Осия Кордубский писал императору: «Не вмешивайся в дела существенно церковные и не давай нам приказания о них. Воздайте, написано, Кесарево Кесарю и Божие Богу. Ни нам не позволено начальствовать на земле, ни ты, царь, не имеешь власти курить фимиам». Этот ответ показывал Констанцию, что его воля не может стать правилом для Церкви, и Констанций признал самостоятельность и неприкосновенность канона. v) Златоуст о защите прав Церкви от мирской власти Хотя следующие императоры занимались охраной государственного закона от якобы покушений на него церковного канона, но и они уже не решаются ставить церковное право в границы языческого jus sacrum: старому Римскому принципу Respublicae nihil amplius esse praestandum нанесен решительный удар. Златоуст заявляет, что Церковь не область Кесаря, а Божия. Постановление государственной власти в делах религии не может иметь церковного значения. Только воля Божия может быть источником церковного закона. Носящий диадему не лучше последнего гражданина, когда он должен быть обличен и наказан. Церковная власть должна твердо стоять за свои права, если власть гражданская вмешивается в её сферу. Она должна знать, что иные пределы царской власти и иные пределы священства, и последнее больше первой». Так охранял священник Азария права Церкви по отношению к иудейскому царю Озии, когда тот стал превозноситься выше своего достоинства и вошел в святая святых для воскурения фимиама. «Несть твое, царь, да кадиши фимиам в святая святых; ты преступаешь пределы, присвояешь не данное тебе; посему ты потеряешь и то, что получилъ… Несть твое кадити, но священникам. Это не твое, а мое. Похитил ли я твою порфиру? Не похищай же ты моего священства». «Видишь ли, говорит Златоуст, душу священника, исполненного великого дерзновения и высоких мыслей? Он не посмотрел на величие власти… Он готов был лучше положить душу свою внутри святилища, нежели взирать на оскорбление священных законов. Подлинно, нет ничего безсильнее преступающего Божественные законы, равно, как нет ничего сильнее защищающего Божественные законы (Сл. на раз. м. 1, 256–7). Но царь Озия не послушался, а надмеваясь гордостью вошел в святилище, открыл святая святых и хотел курить фимиам. Что же Бог , когда таким образом священник был презрен и достоинство священника было попрано, и уже священник не мог сделать ничего, ибо дело священника только обличать и показывать дерзновение, а не употреблять оружие? Когда священник обличал, а царь не послушался, но взялся за оружие и воспользовался своей властью, то священник сказал Богу: я сделал свое дело, больше ничего сделать не могу, помоги попираемому священству; законы разрушаются, правила ниспровергаются. Что же Человеколюбец? Он наказал дерзкого, и тотчас проказа взыде на чело его ( 2Пар. 26, 19 ). Бог как бы начертал одушевляемый закон, который говорил: не делай того, чтобы не потерять того же» (Сл. на р. м. 1, 247, 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Силу и мужество священства испытал на себе и могущественный царь Озия ( 2Пар.26 ). После всех его побед, читаем мы у священного дееписателя, «возгордилось сердце его на погибель его и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном» ( 2Пар.26:16 ). Но за ним вошел первосвященник Азария и с ним 80 священников Господних, «людей отличных», и воспротивились они Озии, говоря: «не тебе, Озия, кадить Господу, а священникам», освященным для этого; ты поступил незаконно и не будет тебе это в честь пред Господом Богом». Озия разгневался, но тотчас же явилась проказа на лице его, и он принужден был удалиться из храма и затем, оставаясь до самой смерти прокаженным, был отлучен от дома Господня и царского правления ( 2Пар.26:17–21 ). Совершенно другое мы видели в израильском царстве, где самовольные и непризванные священники не противились ни своеволию Иеровоама I, ни еще более гибельному своеволию в религии – Ахава. Правда, и в Иудее мы не всегда видим священников влиятельными, непоколебимо защищающими дело Иеговы и борющимися за прочность теократии с силами, противными ей, насколько отчасти можно заключать об этом на основании известия ( 4Цар.16:10,11; 15:16 ) об исполнении воли нечестивого Ахаза священником Урией, построившим языческий жертвенник по тому «образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска» ( 4Цар.16:11 ). Но за весьма немногими исключениями священники, вообще верные своему призванию, подле истинных пророков оказывали сильнейшее противодействие язычеству и обнаруживали свою силу в борьбе с нечестием. Если таким образом и цари из Давидовой династии в общем не забывали своей задачи, по смыслу данных этой династии обетований, и были охранителями теократия, – если и священники с различным успехом, но большей частью мужественно, боролись против возвышавшегося по временам в Иудее язычества, – если и святыня религии большей частью оставалась неприкосновенной при существовании законного святилища и правильных богослужебных учреждений, то здесь гораздо меньше предлежало задач пророкам, чем в соседнем израильском царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Аггей, воодушевляя народ, пророчествовал: «Так говорит Господь: скоро придет Желаемый всеми народами, и Я наполню этот храм славою, и слава этого последнего храма будет больше славы прежнего храма; на этом месте Я дам мир» ( Аг. 2:6–9 ). А Захария говорил: «Ликуй, радостно, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима! Вот идет к тебе Царь твой, праведный и спасающий, кроткий и сидящий на ослице и на молодом осле» ( Захар. 9:9 ). Дарий, удостоверившись, что Киром дан был иудеям указ о построении храма, повелел начальникам Сирии и Финикии не только не препятствовать, но помогать иудеям строить храм. Таким образом, иудеи через 19 лет окончили построение храма, освятили его и открыли в нем Богослужение по закону Моисееву (517 г. до Р. Х.) Но в этом втором храме не было главной святыни – ковчега завета Господня ( 1Ездр. 3–6 ; 2Ездр. 2:16–17, 15 ). Для возвышения благочестия и благоденствия иудеев, возвратившихся из плена, много потрудились два мужа: Ездра и Неемия. Подвиги Ездры Ездра был благочестивый и ученый иудейский священник, живший в Вавилоне в царствование персидского царя Артаксеркса (Лонгимана, Долгорукого) и пользовавшийся его благоволением. Артаксеркс дал ему указ обозреть Иудею и Иерусалим, доставить в храм Иерусалимский пожертвования царя, вельмож и народа, устроить в своем отечестве управление и суд и вообще сделать данными ему средствами для блага отечества все, что ему заблагорассудится 509 . Прибыв в Иерусалим, Ездра убедил иудеев расторгнуть браки с язычницами, как запрещенные законом Моисея, восстановил церковный и гражданский порядок, прочитал народу с объяснениями книгу закона и взял с народа обязательство исполнять заповеди Божии ( 1Ездр. 7–10 ; 2Ездр. 8, 9 ). Чтобы иудеи знали закон Божий и не нарушали по неведению, Ездра собрал священные книги Божии, издал их во всеобщее употребление и установил преподавание закона Божия всем иудеям. Для этого он учредил в городах иудейских синагоги (молитвенные дома), в которые должны были собираться иудеи каждую субботу для молитвы и слушания слова Божия. Подвиги Неемии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Покой его нарушил Зарай, царь мадиамский 571 , который с миллионом войска 572 напал на Иудею. Но царь иудейский, выйдя против него, противопоставил превосходству сил его молитву, в которой исповедал, что число людей ничего не значит для Бога, и, таким образом, получил совершенную победу. Пророк Азария встретил победоносный народ, когда он возвращался в Иерусалим, и настоящим благодеянием Божьим убеждал его сохранять благочестие для его же благоденствия, предсказывая между тем, что будут в Израиле многие дни без Бога, без священника, без закона и без мира общественного 573 . Аса, вняв пророчеству, вооружился против идолопоклонства новою решимостью, так что самую мать свою лишил царской власти за служение Астарте 574 . Собрав весь народ, кажется, в праздник пятидесятницы 575 , по принесении многочисленных жертв из военной добычи, царь торжественно клялся быть верен Богу и наказывать смертью тех, которые оставят Его 576 , и все собрание подтвердило клятву его с радостными восклицаниями. Но Аса некоторым образом изменил сам своей клятве. Угрожаемый нападением царя израильского Ваасы 577 , он сокровищами храма подкупил против него Венадада царя дамасского. Пророка Анания, который за упование на человека, возвещал ему гнев от Бога и новую брань, ввергнул в темницу и умертвил некоторых из народа, имевших одинаковые с ним чувствования. Наконец, во время старости, будучи болен ногами, он не взыскал Господа, но врачей. Впрочем, скончался в мире и погребен великолепно, пережив во время сорокалетнего своего царствования восемь царей в Израиле. Нават, второй царь израильский После несчастной смерти Иеровоама 578 , сын его Нават явился на престоле во второе лето Асы, а в третье со всем домом отца своего погиб от возмущения Ваасы. Вааса, третий царь Израильский Сей царствовал двадцать четыре года. Но поскольку он был не лучше тех, которые через него наказаны, то Пророк Иуй предсказал ему такую же участь, какая постигла дом Иеровоама. Ила, четвертый царь Израильский. В самом деле, сын его Ила, царствовав около двух лет, умерщвлен пьяный, и весь дом его истреблен военачальником Замврием. Замврий, пятый царь израильский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, греческое и римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же римского царства явился на земле Спаситель мира и основал Свое всемирное царство – святую Церковь . Три отрока в пещи огненной Навуходоносор поставил близ города Вавилон большого золотого истукана, собрал народ и объявил, чтобы все, как только услышать звук трубы, пали и поклонились истукану; если же кто не исполнить царского повеления, тот будет брошен в разожжённую пещь. По звуку трубы все пали на землю; только три отрока – Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь пещь в семь раз сильнее и бросить туда отроков. Пламя было так сильно, что войны, бросившие их в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимы, потому что Господь послал ангел Своего остудить пламя. Навуходоносор сидел на высоком престоле против печи. Вдруг он смутился, встал со своего места и сказал: «Не трех ли связанных мы бросили в пещь? А я вижу четырех, не связанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию». После этого он подошел к печи и велел отрокам выйти из огня. И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил истинного Бога и под страхом смерти запретил всем своим поданным хулить Его имя. Даниил во рве львином После Навуходоносора царство вавилонское было завоевано мидянами и персами. Царь мидийский Дарий любил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел в продолжение тридцати дней обращаться с какой – либо просьбой ни к богу, ни к человеку, кроме самого царя; а если кто нарушит этот приказание, того бросить в львиный ров. Царь согласился. Но пророк Даниил, не смотря на царское запрещение, не переставал молиться Богу. Его враги донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и позволил бросить Даниила ко львам. На другой же день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил раб Божий! Бог, которому ты служишь мог ли спасти тебя от львов?» Даниил ответил ему изо рва: «Царь! Бог мой послал Своего ангела заградить уста львам, потому что я оказался чист перед Ним». Тогда царь велел поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их. Возвращение иудеев из плена вавилонского. Построение второго храма

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После Вавилонского царства следовали одно за другим еще три всемирных царства: Мидийско-Персидское, Македонское, или Греческое, и Римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство — святую Церковь. Гора, от которой отвалился камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень — Христа и Его вечное Царство. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской. Вскоре друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди Вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь. И вот, когда раздался звук трубы, все собравшиеся пали на землю — только трое друзей Даниила стояли непреклонно перед истуканом. Разгневанный царь приказал сильно разжечь печь и бросить в нее трех иудейских юношей. Пламя было так сильно, что воины, бросившие осужденных в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего оградить их от пламени. Находясь среди огня, они пели хвалебную песнь, прославляя Господа. Это чудо удивило царя, и он повелел трем юношам выйти из горящей печи. Когда они вышли, то оказалось, что огонь не коснулся их, даже одежды и волосы не опалились. Навуходоносор, видя это чудо, сказал: «Благословен Бог… Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него». (Дан. 3:95). И запретил царь, под страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога Израилева. Глава XVI. Персидское Владычество (539–333 гг. до н. э.). Падение Вавилонского царства. После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. Новый царь, Набонид, не был ни смелым полководцем, ни талантливым государственным деятелем. Со временем Набонид совершенно перестал заниматься государственными делами, уехал из Вавилона и поселился в своем дворце в Северной Аравии. В столице правил сын Набонида, Валтасар. Между тем над Месопотамией снова сгущались грозные политические тучи. В 558 году на политическом горизонте появился малоизвестный вначале вождь племени, а затем царь Ассана Кир. Этот правитель оказался гениальным и грозным полководцем. Он завоевал Мидию и объявил себя царем персов. Для борьбы с новым завоевателем Набонид организовал союз, в который кроме Нововавилонского царства вступили Мидия, Спарта и Египет. Кир принял вызов, победил мидийского царя Креза и захватил Малую Азию Затем он двинулся против своего главного противника — халдеев. В 540 году произошла битва, в результате которой халдейская армия была разгромлена. В 539 году Кир подошел к Вавилону.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Отпраздновав пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления. Ибо и Моисей и Илия постились сорок дней, и Даниил три седмицы дней хлеба лакомого не ел, и мяса и вина не принимал в уста свои. И блаженная Анна, испрашивая себе Самуила, говорит: «вина и сикера я не пила, а изливаю сердце свое пред ЯХВЕ». И ниневитяне, постившись три дня и три ночи, избежали угрожающего гнева. Постом и Есфирь и Мардохей и Иудифь избежали возстания нечестивых Олоферна и Амана. И Давыд говорит: «колени мои изнемогли от поста, и плоть моя изменилась из–за елея». И вы, когда поститесь, испрашивайте себе у Бога просимое вами. После же этой седмицы пощения повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим. Во всякую же субботу, исключая одной, и во всякий день ЯХВЕ, составляя собрания, радуйтесь; ибо постящийся в день ЯХВЕ, как день воскресения, или печалящийся в пятидесятницу или вообще в день праздника Господня, повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать. Книга шестая 1. Больше всего берегитесь, епископы, страшных, опасных и беззаконных ересей. Бегайте их, как огня, жгущего приближающихся к нему. Бегайте также и расколов. Ибо беззаконно склонять ум к нечестивым ересям; беззаконно и отделяться от единомысленных по любоначалию. Еще в древности некоторые, дерзнувшие покуситься на это, не избежали наказания. Так, Дафан и Авирон, возставшие против Моисея, поглощены землею. Так и Корей и двести пятьдесят сообщников его, возмутившиеся против Аарона, сделались пищею огня. Так и Мариамь, укорявшая Моисея, говоря: «Моисей взял себе в жену хушитянку», выгнана из стана на семь дней. Кроме того, и Азария или Озия, царь Иудейский, посягнувший на священство и захотевший воскурить фимиам, чего не следовало ему делать, когда первосвященник Азария и восемьдесят священников возбранили ему это, а он не послушался, — поражен проказою на челе и поспешил выйти, потому что обличил его ЯХВЕ.

http://predanie.ru/book/69474-apostolski...

Святой Азария, сын Одеда, пророчествовал во дни Асы, царя иудейского [ 1 ]. По случаю славной победы Асы над Зараем, царем эфиопским, Азария, объятый Духом Божиим, убеждал царя и народ оставить идолослужение и верно служить Богу Истинному. Возбуженные пророчеством Азарии, царь и народ отвергли идолов из всей земли Иудиной и Вениаминовой. Многие и из израильтян обратились тогда к Истинному Богу, и, собравшись в Иерусалиме, вступили в завет с Богом, дав клятвенное обещание никогда не удаляться от Него. И Бог благословил их продолжительным миром [ 2 ]. Страдание святых мучеников Папия, Диодора и Клавдиана Святые мученики Папий, Диодор и Клавдиан пострадали в царствование императора Декия [ 1 ] в Памфилийском городе Атталии [ 2 ]. Они пасли стада скота в стране своей и, будучи христианами, распространяли среди язычников веру во Христа. Вследствие этого на них сделан был донос, и по повелению начальника области Павлина их схватили и привели к нему на суд. На допросе они безбоязненно исповедали Христа истинным Богом и, твердо веруя в Него, сказали, что Он есть Творец неба и земли и всего, что находится на них, и что, кроме Него, нет другого Бога. Услышав это, правитель области пришел в ярость и приказал подвергнуть святых различным мучениям. Но так как он не мог этим принудить их к отречению от веры во Христа, то повелел отсечь им головы мечом. Так скончались за Христа святые мученики и приняли от Него мученические венцы. Христиане с честью похоронили тела их во славу Христа, Бога нашего. Память 4 февраля Память преподобного отца нашего Исидора Пилусиотского Преподобный Исидор был родом из Александрии [ 1 ]. Он происходил от благородных и благочестивых родителей и был родственником Феофилу, архиепископу Александрийскому и святому Кириллу, преемнику Феофила [ 2 ]. С успехом изучив светские науки и навыкнув в божественной премудрости, Исидор пожелал посвятить себя на служение Богу. Еще в молодых летах он оставил славу мира сего и богатство и, презирая знатность своего происхождения и всё почитая как бы за прах, ушел в гору Пилусиотскую [ 3 ]. Там, приняв иночество, он проводил строгую подвижническую жизнь [ 4 ]. Духовная мудрость и строгая жизнь Исидора собрали к нему многих ревнителей благочестия, которыми он избран был в сан настоятеля и пресвитера [ 5 ]. Строгими подвигами и высокой образованностью преподобный Исидор приобрел себе такое уважение, что не только епископы и вельможи, но и сам император и патриархи александрийские обращались к нему за советами и наставлениями, и он у всех был в большом уважении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

14 И взял все золото и серебро, и все сосуды, какие нашлись в доме Господнем и в сокровищницах царского дома, и заложников, и возвратился в Самарию. 15 Прочее об Иоасе, что он сделал, и о мужественных подвигах его, и как он воевал с Амасиею, царем Иудейским, написано в летописи царей Израильских. 16 И почил Иоас с отцами своими, и погребен в Самарии с царями Израильскими. И воцарился Иеровоам, сын его, вместо него. 17 И жил Амасия, сын Иоасов, царь Иудейский, по смерти Иоаса, сына Иоахазова, царя Израильского, пятнадцать лет. 18 Прочие дела Амасии записаны в летописи царей Иудейских. 19 И составили против него заговор в Иерусалиме, и убежал он в Лахис. И послали за ним в Лахис, и умертвили его там. 20 И привезли его на конях, и погребен он был в Иерусалиме с отцами своими в городе Давидовом. 21 И взял весь народ Иудейский Азарию, которому было шестнадцать лет, и воцарили его вместо отца его Амасии. 22 Он обстроил Елаф, и возвратил его Иуде, после того как царь почил с отцами своими. 23 В пятнадцатый год Амасии, сына Иоасова, царя Иудейского, воцарился Иеровоам, сын Иоасов, царь Израильский, в Самарии, и царствовал сорок один год, 24 и делал он неугодное в очах Господних: не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. 25 Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера, 26 ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля. 27 И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной, и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова. 28 Прочее об Иеровоаме и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его, как он воевал и как возвратил Израилю Дамаск и Емаф, принадлежавших Иуде, написано в летописи царей Израильских. 29 И почил Иеровоам с отцами своими, с царями Израильскими. И воцарился Захария, сын его, вместо него. 15 1 В двадцать седьмой год Иеровоама, царя Израильского, воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/455/...

После этого царь пришел с Аманом на пир к царице Есфири и опять спросил Есфирь: «Какое желание твое, царица Есфирь? Я готов дать тебе даже полцарства». Есфирь сказала: «Если я нашла благоволение твое, царь, даруй жизнь мне и народу моему, потому что проданы мы на истребление». Царь спросил: «Кто это такой, кто отважился сделать так?» «Этот враг – сказала Есфирь, – вот этот злобный Аман». По слову царя накрыли лицо Амана 518 . Тут один из слуг сказал: «Вот и дерево, которое приготовил Аман для Мардохея, стоит у дома Амана». Царь сказал: «Повесить его на нем». Амана повесили. Имущество Амана царь отдал Есфири, а власть его передал Мардохею. Затем, по повелению царя, был разослан новый указ, которым предписано было не приводить в исполнение указа об истреблении иудеев, и дозволялось иудеям в 13-й день двенадцатого месяца стать на защиту жизни своей и убивать врагов своих. По этому указу иудеи в назначенный день истребили в Сузах 500 человек, а в областях Персидского царства 75000 человек и, кроме того, на другой день, с разрешения царя, истребили в Сузах 300 человек врагов своих. В память этого события иудеи установили праздник Пурим (жребия), потому что Аман бросал жребии, чтобы назначить, в какой день истребить иудеев 519 (кн. Есфирь). Иудеи под властью Александра Македонского (5177 год от сотворения мира, 332 год до Рождества Христова). Построение Самарийского храма Бог чрез пророка Даниила возвестил, что царство Персидское будет покорено царем Греции ( Дан. 8:20, 21 ). Когда настало время исполниться этому определению Божию, царь греческий Александр Македонский вступил с войском в Персидское царство, разбил персидских полководцев, потом самого персидского царя, Дария (Кодомана), и осадил город Тир. Отсюда он послал иудейскому первосвященнику Адую (Иаддаю) требование, чтобы он с народом своим покорился ему и прислал помощь и продовольствие для войска. Но первосвященник отвечал, что он клялся быть верным царю персидскому Дарию, и не может изменить ему. Такой ответ сильно прогневал Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010