Каменная колокольня была заложена 15 июля 1797 года, а завершено строительство – в 1801. В силу разных причин плохого качества строительного материала и невысокого мастерства строителей в 1812 году она начала перестраиваться. Тогда же была сооружена и каменная ограда храма. В 1821 году все постройки были завершены. Большой колокол был взят из упраздненного в 1788 году Сумского Успенского мужского монастыря. Надпись на этом колоколе гласила, что он изготовлен на средства статского советника Якова Алексеевича Шубского. Второй же, несколько меньший колокол, пожертвовал сумской житель Даниил Иванович Забродский. Главными благотворителями вновь построенного храма были Яков Алексеевич Шубский, Евдокия Парафиевская (по первому мужу, соборному протопопу Гресовская), Федор Кондратьевич Филоненко и вдова Елена Крамаренко. В последующие времена выдающимися благотворителями были соборные старосты – купцы Филипп ИоакимовичСидоренко, Андрей Григорьевич Копылов, Феодор Иванович Стоянов и цеховой Матфей Павлович Алейников. Протоиереями соборного храма служили: Мартин Максимов (он и его сын Феодор, тоже священник, были похоронены в самом соборе); Емельян Середа; Тихон Максимов; Симеон Федоров; Евстафий Травулинский; Антоний Словинский (был учителем в московском доме князя Барятинского); Матфей Грессовский; ИоаннКарпов (служил при домовой церкви графа Разумовского в Петербурге); Иоанн Словинский (протоиереем прослужил 35 лет); Константин Словинский; Иоанн Цитович; Петр Мерецкий (исключительно его стараниями собору были возвращены земли). Из икон храма предметом особого благоговения служила Курская икона Божией Матери Знамения, подаренная в 1780 году курскими купцами. Среди замечательных книг храма следуетотметить Требник 1646 года Киевского митрополита Петра Могилы, с надписью: “1710 г. февр. 15д. сию книгу отменил сумской житель Калина Леонтьев с женою своею Мариною за 7 руб. и отдал в Сумскую соборную церковь Преображения Господня за отпущение грехов своих“. Были в храме и другие древние книги, акты, в том числе и царская грамота 1692 года на землю жалованную собору.

http://sobory.ru/article/?object=12158

Окончание боевых действий спасло церковь и таким образом она оказалась одним из немногих православных храмов эпохи святителя Николая уцелевших в Японии в первоначальном виде. В 1950 году приход издавал журнал " Ортодокс " () который, несмотря на его короткую историю, памятен как одно из первых послевоенных православных периодических изданий Японии. В 1951 году был основано также недолговечное православное Киотское Никольское училище. В 1952 году храм пострадал от тайфуна, но в течении нескольких следующих лет был отремонтирован. В 1953 году приход прошёл государственную регистрацию как юридическое лицо. В 1967 году префектура присвоила храму статус культурного памятника эпохи Мэйдзи. С учреждением в 1970 году самостоятельной Киотоской епархии храм стал её кафедральным собором. С 1971 года проводились ремонтные работы, а в 1973 году - когда отмечалось 70-летие освящения храма - была сделана пристройка к приходскому дому. 15 октября 1978 года храм стал центром празднования столетия начала проповеди Православия на Киотской земле, которое возглавил митрополит Токийский Феодосий. В 1986 году администрация города Киото признала храм культурным достоянием, и с 1987 года стала осуществляться программа его реставрации. Вначале заменили старую крышу на медные покрытия. С сентября 1999 по январь 2000 года в храме прошел ремонт пола, внешних и внутренних стен. С мая по сентябрь 2002 года ремонтировался дом для собраний верующих. С конца XX века в приходе стало появляться всё больше иностранцев, особенно из числа преподавателей и студентов университетов города. В мае 2000 года во время посещения Японии в соборе побывал патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 11 октября 2010 года, в рамках празднования 40-летия прославления равноапостольного Николая Японского и дарования автономии Японской Православной Церкви, в храме сослужили митрополит всей Японии Даниил, митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Сендайский Серафим, при стечении многочисленных клириков и мирян. 8-9 ноября 2013 года в соборе побывала Курская Коренная икона Божией Матери " Знамение " , впервые принесённая в Японию делегацией Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Сан-Францисским Кириллом.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

Владыка Иоанн брал грехи на себя Еще одна знаменательная история, важная лично для отца Георгия, произошла с ним в ходе одного из паломничеств с Курской иконой при посещении американского города Сиэтл. Именно там 2 июля 1966 года скончался архиепископ Иоанн (Максимович), ныне известный как святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Произошло это во время молитвы перед Курской иконой. Отцу Георгию посчастливилось знать владыку в детские годы в Шанхае. Владыка очень любил Курскую икону «Владыка очень любил Курскую икону. В свое время он объяснял мне многие вещи, которые я, как ребенок, не понимал, но об этом образе никогда со мной не говорил, – рассказывает батюшка. – В его комнате я видел много разных икон, целый небольшой иконостас, но как-то даже не интересовался, что это за иконы». Курская Коренная икона Божией Матери Владыка Иоанн также сыграл огромную роль в последующей жизни отца Георгия, о чем тот вспоминает с особой теплотой: «После переезда в Австралию я стал отходить от Церкви, и он, чувствуя это, писал мне: Ты будешь жить, может быть, даже хорошо, но в старости тебя постигнет разочарование, что ты не исполнил своих детских устремлений служить Богу, и ничего нельзя будет исправить”. Если бы не эти послания, я, возможно, жил бы богато, и умирал бы от какой-нибудь болезни в Австралии. Но слова владыки подействовали на меня, и я поехал в США поступать в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле». Четверть века назад Господь свел отца Георгия с двумя людьми, которые первыми обнаружили тело владыки, когда тот умер. Батюшка признает, что никогда не забудет этой встречи. Эти люди рассказали ему, что владыка молился перед Курской иконой на втором этаже приходского дома Свято-Николаевского собора, остальные же готовили трапезу и ждали его внизу. Вдруг они услышали шум и, прибежав, увидели, что икона на столе, а бездыханное тело архиепископа лежит на полу. Позвонив в службу спасения, они попытались уложить его на диван, но, к своему удивлению, не смогли поднять, хоть владыка отнюдь не был гигантом.

http://pravoslavie.ru/135949.html

Чтимые чудотворные списки с иконы «Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря «Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года). «Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря. «Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря. Тропарь, глас 4 Яко необоримую стену и источник чудес,/стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/сопротивных ополчения низлагаем./Темже молим Тя,/мир отечеству нашему даруй//и душам нашим велию милость. Кондак, глас 4 Приидите вернии, светло да празднуем/всечестнаго образа Богоматере чудное явление/и от того благодать почерпающе,/первообразней умильно возопиим://радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная. Молитва О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/novgorodskaya-ikona-bo...

Молебен на Красной площади у Знаменского собора При освящении собора был очень трогательный и умилительный момент. В торжествах принимали участие дети – учащиеся курской православной гимназии. Во время встречи иконы они стояли по обеим сторонам пути с цветами в руках. И когда икона появилась в монастырских вратах, они, не сговариваясь, одновременно опустились на колени, приветствуя Пресвятую Богородицу. Состоялось торжественное освящение собора, в нем была совершена первая Божественная литургия, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл. После чего Предстоятель посетил командный пункт маршала К.К. Рокоссовского (летом 1943 года здесь шли ожесточенные бои) и убыл в Москву. – Каким было пребывание святыни в монастыре? – Икона там находилась ровно сутки. К ней был открыт круглосуточный доступ для поклонения. На следующий день, 25 сентября, после Божественной литургии святыня традиционным крестным ходом вернулась в Курск. – Как проходил этот крестный ход? – Крестный ход в Курской губернии с иконой Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная очень древний, он известен с давних пор и даже увековечен на одноименной картине Ильи Репина. Это полотно отражает всю суть крестного хода, когда люди самых разных сословий и возрастов идут за своей главной святыней. Нынешний крестный ход практически повторял тот, который запечатлен на картине. Со стороны казалось, что за иконой идет людской океан. Шествие растянулось на несколько километров по проезжей части. Крестный ход от монастыря шел мимо храма Иоакима и Анны до Знаменской церкви – это примерно 7 километров, затем еще крестоходцы прошли около двух километров до железнодорожного переезда, где их поджидали автобусы. Икона была помещена в автомобиль, и богомольцы вслед за ней отправились в Курск. На окраине города около Введенского храма народ вновь пешком пошел до Красной площади через весь Курск. По прибытии на Красную площадь был совершен молебен, который возглавил Первоиерах РПЦЗ Митрополит Иларион. Затем икона снова была внесена в Знаменский собор, и был открыт доступ верующим.

http://pravoslavie.ru/32496.html

Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется “Знамением.” На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе “Знамения” Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию. Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказанию были украшены сребропозлащенным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Царица Ирина Феодоровна украсила святую икону богатою ризою с жемчугом, драгоценными камнями и атласною пеленою, шитою золотом. Икона затем была возвращена, и в том же году, при ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был Рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий. В том же году была построена другая церковь во имя “Живоносного Источника” под горою, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Новооснованный монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне дерева. 3. Продолжение чудес При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из Коренной Пустыни в Курск, в соборный храм. В 1611-м году Пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов питал большое благоговение к этой иконе и в благодарность за спасение Курска от голода, свирепствовавшего при нем почти повсеместно, сделал много ценных пожертвований на украшение иконы. Благоговение русских православных людей к иконе “Знамение” было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем взял ее с собою в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Возрожденный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни – Что сегодня представляет собой Коренная пустынь? – Несколько лет назад был создан Попечительский совет по комплексному возрождению монастыря, который возглавил полномочный представитель Президента в ЦФО Георгий Сергеевич Полтавченко. Этот совет плодотворно работал. Напомню, что в 1989 году, когда руины монастыря были переданы Курской епархии, это место представляло собой жуткое зрелище: разрушенные постройки, не было собора Рождества Пресвятой Богородицы и храма Живоносного источника. Были разобраны уникальные сходы по склону горы к этой церкви, где люди, стоявшие на самой верхней точке, могли видеть все, что происходило в храме во время богослужения. Все это было восстановлено, возрождены храмы, игуменский корпус, отремонтирован братский корпус, построены сходы, установлена металлическая лестница по склонам, устроены купальни, паломническая гостиница. Монастырю возвращен тот вид, который у него был в годы его величия. Обитель восстанавливали всем миром: и благотворители, и простые люди. Сегодня в ней подвизается около 70 человек. Два раза в год мы совершаем традиционный крестный ход со списком иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. Он совершается в девятую пятницу после Пасхи, когда икона торжественно переносится из Курска в обитель, и 25 сентября, в праздник отдания Рождества Пресвятой Богородицы, – обратно. Все гости, которые приезжают в наш край на какие-либо конференции или совещания, региональные круглые столы или всероссийские мероприятия, всегда посещают монастырь, чтобы поклониться святыням, испить святой воды из знаменитого источника. Мне, как проректору курской духовной семинарии, постоянно звонят различные молодежные организации, просветительские центры и учебные заведения с просьбой направить наших студентов в качестве экскурсоводов для паломнических групп в Коренную пустынь. – Сколько людей поклонились святыне, и какова география прибывших паломников? – По подсчетам правоохранительных органов, за то непродолжительное время, которое икона находилась в Курске, к ней смогло приложиться порядка 500 тысяч человек.

http://pravoslavie.ru/32496.html

В 1612-м году польский полководец Жолкевский с большим войском осадил Курск. При самом начале осады некоторые граждане видели осеняющую город Богоматерь с двумя светлыми иноками. Пленные поляки рассказывали, что они также видели на стенах города жену с двумя светлыми мужами, которая грозила в сторону осаждавших. Во время осады жители неоднократно совершали крестные ходы вокруг города и дали обет в случае освобождения от вражеского нашествия построить в городе монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону «Знамение.» Неприятели вскоре сняли осаду и отступили от Курска с большими потерями. В благодарность Небесной Заступнице курские граждане построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1615-м году, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618-м году с дозволения царя Михаила Феодоровича Курская Коренная икона Божией Матери была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и пребывала. Исцеление отрока Прохора ( преп. Серафима Саровского) В 1618-м году была вновь отстроена и освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в разоренной татарами Курской Коренной Пустыни. Согласно преданию, именно в этом году Курская чудотворная икона была впервые перенесена торжественным крестным ходом из городского курского монастыря в «пустыньку, что на корню.» С этого времени установился благочестивый обычай ежегодно, в пятницу 9-ой недели после Пасхи, совершать временно такое перенесение. В 1767-м году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафии Фотиевны Мошниной, вдовы строительного подрядчика Исидора Ивановича Мошнина. Сын Агафии Фотиевны, 9-летний Прохор (в будущем — преп. Серафим), был в то время болен и так сильно, что уже не надеялись на его выздоровление.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

По отшествии варваров, Малюта объявил о сем чудесном избавлении своим товарищам, которые исполнившись ревностью, решились во чтобы то ни стало, перенести чудотворную Икону в свой отечественный город. Согласясь между собою, они взяли Икону в челн и повезли рекой Тускарь, а из Тускари к Рыльску; но когда уже были в виду Рыльска, вдруг нечаянно сделалось на реке сильное волнение, так что плывущие в челне люди отчаялись в своей жизни, а три человека уже начали и утопать; тогда оставшиеся в челне заливаемом водой, познав вину и раскаявшись в своём дерзновении дали обет: если спасутся от потопления, не въезжая в Рыльск, доставить чудотворную Икону тем же путём на место её явления в пустыню. Мгновенно волнение утихло и те, которые уже были в воде спаслись от потопления; и тогда, не въезжая в Рыльск, они отвезли Икону обратно на прежнее место в пустынную часовню. После сего стечение народа к чудотворной Иконе продолжалось по прежнему и как некогда Боголюб, так в последствии времени и с той же благочестивой целью и усердием приходил нередко в пустыню из Рыльска один благочестивый иерей по имени Георгий, совершая пред чудотворной Иконой молебное пение для богомольцев. Так протекло 360 лет, наконец слава о чудесах сей Иконы коснулась слуха благочестивого Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича и он обратил милостивое внимание на судьбу города, о котором столько лет напоминала чудотворная Икона, самим своим именем, слывя издревле в народе под именем иконы Божией Матери Курская, По повелению cero Государя в 1597 году, город Курск был возобновлен на том самом месте, где он находился до Батыева разорения; а чудотворная Икона Божией Матери Курская взята по Его Царскому повелению из пустыни в Москву, ради поклонения, и перенесена туда с великой честью. По принесении же оной чудотворной Иконы в Царствующий Град Москву, благочестивый Царь встретил её сам с Патриархом Иовом, со всем освященным Собором, ближними боярами и войском, за городом, на месте, называемом Котлы; отсюда Св. Икона была с подобающей честью внесена в Царские чертоги, п по совершении пред ней молебного пения, Царь приказал сделать вокруг Иконы особую кипарисную доску с написанием на ней вверху Господа Саваофа, а по сторонам и внизу разных Пророков с хартиями в руках; притом украсил её сребропозлащенным окладом, жемчугом и драгоценными камнями, а супруга его благоверная Царица Ирина Феодоровна, имевшая о всём том украшении ревностное прилежание, привесила к оной Иконе пелену красного атласа, украшенную золотом, серебром, жемчугом и разными камнями, на которой вышита золотыми буквами следующая надпись: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея России Самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их Дщери Великия Княжны Феодосии, сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105» (1597) – 4 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Во время отсутствия иконы благодатная помощь Богоматери не оставляла Курск. В 1612-м году польский полководец Жолкевский с большим войском осадил Курск. При самом начале осады некоторые граждане видели осеняющую город Богоматерь с двумя светлыми иноками. Пленные поляки рассказывали, что они также видели на стенах города жену с двумя светлыми мужами, которая грозила в сторону осаждавших. Во время осады жители неоднократно совершали крестные ходы вокруг города и дали обет в случае освобождения от вражеского нашествия построить в городе монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону “Знамение.” Неприятели вскоре сняли осаду и отступили от Курска с большими потерями. В благодарность Небесной Заступнице курские граждане построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1615-м году, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618-м году с дозволения царя Михаила Феодоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и пребывала. 4. Исцеление отрока Прохора (преп. Серафима Саровского) В 1618-м году была вновь отстроена и освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в разоренной татарами Курской Коренной Пустыни. Согласно преданию, именно в этом году Курская чудотворная икона была впервые перенесена торжественным крестным ходом из городского курского монастыря в “пустыньку, что на корню.” С этого времени установился благочестивый обычай ежегодно, в пятницу 9-ой недели после Пасхи, совершать временно такое перенесение. В 1767-м году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной “Знамение” из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафии Фотиевны Мошниной, вдовы строительного подрядчика Исидора Ивановича Мошнина. Сын Агафии Фотиевны, 9-летний Прохор (в будущем – преп. Серафим), был в то время болен и так сильно, что уже не надеялись на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божию Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафия Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе “Знамение,” после чего он стал быстро поправляться. Так Курская икона “Знамение” оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010