Рождественский мясоед содержит 9 недель и 3 дня; начало Триоди (по Александрийским пасхальным таблицам)– 14 февраля; сыропуст – 7 марта; Благовещение в четверг на 3-й неделе. Пасха 25 апреля; Пятидесятница – 13 июня; Петров мясопуст – 20 июня, а самый пост продолжается одну неделю и один день. Передвинув все это на 13 дней – Рождественский мясоед продолжится 11 недель и 2 дня; начало Триоди –. 27 февраля; сыропуст – 20 марта; Благовещение – в пятницу на 1-й неделе, Пасха – 8 мая; Пятидесятница – 26 июня, а для Петрова поста вовсе не останется времени потому что он наступает только после воскресения Всех Святых. В противоположность новому Григорианскому и исправленному Юлианскому календарю старый Юлианский счёт лет очень прост; для астрономии, истории и Пасхалии он имеет громадное научное значение. Простота, жизненность и практичность Юлианского календаря объясняется тем, что дни здесь возвращаются к тем же числам через 28 лет, новолуния и полнолуния–через 19 лет, Пасхалия повторяется через каждые 532 г. Период в 532 года составляет Великий индиктион, через который солнечные и лунные затмения, фазы луны, дни – всё возвращается к тем же числам; основная ошибка: юлианский год больше астрономического на 11,25 м. С 1941 г. идёт новый 15 индиктион, следовательно, Пасха в 1941 г. была в то же число, что и в 1409 г. (532 года назад), а в 1949 г. будет тогда, когда она была в 1417 г. и т. д. (См. Приложение). Проф. В. В. Болотов очень высоко ставил простоту и научную ценность юлианского летосчисления и находил его отмену нежелательной: «Я попрежнему,– писал он,– остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но это ничего не говорит о крепости той единицы церковного союза, которую представляет митрополия; епархия могла бы быть крепка как в церковном, так и гражданском отношении. Однако и здесь не обошлось так. Оказалось, что она не могла выдержать хода истории. Проверка жизненности этой формы церковного союза возможна на двух пунктах: во–первых, насколько епархия заявила себя активным участием в церковной жизни; во–вторых, насколько она сама по себе была крепка.  1) Важной стороной митрополитанского строя были епархиальные соборы. Митрополит мыслился действующим совместно со своими епископами суффраганами (παρχιωται). Апостольское правило 37 (36, 38) устанавливает два собора в год (на четвертой неделе пятидесятницы и 12 октября). Никейский собор правилом 5 (перед четыредесятницей и осенью) и Анти–охийский правилом 20 (на четвертой неделе пятидесятницы, т. е. после третьей недели пасхи, и 15 октября) подтверждают это требование. Но правило 19 собора Халкидонского звучит уже диссонансом.  До слуха отцов Халкидонского собора дошло, что в некоторых епархиях (εν τ α Τ ς παρχαις) не было установленных ежегодных митрополичьих соборов, вследствие чего в делах церковных произошел застой. Халкидонский собор постановляет, чтобы соборы епископов обязательно созывались дважды в год (срок не назначается) в том городе, который назначит митрополит, и полагает братский выговор (δελφικς πιπλττεσ–θαι) тем из епископов, которые без уважительной причины не явятся на соборы.  Но халкидонское правило не могло уничтожить начавшегося непорядка, и из 123 (155) новеллы (546 г.) Юстиниана мы узнаем, что и через сто лет после собора печальное явление повторялось очень часто. В новелле настойчиво требуется, чтобы епископы собирались однажды или дважды в год (срок не назначен), и указывается на опущения в делах церковных, как результат того, что епископы под различными предлогами уклонялись от соборов. Через двадцать лет, в 137 (174) новелле (565 г.) того же Юстиниана, мы опять наталкиваемся на то же явление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Неделя пред Рождеством, свв. отец. (Евангелие от Матфея, зач. 1, ст. 1–25; Апостол к Евреям, зач. 328, гл. 11, ст. 9–10, 17–23, 32–40, тот же что и на 1-ой неделе по Пятидесятнице). 1) Раав. Красная веревка, поданная соглядатаям Раавью, спасла ее, потому что она веровала в силу Бога Израилева. Соглядатаев спасло доверие к Раави. Господь дает нам вервь спасения, кровавую вервь с Креста Своего. Ухватимся за нее. 2) Не откажем бросить веревку гибнущим. Господь вознаградит за это. Неделя по Рождеству (Евангелие от Матфея, зач. 4, гл. 2, ст. 13–23; Апостол тот же, что и в 20-ю неделю по Пятидесятнице). 1) Рассказ о младенческих днях жизни Христа (ст. 13–23). 2) Темы из апостольского чтения см. 20-ю неделю по Пятидесятнице (с. 472). Неделя пред Богоявлением (Евангелие от Марка, зач. 1, гл. 1, ст. 1–8; Апостол, 2-ое к Тимофею, зач. 298, гл. 4, ст. 5–8). 1) Покаяние – есть изменение разумения жизни. Изменение всего уклада жизни по духу Христову. 2) Каждый может спастись в своем звании. Прежде всего нужно уметь маленькое дело делать честно, по-Божьи; на своем посту быть «благословением всем», посланцем Божиим. 3) Подвиг жизни в несении нашего креста, в добром пользовании нашими талантами, в следовании за Христом. Венец правды в будущей жизни готовится всем истинным христианам (ст. 8 из Апостольского чтения). Неделя по Богоявлении (Евангелие от Матфея, зач. 8, гл. 4, ст. 12–17; Апостол к Ефессянам, зач. 224, гл. 4, ст. 7–13). 1) Святые – суть Тело Христово, а грешники не принадлежат к Церкви ( 1Кор.22:12 ). Постная Триодь Неделя о мытаре и фарисее (Евангелие от Луки, зач. 89, гл. 18, ст. 10–14; Апостол, 2-ое к Тимофею, зач. 296, гл. 3, ст. 10–15). 1) Наставление слушателям о том, с какими чувствами должно входить в храм Божий и как там нужно себя вести (ст. 10–14 Быт.28, 17 ; Лк.19:46 ). 2) Нужно быть смиренным, считать себя нагим и низким перед Богом, вменять себя в ничто. Эта нищета духа – первый шаг к спасению. Кто считает себя праведным или не очень грешным – не начнет дела спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Иоанна, именуемом Константиновским (16-я в первую неделю св. четыредесятицы, 22-я в субботу по Пасхе, 25-я в четверток св. недели, 26-я в неделю о Фоме (in ocmavis Paschal), 39-я (день произнесения проповеди не указан: объясняемое Евангелие содержит плач Господа о Иерусалиме и изгнание из церкви продающих и купующих ( Лк. 19:42–47 ).), 4 в храме св. мученика Лаврентия за стенами города (19-я в неделю приготовительную к великому посту, соответствующую по времени нашей неделе о блудном сыне (Dominica in Septuagesima), 24-я в среду св. недели, 31-я в субботу в сентябрьский пост Quatvor temporum, для которого после праздника Воздвижения отчислялось три дня, – среда, пятница и суббота, 40-я во вторую неделю по Пятидесятнице), 2 в храме Богородицы (8-я в день Рождества Христова и 21-я в день св. Пасхи), 3 в церкви св. Климента (33-я в пятницу сентябрьского поста Quatvor temporum и 38-я (день произнесения её не означен; объясняется Евангелие о званных на вечерю) 2 в храме св. Агнии (11 и 12 в день её), 1 в храме св. мученицы Фелицаты (3-я в день её памяти) 1 в храме св. первомученика Стефана (4-я об Апостолах), 1 в храме апостола Андрея (5-я в день его), 1 в храме св. Маркеллина и Петра (6-я в третью неделю рождественского поста), 1 в храме св. Сильвестра (9-я в день его), 1 в храме св. исповедника Феликса (13-я в день памяти его), 1 в храме св. апостола Павла (15-я в неделю, соответствующую нашей мясопустной (Dominica in Sexagesima), 1 (к епископам) на источниках Латеранских, 1 в храме св. Иоанна Крестителя (20-я в субботу в пост Quatvor Lemporum пред Рождеством Христовым, обыкновенно бывавшим после третьей недели рождественского поста (Adventus Domini), 1 в храме мученика Панкратия (27-я в день его), 1 в храме св. Перея и Ахиллея (28-я в день их), 1 в храме св. Процесса и Мартиниана (32-я в день их), 1 в храме блаженных Иоанна и Павла (34-я в третью неделю по Пятидесятнице), 1 в храме мученика Менны (35-я в день ero), 1 в храме св. апостолов Филиппа и Иакова (36-я во вторую неделю по Пятидесятнице) 1 в храме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 1628), Ущельский, прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2561350.html

3 См. все эти доводы и в «Библейских чтениях о настоящей истине» 20: «Два Закона» и 19: «Закон Божий». 4 Иногда сектанты стараются все места о субботе, обличающие их лжеучение, применить не к «субботе Господней», т. е. не к седьмому дню в каждой неделе, а к субботе, как вообще к празднику ( Лев.23:24–32 ). Но во всех таких случаях необхо­димо разобрать каждое место в контексте речи и снести его с дру­гими, такими же местами, и тогда ложь сектантов ясно обнаружится. 6 Нижеприведенные пророчества цитируются в защиту субботы и в «Библейск. чтениях» 22 и 24, а равно и в других адвен­тистских изданиях. 9 Точнее: при исходе восьмого дня, так как явление было, без сомнения, вечером (ср. Ин.20:19, 26:19 ). Подобно выра­жению: «после восьми дней» понимается всеми и выражение: «при наступлении дня пятидесятницы» ( Деян.2:1 ), когда имеется в виду здесь самый день пятидесятницы – его начало, а не конец дня перед пятидесятницей. 10 Св. Феофил Александр, († 385 г.) свидетельствует, что именно воскресный день именуется в Св. Писании и «первым» и " осьмым» (пр. 1-е). 11 Иногда сектанты, пытаясь отнять от собраний Апостолов праздничный или священный характер, говорят, что данное первое вечернее собрание Апостолов и бывших с ними вызвано было не вестями о воскресении Христа и, следовательно, было не священным, а Апостолы просто укрывались от иудеев. Но Св. Писание ясно го­ворит, что из опасения иудеев ученики только двери дома запер­ли ( Ин.20:19 ) а что самое собрание вызвано было и посвящено было именно разговорам о воскресении и явлении Христа, о чем возвес­тили жены мироносицы и Ап. Петр (ср. Лк.24:9–14, 33–36 ; Ин.20: 18–19 ). 13 Павел отбыл из Троады «в последующий» за первым днем недели день (Дн.20:7), т. е. в понедельник, а пробыл в Троаде семь дней. Ясно, что прибыл он в Троаду в поне­дельник. 14 Если бы мы и допустили, вопреки ясному смыслу Св. Писания, что данное собрание было под воскресенье, то опять-таки и по еврейскому счету им святился бы первый день недели... А из того, что ап. Павел отправился в путь, как думают сектанты, на рассвете воскресенья, нельзя заключить, что воскресенье было днем рабочим. Ведь ап. Павел отправился опять-таки на проповедь, а не на жи­тейскую работу, и спешил в Иерусалим к Пятидесятнице ( Деян.20:13–16 ). Подобными же путешествиями не нарушалась и суббота ( Мф.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

7 Горний Успенский, называется Горним потому, что устроен на косогористом месте (...) (Прим. автора) 10 Пятидесятница – христианский церковный праздник в память дарования народу закона при горе Синай; период между Пасхой и праздником Пятидесятницы. Семик – народный праздник, остаток глубокой языческой древности, празднуется в четверг на седьмой неделе после Пасхи. 15 Подклет – нижний этаж жилого дома или храма, обычно иммеющий служебно-хозяйственное назначение. 24 Поднимать икону – брать и переносить икону куда-либо. Иоанн, благоверный князь Углицкий, в иноцех Игнатий, вологодский чудотворец, сын углицкого князя Андрея Васильевича, правнук Димитрия Донского. По повелению родного дяди своего, великого князя Ивана Васильевича III, он был посажен в темницу с братом своим Дмитрием; сначала содержался в Переясловле Залесском, потом сослан в Вологду, в монастырь Спасо-Прилуцкий, где постригся под именем Игнатия. Ежедневная молитва услаждало его скорбь во время 32-летнего заключения, безвинное страдание напоминало ему о наградах в жизни будущей. Он преставился в 1522 г., мая 19, приняв пред кончиною схиму. Православная российская церковь причло его к лику святых угодников и совершает память его мая 19. Святые мощи его почивают в соборной Спасской церкви Прилуцкого монастыря под спудом. У ног Иоанна погребен и брат его, князь Дмитрий. (Прим. автора). 30 Н.П. Брусилов в первом браке был женат на княжне... Григорьевне Вяземской, родной сестре известной графини Марьи Григорьевны Разумовской (с которою и пересеклось это имя), а во втором браке на Анне Лонгиновне..., иностранке. (Примеч. автора). 31 Бобарыкины происходят от одного родоначальника с Шереметевыми от Андрея Ивановича Кобылы: они внесены в книгу. Анна Ивановна была за Матвеем Васильевичем Дмитриевым-Мамоновым, р. в 1723 г., ум. 1792, мать первого графа Дмитриева-Мамонова, известного любимца императрицы Екатерины II. (Примеч. автора). Читать далее Источник: Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1877. - 424 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кан. 16. Если какой либо епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь , не имеющую епископа и восхитит престол ее без соизволения на то полного собора, то да будет отвержен, хотя бы его избрал и весь народ, который он восхитил. Полным же собором считается тот, на котором соприсутствует епископ митрополии 1047 . Кан. 19. не определять без собора и без присутствия митрополита той области. И самое лучшее, чтобы при нем (митрополите) находились и все сослужители его, принадлежащие к той области; митрополиту следует созвать их посланием. И если соберутся все прекрасно; а если это будет затруднительно, то во всяком случае необходимо, чтобы присутствовало большинство или чтобы оно грамотами изъявило свое согласие, чтобы таким образом постановление совершилось или в присутствии или же с согласия большинства. Если же вопреки этому определению, поступлено будет иначе, то рукоположение не имеет силы. Наконец, если поставление совершится согласно этому правилу, но некоторые по своей любопретительности станут прекословить, то да превозмогает решение большинства 1048 . Кан. 20. Ради нужд церковных и для разрешения сомнительных случаев признано за благо в каждой области собирать соборы епископов дважды в год. В первый раз – по третьей неделе после праздника пасхи, так чтобы в четвертую неделю пятидесятницы собор составился. Епархиальным епископам делает об этом напоминание епископ митрополии. Второму же собору быть со дня октябрских ид (т. е. с 15 числа), который есть десятый иперверетея, так чтобы к этим соборам прибегали пресвитеры и диаконы и все, считающие себя обженными и искали у собора суда себе. Но не дозволяется составлять соборы епископам самим по себе, без тех епископов, коим вверены митрополии 1049 . Против такого толкования в недавнее время возстал Зом. По мнению этого ученого церковное устройство провинций в той форме, которая указана в 4-м и 5-м никейских канонах, является нововведением никейского собора. Власть митрополита по никейским канонам и власть высших епископов, добившихся своего положения обычным путем на почве обязанности вспомоществования, церковной рецепции и т. д. – не одно и то же. В то время, как последние имели 1) право созвания соборов и председательства на них, 2) право избрания и рукоположения епископов и 3) право надзора за ними, митрополиты никейского собора, по мнению Зома, обладали единственным правом – правом утверждения епископских выборов. Над обыкновенным провинциальным собором им не было дано никакой власти 1050 . Хотя пребывание на соборе всех епископов провинции предполагает также присутствие митрополита, тем не менее положение последнего на соборе по никейским канонам не ясно. По крайней мере, собор ни слова не говорит ни о том, чтобы провинциальные соборы

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

да оглашать братию. и обьще вьсмъ. и особь къждо. и же по добродлимь оутшени да приносить. велико бо сильно слово, и приобртено на покорени, и паче гда има и жити моу съвщающе 363 ; в связи с этим требуется и выбирать в игумена достоинаго... паствьно пороучити правлени... врою права. и житимь цломоудрьна. и стронию достойна. и могоуща мьнишьекоую хытрость и все оустрони манастырьско добр съхранити 364 . 97 Текст этой редакции издан проф. Дмитриевским по рукописи Афонского Ватопедского монастыря XIII–XIV вв. 322 (556), но этот текст находится и среди рукописей отечественных книгохранилищ, именно в рукописи Московской Синодальной Библиотеки 456 (л. 140–150), имеющей дату 1298 года (см. Мансветов «Устав», стр. 408–413) и бывшей в нашем распоряжении. 98 Неполностью памятник издан также на греческом языке Гедео­ном Мануилом в книге ‘Ο ‘Αθως 1885, на русском языке в книге арх. Антонина «Заметки поклонника св. Горы». Киев, 1864, стр. 173–182, 199–212. Об Δυτπωσις-е св. Афанасия принято выражаться, что он лишь «создался на основе ‘Υποτπωσις-а» (см. Дмитриевский , стр. XVII). Мы признаем его, в отношении чисто-литургических указаний, такою же редакцией ‘Υποτπωσις-а, как и тексты, изданные Migne-Mai с одной стороны и Дмитриевским (по рукописи Ватопедской) с другой, потому что при сопоставлении всех трех текстов оказы­вается, что текст Δυτπωσις-а, в чисто литургической части имеет не больше отличий от первоначального текста ‘Υποτπωσις-а, равно как и текстов 1-й и 2-й редакций, чем текст первой и второй друг от друга и от первоначального. 99 Именно: в § 12 – об особенностях службы субботней: Δε εδναι. ς καθ’ καστον σββατον... δκαως... § 13 – о службе субботней от Воздвижения до Четыреде­сятницы (по 1 ред.), или до Пасхи (2 ред.): ν δ τος σββασι οκ ναγινσκομεν. § 19 – о целовании после повечерия; § 21 – об оглашении на повечериях Четыредесятницы; § 22 – об исповеди у игумена на каждой утрене; § 26 – о чтении книг из монастырской библиотеки. 100 Именно: в § 3 – о повечериях целого года: κ ττε κα τ ποδεπνια... κα πκεινα. § 3 – о начале служб (διακονα) или работ монастыр­ских на Фоминой неделе: κμνουσι... ρχομνης. § 3 – о прокимнах на вечерне: ως δε τς... μρας. § 8 – о заупокойной литии в субботы пред пятидесятни­цей и мясопустную. § 14 – е) о кафизмах и чтениях на утрене и часах Че­тыредесятницы. § 15 – о часах и поклонах страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Из этого «указателя» видно, что нагорная проповедь, по уставу Православной церкви, разделенная на зачала, как и все Евангелие вообще, читается в церквях на Божественной литургии нередко, а именно: в 8-ю неделю по Пасхе, т. е., в неделю Пятидесятницы или Сошествия Св. Духа на Апостолов (она же – Троицкая); во вторник – Мф. 4, 25; 5, 1–13 ; в среду – Мф. 5, 20– 26 ; в четверг – Мф. 5, 27–32 ; в пятницу – Мате. 5, 33–41 (о непротивлении злу); в субботу – Мф. 5, 42–48 ; на следующей неделе, которая называется обыкновенно неделею всех святых: в понедельник – Мф. 6, 31–34; 7, 9–11 ; во вторник 7, 15–21; в среду – 7, 21–23; в субботу – Мф. 7, 1–8 ; в следующую неделю (2-я неделя по всех святых) – в субботу – Мф. 7, 24–8; 4 ; в неделю мясопустную: в субботу – Мф. 6, 1–13 ; в неделю сыропустную – в воскресенье – Мф. 6, 14–21 ; во все дни, посвященные памяти святителей: Мф. 5, 14–19 ; во время безведрия, о умирении и соединении православной веры, за творящих милостыню и, наконец, на всякое прошение – Мф. 7, 7–11 . Эти и даже более подробные сведения Толстой, конечно, мог бы позаимствовать из любого календаря; но он не захотел этого сделать, потому что для него это было бы невыгодно и стеснило бы его в достижении цели – унизить православную церковь , хотя бы явною клеветою и ложью. Также односторонне судит Толстой и о деятельности православной церкви. Под церковью он всегда понимает только одно духовенство; о мирянах, наибольшей части церкви, он преднамеренно умалчивает, как будто миряне не принимают совершенно никакого участия в деятельности церкви. Но такое понятие о церкви совершенно неверно. По словам Толстого 119 , православный катехизис (будто бы) так определяет понятие церкви: « Церковь есть основанное Иисусом Христом общество (?), соединенное между собою в одно целое одним божественным учением и таинствами под управлением и руководством Богоустановленной иерархии». Хотя Толстой положительно выдает это определение за определение православного катехизиса и даже отмечает его знаками, употребляющимися для обозначения чужих слов; но в православном катехизисе предлагается несколько иное определение; а именно в православном катехизисе мы читаем следующее: « Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православною верою, законом Божьим, священноначалием и Таинствами» 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010