Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТЕФАН (КУСКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иеромонах Стефан (Кусков). Вышний Волочек, 1937 год Стефан (Кусков) ( 1870 - 1937 ), иеромонах , преподобномученик Память 4 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской В миру Степан Иванович Кусков, родился 10 декабря 1870 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии в семье владельца токарной мастерской. По окончании школы поступил певчим в монастырь. В 1898 году принял иноческий постриг . Гражданская смута, начавшаяся после революции 1917 года, застала Степана в городе Петропавловске . Отрезанный от Тверской епархии линией фронта, он устроился в храме псаломщиком . Город захватывали то красные, то белые; некоторые священники уходили с отступавшими частями белых, другие принимали мученическую кончину от рук большевиков; священников стало не хватать, и монах Стефан был рукоположен в сан иеромонаха . После ухода белых из Петропавловска он перебрался сначала на Кубань, а затем вернулся на родину, в Тверскую епархию, где был направлен служить в храм села Никольского Белоомутовского района. Каждый год о. Стефан на Пасху ходил по домам крестьян с молебнами, но в 1934 году сельсовет пригрозил священнику: если он будет ходить по домам, они его арестуют. В 1936 году о. Стефан потерял место в храме, так как был лишен регистрации. 6 августа 1937 года он был арестован, на следующий день следователь допросил хозяйку дома, у которой о. Стефан снимал комнату. Она сказала, что слышала от священника, как он жаловался на современную жизнь, говоря, что власти издеваются над народом, заставляя его работать день и ночь, хуже чем на барщине. Вторым и последним в качестве свидетеля был допрошен председатель сельсовета, на территории которого располагался храм, где служил о. Стефан. Тот показал, что о. Стефан ходил по домам в религиозные праздники, хотя ему это делать было запрещено; неизвестно, что он говорил, посещая крестьян, но можно предположить, что он вел среди них антисоветскую агитацию, так как политические кампании в деревне удается проводить с большим трудом.

http://drevo-info.ru/articles/13676790.h...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 4 (17) Преподобномученик Стефан (Кусков) Преподобномученик Стефан (в миру Степан Иванович Кусков) родился 10  декабря 1870 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии в семье владельца токарной мастерской. Окончив школу, Степан поступил в монастырь, где нес послушание певчего. В 1898 году он принял иноческий постриг. Гражданская смута, начавшаяся после революции 1917 года, застала Степана в городе Петропавловске. Отрезанный от Тверской епархии линией фронта, он устроился в храме псаломщиком. Город захватывали то красные, то белые; некоторые священники уходили с отступавшими частями белых, другие принимали мученическую кончину от рук большевиков; священников стало не хватать, и монах Стефан был рукоположен в сан иеромонаха. После ухода белых из Петропавловска он перебрался сначала на Кубань, а затем вернулся на родину, в Тверскую епархию, где был направлен служить в храм села Никольского Белоомутовского сельсовета. С течением времени власти все усиливали преследования верующих и духовенства. В 1934 году после Пасхи о.  Стефан по обыкновению ходил по домам верующих крестьян с молебнами. До этого власти не возражали, но на этот раз сельсовет пригрозил священнику: если он будет ходить по домам, они арестуют его. В 1936 году советская власть начала новое гонение, направленное сугубо против Православной Церкви. Многие архиереи и духовенство были лишены регистрации, и тем самым им было запрещено служить в храмах под угрозой немедленного ареста. Потерял место в храме и о.  Стефан. Он был арестован одним из первых после того, как государство приняло решение об истреблении православных священников. На следующий день после его ареста, 7 августа 1937 года, следователь допросил хозяйку дома, у которой о.  Стефан снимал комнату. Она сказала, что слышала от священника, как он жаловался на современную жизнь, говоря, что власти издеваются над народом, заставляя его работать день и ночь, хуже чем на барщине.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/811/Step...

священника Сергия Смирнова (1893–1937) священника Сергия Уклонского (1864–1937) священника Феодора Баккалинского (1880–1937) священника Феодора Беляева (1867–1937) священника Феодосия Болдырева (1868–1937) иеромонаха Анатолия (Ботвинникова; 1881–1937) иеромонаха Владимира (Загребы; 1870–1938) иеромонаха Иоанна (Смирнова ; 1870–1938) иеромонаха Макария (Миронова; 1878–1938) иеромонаха Макария (Смирнова; 1877–1937) иеромонаха Павла (Козлова; 1879–1938) иеромонаха Софрония (Несмеянова; 1870–1937) иеромонаха Стефана (Кускова; 1870–1937) диакона Иоанна Мельницкого (1878–1937) диакона Николая Богородского (1877–1937) монаха Виталия (Кокорева; 1890–1937) Сергия Бородавкина (1878–1938) Сергия Ведерникова (1875–1937) Сергия Михайлова (1882–1937) Андрея Гневышева (1872–1941) Василия Виноградова (1891–1937) Василия Шикалова (1875–1937) Веры Трукс (1886–1942) Димитрия Воробьева (1873–1937) Евгении Доможировой (1871–1933) Симеона Воробьева (1871–1937) Спиридона Савельева (1875–1937) Петра Жукова (†1918) Прохора Михайлова (†1918) от Тобольской епархии: епископа Тобольского Гермогена (Долганева; 1858–1918) протоиерея Ефрема Долганева (†1918) священника Петра Карелина (†1918) священника Михаила Макарова (†1918) Константина Минятова (†1918) от Уфимской епархии: священника Петра Варламова (1897–1930) иеромонаха Максима (Попова; 1876–1934) Киприана Яценко (1878–1935) от Черниговской епархии: архиепископа Черниговского Василия (Богоявленского; 1867–1918) архимандрита Матфея (Померанцева; †1918) Алексия Зверева (†1918) от Чимкентской епархии: архиепископа Великоустюжского Николая (Клементьева; 1873–1937) архиепископа Омского Алексия (Орлова; 1862–1937) епископа Ивановского Бориса (Воскобойникова; 1875–1937) схиархимандрита Елевферия (Печенникова; 1870–1937) протоиерея Владимира Смирнова (1885–1937) протоиерея Николая Толгского (1886–1937) священника Анатолия Бержицкого (1873–1937) священника Афанасия Милова (1877–1937) священника Василия Бова (1877–1937) священника Владимира Панькина (†1920)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иеромонаха Павла (Козлова; 1879 †1938) иеромонаха Софрония (Несмеянова; 1870 †1937) иеромонаха Стефана (Кускова; 1870 †1937) протодиакона Сергия (Казанского; 1879 †1937) диакона Иоанна (Мельницкого; 1878 †1937) диакона Николая (Богородского; 1877 †1937) монаха Виталия (Кокорева; 1890 †1937) Сергия (Бородавкина; 1878 †1938) Сергия (Ведерникова; 1875 †1937) Сергия (Михайлова; 1882 †1937) Андрея (Гневышева; 1872 †1941) Василия (Виноградова; 1891 †1937) Василия (Шикалова; 1875 †1937) Веры (Трукс; 1886 †1942) Димитрия (Воробьева; 1873 †1937) Евгении (Доможировой; 1871 †1933) Симеона (Воробьева; 1871 †1937) Спиридона (Савельева; 1875 †1937) Петра (Жукова; †1918) Прохора (Михайлова; †1918) И святых новомучеников и исповедников Тобольских: Гермогена, епископа Тобольскаго (Долганева; 1858 † 1918) протоиерея Ефрема (Долганева; †1918) священника Петра (Карелина; †1918) священника Михаила (Макарова; †1918) Константина (Минятова; †1918) И святых новомучеников и исповедников Уфимских: Симона, епископа Уфимскаго (Шлеева; 1873 † 1921) протоиерея Евграфа (Еварестова; 1857 †1919) священника Аверкия (Северовостокова; †1918) священника Алексия (Канцерова; †1918) священника Петра (Варламова; 1897 †1930) священника Тимофея (Петропавловского; †1918) иеромонаха Максима (Попова; 1876 †1934) игумении Маргариты (Гунаронуло; †1918) Киприана (Яценко; 1878 †1935) И святых новомучеников и исповедников Черниговских: Василия, архиепископа Черниговскаго (Богоявленского; 1867 †1918) архимандрита Матфея (Померанцева; †1918) Алексия (Зверева; †1918) И святых новомучеников и исповедников Чимкентских: Николая, архиепископа Великоустюжскаго (Клементьева; 1873 †1937) Алексия, архиепископа Омскаго (Орлова; 1862 † 1937) Бориса, епископа Ивановскаго (Воскобойникова; 1875 †1937) схиархимандрита Елевферия (Печенникова; 18701937) протоиерея Владимира (Смирнова; 1885 †1937) протоиерея Николая (Толгского; 1886 †1937) священника Анатолия (Бержицкого; 1873 †1937) священника Афанасия (Милова; 1877 †1937) священника Василия (Бова; 1877 †1937)

http://pravoslavie.ru/2368.html

В XI в. в районе долины Куско возникла раннеинкская культура Кильке и сложилась 4-уровневая иерархия поселений, характерная для ранних государств, были созданы общественные здания (дворцы, храмы). Население перемещалось с удобных для обороны вершин холмов в плодородные долины, где создавались сельскохозяйственные террасы, проводились оросительные каналы. С нач. XIV в. культура Кильке распространилась на соседние с Куско долины. В кон. XIV - нач. XV в. в долине Куско сложилось раннегос. образование с населением почти 30 тыс. чел. Ок. 1438 г. сюда с запада вторглись чанка, по языку (кечуа) и культуре близкие к жителям Куско. Согласно легенде, старый правитель Куско Виракоча Инка и его законный наследник Инка Урко были готовы подчиниться чанка, но побочный сын правителя, принявший имя Пачакути, разгромил врага и захватил верховную власть. Затем Пачакути (Пачакутек; ок. 1438-1471) покорил протогос. объединение аймара Колья к северо-западу от оз. Титикака. Враждебное Колья объединение Лупака (к юго-западу от оз. Титикака) присоединилось к Пачакути мирно. В бассейне оз. Титикака Пачакути завладел сотнями тысяч лам и альпака, обеспечив армию транспортом, одеждой и продовольствием. Приблизительно с 1463 г. вместе с Пачакути в завоеваниях участвовал его сын - Тупак Япанаки, ставший после отца единовластным правителем (ок. 1471-1493). Завоеватели продвигались на север, чтобы овладеть Кахамаркой - наиболее крупной из межгорных котловин на севере совр. Перу. Затем Тупак Япанаки направился на территорию совр. Эквадора, где его войска установили контроль над местными племенами. На юге этой области был основан г. Томмебамба (близ совр. г. Куэнка), ставший 2-м по значению в гос-ве инков (в кон. XIV - нач. XV в. отчасти уступил эту роль г. Киото, расположенному севернее, близ совр. столицы Эквадора). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. инки спустились на побережье и захватили гос-во Чимор (столица Чан-Чан). После подавления восстания в Чиморе его сокровищница была вывезена, опытных ремесленников переселили в Куско, город опустел, но гробницы правителей остались нетронутыми (позднее их опустошили испанцы). Весьма вероятно, что инки во многом заимствовали существовавшую в Чиморе бюрократическую систему управления.

http://pravenc.ru/text/Инков ...

Инки - одно из племен кечуа, расселившихся на территории П. в кон. I тыс. по Р. Х.,- пришли в долину Куско на рубеже XII и XIII вв. К кон. XIV - нач. XV в. здесь возникло раннегос. образование, контролируемое инками. Согласно легендам, основателем гос-ва инков Тауантинсуйу со столицей в г. Куско был Манко Капак, сын бога Солнца Инти и богини Луны Мама Килья. Слово «инка» обозначало не только название племени, но и господствующий слой аристократии, а также верховного правителя (Сапа Инка - «единственный инка»). Вторым после Сапа Инки лицом в гос-ве был верховный жрец - Вильяк Уму (прорицатель), к-рый происходил из семьи царствующего правителя. Ему подчинялся совет, возглавлявший религ. жизнь в крупных провинциях. Все члены совета должны были происходить из одного перуанского рода, носящего название Тарпунтай. В каждой из провинций и на вновь завоеванных территориях обязательно возводились храмы Солнца. Их главные жрецы также относились к жреческой аристократии. Верховный жрец назначал инспекторов, к-рые посещали храмы и следили за соблюдением доктрин и практики богослужения. Работу этих инспекторов тайно проверяли чиновники, т. е. область религии была подчинена верховной власти. Основным храмом Тауантинсуйу был храм Солнца (Инти-Уаси) в квартале Кориканча в Куско. Религия инков была политеистична (см. ст. Инков религия ). Ок. 1438 г. в долину Куско с запада вторгся народ чанка, близкий по языку и культуре к инкам. Побочный сын верховного правителя Виракочи Инки, Пачакути (Пачакутек) Юпанки, уничтожил их основные силы и объявил себя Сапа Инкой. После смерти Пачакути (1471) власть перешла к его сыну - Тупаку Инке Юпанки (ок. 1471-1493), который распространил власть инков на огромную территорию вдоль тихоокеанского побережья. Последним из завоевателей стал один из сыновей Тупака Юпанки - Уайна Капак (1493 - ок. 1527). К концу его правления гос-во инков простиралось с севера на юг на 4 тыс. км и включало часть территорий современных П., Чили, Боливии, Аргентины и Эквадора общей площадью ок. 1 млн кв. км. Численность населения Тауантинсуйу, по разным оценкам, составляла от 5 до 15 млн чел. Когда Уайна Капак скончался, правителем стал его сын, Уаскар (ок. 1527-1532). Его сводный брат, Атауальпа (ок. 1500-1533), развязал междоусобную войну, в результате к-рой была истреблена значительная часть аристократии, поддерживавшая Уаскара. В мае 1532 г. Уаскар был взят в плен и позже казнен, Атауальпа стал единовластным правителем (1532-1533). Эта борьба ослабила гос-во инков и способствовала его завоеванию испанцами.

http://pravenc.ru/text/Перу.html

Главное святилище инков первоначально располагалось в местности Уанакаури, где, по преданию, по пути в долину Куско вознесся к Солнцу, вернулся и окаменел старший брат мифического первопредка инкской династии Манко Капака. Святилище Уанакаури располагалось к югу от Куско. Разрешение на воцарение каждого нового Инки давал Интип Апун (соправитель, Верховный жрец). Происходило это после видения, во время к-рого с Интипом Апуном разговаривало божество (Солнце, или Виракоча). Стремясь получить власть, минуя традиционную процедуру, отстранить уже назначенного наследника и избежать ограничивавшей его полномочия санкции Верховного жреца, Пачакути объявил, что он имел видение, причем не в Уанакаури, а в Куско, где с ним разговаривал Инти. Ранее Интип Апун наследовал функции Верховного жреца, Пачакути же стал назначать высшее духовное лицо сам. Новая процедура интронизации не была определена в деталях: впосл. санкция Верховного жреца на нее все же требовалась, при смене правителей наследник стремился опереться на жречество крупнейших храмовых центров. Окончательное подтверждение своих прав Инка получал, одержав победы на поле боя. Церковную иерархию возглавлял Великий жрец, близкий родственник императора; при нем состоял «совет девяти», члены к-рого были «инками по привилегии» (людьми низшего сословия, получившими право называться инками за особые заслуги). Жрецы регулярно совершали инспекционные поездки в провинции, где издавна культ отправляли хранители уака - добровольные жрецы, не получавшие за свою деятельность вознаграждения из гос. казны. Храмы не являлись местом для собраний. Коллективные ритуалы, нередко сопровождавшиеся жертвоприношениями животных, происходили на центральных площадях; церемонии носили как искупительный, так и пророческий характер. Официальные ритуалы проводились в специально возведенных храмах и святилищах. Прежде всего это были центры паломничества, такие как святилище Пачакамака, существовавшее еще в доинкские времена, но и при инках не утратившее своего значения, а также храм Пакатнаму в Ламбайеке. По всему побережью - от Пиуры на севере до Чинчи, где находилась уака Сентинела, на юге - существовали многочисленные храмы и пирамиды. Некоторые из них и в настоящее время можно встретить в долине Лимы. В горных районах также были расположены крупные святилища, нередко достигавшие огромных размеров, напр., развалины Уари и Тиауанако. Они относятся к доинкским временам, но сохранили свое значение и в период существования Тауантинсуйу.

http://pravenc.ru/text/Инков ...

миссионеров. Были открыты учебные заведения М. в Лиме (ок. 1580) и в Мехико (1594). Активная деятельность М. способствовала распространению в Лат. Америке почитания Пресв. Девы Марии Милосердной. Распоряжение имп. Карла V о приоритете старшего командора Кастильской пров. в управлении обителями М. в Нов. Свете (1526) вызвало сопротивление магистра и М. из Арагонской пров. ордена; в 1530 г. тяжба рассматривалась в папской курии. В нояб. 1556 г. в Куско (совр. Перу) состоялось 1-е совещание командоров и проповедников ордена в Нов. Свете, был избран глава новой провинции - Хуан де Варгас, командор Куско. В дек. 1560 г. это избрание было одобрено папским бреве, а в 13 янв. 1563 г. старший командор Кастильской пров. ордена Гаспар де Торрес окончательно закрепил автономию М. в Нов. Свете, утвердив образование 4 провинций: Гватемалы, Куско, Лимы и Чили. Как и Кастильская, эти провинции получили автономию от власти магистра. Кастильская пров. получала от новых провинций средства для выкупа пленных (к нач. XVII в. амер. пожертвования стали основой финансов ордена) и имела право на осуществление визитаций. Продолжалась деятельность М. и в Ст. Свете. В 1509 г. была основана обитель М. в Оране (совр. Алжир), находившаяся под управлением магистра. Был основан ряд конвентов в Италии: в частности, в 1569 г. М. стала принадлежать ц. св. Руфины в Риме. Во Франции большинство обителей М. были разрушены в ходе религ. войн (в Монпелье - в 1561, в Безье - в 1562, в Мальвиле - в 1563); многие из них были восстановлены в нач. XVII в. Несмотря на разграбления, не прекращал свою деятельность конвент М. в Тулузе. В 1561-1562 гг. удалось организовать совместную экспедицию арагонских и кастильских М. в Алжир, в результате к-рой было выкуплено 427 пленников. В 1499-1573 гг. М., по примерным оценкам, совершили 41 экспедицию и освободили ок. 7 тыс. чел. ( Taylor. 2000. P. 102). К нач. XVI в. оформились женские монашеские общины (beaterios) М. в Гвадалахаре (1509), Лорке в Мурсии (1514), Бильбао (ок.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Далее Тупак Япанаки отправился на юг и завоевал мелкие гос-ва центрального и юж. побережья совр. Перу. Общеандский храмовый центр Пачакамак поддержал инков. С упорным сопротивлением инки встретились лишь в небольшой долине Кнаете. В царствование Тупака Япанаки было завершено покорение территории Зап. Боливии, где было подавлено восстание племен колья, и подчинена плодородная долина Кочабамба на вост. склонах боливийских Анд. В состав гос-ва инков вошла также обширная территория на юго-западе совр. Боливии, северо-западе Аргентины и севере Чили (примерно до совр. г. Мантьяго), где жили небольшие группы скотоводов, земледельцев и рыбаков, к-рые не оказали серьезного сопротивления. Со времени правления Пачакути и до конца правления Уайны Капака (1493-1527) инки пытались покорить чачапоя, жителей Вост. Кордильер (на севере совр. Перу), а также Амазонию. По мнению мн. исследователей, на пике могущества государство инков, население которого составляло ок. 9 млн чел., протянулось с севера на юг на 4 тыс. км. Уайна Капак умер на севере Тауантинсуйу от эпидемии, распространившейся в Юж. Америке после первых контактов с европейцами. Выбранный им наследник также умер. Новым был назначен оставшийся в Куско 19-летний Уаскар (1527-1532). Назначив на основные посты в гос-ве своих друзей, он спровоцировал конфликт с приближенными отца, находившимися на территории совр. Эквадора. Те выдвинули в качестве нового Инки Атауальпу. Войска Уаскара были разгромлены полководцем Атауальпы Чальку Чимой. Находясь в Кахамарке, Атауальпа организовал убийство Уаскара и его приближенных, а также жен и детей. Этим воспользовался Ф. Писсаро, высадившийся с отрядом в Тумбесе (на границе совр. Перу и Эквадора). Захватив Атауальпу во время неожиданного нападения, он обвинил его в узурпации власти и начал поход на Куско якобы с целью возвести на трон законного наследника Уаскара - его сына Манко Капака II. Все это время столкновения враждующих групп инков продолжались. Часть провинциальной знати инков поддержала испанцев, послав им подкрепление. После формального воцарения в 1534 г. Инка Манко Капак II вскоре возглавил восстание против испанцев, а в 1536 г. отступил в горы и создал там Новоинкское царство в Вилькабамбе. В ходе войны между Уаскаром и Атауальпой и под ударом испанцев адм. система Тауантинсуйу распалась, города опустели, за исключением Куско и части городов в бассейне оз. Титикака, где обосновались завоеватели.

http://pravenc.ru/text/Инков ...

После смерти Инки ему воздавались божественные почести, тела умерших Сапа Инков бальзамировали и сохраняли в особых склепах в Куско, причем к каждому приставлялся особый штат жрецов; кроме того, изготавливались их каменные статуи, к-рым воздавались те же почести, что и правящему Инке. Эти статуи часто сопровождали войско во время походов, также они участвовали в торжественных процессиях. Первым европейцем, обнаружившим мумии царей, был испан. колониальный чиновник - хронист Поло де Ондегардо. Культ предков По представлениям инков, души мертвых уходили в «землю немых». Путь туда лежал через пропасть по волосяному мосту, по к-рому душу проводили черные собаки. Считалось, что мертвые прорастали и выходили из земли в виде живых людей. Культ предков требовал постоянных жертвоприношений (гл. обр. это был маис, морские свинки, ламы). Календарь В империи инков было распространено простое лунное исчисление времени. 4 главные точки траектории движения солнца определялись с помощью приспособления, состоявшего из большого камня, увенчанного конусом (интикуатана); его тень, падающая на определенные зарубки нижнего камня, показывала дату великих праздников Солнца. В столице Куско солнцестояние определялось с помощью столбов, которые назывались «пакчакто умачак» (указатели времени). Они располагались 4 группами (по 2 столба в каждой) на выступах: 2 находились в направлении восхода солнца, а 2 - в направлении захода - для отметки крайних точек восхода и захода солнца. Это давало возможность определять наступление и окончание солнцестояний, во время к-рых солнце никогда не проходило выше средней пары столбов. По вычислениям инкских астрономов, приблизительная длительность года составляла 360 дней, поделенных на 12 лун по 30 дней в каждой. Эти луны не были календарными месяцами, а представляли собой последовательность лунных месяцев, к-рые начинались с зимнего солнцестояния. Праздники Особые религ. церемонии проводились во время 4 главных праздников года - райми: Инти райми - праздник Солнца, отмечался после сбора урожая; Капак райми - праздник Инки, в кон. дек.- нач. янв.; Ума райми - праздник воды, без которой невозможны сельскохозяйственные работы; Койа райми - праздник правительницы, посвященный Луне - богине плодородия.

http://pravenc.ru/text/Инков ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010