ВВЦУ ЮВР уделяло внимание восстановлению преподавания Закона Божия. В сент. 1920 г. оно обратилось к главе правительства Юга России А. В. Кривошеину с просьбой открыть церковноприходские школы. Были утверждены штаты епархиальной жен. гимназии, ДС и ДУ, планировалось организовать бесплатные богословские курсы для всех желающих. При ВВЦУ ЮВР был создан Церковно-общественный комитет, к-рый в сент. 1919 г. возглавил Волынский и Житомирский архиеп. Евлогий (Георгиевский) . Комитет занимался проблемами церковно-общественной жизни, в частности большое внимание уделял борьбе с большевизмом, особенно с его разлагающим влиянием на армию, успокоению кубанского казачества. ВВЦУ ЮВР тесно сотрудничало с отделом пропаганды армии ген. Деникина Освагом (Осведомительно-агитационный отдел - информационное подразделение антибольшевистского движения на Юге России), к-рый распространял воззвания к войскам и населению, а члены ВВЦУ ЮВР объезжали войска и станицы, проповедуя идеи укрепления нравственности и борьбы с наступающими большевиками. В нач. декабря 1919 г. при ВВЦУ ЮВР был создан Комитет помощи беженцам духовного звания, к-рый до отъезда в янв. из Екатеринодара возглавлял еп. Сумской, вик. Харьковской епархии Митрофан (Абрамов), затем дела принял протопр. Г. Шавельский. ВВЦУ ЮВР в качестве следственной инстанции рассмотрело 4 дела по церковно-правовым нарушениям, допущенным архиереями. На место архиеп. Агапита (Вишневского), запрещенного за учиненный им на Украине раскол, был назначен еп. Аксайский, вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген. Еп. Кубанского Иоанна (Левицкого) уволили на покой. ВВЦУ ЮВР объявило 25-27 сент. 1920 г. «днями траура и молитвенной памяти убитых и в смуте погибших», приурочив их к Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. В Севастополь была привезена находившаяся в Сербии чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» . 15 окт. 1920 г. на проходившем в Севастополе заседании ВВЦУ ЮВР архиеп. Евлогий (Георгиевский) был назначен управляющим рус. приходами в Зап. Европе с правами епархиального архиерея.

http://pravenc.ru/text/155428.html

Не устает ломать границы и Алексей Лукьянов. На следующий год он уже запланировал новый большой международный проект — концерт хоровых сочинений духовной музыки, в котором связующая роль ведущего и чтеца одновременно отведена народному артисту России Евгению Миронову, уже давшему предварительное согласие. Всю выручку от проекта Алексей собирается передать одному из крупнейших благотворительных фондов России, помогающему детям-инвалидам. А еще год спустя хочет провезти эту программу по самым престижным сценам России, Китая, Великобритании и США. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин : " Традиция приема в семинарию вчерашних школьников себя изживает " Глава Саратовской митрополии — о том, почему взял под опеку международный православный хоровой проект, с какими чувствами вспоминает 1990-е годы и при каких условиях на месте стадиона «Динамо» можно воссоздать кафед­ральный собор. PDF-bepcuя К принесению Курской-Коренной иконы готовились целый год — Ваше Высокопреосвященство, выступление международного сводного мужского хора под руководством Владимира Горбика в Саратове сопутствует принесению в вашу епархию чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Хор встречал эту святыню в саратовском Покровском храме , позднее пел за Божественной литургией. Насколько весомы эти торжества для всей митрополии и для Саратова? — Пребывание любой святыни в нашей епархии всегда очень важно и волнующе для веру­ющих саратовцев. Дело в том, что Нижнее и Среднее Поволжье сравнительно молоды именно как российские земли. Саратов в отличие от древних русских городов не может похвалиться многовековой историей Православия, изобилующей примерами святости угодников Божиих. У нас нет такого количества святых и святынь, как, к примеру, в другом волжском городе — Ярославле. Поэтому любая встреча с приходящей издалека чудотворной иконой для паствы очень значима. Тем более если речь идет об одной из главных православных святынь русского зарубежья, история которой насчитывает свыше семи веков. Как известно, Курская-Коренная икона ежегодно участвует в восстановленном в Курской митрополии историческом крестном ходе к Курской-Коренной пустыни и посещает одну из епархий нашего Отечества. К тому, чтобы принять ее, мы готовились больше года.

http://e-vestnik.ru/interviews/mezhdunar...

Потеряв армию, Дмитрий искал спасения лишь в бегстве, но небольшой гарнизон Рыльска и местные жители под командой отважного князя Григория Борисовича Рощи-Долгорукова поклялись стоять " за прирожденного государя " и после двухнедельных боев заставили огромную армию Годунова со срамом отступить от стен! Между тем Дмитрий хотел бежать в Польшу, молясь перед чудотворным образом лишь о спасении своей жизни, — но был остановлен народом в Путивле; слезные мольбы и угрозы сторонников заставили его задержаться в городе. Здесь Дмитрий принял титул царя и оставался до 17 мая 1605 г., наблюдая за поразительными успехами своего дела, отсюда он уже без всякого сопротивления пошел к столице. Неудивительно, что Курская Коренная чудотворная икона Знамения Божией Матери, перед которой Дмитрий Иванович каждодневно молился в Путивле, предваряла его шествие к Москве и стала особо чтимой святыней нового царствования . Но государю крайне недоставало благословения высшего духовенства, о присылке которого он специально писал в Москву. Бояр, приехавших в Тулу вместо архиереев, раздосадованный Дмитрий Иванович встретил подчеркнуто грубо, и только появление архиепископа Игнатия пролило бальзам на его душу. Разом приобретя особое расположение Дмитрия Ивановича, Игнатий легко мог представить себе ненависть иерархов, не успевших оказаться на его месте. Распускалось немало слухов о неправедных путях, коими он достиг влияния на царя: Игнатия обвиняли в пьянстве, сквернословии, пренебрежении к православным догматам и склонности к католичеству, в содомском грехе (к коему, будто бы, был склонен Дмитрий) и даже в глупости! Впрочем, тот, кто обвинял " Игнатия гречанина мужа глупа " , немедленно добавлял, что сей " пакостник " " митрополитов, и архиепископов, и епископов оскорби, и весь освященный собор постави ни во что же " . Еще бы! Грек оказался настолько " глуп " , что обошел одиннадцать из двенадцати самодовольных русских архиереев, втайне мечтавших оказаться на его месте, включая и непреклонного Гермогена.

http://sedmitza.ru/lib/text/439605/

Создание «Сказания...» исследователи относят к разному времени. Д. М. Буланин видит в нем произведение сер. XVII в. и относит начало работы над ним к 1637 г. ( Буланин. 2004. С. 572, 574). А. И. Раздорский считает, что наиболее полная редакция «Сказания...» была создана в 60-х гг. XVII в. ( Раздорский. 2003. С. 141). А. Эббингхаус связывает его появление с основанием Знаменского мон-ря (1613) ( Ebbinghaus. 1990. S. 89, 199-204). Не исключено, что «Сказание...», в основном написанное в 1-й пол. XVII в., дописывалось и дополнялось чудесами до 60-х гг. XVII в. ( Нечаева. 1997. С. 38-39), позже списки не менялись. В наст. время известно 9 списков «Сказания...» (8 самостоятельных и 1 в составе сборника); 2 из них относятся к XVII в., 6 - к XVIII в. и 1 - к XIX в. В наиболее полной редакции повесть содержит 33 главы; число глав в разных списках не совпадает. Имеются упоминания еще о 2 списках, судьба которых неясна ( Раздорский. 2003. С. 142). В одном из ранних списков «Сказания...» (РНБ. Погод. 931) повествование завершается чудом 1642 г. («О благоухании в монастыре») и чудом об исцелении 2 девиц с авторской припиской о том, что это последнее известное составителю чудо. В списке XVII в. (ГИМ. Увар. 117) чудо в Белгородском полку приписано др. почерком, т. е. добавлено позже. В рукописи XVII в. из Орловской ДС (местонахождение неизв., см.: Евсеев. 1905) автор пишет, что в 1662 г., во время перенесения иконы из Белгорода в Курск, в г. Карпове был исцелен некий Владимир, участвовавший в процессии, к-рый «очима своима нача зрети светло и рукама и ногама владети якоже и прежде». Это чудо не вошло в др. списки. В большинстве списков чудеса доведены до 1662 г. (перенесение иконы в Белгород). В списке 1744 г. (ГИМ. Увар. 673) события завершаются 1646 г. В списке 1756 г. (ГИМ. Увар. 114) приведено изображение чудотворной К. и. в красках (Л. 6 об.). В списке 1818 г. (РГБ. Рум. 391) последнее чудо датировано 1663 г. В списке 1750-1760 гг. (РНБ. Q.IV.10) имеются описания и рисунок знамени Белгородского полка.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

     Из духовных лиц приезжали повидаться с маститым архиереем схиархимандрит Илий (Ноздрин), протоиерей Артемий Владимиров. А весной 2007 года Золотухинский монастырь принимал дорогого гостя из-за океана – Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского Лавра. 17 мая тот вместе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II подписал Акт о каноническом общении, увенчавший исцеление почти девяностолетнего разъединения в Русской Православной Церкви. А на пятый день после этого великого исторического события владыка Лавр совершил паломничество в Курскую Коренную пустынь, где в свое время была явлена Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» (теперь она – главная святыня РПЦЗ, хранящаяся в Синодальном Знаменском соборе Зарубежной церкви в Нью-Йорке). Затем по приглашению схимитрополита Ювеналия Первоиерарх РПЦЗ заехал к духовному собрату в новосозданную обитель. Уже после смерти владыки Лавра в 2009 году ее посетил митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Иларион, ставший Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.      Похоронили владыку Ювеналия, скончавшегося через полгода после схиигумении Антонии, в ограде Знаменского кафедрального собора в Курске. На его могиле установлен величественный крест из бронзы, а надгробие сделано из гранита. По сообщениям СМИ, из нескольких предложенных вариантов, при жизни сделанных уроженцем Курской области скульптором Вячеславом Клыковым (с которым владыку объединяла единодушная, братская дружба), митрополит Курский и Рыльский Герман выбрал этот. В самом монастыре духовные чада митрополита-схимника поставили ему памятник – рядом с могилкой старицы, куда сестры часто приходят со скорбями и бедами. Ездят они и в Курск – на могилу основателя своей обители. А еще, как поведала игумения Елисавета (Семенова) порталу «Монастырский вестник» в интервью «Обитель двух схимников», сестры ходят в келью, где архиерей-схимник жил, когда монастырь, его детище, строился. Читают в келье акафисты – Господу Иисусу Христу, Матери Божией, преподобному Алексию, человеку Божию, другим святым. В зависимости от того, какой церковный праздник в этот день. И потом действительно идет благодатная помощь. «Мы спасли нашу веру с тем, чтобы вера наша спасла и уберегла многострадальный русский народ», – говорил схимитрополит Ювеналий. Он видел, и мы это видим: спасенная вера помогает России выстоять во времена, отмеченные глубоким драматизмом.

http://pravoslavie.ru/118540.html

Курская Коренная икона Божией Матери: история возникновения Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. 20 марта, 2011 Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. Содержание статьи Изображение обложки: Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская) – самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви. Подробнее в статье! Курская Коренная икона Божией Матери – одигитрия русского рассеяния 12 сентября делегация Русской Православной Церкви за границей впервые за почти 90 лет приносит в Россию Чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Введение Курская Коренная икона Божией Матери Курская Коренная икона Божией Матери, именуемая «Знамение,» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи,» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение,» появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная. О ней мы подробно расскажем в следующей главе. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Икона «Знамение» Курско-Коренная Память 16 июня 15.06.2023 922 Время на чтение 42 минут Чудесное обретение иконы «Знамение» Икона Божьей Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую Свои руки; на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме этого, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащую обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Курская икона «Знамение» Божьей Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне. В 13-м столетии, во времена татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область также не избежала участи других русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Вот, что говорит нам « Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска» об обретении иконы: «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси».

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/15/...

II. Начало города Курска, сказание о явлении чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, называемой Курская, и основание на месте явления Ея пустынной обители иноческой Чудотворная Икона Знамения Божией Матери дала начало и существованию Коренной Пустыни, как построенной на месте Ея явления, а потому и историю обители прилично начать с сказания о явлении сей иконы, тем более, что и вся Курская область, обязана ей воссозданием, хранением и процветанием своего областного города. Курск принадлежит к числу древнейших городов Южной России. Он построен Вятичами, первобытными жителями этой страны, не позже столетия. Сохранилось несомненное свидетельство о том, что Курск и его окрестности были просвещены христианской верой одновременно с другими древними областями Русскими. Преподобный Нестор в житии пр. Феодосия Печерского повествует, что по переселении родителей его из Василёва в Курск (в первой половине XI века) Феодосий еще будучи отроком, в сем граде: «Божественного Писания в наказание учителю вдан бысть», и притом «по вся дни хождаше в церковь Божию» и вскоре «начать пещи просфоры и продаяти», чем и занимался более двух лет. Когда же мать благочестивого отрока хотела отклонить его от любимого занятия, он тайно «иде в ин град не долече сущи, и обита у прозвутера, и делаше по обычаю дело свое». Отысканный матерью и насильно возвращенный в Курск, он и здесь продолжал ходить по вся дни в Церковь Божию, а своим смирением и покорностью заслужил любовь властелина града, так что этот властелин «повеле ему, яко да пребывает у его церкви». Значит, Христианство уже существовало тогда в Курске и его пределах, а в самом Курске была даже не одна церковь . Феодосий пошел из Курска в Киев к пр. Антонию, когда ему исполнилось 23 года от роду, а это было по свидетельству летописей в 1032 году. Курск с самого покорения области Вятичей Киевскими князьями составлял часть Переяславского Княжения, столь знаменитого при Великих Князьях Всеволоде I и Мономахе. Первый известный по летописям «властелин Курска» был Изяслав Владимирович сын Мономаха, упоминаемый в летописях под 1095 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ чудотворный образ, главная святыня Курской епархии. «Сказание...» Сведения о К. и. содержатся в памятнике рус. лит-ры XVII в. «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы; честнаго и славнаго Ея Знамения: иже нарицается Курския; и о чудесах Ея; и яко бы из давних лет» (опубл.: Буланин. 2004. С. 572-576, основная лит-ра; известно также под названием «Повесть о граде Курске»). Возникновение «Сказания...» связано с восстановлением Курска в кон. XVI в., с возрастанием славы его местной святыни в Смутное время и в 1-й пол. XVII в. при поддержке центральной власти. «Сказание...» распадается на 2 части: в 1-й излагаются история Курска с древнейших времен до времени его разорения при нашествии Батыя и обретения образа Божией Матери до его перенесения в Знаменский мон-рь в 1618 г.; во 2-й описываются чудеса от иконы в хронологической последовательности. Автором «Сказания...» был житель Курска, возможно монах Знаменского мон-ря ( Танков. 1891. 40. С. 747; Буланин. 2004. С. 574; Раздорский. 1997. С. 299), непосредственный свидетель нек-рых чудес, стремившийся к точности и достоверности в изложении событий. Повествование об иконе он предваряет замечанием о том, что «какие чудеса были прежде, никто не знает и узнать нельзя»,- и рассказывает только о чудесах, которые произошли недавно и имеют свидетелей. События отдаленные автор приводит с большой осторожностью. Так, он не называет точную дату обретения образа (появилась в кратких сказаниях и лит-ре XIX в.) и сообщает лишь, что это произошло после Батыева нашествия 1237 г. Восстановление Курска связывается в «Сказании...» с 1-м путешествием иконы в Москву в 1597 г., хотя оно началось раньше в связи с общими гос. мероприятиями по укреплению пограничных городов. Нек-рые приведенные автором события известны только по «Сказанию...» ( Платонов. 1913. С. 429-430).

http://pravenc.ru/text/2462319.html

04:30 21.03.2024 75 Время на чтение 12 минут Фото: pravoslavie.ru Святая Церковь чтит память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского (842-845), апостола Ерма (I), священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского (361-363), преподобномученика Дометия перса (363), преподобных Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Мурманских (Муромских), Олонецких, священномученика Иоанна пресвитера (1923), мученика Владимира (1942). Курская икона Знамение Божией Матери – одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение, 8 сентября 1295, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. После этого охотник не решился оставить икону в лесу и построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но святыня пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на прежнее место явления. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа. С 1806 г., по Высочайшему повелению, было определено, что чудотворная икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-ой седмицы по Пасхе до 12 сентября. В эти дни икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни – 27 верст. Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года. С чудотворной иконой связаны также некоторые ужасные события предреволюционных лет в России, как, например, взрыв в Курском соборе с целью уничтожения иконы. Храм был взрывом разрушен, а икона осталась цела. Икона покинула Россию вместе с отступавшими частями Белой армии, и в настоящее время она является особо почитаемой святыней Русской Зарубежной Церкви и находится в Нью-Йорке.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010