Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что можно и нельзя в Великий пост? 19 мин., 18.03.2024 Содержание В жизни каждого православного христианина когда-то случается первый осознанный Великий пост. Хорошо, если традиции соблюдения поста были в семье, если жизнь с детства была внутри Церкви. Но у людей, решивших познакомится с церковной традицией Великого поста уже во взрослом возрасте возникает масса вопросов. В нашу рубрику Вопросы священнику накануне начала поста поступает все больше вопросов о том, что можно и нельзя в Великий пост. Мы решили выбрать наиболее частые вопросы и ответить на них в одном материале. Что можно и нельзя в Великий пост, определяется уставом. Русская Православная Церковь в данном случае пользуется древним монастырским уставом, но жизнь современного человека в большом городе сильно отличается от жизни в монастыре, и следовать каждой букве древних правил для многих не по силам. Учитывая рекомендации устава, меру поста каждый должен определять для себя сам, посоветовавшись со священником и оценив свое состояние здоровья, нагрузки, возможности и другие обстоятельства. Что можно есть на первой неделе Великого поста? На первой неделе Великого поста можно есть свежие, сушеные и соленые овощи и фрукты, хлеб, мед, орехи. Строгий монастырский устав предполагает полный отказ от пищи в первый день Великого поста, пищу без масла во вторник и четверг и сухоядение в среду и пятницу первой недели поста (то есть употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла). Но для мирянина, то есть человека, живущего не в монастыре, а в современном мире, следование такому уставу – дополнительный подвиг, доступный немногим, и идти на него можно только по особому благословению духовника. Обычно миряне едят на первой неделе также каши, супы, жареные, вареные или печеные овощи и грибы и т.п. Календарь питания по дням в Великий пост смотрите здесь  Можно ли есть растительное масло в Великий пост? Растительное масло в Великий пост разрешено монастырским уставом только по субботам, воскресеньям и некоторым будним дням. Но вовсе не обязательно постоянно сверяться с календарем. Мирянам (т.е. не монашествующим) растительное масло допустимо для ежедневного употребления.

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzya-v-ve...

Иоанн из Вишни (конца XVI века) говорит о «волочельном». По Кормчей 1282 года обряд зажигания костров относится к вечеру пред Благовещением: «пред храмины своими или враты домов своих, пожар запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю». В Тульской губернии пред Благовещеньем ночью жгут солому и скачут через костры (Сахаров. Сказания, II, Народный Дневник, 18–19). С Благовещения в некоторых местах Малой и Белой России начинают петь веснянки, закликать (гукаць) весну (Снегирев, Русские Простонародные Праздники, III, 12; Шейн, Материалы, I, 1, страница 125). Время закликания весны, её встречи в разных местах России совершается в различное время, как и праздник, так называемой, Красной Горки, который часто совпадает с закликанием весны. Так, в некоторых местах, уже 1-го марта, при закате солнца, некоторые из поселянок расстилают на проталинках свои холсты первой ткани, кладут на них пироги и говорят: «вот тебе, матушка-весна!» Приношения крестьянок остаются там и на ночь, а приносители идут восвояси, в надежде, что «матушка-весна!», за принесенную ими хлеб-соль, уродит в изобилии хлеб, лен и посконь (Этнографическое Обозрение, 1891 года, 4, 187). В Костромской губернии «окликают весну» в великий четверг рано поутру (Снегирев, Русские Простонародные Праздники, III, 13). С Пасхальной неделей соединяются также и окликания весны, и начало хороводов, и обряды обливания водой, о чем упоминает Духовный Регламент 1721 года. Надо заметить, что к народному празднеству на Пасхальной неделе присоединились песни колядские, которые в Белой России носят название «волочобных» (Сахаров. Сказания, II, 75). Но чаще всего все важнейшие весенние обряды относятся к Фоминой неделе, или, так называемой, Радуницкой, при чем воскресенье носит название Красной Горки, понедельник – Радуницы, – вторник – Навий день или усопшие Радованицы. На Радуницкой же неделе справляется «Въюнец» – хождение по улицам с пением обрядных «въюниских» песен в честь новобрачных (Сахаров. Сказания II, 80–81). Что названия «Красной горки и Радуницы» восходят к глубокой древности видно из того, что множество местностей в Великой, Малой и Белой России носят название Красной горки (городища, монастыри красногорские с древнейшего времени и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Лукашова Ольга Сергеевна 2016/05/19, 00:10:56 Здравствуйте Старцы, пришлите пожалуйста поясок Богородицы. Мой адрес: 394062, г. Воронеж, ул. Антокольского 14, кв 130. Заранее большое спасибо Виктория 2016/05/17, 13:29:00 Здравствуйте Святые Отцы. В поисках пояска Пресвятой Богородицы, случайно нашла этот сайт. Пять лет назад мне поставили онкологию, рак кожи, как я это пережила, одному Богу известно. Двое маленьких детей одному год, второму семь лет. Слава Богу у меня оказалось два пояска Богородицы, которые раздавали у Храма Христа Спасителя в Москве, когда святыню привозили в Храм. Пять лет я носила пояски не снимая, пять лет никаких проблем со здоровьем не было, Слава Богу. И вот пояски совсем сносились и уже несколько месяцев я без пояска. Очень прошу, помогите. Если нужно я сама приеду за ним, чтоб не высылать по почте. Я написала письмо и на Афон с просьбой прислать, но переживаю, что это на долго затянется. Всем поклон, спасибо. 115522 Москва улица Москворечье дом 6 корп. 2 кв. 201 Лазовской Ольге Вдадимировне 2016/05/16, 17:05:20 Здравствуйте Святые Отцы и Братия Святой горы Афон! Просим Вас о помощи! Первая беременность закончилась преждевременными родами на 24 неделе, дочка прожила 1.5 месяца в реанимации но увы.... Вторая беременность оборвалась на 17 неделе, произошел выкидыш. Год спустя третья беременность так же на 16-17 неделе прекратилась выкидышем.... Мы с женой очень хотим ребеночка , многих врачей обошли во многих клиниках были но пока не получается выносить малыша.Пожалуйста помогите молитвами Вашими о даровании ребеночка. Пожалуйста вышлите пояс Пресвятой Богородицы. Заранее благодарны Вам. Россия , Кемеровская область, город Новокузнецк,ул. Пржевальского д.4 кв.10 индекс:654086 Галина и Роман 2016/05/15, 23:16:40 Здравствуйте, дорогие Святые отцы и Братия Святой горы Афон! Мы получили пояски Пресвятой Богородицы! От всей души благодарим Вас! Храни Вас Господь! Людмила 2016/05/15, 21:42:28 Здравствуйте, дорогие Святые Отцы и Братия Святой горы Афон. Спасибо Вам большое, получила пояски Пресвятой Богородицы! Очень Вам благодарна ! Храни Вас Господь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=859&...

И это служение заключается не в чем ином, как – быть вестником вечной жизни в том мире, в котором он живет, быть (в свою меру, конечно) тем, чем был Христос, когда Он проповедал на земле. Крещеный – это человек, родиной которого теперь стало Царство Божие, это посланник, который послан Богом в этот мир для того, чтобы его покорить вечности. “Покорить” – слово неверное, потому что “покорить” в обиходе наших понятий значит “поработить”, “подчинить”. А покорить с точки зрения Божией – значит победить все зло и освободить и человека, и человечество, создать новый народ, который был бы народом свободным от всего того, что является злом на земле, больше того: от времени, больше того: даже от принадлежности к падшему миру. Крещеные – это войско, которое принадлежит уже теперь – вечности, и только временно продолжает жить на земле для того, чтобы выполнить свою задачу: провозгласить закон любви, закон свободы, закон новой жизни, который нам принесен через Христа, Его жизнью, Его смертью , Его воскресением и вознесением на небеса. То, что я сейчас сказал, я хотел бы глубоко запечатлеть в ваших сердцах и в вашей мысли. Крещение не заключается в том, чтобы просто на земле стать членами Церкви, прихожанами того или другого прихода, посетителями того или другого храма. Крещение означает именно то, о чем я говорил: вступление в Царство Божие и становление посланником Божиим на земле. Но для того чтобы быть таким посланником, надо так глубоко сродниться с Тем, Который тебя посылает, так глубоко проникнуться Его мыслью, так сродниться с Его сердцем, чтобы вся наша жизнь была отображением Его жизни и каждое наше слово было Его словом; чтобы каждый из нас стал новым Иоанном Крестителем, голосом, который люди слышали и в котором они узнавали Божий голос, забывая как бы о том, кто говорит, слыша только Живого Бога. 15 Катакомбы – подземные ходы и помещения, служившие в древности местами отправления культа и захоронений. 19 Елевферий (Богоявленский, 1870–1940), митрополит Литовский. Под его управлением были русские православные приходы в Западной Европе, сохранившие каноническое подчинение Московскому Патриархату. 21 Великий четверг – четверг на Страстной неделе, то есть неделе, предшествующей Пасхе. Все дни ее называются Великими по значению воспоминаемых на этой неделе событий – тайной вечери, страданий и смерти Христа, за которыми последовало Его Воскресение. 22 Иоанн Креститель – последний пророк Ветхого Завета, проповедавший покаяние перед приходом в мир Христа Спасителя (Мк. 1и сл.). Читать далее Источник: Войду в Дом Твой/Митрополит Антоний Сурожский. - Москва : Изд. Сатисъ, 2011. - 78 с. ISBN: 978-5-7868-0007-5. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

«Это что, мне такой надо молиться? Да ни в жизнь я не буду такой молиться!» По крайней мере, она высказалась искренно. Мы, конечно, люди очень интеллигентные и вежливые в церковном смысле слова. Если кто-то причислен к лику святых, у нас, конечно, хватит вежливости на то, чтобы так не высказываться. Но дело не в том, что мы говорим. Действительно ли сердце наше расширено до того, чтобы постигать эти судьбы Божии? Поэтому тема, которая задается словами Господа «берегитесь закваски фарисейской», и евангельская тема служения соединяются так, как я сейчас продемонстрировал. Вход в Страстную седмицу Сегодня, с Божией помощью, мы поговорим о Страстной неделе и о том, что ей предшествует. Здесь надо сказать несколько вещей. Во-первых, мы в течение всех наших бесед говорим о том, что Священное Предание не делится на части. Как в капле воды океана отражается сущность всей океанской бездны, так и в каждой капельке Священного Предания так или иначе заключено все. К Страстной неделе это относится в особенности, потому что Страстная неделя – квинтэссенция всей тайны бытия. Поэтому, конечно же, не может быть речи, чтобы какая-то беседа или ряд бесед могли исчерпать тайну. Неисчерпаемое нельзя исчерпать, необъятное нельзя объять, и мы чего-то только коснемся, а на все остальное только укажем. С этими оговорками я хочу начать беседу, касающуюся этих великих дней. Между прочим, никакие другие дни так не называются, в частности дни Святой Пасхи не называются Великими, называются Светлыми. Только эти дни называются Великими, каждый день: Великий Понедельник, Великий Вторник, вплоть до Великой Субботы. В Великую Субботу на Божественной литургии вместо Херувимской песни поется: «Да молчит всяка плоть человеча, Царь царствующих, Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным». Это тот фокус, или тот духовный тон, с которым мы должны входить вообще в христианское бытие, и в частности в жизнь Страстной недели. Вспомним о том, что в Евангелии, которое читалось на пятой неделе Великого поста, сказано, что ученики ужасались.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Обряд этот описывается в житии Марии Египетской, приписываемом патриарху Софронию, и состоял в следующем: «в воскресенье, предшествующее первой неделе поста, совершалась литургия, за которой все приобщались Святых Таин. Затем после малой трапезы все собирались в церковь , где, после продолжительной молитвы и коленопреклонения, старцы целовали настоятеля и друг друга, прося прощения и молитв на предстоящий подвиг. При этом монастырские ворота отворялись и братия за исключением больных и старых, да нескольких лиц, оставшихся в монастыре для надзора, выходили при пении псалма: «Господь просвещение мое и Спаситель мой кого убоюся», и расходились в разные стороны» (Vit. S. Mar. Aegypt. Patr. T. 87, col. 3703–3704). Впоследствии в общежительных монастырях выродился противоположный обычай на всё время Великого поста не выходить из монастыря, поэтому главные ворота затворялись вплоть до Лазаревой субботы, а игумену строго запрещалось оставлять монастырь во время постов. Теперешнее обозначение недель Великого поста установилось довольно поздно и не известно даже по полным триодям студийским и древнейшим иерусалимским. В древности к этим неделям были приурочены другие службы и памяти. В рассматриваемый нами период из круга великопостных недель выделялась средопостная неделя или, теперешняя крестопоклонная (μση βδομας τν νηστιων). Так называется она в пасхальной хронике, и на этой неделе, 18 февраля 453 г., была обретена глава Иоанна Предтечи (Patr. Gr. t. 92, col. 8–13). «В средине поста, – говорит Софроний Иерусалимский , – предложено нам животворящее древо честного креста, а по средине земли оно было водружено на спасение наше». Кондакарь Романа Сладкопевца в честь креста, первый кондак и икос которого употребляются теперь в службе четвёртой недели Великого поста, мог бы служить твёрдым доказательством существования и во времена Сладкопевца службы средо-крестной недели, если бы в содержании самого кондакаря были на этот счёт положительные указания, но за отсутствием их, диалог между сатаной и адом может с таким же правом относиться к Великой пятнице, как и неделе крестопоклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Князь отвечал, что он сам, за болезнью, стараться не может, но чрез других стараться будет, и в этом смысле поручил отписать к преосвященному. Получив от Феофилакта письмо, чтобы на сырной неделе быть в Тверь, Иоасаф хотел ещё раз сходить к Голицыну, чтобы разведать о положении дела и спросить, не будет ли ему угодно дать письмо к преосвященному? На последнее князь отвечал, что, за болезнью, писать не может; а на первое повторил тоже, что говорил прежде, но прибавил с укором, что «преосвященному скоро этого хочется. Уж если книга написана, то позволение, надеюсь, будет, а тем временем пусть исправляет». И приводил примеры древних св. отцов, Василия Великого , Иоанна Дамаскина и прочих, которые, написав свои книги, долгим временем исправляли, а потом обявляли мирови. «Да и преосвященный Стефан митрополит книгу Камень Веры написав исправлял долгим временем, и она напечатана уже после его смерти». Прибывши в Тверь в субботу на сырной неделе, Иоасаф передал Феофилакту все речи Голицына. Ясно было, что с этой стороны не было сильного желания оказать просимое содействие. Феофилакт решился обратиться за помощью к другому лицу. Это был архимандрит Варлаам, духовник Императрицы. Феофилакт считал его человеком мужественным, благочестивым и очень сильным при Дворе. Он отправил к нему того же Иоасафа с письмом, в котором откровенно обяснил свои желания. «Из дальных стран пишут о противностях нашей вере – писал Феофилакт Варлааму – а мы и близ-живущие о св. церкви радения не имеем». В то же время Иоасаф уполномочен был доложить духовнику словесно, что «если Синод не позволит писать ему, Феофилакту, против той книги, то хотя бы повелел новгородскому архиерею писать против нее. Только он не надеется, чтобы новгородский так сильно стал писать». По прибытии в Москву Иоасаф вручил письмо архимандриту Варлааму на первой неделе Великого поста во вторник. Прочитав письмо, духовник приказывал ему побывать у себя в другое время. Между тем в тот же день приехал к нему на подворье курьер от Варлаама с требованием, чтобы он явился к нему немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Отец Павел согласился, и духовник Арсений благословил. В 1839 году, ноября 21 дня, на Вход во храм Божия Матери, взошли русские во свою русскую обитель, с честью и славою, все самые истые великороссияне; и греки их встретили с торжеством и радостью, о чем писано выше в гл. 110. И была обоюдная радость грекам и русским, а наипаче стошестилетнему старцу Венедикту. И он на гостинице прочитал молитву: ныне отпущаеши раба Твоего, и прочее. И сказал проповедь и свое завещание, чтобы вечно жить русским с греками в обители; простился со всеми, пошел в свою келию, и больше его никто не видал: ибо готовился ко исходу, а в сороковой день и скончался; и погребали его с греками вместе и русские. Ноября 23, освятили русскую церковь во имя святителя Митрофана, и были говорены разные проповеди в утешение русским. Чрез восемь месяцев скончался игумен Павел, и сотворил всем плач велий, грекам и русским. Потом, по желанию братий, по изволению Божию и по благословению старца, духовника Арсения, взошли мы в Русский монастырь со своим старцем, монахом Иоанникием. 159. Заложение нового храма святителя Митрофана В 1841 году, в январе месяце, освятили место, и заложили новый русский собор во имя святителя Митрофана, в северо-восточном угле Руссика. На Сырной неделе, в последний день, ходили погребать великого старца, схимонаха Николая, ученика духовнику Арсению. На первой неделе Великого поста, в субботу, постригся в великую схиму старец наш Иоанникий, и наречен Иеронимом. И мы радовались, что привел Бог нам видеть своего старца иеромонахом, духовником и схимником. И препровождали святую Четыредесятницу в тишине и безмолвии. Каждую седмицу дважды причащались Святых Таин. 160. О пострижении моем в великий ангельский образ На пятой неделе поста призвал меня духовник к себе, и сказал, что отцу игумену и ему расположилось меня постричь в великий образ ангельский. Я ему ответил: «Я, отче святый, от юности желаю того великого образа; но только теперь повременю; потому что мало жил в сем монастыре: боюсь, дабы не положили послушания сверх моих сил».

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Другое дело, что у метро «Кропоткинская», где была организована очередь для тех, кто с шел с маленькими детьми, православные не стесняясь просили у прохожих «в пользование» детей, чтобы пройти по короткой очереди. В ходе дискуссии неожиданно выяснилось, что сегодня в Москве есть «приличные» и «неприличные» очереди. «Приличные» – это на Дали, на Караваджо и т.п. «Неприличные» – это к православным святыням. Как правило оно сопоставимы по своей длине – от 2-3 до 4-5 часов. Однако время от времени «неприличные» очереди бывают длиннее. Вот на прошлой неделе и 26 часов стояли. Парадоксально, но стоят эти очереди в огромной Москве как правило рядом – на Волхонке. Одна идет с набережной и по Соймоновскому проезду выходит на Волхонку. Другая – стоит чуть ближе к Кремлю, на другой стороне Волхонки. И порой в них стоят одни и те же люди.   Кто же эти люди? Пять лет назад, говоря о поклонившихся мощам св. Иоанна Крестителя, я назвал их «другой Россией» , которая не пробивается в СМИ и которую не замечает интеллектуальная элита. На прошлой неделе Александр Архангельский и Андрей Золотов в схожих понятиях попытались описать поклонившихся поясу Пресвятой Богородицы. Однако сегодня мне кажется, что разговор о «двух Россиях» или «параллельных Россиях» вряд ли будет плодотворным. Более того, он может завести нас в тупик. Говоря о двух Россиях, мы вольно или невольно предполагаем не только реальность, но и смысловую равновеликость каждой из них. Так ли это? Сегодня могу сказать с уверенностью: нет! Россия, стоявшая в очереди на Пречистенской набережной, являет собой собирательный образ России – здесь встретились студенты, пенсионеры, рабочие, провинциальная интеллигенция, чиновники и бизнесмены. Встретились, но пока всерьез не заговорили друг с другом. Насколько благочестивая сказка про благоразумного чиновника, которую на прошлой неделе сочинила Наталья Лосева , может быть правдой? Признаюсь честно, я сомневался. Но в прошлое воскресенье один из московских священников рассказал мне, что его прихожанин, член Совета Федерации, принял решение не идти по приглашению, и вместе с супругой отстоял общую очередь длинною в ночь, читал акафист и псалтирь, и отнесся к этому как своего рода паломничеству.

http://bogoslov.ru/article/2275989

Мы приняли решение назвать Богом данного сына Симеоном в честь преподобного Симеона Мироточивого . Во время беременности я ощущала помощь Божию, покров Божией Матери и благословение преподобного Симеона Мироточивого. Каждый день я читала акафисты Божией Матери и преподобному Симеону, молитвы. Все шло спокойно и комфортно, беременность приносила радость, но не обошлось без испытаний. Господь показал, как слаб и немощен человек и что мы целиком зависим только от Него. На 28-й неделе беременности ситуация резко ухудшилась На 25-й неделе началась умеренная преэклампсия практически без внешних симптомов (легкое давление, отеки, ухудшение кровотока), и меня положили в стационар. На 28-й неделе ситуация резко ухудшилась, терапия уже не действовала, в очень тяжелом состоянии меня положили в реанимацию, где я пролежала восемь дней, шла тяжелая преэклампсия, которая нарастала с каждым часом и несла угрозу двум жизням – малыша и моей. Ежеминутно молились Господу, Божией Матери, преподобному Симеону, преподобному Давиду. В реанимации не было ни одного движения без молитвенного вздоха. Молились все знакомые священники и монахи, все родные и все знакомые православные миряне. В начале 29-й недели комиссия врачей приняла решение об экстренных родах с помощью кесарева сечения. В день памяти преподобного Давида Гареджийского родился малыш Симеон! Он показал себя настоящим борцом, мужественно прошел инкубатор в реанимации, интенсивную терапию. За два месяца в стационаре он научился дышать, поддерживать температуру тела, самостоятельно кушать! Сколько сил стоит за этим! Особенно для малыша весом всего 990 грамм! Сейчас Симеону уже больше 8 месяцев, он весит больше 7 килограмм, «догнал свой вес», как говорят врачи, очень веселый, радостный и общительный малыш, и только следы от катетеров на маленьких ручках напоминают о больнице. Не устаем благодарить Бога, Пресвятую Богородицу и преподобного Симеона. Слава Богу за всё! Георгий и Вера Февраль 2016 г. 26 февраля 2016 г. Рейтинг: 9.6 Голосов: 2872 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/90993.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010