В понедельник теща приносила в дом молодого зятя подарки и желала добра и благополучия молодоженам. С Вербной неделей, особенно с ее последними днями, было связано много примет на погоду и будущий урожай. В субботу на шестой неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочным» «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделей ваий и цветоносной. В этот день освящают вербу. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается непосредственно 50-й псалом, и освящаются молитвой и окроплением св. водой распускающиеся ветви вербы (вайя) или др. растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение). О седьмой неделе Великого поста см.: Страстная неделя. Д. К. Великий Четверг Четверг на Страстной неделе, у малороссов имел название «Чистый четверг», «Навий Велик день» (Пасха мертвых). Великий четверг посвящен воспоминанию о Тайной вечере, на которой Христос омыл ноги ученикам своим, показав этим глубокий пример братской любви и смирения. Церковь воспроизводит этот обряд – омовение ног – в действиях и лицах. Совершался он в главных епархиальных соборах, и в Петербурге можно было видеть его в Исаакиевском кафедральном соборе неизменно сохранявшимся в том самом виде, в каком он совершался в XVII в. в Москве. Несущественное отличие в совершении его было лишь в Новгороде. Там омовение начиналось чтением протодиаконом и ключарем 10-го псалма. Протодиакон и ризничий вели священников из алтаря на средину собора не по двое, а по одному и подводили к святителю со словами: «А учениче, учитель глашает ти». Первый из священников, изображавший ап. Петра, садился по левую руку святителя, последний занимал место Иуды Искариотского. С него и начиналось омовение ног при чтении протодиаконом соответственных мест св. Евангелия. После отпуста владыка кропил народ св. водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вспоминал ли, сидя на скамье подсудимых, митрополит Вениамин свою речь, произнесенную в Самаре? Этого мы не знаем. Но совершенно точно известно, что в полном соответствии со своими словами и жил он в те страшные дни июня 1922 года. Ему подстраивали ловушки на бесконечных допросах, его уговаривали отступиться, ему открыто угрожали. Митрополит не дрогнул. Читая протоколы, поражаешься сейчас, как спокойно и без всяких, кажется, усилий, разрушал своими ответами митрополит Вениамин все хитроумные западни, возводимые обвинителями из ВЦУ и ГПУ. Впрочем, могло ли быть иначе? Сила Господня поддерживала священномученика, необоримой была крепость устроенного им в своей душе храма. § 4. Следующим за митрополитом Вениамином пришла очередь Юрия Петровича Новицкого. Его допрос начался в среду (14/1 июня). Мучительный, наполненный ловушками и западнями, он продолжался и на следующий день. Порою председатель трибунала нарочно запутывал Юрия Петровича, но чаще запутывался сам... « ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . Скажите, когда происходило у вас совместное обсуждение с КАНАТЧИКОВЫМ, когда это было? НОВИЦКИЙ . Это было на Масляной неделе. Это было очень непродолжительное обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . Это задолго было до первого письма? НОВИЦКИЙ . 1 письмо было 6 марта, значит на второй неделе Великого поста. Канатчиков был на Масляной неделе. А после КАНАТЧИКОВА в пятницу должны были быть созваны представители иностранных (инославных – Н.К.) церквей. Митрополит указывал состав Комиссии. В Комиссии должны были участвовать: Я, ЧЕПУРИН, ПЛАТОНОВ и ВВЕДЕНСКИЙ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . В этой комиссии вы были назначены представителем? НОВИЦКИЙ . Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . В этой комиссии вы работали? НОВИЦКИЙ . Эта комиссия с КАНАТЧИКОВЫМ не состоялась. Мы пришли в Смольный немного раньше 3 часов. Там был и Введенский, в это время он предполагал читать свою лекцию о голоде и хотел с нами. поделиться своими тезисами. Мы сидели с 3 часов и ждали КАНАТЧИКОВА до 6 часов вечера, не дождались, составили протокол, подписали и отослали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пошли беседы с фельдфебелем о цене на сено для артельной лошадки, о больных, о провинившихся, об отличившихся на стрельбе, о капусте и грибах. Опять сиюминутно является ко мне ротный писарь с рапортом, бумагами, списками и сведениями. Опять является артельщик с вечным нерешительным требованием: «Денег позвольте…» Я продолжаю писать; моя поэма «Севастиан-мученик» приходит к концу. Это мое первое длинное произведение». Поэма К. Р. «Севастиан-мученик» будет окончена в Павловске 22 августа 1887 года. 10 июля К. Р. посылает Гончарову новое стихотворение. «Вы подаете мне мысль, – пишет он, – переложить на стихи слова Архангела Пресвятой Деве, приведенные в Евангелии от Луки. Представьте, что эта мысль и мне приходила уже давно, и я надеюсь, что когда-нибудь мне и удастся написать этот Ave Maria. Вы так подкупаете меня снисходительным отзывом о моих стихотворных переложениях из Св. Писания, что я решаюсь представить на ваше обсуждение стихи, написанные мною нынче весной на Страстной Неделе. Я старался передать в них впечатления, производимые на нас умилительными молитвами служб Святых Страстей; как увидите, у меня перечислены главнейшие из этих молитв. Я пытался в кратких словах изложить сущность их содержания, но боюсь, что далеко не достиг трудной цели». Ответ Гончарова К. Р. получил 20 июля, через неделю после того, как у него родился второй сын – Князь Гавриил. Гончаров тепло поздравил Великого Князя и его супругу с такой радостью, а основную часть письма посвятил отзыву о присланном стихотворении «На Страстной Неделе» и разговору о духовной поэзии. Стихотворение «На Страстной Неделе» написано с большим искусством и ясно чувствуемой глубокой верой («Жених в полунощи грядет!..»). «Я прочел его с таким же умилением, – писал Гончаров, – с каким оно, очевидно, написано, или, вернее, излилось из души поэта, как изливались и самые оригиналы этих молитв из вдохновенных верою душ их авторов. Такие молитвы есть поэзия верующей души, поэзия возносящегося к Богу духа. Всякий – глубоко ли или младенчески верующий и пламенно молящийся – в момент молитвы есть и лирический поэт… Оно (стихотворение) дышит и молитвенным, чистым настроением, и сжато, и сильно. Счастливая мысль – совокупить в нескольких строках главные лучшие молитвы прекрасных, умилительных молитв Страстной Недели… Почти все наши поэты касались высоких граней духа, религиозного настроения, между прочим, величайшие из них: Пушкин и Лермонтов; тогда их лиры звучали «святою верою» («И дышит благодатная святая вера в них» и т. д.), но ненадолго. Тьма опять поглощала свет, т. е. земная жизнь брала свое».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Литургия, по своему существенному содержанию, одна: разные же названия она получила от лиц, которые изложили письменно тот самый порядок, тот чин, по которому она теперь у нас совершается. У православных совершаются три чина литургии, а именно: литургия Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова , или Преждеосвященная литургия. Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: накануне или же в самые праздники Рождества Христова и Крещения Господня, смотря потому, в какой день придутся они, в новый год – 1-го числа Января, потому что в этот день празднуется память Св. Василия Великого , во все воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья и в четверг и субботу на Страстной неделе. В остальные дни года обычно служится литургия св. Иоанна Златоустог о, исключая среды и пятницы сырной недели 1 и пятницы страстной, когда не полагается никакой литургии, а также и тех дней, когда служится литургия Преждеосвященная, которой называется совершаемая по средам и пятницам Великого поста, а на пятой неделе поста и в четверг (когда на утреннем стоянии читается великий покаянный канон св. Андрея Критского ) и на страстной неделе: в понедельник, вторник и среду. Но, по требованию различных обстоятельств, напр., если случится какой-нибудь праздник или похороны, она может совершаться и в какой угодно день Великого поста, кроме только тех дней, в которые служатся обедни или Василия Великого , или Иоанна Златоустог о. Литургия Преждеосвященных Даров отличается от обыкновенной ( Василия Великого и Иоанна Златоустог о) литургии тем, что она совершается вместе с вечернею и есть сокращение полной литургии. Она называется литургией Преждеосвященных Даров, потому что на ней причащаются Св. Дарами (Телом и Кровью Христовыми) прежде уже освященными, вкушают Агнца прежде приготовленного, прежде освященного и напоенного Кровью Христовой. Агнцем называется вырезанная из просфоры четвероугольная часть для Св. Причащения. Она называется Агнцем, потому что изображает собою страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в ветхом завете изображал его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от рабства в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Благовещенской церкви ежедневно вечерня, утреня и всенощное бдение совершаются по звону Великой Лаврской церкви на вечерню, т. е. в 4 ч. веч. Повечерий, кроме среды и пятка сырной недели и Вел. поста, а также и полунощница, кроме трех первых дней первой недели Вел. поста, не бывает. Литургия св. Иоанна Златоустог о ежедневно в 7 в. у., а литургия преждеосвященных Даров в Вел. пост в 8 ч. утра. В трапезной церкви вечерни и повечерия не бывает, а вместо того, по окончании вечерни и повечерия в Великой церкви, Лаврские духовники исповедуют здесь богомольцев, а чтец читает правило. Литургия св. Иоанна Златоустог о совершается здесь в 6½ ч утра. В церкви св. Николая в Больничном монастыре вечерние и утренние богослужения, равно как и всенощное бдение совершаются по звону Великой церкви; литургия св. Иоанна Златоустог о совершается ежедневно в 7½ ч. у., в дни же чтения акафистов (воскресенье, вторник, четверг и суббота) в 7 ч. утра; литургия преждеосвященных Даров во весь пост в 9 ч. утра, а на Страстной неделе в 7 ч. утра. В верхних храмах на Ближних и Дальних пещерах вечерние и утренние богослужения, равно как и всенощное бдение совершаются по звону Великой церкви. Литургия св. Иоанна Златоустам ежедневно в 7½ ч. у., а по праздникам в 8 ч. у.; литургия преждеосвященных Даров в 9 ч. у., а на Страстной неделе в 7 часов утра. В подземных церквах сих пещер литургия ежедневно совершается в 7 час. утра. В церкви братской больницы вечерня, утреня и всенощное бдение, когда положено, совершаются по звону Великой Лаврской церкви на вечерню. Повечерий и полунощниц, кроме среды и пятка сырной недели и первой недели Великого поста, не бывает. Литургия св. Иоанна Златоустам совершается в 5½ ч. утра; литургия же преждеосвященных Даров во весь пост совершается в 8 ч. утра, а на Страстной неделе в 7 ч. утра. В это же время и в таком же порядке совершается богослужение и в церкви странно–приимной больницы (кроме литургии св. Иоанна Златоустог о, которая начинается в 6 ч. утра). Прочие подробности относительно ежедневного и праздничного богослужения в Лавре, чтения акафистов и совершения крестных ходов можно читать в особом печатном расписании, которое вывешено во всех видных местах в Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

§ 72. Во время пения антифонов бывает третий звон, возвещающий о радостнейшем чтении Евангелия. На каждом воскресном бдении Церковь произносит из Евангелия по порядку одно из 11 отделений в которых содержится благовестие о явлениях Иисуса Христа по воскресении, и сии 11 отделений называются воскресными, а литургийные во дни воскресные – недельными Евангелиями. На всенощном бдении, которое обыкновенно предшествует Литургии, произносит Евангелие старший священнослужитель – пресвитер, а литургийное диакон. По прочтении Евангелия, бывает поклонение пред ним или иконою праздничною; целование святыни предстоящими в знак духовного сбли жения с празднуемым лицем, и иногда помазание благословенным елеем, в знак милости, дарованной нам празднуемым событием. После сего продолжается обыкновенное последование утрени. Глава XVI. 2. Будничное § 73. Первый день по неделе или понедельник посвящен Церковию призыванию св. Ангелов, которые, как созданные прежде человека н ближайшие к престолу Всевышнего, после Божией Матери, честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов, и прославляемой ежедневно, занимают первое место в лике Святых. Во второй день по неделе , или вторник , Церковь в молитвах своих прославляет и призывает Пророков, как древнейших слуг в благодатном царстве Христовом, т. е. Церкви ( Мф. 21: 33 – 42). Впрочем вторник посвящен Церковию преимущественно честному и славному Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, который после Божией Матери и св. Ангелов, согласно с свидетельством самого Господа ( Мф. 11:11 ), прославляется выше всех св. человеков. В средний день недели, или в середу , Господь наш предан был на страдание и смерть; почему Церковь с Богослужением в этот день соединяет воспоминание предания Господа и поклонение животворящему кресту. Четвертый день по неделе – четверг посвящен Церковию св. Апостолам и Святителю Николаю. Ибо в Церкви Христовой после Пророков, первых ея проповедников – вторые суть Апостолы ( Мф. 21: 33, 42 ). Между преемниками св. Апостолов Церковь особенно почитает святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

51 Русские народные картинки Д. Ровинского кн. IV. Сборн. Отделения русского языка и словесности Импер. Академии Наук том XXVI, 661–665. 54 Не отсюда ли произошло название травы «Вероники», на которую в старых лечебниках указывается как на средство от разных болезней? Русские простонародные травники и лечебники В. М. Флоринского. Казань. 1880; стр. 124–125: «О воде из Верониковой травы» (гл. 202). 58 Смотр. у Ягича: Novi prilozi za literaturu biblijskih apocrifa. Apocrifa popa Ieremije. Starine, кн. V, 79–95. 61 Смотр. Новооткрытое армянское pendant к посланию Публия Лентула в Римский сенат об Иисусе Христе. Н. Эмина. Прав. Обозр. 1880; май. 62 Смотр. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов, свящ. И. А. Смирнова , Прав. Обозр. 1873 г. апрель, где изложено содержание всех сказаний об успении Богоматери в сводном тексте и сделано обширное и обстоятельное исследование о них. – Сказания о житии Пресв. Девы Марии и их выражение в средневековом искусстве. А. Кирпичникова в Журн. М. Н. Просв. 1883 г., ч. 228. – Апокрифические и легендарные сказания о Пресв. Деве Марии в древней Руси. В. Сахарова. Христ. Чт. 1888, март–апрель. 63 Чтен. Обществ. истории и древностей, 1880 г., кн. 3. Слово святого Иоанна Богословца о покои святыя владычиця нашя богородиця. 65 Такое значение недели или воскресного дня, как для совершения многих важнейших событий ветхозаветных и новозаветных, изображается в известном апокрифическом сказании о неделе (Памятн. Отреч. литер. II, 316–317), но это сказание более позднего происхождения. То же говорится о неделе в Луцидариусе. Сказание о неделе рассмотрено г. Веселовским в статье: Опыты по истории развития христианской легенды. Журн. М. Н. Пр. 1876 г., ч. 189. 68 Сборник Отделения русск. языка и словесности Импер. Академии Наук. Том XXV, стр. 459–461; 470. 69 Отрывки греческого текста этого Слова напечатаны у Тишендорфа. Apocalypses apocryphae. Prolegomena XXXVIII – XLII; разные списки Слова в славянских рукописях указаны А. Поповым в Чтен. Общ. истор. и древностей 1880, кн. 3; Здесь оно напечатано по списку XIV в. из Сборника Троицкой лавры; мы ниже печатаем его по списку XVI – XVII в. из сборника Соловецкой библ. 811.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Почтеннейший Отец Игумен!   По письму Вашему от 24-го истекшего Марта употреблено мною всевозможное содействие к отысканию в Министерстве Внутренних дел Вашего дела, но его не оказалось. А потому не угодно ли Вам будет повторить в Москву свою просьбу как о том, чтоб поспешили отправлением дела в Санкт-Петербург, так и о том, чтоб уведомили Вас: когда и к которому именно Министру будет отправлено то дело на решительное заключение. С истинным почтением, имею честь быть покорнейший слуга и сомолитвенник   Арх Игнатий Апреля 9-го дня 1840 года Сергиева Пустыня. Ваше Высокопреподобие! Почтеннейший Отец Игумен Антоний!   И опять мы обмануты. Знакомый мой справлялся в Министерстве финансов, а что по справке оказалось, то можете увидеть из приложенной при сем записки с отметкою присылаю оную Вам в подлиннике. Надо повернее выправиться в Москве; видно, дело клонится в пользу святых обителей, а потому противником и поставляются таковые сети. Прося Ваших Святых молитв, с искреннейшим почитанием и преданностию имею честь быть навсегда Ваш покорнейший послушник   Архимандрит Игнатий 1840 23-го Майя. Ваше Высокопреподобие! Достопочтеннейший и Вселюбезнейший Отец Игумен Антоний!   Два приятнейшие письма Ваши — одно чрез Иеромонаха Иосифа, а другое вслед за оным по почте — получил, дав пройти неделе мясопустной, во время коей мирские люди предаются вполне увеселениям, потом дав пройти первой неделе великого поста, во время которой все говеют и делами не занимаются, на второй неделе начал хождение по Вашему делу. Поелику же самому Графу [ 2087 ] по множеству дел, коих в Синоде ежегодно бывает до 12 тысяч, невозможно заниматься мелочами с подробностию, то я и просил Г Франка, его Вице-директора, дабы он обратил внимание на Ваше дело, и он мне обещал, что Граф в настоящее время будет непременно настаивать соответственно своему прежнему мнению. Насчет же пожертвования для окончания соборной церкви в Вашей обители я советовался с некоторыми знающими людьми, кои мне сказали, что по настоящей крайности в деньгах нельзя ожидать, чтобы Государь Император решился сделать экстренное пожертвование из Государственных сумм: разве Преосвященный рассудит представить форменно в Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сестра Васса расспросила переводчика немецких субтитров о его жизни – почему он ушел, и как вернулся в церковь В гостях у сестры Вассы – Атанасиос Хаилас, православный грек из Германии, переводчик немецких субтитров для «кофейного» шоу. Приветствую всех! Я сестра Васса, и я пью кофе сейчас здесь, в Вене, Австрии. Сегодня, многочисленные зрители, нашу студию посетил неожиданный гость. Его зовут Атанасиос Хаилас, он из города Эсслинген в Германии, и он – удостоенный наград переводчик немецких субтитров для нашего шоу. Он приехал с неожиданным визитом в Вену и согласился дать интервью для нашего шоу! Вы знаете, я очень благодарна за это небольшое отступление от нашего обычного шоу, потому что на прошлой неделе у нас в студии происходили какие-то тревожные события. Если вы смотрели эпизод на прошлой неделе, вы знаете, мои многомиллионные зрители, что у нас появились новые жильцы наверху, а именно, бизнесмен из России и его окружение. Возможно, вы помните, что на прошлой неделе одним ранним утром на нашем балконе очутился загадочный ботинок. И никто не захотел подняться наверх и вернуть ботинок его законному владельцу. В конце концов, Дэвид из студии звукозаписи, член нашей съемочной группы, мужественно согласился сходить и вернуть ботинок. Единственная плохая новость заключается в том, что это произошло вчера утром, и с тех пор мы ничего о нем не слышали. И я немного волнуюсь, хотя остальные члены съемочной группы считают, что нет причин для беспокойства. Он взрослый человек, и мы должны оставить его в покое. Может быть, его пригласили покататься на лыжах с русскими или что-то еще. Потому что наверху стало очень тихо. Что бы там ни случилось, я рада, что Атанасиос сегодня здесь. И давайте начнем наше интервью! – Итак, Атанасиос, добро пожаловать в нашу студию и большое спасибо, что пришли к нам! Почему бы вам сразу не рассказать нашим зрителям немного о себе. Насколько я знаю, вы принадлежите к Греческой православной церкви и живете в Германии. И почему бы вам не рассказать нам немного о вашем образовании и происхождении. И, пожалуйста, чувствуйте себя как дома в нашей студии. Угощайтесь, пожалуйста.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Примечание. О дне воскресном здесь не говорим, потому что об нем сказано было выше 694 . Первый день по неделе. Понедельник Первый день по неделе или Понедельник, посвящен св. Церковию призыванию и прославлению бесплотных св. Ангелов, которые, как первородные ( Евр.12:23 ) и ближайшие к престолу Всевышнего ( Апок.8:3–4 ), занимают первое место в лике святых, после Божией Матери, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим. При Богослужении в понедельник Церковь прославляет и призывает св. Ангелов, яко служителей Божественныя славы, предстателей наших пред Богом, да «нас прилежно к ним припадающих оградят они кровом крилу невещественныя своея славы» 695 . В Апостольском чтении, назначенном в понедельник в честь св. Ангелов, Церковь прославляет их вестниками Слова Божия ( Евр.2:2–10 ). В Евангелии же понедельника Ангелы называются жателями при кончине мира ( Мф.13:24–30 ). Якоже убо собирают плевелы и огнем сожигают, тако будет в скончание века сего: послет Сын человеческий Ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненну ( Мф.13:40–42 ) 696 . Второй день по неделе. Вторник После Ангелов св. Церковь в молитвах своих прославляет и призывает пророков, яко древнейших слуг в Божественном вертограде Царства Христова ( Мф.21:33–42 ) 697 . Впрочем, вторник посвящен Церковию не всем пророкам, но преимущественно честному и славному пророку – Предтече и Крестителю Господню Иоанну, который после Божией Матери и св. Ангелов, согласно со свидетельством Самого Господа ( Мф.11:11 ), прославляется в Церкви Православной прежде всех св. человеков 698 . Как во время путешествия царей, говорит св. Златоуст, – те, кои славнее других, идут близ их колесницы: так и Иоанн является пред самым пришествием Христовым. Смотри, как и Сам Господь показал преимущество его: Аминь глаголю вам: не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя. Чтобы увариться в достоинстве Иоанна, и если ты хочешь познать оное из самых дел его, то представь его трапезу, образ жизни, и высоту духа. Он жил как: на небе и, возвысившись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, провождая все время в св. песнях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с одним Богом» 699 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010