Смоленский Владимир,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Петр Александров († до 1867 г.), пономарь; Московская губерния, Подольский уезд, село Никольское, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 2 об., 3). Смоленский Григорий,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Петр Александров († до 1869 г.), пономарь; Московская губерния, Подольский уезд, село Никольское, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 2 об., 3). Смоленский Иван,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Петр Александров († до 1866 г.), пономарь; Московская губерния, Подольский уезд, село Никольское, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 274; Оп. 3. Д. 20. Л. 10 об., 11). Смоленский Платон,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец: Андрей Петров, дьячок; Москва, Никитский сорок, Успенская на Малой Дмитровке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5). Соболев Александр,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Евфимий Филиппов († до 1869 г.), диакон; Калужская епархия, Мосальский уезд, село Снопот, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 6 об., 7). Соболев Павел,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Василий Иванов († до 1866 г.), дьячок; Московская губерния, Серпухов, Св. Жен Мироносиц церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 313; Оп. 3. Д. 20. Л. 15 об., 16). Соболев Тимофей,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец: Иларион Петров, пономарь; Москва, Китайский сорок, Николо-Москворецкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 7 об.). Советов Илья,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец: Василий Феодоров, ранний священник; Москва, Никитский сорок, Георгиевская в Грузинах церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 7 об., 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

О сочинениях Киреевского (там же, 1864). Петр Великий в своих отношениях к католичеству и протестантству (Труд. киев. Акад. 1864). Лохвицкий и его жизнь в Киеве (Киевлян. 1866, декабрь). Русское вольнодумство при Екатерине II и эпоха реакции (Труды киев. Акад. 1868, март и июль). Русская проповедь по византийским образцам (Руков. для сельск. пастыр. 1869). Южно-русское проповедничество в ΧVΙ и XVII в. (там же). Проповедь при Петре Великом (там же, 1870). Очерк исторического движения русской религиозно-церковной жизни. Из лекций, читанных в университете св. Владимира (Прав. Обозр. 1870, январь). Участие древних русских архиереев в делах общественных (Труд. киев. Акад. 1870). Разбор русской церковной истории Знаменского (Киев. епарх. ведой. 1872). Религиозный характер русских государей XVIII века (Труд. киев. Акад. 1874). Откуда ведет свое начало обычай вешать княжеские одежды в храмах, о существовании которого упоминается в летописях (Труды 3-го археологич. съезда). Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси. Киев. 1877 (Сочинение на степень доктора). Каринский Михаил Иванович, магистр того же курса. По окончании курса служил наставником в вифанской и с 1860 года в московской Семинариях. В 1869 году поступил в доценты петербургской Академии по кафедре метафизики, потом перемещен на кафедру истории философии. В 1873 году получил звание экстраординарного профессора и в том же году командирован за границу с ученой целью. Печатные его сочинения: Египетские иудеи (Христ. Чт. 1870). Критический разбор последнего периода германской философии (Христ. Чт. 1873). Вышло и отдельное издание. Спб. 1873. К вопросу о позитивизме (Прав. Обозр. 1875, октябрь). Подложные стихи в сочинении иудейского философа Аристовуда (Журн. м. н. пр. 1876, январь). Аполлоний Тианский (там же, октябрь). Явление и действительность (Прав. Обозр. 1878, апрель). Гренков Александр Иванович , магистр того же курса. Поступил по окончании курса в казанскую духовную Академию бакалавром по кафедре нравственного и пастырского богословия. В 1867 г. получил звание экстраординарного профессора. В 1868 году перемещен на кафедру педагогики. По преобразовании Академии в 1870 году занял кафедру нравственного богословия и педагогики. Из сочинений его напечатаны в Православном Собеседнике:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви III. Русская Православная Церковь 1922-1925 К оглавлению Летом 1921 года, после ужасов гражданской войны, русский народ постигло еще одно бедствие: голод. Жестокая засуха дотла выжгла посевы в Поволжье и Предуралье, на юге Украины и на Кавказе. В конце года голодало 20 миллионов человек. Жители голодающих, вымирающих деревень, обезумев от страданий и отчаяния, разбредались куда глаза глядят, пытаясь выбраться из голодного края, и устилали дороги непогребенными человеческими и конскими трупами. В судах голодающих губерний разбирались дела о трупоедстве и людоедстве. Сострадая великому народному горю, Святитель Тихон обратился к российской пастве, к Восточным Патриархам, к папе и архиепископу Кентерберийскому с посланиями, в которых, во имя христианской любви, призывал провести сборы продовольствия и денег для вымирающего Поволжья. Под председательством Патриарха Тихона был образован «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим» (Помгол), в который вошли известные общественные деятели, большей частью бывшие кадеты - Прокопович, Кишкин, Кускова. В храмах собирались средства для голодающих. Помгол распределял и помощь, поступавшую из-за рубежа. 27 августа 1921 года ВЦИК распустил Помгол. Вместо него был образована «Центральная комиссия помощи голодающим» при ВЦИКе. В декабре 1921 года эта Комиссия обратилась к Патриарху с настоятельным призывом к пожертвованию. 19 февраля 19.22 года Патриарх Тихон издал воззвание, в котором призвал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. В печати, однако, начали появляться статьи с обвинением церковной власти в глухоте к народному бедствию, а 23 февраля ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих.

http://sedmitza.ru/lib/text/439995/

Адрес : ул. Лесотехникум, Тотьма, Вологодская обл., Россия, 161300 Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Спасо-Суморином монастыре. г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали...». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года. в 2016 г. перенесение мощей в Спасо-Суморином монастырь. Адрес: Вологодская обл., г.Тотьма, наб. Кускова, д.7 Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под спудом в церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, с. Варницы В Церкви Воскресения Христова (с.Варницы) под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского , который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. Адрес: Вологодская обл., Тотемский р-н, Погореловское с/п,д.Погорелово Почитание преподобного Вассиана Тиксненского началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление. В настоящее время установлен поклонный крест на месте церкви Св. Троицы, где покоились мощи преп. Вассиана Тиксненского. Надпись на табличке: Преподобный отче наш Вассиане, моли Бога о нас. Грязовецкий р-н [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

Пришла революция 1905 года, о которой Е. Кускова пишет: «Помню в нашей квартире в Петербурге, в канун революции 1905 г. сидели за столом Горький, Савва Морозов, артистка Андреева (жена Горького). И эти трое чего хотели? Бунта! Ничего среднего не принимали. Форм не искали – само выльется. В бунте обозначится и дорога. Народ найдет ее сам». О. Иоанн в революции 1905 года видел предвестницу падения России и страдания не только русского народа, но и всего человечества и он говорил: «Господь видит все совершающееся в нашем отечестве и уже скоро изречет праведный суд Свой на дерзких и вероломных, дышащих злобой и убийством на всех служителей Церкви, и Царя и отечества. Что наконец будет при существующем беспорядке в нашей жизни? Что сотворишь с нами, Господи? Евангельский голос Твой не проникает в сердца христиан. Заповеди Твои в пренебрежении, уставы попраны. Держись Россия твердо веры твоей Церкви и Царя Православного, если хочешь быть непоколебленной людьми неверия и безначалия. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой. И если не будет покаяния у русского народа – конец мира близок . Бог отнимает благочестивого Царя и пошлет бич, в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». Какое же впечатление произвела эта проповедь на интеллигенцию и в первую очередь на членов правительства? Обратимся к «Воспоминаниям» бывш. Премьер-министра графа Витте. Вот что он там пишет: «Служил о. Иоанн отрывисто. Повидимому он был человек необразованный. Он оказывал влияние своей проповедью и своим своеобразным образом жизни на простой русский народ, на меня он никогда впечатления не производил. Мои чувства в отношении о. Иоанна Кронштадтского подкупило то обстоятельство, что его очень чтил Император Александр III. Когда наступила Японская война, он подпал под влияние Дубровина и начал делать черносотенные выпады и проявил много действий недостойных отца Церкви. Все это произошло от того, что о. Иоанн был человек ума, но несколько свихнувшийся приближением к высшим и в особенности к царским сферам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кусково, по Нижегородской железн. дороге первая станция, принадлежит с давних пор граф. Шереметевым. Особенно цветущее состояние Кускова было при графе Петре Борисовиче Шереметеве, сыне знаменитого Петровского фельдмаршала и брата несчастной Натальи Борисовны, в замужестве Долгорукой. На проспекте, при самом въезде в Кусково, в то время, стоял столб, с надписью, которая приглашала веселиться как кому угодно, в доме и в саду, каждого. Роскошный графский дом вмещал до 2000 гостей; в обширном саду, занимающем пространство в 300 десятин, могло гулять до 50000 народу. Радушие, с которым Петр Барисович принимал каждого гостя, привлекало в Кусково большое число посетителей; здесь бывали все тогдашние знаменитости. Неоднократно посещала Кусково императрица Екатерина II. В последний раз она была в 1775 г., вместе с австрийским императором Иосифом, эрц-герцогом Карлом Кобургским и многими владетельными принцами, в сопровождении блестящей свиты. Для ее приезда на кусковском проспекте были устроены триумфальные ворота и девушки в белых платьях шли впереди ее поезда, усыпая путь цветами. При приближении императрицы к подъемному мосту, раздались пушечные выстрелы с стоявшего на пруду 20 пушечного корабля. Вечером, после спектакля, сад был иллюминован, а на пруду сожжен фейерверк. Перед началом его, императрице был подан механический голубь, который, пущенный ею, зажегъ щит, и, затем, мгновенно осветился весь сад. В Кускове, в то время, было очень хороший зверинец и театр, который как по обстановке, так и по труппе превосходил Московский. Теперь в Кускове в графском доме богатая галерея из картин многих замечательных художников; сад наполнен статуями, из белого итальянского мрамора, и беседками. Бюсты и две колонны подарены Петру Борисовичу Шереметеву Екатериною II. На одной колонне была надпись, в которой значилось, что колонна подарена в 1785 г., в бытность графа московским предводителем дворянства. В 1812 г. французы ограбили в Кускове дом, церковь и сняли с колонн бронзовые доски, на которых была надпись. Вероятно, они приняли доски за золотые. Церковь в Кускове во имя Спаса. В ней сохранилась дорогая древняя утварь и воздуха работы императрицы Елизаветы Петровны.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — октябрь 2020 г. 07.10.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Евангелие от Матфея заканчивается сомнением некоторых апостолов в Воскресение Христово. Как же удивляться маловерию и неверию очень многих принадлежащих Церкви? Почему же Церковь называется святой, и почему она постоянно напоминает, что все мы призваны к святости? О.И. Кускова, г. Москв а Это Евангелие — прежде всего о вере и неверии. Неверие будет и далее, пока длится история человечества. Более того, вследствие умножения в мире греха, оно будет возрастать. Те, кто видел воскресшего Христа, поклонились Ему, ибо они узнают, что Он — «с нами Бог». Некоторые же, несмотря на то, что видят Его, сомневаются. Но здесь маловерие, а не противостояние вере, не неверие. Снова мы видим учеников неразумно неверующими — даже после Воскресения. Если даже видение Его оказалось недостаточным для того, чтобы поверить, ученики не должны были ждать, пока им дано будет увидеть. Как если бы Бог не давал им уже до этого достаточно свидетельств. Мы не должны удивляться маловерию первых учеников Христовых. Нелегко войти в тайну Бога. Как часто мы пытаемся понять, прежде чем поверить! Люди исполнены гордости и страха зависеть от кого бы то ни было — даже от Бога. В то время как Бог — это любовь. Требуется чистота сердца, доверие силе, открывшейся нам, принятие новой точки опоры всей нашей жизни, решимость творить волю Божию — все приняв от Источника жизни, все Ему отдать послушанием Слову Отчу. Но для этого необходима Пятидесятница. Дух Святой дарует апостолам дух детского доверия — не надо бояться! Дух Святой — Ходатай нашего спасения — с нами. И святая Церковь говорит нам слова истины и утешения каждый день. Жены-мироносицы и все любящие Христа, не надо плакать! Дух Святой, Утешитель, живет в нас. Первые ученики Христовы и последние, не надо сомневаться! Дух Святой, свет наших сердец присутствует в нас. Мы думаем, каждый из нас: «Но я недостоин такого!» Однако это и есть спасение и превосходящая всякое разумение любовь Христова.

http://moral.ru/dom-10-2020/

По преданию, Кирилл исцелил сына Берке, за что хан «повеле давати владыце оброкы годовнии в дом Святыя Богородица». Кирилл же, по-видимому, крестил ордынского царевича Петра – племянника хана Берке, который переселился в Ростов (впрочем, хронология жизни царевича Петра по Житию крайне противоречива). Достигнув маститой старости («въ старости въ глубоце и в честнеи добродетелнеи седине», по выражению летописца), епископ Кирилл решает удалиться на покой. В 1261 г., по благословению митрополита Кирилла II u caмoro Кирилла Ростовского , князья Александр Ярославич и Борис и Глеб Костантиновичи «изведоша» из ростовского Богоявленского монастыря архимандрита Игнатия и сделали его «причетником» ростовского кафедрального Успенского собора, т. е. фактическим управителем Ростовской епархии. Епископ Кирилл II скончался 21 мая 1262 г. Он был похоронен в ростовском Успенском соборе, а 19 сентября ростовскую кафедру уже официально занял его преемник Игнатий. Ростовский летописец называет епископа Кирилла «блаженным» и «учительным» и сопровождает запись о его кончине следующим (впрочем, вполне трафаретным) замечанием: «се бысть истинныи пастырь, пасъ стадо люди земля Ростовьскыя с кротостью». Епископу Кириллу Ростовскому приписывают целый ряд слов и поучений, надписанных в рукописях именами «Кирилла епископа», или просто «святого отца Кирилла» (их перечень см. в «Словаре книжников и книжности Древней Руси»). Однако убедительных подтверждений такой атрибуции нет. Епископ Кирилл Ростовский причтен Церковью к лику местночтимых святых. Его память празднуется 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых. Источники и литература Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 453, 456–459, 465–469, 471–477, 520, 524; Т. 9: Никоновская летопись. М., 2000. С. 99, 141, 142; Т. 24: Типографская летопись. Пг., 1921. С. 92, 98; Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 80, 304; Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 174 (Первая редакция Жития Александра Невского), 192 (реконструкция Жития); Древнерусские предания (XI–XVI вв.)./Сост. В. В. Кусков. М., 1982. С. 142–160 (Житие Петра царевича; подг. текста и перев. В. В. Кускова). Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах – авторах в древней русской литературе/Сборник Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. 1887. Т. 42. 3. С. 3–18; Никольский Н. К. К вопросу о проповеди Кирилла II, епископа ростовского/Библиографическая летопись. Т. 1. СПб., 1914. С. 122–124; Творогов О. В. Кирилл/Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI – первая половина XIV в. Л., 1987. С. 223–225. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Rostovs...

Он придерживался просвещенного центризма в вопросах православия. Он познакомил меня с наиболее провидческими тезисами по церковному экуменизму, написанными профессором университета Львом Лопатиным, к которым присоединил изложение собственной позиции 72 . Я поделился этим с Федеральным Советом. Доктор Мотт 73 познакомился с тезисами в приватном порядке в моей изданной для внутреннего пользования книге “Религиозная ситуация в России”. Я привез работу Флоренского “Мнимости в геометрии” как память о наиболее эрудированном человеке среди широкого круга моих знакомств» 74 . Подводя итоги, скажем, что в трудное для страны и для Русской Православной Церкви время миссия АРА пришла на помощь России, помогая пережить голод. Американцы помогали Патриарху и с осуществлением контактов с внешним миром, которые в то время были уже весьма ограничены. С их выдворением этот последний канал был прерван; окончательно изолировав Церковь , большевики начали новое наступление на нее. 1 Переписка М. Горького и В. Г. Короленко//Горький и его эпоха. Вып. 5. М., 1998. С. 162. 3 Архив А. М. Горького (Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Москва, в дальнейшем – Архив Горького). ПГ-рл 29–6–2. 4 Историю Помгола см.: Кускова Е. Месяц «соглашательства»//Воля России 1928. 4, 5; судьбам его посвящены статьи: Геллер М. Первое предостережение – удар хлыстом//ВФ. 1990. 9. С. 37–66; Максимов Ю. Воспоминания очевидца (к истории создания Комитета помощи голодающим) Предисловие Б. Равдина//Дипломатический ежегодник. М., 1992. С. 385–404; о ликвидации Помгола см.: Письма Е. Д. Кусковой к В. Н. Фигнер (1921–1922) Вводная статья, подготовка текста и комментарии Я. Леонтьева//Русское прошлое. Кн. 4. СПб., 1993. С. 288–329. 7 См.: Ракицкий И. И. Список лиц, посещавших Горького на Кронверкском 23 в 1917–1921 гг.//Архив Горького. Био 3–72. Л. 5. 8 Архив Горького. КГ-рл 27–8–1. К сожалению, установить, о какой книге идет речь в записке Патриарха Тихона, не представляется возможным. 10 См. переписку об отмене домашнего ареста Патриарха: Следственное дело Патриарха Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Возле его берега стоит древняя часовня, с двумя купальнями по сторонам. В Косине есть барский дом, – но он совершенно обветшал; примыкающий к нему сад заброшен и заглох. Коптево – за Петровским парком в 4 верстах от Тверской заставы, путь по шоссе. Корнеево – село, называемое с 1832 г. Зенино, – в 11 верстах от Кускова, – принадлежало прежде графу П. А. Румянцеву, которого здесь часто посещали лица царской фамилии. В Зенине отлично устроенный скотный двор, скот которого весьма хорошей породы. Котлы – за Серпуховской заставой в 7 верстах от Москвы по шоссе, памятно тем, что на том месте, где ныне находится это селение, было сожжено тело лже Димитрия I, этой одной из замечательнейших личностей в отечественной истории. Как известно, тело его первоначально было погребено на Убогом доме, а потом вырыто, предано сожжению и собранным прахом, смешанным с порохом, заряжена пушка, из которой был сделан выстрел потому направлению, откуда явился лже Димитрий в Москву. Кунцево – за Дорогомиловской заставой в 7 верстах от Москвы, подарено было царем Алексеем Михайловичем боярину Кириллу Полиевктовичу Нарышкину, отцу Натальи Кирилловны, и было в роде Нарышкиных. Теперь Кунцево принадлежит двум владельцам: коммерции советнику Солодовникову, который построил здесь изящные дачи и разбил парк, и почет. гражд. Кузьме Терентьевичу Солдатенкову, купившему остальную часть Кунцева в 1866 г. В Кунцеве следующие памятники: против барского дома колонна, на которой две надписи: С южной стороны: «Столб, первый сибирский мраморный, привезенный в С. – Петербург в 1769 г. Поставлен в селе Кунцеве в 1841 г.» С северной стороны, обращенная к дому: «Пожалована Ея Императорским Величеством Екатериною II в 1769 г. господину обер-шталмейстеру Льву Александровичу Нарышкину». Гранитная колонна-пирамида близ оранжереи под двуглавым орлом – вензелевое имя императора Александра I; под одноглавым орлом и венком надпись: «1818 г. июля 4 дня, король прусский Фридрих Вильгельм III, узрев из Кунцева Москву, благодарил ее за спасение своего государства».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010