Для чего по окончании Литургии целуют крест? Целованием креста мы выражаем свою любовь и благодарность к орудию той спасительной жертвы, которая как бы повторялась за Литургией. Нельзя ли сказать о значении затворения Царских врат и закрытия их завесою по окончании Литургии? Можно. Это напоминает следующее: что наступит некогда такое время, то есть день суда и воздаяния, когда навсегда заключатся врата царствия Христова, окончится милосердие Божие к грешникам и уже не будет жертв для очищения их грехов, не будет помогать им тогда и раскаяние. Что нужно сказать о Литургии, совершаемой архиерейским служением? Литургия, совершаемая архиереем, имеет некоторые особенности. Так, например, архиерей облачается среди храма, на архиерейском амвоне или кафедре, и там стоит до малого входа; на великом входе не выходит из алтаря, а в Царских вратах принимает Дары; осеняет не раз народ дикирием и трикирием. Литургии святых Василия Великого , Григория Двоеслова , Иоанна Златоуста Какая из Литургий – Василия Великого, Григория Двоеслова или Иоанна Златоуста – совершается чаще в продолжение года? Литургия святого Иоанна Златоуста. Часто ли совершаются Литургии Василия Великого и Григория Двоеслова? Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: в Новый год – в день его памяти, в два Сочельника: Рождественский и Крещенский, в пять воскресных дней Великого поста, кроме Вербного, и на Страстной неделе в четверг и субботу. Литургия Григория Двоеслова совершается в среды и пятки Великого поста, в четверг на пятой неделе и на Страстной неделе в понедельник, вторник и среду и в другие дни поста, по надобности, вместо часов. В чем состоит отличие Литургии Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста? Литургия Василия Великого совершается точно так же, как и Литургия Златоустова; отличается от нее только тем, что молитвы, читаемые священником при совершении Таинства во время ее, пространнее, а потому и пение бывает продолжительнее. Еще. Вместо «Достойно есть» поется особая песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», а в Великий четверг вместо «Иже Херувимы» поется: «Вечери Твоея тайныя»; в Великую субботу: «Да молчит всякая плоть человеча».

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Благодарность — это переориентация внутренней жизни, которая меняет всё. Почему благодарность так важна? Потому что она нас связывает с источником наших даров или благ. Инокиня Васса в своей передаче «Кофе с сестрой Вассой» рассказывает о благодарении Богу, как о важном аспекте Евхаристии. Здравствуйте. Меня зовут сестра Васса, и я как раз пью кофе перед выходом на работу здесь, в Вене, в Австрии. Если вы следите за нашей программой, вы знаете, что у нас некоторые неприятности с двумя экс-сотрудниками нашей программы, с бездомными словацкими уличными музыкантами, Пепиком и Папиком, которые на прошлой неделе нас покинули, украв кофеварку, которую мы уже заменили, да ещё несколько других предметов. Мы решили не сообщать о них в полицию, но к сожалению они ведут переговоры с папарацци и продолжают чинить неприятности, предлагая интервью СМИ о своей работе здесь, на программе «Кофе с с. Вассой». Я не знаю, правда ли это, но я даже слышала, что они ведут переговоры с «Colbert Report» (широко-популярная американская программа), планируя дать интервью с Стивену Колберу. Стивен, Стивен … После того как я неоднократно отказывалась от твоих приглашений … Неужели ты собираешься говорить с ними? Ну, Бог с ними, вернёмся к нашей сегодняшней программе. На этой неделе в Соединенных Штатах наши американские зрители отметят День благодарения (в четверг на этой неделе). Наши канадские зрители отметили этот праздник в октябре — им важно оригинальничать. Канада! Итак, мы поговорим сегодня о «благодарении», хотя я понимаю, что программа у нас интернациональная, и переводится на несметное количество языков. Однако, поскольку слово «Евхаристия» означает «благодарение», а Евхаристия актуальна и интересует всех наших зрителей, сегодня мы поговорим о том, что христиане Византийского обряда называют «Божественной литургией», и то, что католики называют «Мессой», — т.е. об Евхаристии. Ведь мы все ходим в церковь на это богослужение, но иногда, возможно, теряем из виду то, чем мы там на самом деле занимаемся, за что именно мы благодарим Бога, и о чём, собственно, говорят богослужебные тексты. По разным причинам нам бывает трудно сосредоточиться на том, о чём говорит Литургия, либо потому, что мы мало чего знаем о Литургии, и мы просто не понимаем ее, или же мы отвлекаемся на другие вещи, которыми мы занимаемся в храме, или ещё потому, что молитвы на наших приходах священником читаются тихо, так что мы просто никогда их не слышим. Так давайте попробуем сегодня переориентироваться, выбрав несколько текстов из византийской Литургии (святого Иоанна Златоуста), потому что на самом деле нам возможно сосредоточиться, и мы можем кое-что понять, если мы действительно этого хотим.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

После сего, когда Толпегин явился в августе к Его Высокопреосвященству, Владыка велел ему подать прошение о посвящении в диаконский сан, здесь же в нашем селе приготовил ему дьяконское место, переведши отсюда диакона прежнего на другое место. А так как Толпегин состоял на воинской повинности, то Высокопреосвященнейший Владыка вошел в Свят. Синод с ходатайством о разрешении посвятить его в диакона, какое и было получено в марте 1891 г. и Толпегин тотчас же был посвящен в диакона к нашей церкви. К церковному богослужению большинство прихожан усердны, особенно к богослужению торжественному, отправляемому в великие праздники, в которые церковь бывает переполнена молящимися. В обыкновенные воскресные дни за обедней церковь почти всегда бывает полна народом, а за утреней бывает около 100 человек. Говельщиков, особенно в хорошие годы, т. е. урожайные и при благоприятной погоде бывает очень много. Более всего говельщиков бывает на 1-ой неделе великого поста, до 500 и более. На 2-ой неделе, вместе с учащимися, говельщиков бывает около 300. На 4-ой неделе говеют человек 200. Наконец, на 6 и 7-ой неделях бывает человек по 50. Только самая малая часть из говельщиков остается без причащения св. тайн, а прочие все причащаются. Во время говения строго соблюдается воздержание в пище; некоторые во всю неделю не принимают никакой горячей пищи, а довольствуются холодной и то только едят раз в день, или даже через день. Некоторые прихожане, во время говения, остаются в церкви целый день, занимаясь между богослужениями чтением и слушанием душеспасительных книг из церковной библиотеки. Вообще к церковному богослужению, к соблюдению постов и к говению прихожане довольно усердны. Нельзя этого сказать относительно церковного поминовения умерших. Во 1) здесь весьма редко совершается погребение с участием причта при выносе умершего из дома в церковь и из церкви на кладбище; еще реже заказываются заупокойные обедни, вместо которых довольствуются тем, что в воскресные дни подают на проскомидию просвиры, чтобы вынуть из них части за упокой умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6-я гомилия (Homilia 6; CPG, N 4470; SC. 50. P. 215-228; рус. пер.: Там же. С. 203-214), произнесена в среду на пасхальной неделе. Начинается с обличения христиан, к-рые вместо церкви пошли на скачки; затем И. З. разъясняет, что означают слова: «делать все во славу Божию» и как христианин может оставаться новопросвещенным всю жизнь. 7-я гомилия (Homilia 7; CPG, N 4471; SC. 50. P. 229-246; рус. пер.: Там же. С. 214-228), произнесена в пятницу на пасхальной неделе. Говорится о пользе почитания мощей мучеников, к-рые суть дар Божий людям, а также о том, что следует стремиться лишь к небесным благам и подражать примеру мучеников. И. З. подчеркивает необходимость сохранять полученные в крещении духовные одеяния в светлости и чистоте, что возможно с помощью молитвы (к-рая есть «разговор с Богом и беседа с Владыкой всяческих» - гл. 25), милостыни и др. добродетелей. 8-я гомилия (Homilia 8; CPG, N 4472; SC. 50. P. 247-260; рус. пер.: Там же. С. 228-240), произнесена в субботу на пасхальной неделе, когда на праздник в церковь из окрестностей Антиохии пришли сироязычные монахи. И. З. восхваляет их простую трудовую жизнь как образец истинно христ. («ангельской») жизни, а также обращается к примеру Авраама , к-рый земным благам предпочел духовные. Проповедник сокрушается, что верующие поступают противоположным образом, и говорит о тщетности земных благ, призывает новокрещеных чаще бывать в храме и прежде всего заботиться о душе, а житейские заботы предоставить Богу. Нравственно-аскетические Гомилия «О наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих» (De futurae vitae deliciis; CPG, N 4388; PG. 51. Col. 347-354; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 358-365), относится к антиохийскому периоду ( Mayer. 2005. P. 470). Посвящена теме духовной свободы: подлинная власть у того, кто умеет управлять своими страстями; если же кто-то управляет людьми, но сам обуревается различными страстями, то он скорее раб, чем свободный. «К монаху Феодору, помышляющему оставить монастырь, жениться и заняться торговлей» (Πρς Θεδωρον μοναχν, σκεπτμενον ξελθεν το μοναστηρου κα ϒαμσαι κα πραϒματεεσθαι; Ad Theodorum lapsum lib.

http://pravenc.ru/text/540881.html

По мнению С. Б. Веселовского, «Иван Васильевич увидел в этом личную обиду и не желал удовлетвориться почетным положением в первых рядах боярства. Под впечатлением обиды Иван Васильевич сошелся с сурожским гостем, которого летописи называют Брехом Некоматом. Имя этого Бреха неизвестно. Если Некомат было его прозвищем, то, очевидно, оно было дано ему по заслугам. Дело в том, что русское слово «брех», «брехун», по своему значению очень близко к греческому слову «некомат», что значит хитрый человек, проныра и интриган. Некомат был богатым человеком, имел в московском княжестве вотчины и по своей профессии сурожанина-гостя знал хорошо дороги в Орду и Крым, с которыми постоянно поддерживал деловые связи. Своими речами и предложением помощи в Орде Некомат соблазнил Ивана Васильевича на дерзкое предприятие – вмешаться в борьбу тверского князя Михаила с московским князем за великокняжескую власть» 672 . Едва прибыв в Тверь, московские беглецы нашли полное понимание у тверского князя, который сразу отправил их в Орду за ярлыком на великое княжение. По свидетельству Рогожского летописца, Михаил Тверской отправил Ивана Васильевича Вельяминова и Некомата в Орду «на Федорове неделе» – первой неделе Великого поста, приходившейся в 1375 г. на 5–11 марта 673 . Столь быстрое согласие тверского князя на предложение Вельяминова – явный показатель того, что переговоры между ними велись задолго до отъезда боярина из Москвы. В самом конце марта 1375 г. – «о средокрестии», т.е. на крестопоклонной (четвертой) неделе Великого поста (в 1375 г. она приходилась на 26 марта – 1 апреля) Михаил Тверской отправился в Литву, «и тамо пребывъ въ Литве мало время приехалъ въ Тферь» 674 . С кем и о чем он там вел переговоры, летописцы не уточняют, но судя по всему, тверской князь договаривался с Ольгердом о противодействии Москве во время предстоявшей схватки за великокняжеский стол. Уже 13 июля 1375 г. в Тверь в сопровождении ханского посла Ачихожи вернулся Некомат с ярлыком на великое княжение. Столь быстрое получение ярлыка и ожидавшаяся поддержка тверских притязаний со стороны Литвы и Орды вызвали в Твери настоящий приступ эйфории и «князь велики Михаило, има веру льсти бесерменьскои, ни мала не пождавъ, того дни послалъ на Москву ко князю къ великому Дмитрию Ивановичю, целование крестное сложилъ, а наместники послалъ въ Торжекъ и на Углече поле ратию» 675 . (Московский летописный свод конца XV в. датирует приход Некомата в Тверь 14 августа 1375 г. 676 Это разночтение привело к тому, что в литературе данное событие датируется или 13, или 14 августа 1375 г. Мы склонны доверять здесь тверскому летописцу).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письмо сие прервано; и теперь не могу продолжать его по прежнему; но теперь вот о чем дело. Луцко-Житомирский Римской церкви епископ, Гаспар, о котором писал мне министр внутренних дел, хочет в понедельник поутру ехать в Лавру. Приготовьте ему помещение, думаю, в гостинице; примите его со вниманием; покажите ему достопамятное; и предложите угощение в моих или в ваших келиях. Дайте знать также о. ректору академии, чтобы ему показали Академию. Февраля 5-го 1849. 678 По вступлении в честные и душеполезные дни святой четыредесятницы, приветствую вас, о. наместник, и всю о Христе братию Лавры, Вифании и скита; и в чем против кого погрешил словом или действием, прошу от всех прощения, и молитв о прощении всякого моего согрешения. Всем же вам призываю от Господа во благом подвиге помощь, в согрешениях прощение, в таинственном с Господом общении – обновление жизни и залог блаженного воскресения. И в том, что мало пишу, и на иное не отвечаю, прошу у вас, о. наместник, прощения, а исправиться еще не умею. Февраля 15-го 1849. 679 С утешением приемлю от вас, о. наместник, добрые вести о обителях, и о многих усердных причастниках вечери Господней. Да вселится Господь в души рабов Своих, и да утвердит в них царствие Свое. Меня Господь сподобил принять в своей церкви к трапезе Господней около ста человек. Утешен я также был притекавшими к святителю Алексию в навечерии и в день его праздника, и на первой неделе поста на повечерия. Но что слышал о неистовстве зрелищ на сырной неделе: то очень печально. Европа безумствует и страждет; мы видим, и не страшимся идти путем безумия, не вразумляясь ни тем, что уже нас постигло, ни тем, что может нам угрожать. Старца князя Грузинского видел я у себя и в Чудове, на первой неделе поста. Сильная природа его, кажется, добрее становится, утишаясь старостию. Об о. Иларионе и я слышал и прежде; но, кажется, в первый раз, в описанный мною случай, услышал о Иоанне затворнике, который хотел быть при о. Иларионе, но, по его наставлению, затворился в другом месте, и по нескольких летах подвигов преставился с благодатными знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вот об этом немного сейчас и скажем. Богослужения Во время поста меняется ритм и задача церковного богослужения. Оно становится менее торжественным, но более назидательным. Много чтений (псалмы, тексты из Ветхого Завета и проч.), оно продолжительно и часто утомительно. Однако христианин должен в дни поста больше времени уделять именно церковной молитве. Правда, многое из того, что читается в храме, нами не понимается. Повинны и дикция чтеца, и гулкость самого храма, и, прежде всего, конечно, сложность церковнославянского языка, на котором происходит богослужение. Думаю, что обычный прихожанин из будничной службы уразумевает лишь 20% смысла, в ней содержащегося. Но никто не мешает нам найти (в том же Интернете) тексты богослужения и распечатать их себе. (В качестве курьеза: прихожанка перед Великим постом: «Батюшка, я нашла в Интернете семь переводов канона Андрея Критского! Каким благословите пользоваться?») Как минимум, чтобы ориентироваться в структуре великопостного богослужения, можно прочитать книгу протопресвитера Александра Шмемана «Великий Пост». На конкретно поставленный вопрос: «Как, батюшка, благословите посещать храм во время Великого поста?» отвечаю так: – если в течение года причащаетесь редко, то в посту обяжите себя причащаться еженедельно; – вступите в пост посещением Прощеного воскресенья; – на первой неделе поста обязательно посетить не менее двух раз Канон Андрея Критского вместе с вечерней службой (он совершается с понедельника по четверг на первой неделе). Этот же канон совершается вечером в среду на 5-й неделе поста;поклонитесь Кресту Христову в неделю Крестопоклонную (4-я неделя поста); – в пятницу 5-й недели поста посетите вечернее богослужение с Акафистом Божией Матери; – найдите время, чтобы помолиться за литургией Преждеосвященных Даров (совершаются в посту по средам и пятницам); – особое внимание уделите богослужениям Страстной недели (начиная с вечера среды). Еще раз напомню, что, по моему мнению, желательно подходить к богослужениям осмысленно. То есть прочитать что-нибудь о службе, в идеале иметь перед собой перевод основных и наиболее важных текстов (канона Андрея Критского, служб Страстной недели). Помню, как протодиакон Казанского собора, в котором я служил диаконом, на службу 12 Страстных Евангелий всегда приносил книжечку карманного формата в бархатном переплете. Это был перевод всех 12 Евангелий, издание еще дореволюционное. Сегодня подготовить себе подборку текстов в переводе на русский язык, особенно имея Интернет, несложно.

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Если на утрени Крестопоклонной недели в сельской церкви бывает народу слишком мало, то нельзя ли положенное уставом поклонение св. Кресту совершать не на утрени, а после литургии, за которой народ собирается уже в большинстве? По 35 ст. уст. духовн. Консисторий, богослужение должно быть совершаемо по уставу церковному без произвольных изменений и нововведений. От энергии и благоразумия священника зависит заблаговременно разъяснить своим прихожанам важность и значение того или другого богослужения, или того или другого праздника церковного. А раз это будет сделано, то наверно уже и не придется думать об изменении требований устава (Ц. В-к, 1898 г., Можно ли читать на Крестопоклонной неделе акафист Честному Кресту по акафистнику, напечатанному в Почаевской Лавре в 1723 г.? Не следует, так как, во-первых, указом Св. Синода 23 сентября 1723 г. акафисты дозволено читать лишь по печатным книгам, одобренным, для совершения по ним богослужений, Св. Синодом, а во-вторых, указом 28 июля 1727 г. печатание акафиста Честному Кресту запрещено (Ц. В-к, 1898 г., Можно ли диаконам читать канон св. Андрея Критского на 5 неделе Великого поста? Если священник почему-либо не может, то отчего не читать диакону? (Ц. В-к, 1893 г., На 5 неделе Великого поста в четверток на утрени следует ли произносить малую ектению после 3, 6 и 9 песен канона? Следует, как обычно при пении канонов на утрени (Никольский, «Пособие к изуч. Устава», стр. 586). (Ц. В-к, 1897 г., Какую литургию совершать в храмовые праздники, случающиеся в Великий пост? Если храмовой праздник случится в среду или пятницу Сырной седмицы, то служится полная литургия св. Златоуста. Если в понедельник 1 седмицы Великого поста, то служба ему совершается в субботу Сырную; если же во вторник, среду, четверг или пятницу первой седмицы, то служба ему не совершается (т. е., в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то в эти дни совершается литургия преждеосвященная с Апостолом и Евангелием после «Да исправится». Наконец, если храм случится в один из дней Страстной седмицы, и если это будет в понедельник, вторник, среду или четверг, то служба ему переносится на неделю Ваий, а если в пятницу или субботу, то переносится на другой день Пасхи и совершается вместе с пасхальною службою по Марковым главам, как указывается о праздновании св. великомуч. Георгию (Р.д.С.П. 1899 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

28 января начиналась масляная неделя, начинались новые каникулы в учебе, которые продолжались две недели. Однако у хора наступали дни частых служб. Вся неделя с 29 января по 4 февраля проходила в церковных службах и спевках. 2 февраля отмечался праздник Сретения; служба архиерейская. Вскоре начинался и Великий пост . В Прощеное воскресенье совершалась литургия, на которой прочувствованное слово произносил епископ Можайский Василий. С первой недели Великого поста начинались литургии Преждеосвященных Даров. Каждую среду и пятницу хор пел эти службы в Успенском соборе, причем на первой неделе поста и на Страстной Седмице службы пелись полным составом хора, а в остальные недели – лишь одним клиросом, для чего хор делился на три очереди, называемые «назначками». При пении полного хора трио «Да исправится молитва моя» исполнялось мальчиками, в отдельных случаях – взрослыми певчими. Пение проходило перед амвоном. Все службы этой литургии служились местным причтом, без архиерея. На первой неделе Великого поста учащиеся говели; в четверг – индивидуальная исповедь, а в субботу – обедня в церкви Николы Гостунского, что в колокольне Ивана Великого. Исповедь и литургию совершал наш духовник протоиерей Воздвиженский. В воскресенье первой недели поста была служба, именуемая «Торжество православия». Литургии предшествовала специальная служба, во время которой выходил на возвышение протодиакон Розов и начинал поминать истинных поборников православия, провозглашая им «вечную память». Начинал он с византийских святых Константина и Елены и кончал русскими святителями. Потом наступал черед отступникам от православия. Протодьякон перечислял их имена и грехи, заключая чтения возгласом «анафема», который подхватывали мощные басы всех клириков. Нам, ребятам, было страшновато. Чин православия и литургия продолжались около трех часов 568 . День Православия и Успеньев день были самыми тяжелыми в году. На третьей неделе Великого поста, в среду, из алтаря на середину собора выносился крест и возлагался на аналой. Это был тот же самый, заключенный в чеканную оправу крест, что и в сочельник Крещения. В пятницу крест вновь вносился в алтарь. Весь ритуал совершал очередной протоиерей, правящий службы этой недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благодарю вас за вашу помощь». С любовью, Анна и Георгий Хаджипавлис 30. Я носила поясок до зачатия и вплоть до родов. 21–1-2000, Иллинойс (США) «Позвольте мне выразить вам свое глубокое почтение и благодарность за поясок от Святого Пояса Пресвятой Богородицы. Я уверена, что без этого пояска у нас не было бы счастья родить нашего сына Андрея-Петра. Бывший наш приходской духовник отец Е.Н. попросил поясок от нашего имени. Я была уже три раза беременна до рождения моего сына. И все три беременности закончились выкидышем. Первая завершилась через 13 недель (пол был неизвестен), вторая на 16-й неделе (девочка) и третья на 8-й неделе (мальчик). После каждого выкидыша я делала разные анализы. Окончательный вердикт был, что мой организм воспринимает беременность как инфекцию, и поэтому происходит выкидыш. Наш врач сказал нам, что он никогда не сталкивался со столь сложной ситуацией и не знает, может ли он нам помочь. Как только я забеременела Андреем, меня положили в постель на первые три месяца. Я чуть не родила на 29-й неделе, поэтому меня снова положили в постель до 32-й недели. Каждая неделя, которая проходила, была неделей победы! Я родила Андрея-Петра за два дня до назначенной даты! Я носила поясок до зачатия, во время беременности и во время родов. Господь благословил меня этим ребенком, и я всегда буду благодарить вашу Обитель за помощь в этом чуде. Лобызая Вашу десницу прошу ваших молитв». С благодарностью, Мила Очисхник, Иллинойс Монастырь Ватопед. Афон 31. Наша любовь прошла испытание горечью и переживаниями. 8–2-2000 Лавриу 91, Петруполи, Афины «Я живу в Афинах с моим супругом, с которым мы вступили в брак восемь лет назад. За прошедшие восемь лет наша любовь много раз подвергалась испытаниям горечью и переживаниями, потому что мы не могли завести детей, несмотря на наши искренние молитвы. Всемогущий Господь направил к нам достойнейшего раба Его — отца П., который принял нас как никто другой и помог нам просветиться Благодатью Бога и вооружиться терпением. На Рождество 1999 года он принес мне Святой Пояс (поясок), о котором сказал мне, что он из святой Обители Ватопед, и что если будут вера с терпением, он поможет мне забеременеть. В самом деле, не успел пройти год, Всемогущий даровал нам величайший дар! Двух близнецов, которые, молимся и надеемся, что родятся благополучно.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2879

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010