Для ее уяснения надо держать в уме время и место действия. Время – XVI век. Век Реформации. Место действия – Польша. Та Польша, которая едва на сорвалась сама в протестантство. Реформация и католическая Контрреформация разворачивались на глазах польской окраины ( " Украины " ). Львов (тогдашнее его имя – Лемберг) был типичным европейским городом, а львовское братство – типичным бюргерским союзом (Это то, о чем у нас часто забывают: братства это не проявление духа так называемой соборности; они создавалось по образцу западноевропейских бюргерских городских объединений). И, как это свойственно бюргерским союзам 16 века, братства не избежали искушения пореформировать Церковь. Например, луцкое братство явно склонялось к протестантским акцентам на " всеобщее священство мирян " : " Несть духовный ни людин, но вси есмы едино во Христе Иисусе " . Глава же Львовского братства князь Острожский писал, что нужна реформа церковной жизни, включая «таинства и другие человеческие изобретения» («поправить некоторых речей в церквах наших, а звлаща около сакраменту и иншых вымыслов людских») . Исследователи же характеризуют взгляды князя Острожского как экуменические (у Острожского даже был свой проект унии) . Контакты братчиков с протестантами известны. Но важны не столько действительные протестантские симпатии и планы братчиков, сколько то, как они воспринимались епископатом. А с этой тоски зрения братчики казались протестантствующими . Себя же братчики считали полномочными толкователями канонов. Интересно, что если церковная власть на Западе не разрешала мирянам читать Библию, то в Западной Руси Виленский собор 1509 года запретил мирянам чтение Кормчей книги – то есть сборника канонических правил . Безобразий в церковной жизни было много. Братчики считали, что если они возьмут контроль над церковной жизнью, то она улучшится. Вот описание тех событий известнейшим украинским историком (причем настроенным антикатолически): " Братчики следили за чтением и жизнью своих членов, делали им указания… Когда братчики предложили этот новый устав на утверждение антиохийскому патриарху Иоакиму, патриарх, насмотревшись перед тем на беспорядки в украинской церкви, был чрезвычайно обрадован таким высоким настроением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Волынская губерния Петр Николаевич Бобровник. Родился в 1864 г. в крестьянской семье среднего достатка, Новоградволынского уезда. Окончил двухклассное училище, занимался земледелием. Служил волостным судьей. Беспартийный. Пётр Лукьянович Вознюк–Базелюк. Крестьянин Житомирского уезда; родился в 1864 году; малограмотный. Занимается земледелием, 5 лет был на военной службе. Уполномоченный сельского схода села Сколобова для участия в комиссии по «увеличению крестьянск. землепользования». Внепартийный, прогрессивного направления. Авксентий Григорьевич Гренюк, крестьянин Старо–Константиновского уез., родился в 1871 году. В течение 7 лет служил в 4-й конной артиллерийской батарее пограничной стражи, в последние годы – вахмистром. Принимал участие в китайской и русско– японской войнах, за первую имеет ордена святого Георгия 4-й и 3-й степени, за последнюю представлен к ордену св. Георгия 2-й ст. (золотому). Участвовал в 18 сражениях. Вернулся с театра военных действий только 22 февраля 1906 года. Пользуется общим уважением и любовью крестьян, выбран единогласно. Внепартийный. Трофим Назарович Лапотюк. Крестьянин Овручского уез., 36 лет, малоросс. Грамотный. Занимается земледелием. Служил волостным судьей и сельским старостой. Внепартийный. Прокофий Павлович Марчук, крестьянин, Старо-Константиновского уез., родился в 1872 году. Окончил народное училище, выдержал экзамен на звание псаломщика, 5 лет был учителем. С 1903 по 1906 г. состоял распорядителем волостного банка. Занимается земледелием. Внепартийный. Павел Исидорович Погребнюк, крестьянин Острожского уезда, 41 года, малоросс. Окончил народное училище, занимается земледелием. Внепартийный. Иосиф Альфредович Потоцкий, граф, сын бывшего наместника Галиции. Родился в 1862 году. Среднее образование получил в Лемберге, высшее в Вене, где окончил университет по юридическому факультету. Служил 3 года в министерстве внутренних дел в Австрии, был помощником государственного комиссара в Львовском сейме. Русское подданство принял на основе повеления Императора Александра III в 1887 году. Почетный председатель сельскохозяйственного общества в Ст.Константинове. Принадлежит к территориальной группе депутатов от С. З. и Ю. З. края. Читать далее Источник: Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. - Москва : Возрождение, 1906. - 110, с.: портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

Сведения о ней помещены под 27 ноября. 5 марта Икона «Воспитание» На иконе, именуемой «Воспитание», Богоматерь изображается с Предвечным Младенцем, сидящим на Ее левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пречистой Девы. Один из списков с этой иконы Божией Матери, прославившийся по всей России своими чудотворениями, ныне находится в московском Казанском соборе. 6 марта Ченстоховская икона На Ясной горе, близ города Ченстохова Петроковской губернии, есть Ченстоховский католический монастырь, в котором хранится древний чудотворный образ Пресвятой Девы, известный под именем Ченстоховского. Есть мнение, что св. евангелист Лука написал всего до 70-ти икон Богоматери. Нам нет необходимости сейчас разбираться в том, насколько это мнение справедливо. Для нас важно то, что предание действительно приписывает написание Ченстоховской иконы Пресвятой Девы, празднование которой совершается ныне, именно св. евангелисту Луке. Оно даже указывает на Иерусалим, как на место написания этого образа, и частнее еще указывает на так называемую в Иерусалиме Сионскую горницу, в которой Господь наш Иисус Христос совершил Тайную Вечерю накануне Своих крестных страданий и смерти и в которой сошел Дух Святой на апостолов. В 66—67 годах, когда на Иудею напали римские войска под предводительством полководцев Веспасиана и Тита, желавших совершенно уничтожить политическую самостоятельность Иудеи, христиане, опасаясь разрушения Иерусалима, удалились из него заблаговременно в местечко Пеллу, лежавшее между горами. Туда же они перенесли и Ченстоховский образ Божией Матери и сохраняли его вместе с другими святынями в пещерах. В 326 году из Константинополя прибыла в Иерусалим св. царица Елена для поклонения святым местам. Там она обрела животворящий Крест Христов и там же получила в дар от верующих упомянутую икону Пресвятой Девы. Она привезла с собой образ в Царьград и поставила в дворцовой часовне. В Константинополе эта икона хранилась около пяти веков. Перебывав затем в Галиче, Болгарии, Моравии и Чехии, она, наконец, была перенесена в Россию. Перенес ее к нам русский князь Лев, известный основатель города Львова, или Лемберга. Он поставил ее в Белзском замке под ведением православного греческого духовенства, где она и просияла многими чудотворениями.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

На юго-западе России обстоятельства несколько расположились в пользу латинства. В 1214 г. Галич снова подвергся владычеству венгров и король венгерский Андрей в том же году писал к папе: “Да ведает ваше святейшество, что бояре и народ галицкие, нам подвластные, униженно просили нас дать им в царя сына нашего Коломана, обещаясь пребыть навсегда в повиновении святой Церкви Римской, с тем только условием, чтобы им позволено было не отступать от своих церковных обрядов. Но дабы столь благоприятное для нас и для вас намерение галичан со временем не изменилось, а это может случиться от многих причин, просим ваше святейшество немедленно прислать к нам посла от ребра вашего и повелеть Гранскому архиепископу: пусть он, облеченный апостольскою властию, венчает им на царство сына нашего и примет от него священную клятву на всегдашнее повиновение святой Римской Церкви” 2030 . Едва только вслед за тем Гранский архиепископ венчал Коломана, в Галич прибыли латинские священники, а православный епископ и священники были изгнаны из города; латинцы начали принуждать народ к принятию их веры и обращать церкви в костелы 2031 . Доблестный князь новгородский Мстислав подал руку помощи своим единоверцам, изгнал (1220) венгров из Галича и восстановил там права православной Церкви, но имел неосторожность выдать дочь свою за другого сына короля венгерского Андрея, назначив в приданое ей область Галицкую, кроме Понизья. По смерти Мстислава (1228) король венгерский присвоил себе и Понизье, а около 1230 г. папа учредил в Галиче латинскую архиепископию, которую с 1232 г. помышлял перевести в Львов или Лемберг 2032 . В 1227 г., после того как псковитяне заключили мир с ливонскими рыцарями при посредстве папского легата в Ливонии – Моденского епископа, папа Гонорий III писал ко всем русским князьям: “Радуемся о Господе, услышав, что ваши послы, приходившие к достопочтенному брату нашему, Моденскому епископу, легату апостольского престола, униженно просили его посетить лично ваши страны, потому что вы готовы принять здравое учение и совершенно отречься от всех заблуждений, которым подверглись по недостатку наставников и за которые Господь в гневе Своем так часто поражал вас различными бедствиями и поразит еще более, если не возвратитесь на путь истинный...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Свидетельство об этом из рукописи перемышльского епископ. архива приведено у того же Гарасевича. Annal. eccl. Ruth. Р. 51 Зубрицкий. Летопись львовского ставропигиального братства, под 1453 и 1463 г. Думают, что львовское братство существовало еще в 1439 г., и ссылаются на грамоту короля Казимира IV 1439 г., которая хотя не сохранилась в подлиннике, но упоминается в описи дел Лембергского архива за 1601 г. и в описи книг 1579 г. (Флеров. О правосл. церковных братствах. С. 8. СПб., 1857 Но в 1439 г. Казимир IV еще не был королем, он сделался королем польским только в 1447 г. и до того времени не мог дать грамоты братству, существовавшему в Галиции. Не показан ли в означенных описях 1439 г. по описке вместо 1459 или даже 1469 г., когда действительно королем Казимиром дана была львовскому братству грамота? Об Онуфриевском монастыре см. нашей «Истор. Р. Церкви» 4. 170 А о подчинении Униевского монастыря непосредственно митрополиту — А. З. Р. 3. 14 О братчиках в древней России и складчинных пирах см. Соловьева Истор. России. 7. 142–143 Члены кушнерского братства, испрашивая себе в 1538 г. у короля Сигизмунда I утвердительную грамоту, говорили, что они «того братства своего уже от осмидесять лет свободне и добровольне вживают», следовательно с 1458 г., и что потом братство их размножилось, справило себе в Вильне особый братский дом и написало в руководство «артикулы», или устав, который и хранится всегда в братском доме (Собр. грамот Вильны, Ковна. 2. 17 Акт. Южной и Зап. России. 1. 102 П. собр. р. лет. 6. 167 Дубович называет митрополита Григория «ученым» и говорит: «Мы имеем в рукописных сборниках некоторые его казанья (проповеди) на праздники» (Hierarchia. S. 181 О Григории Цамвлаке и его проповедях Дубович говорит прежде и не смешивает этих двух Григориев (s. 179). В послании, или грамоте, вел. кн. Ивана III в Новгород — очевидный пропуск. Сказав, что Григорий присылал в Цареград просить себе благословения и утверждения и что патриарх Симеон не дал ему благословения, но вовсе не упомянув, что преемник Симеона Дионисий дал Григорию свое благословение и даже отправил на Русь своего посла с грамотою о Григории, Иван Васильевич внезапно говорит, что он уже приказал не впускать в свою землю посла патриаршего и Григориева, и дает знать Новгородскому владыке, чтобы и там послов этих не принимали и грамоте патриаршей не верили (А. э. 1. 80 А что этот посол и эта грамота были от патриарха Дионисия, об этом свидетельствовала самая грамота, которая была еще цела даже в XVIII в. и которою, по словам униатских писателей, тогдашняя Русь в Литовской митрополии «совершенно успокоилась» (Dubowicz. Hierarhia. S. 182 Kulesz. Wiara prawos³awna. S. 174. Wiln., 1704 Stebelsk. Chronolog. S. 49

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

15 августа, в день храмового праздника обители, бывает в ней великое стечение народа для поклонения чудотворной Далматской иконе. День Ченстоховской иконы Богоматери 6 (19) марта По сказанию предания, эта икона написана ев. Лукою в Иерусалиме. В Константинополь она принесена царицей Еленой, когда она ходила в Иерусалим для поклонения св. местам и обрела Крест Христов в 326 году 6 марта. Из Константинополя в Россию эта святая икона принесена русским великим князем – основателем Львова (Лемберга) Львом, который с великою честью препроводил ее в свое отечество и поставил в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Здсь она просияла многими чудотворениями. Впоследствии, по покорении Юго-Западной России оружию польскому, сия чудотворная икона досталась тогдашнему правителю царства Польского Владиславу, князю Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Белз. Владислав приказал вынести сию святыню из церкви и поставить на городской стене. Татары, стрелявшие в замок, иопали стрелою и в чудотворный образ. Из язвины истекла кровь и видна на иконе доселе. В то же время спустилась на них некая вредоносная мгла, от которой татары начали умирать в чрезвычайном множестве. Это побудило их оставить осаду замка и удалиться в свои области. По отшествии татар Владислав в сонном видении услышал глас, повелевавший ему перенести чудотворный образ из замка на Ясную гору Ченстоховскую. На Ясной горе (называющейся иначе горою свидения), получившей такое название от чудес Богоматери, соорудив монастырь, Владислав в 1352 году перенес в него сию чудотворную икону, отдав ее на хранение западным монахам ордена Паулинского. Через несколько лет обитель сия испытала нападения гуситов, которые, лишив ее всех сокровищ, хотели похитить и сей образ Богоматери. Он был уже вынесен из церкви и поставлен в приготовленный для него возок; но невидимая сила удерживала лошадей, так что они не могли тронуться с места. Это обстоятельство привело гуситов в ярость, и один из них, схватив образ Богоматери, в бешенстве бросил его на землю, другой ударил мечом в лице. Но дерзкие в то же время испытали на себе кару Божию 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

е. уже по выезде из Белой-Криницы, почему поездку Геронтия в Москву за церковными вещами можно было объявить вполне законною, а о паспорте, на какое звание он выправлен, отозваться полным неведением. В ответе именно говорилось: „Настоятель поехал в Россию действительно для покупки потребных монастырю вещей из церковной утвари, о чем уже прежде монастырь подавал прошение высокому правительству, чтобы не оплачивать их пошлиной, на что и решение получено, а не для какого-либо духовного действования, и ездил при мне один только раз; под каким же званием он взял паспорт в Лемберге, мне не известно, ибо он из Лемберга в монастырь не возвращался“. Наконец, отрицательно же, и с некоторою справедливостию, ответил Амвросий на остальные три (7–9) вопроса: „от монастыря эмиссары в Россию отнюдь посылаемы не были; я никогда не расширял моей власти на Россию, никогда о том в Россию и не писал, а мое попечение было только о находящихся в Буковине староверческих обществах, я посвящал во священство жителей монастыря и избранных из староверческих обществ лиц, добродетелию и ревностию по благочестию от того же народа засвидетельствованных, но не в Россию и не подданных русских“. Этими последними словами составитель ответов вероятно хотел сказать, что если Амвросий и поставил епископа и священников не австрийским старообрядческим обществам, то все же не в Россию, а в Турцию и Молдавию, для России же действительно не был поставлен им никто. Вообще, ответить на девять вопросных пунктов, предложенных Амвросию австрийским министром внутренних дел, не представлялось особенной трудности в виду того, что Амвросий быль уполномочен действовать по-архиерейски в Белокриницком монастыре самим императорским австрийским правительством, – и ответы даны были с надлежащей твердостью и решительностью. Гораздо труднее было дать объяснения по обвинениям, предъявленным к Амвросию в патриаршем послании. Правда, патриарх Анфим, не обратив, к удивлению, никакого внимания в своем письме к Амвросию на самое главное из его преступных действий, указанное в послании российского Святейшего Синода, именно на то, что он вошел в общение с людьми, канонически отлученными от церкви собором 1667 года и „неблагословенный у неблагословенных священная действовать начал“, – сделав такое существенно важное опущение, патриарх этим самым значительно облегчил для Амвросия возможность отвечать на его письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Когда-то такая волна мирянского активизма уже разрушила церковную жизнь: именно активность братств способствовала уходу украинского епископата в унию. Да, у нас обычно говорят, что братства православие спасли. Но реальная их роль в становлении унии была сложнее. Львов (тогдашнее его имя — Лемберг) был типичным европейским городом, а львовское братство — типичным бюргерским союзом. И, как это свойственно бюргерским союзам 16 века, он не избежал искушения пореформировать Церковь. Глава Львовского братства князь Острожский прямо писал, что нужна реформа церковной жизни, включая «таинства и другие человеческие изобретения» . Вот описание тех событий известнейшим украинским историком (причем настроенным антикатолически): «Братчики следили за чтением и жизнью своих членов, делали им указания… Когда братчики предложили этот новый устав на утверждение антиохийскому патриарху Иоакиму, патриарх, насмотревшись перед тем на беспорядки в украинской церкви, был чрезвычайно обрадован таким высоким настроением. Он не только одобрил их намерения, но снабдил различными поручениями и правами, дотоле неслыханными: братчики должны были следить также и за духовенством, доносить о замеченных беспорядках епископу, а если бы епископ противился и не поступал по закону — то и ему они не должны повиноваться как врагу правды. Патриарх постановил также, чтобы все прочие братства повиновались Успенскому Львовскому. Это были чрезвычайно широкие права, коренным образом изменявшие все церковные порядки, и пожалованы они были братству без нужды и неосмотрительно, т. к. неизбежно должны были повлечь за собой недоразумения и столкновения с духовенством. Но так поступил не только Иоаким, а и константинопольский патриарх Иеремия, приехавший два года спустя (1588) и утвердивший эти распоряжения… Чрезвычайно широкие права по отношению к духовенству и епископам, сообщенные львовскому братству партиархами, было весьма опасным и ненужным подарком, так как вовлекали братство в совсем лишнюю борьбу с духовенством и много повлияли на то, что православные епископы начали искать себе защиты у католической иерархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

иеромонах Сергий. Появление его вывело меня из состояния одеревенения. А от быстрого взгляда моего остолбенел сей смиренный отец. Он одет был в длинный распашной кафтан с борами, узорчато обшитый черными шнурками спереди и сзади. Из-под сей верхней одежды выказывался черный подрясник с длинным рядом неметаллических пуговиц от верху до низу и черный пояс с висящими напереди концами. Длинные русые волосы покрывали его плечи и грудь. Небольшая борода опушала его невыразительное лицо. Признаков монашества, кроме черного цвета, никаких не было. Обменявшись взаимными приветствиями, мы начали беседовать по-латински. Оказалось, что в Лемберге издавна существует православная церковь для русинов и сербов военного звания и что буковинский епископ присылает в нее переменных иеромонахов для богослужения и дает им жалованье, назначенное от австрийского правительства. Я пожелал видеть ее, также осмотреть Осолинскую библиотеку и посетить униатского архиепископа и его семинарию. О. Сергий сказал мне, что он в этот день служит обедню и после службы проводит меня, куда угодно. Мне захотелось помолиться вместе с ним; и он обещался прислать за мною человека. В десять часов явился обещанный проводник и повел меня в Осолинское книгохранилище, в уголку которого помещена церковь . Входя в нее, я услышал родной язык, родное богослужение и чувствовал в себе тихий восторг. Отрадно было на чужбине помолиться Богу, как в отечестве. По окончании обедни осмотрена была мною вся церковь подробно. Она весьма мала и бедна, но и в ней раздаются и приемлются богатые дары Духа Святаго. К стенам ее приставлены деревянные, высокие седалища для богомольцев, по древнему обычаю восточному. Кое-где висят старые небольшие иконы. На одной из них, представляющей лик пророков, Давид написан с арфою в царском венце, Исаия – с пилою, Иезекиль – со свитком. Мысль изображать отдельно собор пророческий понравилась мне. Небольшой иконостас весьма древен, ветх и беден. Перстосложение благословляющей десницы на древнейших иконах греческого письма изображено точь-в-точь по нашему, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Надгробие папы Римского Климента XIII в базилике св. Петра в Ватикане. 1783-1792 гг. Скульптор А. Канова Надгробие папы Римского Климента XIII в базилике св. Петра в Ватикане. 1783-1792 гг. Скульптор А. Канова Управляя католич. Церковью, К. уделял особое внимание пастырской деятельности клириков и благочестию мирян. В своей 1-й энциклике «A quo die» от 14 сент. 1758 г. папа призвал епископов принимать в диоцезах меры по развитию апостольства и катехизации, а в энциклике от 17 сент. 1759 г. напоминал клиру о необходимости отказа от занятий коммерцией. Заботясь о развитии катехизации, папа указывал на необходимость следовать Римскому катехизису (энциклика от 11 июня 1761). Буллой «In Dominico argo» от 14 июня 1761 г. он призвал отдавать предпочтение Римскому катехизису в условиях разнообразия катехизической лит-ры. В сент. 1760 г. им были утверждены новые правила для приходских катехизаторов в рим. приходах. Возвел в кардинальское достоинство 52 чел., в т. ч. Лоренцо Ганганелли (впосл. папа Римский Климент XIV ). Утвердил уставы ун-тов в Лемберге (Львов) и Кальяри, даровал новые привилегии ун-ту Сапиенца в Риме. Для борьбы с распространением идей Просвещения, а также взглядов, противоречащих католическому вероучению, в понтификат К. были осуждены и внесены в Индекс запрещенных книг сочинения «Об уме» К. Гельвеция, «Эмиль, или О воспитании» Ж. Ж. Руссо , «Энциклопедия» Ж. Д " Аламбера и Д. Дидро и др. 27 февр. 1764 г. в Индекс запрещенных книг было включено соч. «О положении Церкви и легитимной власти Римского понтифика» (De statu Ecclesiae et legitima potestate Romani pontificis), изданное в сент. 1763 г. еп. Иоганном Николаусом фон Гонтгеймом (под псевдонимом Феброний Тревский). В этом сочинении, ставшем программным трудом фебронианства , было предложено систематическое изложение идей соборного устройства Церкви, в которой власть Римского епископа была бы ограничена Вселенским Собором, и национальной церковности, т. е. автономии национальных Церквей; по отношению к епископам этих Церквей Римский епископ рассматривался бы как первый среди равных (primus inter pares). В марте 1764 г. папа направил бреве нем. епископам, призывая их пресечь распространение этого сочинения, но мн. епископы и клирики сочувственно отнеслись к идеям Феброния, а светские власти отказывались выполнять предписания папской цензуры. Впосл. идеи Феброния повлияли на выработанную имп. Иосифом II церковно-государственную политику, известную под наименованием иозефинизма . Энцикликой «Christianae reipublicae salus» от 25 нояб. 1766 г. папа осудил философские идеи просветителей в целом.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010