Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию. Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказанию были украшены сребропозлащенным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Царица Ирина Феодоровна украсила святую икону богатою ризою с жемчугом, драгоценными камнями и атласною пеленою, шитою золотом. Икона затем была возвращена, и в том же году, при ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был Рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий. В том же году была построена другая церковь во имя «Живоносного Источника» под горою, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Новооснованный монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне дерева. Продолжение чудес Коренно-Курской иконы При нашествии крымских татар на южные пределы России Курская Коренная икона Божией Матери для большей безопасности была перенесена из Коренной Пустыни в Курск, в соборный храм. В 1611-м году Пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов питал большое благоговение к этой иконе и в благодарность за спасение Курска от голода, свирепствовавшего при нем почти повсеместно, сделал много ценных пожертвований на украшение иконы. Благоговение русских православных людей к иконе «Знамение» было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем взял ее с собою в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615-го года. Во время отсутствия иконы благодатная помощь Богоматери не оставляла Курск.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Это был последний крестный ход перед его запрещением в царствование императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой “Знамение” возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные ходы в России. 5. Помощь русским воинам В 1676-м году икона “Знамение” Богоматери была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684-м году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы “Знамение” Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687-м году царями Иоанном и Петром Алексеевичами повелено было взять икону в “большой полк,” т.е. армию, отправлявшуюся в поход против крымских татар. Этот “большой полк” дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли. Так Курская чудотворная икона, явившаяся на ободрение русскому народу на границах русской земли, лежавшей в развалинах после Батыева нашествия, участвовала в последнем победоносном походе русских против татар, окончательно устранившем татарскую опасность для России. В 1812-м году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Князь Кутузов, в письме своем от 20-го сентября 1812-го года на имя курского городского головы, выразил курским гражданам за этот дар свою благодарность и уверенность, что город Курск есть и будет всегда в безопасности под покровом такой защитницы, как Царица Небесная. 6. Взрыв в Знаменском Соборе 8 марта 1898 г Всероссийское почитание Курского чудотворного образа привлекло внимание социалистов-революционеров, этих предтечей большевизма. 3 марта 1898 года ряд видных эсеров при участии Максима Горького, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу, истекающую от Курской иконы, решились ее уничтожить.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Представители Зарубежной Церкви смотрели с восторгом на людское море, пришедшее встретить святыню. Некоторые откровенно говорили, что не ожидали такого количества народа. Это были в основном священники – потомки эмигрантов первой и второй волн, которые до этого в России не были. У многих из них существует определенный стереотип восприятия российской действительности: все-таки более 70 лет вера выкорчевывалась. А тут в многочасовой очереди стоят и старики, и молодежь. Я сам с отрадой вспоминаю, как под утро, часа в 4, встретил группу молодых людей, выходящих с воодушевленными и радостными лицами из собора: «Ребята, вы откуда?» – «Мы из 27-го лицея». – «Сколько простояли?» – «Часов шесть». Когда в один из дней пошел дождь, мы думали, что очередь резко уменьшится. Ничего подобного! Оказывается, хотя погода дождя не предвещала, на всякий случай многие пришли с зонтами. Они открыли их и продолжали стоять. Относительно времени принесения, я думаю, что договоренность будет особой. Может быть, в следующем, 2010, году икону принесут на летний крестный ход. Как дальше будет, пока сложно сказать. Скорее всего, время принесения будет согласовываться с учетом графика пребывания святыни в разных приходах зарубежья. – Как такое значимое событие отразилось на городе и епархии? – Это было самое главное событие, я даже боюсь сказать, за сколько последних лет. Подобное по своей значимости и торжественности вряд ли с чем-то можно сравнить. Ну, разве если только с тем, когда пять лет назад на Курской земле пребывали мощи преподобного Серафима Саровского. Но такого количества народа, как сейчас, не было и тогда. Надо отметить, что принесению святыни предшествовала большая работа, в том числе и просветительская, которая проводилась епархией по договоренности с областным комитетом образования. В частности, проходили уроки для школьников. Все знают, что икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная является главной святыней нашего Курского края, что она явилась здесь, что сейчас пребывает в США, а вот исторические подробности большинству школьников мало известны. Наш центр православного образования при епархии разработал урок, который учителя использовали в своей работе. Была серия публикаций в прессе по поводу принесения иконы, выходили интервью на телевидении и радио, изданы книги, буклеты, выпущен фильм «Курская Одигитрия» и т.д. С уверенностью можно сказать, что весь сентябрь прошел под знаком иконы.

http://pravoslavie.ru/32496.html

и., почувствовал благоухание. Чудо 6: об исцелении 2 девиц, «како едина прозрела, а другая хромоты свободися». Далее следует рассказ о гласе от иконы Божией Матери, к-рый не входит в перечень чудес, а представлен в отдельной главе. При курском воеводе кн. Григории Григорьевиче Ромодановском, командовавшем Большим Белгородским полком, от стоящей на аналое иконы Божией Матери был глас, повелевающий, чтобы воевода послал за чудотворным образом в Курск, с честью его встретил и распорядился написать на знамени полка образ Божией Матери, и «той Белгородский полк… от противных никакоже имать побежден быти»; знамя надлежало возить по заставам и полкам. Глас услышал в 1661 г. житель Нов. Оскола драгун Флор Тимонин. Об этом он рассказал своей семье и священнику ц. Рождества Христова в Нов. Осколе Илариону, но тот не поверил ему. В 1662 г. Флор снова получил повеление Богоматери и 16 марта того же года отправился с вестью в Белгород к Ромодановскому. Воевода спросил Флора, каким подобием нужно писать образ Божией Матери на знамени, но тот ответил, что это не было ему заповедано. На др. день к воеводе пришел житель Мценска рейтарского строя поручик Иеремий Переверзев и поведал, что ему явился во сне «стар муж в святительских одеждах» и велел написать на знамени Казанский образ Божией Матери. По этому видению на знамени Белгородского полка и был написан образ. Ромодановский отправил в Курск игум. Моисею просьбу привезти чудотворный образ в Белгород; игумен дошел до Болховского рубежа, где его встретил воевода и дал пожертвование на строительство в Курске каменной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Через неск. дней икону проводили обратно в Курск. 9 марта 1662 г. «Ромодановский победил гетмана Богуна с Черкасами, и много еще других побед было в белгородском полку с помощью Божией Матери». В 1663 г. произошло чудо спасения солдата из житной ямы в г. Карпове. На этом «Сказание...» заканчивается. В заключение приводится молитва к Пресв. Богородице. Древнейшие списки и позднейшие издания При создании «Сказания...» автор опирался на Киево-Печерский патерик (сведения из Жития прп. Феодосия Печерского), на Житие свт. Петра, митр. Московского, под редакцией свт. Киприана, митр. Московского, события Смутного времени изложены по «Сказанию...» Авраамия Палицына ( Платонов. 1913. С. 429-430; Буланин. 2004. С. 573); на царские грамоты, хранившиеся в курском Знаменском мон-ре, а также записи о чудесах К. и. и устные предания ( Раздорский. 1997. С. 299).

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Феодосия Печерского и св. Иосифа Песнопевца (1875-1876), каменные 2-этажный корпус (1847), одноэтажный флигель с больницей, трапезой, кухней и пекарней (1845), здание архиерейской кухни, флигель для проживания архиерейских певчих, сарай для экипажей, кузница, деревянные братская баня, амбар. К 1860 г. обитель окружала каменная ограда с 2 воротами и 2 башнями. За оградой имелись каменный конный двор с каретным сараем, конюшней и 2 флигелями. Мон-рь владел Знаменской дачей на ручье Кур (60 дес. 2550 кв. саж.) с 2-этажным каменным корпусом, в к-ром освящена ц. во имя ап. Иоанна Богослова, с 2 кухнями, баней, каретным сараем, рощей, фруктовым садом, приносящим ежегодный доход в 600 р. серебром, с «усадебным местом» за р. Тускарь в Стрелецкой слободе, с загородным 2-этажным деревянным архиерейским домом в Белгороде. В 1908 г. К. м. располагал 404 дес. земли. В нем проживали 40 монахов, 9 указных послушников и 20 находящихся на испытании. При К. м. имелся приют для мальчиков-сирот епархиального духовенства, названный Александровским в память имп. Александра II Николаевича . Главная святыня К. м., Курская-Коренная икона в вызолоченном деревянном киоте, находилась в чугунной вызолоченной сени с 4 колоннами в Знаменском соборе, слева от клироса. В ночь на 8 марта 1898 г. некий А. Г. Уфимцев устроил взрыв в монастырском соборе, но икона не пострадала. Это событие легло в основу сюжета пьесы «Савва» (1906) Л. Н. Андреева , в которой под именем революционера Саввы выведен Уфимцев. В соборе хранилась и икона «Знамение», к-рой в 1855 г. архиеп. Илиодор (Чистяков) благословлял курское ополчение во время Крымской войны 1853-1856 гг. С чудотворной Коренной иконой совершались крестные ходы в Коренную пуст. Но время пребывания святыни в пустыни менялось: сначала - одна неделя, с 1765 г. по просьбе игум. Коренной обители Исаии этот срок был продлен до 2 недель. В 1767 г. указом Свящ. Синода носить икону в Коренную пуст. запретили. В 1806 г. Высочайшим повелением было определено, чтобы икона находилась в Коренной пуст.

http://pravenc.ru/text/2462323.html

Иконы, a в недальнем расстоянии, по той же самой примете, – другую, и едва только сложил обе половины, они в тоже самое время соединились чудесным образом так крепко, что не осталось и следов рассечения, а из места соединения обеих частей выступила роса. Удостоверенный сим новым знамением в чудодейственной силе Иконы, иерей Боголюб построил на месте её явления хижину, поставил в ней чудотворную Икону и пробыл при ней молясь несколько дней; возвратясь же на свою родину в город Рыльск, поведал гражданам по порядку все бывшее с ним и о новом преславном чуде последовавшем от сей Иконы. Граждане услыша о сем, прославили Бога и, обновив церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенную в Рыльске Князем Шемякою, снова перенесли с честью чудотворную Икону из пустыни в свой город и поставили её в сей церкви. Но на другой день по утру, во время благовеста ко всенощному бдению, когда люди собрались в церковь для молитвы, не обрели Иконы на своём месте и, поискав её с великой печалью по всему городу, нигде не нашли; посланные же в пустыню, на место её явления, вскоре принесли весть, что Икона находится там, на прежнем своём месте: тогда, построив в пустыне для нее особую часовню, поставили в ней Св. Икону. Впрочем и после сего, попытки перенести чудотворную Икону в город Рыльск повторялись гражданами оного ещё несколько раз, но кончались так же неуспешно; всякий раз Икона исчезала из города и чудесно появлялась на прежнем своём месте в пустыне, сияя там чудесами. После же того, по прошествии довольного времени, из числа приходящих на место, где явилась Икона, для лесного промысла людей, случилось быть тут одному Рыльскому жителю по прозванию Малюта и в то самое время, как он находился на месте явления св. Иконы, внезапно обступили его нашедшие на Курскую область Крымские Татары. Не видя никакой надежды на избавление от смерти или плена, Малюта влез на стоявший здесь дуб, где помолясь от сердца к Божией Матери, был чудесно спасен от предстоящей опасности, ибо варвары хотя и напали на след Малюты и даже, ища его не раз проходили под тем самым деревом, на котором он укрывался, но не увидели его, охраняемого покровом Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Обителью управляет игумен. Знаменский Красногривский монастырь в Гороховце. Эта обитель – прописная к Флорищевой пустыни. Находится монастырь в самом городе Гороховце, за рекой Клязьмой. Основание обители относится к 1670 году. Построил ее гороховецкий купец Симон Ершов на свои средства. В Знаменской обители один храм, посвященный иконе Знамения Богородицы, с приделом во имя св. Иоанна Богослова. К достопримечательностям Красногривского монастыря можно отнести оригинальные клиросы в монастырской церкви, украшенные силлабическими стихами из «Лествицы», с соответствующими изображениями из памятников церковной старины останавливают на себе внимание: царские врата ΧVΙΙ века, 2 малые деревянные подсвечника и слюдяные оконницы в окнах. Золотниковская Успенская пустынь в Суздальском уезде . Обитель находится в 34 верстах от города Суздаля и в 20 верстах от ст. Тейково Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Местоположение обители очень живописное. Со всех сторон монастырь окружен лесом, а около стен обители протекает речка Золотоструйка. Основана обитель в 1624 году. Строителем ее был старец Иона Головцын, который был и первым игуменом своего монастыря. Обитель Золотниковская знаменита тем, что здесь принял иноческое пострижение Митрофан, прославленный впоследствии Святитель Воронежский. В обители два храма: теплый Казанский и холодный, в честь Успения Божией Матери. Обе церкви каменные. Главную святыню Золотниковской обители составляет находящаяся в этом монастыре икона Казанской Божией. Матеря. Предание говорит, что этот образ обретен был основателем обители старцем Ионой на березовом пне, по случаю чего и основан был на этом месте монастырь. Икона эта славится во всей окрестности, и благоговейные верующие принимают ее y себя в домах. Известна еще в другая икона, Святителя Митрофана, присланная из Воронежа в 1833 году. Управление в монастыре игуменское. Косьмин Успенский монастырь во Владимирском уезде. Обитель находится в 40 вер. от гор. Владимира и расположена на реке Яхроме, в урочище называемом Хвахматица.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вокруг собора расположены игуменские и братские трёхэтажные каменные корпуса. Прямо от собора, немного в гору, на запад ведёт широкая дорожка со ступенями, обсаженная по бокам деревцами, к высокой многоярусной колокольне, выстроенная в том же стиле, что и собор. Под колокольней находятся святые ворота, по стенам украшенные фресковой живописью. После Октябрьской революции новая власть запретила крестные ходы со святыней. В сентябре 1919 году в Курск вошли части Белой армии во главе с генералом Кутеповым, и уже 31 октября 1919 года Коренская икона Божией Матери покинула Знаменский собор. Красные подходили всё ближе к Курску. По благословению владыки Знаменского монастыря Феофана, святыню в сопровождении монахов перенесли в город Обоянь, а оттуда в Белгород. Далее - Таганрог, Ростов, Ектеринодар, Новороссийск... И наконец, 1 марта 1920 года Курская Коренная Чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, на пароходе " Святой Николай " покинула берега России и из Новоросийска через Константинополь прибыла в Салоники. Последний раз на русскую землю икона прибыла в сентябре 1920 года, чтобы поддержать последних защитников Крыма. В дальнейшем она разделит судьбу русских изгнанников и станет их Одигитрией и утешением в нелёгких условиях жизни на чужбине... 9 мая 1922 года состоялось изъятие ценностей из Коренной пустыни " в порядке Декрета ВЦИК от 16 февраля 1922 года " . Были изъяты напрестольные кресты, ризы с больших и малых икон, лампады, украшения с Евангелий, митры, подсвечники, дарохранительницы... Всего было отобрано сто десять драгоценных предметов общим весом более шести пудов. А в 1923 году обитель была и вовсе закрыта. Знаменитые сходы были разобраны, величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы взорван, купол колокольни снесён, а на ней устроена смотровая площадка для отдыхающих в доме отдыха, каковым стала Коренная пустынь. Да и сам посёлок, называвшийся по имени монастыря, переименовали, дав ему глумливое название " Свобода " . Богородицкий лес был вырублен, пруды в нём высохли, Тускарь обмелела, потому что выстроенную монахами плотину никто не досматривал и её в половодье прорвало...

http://sobory.ru/article/?object=02500

Уверенный в победе Дмитрий Иванович распустил войска на отдых и неспешно отправился в Тулу, где его ждала весть, что вся Москва восстала против Годуновых, что его неприятели заточены. Остававшееся в столице боярство во главе с первейшими членами Думы князьями Иваном Михайловичем Воротынским и Никитой Романовичем Трубецким выехало в ставку законного государя, сопровождаемое окольничими, стольниками, стряпчими и всяких чинов людьми, гостями и толпами народа . Только высшее духовенство, удерживаемое патриархом Иовом, медлило с признанием самодержавной власти " наследника " Ивана Грозного. Не было среди приветствующих царя Дмитрия Ивановича и боярина Василия Ивановича Шуйского — одного из главных претендентов на наследство Годуновых, крайне раздосадованного успехами соперника. Отнюдь не по принуждению царя Бориса Шуйский с Лобного места торжественно свидетельствовал перед народом, что царевича Дмитрия Ивановича " не стало " еще в 1591 г. и что подлинный царевич самолично был им, боярином, погребен в Угличе. Однако теперь, выйдя к восставшим москвичам по просьбе патриарха Иова, Шуйский неожиданно предал архипастыря и переменил свою версию, без стеснения объявив, что царевич Дмитрий Иванович спасся от убийц, а вместо него он, боярин, похоронил поповского сына! После того как на сторону Дмитрия перешла вся паства Игнатия, перешли воеводы, уже принесшие присягу Федору Годунову перед приезжавшим в армию митрополитом Новгородским Исидором, перешли все московские бояре, присягавшие Федору перед патриархом Иовом, отправился в лагерь законного самодержца и свободный от присяги Годуновым архиепископ Рязанский и Муромский. Игнатий был первым иерархом, приветствовавшим царя Дмитрия Ивановича, выказывавшего подчеркнутую набожность и приверженность православной Церкви. Встреча произошла в Туле, куда Дмитрий Иванович торжественно вступил 5 июня 1605 г. вслед за окруженным толпой священнослужителей образом Знамения Божией Матери. Курская Коренная икона Богородицы-Путеводительницы (Одигитрии) высоко чтилась на Руси с конца XIII в. и славилась многими чудотворениями. Новый царь поклонялся ей с особым рвением небезосновательно: икона была взята им в Курской Коренной пустыни под крепостью Рыльском, в которой Дмитрий Иванович укрылся после разгрома при Добрыничах, едва ускакав на раненом коне с поля сражения, где оставил 11,5 тысяч убитых, 15 знамен и 30 пушек. Произошедшие затем события показались действительно чудесными.

http://sedmitza.ru/lib/text/439605/

В кон. окт. 1919 г. при оставлении Курска Добровольческой Армией иноки Знаменского монастыря перенесли главную святыню Курского края - Курскую-Коренную икону Божией Матери в Белгород, затем она была перевезена в Новороссийск, в 1920 г. Курский еп. Феофан привез святыню в Фессалонику. С кон. 1927 г. икона находилась в рус. Свято-Троицкой ц. в Белграде (Сербия). 17 дек. 1919 г. временно управляющим Курской епархией был назначен Якутский и Вилюйский еп. Евфимий (Лапин) (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 13. Л. 136). В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , принятым 20 янв. 1918 г., у церковных учреждений была реквизирована недвижимая собственность; земельный фонд Курской епархии составлял на то время ок. 50 тыс. дес. Советские власти с самого начала широко использовали формы экономического давления на духовенство и верующих, облагая их налогами и штрафами. Щигровский военно-революционный совет оштрафовал настоятеля Богословской церкви в с. Шестопалове свящ. Димитрия Романова на 5 тыс. р. за прочтение «контрреволюционного послания Святейшего Патриарха Тихона и декрета об отделении церкви от государства». Такую же сумму должны были выплатить монахини Льговского мон-ря. В период голода в Поволжье (1921-1922) власти пресекли все церковные инициативы по сбору средств для голодающих. Под предлогом помощи пострадавшим гос-во провело кампанию по изъятию церковных ценностей . В Курской губ. в связи с изъятием ценностей в 1922 г. было расстреляно 68 духовных лиц. В том же году начался инициированный властями обновленческий раскол (см. Обновленчество ). В этот сложный период обновленцам противостояли Курский митр. Назарий (Кириллов) и его викарий Рыльский еп. сщмч. Павлин (Крошечкин) , арестованный в 1925 г. 20 июля 1921 г. Курский архиеп. Назарий (с 23 авг. 1921 митрополит) направил на утверждение в Москву проект разделения Курской епархии между правящим архиереем и 2 полусамостоятельными викариями - Белгородским и Рыльским, который разработал еп. Павлин (Крошечкин) на основании предписаний священноначалия (ГА Курской обл.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010