Глава 15 1–7. Царствование 10-го иудейского царя Азарии-Озии. 8–12. Захария, 15-й царь израильский. 13–16. Селлум, 16-й израильский царь. 17–22. 17-й Менаим. 23–26. 18-й Факия. 27–31. 19-й Факей. 32–38. 11-й царь иудейский Иоафам. 4Цар.15:1 .  В двадцать седьмой год Иеровоама, царя Израильского, воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский: 4Цар.15:2 .  шестнадцати лет был он, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иехолия, из Иерусалима. 4Цар.15:3 .  Он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его. 4Цар.15:4 .  Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах. 4Цар.15:5 .  И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил в отдельном доме. А Иофам, сын царя, начальствовал над дворцом и управлял народом земли. 4Цар.15:6 .  Прочее об Азарии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.15:7 .  И почил Азария с отцами своими, и похоронили его с отцами его в городе Давидовом. И воцарился Иофам, сын его, вместо него. Продолжительному (52 года) 5 и цветущему царствованию Азарии-Озии, которому четвертая книга Царств уделяет лишь несколько стихов, а вторая книга Паралипоменон посвящает целую главу ( 2Пар.26 ). Там сообщается, что благочестие Азарии-Озии было особенно твердо, и успехи его царствования были особенно заметны во время руководительства им со стороны богопросвещенного первосвященника Захарии ( 2Пар.26:5 ). Из деяний этого царя, способствовавших благоустроению и процветанию Иудейского царства и доставивших Озии широкую известность даже у других народов, там названы: военные удачи в столкновениях с филистимлянами, аравитянами и аммонитянами; укрепление Иерусалимских стен башнями и особо изобретенными машинами для метания стрел и камней; возведение сторожевых башен в пустыне, иссечение там водоемов для скота, обширное скотоводство и разведение винограда и наилучшее вооружение войска в 307500 чел., с 2600 военачальниками (ст. 6–15). Но эти редкие успехи подали повод Азарии-Озии к самопревозношению и святотатству, которое и было наказано проказой, поразившей его в самом храме, где он дерзнул было присвоить себе первосвященнические функции ( 2Пар.26:16–21 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 46). Пораженный проказой и, как такой, обязанный по закону жить вне города ( Лев.13:46 ; 4Цар.7:3 ), Озия поселился «в отдельном доме» (ст. 5; 2Пар.26:21 ), евр. бе-бет га хофшит, LXX оставляют евр. термин без перевода: εν οκω αφφσυσθ (так и блаж. Феодорит, вопр. 46, слав.: «в дому апфусоф»); евр. хофшит заключает в себе понятие отдаленности и свободы, почему в Vulg: in domo libera Seorsum. Вероятно, Озия жил теперь в отдельном загородном доме, может быть, им нарочито для себя воздвигнутом (не «в больнице», как Гезениус, проф. Гуляев и пр. ). Делами управления до смерти Озии заведовал сын его Иоафам (ст. 5, 2Пар.26:21 ). Погребен был, как прокаженный, отдельно от других царей, хотя и близко к ним ( 2Пар.26:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

История церкви и народа Божия после порабощения Иудеи языческими царями I. Времена Вавилонского владычества 1. Воспитание и возвышение Даниила пророка и трех друзей его Семидесятилетнее пленение Вавилонское, о котором предсказывал Иеремия пророк 180 , началось со времени первого переселения Иудеев в Вавилон, когда Иудейский царь Иоаким сделался данником Навуходоносора. Дан. 1:3–20 В числе Иудейских отроков, выбранных в это время из царского и вельможеского рода за красоту и отличные дарования, для службы при дворе Вавилонском, были: Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Навуходоносор повелел обучать их письменам и языку Халдейскому в продолжение трех лет, и во все это время отпускать им кушанье и вино со своего царского стола. Высший надзор над ними он поручил начальнику своего двора, Асфеназу, который дал Иудеям Халдейские имена: Даниила назвал, приспособляясь к имени главного божества Вавилонского 181 , Валтасаром, Ананию–Седрахом; Мисаила–Мисахом и Азарию – Авденагом. Даниил отличался прекрасными свойствами ума и сердца, и Бог наградил его особенным, благоволением начальника двора. Имея в сердце страх Божий и зная, что между яствами царского стола многие состоят из вещей, запрещенных законом, Даниил боялся быть нарушителем отечественного закона, и потому стал просить начальника двора, чтобы он не принуждал его употреблять царское кушанье и вино. Асфеназ, при всем расположении к Даниилу, не согласился на это. Он сказал ему и трем его товарищам, которые также положили в сердце своем не оскверняться языческою пищею: «я боюсь государя моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье. Если он заметит, что на вид вы хуже, чем прочие ваши товарищи, тогда вы и голову мою сделаете виновною перед царем». После этого отказа Даниил обратился к другому чиновнику двора, которому поручено было от Асфеназа иметь ближайший присмотр за Даниилом, Ананиею, Мисаилом и Азариею, и сказал ему: «сделай над нами опыт в продолжение десяти дней; пусть нам подают пищу только из растений и пить воду: тогда посмотришь, каковы будут наши лица в сравнении с теми юношами, которые питаются от стола царского». Он послушал его и сделал над ним опыт. По истечении десяти дней оказалось, что они и на вид были лучше и телом здоровее, чем их сверстники, питавшиеся царским кушаньем. С этих пор приставник заменил для них кушанье и вино со стола царского пищею из растений и водою. Этим четырем отрокам дал Бог остроту ума и понятливость в учении; сверх того Даниил получил свыше дар изъяснять всякие видения и знаменательные сны. Когда окончился трехлетний срок воспитания, Навуходоносор повелел представить себе всех юношей, которые были приготовляемы для придворной службы. Он давал им различные вопросы и нашел, что всех превосходнее Даниил и три его товарища: Анания, Мисаил и Азария. Они стали служить при дворце, и царь имел случай убедиться, что они несравненно умнее всех тайноведцев и естествоиспытателей во всем его царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Пророк Даниил и три отрока I Навуходоносор, царь Халдейский, увел из Иудеи много знатных и даровитых иудеев с детьми их. В Вавилоне он велел выбрать из юношей иудейских наиболее способных, красивых и здоровых телом, и учить их халдейскому языку, чтобы они были годны для придворной службы. Выбрали четырех отроков: Даниила и товарищей его – Ананию, Азарию и Мисаила. И стали учить их всей книжной премудрости халдейской. Царь велел посылать этим юношам кушанья с царского стола. Но они боялись оскверниться халдейскими кушаньями и просили своего начальника и воспитателя, чтоб он давал им только овощи и воду. Начальник сказал им: – Я за вас отвечаю головою... Сам царь назначил вам пищу. Вдруг он увидит, что вы похудели! Тогда Даниил сказал ему: – Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней. Он согласился и вот, через десять дней, оказалось, что иудейские юноши, питавшиеся только овощами и пившие одну воду, были на вид полнее и красивее сверстников, получавших царские кушанья. Когда окончился срок учения отроков, царь Навуходоносор сам испытал их. И нашел, что всех способнее и умнее были четверо: Даниил и друзья его – Анания, Азария и Мисаил. Их и оставил Навуходоносор при себе: они служили ему и давали свои мудрые ответы и советы. II Однажды Навуходоносору царю приснился необыкновенный сон. Встревожился дух царя, и лишился царь покоя. И велел позвать знаменитых чародеев и гадателей, знахарей и мудрецов. Они пришли и стали перед ним. И сказал он им: – Сон приснился мне. Возмутился дух мой, лишился я сна и покоя: желаю я знать свое сновидение. И сказали ему мудрецы: – Вовеки живи, царь! Скажи нам сон твой, и мы объясним, что он значит. Но царь сказал на это: – У меня слов нет пересказать этот сон: слово отступило от меня. И грозил им смертью, если не скажут ему сна. Они же сказали ему: – Ни один царь не требовал этого от мудрецов своих. И нет на земле мудреца, который открыл бы царю эту тайну. Только Бог может делать это. Тогда разгневался Навуходоносор на мудрецов и велел предать смерти не только их, но и всех мудрецов в Вавилоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Глава 21 1–20. Нечестивое царствование Иорама, 5-го царя иудейского. 2Пар.21:1 .  И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Иорам, сын его, вместо него. 2Пар.21:2 .  И у него были братья, сыновья Иосафата: Азария и Иехиил, и Захария и Азария, и Михаил и Сафатия: все сии сыновья Иосафата, царя Израилева. 2Пар.21:3 .  И дал им отец их большие подарки серебром и золотом и драгоценностями, вместе с укрепленными городами в Иудее; царство же отдал Иораму, потому что он первенец. 2Пар.21:4 .  И вступил Иорам на царство отца своего и утвердился, и умертвил всех братьев своих мечом и также некоторых из князей Израилевых. Стих 1 – буквальное повторение ( 3Цар.22:50 ) (ср. ( 4Цар.8:16 )). Последующие же (ст. 2–4) известия о сыновьях Иосафата, о награждении их отцом, о братоубийстве Иорама имеются только во 2 Паралипоменон, как относящиеся к области семейных документов царского дома. Наделяя младших сыновей подарками и поместьями (ст. 3), Иосафат мог руководиться примером Ровоама (выше ( 2Пар.11:23 )), зато, в отличие от последнего и Давида ( 3Цар.1:32–35 ), наследником престола назначил именно первенца своего Иорама (ст. 3), хотя престолонаследие не необходимо принадлежало старшему из сыновей царя (ср. «Толковая Библия», т. II, с. 362–363). В стихе 2 по евр. и русск. текстам Иосафат назван «царем Израилевым»: таким он был назван лишь в общем смысле: еврейский, но не в специальном: царь десятиколенного царства. Кодексы 71, 82, 150 и многие другие у Кенникота и Росси, а также переводы LXX, Vulgata, славянский называют Иосафата (стих 2) «царем Иудиным». Жестокое истребление всех братьев, совершенное Иорамом с властолюбивыми и корыстными видами, является не необычным в истории царствующих династий Востока, древнего и нового: подобным же образом поступила впоследствии кровожадная супруга Иорама Гофолия ( 4Цар.11:1 ; 2Пар.22:10 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 513. 2Пар.21:5 .  Тридцати двух лет был Иорам, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЗИЯ [евр.   греч. Οζας], 10-й царь иудейский (VIII в. до Р. Х.). Вероятно, имя  (букв.- «Моя сила - Господь»; вариант: «Сила - есть Господь») было его тронным именем (полученным при воцарении), а при рождении он был назван Азария (евр.   - букв. «Господь помог» - Kuntz. 1992. P. 777; ср.: Cogan, Tadmor. 1988. P. 165). Согласно 4 Цар 15. 1-2 и 2 Пар 26. 1, 4, О., сын Амасии (  ), воцарился в Иерусалиме в возрасте 16 лет и царствовал 52 года. Имя его матери - Иехолия (  ), она родом из Иерусалима. Предполагаемые годы царствования: 792/1-740/39 до Р. Х. ( Thiele. 1983. P. 107-125), 787/6-736/5 ( Na " aman. 1986. P. 71-92), 802/801-750/749 ( Kolberg. 2010. P. 286-289); 810-758 ( Gertoux. 2015. P. 8). О. упоминается в родословной Иисуса Христа (Мф 1. 8-9). Свидетельством неоспоримого авторитета в Иудее династии царя Давида является провозглашение О. народом иудейским своим царем (4 Цар 14. 21; 2 Пар 26. 1). Существует т. зр., согласно к-рой первые годы столь продолжительного правления он являлся соправителем своего отца Амасии, находившегося после сокрушительного поражения при Бейт-Шемеше (Вефсамисе) от израильского царя Иоаса в заточении в Самарии, возможно, на протяжении 15 лет (ср.: 4 Цар 14. 2, 17, 23, 27 (=2 Пар 25. 25); см.: Na " aman. 1986. P. 71-92; Cogan, Tadmor. 1988. P. 154, 159; Тантлевский. 2007. C. 297 сл.). О. стал единоличным правителем Иудеи в 768/7 г., когда Амасия, бежавший из Иерусалима, был убит заговорщиками при попытке скрыться в Лахише (Лахисе) (см.: 4 Цар 14. 19; 2 Пар 25. 27; см., напр.: Thiele. 1944. P. 147-155; ср.: далее, напр.: Kolberg. 2010. P. 286). Царь Озия, пораженный проказой. 1635 г. Худож. Рембрандт (Чатсуорт-Хаус, Дербшир, Англия) Царь Озия, пораженный проказой. 1635 г. Худож. Рембрандт (Чатсуорт-Хаус, Дербшир, Англия) Правление О. характеризовалось значительными военными успехами и экономическим подъемом в Иудее, изображенными в Библии как следствие того, что царь делал «угодное в очах Господа, все, как делал и Амасия, отец его; и обращался он к Богу во дни Захарии, разумевшего в видениях (  ) Божиих (в некоторых рукописях:   - «поучавшего (его) страху Божию».- И. Т.); и в те дни, когда он обращался к Господу, способствовал ему Бог» (2 Пар 26. 4-5; см. также: 4 Цар 15. 3; 2 Пар 26. 7). О. отвоевал и обстроил Эйлат (  ), провел успешную военную кампанию против филистимлян : захватил Геф (  ), Иавнею (  ) и Ашдод (  ; Азот), разрушил их стены и построил города (по-видимому, укрепленные пункты) в р-не Ашдода и Филистии, открыв т. о. Иудее выход к Средиземному м. (4 Цар 14.22; 2 Пар 26. 2, 6). Царь провел успешную кампанию против арабов у юж. пределов Иудеи; аммонитяне платили О. дань (2 Пар 26. 7-8).

http://pravenc.ru/text/2578233.html

Глава 17. Разрушение Дамаска, опустошение Сирийского царства и поражение Ассирийцев Слово, на Дамаск. Один из древнейших городов Юго-Западной или Передней Азии, Дамаск расположен в широкой, плодоносной равнине, близ юго-восточного склона Антиливанских гор на берегах реки Барады. Эта река с её несколькими небольшими притоками орошает окрестности Дамаска и делает их чрезвычайно приятными для местных жителей и путешественников. По известию, записанному иудейским историком Иосифом Флавием, Дамаск основан Уцем, старшим сыном Арама, который был пятым сыном патриарха Сима и внуком Ноя ( Быт.10:22–23 ). Получивший так рано свое начало, Дамаск был известным городом во времена Авраама. По своей древности и благодаря значительной торговле, Дамаск стал главным городом Арама или (по наименованию греков) Сирии. Впоследствии, знаменитый царь еврейский Давид, завоевав большую часть Сирии, овладел и Дамаском; но при Соломоне Дамаск снова сделался независимым и имел своих царей ( 2Цар.8:6 ; 3Цар.11:24 ). По разделении еврейского царства, цари Сирийские, находясь в непосредственном соседстве с Израильскими царями, постоянно были взаимно враждебны и нередко вели войны, до того времени, когда Иудейский царь Озия (или Азария) нанес сильное поражение сирийцам. Тогда Сирийский царь Раассон не только прекратил, вражду, но даже заключил союз с Израильским царем Факеем против Иудейского царства и царствующей династии Давида, представителем которой был Ахаз, внук Озии (гл.7:1). Злой замысел коварных союзников возбудил гнев Иеговы-Бога и верховного Царя, покровительствующего потомству Давида: и пророк Божий изрекает теперь сильное слово о решительной злосчастной судьбе как Дамаска, так и союзницы его – Самарии. 1–2. Пророчество о Дамаске. – Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их. (Се, Дамаск возмется от градов будет в падение. Оставлен в век, в ложе стадам и в покой, и не будет отгоняяй.) 30

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В.Н. Потапов 1. Содержание книги пророка Даниила Книга пророка Даниила не есть жизнеописание сего мужа, потому что о жизни его в ней сообщаются только некоторые отрывочные сведения, и не показывается даже времени и обстоятельств его рождения, а в одном из повествований (в 3-й главе) вовсе не упоминается о нем. Она не есть и история иудейского народа в плене вавилонском; так как в ней из пленных иудеев повествуется только о Данииле и его друзьях, о прочих же иудеях, об их состоянии в плену и проч. вовсе не упоминается. Книга сия есть собрание нескольких отдельных повествований из жизни пророка Даниила и трех друзей его, именно (по подлинному) десяти: (гл. 1; 2; 3:1–97; 3:98–4; 5; 6; 7; 8; 9; 10–12), – повествований, составляющих, не смотря на их отрывочность, одно стройное целое, проникнутое одной общей мыслью. Сия мысль есть – изобразить славу Бога Израилева и Его промышление о своих избранных отчасти в тех чудесных событиях, в которых Бог чрез Даниила и его сверстников являл Свое величие пред языческими царями, отчасти в данных Даниилу откровениях о будущей судьбе царств человеческих и торжестве царства Божия. Соответственно сему различию предметов, книга разделяется на две части: одну, по преимуществу историческую, другую по преимуществу пророчественную. Первая обнимает первые шесть глав, вторая – последние шесть. В той и другой части, входящие в состав их повествования расположены в хронологическом порядке. При изложении содержания книги неизлишне будете присоединить к сообщаемым в ней сведениям о жизни писателя ее, пророка Даниила, некоторые замечания, служащие к объяснению сих сведений. Глава 1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, Навуходоносоре, царь вывилонский, отправился против Иерусалима и взял его. Из пленников иудейских, царского и знатных родов, он велел избрать красивых наружностью и даровитых юношей, для служения при нем; прежде вступления в сие служение они должны были в продолжение трех лет учиться книжной мудрости и халдейскому языку. В числе сих юношей были: Даниил, Анания, Азария и Мисаил. И уже в сие время Даниил явился ревностным блюстителем отеческого закона, Он, вместе с тремя другими вышепоименованными юношами, отказался от царской пищи и пития, назначенных воспитанникам, потому что сия пища и питие часто были идоложертвенными (положи Даниил на сердце своем, еже не осквернитися и пр. ст. 8) и избрал себе растительную пищу и для питья воду 6 . Бог благословил решимость Даниила и трех друзей его – не оскверняться царской пищей и питьем. Он не попустил их наружности потерпеть что-либо от их воздержания; Он дал им премудрость и разум во всех науках, а Даниилу дал еще способность – разуметь видения и сны. По прошествии трех лет образования, юноши представлены были царю, и лучше всех оказались Даниил с тремя его друзьями; они вступили в службу пред царем, и царь, продолжая их испытание находил, что они вдесятеро превосходят во всех знаниях всех премудрых его царства. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Период восьмой. Взгляд на пленение Вавилонское вообще Пребывание пленного народа иудейского в Вавилоне, как наказание за прежние и еще продолжавшиеся беззакония 740 , не могло быть состоянием покоя. Однако Бог в утешение тех, которые обращались к Нему, и во славу Своего имени растворял гнев Свой милосердием и неоднократно, являя Свою власть над владыками, облегчал участь порабощенных. Слава Даниила, полезная для иудеев Из первого плена, взятого в четвертое лето Иоакима, Навуходоносор повелел избрать отроков знатнейших фамилий и воспитать для своего двора. В числе них находились: Даниил, Анания, Атрия и Мисаил или по халдейски: Валтасар, Седрах, Авденого и Мисах 741 , которые уклоняясь от сообщения с язычниками, предпочли царской трапезе простые земли произведения и воду 742 . По исполнении трех лет образования, они отличились пред царем необыкновенной мудростью. Даниил удостоился видений 743 . Когда Навуходоносор, в исступлении от виденного, но забытого им сна 744 , осудил на смерть всех мудрых вавилонских, за то, что не находил человека, который бы мог изъяснить оный, Даниил, испросив у Бога откровение тайны, возвестил ему, что в его сновидении представлялось тело, имеющее златую голову, грудь и руки серебряные, чрево медное, голени железные, ноги железноскудельные, которое сокрушено без руки человеческой, но последовавшим ударом камня, возросшего потом в гору; и что металлы знаменуют четыре царства, имеющие последовать одно за другим, а камень – царство Божественное и вечное 745 . Царь прославил Бога Данила, поставил Пророка начальником страны вавилонской и главою мудрых, а трех его совоспитанников, по его представлению, определил ему помощниками. Нет сомнения, что слава и могущество сих мужей и прочим иудеям были полезны. Чудо Анании, Азарии и Мисаила Близкая опасность угрожала почитателям истинного Бога, когда Навуходоносор, подстрекаемый гордостью, и, может быть, завистниками покровительствуемым им евреев, поставил колоссальный золотой истукан, и собрал для поклонения ему знатнейших людей из всех своих владений 746 . Анания, Азария и Мисаил, которые, несмотря на повеление и угрозы, не хотели сего сделать, окованные ввержены в печь разожженную до такой степени, что пламень убил служителей казни. Но когда царь увидел в ней трех исповедников целыми и невредимыми, и с ними мужа, имеющего Божественный вид, тогда он снова благословил Бога Израиля, и во всем своем царстве запретил хулить Его под угрозой страшной казни. Его исповедникам оказаны новые почести и вверен весь народ иудейский. Наказание Навуходоносора

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Скачать epub pdf Пост См. также: Болезни . 108; Воздержание . 149,153; Любовь к ближнему . 401,403; Мудрость . 561; Совесть . 1070. 844. Иудейские отроки, вкушая растительную пищу, оказались крепче тех, кто употреблял запрещенную иудейским законом пищу со стола царя Навуходоносора Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе нескольких детей из лучших еврейских семейств. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища – Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную Моисеевым Законом пищу с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала отказал им в просьбе, сказав: “Боюсь царя. Если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни.” На это Даниил отвечал: “Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней. Если после этого времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном случае исполни ее.” Приставник согласился, и что же? По окончании срока …лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами ( Дан. 1:15 ). (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 284). 845. Ангелы среды и пятка сопровождали мертвого, всю жизнь соблюдавшего пост в среду и пяток Об авве Пахомии говорили, что однажды труп мертвого несли по дороге. Встретив погребальную процессию, авва Пахомии увидел двух Ангелов, сопровождающих мертвого сзади одра, и, размышляя о них, просил Бога, чтобы Он открыл ему касательно их. Пришли два Ангела к нему, и спросил он их: “Зачем вы, будучи Ангелами, сопровождаете мертвого?” И сказали ему Ангелы: “Один из нас – Ангел среды, другой – пятка. И поскольку до тех пор, пока не умер он, душа его не переставала поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем этот труп. Так как даже до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа.” (Древний патерик. 1874. С. 406. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Пророк Даниил и святые отроки Анания, Азария и Мисаил В 605 году до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор в первый раз покорил Иерусалим. Он увел с собой в плен в Вавилонию иудейского царя Иоакима и многих знатных жителей города, а также вывез часть сосудов из Иерусалимского Храма. Святой пророк Даниил, которому в то время было всего 8 лет, вместе с тремя товарищами знатного происхождения также был отправлен в Вавилон. Там мальчики должны были обучаться у начальника евнухов книгам и языку халдеев, чтобы нести затем службу при царском дворе. Всем четверым дали при этом новые имена: Даниил стал Валтасаром, Анания – Седрахом, Мисаил – Мисахом, а Азария – Авденаго. Живя в языческом окружении, Даниил, тем не менее, строго соблюдал все предписания Закона. Он отказывался вкушать еду, которую ему подавали с царского стола, укрепляя себя постом и молитвой. При этом он сам и его товарищи, единственной пищей которых были овощи и вода, выглядели более здоровыми и крепкими, нежели прочие отроки, употреблявшие царскую пищу. Господь наделил четырех благочестивых отроков столь великой мудростью и разумением, что они вскоре превзошли всех мудрецов и волхвов Вавилонского царства. К тому же Даниил получил от Бога дар толкования снов и видений. По прошествии трех лет царь Навуходоносор увидел сон, весьма встревоживший его душу. Поскольку вавилонские мудрецы и прорицатели не сумели объяснить его смысл, он приказал предать их всех, включая и юных израильтян, смерти. Тогда по молитве Даниила и его товарищей Господь открыл ему тайну царского сна. Огромное сияющее изваяние, увиденное царем во сне, означало грядущие времена: его золотая голова символизировала Халдейское царство, серебряные руки и грудь – царства мидян и персов, которые должны прийти ему на смену, медные бедра и чрево – державу Александра Македонского, а железные голени – Римскую империю. Камень же, безо всякого действия человеческих рук оторвавшийся от горы и сокрушивший в прах этого великого истукана, был прообразом Господа Иисуса Христа. Господь воплотился в конце времен, дабы принести на землю вечное Небесное Царство, которое уже никто не в силах будет разрушить, – Его Святую Церковь.

http://pravoslavie.ru/put/58465.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010