданного мною Указателя Моск. Патриаршей Ризницы и вручил ему еще два экземпляра для поднесения Государю и Государыне. Затем был у Новгородского Владыки Исидора и поднес ему икону Тверских Чудотворцев, и экземпляр Указателя: тот и другой дар приняты благосклонно. При этом высокопреосвященный повторил мне свое намерение мимоездом из Москвы остановиться в Вышневолоцком женском монастыре и совершить там литургию, для чего он испрашивал у меня, на основании Церковных Канонов разрешения. Я не только изъявил на это согласие, но и просил у Его Высокопреосвященства соизволения сопутствовать ему туда; он не соизволил на это, сказав, что игумения будет затруднена в приеме гостя в присутствии своего епархиального архиерея. Резонно…

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Макарием некролог старца Льва. В 1876 г. было издано жизнеописание Л., подготовленное о. Климентом (Зедергольмом) . По словам К. Н. Леонтьева , Л., «смиряясь пред епископом, все-таки, как мы видим, неизменно и бодро отстаивал свое призвание старца» и «при всей своей серьезности позволял себе иногда несколько юродствовать, смешить, представляться чудаком, притворяться гневным для наставления» ( Леонтьев. 1997. С. 45-46). Наиболее полное жизнеописание Л. составлено по решению собора старшей братии мон-ря (Журнал заседаний собора старшей братии Козельской Введенской Оптиной пуст. и мат-лы к ним, 1913-1918//РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26. Л. 35) архим. Агапитом (Беловидовым). В 1917 г. в Шамординской типографии была издана его кн. «Первый великий старец оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев)». В 1994 г. вышло репринтное переиздание - «Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)», подготовленное Оптиной пуст. в сер. «Преподобные оптинские старцы». Предварительную, собирательскую работу над жизнеописанием старца отражают многочисленные рукописи из архива Оптиной пуст.: Список материалов для составления жизнеописания иеросхим. Леонида (Льва) (Наголкина)//РГБ. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 9; Различные записи о старцах Оптиной пуст.//Там же. К. 50. Ед. хр. 4; Амвросий Гренков (?) . Записка о иеросхим. Леониде (Льве) (Наголкине). Отрывок. Доп. мат-л к жизнеописанию старца Леонида//Там же. К. 49. Ед. хр. 1; Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Льва (Леонида Наголкина) и др. гг.]//Там же. К. 74. Ед. хр. 24. Полное жизнеописание старца содержится в рукописи «Первый великий старец Оптинский иером. Леонид (в схиме Лев)» - книга, подгот. ко 2-му изд., испр. и значительно доп. гг.]//Там же. К. 52. Ед. хр. 2. Важными источниками, добавляющими новые штрихи к характеристике Л., являются воспоминания его учеников: Записки иером. Антония, дополнения к жизнеописанию иеромонаха Леонида (Льва) (Наголкина). Копия. гг.]//Там же. К. 49. Ед. хр. 5; Рассказ об оптинских старцах Леониде (Наголкине), Макарии (Иванове), Амвросии (Гренкове): Из восп.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Ф. 213. К. 55. Ед. 4. Л. 103. Письмо к Леониде (Фризель) от 27 апреля 1882 г.). 11 См. письмо преп. Амвросия Оптинского к монахине Леониде (Фризель), казначее Спасо-Влахернского монастыря Московской епархии от 7 ноября 1879 года: «Пишешь, что тебе попалась в руки рукопись, где указывается простой способ, как проходить молитву Иисусову устную, умную и сердечную... Когда напишется рукопись, пришли мне ее. Хотя и стыдно мне читать такие вещи, потому что нахожусь во всегдашней и беспрестанной молве и развлечении с людьми, но для самоукорения и сведения полезно почитать эту рукопись» (ОР РГБ, ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4, лл. 82–92 об., 103–104). 13 См.: Дневниковые заметки во время путешествия по святым местам Востока Саровской пустыни иеромонаха Паисия, а ныне настоятеля игумена Паисия Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря Казанской губернии Козмодемьяновского уезда. Казань, 1881. С. 144. 18 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Рассказ 2. Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1991. С. 49. Тот же набор авторов иером. Арсений приводит и в своей «Памяти о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов» (Символ. 32. С. 283). 38 См.: «Первое наставление в изречении Апостола о молитве есть то, что он поставляет дело молитвы прежде всего: «Молю прежде всех творити молитвы». Много дел благих, которых требует от Христианина Христианство , и которые оно в нем совершает, но дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершиться никакое другое дело благое. Найти и самим делом пройти путь Господень, уразуметь истину, увидеть жизнь или, иначе сказать, покаянием распять плоть со страстями и похотями, чтобы очистить себя от всякой скверны плоти и духа, посредством веры воскреснуть и просветиться в сердце светом Христовым, наконец Божественною любовью быть вознесену к соединению с Божеством и к обожению посредством сего соединения – вот в немногих словах сокращение великих дел, которые должны совершиться в Христианине» (Свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010