Сам Петр Борисович зажил в своем любимом Кусково и решил создать там крепостной театр – многие вельможи тогда предались этой моде. К сожалению, здание театра в парке Кускова, где на сцену впервые ступила Прасковья Жемчугова, не сохранилось. Прасковья родилась 20 июля 1768 года в деревне Березино Ярославской губернии. Отец ее был кузнец, «коваль», а от туберкулеза позвоночника у него вырос горб. Так что Прасковья унаследовала от отца и фамилию Ковалева, и свое первое сценическое прозвище Горбунова, и туберкулез, рано унесший ее в могилу. Говорят, горбун пьянствовал, буянил, тиранил семью. Однако Прасковья любила отца и до смерти хранила его портрет у себя на столике. Ее ожидала самая обычная участь для девиц холопьего звания, но у девочки открылся редкий, удивительный голос, и ее взяли в господский дом обучать сценическому мастерству, танцам, музыке, иностранным языкам, освободив от крепостных обязанностей. В Кусково в 1774 году ее и увидел молодой граф Николай Петрович Шереметев, только что вернувшийся из Европы, где он учился в Лейденском университете. Друг детства будущего императора Павла I тоже грезил театром, музыкой, был знаком с Генделем и Моцартом, так что за обустройство домашнего театра взялся сам. По легенде, они встретились в поле, когда молодой граф возвращался с охоты, а Прасковья гнала коров. И будто бы позднее Шереметев на том дорогом месте поставил часовенку. Конечно, на самом деле о любви с первого взгляда речь идти не могла: его будущей супруге шел тогда шестой год. Граф был заворожен ее необыкновенным, жемчужным голосом, за который, по преданию, он и дал ей сценическую фамилию Жемчугова. Шереметев-младший мечтал поскорее вывести ее на сцену, дабы затмить соперников. 22 июня 1779 года 11-летняя Прасковья дебютировала в маленькой роли служанки. Уже на следующий год Шереметев поручил ей главную роль Белинды в опере А. Саккини «Колония, или Новое поселение», где она впервые вышла на сцену Жемчуговой. Граф тогда придумал сменить неблагозвучные крестьянские фамилии всех своих актрис на сценические псевдонимы, образованные от названий благородных камней, – Бирюзова, Яхонтова, Изумрудова.

http://pravoslavie.ru/4290.html

В 1930-х годах собор был закрыт, иконостас и росписи утрачены. В его здании разместили архив и книгохранилище. Верхние ярусы колокольни разрушили. В августе 1942 года германские и румынские войска захватили Ставрополь. Румыны решили возобновить для своих солдат службы в храме святого Андрея Первозванного. Из музея атеизма при Ставропольском краеведческом музее ими были доставлены иконы, некогда принадлежавшие храмам Ставрополя, церковная утварь. Богослужения для горожан начали проводить и русские священники. В 1963 года Андреевский собор получил статус кафедрального собора. В 2012 году кафедра была перенесена в восстановленный Казанский собор, а за Андреевским закреплен статус архиерейского подворья. В 1990 году была восстановлена колокольня собора по проекту Ставропольского архитектора Виктора Викторовича Аксенова. На территории собора расположено здание Ставропольской духовной семинарии, возрожденной в 1989 году, с храмом свт. Игнатия (Брянчанинова). Четырехстолпный и однокупольный храм построен в русско-византийском стиле с богатой декоративной отделкой. Его фасад на три яруса разделяют карнизы, полукруглые окна с арочными наличниками. По бокам стоят маленькие главки. Над тамбуром возвышаются вытянутые главки. Свет попадает внутрь через высокие окна в большом восьмигранном барабане, над которым высится позолоченный купол с крестом. Внутренний интерьер собора полностью обновлен, современная отделка выполнена с большим мастерством. Под куполом нарисован голубь, парящий в синем небе с легкими облачками. На отстроенной заново колокольне установлен колокол весом три тонны. http://drevo-info.ru/articles/13678617.html Комментарии и обсуждение Собор построен в 1897 году по проекту ставропольского архитектора Г.П. Кускова, на месте старого собора. В настоящее время является Кафедральным собором Ставропольской и Владикавказской Епархии. 23 января 2005. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01114

Волна молодости, света и красоты несла тогда и его и нашу жизнь. Во многом sor Michele в эту волну вводил, и в самом Риме, и позже в Cavi, где устроил нас в чудесной рыбацкой деревушке на побережье генуэзском. Там тоже русские эмигранты жили — и это самое Cavi тоже мы с ним в писаниях своих не раз добром помянули. Незадолго до войны графиня Варвара Бобринская стала устраивать (первые в России) групповые поездки молодежи в Италию. Сельские учителя из захолустья, учительницы разные, курсистки, студенты почти даром посещали Италию — так графиня устроила. Итальянцы называли это «caravani russi» — на улицах Флоренции и Рима сразу можно было выделить из толпы эти группы странных, но скорее симпатичных юных существ. Лучшего водителя по Риму, да и другим городам Италии, чем Осоргин, нельзя было и выдумать — он очаровывал юных приезжих вниманием, добротой, неутомимостью. Живописно ерошил волосы свои. Несомненно, некие курсистки влюблялись в него на неделю, учителя почтительно слушали. Народ простецкий, мало знающий, но жаждущий. (Около Боттичелли в Уффици один учитель спросил: «Это до Рождества Христова или после?») Осоргин все показывал, выслушивал, изящно изгибаясь, объяснял, а иногда и выручал из малых житейских неприятностей. В революцию Михаил Андреевич вернулся в Москву и в 21 году меня уже выручил: устроил в Кооперативную Лавку Писателей на Никитской, чем избавил от службы властям и дал кусок хлеба. А осенью того же года засели мы с ним и с другими «интеллигентами» московскими в Чека — за участие в Общественном Кте Помощи голодающим (тогда сильный был голод в Поволжье). На Лубянке, в камере, где мы сидели, его избрали старостой или старшиной, чем то в этом роде, и он был превосходен: весел, услужлив, ерошил волосы ежеминутно на голове, представительствовал за нас перед властями. Меня очень скоро выпустили как «случайного», а он, Кускова, Прокопович и Кишкин долго просидели как «зачинщики». Этих троих последних спас от смерти Нансен, но все были потом высланы на восток — Осоргин, помнится, в Казань.

http://azbyka.ru/fiction/moi-sovremennik...

Калмыкова А. Небесный покровитель земли русской// Истина и жизнь. 1993. 1–2. С. 2–7. Канон преподобному Сергию Радонежскому (25 сентября). М., 1692 (кирилловская печать). Канон преподобному Сергию Радонежскому (5 июля). М., 1692 (кирилловская печать). Каргалов В. Как это начиналось//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 433–439. Квливидзе Н. Сергий Радонежский (Знаменитые портреты знаменитых людей)//Юный художник. 1993. 10. С. 30–35. Кедров Н. И. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра. М., 1906. Кедров Н. И. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой лавры за первые три века ее существования (краткий исторический очерк)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1892. Октябрь. С. 450–498; Ноябрь. С. 516–537. (Отд. отт.: М., 1892). Кирилл, архимандрит. Слово на память преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена, радонежского чудотворца, по случаю освящения возобновленного во имя его храма, в московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, говоренное оного монастыря настоятелем, Московской духовной академии ректором, архимандритом Кириллом сентября 25 дня, 1822 года. М., 1822. Кириллин В. М. Епифаний Премудрый как агиограф преподобного Сергия Радонежского: проблема авторства//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7. Ч. 2. М., 1994. С. 264–275. Кириллин В. М. Епифаний Премудрый : умозрение в числах о Сергии Радонежском//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 6. Ч. 1. М., 1994. С. 80–120. Кириллин В. М. Нумерологическая структура текста как индекс повествовательной манеры Епифания Премудрого и вопрос об атрибуции «Слова о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя рускаго»//Культурное наследие Древней Руси. Материалы научной конференции, посвященной памяти профессора В. В. Кускова (9 ноября 2000 г.) (Кусковские чтения. Вып. I). М., 2001. С. 73–84. Киселева Э., Веселкина Т. Преподобный Сергий и Рязанская земля//Журнал Московской патриархии. 1992. 8. С. 47–49. Кисель В. Житие преподобного Сергия Радонежского в русской агиографии (библиографический очерк)//Журнал Московской патриархии. 1993. 1. С. 97–102; 2. С. 100–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

...По дороге с Натальей Ивановной здороваются тотьмичи, кто-то на ходу за одну-две минуты успевает что-то уточнить; она отвечает на телефонные звонки и извиняется передо мной, мол, сегодня за директора, а завтра нужно уезжать в Вологду. В глубине улицы, что спускается к Сухоне, виден невысокий деревянный дом. Это музей Ивана Кускова. Перед домом площадка и памятник основателю форта Росс в Америке. Выходим на городскую, а ранее торговую, площадь. Новый памятник - изящный металлический корабль с очертаниями старой Тотьмы на парусах скользит по поверхности земного шара. Это символ тотемского мореплавания, памятник морякам-первопроходцам, открывателям северных земель. Проект выбирали всем городом. Сегодня Тотьму вполне можно назвать не только городом мореходов, но и городом музеев. При 10-тысячном населении здесь их пять, и каждый по-особенному передаёт историю и культуру северного края. Спрашиваю у главного хранителя этого наследия: - Вот два города на одной реке - Великий Устюг и Тотьма, брат и сестра. Из одного сделали «родину Деда Мороза» и у вас хотели учинить нечто подобное - присвоить статус «родины Бабы-яги». Как вам удалось отбиться? - Сейчас к каждому городу Вологодской области пытаются приклеить какой-либо бренд, чтобы привлечь туристов. Например, Липин Бор назвали царством Золотой Рыбки, Тарнога теперь - столица мёда, Грязовец - молочная слобода... Когда об этой идее с Бабой-ягой мы узнали, то Церковь и музей сразу объединились и начали звонить, писать о том, чтобы город оставили в покое. Нам удалось убедить власти. - Территории, производства развивать очень тяжело, гораздо легче за счёт «погремушки» привлекать деньги в регион... - Порой нас заставляют отходить от истории, пытаются сочинить что-то модное, броское. Но мы стараемся делать всё, чтоб нам не спустили сверху какую-то выдумку, отстаиваем настоящие ценности. Ведь в Тотьме есть своя богатая история и культура. Мы позиционируем себя как город музеев, рассказываем о солеварении, о монастырях и храмах, о мореходах. Великий Устюг тоже родина мореходов, там не менее красивые храмы, есть великие святые, например св. Прокопий Праведный. Но вот сочинил в Москве Лужков «родину Деда Мороза», для того чтобы туристы приезжали и оставляли деньги, и теперь от этого не избавиться...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Повесть о Петре и Февронии – Изд.: Повесть о Петре и Фев-ронии. Подготовка текстов и исследование Р. П. Дмитриевой Л., 1979; ПЛДР. Вып. VI. М., 1984, с. 626 – 647/Подг. текста и перевод Л. А. Дмитриева/; Изборник. М., 1969, с. 454–463; Древнерусские предания. XI–XVI вв. М., 1982, с. 318 – 344/Подг. текста и перевод В. В. Кускова/. Повесть о Соломоне и Китоврасе – Суды Соломона – Изд.: ПЛДР. Вып. IV, М., 1981, с. 68–74; Изборник. М., 1969, с. 370–375/Подг. текста и перевод Г. М. Прохорова в обоих случаях/. Поучение Владимира Мономаха – Изд.: ПЛДР. Вып. I. М., 1978, с. 392–413/Подг. текста О. В. Творогова, перевод Д. С. Лихачева/; Изборник. М., 1969, с. 146–171/Подг. текста и перевод Д. С. Лихачева/. Поучения и послания Феодосия Печерского – Изд.: Чаго-вец В. А. Преподобный Феодосии Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901; Еремин И. П. 1) Из истории древнерусской публицистики XI века/Послание Феодосия Печерского к Изяславу Ярославичу о латинянах/. – ТОРДЛ, 1935, т. 2, с. 21–38; 2) Литературное наследие Феодосия Печерского . – ТОРДЛ, 1947, т. 5, с. 159–184. Молитва преп. Феодосия «за вся крестьяны» была открыта и опубликована Ф. И. Буслаевым; см.: Буслаев Ф. Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских, собранные из XV рукописей Московской Синодальной библиотеки. – В кн.: Матер, для истории письмен восточных, греческих, римских и славянских. М., 1855, с. 23–29. Поучение Ксенофонта своим сыновьям – В составе «Изборника» Святослава 1076 г. Поучения Луки Жидяты – Изд.: Бугославский С. Поучение еп. Луки Жидяты по рукописям XV–XVII вв. – ИОРЯС, 1914, т. 18, кн. 2, с. 196–237. Поучение св. Феодоры сыну – В составе «Изборника» Святослава 1076 г. Правда Русская – Изд.: Правда Русская. 1. Тексты. Под ред. Б. Д. Грекова. М. – Л., 1940; Памятники русского права. Вып. I. М., 1952, с. 73 – 232. Подг. текста А. А. Зимина; Российское законодательство Х–ХХ вв. Т. 1. М., 1984, с. 47–73. Притчи Кирилла Туровского – Из «Слов» и «Причт» Кирилла Туровского – Изд.: ПЛДР. Вып. II. М., 1980, с. 290–323; Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского . – ТОРДЛ, 1955, т. 11; 1956, т. 12; 1957, т. 13; 1958, т. 15; Евгений. Творения отца нашего Кирилла епископа Туровского. Киев, 1880; Пономарев А. И. Св. Кирилл епископ Туровский и его поучения. – В кн.: Памятники древнерусской церковноучительской литературы. Под ред. проф. А. И. Пономарева. СПб., 1894, вып. I, с. 88–198; М; Л., 1955, т. 2, с. 342–367.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Посещали Кусково и августейшие особы. В 1754 году сюда приехала Елизавета Петровна (специально к приезду гостьи Шереметевы обустроили французский парк). В ее честь задали грандиозный праздник с диковинными блюдами, ночной иллюминацией и экспозицией китайского фарфора. А готовясь к приему Екатерины II граф Петр Борисович устроил во дворце парадную опочивальню, но никто никогда не воспользовался ей, хотя императрица и посетила Кусково в августе 1774 года, после победы России над Турцией. Праздничный обед для нее и свиты накрыли в прохладном гроте. По преданию, императрица, отдыхая, собственноручно набросала рисунок ажурной решетки, которую потом изготовили в Кусково по этому эскизу. Другой визит государыни состоялся в 1787 году на московских торжествах в честь 25-летия ее коронации – за год до смерти графа Петра Шереметева. Именно он стал обустраивать в Кускове первый крепостной театр с оперными и балетными труппами и школой для талантливых детей. Его не сохранившееся здание в парке спешно строил Шарль де Вальи в итальянском стиле к именинам графа, Петрову дню, стараясь сделать ему приятное. На его сцене впервые явилась дочь кусковского кузнеца, Прасковья Ковалева, имевшая тогда сценический псевдоним Горбунова (ее отец был горбун). В этих домашних спектаклях любил участвовать сам «Крез меньшой», как прозвали наследника, графа Николая Петровича Шереметева. Бросив гостей, он часто садился «меж холопов своих» играть на виолончели. В 1798 году граф дал вольную своей гениальной крепостной актрисе, а чрез три года женился на ней. Смерть Прасковьи в 1803 году подорвала здоровье Н.П. Шереметева. Вскоре он сам умер от простуды. Его единственному наследнику Дмитрию было всего 9 лет, когда началась Отечественная война. В Кусково расквартировались армия маршала Нея и разграбила все, что было можно: отдирали даже дорогую бархатную обивку стен. Сам маршал увозил в Париж лучшие картины и гобелены. После разгрома наполеоновской армии Кусково отремонтировали, но без прежней роскоши. Дело было и в средствах, и во вкусах нового хозяина Д. Н. Шереметева. Призванный на службу, он находился в тех самых войсках, которые стреляли по восставшим на Сенатской площади в декабре 1825 года. Трагедия декабристов настолько потрясла его юную душу, что он замкнулся в себе, уединился и глубоко ушел в религию, проводя дни в молитве и постах. Многолюдные шумные праздники в Кусково прекратились, театр разобрали, а после отмены крепостного права содержать регулярный парк с садовниками стало не под силу даже Шереметевым. В конце XIX века новый наследник продал большую часть земельных угодий Кускова под дачные участки, но родовое гнездо не тронул, (хотя оно и приносило убытки), а выстроил для себя деревянный домик рядом с опустевшим дворцом.

http://pravoslavie.ru/169.html

А все-таки жаль старых Вешняков, где все такое было маленькое, старинное, уютное. А интересные места. Сплошь имения московских бояр, преобразившихся со времен Петра в придворных вельмож. Вешняки спокон века были землей бояр Шереметьевых, чья усадьба рядом, в Кускове. Посреди старых Вешняков древняя церковь — двухэтажная. Нижний храм построен при Михаиле Федоровиче, в 1640 году, а второй этаж надстроен уже при Петре, когда один из Шереметьевых возвысился, был главнокомандующим русскими войсками под Полтавой в чине генерал-фельдмаршала. При нем построен и дворец, весь деревянный, окруженный огромным парком, и пруд (огромный), ископанный крепостными, в виде вензеля грозного царя-преобразователя — латинской буквой «Р». А при Екатерине один из Шереметьевых, гуляя по дороге, обсаженной липами, ведущей из Кускова в Вешняки, встретил девушку — Прасковью Жемчугову, — дочь вешняковского кузнеца. Приглянулась она барину, и взял он ее в свой крепостной театр (напротив дворца — здание, горевшее несколько раз, а потом отстраивавшееся вновь, цело до сей поры). Овладела Прасковья сердцем барина, и произошло чудо из чудес, оставшееся в памяти народной, запечатленное в песнях, многократно описанное мемуаристами: женился всемогущий вельможа, богатейший помещик Русской империи, владелец бесчисленных поместий, дворцов, десятков тысяч душ крепостных, — на простой девушке из Вешняков и жил с ней в Кусковском дворце, рядом с Вешняками, где половина населения была связана родственными узами с новой графиней. Неприветно встретила ее сановная Москва — не приняла вначале новую барыню в свою среду. А однажды, гуляя в Кусковском чудесном английском парке (он цел до сих пор), подверглась она оскорблению. Подбежала к ней гурьба деревенских детишек, наученная кем-то, и загудели детские голоса: «Тетенька, не знаете ли, где живет здесь кузнец со своей кузнечихой?» Обиделась молодая графиня, и навсегда покинули после этого Шереметьевы родовое имение, переехав в другое поместье (поближе к Москве) — в Останкино.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Свой вклад внесли многие церкви епархии, офицеры расквартированного в городе Тенгинского полка, жители города из разных сословий. Городским обществом были избраны попечители, которые осуществляли контроль за строительством. Ими стали комендант города полковник Афанасий Масловский и купец Корней Чернов. Строительными подрядчиками были известные купцы Игнат Волобуев, Яков Леонидов, Петр Пахомов, Иван Алафузов. Строительство храма завершили в 1847 году. Это стало настоящим событием для всей губернии. Позже Казанскому собору был присвоен статус кафедрального. Во второй половине 1860-х гг. по индивидуальному проекту ставропольского архитектора Воскресенского к западу от собора была возведена колокольня, поражавшая людей того времени своей высотой - 98 метров. Первый её ярус заканчивался небольшими главками с золочеными крестами, во втором и третьем ярусах размещались колокола. Их было три: один в 104 пуда – пожертвован купцом Сергеем Луневым, второй в 525 пудов – меценатом Лавром Павловым, третий в 600 пудов, получивший название «Царь-колокол», отлит на средства местных купцов. Кстати, дубовые балки, к которым он был подвешен, в 1909 году дали трещины и под руководством инженера-архитектора Кускова были заменены на металлические. Глава колокольни, луковичная, покрытая железом в виде чешуйчатых чашек, украшалась железным, обтянутым медью и вызолоченным в огне крестом с оцинкованными цепями. На верхние ярусы колокольни вели деревянные лестницы, откуда открывалась восхитительная панорама города Ставрополя. Стоит отметить, что в 1860-х гг. началось благоустройство прилегающей к храмовому комплексу территории. На склонах Соборной горы появился Барятинский парк. А от Николаевского проспекта к собору была устроена парадная лестница с аркой, а также многочисленными иконами и постоянно горящими лампадами. История Кафедрального собора в советский период ожидаемо печальна. В 1920 году всем храмам было предписано представить в Губернский революционный комитет описи церковного имущества.

http://sobory.ru/article/?object=50170

Сострадая великому народному горю, святитель Тихон обратился к российской пастве, к Восточным патриархам, к папе и архиепископу Кентерберийскому с посланиями, в которых, во имя христианской любви, призывал провести сборы продовольствия и денег для вымирающего Поволжья. Под председательством патриарха Тихона был образован «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим» (Помгол), в который вошли известные общественные деятели, большей частью бывшие кадеты –Прокопович, Кишкин, Кускова. В храмах собирались средства для голодающих. Помгол распределял и помощь, поступавшую из-за рубежа. Но 27 августа 1921 г. ВЦИК распустил Помгол. Вместо него была образована «Центральная комиссия помощи голодающим» при ВЦИКе. В декабре 1921 г. эта комиссия обратилась к патриарху с настоятельным призывом к пожертвованиям. 19 февраля 1922 г. патриарх Тихон издал воззвание, в котором призвал приходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. В печати, однако, начали появляться статьи с обвинением церковной власти в глухоте к народному бедствию, а 23 февраля ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Патриарх отреагировал на декрет новым посланием к пастве, в котором он заявил о недопустимости изъятия священных предметов, «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство: миряне отлучением от нее, священнослужители– извержением из сана» (73-е правило святых апостолов, 10-е правило Двукратного Собора). Это послание было разослано епархиальным архиереям. Приходские советы вынесли решение о недопустимости изъятия из храмов богослужебных предметов. Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполнение, вокруг храмов собирались толпы народа; произошли столкновения, отряды милиции или красноармейцев открывали огонь по людям – пролилась кровь, были убитые и раненые. В связи с этим в разных городах страны были возбуждены уголовные дела. В Шуе, когда началось изъятие святынь из собора, к паперти сбежались люди, милиция пыталась разогнать их, тогда в толпе появились колья, которыми люди собирались защитить себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010