К концу царствования Азарии-Озии над малыми странами восточного Средиземноморья вновь нависла угроза со стороны усилившейся Ассирии, власть которой вынуждена была признать и Иудея, уплатившая дань Тиглатпалассару III (745 – 727) во время его первой кампании на запад, начавшейся в 743 году. 16, 8–31. Хаос в Израиле. ЗАХАРИЯ, СЕЛЛУМ, МЕНАИМ, ФАКИЯ и ФАКЕЙ (752 – 732). После смерти Иеровоама II в Израиле начались беспорядки и мятежи, которые сильно ослабили страну и продолжались до падения северного царства. ЗАХАРИЯ (753 – 752), сын и преемник Иеровоама II, через шесть месяцев был убит Селлумом. Узурпатор СЕЛЛУМ, сын Иави-са, царствовавший всего один месяц, был умерщвлен Менаимом, провозгласившим себя царем в древней столице Фирце (стт. 8–15). МЕНАИМ (752 – 740), сын Гадия, свое десятилетнее царствование в Самарии начал со страшных жестокостей над жителями города Типсаха, не отворившего перед ним ворот. В то время, когда узурпаторы сменяли друг друга на троне в Самарии, в Ниневии захватил власть энергичный Тиглатпалассар III (745 – 727), блестящий полководец и талантливый администратор. До 743 года он был занят покорением востока, после чего предпринял поход на запад. Вследствие неустойчивости царской власти в Самарии, Азария иудейский и его сын и соправитель Иоафам в это время имели руководящую роль в организации антиассирийской коалиции 19-ти малых государств, включая Емаф, Кархемиш, Дамаск и Израиль. Тиглатпалассар III двинулся на юг вдоль средиземноморского побережья, по-видимому, с целью атаковать самого Азарию. При его приближении Менаим израильский изменил союзу и поспешил уплатить дань. Другие союзники также были принуждены признать власть Ассирии, в том числе Рецин, царь Дамаска, и Азария иудейский, согласно ассирийским анналам. Менаим израильский обложил налогом 60 тысяч богатых семей израильтян, чтобы собрать 1000 талантов серебра для уплаты ассирийцам. Вскоре он скончался, оставив в трудном положении своего сына и преемника ФАКИЮ (741 – 740), главная забота которого состояла в собирании ежегодной дани для Ассирии. Это вызвало недовольство антиассирийских элементов, организовавших заговор и убийство Факии через два года после его восшествия. ФАКЕЙ, сын Ремалии (740 – 732), новый царь израильский, узурпировавший трон, начал проводить антиассирийскую политику. Вместе с Рецином, царем Дамаска, он приступил к организации нового антиассирийского союза, к которому вскоре присоединились финикийские города Тир и Сидон, филистимская Газа, идумеяне, аравитяне, а Египет обещал поддержку. Иудея осталась в стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

767). Вместо него воцарился его сын Азария (  ) (4 Цар 15. 1-2), второе, вероятно тронное, имя к-рого было Озия (   ок. 790-739). Возможно, Азария Озия стал регентом еще при жизни отца - после унизительного поражения последнего, хотя Амасия какое-то время номинально мог сохранять титул царя (ср.: 4 Цар 15. 1-2, 17, 23, 27; 2 Пар 25. 1, 25-28; 26. 1-3). Показательно, что ни после убийства иудейского царя Иоаса, ни после умерщвления (или первоначально отстранения от власти) Амасии заговорщики не пытались передать власть своему лидеру или третьему лицу (как это делалось в Северном царстве), но сажали на трон (подтверждали полномочия) законного царя из дома Давидова. Царствование Озии в Иудее отличают значительные военные успехи и экономический подъем. Царь проводит реорганизацию и перевооружение войска, укрепляет города (2 Пар 26. 14-15). По мере освоения Негева там тоже возникают новые города и селения. Чтобы оградить их, а также проходящие здесь караванные пути от набегов кочевников, на рубежах царства и скрещениях главных дорог возводятся укрепленные пункты, обнесенные характерными казематными стенами и частично укрепленные массивными башнями, что засвидетельствовано проводившимися здесь раскопками. Озия отвоевал Елаф (  ), нанес поражение филистимлянам, захватив Геф, Иавнею (  ) и Ашдод (в синодальном переводе - Азот) и разрушив их стены (2 Пар 26. 6-7); это открыло Иудее выход к Средиземному м. Царь провел успешную кампанию против араб. племен у юж. пределов Иудеи; аммонитяне платили ему дань (2 Пар 26. 7-8). Озия проводит интенсивные мероприятия в экономической области (2 Пар 26. 10). Ок. 750 г. царь заболел проказой и был вынужден в соответствии с законами о ритуальной чистоте жить вне Иерусалима. Его сын Иоафам (  ) был назначен соправителем. Впосл. 4 преемника Озии - Иоафам, Ахаз, Езекия и Манассия - также назначали своих сыновей соправителями, что обеспечивало стабильную передачу власти в Иудее. Озия, а также его сын-соправитель Иоафам, как властители наиболее сильного и влиятельного гос-ва Сиро-Палестинского региона, видимо, возглавили коалицию царей против резко усилившейся Ассирии во главе с Тиглатпаласаром III (745-727; в синодальном переводе - Феглаффелласар),- коалицию, созданную по примеру возглавлявшегося израильским царем Ахавом союза гос-в, к-рый ок.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Во главе коалиции против него (742–740 гг.) упоминается Азария, царь Иудейский. Менаим также упоминается, как платящий дань в 738 г. Во время 737–735 гг. Тиглат-Пилезер воевал на Востоке, но в 734 г. он воротился, чтобы подавить другую коалицию на Западе, когда покорил Факея и на его место назначил Осию царем Самарии. Согласно библейским известиям, Менаим и Азария были современники и Менаим платил дань Тиглат-Пилезеру (называемому Фулом в 4Цар. 15:19 ); после краткого царствования Факия сын Менаима, Факей, в последний год Азарии вступил на престол. Факей, вместе с Рецином, царем Дамаска, в царствование Иофама и Ахаза имел войну с Иудейским царством. ( 4Цар. 15:37, 16:5 . Иса. 7:1), – очевидно, – с целью заставить Иудеев вступить с ними в союз против Ассириян. Во время царствования Факея царство Израильское имело большие потери в земле и населении через нашествие Ассириян, за Факеем следовал Осия. Оба эти показания, – библейское и Ассирийское, – согласны между собою; остается только установить даты. В 737 г. Факия является царем, вступив на престол, вероятно, в предыдущем году. Царствование его было непродолжительно: в 736 или 735 г. он убит был Факеем. В 737 г. или 736 г. Азария умер и Иофам (который уже около 14 лет – можно полагать – был соправителем, ибо его отец был прокаженный) стал царем. В 735 г. Ахаз заместил Иофама; в 734 году Факей убить и царем стал Осия. Самария пала зимою 722–721 гг. Таким образом, в этот период библейские хронологические показания должны быть значительно изменены. Результаты указаны в таблицах в и е. Затруднение встречается также в 4Цар. 18:10–13 , где падение Самарии относится к 6-му году Езекии, а нашествие Сеннахирима к 14-му; но первое событие совершилось в 722 г., а последнее в 701 г. Согласно с первым счетом, Езекия вступил на престол в 728 или 727 г., а по последнему счету – в 715 или 714 г. Если мы примем последний счет, то царствование Ахаза должно быть удлиннено почти на 20 лет, а Манассии или Езекии сокращено приблизительно на 10 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

И будет же в то время плач и смешанный вопль, так что некоторые примут это не за иное что, как за шум моря, разлившегося по стране Иудейской. Будет также и жестокая тьма, под которою разумеется совсем не тьма, происходящая от тумана или бывающая ночью, но скорее тьма вследствие страхов и растерянности. Ибо слишком тяжкие бедствия помрачают ум. Итак, Бог всяческих во всем приносит нам пользу: не напрасно (например) Он делает предсказания о будущем и подробно повествует о великости бедствий. Это делает Он для того, чтобы, поскольку часто мы остаемся глухими к вразумлениям и ни во что считаем призывающее нас к покаянию слово, то, хотя бы убоявшись подпасть столь страшным наказаниям, восприняли в себя страх Божий и, отступив от злого, обратили, наконец, к благому сердце свое. Ис.6:1–3 . И бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его. Не однажды навсегда, а также и не беспрерывно блаженные пророки получали откровения видений от Бога, но по частям, сообразно тому, как то угодно было Владыке, и в те времена, в которые хотел делать это Открывающий глубокое и сокровенное и Знающий утаенное. Ибо и свет с Ним есть, как написано ( Дан.2:22 ). Итак, когда еще жив был Озия, он же и Азария, и занимал престол царства Иерусалимского 5 , блаженный пророк Исаия сложил (пророчественные) речи относительно того, что уже указано выше. Озия, он же и Азария, был один из боголюбивейших царей, так как о нем говорится, что он сотвори правое пред очима Божиими ( 4Цар.15:3 ; сн. 2Пар.26:4 ); однако он не вполне сохранил добрую и непорочную славу благочестия: преодолев, с помощью Божией, соседние народы, совершив весьма многое и достойное удивления (в войнах) против них, он опьянен был такой благоуспешностью в делах и впал в надменность, Он дошел до такой степени самомнения, что восхитил себе власть священнослужения и самозванно приступил к совершению жертвоприношения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

По 3Цар.16:22  и сл. Амврий воцарился, одержав верх над Фамнием и по смерти этого последнего, в 81-м году Асы, царя иудейского, и царствовал 12 лет, по истечении которых умер, уступив престол своему сыну, Ахаву, вступившему на царство, однако уже в 38-м году Асы (там же ст. 29). Эти данные можно объяснить только тем предположением, что царствование Амврия, окончившееся в 38-м году Асы, началось раньше 31 года этого царя. Прямое основание для такого пред­положения заключается в том свидетельстве 3Цар.16:21 , что до смерти Фамния царство израильское разделено было на две части, из которых одна признавала царем Фамния, а другая – Амврия. Только единоличное царствование последнего началось с 31 года Асы; но не с этого года считаются те 12 лет царствования Амврия, о которых сказано в ст. 23 и в числе которых посчитаны, очевидно, и те годы, которые Амврий царствовал одновременно с Фамнием. Предположение о междуцарствиях, к которому гораздо чаще прибегали для примирения хронологии царей иудейских с хронологией царей израильских, основывается обыкновенно также на сопоставлении некоторых библейских свидетельств. Именно: а) по 4Цар.14:17 , Амасия, царь иудейский, жил после смерти Иоаса израильского 15 лет: следовательно, преемник Амасии, Озия или Азария, должен был бы взойти на престол не позже, как в 14-м году Иеровоама II (вступившего на престол после 16-летннго царствования Иоаса). А между тем, по 4Цар.15:1 , этот Азария вступил на престол в 27-м году Иеровоама II. Таким образом, считают возможным предполагать, что после смерти Амасии в иудейском царстве имело место междуцарствие, продолжавшееся лет 14. Но это предположение делается не нужным, если держаться мнения (как выше показано, также имеющего свои основания), что 27 год Иеровоама II соответствует первому году только единоличного царствования Азарии, – году, который был вместе и 29-м (последним) годом Амасии. Мы видели, в самом деле, что при счислении лет царствования Азарии свящ. писатель книг Царств в одном случае ( 4Цар.15:8 ) считает эти лета, очевидно, со времени вступления Азарии в управление народом страны еще при жизни Амасии, а в другом ( 4Цар.15:1 ) – с начала его единоличного царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

6. В то самое время, как Симон находился в Галилее и вел войну с жителями Птолемаиды, а сам Иуда со своим братом Ионатаном был занят в Галааде, оставленные Иудою в качестве военачальников Иосиф, сын Захария, и Азария, также побуждаемые желанием снискать себе славу отличных полководцев, двинулись со своею ратью на Ямнию. Когда же при встрече с Горгием, военачальником Ямнии, произошла битва, то они потеряли две тысячи человек из своего войска и должны были обратиться в бегство, причем подверглись преследованию вплоть до пределов Иудеи. Это поражение было следствием того, что они ослушались приказаний Иуды не вступать в бой ни с кем до его возвращения. Таким образом, Иуда, кроме всех его военных подвигов, заслуживает также нашего удивления ввиду поражения, постигшего Иосифа и Азарию, которого неизбежность он предвидел заранее, если бы они в чем-либо слушались его приказаний. Между тем, однако, Иуда и его братья не прекращали своих военных действий против идумеян, но отовсюду налегали на них. Так, например, они взяли город Хеврон, заняли всю массу его укреплений, сожгли башни и опустошили всю область неприятелей вместе с городом ее Мариссою. Потом они направились к городу Азоту, взяли и разграбили его. После этого они с множеством вражеских доспехов и богатою добычею вернулись в Иудею 787 . Глава 9 1. Около того же самого времени и царь Антиох, отправляясь походом в нагорную страну, узнал, что в Персии находится город Элиманда 788 , отличающийся своим богатством и великолепным храмом Артемиды 789 , который полон всевозможных жертвенных даров; в числе последних будто бы также находятся оружие и панцирь, оставленные тут Александром, сыном македонского царя Филиппа. Побуждаемый последним обстоятельством, Антиох двинулся на Элиманду и занялся осадою ее. Но так как жители города не испугались ни его нападения, ни его осады, а, напротив, оказывали упорное сопротивление, царь ошибся в своих расчетах; жителям города даже удалось прогнать его из-под стен, сделав вылазку, обратить его в бегство и подвергнуть преследованию, так что ему пришлось спасаться в Вавилон и при этом потерять значительную часть своего войска. И вот, пока царь еще горевал об этой своей неудаче, ему доложили также о поражении его полководцев, которым он поручил вести войну с иудеями, и о возрастающем могуществе иудеев. При получении этого известия, в силу которого к прежним неудачам присоединялись еще новые, царь впал в сильное расстройство, а затем и в серьезную болезнь. Когда последняя стала затягиваться и страдания Антиоха все увеличивались, он понял, что наступает смерть, и потому созвал друзей своих, сообщил о безысходном положении своей болезни и заявил, что ему приходится страдать так оттого, что он обидел народ иудейский, разграбил его храм и глумился над Предвечным. С этими словами царь умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из других пророков Михей предсказал, что Спаситель родится в городе Вифлееме; Даниил, что Спаситель придет на землю чрез семьдесят седьмин после возвращения иудеев из плена вавилонского; Иоиль предсказал о сошествии Святаго Духа на апостолов и на всех верующих. Воспитание Даниила, Анании, Азарии и Мисаила Навуходоносор, царь вавилонский, завоевавший иудейское царство, приказал набрать отроков из знатных иудейских семейств. Их воспитывали при царском дворе и учили разным наукам, а пищу давали с царского стола. В числе избранных отроков были: Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего – либо запрещенного законом Моисеевым, и просили воспитателя давать им только хлеб и овощи. Воспитатель не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил воспитателя позволить им, хоть десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона Бог наградил этих отроков хорошими способностями. Они оказались умнее других и получили высокие должности при дворе царском. А Даниилу Бог , кроме того, дал еще умение объяснять сны. Однажды Навуходоносор видел необыкновенный сон, когда же проснулся, то не мог его припомнить. Он призвал мудрецов и гадателей и велел им напомнить и объяснить ему сон. Но они не могли этого сделать и говорили: «Нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон». Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов. Тогда Даниил попросил царя дать ему сроку три дня и обратился с усердной молитвой к Богу. Господь открыл Даниилу сон и значение его. Он пришел к царю и сказал: «Царь! Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя, и во сне ты увидел истукана, у которого голова была золотая, грудь и руки – серебряные, чрево – медное, а ноги – частью из железа, частью из глины. Потом от горы оторвался камень, ударил истукана в ноги и разбил его, а сам сделался великою горою и покрыл собою всю землю». Царь вспомнил, что действительно видел такой сон. Тогда Даниил объяснил царю и значение сна. «Золотая голова, сказал он, это твое царство. После него будут еще три царства, но уже не столь славные. Камень же означает, что после этих четырех царств Бог устроит на земле Свое вечное царство». Царь поклонился Даниилу до земли и сказал: «Воистину Бог ваш есть Бог богов».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Во все время воспитания при дворе царь велел давать отрокам пищу с царского стола и вино, которое он сам пил 866 . И это не исключительный случай в истории жизни древнего востока. Царским столом у восточных народов прежде всего пользовались знатные гости: так, впоследствии пленный царь иудейский Иехония ежедневно обедал за одним столом с вавилонским царем Евильмеродахом 867 . Затем, и все придворные получали, обыкновенно, пищу с царского стола; так было, напр., при персидском дворе 868 , где, по Ктезию, ежедневно приготовлялся обед на 15 000 человек 869 . Нет, поэтому, ничего удивительного, если и знатным отрокам, назначенным для служения царю, приказано было отпускать туже пищу, какою пользовались и все придворные. Здесь же пророку Даниилу и друзьям его (да, конечно, и всем отрокам, воспитывавшимся с ними при царском дворе) дали новые имена, имена вавилонские, вместо прежних еврейских: это, как объясняет блаж. Феодорит, было знаком владычества над ними, потому что и рабам они переменяли имена в знак их рабства 870 . Конечно, отроки, воспитывавшиеся при дворе, были далеко не рабами даже самого царя; тем не менее, как будущие чиновники в Вавилоне, они должны были применяться и к самим обычаям своего нового отечества, – должны были принять и новые, местные имена 871 . В этом смысле восточные государи переменяли имена даже правителям и самим царям побежденных ими народов в знак их зависимости и подданства своему победителю. Примеров для этого достаточно. Так, ассирийский царь Ассурбанипал, покоривши египетского фараона Нехао I и назначая сына его Псамметиха правителем провинции Гатариба, переменил последнему прежнее имя на ассирийское – Набусизибанни 872 . Другой фараон Нехао II поставил царем иудейским Елиакима, которому дал новое им – Иоакима 873 ; сам Навуходоносор возвел на иудейский престол Матфанию, которому переменил имя на Седекию 874 . В силу этого распространенного на востоке обычая изменять имена подчиненным лицам, и пророк Даниил со своими друзьями получил в Вавилоне местные имена: Даниил – Валтасара, Анания – Седраха, Азария – Авденаго, а Мисаил – Мисаха 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

4. Пользуясь таким благополучием и такими удачами, царь сильно возгордился и, вознесясь, благодаря своему скоропреходящему счастию, над тем, что вечно и навсегда сохраняет свою силу, а именно над благочестием и над соблюдением божественных постановлений, он пошатнулся в своем положении и впал в прегрешения отца своего, к которым и последнего привели блестящие успехи и величие власти, хотя он и не сумел удержаться на своей высоте. Когда однажды наступил день торжественного всенародного праздника, царь вздумал облачиться в священническое одеяние и войти в святилище, чтобы там принести жертву Господу Богу на золотом алтаре. Но этому воспротивились первосвященник Азария и бывшие при нем восемьдесят священнослужителей, говоря, что это право принадлежит лишь потомкам рода Ааронова, и с громким криком требовали, чтобы царь удалился и не поступал противно велениям Предвечного. Царь разгневался и стал угрожать священникам смертью, если они не замолчат. Вдруг почва содрогнулась от сильного землетрясения, облака разделились и блестящий луч солнца скользнул между ними и ударил в глаза царю, так что последний мгновенно заболел проказою, а вблизи города, в том месте, которое именуется Ерогою 593 , отделилась половина скалы, обращенной к западу, прокатилась на расстоянии четырех стадий к востоку и навалилась на такое место, где находились царские дороги и парк, и засыпала их. Священники же, увидев, что проказа появилась на глазах царя, объявили ему об этом бедствии и приказали ему, как нечистому, покинуть город. Пристыженный постигшим его ударом и потрясенный тем, что ему уже более не придется оправиться, Озия повиновался этому приказанию и увидел в этом ужасном несчастии тяжкое возмездие за свое высокомерие по отношению к людям и за свои беззакония относительно Предвечного. Некоторое время он еще прожил как частное лицо за пределами города, и тогда сын его Иофам правил за него. Наконец он умер от горя и отчаяния по поводу приключившегося с ним несчастия, прожив всего шестьдесят восемь лет, из которых был царем в продолжение пятидесяти двух. Похоронен он был в своем собственном саду, в отдельной могиле (Ср.: 4Цар 14.23–27 ; Иона 1.1 – Иона 4.1 ; 4Цар 15.28–29 и 2Пар 26.1–23 .). Глава 11

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5:24). За лукавство свое будут они истреблены Феглаффелласаром, царем Ассирийским, так же, как огонь поедает солому. И воздвигнет убо знамение во языцех (Ис. 5:26), чтобы пришел с народом своим Феглаффелласар и пленил их. Не взалчут, ни утрудятся, ни воздремлют, ни поспят, ни распояшут поясов своих от чресл своих, ниже расторгнутся ремени сапогов их (Ис. 5:27). Это сказал пророк с намерением возбудить в Израильтянах ревность и пристыдить их, потому что те самые благодеяния, какими пользовались они в пустыне, где одежды их не ветшали и ремни сапог их не разрывались, теперь Господь оказывает не им, но их пленителям. Рев их как ярого льва и львичища , рыкает он, и хватает добычу (Ис. 5:29). И возопиет на них яко шум моря волнующася. И свет померкнет во омрачении их. Может быть, разумеется здесь Сам Бог, изъявляющий на них гнев Свой посредством народов, которые впоследствии совершат нашествие на Иудеев.   Глава 6 В лето, в неже умре Озиа царь (Ис. 6:1). Пророк приступает к описанию бывших ему откровений, и описание это начинает от времени смерти царя Иудейского Озии, который осмелился покадити фимиамом (2 Пар. 26:18), хотя знал, что не дозволено ему это, потому что законом принесение жертв предоставлено было сынам Аароновым, а исполнение прочих различных священных служб — сынам Левииным. Священник Азария обличил дерзкого царя и не допустил к алтарю, сказав: «Не твое это дело, царь». Так священники обязаны были вразумлять царей, чтобы пребывали в пределах, положенных законом, учить народ, чтобы все вносили десятину, поучать приносящих дары, чтобы соблюдали данные уставы. Сказывают же, что, когда царь Озия вошел в храм покадить фимиамом, опечалило это Исаию, и он облекся во вретище, которое и носил, пока Бог не сказал ему: «Сними вретище с чресл своих». Как сетование Исаии об Озии было знамением сетования его о сынах Израилевых, так совлечение вретища служило некоторым предсказанием о Ефиоплянах и Египтянах. С того времени, как царь поражен был проказой, и вся земля как бы стала прокаженной, на все дни жизни Озии прекратились пророческие видения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010