В числе особо чтимых святынь Н. Ч. м.- Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение», икона Божией Матери «Скоропослушница», иконы вмч. Пантелеимона, св. прав. Иоанна Кронштадтского, прор. Илии, икона и ковчег с частицей мощей прав. Иоанна Русского, ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских, а также св. колодец, устроенный рядом с Васильевским храмом и освященный во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких по благословению схиархим. Зосимы. В Н. Ч. м. введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь. Каждую среду, кроме дней Великого поста и праздников, братия и сестры совершают антифонное пение акафиста с каноном Успения Пресв. Богородицы по подобию Киево-Печерской лавры. По благословению схиархим. Зосимы была возобновлена традиция ежегодного крестного хода в 9-ю пятницу по Пасхе к св. источнику. Крестные ходы также совершаются 9 мая, к поклонному кресту на братской могиле, и 22 мая, в день празднования памяти свт. Николая Чудотворца, в Никольский храм. В 1997 г. трудами братии и сестер в Доме временного пребывания на территории, прилегающей к храму, была устроена богадельня (Дом милосердия) на 50 чел. В 2003 г. для нее было построено здание на 100 чел. с домовым храмом во имя прп. Сампсона Странноприимца. Помимо послушаний в богадельне сестры посещают больницы и детские дома, принимают всех приходящих в обитель, предоставляя ночлег и питание, а также ведут занятия в воскресной школе. В Н. Ч. м. действуют пекарня, б-ка, амбулатория для насельников, мастерские (столярная, мебельная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, керамическая, свечная, мыловаренная и др.). Монастырь принимает богомольцев, на цокольном этаже сестринского корпуса устроена паломническая гостиница на 200 мест. Арх.: Архив ЦНЦ. Ист.: obitelnikolskoe.ru/?chapter=history; www.sedmitza.ru/text/749613.html; www.patriarchia.ru/db/text/707961.html; donetsk.church.ua/2014/08/24/[Электр. ресурсы]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2566156.html

Числа: Декабрь (Церковные даты декабря)/Подготовила Екатерина Прогнимак ; Фото Михаила Шумилова//Фома. - – декабрь 2007. – С.44-45. – (рубрика « Числа »). Весь декабрь Церкви предстоит провести в покое, соблюдая Филиппов пост, украшенный праздниками в честь великих святых: Названы и кратко прокомментированы (С.44) следующие даты: 2 декабря – день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (XIX век); 8 декабря – память священномученика Климента , папы Римского, жившего на рубеже I и II веков от Р. Х.; 10 декабря – праздник в честь иконы Божией Матери « Знамение » (XII век от Р.Х.); 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного (I век от Р. Х.); 18 декабря – день памяти преподобного Саввы Освященного (VI век от Р. Х.); 19 декабря – празднование в честь святителя Николая Чудотворца , архиепископа Мир Ликийских (IV век от Р. Х.); 25 декабря – память святителя Спиридона , епископа Тримифунтского (IV век от Р. Х.). Более подробно рассказано о трех церковных торжествах: 7 декабря – день памяти святой великомученицы Екатерины (начало IV века от Р. Х.). – С.44; 17 декабря – память святой великомученицы Варвары (IV век от Р. Х.). – С.44; 20 декабря – день памяти святителя Амвросия Медиоланского (конец IV века от Р. Х.). – С.45. Протоиерей Петр Перекрестов , ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь заграницей, США). Так заживает рана. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2007. – С.45. – (рубрика « Числа »). Рассказ о найденной в конце XIII века в курских лесах Курской-Коренной иконе Божией Матери, в честь которой 10 декабря Православной Церковью установлен праздник. Эта икона, вывезенная из России в 1919 году, стала самой великой святыней Русской Православной Церкви заграницей. Разрубленная когда-то на две части Курская-Коренная икона однажды чудесным образом срослась (остался лишь след на тыльной стороне образа). В этом автор видит прообраз воссоединения Русской Церкви (акт о каноническом общении подписан 17 мая 2007 года), возрождения ее во всей своей полноте: «Божия Матерь вымолила перед Своим Сыном наше духовное единство».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-56-...

7, 14). Икона выносит нас за пределы линейного времени — в Вечность, соединяющую прошлое, настоящее и будущее: предвозвещенный пророком Спас Эммануил еще не родился, но Он уже присутствует на иконе, традиционно изображенный как Мальчик, Подросток Христос. Вот почему в 1597 году, когда по велению благочестивого царя Феодора Иоанновича прославленный многочисленными чудесами Курский образ доставили в Москву, он был дополнен изображением Господа Саваофа с исходящим из недр Его Святым Духом и ветхозаветных пророков со свитками и словами пророчеств о Пречистой Деве из дома Давидова. А в 1615 году по великому прошению курян чудотворная икона вернулась из столицы на родную ей курскую землю и надолго водворилась в Знаменском соборе. В 1767 году по материнской молитве перед этим образом был исцелен тяжелобольной девятилетний мальчик Прохор — преподобный Серафим Саровский. Разумеется, с иконы делалось много списков, они расходились по России и много раз сопровождали в походах русское воинство. В ночь с 7 на 8 марта 1898 года монахи Курского Знаменского монастыря были разбужены мощнейшим взрывом. Выбежав из келейного корпуса, они сразу поняли: что­-то случилось в «большом храме» — Знаменском соборе, там, где вот уже почти триста лет пребывает великая святыня — Курская Коренная икона Божией Матери.      «Едва только мы переступили церковный порог, — вспоминал один из насельников обители, — как ужасающий густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Тогда отворили все двери и устроили сквозняк, чтобы хоть сколько­нибудь очистить воздух. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших…». Вековые стены треснули, бронзовый подсвечник на 150 свечей согнулся, как истаявшая от жара свечка, чугунная решетка, ограждавшая подход к иконе, отброшена на середину храма, навес над иконой пробит осколками каменных ступеней, по которым верующие поднимались к Ней… Но чудотворный образ невредим. Утром 8 марта в соборе и вокруг него стоял едва ли не весь Курск.

http://pravoslavie.ru/123183.html

Когда же на другой день по утру во время благовеста на всенощную собрались люди к оной церкви для приношения своих молений, то уже Чудотворной иконы в ней не получили и, поискав ее с великою печалью во всем городе, нигде не нашли, уведав же чрез посланных они себе, что она пребывает на прежнем своем, где явилась, месте в пустыне, там построив часовню новую‚ поставили ее в оной. Хотя же оными города Рыльска жителями и еще сия Чудотворная икона переносима была два раза, однако она в их городе пребывания своего не имела, а переходила на прежнее свое место в пустынь. После же того минуло много времени, и случилось из числа приходящих для прибытка своего в оный лес‚ где явилась сия Чудотворная икона людей, одному города Рыльска жителю, называемому Малютой, прийти в оной лес, и, будучи на самом том, где явилась оная икона месте, обступлен был нашедшими в то время на оное место крымскими татарами; не имея же он никакой надежды к избавлению от предлежащего ему плена‚ влез на древо там стоявшего дуба, где, помолясь к Пресвятой Богородице, защищен был дивным образом от оных варваров, по отступлении которых от того места упомянутый Малюта объявил о семь чуде товарищам своим, которые по многократном покушении осмелелись наконец взять оную Чудотворную икону из пустыни в город Рыльск и, согласясь, взяли ее в некое малое судно, и повезли рекою Тускорью, а из Тускори рекою Семью, с намерением принести ее в город Рыльск‚ до которого, мало не доехав, вдруг нечаянно сделалось на реке сильное волнение так, что плывущие люди отчаялись жизни своей, да из числа их три человека погружены уже были в воду, остальные же на оном наполненном водою судне, хотя не уповали иметь никакого себе от потопления спасения, однако, помолясь Божией Матери, обещались оной Чудотворной иконы впредь из того, где она явилась, места не брать, и как буря прекратилась, и все, кои и в воде уже были, от потопления спаслись, то не въезжая они в город Рыльск, не медля возвратились с оною Чудотворной иконой в пустынь, где она явилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 мая делегация Русской Зарубежной Церкви посетила храмы Петербурга, сообщает со ссылкой на «Интерфакс» « Newsru.com » . «Члены делегации приложились к знаменитой иконе, чудотворному списку одной из главных святынь русского православия - Казанской иконы Божией Матери. После посещения Казанского собора делегация Русской Зарубежной Церкви направилась в Никольский собор и часовню святой блаженной Ксении Петербуржской». На следующий день зарубежные гости отправились в Курск. Как передает «Седмица.Ru», «гости высказали пожелание посетить Воскресенско-Ильинский храм, где венчались родители Прохора Мошнина – будущего Серафима Саровского – и крестили младенца Прохора», также в программе поездки  - посещение Коренной мужской пустыни, в окрестностях которой, по преданию, 8 сентября 1295 года была найдена икона, вошедшая в историю под названием Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». Подробный рассказ о паломничестве делегации Русской Зарубежной Церкви по святым местам Нижегородской, Санкт-Петербургской и Курской епархий можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ . В Москве Глава Зарубежной Церкви встретился с потомками эмигрантов , переехавших в Россию. Подробно об этой встрече рассказывает Надежда Кеворкова в статье «Пойми, в Америке нет души, а в России она есть» . На сайте «Седмица.Ru» опубликован материал, посвященный русской эмиграции , тем людям, которые смогли вдали от родины сохранить русскую культуру, русскую православную веру, и «которые также как и мы с вами очень ждут объединения двух ветвей нашей Церкви». Статья представляет собой развернутое интервью с Иваном Владимировичем Ассуром – солистом знаменитого Донского хора Сергея Жарова, созданного в эмиграции. На официальном сайте Русской Православной Церкви представители Русской Зарубежной Церкви высказывают свои впечатления от паломнической поездке по России . Архиепископ Берлинский и Германский Марк считает, что для него «особенно важно донести православным верующим моей епархии то благодатное состояние сердца, которое рождается при соприкосновении со святынями  Русского Православия». А протоиерей Александр Лебедев уверен, что «несмотря на семидесятилетний период господства в России безбожной власти, православные христиане сохранили в своем сердце тайну Святой Руси. Советская система не смогла вытравить из русских Православную веру и благочестие».

http://pravoslavie.ru/4898.html

Курская-Коренная икона считается нашей покровительницей, путеводительницей, мы так и зовем ее – " Одигитрия " . Она всегда была символом 90-летнего пребывания Русского Зарубежья вне пределов Отечества после революции. При этом сложилась традиция, что икона не находится на одном месте, а постоянно путешествует, посещая разные континенты, все епархии Русской Зарубежной Церкви. Она бывает не только в приходах этих епархий, но и в домах, больницах, везде, где есть в ней нужда, где люди усердно перед ней молятся. Как известно, еще до прибытия в Зарубежье по молитвам Божией Матери перед этой иконой совершалось множество чудес. Совершаются они и по сей день. Поэтому теперь, после воссоединения двух частей Русской Православной Церкви, ее первое посещение России – это очень знаменательное событие. Это знак примирения, знак покровительства Божией Матери всему православному русскому миру. Уверен, что ее посещение будет великой радостью и утешением русскому народу в России. – С русским исходом, с исходом большого количества людей в эмиграцию, за рубежом строились православные храмы, начали воссоздаваться учебные и военные заведения. В том числе создавались политические организации. У русской эмиграции была определенная миссия. Какова миссия русской эмиграции сегодня? Утрачен ли политический смысл русской эмиграции? Каким Вы видите будущее Русского зарубежья? – Я думаю, что в первые десятилетия эмиграция имела более политический характер, хотя и не полностью. Люди в изгнании надеялись, что большевистская власть будет побеждена, что они смогут вскоре вернуться на родину. Поэтому и было создано множество разных политических организаций и военных учреждений. Но годы шли, чаяния русского народа о скорой кончине большевистской экспансии не увенчались желаемым успехом, и постепенно эмигранты стали обустраивать свою жизнь в эмиграции с большой надеждой в будущем вернуться домой на родину. Пока же это было невозможно, и они строили храмы, создавали монастыри, организовывали духовные и культурные центры для сохранения своей веры и культуры, чтобы в будущем передать это своим потомкам; старались не допустить обмирщения русского общества на чужбине.

http://religare.ru/2_67994.html

О духовном же состоянии Курской области во весь этот период, до явления в ней чудотворной иконы, мы имеем лишь одно частное известие в рукописном житии Св. Петра Митрополита Московского и всея России Чудотворца. Там повествуется, что Святитель этот, будучи родом из Волынской земли, по достижении 12-летнего возраста, оставил родительский дом и бежал в один из окрестных монастырей, где поселившись, принял пострижение во иноческой образ, удостоился священнического сана и между прочим изучил иконное писание. Потом оставив этот монастырь и обходя многие места и пустыни, нашёл безмолвное место на реке Рати протекающей от бывшего города Курска в 15 верстах и впадающей в реку Сейм, и здесь устроил себе жилище, воздвигнул церковь , построил кельи, и собрал не малое число братии, по просьбе коих вынужден был принять в созданном им монастыре игуменство 2 2. Однажды, говорит жнзнеописатель Святителя, когда «по преданному уставу Митрополит Максим (1283 – 1308), шествова по градам, поучения ради людей Божиих», случилось ему проходить близ Ратского монастыря; узнав о сем, блаженный Игумен Пётр вышел на встречу Святителю со всею братией, для принятия его архипастырского благословения, при чем поднес ему в дар Икону Божией Матери, им самим написанную. Митрополит Максим принял эту икону с великою любовью и достигши града Владимира, поставил её честно в тамошней соборной церкви. По смерти же Митрополита Максима, Великий Князь и все Бояре, следуя совету почившего о Господе Святителя, умолили Ратского Игумена Петра принять Святительский престол, который он занимал с честью с 1308 по 1326 год, скончался же в Москве «где богоприятное тело его и поныне видимо, источает чудеса с верою приходящим». За 13 лет до описанного выше события, то есть, до избрания Игумена Ратской обители на престол Всероссийской Митрополии, и через 60 лет по разорении Курска Батыем, Господь Бог благоволил прославить окрестность Курска явлением чудотворной Иконы Знамения Божией Матери; после того, икона эта через 300 лет светила Курской области; наконец была виною восстановления областного её города связавшего с тех пор навсегда судьбу свою с этой драгоценнейшей из местных Святынь своих, которой по сему и усвоено преимущественно перед другими наименование Курской.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

С той поры 8 марта по старому стилю — 21 марта по новому — одно из празднований в честь Курской Коренной иконы Божией Матери. Полиция обнаружила на месте происшествия белый металлический ящик с обрывками проводов и обломками часового механизма. Раскрыть преступление удалось не сразу — лишь через три года. Бомбистами оказались доморощенные курские юнцы, наглотавшиеся революционных идей. Их возраст на момент ареста — от 20 до 22. На момент взрыва двое учились в местном реальном училище, один был студентом института путей сообщения. Самодельную бомбу они подложили под киот с иконой во время всенощного бдения «под видом поклонения святыне». Ниц пали, наверное… Зачем же они такое сотворили, эти мальчики?.. Они хотели взорвать старый мир. «Во внимание к их легкомыслию, а равно несовершеннолетнему возрасту Уфимцева и молодости остальных во время совершения преступления» к бомбистам отнеслись предельно гуманно. Есть сведения, что по крайней мере один из них, уже будучи в эмиграции, раскаялся в содеянном и приходил поклониться святыне, тоже покинувшей Отечество. В октябре 1919 года белая Добровольческая армия оставила Курск. Вместе с добровольцами уходила и икона — в сопровождении тринадцати насельников Знаменского монастыря. После многих перипетий святыня оказалась в древнем сербском Нише, где ее торжественно встретил епископ Досифей со всем духовенством и множеством народа. Потом она еще раз посетила Русскую землю — осенью 1920 года, по великой просьбе генерала Врангеля, надеявшегося удержать Крым. Вместе с остатками армии Врангеля на дредноуте «Генерал Алексеев» икона покинула страну, народу которой была явлена шесть веков назад, — и стала святыней Русского Зарубежья. С 1924 года Курская Коренная пребывала в русской Троицкой церкви Белграда. Ни эта церковь, ни те дома, куда приносили икону, не пострадали от жестоких бомбардировок Белграда во время Второй мировой войны. Победа Советского Союза над гитлеровской Германией для многих русских эмигрантов обернулась угрозой оказаться в руках советских карательных органов: начался массовый переезд русских из Европы в Америку.

http://pravoslavie.ru/123183.html

Впервые после почти семидесятилетнего периода отсутствия литургического общения совместное сослужение двух Первоиерархов ПЦА и РПЦЗ — митрополитов Ионы и Илариона — состоялось в этом году, по приглашению управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Юстиниана, в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, в Свято-Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка. А на престольный праздник Знаменского собора Зарубежной Церкви, как было решено, вместе с Предстоятелями будут служить и члены обоих Синодов. Накануне праздника Курской Коренной иконы традиционно начинает свою работу Синод РПЦЗ. В самый канун праздника состоялось заседание и так называемого Малого Синода ПЦА — нелегким было оно для митрополита Ионы. На повестке дня, в числе прочих, стояли вопросы по проверке работы консультативного комитета по сексуальным злоупотреблениям (в отчете о заседании он стоял первым), отчет об исполнении решений прошедшего в конце октября — начале ноября в Сиэттле 16-го Всеамериканского Собора, корректировка планов работы синодальных отделов, комитетов и комиссий, утверждение планов заседаний Синода на 2012 год. Уже позже, когда будут сказаны речи и вручены ордена, митрополит Иона признается, что праздничное богослужение его очень укрепило, и поблагодарит митрополита Илариона за  возможность «собраться вместе, молиться вместе, чтобы отпраздновать нашу братскую любовь вместе, как единая Церковь». «10 декабря, день празднования нашей общей святыни — Курской Коренной иконы Божией Матери, был удачно выбран нашим Первоиерархом — митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, — рассказывает протоиерей Серафим Ган. — Некогда мы были одной Церковью, эту святыню знают и почитают православные американцы. Курская Коренная икона именуется «Одигитрией» — Путеводительницей русского зарубежья. И мне хотелось бы напомнить еще об одном недавнем событии. 20 ноября, в годовщину издания святым Всероссийским Патриархом исповедником Тихоном своего исторического указа за 362 и в день рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Александро-Невском кафедральном соборе Парижа состоялось сослужение Первоиерарха и духовенства Русской Зарубежной Церкви с Экзархом русских православных церквей в Западной Европе Константинопольского Патриархата архиепископом Команским Гавриилом. Теперь можно сказать, что все три ветви некогда единой Русской Зарубежной Церкви возобновили Евхаристическое общение и молились под покровом и по прямому указанию Божией Матери, Которая, верим, все эти нелегкие десятилетия указывает путь русским людям, оказавшимся на чужбине, не дает оторваться от своих корней, ведет их спасительным путем служения вдали от родины и дает мудрость для разрешения раздоров и нестроений».

http://pravmir.ru/edinomysliem-ispovemy/

Как уникальное святое место, Аркатово известно с XVIII века. Это – совсем иная эпоха епархиальной «священной истории», чем Большие Кабаны или, тем более, Булгары! Что не значит, будто почитание этого села православными жителями чем-нибудь уступает более древним святыням. Место это овеяно многими легендами и сказаниями. Все здесь буквально дышит воспоминаниями о чудесах. И то, что масштабы происходивших здесь событий кажутся не относящимися к «большой» истории Церкви, не значит, будто они «малы» для искренне верующих. Божий промысел все расставляет по своим местам. Рассказы о чудесах в Сарове и Дивеево тоже когда-то представлялись малодостоверными народными сказаниями сугубо местного значения (до всероссийского прославления Серафима Саровского в 1903 г.). Про любимую в народе «рабу Божию Ксению» до поры до времени никто не писал ни в одной книге по истории Русской Православной Церкви. А чудо в Аркатово относится примерно к той же эпохе. Но с XVIII века многое из «малого» давно уже перестало быть таковым. Все общецерковные святыни когда-то были местночтимыми. Не стоит об этом забывать. Шли 40-е годы XVIII века. Мальчики-пастухи из имения помещика Демида Аркатова нашли в небольшом болотце – каких много в здешних лугах, – плавающую «дощечку», которая оказалась иконой Божией Матери. Икона плавала ликом вниз, но изображение нисколько не пострадало от воды. Образ принесли в дом Аркатова. Каково же было удивление, когда на следующее же утро он пропал. Нашли его на том же самом месте – в том же болотце. Снова принесли – и снова, в третий раз, он непостижимым образом вернулся на прежнее место. Разумеется, это было воспринято всеми как знамение. Божия Матерь явила Свою икону – но не желала, чтобы она стала простой домашней иконой в усадьбе Аркатова. Подобными чудесами – неоднократными возвращениями одного и того же святого образа на место его явления, – изобилует вся история Святой Руси. Феодоровская Костромская, Курская Коренная иконы и многие другие. Демид Аркатов понял знак и решил построить на свои средства монастырь, подобающий такой святыне. Но до основания монастыря дело не дошло. Шел, как мы уже говорили, XVIII век.

http://sobory.ru/article/?object=11081

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010