Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЗИЯ [евр.   греч. Οζας], 10-й царь иудейский (VIII в. до Р. Х.). Вероятно, имя  (букв.- «Моя сила - Господь»; вариант: «Сила - есть Господь») было его тронным именем (полученным при воцарении), а при рождении он был назван Азария (евр.   - букв. «Господь помог» - Kuntz. 1992. P. 777; ср.: Cogan, Tadmor. 1988. P. 165). Согласно 4 Цар 15. 1-2 и 2 Пар 26. 1, 4, О., сын Амасии (  ), воцарился в Иерусалиме в возрасте 16 лет и царствовал 52 года. Имя его матери - Иехолия (  ), она родом из Иерусалима. Предполагаемые годы царствования: 792/1-740/39 до Р. Х. ( Thiele. 1983. P. 107-125), 787/6-736/5 ( Na " aman. 1986. P. 71-92), 802/801-750/749 ( Kolberg. 2010. P. 286-289); 810-758 ( Gertoux. 2015. P. 8). О. упоминается в родословной Иисуса Христа (Мф 1. 8-9). Свидетельством неоспоримого авторитета в Иудее династии царя Давида является провозглашение О. народом иудейским своим царем (4 Цар 14. 21; 2 Пар 26. 1). Существует т. зр., согласно к-рой первые годы столь продолжительного правления он являлся соправителем своего отца Амасии, находившегося после сокрушительного поражения при Бейт-Шемеше (Вефсамисе) от израильского царя Иоаса в заточении в Самарии, возможно, на протяжении 15 лет (ср.: 4 Цар 14. 2, 17, 23, 27 (=2 Пар 25. 25); см.: Na " aman. 1986. P. 71-92; Cogan, Tadmor. 1988. P. 154, 159; Тантлевский. 2007. C. 297 сл.). О. стал единоличным правителем Иудеи в 768/7 г., когда Амасия, бежавший из Иерусалима, был убит заговорщиками при попытке скрыться в Лахише (Лахисе) (см.: 4 Цар 14. 19; 2 Пар 25. 27; см., напр.: Thiele. 1944. P. 147-155; ср.: далее, напр.: Kolberg. 2010. P. 286). Царь Озия, пораженный проказой. 1635 г. Худож. Рембрандт (Чатсуорт-Хаус, Дербшир, Англия) Царь Озия, пораженный проказой. 1635 г. Худож. Рембрандт (Чатсуорт-Хаус, Дербшир, Англия) Правление О. характеризовалось значительными военными успехами и экономическим подъемом в Иудее, изображенными в Библии как следствие того, что царь делал «угодное в очах Господа, все, как делал и Амасия, отец его; и обращался он к Богу во дни Захарии, разумевшего в видениях (  ) Божиих (в некоторых рукописях:   - «поучавшего (его) страху Божию».- И. Т.); и в те дни, когда он обращался к Господу, способствовал ему Бог» (2 Пар 26. 4-5; см. также: 4 Цар 15. 3; 2 Пар 26. 7). О. отвоевал и обстроил Эйлат (  ), провел успешную военную кампанию против филистимлян : захватил Геф (  ), Иавнею (  ) и Ашдод (  ; Азот), разрушил их стены и построил города (по-видимому, укрепленные пункты) в р-не Ашдода и Филистии, открыв т. о. Иудее выход к Средиземному м. (4 Цар 14.22; 2 Пар 26. 2, 6). Царь провел успешную кампанию против арабов у юж. пределов Иудеи; аммонитяне платили О. дань (2 Пар 26. 7-8).

http://pravenc.ru/text/2578233.html

LVIII. Отрочество Даниила, сон Навуходоносора. Сусанна Еще одного великого Пророка восставил Господь, для утешения пленников Вавилонских, в семидесятилетнее продолжение их плена, и Пророк сей был Даниил. В третье лето правления Иоакима, Царя Иудейского, когда впервые подступил к Иерусалиму Царь Вавилонский, Навуходоносор, и увел с собой многих пленников Еврейских, поручил он старейшине евнухов своих, избрать из детей княжеских, прекрасных и разумных отроков, для служения в доме царском и научить их языку Халдейскому. Избраны были, из сынов Иудиных, благообразные отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария, которым и наречены были Халдейские имена: Валтасар, Седрах, Мисрах и Авденаго. Но Даниил, вместе с юными товарищами, положил в сердце своем, не употреблять языческой пищи от трапезы царской. Он приобрел милость старейшины евнухов, и умолил его, не принуждать их вкушать нечистой пищи, заменив для них роскошные яства и питье, хлебными семенами и водой. Когда же старейшина опасался навлечь на себя гнев Царя, если заметит истощение их, Даниил предложил ему испытать прежде себя и троих отроков, избранной ими пищей, в продолжении десяти дней, и лица их явились, после сего поста, более цветущими, нежели у других царских отроков. Тогда исполнил евнух благочестивое их желание, и Господь дал сим отрокам премудрость книжную, Даниил же особенно разумен был в толковании сновидений; Царь, беседуя с ними, нашел их гораздо мудрее всех волхвов и гадателей, какие только находились в его областях. Во второй год своего правления, видел сон Навуходоносор и ужаснулся, и в смятении духа позабыл сон; он велел созвать всех гадателей и волхвов Халдейских, и требовал от них, чтобы возвестили ему виденный и позабытый им сон. Изумились Халдеи: «расскажи нам сон твой и мы истолкуем его» говорили они; но Царь неотступно требовал от них, чтобы вспомнили ему забытое видение, грозя им смертью, если не исполнят воли его, и обещая многие почести и дары, за её исполнение. «Нет человека на земле, который мог бы удовлетворить желанию царскому, отвечали опять волхвы, ибо это могут одни только боги, чуждые плоти.» – Разгневался Царь и велел исполнить жестокий приговор свой над волхвами; жребий сей должен был постигнуть и отроков Еврейских. Даниил, услышав от исполнителя казни, Архимагира, о угрожавшей им смерти, просил Царя дать ему время, для возвещения сна, и вместе с тремя друзьями своими, молил Бога небесного открыть ему тайну сию, чтобы не погибнуть с прочими мудрецами Вавилонскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава 17. Разрушение Дамаска, опустошение Сирийского царства и поражение Ассирийцев Слово, на Дамаск. Один из древнейших городов Юго-Западной или Передней Азии, Дамаск расположен в широкой, плодоносной равнине, близ юго-восточного склона Антиливанских гор на берегах реки Барады. Эта река с её несколькими небольшими притоками орошает окрестности Дамаска и делает их чрезвычайно приятными для местных жителей и путешественников. По известию, записанному иудейским историком Иосифом Флавием, Дамаск основан Уцем, старшим сыном Арама, который был пятым сыном патриарха Сима и внуком Ноя ( Быт.10:22–23 ). Получивший так рано свое начало, Дамаск был известным городом во времена Авраама. По своей древности и благодаря значительной торговле, Дамаск стал главным городом Арама или (по наименованию греков) Сирии. Впоследствии, знаменитый царь еврейский Давид, завоевав большую часть Сирии, овладел и Дамаском; но при Соломоне Дамаск снова сделался независимым и имел своих царей ( 2Цар.8:6 ; 3Цар.11:24 ). По разделении еврейского царства, цари Сирийские, находясь в непосредственном соседстве с Израильскими царями, постоянно были взаимно враждебны и нередко вели войны, до того времени, когда Иудейский царь Озия (или Азария) нанес сильное поражение сирийцам. Тогда Сирийский царь Раассон не только прекратил, вражду, но даже заключил союз с Израильским царем Факеем против Иудейского царства и царствующей династии Давида, представителем которой был Ахаз, внук Озии (гл.7:1). Злой замысел коварных союзников возбудил гнев Иеговы-Бога и верховного Царя, покровительствующего потомству Давида: и пророк Божий изрекает теперь сильное слово о решительной злосчастной судьбе как Дамаска, так и союзницы его – Самарии. 1–2. Пророчество о Дамаске. – Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их. (Се, Дамаск возмется от градов будет в падение. Оставлен в век, в ложе стадам и в покой, и не будет отгоняяй.) 30

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В.Н. Потапов 1. Содержание книги пророка Даниила Книга пророка Даниила не есть жизнеописание сего мужа, потому что о жизни его в ней сообщаются только некоторые отрывочные сведения, и не показывается даже времени и обстоятельств его рождения, а в одном из повествований (в 3-й главе) вовсе не упоминается о нем. Она не есть и история иудейского народа в плене вавилонском; так как в ней из пленных иудеев повествуется только о Данииле и его друзьях, о прочих же иудеях, об их состоянии в плену и проч. вовсе не упоминается. Книга сия есть собрание нескольких отдельных повествований из жизни пророка Даниила и трех друзей его, именно (по подлинному) десяти: (гл. 1; 2; 3:1–97; 3:98–4; 5; 6; 7; 8; 9; 10–12), – повествований, составляющих, не смотря на их отрывочность, одно стройное целое, проникнутое одной общей мыслью. Сия мысль есть – изобразить славу Бога Израилева и Его промышление о своих избранных отчасти в тех чудесных событиях, в которых Бог чрез Даниила и его сверстников являл Свое величие пред языческими царями, отчасти в данных Даниилу откровениях о будущей судьбе царств человеческих и торжестве царства Божия. Соответственно сему различию предметов, книга разделяется на две части: одну, по преимуществу историческую, другую по преимуществу пророчественную. Первая обнимает первые шесть глав, вторая – последние шесть. В той и другой части, входящие в состав их повествования расположены в хронологическом порядке. При изложении содержания книги неизлишне будете присоединить к сообщаемым в ней сведениям о жизни писателя ее, пророка Даниила, некоторые замечания, служащие к объяснению сих сведений. Глава 1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, Навуходоносоре, царь вывилонский, отправился против Иерусалима и взял его. Из пленников иудейских, царского и знатных родов, он велел избрать красивых наружностью и даровитых юношей, для служения при нем; прежде вступления в сие служение они должны были в продолжение трех лет учиться книжной мудрости и халдейскому языку. В числе сих юношей были: Даниил, Анания, Азария и Мисаил. И уже в сие время Даниил явился ревностным блюстителем отеческого закона, Он, вместе с тремя другими вышепоименованными юношами, отказался от царской пищи и пития, назначенных воспитанникам, потому что сия пища и питие часто были идоложертвенными (положи Даниил на сердце своем, еже не осквернитися и пр. ст. 8) и избрал себе растительную пищу и для питья воду 6 . Бог благословил решимость Даниила и трех друзей его – не оскверняться царской пищей и питьем. Он не попустил их наружности потерпеть что-либо от их воздержания; Он дал им премудрость и разум во всех науках, а Даниилу дал еще способность – разуметь видения и сны. По прошествии трех лет образования, юноши представлены были царю, и лучше всех оказались Даниил с тремя его друзьями; они вступили в службу пред царем, и царь, продолжая их испытание находил, что они вдесятеро превосходят во всех знаниях всех премудрых его царства. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Период восьмой. Взгляд на пленение Вавилонское вообще Пребывание пленного народа иудейского в Вавилоне, как наказание за прежние и еще продолжавшиеся беззакония 740 , не могло быть состоянием покоя. Однако Бог в утешение тех, которые обращались к Нему, и во славу Своего имени растворял гнев Свой милосердием и неоднократно, являя Свою власть над владыками, облегчал участь порабощенных. Слава Даниила, полезная для иудеев Из первого плена, взятого в четвертое лето Иоакима, Навуходоносор повелел избрать отроков знатнейших фамилий и воспитать для своего двора. В числе них находились: Даниил, Анания, Атрия и Мисаил или по халдейски: Валтасар, Седрах, Авденого и Мисах 741 , которые уклоняясь от сообщения с язычниками, предпочли царской трапезе простые земли произведения и воду 742 . По исполнении трех лет образования, они отличились пред царем необыкновенной мудростью. Даниил удостоился видений 743 . Когда Навуходоносор, в исступлении от виденного, но забытого им сна 744 , осудил на смерть всех мудрых вавилонских, за то, что не находил человека, который бы мог изъяснить оный, Даниил, испросив у Бога откровение тайны, возвестил ему, что в его сновидении представлялось тело, имеющее златую голову, грудь и руки серебряные, чрево медное, голени железные, ноги железноскудельные, которое сокрушено без руки человеческой, но последовавшим ударом камня, возросшего потом в гору; и что металлы знаменуют четыре царства, имеющие последовать одно за другим, а камень – царство Божественное и вечное 745 . Царь прославил Бога Данила, поставил Пророка начальником страны вавилонской и главою мудрых, а трех его совоспитанников, по его представлению, определил ему помощниками. Нет сомнения, что слава и могущество сих мужей и прочим иудеям были полезны. Чудо Анании, Азарии и Мисаила Близкая опасность угрожала почитателям истинного Бога, когда Навуходоносор, подстрекаемый гордостью, и, может быть, завистниками покровительствуемым им евреев, поставил колоссальный золотой истукан, и собрал для поклонения ему знатнейших людей из всех своих владений 746 . Анания, Азария и Мисаил, которые, несмотря на повеление и угрозы, не хотели сего сделать, окованные ввержены в печь разожженную до такой степени, что пламень убил служителей казни. Но когда царь увидел в ней трех исповедников целыми и невредимыми, и с ними мужа, имеющего Божественный вид, тогда он снова благословил Бога Израиля, и во всем своем царстве запретил хулить Его под угрозой страшной казни. Его исповедникам оказаны новые почести и вверен весь народ иудейский. Наказание Навуходоносора

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Скачать epub pdf Пост См. также: Болезни . 108; Воздержание . 149,153; Любовь к ближнему . 401,403; Мудрость . 561; Совесть . 1070. 844. Иудейские отроки, вкушая растительную пищу, оказались крепче тех, кто употреблял запрещенную иудейским законом пищу со стола царя Навуходоносора Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе нескольких детей из лучших еврейских семейств. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища – Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную Моисеевым Законом пищу с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала отказал им в просьбе, сказав: “Боюсь царя. Если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни.” На это Даниил отвечал: “Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней. Если после этого времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном случае исполни ее.” Приставник согласился, и что же? По окончании срока …лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами ( Дан. 1:15 ). (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 284). 845. Ангелы среды и пятка сопровождали мертвого, всю жизнь соблюдавшего пост в среду и пяток Об авве Пахомии говорили, что однажды труп мертвого несли по дороге. Встретив погребальную процессию, авва Пахомии увидел двух Ангелов, сопровождающих мертвого сзади одра, и, размышляя о них, просил Бога, чтобы Он открыл ему касательно их. Пришли два Ангела к нему, и спросил он их: “Зачем вы, будучи Ангелами, сопровождаете мертвого?” И сказали ему Ангелы: “Один из нас – Ангел среды, другой – пятка. И поскольку до тех пор, пока не умер он, душа его не переставала поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем этот труп. Так как даже до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа.” (Древний патерик. 1874. С. 406. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Пророк Даниил Пророк Даниил происходил из царского рода. Он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств, для служения при царском дворе. Царь приказал воспитывать их при своем дворце, обучать разным наукам и халдейскому языку. Пищу им он приказал давать со своего царского стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания , Азария и Мисаил . Даниил, вместе со своими тремя друзьями, твердо хранил веру в истинного Бога. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили начальника давать им только хлеб и овощи. Начальник не соглашался, так как боялся, что они похудеют и царь накажет его. Но Даниил упросил его сделать пробу в течение десяти дней. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона – за воздержание (пост) и благочестие – Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и лучше других и получили высокие должности при царском дворе. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще уменье разъяснять сны, как некогда Иосифу. Такое возвышение иудейских отроков послужило на пользу пленным иудеям. Благочестивые отроки получили возможность защищать иудеев от притеснений и улучшить их жизнь в плену. Кроме того, через них и язычники могли познавать истинного Бога и прославлять Его. Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Он созвал всех мудрецов и гадателей и велел им напомнить этот сон и объяснить его значение. Но они не могли этого сделать и говорили: «Нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон». Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов. Тогда Даниил упросил царя дать ему некоторое время, и он разъяснит сон. Придя домой, Даниил усердно молил Бога открыть ему эту тайну. В ночном видении Господь открыл ему сон Навуходоносора и значение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Озия Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши. Остави, яже имаши, и притецы к покаянию. Озия, царь Иудейский, имел ревность к благочестию, доколе пользовался наставлениями некоего Захарии, который учил его страху Божию ( 2Пар.26:5 ). За благочестие Господь помогал Озии в его царских делах: Озия имел многочисленное, хорошо обученное войско и был страшен соседним народам. Он расширил границы царства, возвел в нем множество укреплений, с успехом покровительствовал скотоводству, садоводству и земледелию. Но на высоте могущества он унизил себя гордостью и высокомерием. Он, восхотел соединить в своем лице царскую власть со священническим служением. Последнее закон предоставлял одним потомкам Аарона. Озия пренебрег этим законом и однажды дерзнул войти в святилище, чтобы самовольно возложить фимиам на алтарь кадильный. Этому своеволию воспротивился первосвященник Азария с восьмьюдесятью священниками: они потребовали, чтобы Озия удалился из святилища и не брался святотатственно не за свое дело. Озия воспылал гневом на обличителей и тотчас же был поражен проказой от Господа. Он остался прокаженным до самой смерти, живя в удалении от людей в уединенном доме, ибо прокаженным возбранено общение с людьми ( 2Пар.26:16–21 ). Высокомерие, подобное тому, за которое наказан проказой Озия, – обыкновенное явление в жизни грешника. Поводом к обнаружению высокомерия для Озии послужили успехи в благоустроении царства, как об этом ясно свидетельствует Священное Бытописание: когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом ( 2Пар.26:16 ). Подобное нередко повторяется среди нас. Смиренная доля, скромное положение в жизни располагают людей к смирению пред Богом и людьми. Но вот человек начинает возвышаться над ближними по внешнему положению, труды его вознаграждаются успехами, все обстоятельства благоприятствуют ему – он становится богатым и сильным. Все это должно бы побуждать его к благодарности Господу, к исповеданию Его милости, ибо Господь делает нищим и обогащает, смиряет и возвышает ( 1Цар.2:7 ). К сожалению, нередко бывает противоположное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

17-е Св. пророка Даниила и св. мучч. отроков Анании, Азарии и Мисаила в Вавилоне Даниил, происходивший из рода царей Иудейских, и сверстники его – Анания, Азария и Мисаил были из числа тех отроков Иудейских, которых царь Вавилонский, когда (за 606 л. до Р. X.) взял Иерусалим, разрушил храм Соломонов и увёл в плен множество Иудеев, велел воспитывать при своём дворе, чтобы они потом могли служить в его царстве, помогая ему в сношениях с чужими, подвластными ему народами. Жизнь этих отроков, окружённых придворной роскошью и чужеземными, противными Иудейским законам, обычаями, представляла для них много искушений и соблазнов, но, не смотря на свою молодость, они пребыли твёрдыми в исповедании веры отцов своих и не уклонились от исполнения закона Моисеева. Так, с самого начала «Даниил положил в сердце своём – не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьёт царь» 230 , и просил начальника, поставленного над ним, позволить ему со своими тремя товарищами питаться только овощами. Но тот, обязанный беречь отроков, опасаясь, чтобы они не похудели и не расстроили своего здоровья от недостаточной пищи, не позволил им лишать себя пищи, назначенной им с царского стола. – Сделай опыт над рабами твоими в течении десяти дней, – стал уговаривать тогда Даниил своего начальника Амелсара, – пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, – и потом пусть явятся перед тобой лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. – Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. «И даровал Бог четырём этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу ещё даровал разуметь всякие видения и сны» 231 . По окончании воспитания Даниила, Анании, Азарии и Мисаила, «царь приказал представить их себе и говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных им, и стали они служить перед царём. И во всяком деле мудрого уразумения, о чём ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всём царстве его» 232 . Так, напр., когда однажды царь Навуходоносор видел сон, смутивший его, но который не мог он отчётливо вспомнить при своём пробуждении, и потому созвал всех мудрецов и требовал от них под угрозой смерти, чтобы они отгадали и объяснили ему его сон, то только один Даниил мог исполнить то, что недоступно было ни для какой человеческой мудрости...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Библия, изложенная для семейного чтения. Пророк Даниил Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Дан. 14:33–37 Святой пророк Даниил и сверстники его Анания, Азария и Мисаил были из числа тех отроков иудейских «из рода царского и княжеского», которых царь Вавилонский, когда (за 606 лет до Р. Х) взял Иерусалим и увел в плен множество иудеев, велел воспитывать при своем дворе, «чтобы научить их книгам и языку Халдейскому». Жизнь этих отроков, окруженных придворной роскошью и противными иудейским законам обычаями, представляла для них много искушений и соблазнов, но, несмотря на свою молодость, они пребыли твердыми в исповедании веры отцов своих и не уклонились от исполнения закона Моисеева. Так, с самого начала «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь» и упросил начальника, поставленного над ними, позволить ему со своими тремя товарищами питаться только овощами. Испытав в продолжение нескольких дней, что это не вредит их здоровью, начальник разрешил им поступать по предписанию закона их. «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны». По окончании воспитания Даниила и с ним трех отроков «царь приказал представить их», «и говорил с ними» и «находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его». Так, например, однажды царь Навуходоносор видел сон, смутивший его, но который он не мог вспомнить при своем пробуждении, однако требовал от своих мудрецов, чтоб они отгадали и объяснили ему его сон, только один Даниил мог исполнить то, что недоступно было для человеческой мудрости.

http://pravoslavie.ru/2961.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010