В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иначе поступил персидский правитель Самарии, Санаваллат. Он явился к Александру, передал в его власть подчиненную ему область и выпросил позволение построить храм на горе Гаризим. Выстроив храм Самарийский, Санаваллат сделал в нем первосвященником своего зятя Манассию, который был братом первосвященника Адуя, но за брак с иноплеменницей был отлучен от алтаря в Иерусалиме. Овладев Тиром и потом Газою, Александр двинулся к Иерусалиму. Когда он подходил к Иерусалиму, первосвященник Адуй, наставленный Богом во сне, вышел в священных одеждах навстречу ему, сопровождаемый священниками и народом в белых одеждах. Александр так поражен был видом первосвященника Божия, что подошел к нему и поклонился. При этом один из военачальников Александра (Парменион) спросил его: «Государь! Ты принимаешь поклонение от всех и вздумал унизиться перед иудейским священником?» Александр отвечал: «Я поклонился Богу, Которому он служит. Когда я был еще в Македонии, то видел во сне мужа в такой точно одежде, который предсказал мне покорение Персидского царства». Сказав это, Александр дал первосвященнику правую руку, вошел в Иерусалим и потом в храм Господень и принес жертву Богу. Здесь показали ему пророчество Даниила о том, что царь Греции покорит царство Персидское 521 . Александр, обрадованный этим, оказал иудеям большие милости: дозволил им жить по своим законам, освободил их от податей в субботние годы, потому что они в эти годы не возделывали своих земель, и удалился из Иерусалима. Потом Александр завоевал Египет, где основал город Александрию, а затем покорил все Персидское царство (Иосиф Флав. Древн. Иуд. кн. 11, гл. 8). Иудеи под властью царей Египетских (5197 г. от сотворения мира, 312 год до Рождества Христова) 522 Царь египетский Птоломей Лагов овладевает Иудеей. Птоломей Филадельф повелевает перевести священные книги евреев на греческий язык (5238 год от сотворения мира, 271 год до Рождества Христова) По смерти Александра Македонского, полководцы его разделили между собою его царство. Один из них, Птоломей, сын Лага, овладел Египтом; другой, Селевк, – Сирией. Палестина находится между Египтом и Сирией, поэтому как египетский, так и сирийский царь старались овладеть ею. Птоломей воспользовался покоем иудеев в субботу, овладел Иерусалимом и увел в Египет 100000 иудеев и самарян. Зная верность иудеев своей клятве, Птоломей дал им в Египте такие же права, какими пользовались македоняне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему искренне; оставь надежду на союзников (Ассириян) и на свою армию (14:2–4 955 ), тогда Господь исцелит отступничество твое и возвратит тебе прежнее твое благосостояние (14:5–9 956 ). Истины эти, кажется, просты и очевидны; несмотря на это, как мало осталось людей, способных принять их?! Кто мудр, чтобы разуметь это? Кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них (14:10 957 ). В этой речи находится пророчество о победе над смертью: от руки адовы избавлю, и от смерти искуплю; Смерть, где твое жало? Ад , где твоя победа? ( Ос 13:14 ). Апостол относит это пророчество к последней судьбе Церкви Христовой или к всеобщему воскресению, когда совершится окончательная победа над смертью или разрушением. Когда же тленное сие (тело) облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется (исполнится) слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? Ад , где твоя победа? ( 1Кор 15:54–55 ). 879 Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом. 880 В пятнадцатый год Амасии, сына Иоасова, царя Иудейского, воцарился Иеровоам, сын Иоасов, царь Израильский, в Самарии, и царствовал сорок один годю 881 В двадцать седьмой год Иеровоама, царя Израильского, воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский: шестнадцати лет был он, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иехолия, из Иерусалима. 882 Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева…. 883 В тридцать восьмой год Азарии, царя Иудейского, воцарился Захария, сын Иеровоама, над Израилем в Самарии и царствовал шесть месяцев. 884 Селлум, сын Иависа, воцарился в тридцать девятый год Азарии, царя Иудейского, и царствовал один месяц в Самарии. 885 Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю [Израилеву]. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей. И разложил Менаим это серебро на Израильтян, на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю Ассирийскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Сын Птоломея Лагова, Птолемей Филадельф, оказал иудеям великие благодеяния. Он выкупил более 100000 пленных иудеев, бывших в рабстве в Египте, и дал им свободу 523 . Желая иметь в своей библиотеке 524 священные книги иудеев на греческом языке, попросил первосвященника иудейского Елеазара прислать ему эти книги и старцев, которые бы могли перевести их на греческий язык. Первосвященник собрал по 6 старцев из каждого колена, всего до 72 старцев, вручил им список священных книг, написанный на пергаменте золотыми буквами, и послал их в Александрию. Царь принял их милостиво и отвел им дом на острове Фаросе. Здесь они сделали перевод священных книг на греческий язык, который называется переводом 70 толковников (Иос. Фл. Древн. Иуд. кн. 12, гл. 1, 2). Перевод семидесяти толковников принес великую пользу не только иудеям александрийским, забывшим еврейский язык, но и язычникам. Греческий язык тогда был во всеобщем употреблении, каждый образованный человек знал его, и поэтому, когда священные книги еврейские явились на греческом языке, каждый образованный язычник мог читать их. С этого времени многие греки и римляне, читая Священное Писание , стали веровать в истинного Бога, приносить Ему жертву во храме Иерусалимском и ожидать Спасителя. Такие люди назывались прозелитами (пришельцами). Перевод 70 толковников весьма уважается в Православной Церкви. С этого перевода сделан наш славянский перевод священных книг Ветхого Завета. Птоломей IV Филопатор 525 , гонитель иудеев Иудеи благоденствовали под властью Птоломеев до царствования Птоломея Филопатора. Возвращаясь с победой над войсками Антиоха Великого, царя Сирии, Филопатор зашел в Иерусалим и пожелал войти во Святое Святых храма Господня. Но как только он сделал шаг, чтобы войти во Святое Святых, Бог тотчас поразил его, так что он упал без чувств. Возвратившись в гневе в Египет, он повелел собрать в Александрии всех иудеев, живших в Египте и не хотевших поклоняться идолам, чтобы растоптать их слонами в ипподроме (место для конских скачек). Когда иудеи, без различия пола и возраста, собраны были в ипподром, 500 слонов были направлены на них, и сам Птоломей поехал с войском к ипподрому, чтобы посмотреть на их погибель. Иудеи, увидев царя с огромным стадом слонов и с войском, подняли громкий вопль к небу и стали просить себе защиты у Бога. Вдруг явились два Ангела и стали против войска. Слоны обратились на сопровождавшее их войско. Сам царь, услышав отчаянные вопли иудеев, сжалился над ними и велел отпустить их по своим домам (Третья книга Маккавейская). Иудеи под властью царей Сирийских (5306 год от сотворения мира, 203 год до Рождества Христова) Царь сирийский Антиох Великий покоряет иудеев

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

519 ...идже былъ Навходонасоръ... – Навуходоносор II, царь Вавилона (605–562 гг. до н. э.), в 586 г. до н. э. захватил и разрушил Иерусалим; здесь же упоминаются четыре избранных иудейских отрока, согласно Библии плененных Навуходоносором; один из них – пророк Даниил – растолковал царю вещий сон ο конце его царства, трое других (Анания, Азария и Мисаил) были брошены по повелению Навуходонссора в огненную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы. Все четверо упоминаются здесь как подвижники, своей верой посрамившие языческого царя-захватчика. 520 ...и Савастию-градъ – Севастия в Малой Азии, где, по преданию, в гонение римского императора Лициния были замучены сорок христиан (320 г.); Тимур взял город в 1400 г. 521 ...святый Григорий, епископъ великия Арменя... – первый епископ Армении Григорий Просветитель, основатель армянской церкви, ставшей государственной в 301 г., умер в 331 г. 522 ...Дамаскъ великий... – древнейший город мира Дамаск (ныне столица Сирии), который был захвачен Тимуром в 1401 г. 523 ...и Сарай великий... – Сарай-Берке, город на Волге, основанный ханом Берке, столица Золотой Орды, в 1395 г. был разрушен Тимуром. 524 ...и бысть имъ бой на мст, нарицаем Ораиньскомъ... – в одном из ущелий на реке Терек в 1395 г., непосредственно перед походом Тимура на Москву. 525 Такоже повел князь намстьникомъ своимъ и властельмъ... – Крепить осаду Москвы на этот раз, как и позже, при нашествии Едигея в 1408 г., пришлось дяде великого князя, выдающемуся военачальнику князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому Храброму (1353–1410); двоюродный брат Дмитрия Донского, князь серпуховской. Впервые участвовал в военном походе с Дмитрием, когда великому князю московскому было двенадцать лет, а ему – девять. Руководил многими военными мероприятиями и походами Дмитрия Донского. 526 ...отъ нашествия зловрнаго царя Хоздроя... – Хосрой (по-персидски Хосров – «царь») II Первиз – иранский шах из династии Сасанидов – царствовал в 591–628 гг.; в войне против Византии (началась в 613 г.), ο которой здесь говорится, потерпел поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

78 В то время, когда родился Христос, в Ассирии был один царь – Оводам, как повествует Иосиф в «Иудейских древностях» (кн. 16, гл. 6) (Jos. Flav. Antiq. XVI, 7. 6//TLG 0526/001, 16. 220.1.), а в Иудее и Самарии другой – Ирод. Почему же святой здесь говорит, что волхвы не вернулись к Ассирийскому царю Ироду? Может быть, потому, что он Ирода называет ассирийцем за его злобу и кровожадность, как и Исайя ассирийским умом назвал диавола за его злобу (См. Ис.10:12 .). 79 Как говорит Василий Великий в слове на Рождество Христово, из древнего предания известно, что Захария знал о Госпоже Богородице, что Она родила, оставаясь Девой, и после рождения Господа ставил Ее на месте девиц. Иудеи же, обвинив его в том, что, поступая так, он сочиняет нечто небывалое: якобы дева рождает и не растлевает девства, – убили его (Basil. Magn. In Christi generat. 5//PG 31, 1468C-1469A.). Но возможно, что произошло два события. Когда Захария ввел Деву в это место, он дал иудеям повод для убийства, как говорит св. Василий; позднее же, когда искали его ребенка, он был в действительности убит Иродом, о чем говорит божественный Петр. Любопытства ради пусть будет добавлено и следующее. Во времена Феодосия Младшего некто Калимер нашел останки прор. Захарии в местечке Кофар у Елевферополя Палестинского. На пророке была белая одежда, на голове золотая митра, на ногах златотканые сандалии – в этом он предстоял жертвеннику. Некоторые говорят, что он был сыном Иодая, которого царь Иоас убил во дворе дома Господня. Но это не так: того звали Азарией (Азария – по тексту Септуагинты. В еврейской тексте – Захария.), а не Захарией, согласно 24-й гл. 2-й кн. Паралипоменон (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 267). Сейчас его мощи находятся в Италии, о чем говорит иерусалимский патриарх Нектарий на с. 192 своего полемического произведения о главенстве папы. Георгий Кедрин рассказывает о том, что Елисавета, спустя 40 дней после того, как был убит ее муж Захария, умерла в пещере, где скрывалась вместе с младенцем Иоанном. Ангел же Господень заботился о сироте и воспитал его в пустыне (Досифей. Двенадцатикнижие. Кн. 1, гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Йота и едина черта не прейдут от закона, Дóндеже вся будут». – Мф. 5:18 . «Блажени милостивы, яко тии помиловани будут». – Фраза из Нагорной проповеди – Мф. 5:7 . «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим»... – Фраза из молитвы «Отче наш...» – Мф. 6:12 . ...со князь Юрьем... – Князь Юрий Иванович Ромодановский упоминается в московских боярских книгах как стольник и боярин с 1658 г. – Указатель 1853, 357. В 1665 – 1673 и 1676 – 1677 гг. в его ведении находился Пушкарский приказ – Богоявленский 1946, 292. ...и всем заказ крепкой положен ко мне приходити. – Известно, что у патриарха Никона в Воскресенском монастыре 17 мая 1659 г. был думный дьяк Дементий Башмаков. Ему Никон говорил, что ему стало известно, будто крутицкий митрополит Питирим, белое и черное духовенство собирались навестил его, Никона, на Светлой неделе и докладывали об этом царю, однако окольничий Федор Михайлович Ртищев «говорил митрополиту и властям, чтобы из них никто ко мне без указа великого государя не ездил» – Гиббенет 1, 38; Козловский 1906, 95. Донесение дьяка Дементия Башмакова см.: РГАДА, ф. 27, on. 1, д. 140, ч. 1, л. 65а – 69; Гиббенет 1, 168 – 173. ...якоже о Озии пишется... – Об Озии, царе Иудейском, царство которого длилось 52 года, рассказывает Вторая книга Паралипоменон. Между тем имя Озии ассоциируется не с его блестящими военными победами над Филистимлянами и Аравитянами, укреплением Иерусалима, мощным развитием земледелия и скотоводства, а с наказанием его Богом за проявление чрезмерной гордости. Как повествуется в Ветхом Завете, однажды Озия вошел в храм, чтобы самому воскурить фимиам Богу. Священник Азария и с ним еще 80 архиереев пытались удержать царя, объясняя ему, что каждение Господу – дело священника, они просили Озию покинуть святилище. Однако царь не уступил им кадильницу, за что мгновенно был поражен проказой. Болезнь его не покидала до смерти. Царь был погребен как прокаженный на поле царских гробниц – 2Пар. 26 . ...а яже о Мануиле, царе гречестем... иже написан у главы его стояше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечание. Проказа – одна из страшных болезней, поражающих жителей Востока. Начинаясь белыми лишайными пятнами на коже, она рассыпается по всему телу; затем начинается гниение кожи, потом связок и самих суставов тела и целых членов. Священники следили за проказою и отлучали прокажённых от общества или очищали их, то есть опять принимали в общество после исцеления, посредством принесения ими жертвы; но как лечить проказу они не знали. Прокажённые жили в отдельных домах и скрывались в пещерах, в гробах. Вблизи некоторых городов и селений часто образовывались целые общества прокажённых, которые от неимения средств пропитания начинали грабить и убивать путешественников; другие же, напротив, оставленные родственниками, изгнанные из общества, погибали от голода и зверей (Сравните: 4Цар.7:3 и след.). Некоторые из известных личностей страдали проказою: Иов, Озия или Азария, царь Иудейский, Нееман военачальник Сирийский – Авгарь, царь Эдесский. Была проказа и на домах. Законы о прокажённых и о видах проказы, о принятии или отлучении прокажённых подробно изложены в Книге Левит (главы 13 и 14). Исцеление расслабленного ( Мф.9:1–8 ; Мк.2:1–12 ; Лк.5:17–26 ) За Иисусом Христом всегда следовало множество народа, жаждавшего послушать великого Пророка – или даже только повидать Его. Так, когда Он находился в одном доме в Капернауме, то не только этот дом, но и все прилегающие к дому места были заняты народом. В это время принесли к Иисусу расслабленного, но от тесноты нёсшие его не могли пройти к Иисусу и, взойдя на крышу дома, разобрали часть кровли и опустили больного к ногам Иисуса. Вера нёсших, подвинувшая их на такой поступок – да и самого больного, согласившегося на такое беспокойство – преклонила Сердцеведца к отпущению расслабленному грехов, как главной причины его болезни – а сие возбудило в бывших здесь книжниках и фарисеях ропот против Иисуса и подозрение в Богохульстве. Вопрос Иисуса, предложенный фарисеям о том, что труднее – прощать ли грехи или исцелять болезни – должен был привесть сомневающихся к убеждению, что оба сии действия возможны только Богу; а последовавшее затем повеление расслабленному: восстани, возьми одр твой и иди в дом твой, сопровождаемое самим делом, доказывало, что такая Божественная власть отпущения грехов и исцеления больных действительно принадлежит Иисусу – и привело в необыкновенное изумление всех свидетелей чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Пролог. Свв. мучч. Акепсия и Анфалы. Персиане. Анфала до обращения был идольским жрецом. Акепсий – диакон. Обезглавлены в Арвиле. Пролог. Св. муч. Миракса. Египтянин, сперва отвергшийся Христа, потом паки исповедавший Его. После мук усекнут и повержен в море, по приказанию Амиры Сарацинского. Пролог. Преп. Никона сухого, Печерского. При нашествии половецкого хана Боняка, в 1096 г. он взят был в плен. Хозяин подрезал ему жилы под коленями, чтоб он не убежал, но узник был чудесно возвращен в свою обитель. По заключении мира, прежний господин Никона пришел в лавру, узнал своего пленника, иссохшего от ран, уверовал, крестился, постригся и сделался послушником прежнего своего узника. Преп. Никон преставился в начале 12 века. Чет. Минея от Патерика Печерского. Неделя свв. Праотец, в которую творим память всех от века Богу угодивших праведных отец, от Адама до Иосифа обручника Пресвятой Богородицы, так же пророк и пророчиц. В службе, которая всегда совершается в воскресный день в пределах 11 – 17 чисел декабря, наименованы: Аарон, брат Моисея, первый ветхозаветный первосвященник, которого Бог «возвыси свята, ублажи благоукрашением, и препояса одеждою славы». Сир. 45:7–27 . Март. Р. 1 июля. (Act SS. iul. I. 7–11). Аввакум пророк. (2 дек.) Авдий пророк. (19 ноября.) Авель, сын Адама. ( Мф. 23:35 ) Авраам. (9 окт.) Аггей пророк. (16 дек.) Адам, первый человек. Азария из трех отроков. (17 дек.) Амос, пророк. (15 июля) Анания, из трех отроков. (17 дек.) Анна, мать пр. Самуила. (9 дек.) Асир, из 12 патриархов. Варак. ( Евр. 11:32 ) Вениамин и Гад, из 12 патриархов. Гедеон. ( Евр. 11:32 ; Март. Р. 1 сент.) Давид, царь Израильский. ( Евр. 11:32 ) Даниил прор. (17 дек.) Дан, из 12 патриархов. Девора, судившая Израилю. ( Суд. 4 ) Езекия, царь Иудейский. Елеазар, второй первосвященник Израильский. Елисей прор. (14 июня) Енос и Енох, праотцы. ( Сир. 44:15 ). Есфирь. Завулон, из 12 патриархов. Захария прор., серповидец. (8 февр.) Илия прор. (20 июля). Исаак, сын Авраама. Исаия прор. (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

«Якоже хощете, да творят вамъ человцы, и вы творите имь такожде...» – Лк. 6:31 . «Небо и земля мимо идет, словеса же моя не мимо идут». – Мф. 24:35 . «Йота и едина черта не прейдут от закона, Дóндеже вся будут» – Мф. 5:18 . «Блажени милостивы, яко тии помиловани будут». – Фраза из Нагорной проповеди – Мф. 5:7 . «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим»... Фраза из молитвы «Отче наш...» – Мф 6:12 . ...со князь Юрьем... – Князь Юрий Иванович Ромодановский упоминается в московских боярских книгах как стольник и боярин с 1658 г. – Указатель 1853, 357. В 1665–1673 и 1676–1677 гг. в его ведении находился Пушкарский приказ – Богоявленский 1946, 292. ...и всмъ заказь крпкой положен ко мн приходити. – Известно, что у патриарха Никона в Воскресенском монастыре 17 мая 1659 г. был думный дьяк Дементий Башмаков. Ему Никон говорил, что ему стало известно, будто крутицкий митрополит Питирим, белое и чёрное духовенство собирались навестить его, Никона, на Светлой неделе и докладывали об этом царю, однако окольничий Фёдор Михайлович Ртищев «говорил митрополиту и властям, чтобы из них никто ко мне без указа великого государя не ездил» – Гиббенет 1, 38; Козловский 1906, 95. Донесение дьяка Дементия Башмакова см.: РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 65а–69; Гиббенет 1, 168–173. ...якоже о Озии пишется... – Об Озии, царе Иудейском, царство которого длилось 52 года, рассказывает Вторая книга Паралипоменон. Между тем имя Озии ассоциируется не с его блестящими военными победами нал Филистимлянами и Аравитянами, укреплением Иерусалима, мощным развитием земледелия и скотоводства, а с наказанием его Богом за проявление чрезмерной гордости. Как повествуется в Ветхом Завете, однажды Озия вошёл в храм, чтобы самому воскурить фимиам Богу. Священник Азария и с ним ещё 80 архиереев пытались удержать царя, объясняя ему, что каждение Господу – дело священника, они просили Озию покинуть святилище. Однако царь не уступил им кадильницу, за что мгновенно был поражён проказой. Болезнь его не покидала до смерти. Царь был погребён как прокажённый на поле царских гробниц – 2Пар. 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010