Руководил строительством архимандрит Палладий (Белевцев): сохранились напутствия, с которыми его провожали в деловую " командировку " в Петербург архиепископ Курский и Белгородский Феоктист (Мочульский) и курский губернатор А.И. Нелидов, - речь в них шла о необходимости " Сыскать искусного архитектора " . Некоторые курские краеведы предполагают, что таковым стал известный зодчий А.И. Мельников, знакомый нам по рыбинскому Спасо-Преображенскому собору, однако документальных подтверждений тому до сих пор не найдено. Строительные работы обошлись Курской епархии в 600 000 рублей, огромную по тем временам сумму, часть которой предоставили благотворители. В январе 1826 года собор был торжественно освящён. Средоточием жизни Знаменского собора всегда оставалась чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери. К ней устремлялись тысячи богомольцев, с нею устраивались знаменитые на всю Россию крестные ходы, её берегли как зеницу ока. Знаменский собор освящали, когда в нём ещё продолжались отделочные работы. Отчего такая спешка? Причина была проста и печальна: в январе 1826 года из Таганрога в Петербург следовал траурный поезд с телом почившего императора Александра I, и принять его местным властям хотелось уже в новом грандиозном храме. Вот и торопились. Успели. Выглядел собор по освящении совсем не так, как сегодня. Он был кубическим - с запада его украшал портик. Вскоре здесь появилась обширная трапезная с двойной колокольней; на северной её башне имелись часы. Был тогда собор двухэтажным - над трапезной устроили трёхпрестольную церковь, позднее упразднённую. В 1830-х годах изменился статус Знаменского монастыря. Существовавшая с 1667 года Белгородская и Обоянская епархия с центром в Белгороде, к которой относился Курск, была реформирована ещё в конце XVIII века: в 1787 году её переименовали в Белгородскую и Курскую, а в 1799 году центром её назначили быть Курску. Однако кафедра оставалась в Белгороде до 1833 года, когда всё-таки " переехала " в Курск; Знаменский монастырь, получивший второй класс при учреждении штатов в 1764 году, после этого преобразовали в Архирейский дом.

http://sobory.ru/article/?object=05799

В 1945 году для военных нужд несколько колоколов были сданы государству для переплавки. Тогда же здание храма было представлено к сносу по плану расширения улиц во избежание пожаров при ожидавшихся бомбардировках. Православные киотцы, опасаясь за церковь, разобрали иконостас и распределили иконы и церковную утварь на хранение между собой. Окончание боевых действий спасло церковь и таким образом она оказалась одним из немногих православных храмов эпохи святителя Николая уцелевших в Японии в первоначальном виде. В 1951 году был основано также недолговечное православное Киотское Никольское училище. В 1952 году храм пострадал от тайфуна, но в течении нескольких следующих лет был отремонтирован. В 1953 году приход прошёл государственную регистрацию как юридическое лицо. В 1967 году префектура присвоила храму статус культурного памятника эпохи Мэйдзи. С учреждением в 1970 году самостоятельной Киотоской епархии храм стал её кафедральным собором. С 1971 года проводились ремонтные работы, а в 1973 году, когда отмечалось 70-летие освящения храма, была сделана пристройка к приходскому дому. В 1986 году администрация города Киото признала храм культурным достоянием, и с 1987 года стала осуществляться программа его реставрации. Вначале заменили старую крышу на медные покрытия. С сентября 1999 по январь 2000 года в храме прошел ремонт пола, внешних и внутренних стен. С мая по сентябрь 2002 года ремонтировался дом для собраний верующих. 8-9 ноября 2013 года в соборе побывала Курская Коренная икона Божией Матери " Знамение " , впервые принесённая в Японию делегацией Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Сан-Францисским Кириллом. Деревянный храм с планом в форме креста, с крупной гранёной алтарной апсидой. Основной объём и колокольня увенчаны небольшими куполами. Храм выкрашен в белый цвет. Площадь храма: 217,78 кв. м, глубина - 27 м, высота колокольни с 7-ю колоколами - 22,3 м; вместимость - 600 человек. Архитектурный облик церкви в целом довольно точно соответствует образцовому проекту 22 из Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях (М., 1899).

http://sobory.ru/article/?object=35101

Во время запричастного стиха члены нашей делегации получили благословение Святейшего Патриарха Алексия и преподнесли Его Святейшеству икону прославленного в 1996 году святителя Ханькоуского Ионы. Приложившись к образу, Святейший Патриарх сказал: «Весьма важно в это тяжелое для церковной молодежи время иметь своего небесного покровителя, к которому можно молитвенно обращаться в скорбях и радостях». Думаю, эти мгновения наши молодые люди запомнят на всю жизнь. В тот же день мы приложились к мощам преподобного Сергия, а также побывали на колокольне Троице-Сергиевой лавры, где воочию увидели Царь-колокол. Ребят поразило буквально всё: торжественность патриаршего богослужения и в то же время простота и доброта Святейшего Патриарха в общении с нами, присутствие на этом духовном торжестве тридцати архиереев и нескольких тысяч богомольцев, фантастические размеры Царь-колокола… Это ли, действительно, не вселенский масштаб?! Скажу сразу, во время нашей поездки мы постоянно ощущали этот великий масштаб, казалось бы, через небольшие, но характерные детали, ясно свидетельствующие о том, что сегодня в России, несмотря на все трудности, идет настоящее духовное возрождение. Всюду, где мы были, мы видели строящиеся новые храмы, молодых прихожан… А однажды на вокзале ко мне подошел маленький мальчик и попросил благословение. В Америке такое просто невозможно. – Каковы были дальнейшие этапы вашего паломничества? – После Троице-Сергиевой лавры мы прибыли в Москву, где в храме преподобного Марона Пустынника состоялась интересная встреча с представителями православных молодежных организаций Москвы – «Маронцы», «Молодая Русь», «Воскресение» и «Сретение». Затем мы отправились в Курск и посетили Коренную пустынь. Эти святые места для нас очень много значат, ведь, как известно, Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение», вывезенная из России в 1920 году и хранящаяся сейчас у нас в Нью-Йорке, или, как ее еще называют, Одигитрия русского рассеяния, была и остается связующим звеном на пути объединения.

http://pravoslavie.ru/4816.html

Интервью митрополита Саратовского и Вольского Лонгина " Журналу Московской Патриархии " , в котором глава Саратовской митрополии рассказывает о том, почему взял под опеку международный православный хоровой проект, с какими чувствами вспоминает 1990-е годы и при каких условиях на месте стадиона " Динамо " можно воссоздать кафед­ральный собор 10, 2019, PDF-bepcuя ). К принесению Курской-Коренной иконы готовились целый год – Ваше Высокопреосвященство, выступление международного сводного мужского хора под руководством Владимира Горбика в Саратове сопутствует принесению в вашу епархию чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери " Знамение " . Хор встречал эту святыню в Саратовской митрополии, позднее пел за Божественной литургией. Насколько весомы эти торжества для всей митрополии и для Саратова? – Пребывание любой святыни в нашей епархии всегда очень важно и волнующе для веру­ющих саратовцев. Дело в том, что Нижнее и Среднее Поволжье сравнительно молоды именно как российские земли. Саратов, в отличие от древних русских городов, не может похвалиться многовековой историей Православия, изобилующей примерами святости угодников Божиих. У нас нет такого количества святых и святынь, как, к примеру, в другом волжском городе – Ярославле. Поэтому любая встреча с приходящей издалека чудотворной иконой для паствы очень значима. Тем более если речь идет об одной из главных православных святынь русского зарубежья, история которой насчитывает свыше семи веков. Как известно, Курская-Коренная икона ежегодно участвует в восстановленном в Курской митрополии историческом крестном ходе к Курской-Коренной пустыни и посещает одну из епархий нашего Отечества. К тому, чтобы принять ее, мы готовились больше года. – У проекта под руководством маэстро Горбика была предыстория – и тоже здесь же, на Саратовской земле, где три года назад тот же самый коллектив записал первый двойной альбом православных песнопений. Чем объясняется такая взаимная симпатия этого хора и вашей епархии? – Владимир Александрович – человек для меня не посторонний, пожалуй, даже близкий. Свою регентскую деятельность он начинал, будучи еще студентом Московской государственной консерватории, на подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, где я тогда был настоятелем. У нас тогда сложился вполне плодотворный тандем. Причем я был не только его работодателем – он у меня некоторое время исповедовался. Закончив консерваторию с отличием и получив различные предложения по трудоустройству, пришел посоветоваться с выбором работы. Я сказал ему, что вижу его регентом. Надо понимать, что для профессионального музыканта, даже искренне верующего, клиросное послушание за редким исключением остается побочным, вторичным направлением деятельности. Что же говорить о молодом человеке, только недавно воцеркови­вшемся! Тем не менее после некоторых раздумий он согласился со мной и не побоялся отказаться от светской музыкальной карьеры.

http://religare.ru/2_118547.html

Слава о чудотворном образе дошла («во ушиса вниде») до царя Феодора Иоанновича. В 1597 г. по его приказу икону принесли в Москву. Здесь ее украсили жемчужной ризой и серебряным окладом, а также обложили рамой с изображениями Господа Саваофа и пророков. К иконе приложили пелену с вкладной надписью царя Феодора и его супруги Ирины, а «царица Арына Феодоровна сделала к иконе пелену с крестом и подним вышито золотом, в коем году сию пелену она государыня приложила и со всяким предивным украшением и велели устроить монастырь и поставить церковь Рождества Богородицы»; золотыми буквами было вышито: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Федора Иоанновича всея России самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их дочери Великой княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105 (1597)» ( Троицкий. 1884. С. 12-13). Пелена хранилась в курском Знаменском мон-ре в деревянном футляре (Там же; Путев. по г. Курску. 1901. С. 12); местонахождение пелены неизвестно. Царь повелел восстановить разоренный татарами Курск, намереваясь вернуть туда икону. Образ сначала перенесли в основанную на месте часовни Коренную пуст. (в 1597, см.: Зверинский. Т. 2. С. 187), а вскоре - в Курск, где поставили в соборном храме Воскресения Христова в приделе Рождества Пресв. Богородицы. В правление царя Бориса Феодоровича Годунова, с 1601 по 1604 г., по стране «был глад великий и мор на люди». Курск в это время не пострадал от неурожая, кормил и себя, и жителей соседних губерний. В этом видели знак особого расположения Пресв. Богородицы к Курску, находившемуся под защитой Ее образа. Узнав о чудесах от иконы, царь Борис прислал в Коренную пуст. «образа, книги, колокола, ладан, пелены и церковные украшения». В 1604 г. Григорий Отрепьев приказал привезти К. и. в свою ставку в Путивле. Жители не ослушались приказа, т. к. считали его истинным царем, и отправили икону с диак. Поликарпом. Григорий носил образ с собой в сражениях, привез в Москву и поставил там в царских чертогах.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Глубоко чтимая и известная во многих списках как в России, так и в русском зарубежье, Курская Коренная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» стала символом упования на духовное возрождение России и залогом твердости веры и молитвенного единства всех православных христиан русской традиции. При благодатной помощи Пресвятой Владычицы нашей Богородицы по молитвам всех русских людей два года назад, 17 мая 2007 года, произошло великое событие: был подписан «Акт о каноническом общении», положивший конец многолетнему разделению и знаменующий собой новую эпоху бытия русского народа. Закономерным следствием этого стало нынешнее торжество принесения в пределы нашего Отечества Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы. Спустя 90 лет чудотворный образ вновь благословляет Курскую землю: вновь совершается чудо возвращения святой иконы на место своего явления. Крестный ход, что прежде ежегодно совершался от Знаменского монастыря в Курске до Рождественско-Богородицкой пустыни, ныне протянулся от Нью-Йорка через престольный град Москву и через всю Россию к возрождающейся Курской Коренной обители, объединяя православных людей по всему миру. Это знаменательное и глубоко символическое событие должно стать залогом богозаповеданного единства православных христиан русской традиции, несущих свое служение в пределах канонического пространства Московского Патриархата и за его границами в инославном окружении. Взирая на святой образ Божией Матери и храня в сердце память о его поучительной судьбе, отнесемся с особым вниманием к урокам нашей истории, стремясь поступать « достойно звания, в которое ... призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира » (Еф. 4:1-3). Ибо Божественная любовь « излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам » (Рим. 5:5), и побуждает нас делать все возможное для того, чтобы благодатью Божией и водительством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Церковь Русская укреплялась в своем служении, свидетельствуя о Христе людям и приводя их ко спасению. Получившая имя по месту и обстоятельствам своего обретения, икона своим названием вместе с тем напоминает нам о духовных корнях народа, о неразрывном единстве с живоносной православной традицией, питающей нашу культуру.

http://patriarchia.ru/db/text/734041.htm...

Начиная с XVIII века, икона находилась в Знаменском кафедральном соборе Курска. В 1919 году, когда город был оставлен Добровольческой армией во главе с генералом Кутеповым, духовенство вывезло святыню из России — сначала в Сербию, а затем — в Германию и, наконец, в США. Курская-Коренная икона стала главной святыней русского народа, находящегося в рассеянии. В Курской пустыни в советское время находились воинская часть, клуб и госпиталь. Восстановление монастыря началось с 2006 года, окончательная реставрация главного храма была завершена ко времени освящения его патриархом Кириллом. Днем 24 сентября Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву. В Коренной пустыни, как сообщает епархиальное управление, 25 сентября начался крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение».  В семь часов утра в пятницу в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Коренная пустынь была отслужена Божественная литургия перед чудотворным образом. Затем крестный ход с иконой двинулся из Коренной пустыни в областной центр. Паломники преодолели путь около 70 километров, пешком и, частично, на рейсовых автобусах. В четыре часа дня торжественный молебен перед иконой Божией Матери «Знамение» (Курская-Коренная) отслужен на площади перед Знаменским кафедральным собором Курска. Образ будет находиться в соборе до 2 октября, и  доступ к нему для поклонения будет открыт круглосуточно. Источники:  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси /  Седмица.Ru / Православие.ру / ИНТЕРФАКС-религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/zavershilsya-vizit-pre...

В крестном ходе приняли участие тысячи людей. Улицы, по которым следовала процессия со святыней, верующие усыпали живыми цветами. Паломники, желающие поклониться чудотворной иконе, ехали в Курск со всех концов России, а также из Америки, Канады, Франции, Англии и даже Австралии. На Соборной площади Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен перед иконой Пресвятой Богородицы, а затем обратился к тысячам верующих с Первосвятительским словом. По завершении богослужения чудотворный образ был установлен в Знаменском кафедральном соборе для поклонения. Вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион и сопровождающие их делегации прибыли в Коренную Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. У Святых врат монастыря их торжественно встречали наместник Коренной пустыни игумен Вениамин (Королев) с братией обители. 24 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные принесению в Курскую Коренную пустынь чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Утром святыню, доставленную из Знаменского собора Курска, встречали у врат обители Святейший Патриарх Кирилл, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, собор иерархов и духовенства, насельники монастыря и многочисленные паломники. Крестным ходом Курская Коренная икона была принесена в храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный близ места явления чудотворного образа. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятеля Русской Церкви приветствовал архиепископ Герман. Затем к участникам торжеств с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил благодарность Митрополиту Илариону, архиепископу Герману, полпреду Президента России в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и всем, кто участвовал в организации принесения Курской Коренной иконы в Россию.

http://e-vestnik.ru/church/ikona_kurskay...

О работе над юбилейным изданием Полного собрания сочинений Гоголя рассказывает главный редактор Издательства Московской Патриархии. 12 октября 2009 г. В юбилейный год 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя Издательство Московской Патриархии подготовило к печати Полное собрание сочинений Гоголя в 17 томах. О работе над уникальным изданием корреспонденту «Церковного вестника» рассказал его составитель, доктор филологических наук, профессор МГУ, председатель Гоголевской комиссии при научном совете РАН «История мировой литературы» Владимир Воропаев. Анна Курская 12 октября 2009 г. Награждение лауреатов Макариевских премий 2009 года состоялось 2 октября в Москве. Председатель Экспертного совета фонда, член-корреспондент Российской академии наук, декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова профессор С.П. Карповым ответил на вопросы корреспондента ЦВ.   Елизавета Пападаки 12 октября 2009 г. Россию посетила главная святыня Русского Зарубежья - Курская Коренная икона Божией Матери " Знамение "   12 октября 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл выступил в Коломне на открытом уроке «Духовные родники Подмосковья». 25 сентября 2009 г. Хабаровская духовная семинария стала первым учреждением высшего религиозного образования в России, которое с нового учебного года приступило к подготовке студентов по государственному образовательному стандарту «Теология». Это событие комментирует проректор семинарии игумен Петр (Еремеев). Борис Поликарпов 9 сентября 2009 г. В последние годы в России и за ее пределами возрос интерес к изучению русского богословского наследия. Почему зарубежные исследователи сегодня обращаются к этой теме? В какой мере нами сегодня осознается национальная духовная традиция? Эти вопросы мы задали священнику Павлу Хондзинскому, руководителю секции «Русское богословие: традиции и современность» ХХ ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Александра Забродская 9 сентября 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл поставил перед Синодальным отделом религиозного образования и катехизации следующую задачу: всемерно способствовать духовно-нравственному воспитанию и религиозному образованию нашего народа, особенно детей, юношества, принадлежащих в большинстве своем к Православной Церкви. Мы должны предоставить им возможность получить знания о Боге, о православии, о православной культуре.

http://e-vestnik.ru/interviews/page/27/

" Эта икона прошла через две смуты - Лжедмитрия и гражданской войны, тяжелый путь эмиграции. Это, по сути, единственная связь с нашей исторической родиной " , - сказал Ган. В первый же день прибытия в РФ святыня будет доставлена в храм Христа Спасителя, где останется до 23 сентября. Затем чудотворную икону доставят на курскую землю Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион. Двадцать четвертого сентября икону доставят в Коренную пустынь, чтобы совершить чин великого освящения восстановленного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Почти два дня икона пробудет на месте своего обретения, а затем вернется в Курск, где к ней смогут приложиться все желающие. В Нью-Йорк " Знамение " вернется 2 октября. Курская Коренная икона " Знамение " известна с конца 13-го века, ей приписывается много чудес. Предание гласит, что в конце 14 века татары, совершавшие набеги на Курскую область, рассекли икону надвое, но когда священник сложил части иконы вместе, они тотчас срослись. В 1597 году по велению царя Федора Иоановича чудотворную икону перевезли в Москву и украсили изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В 1615 году по просьбе курских жителей царь Михаил Федорович повелел возвратить икону в Курск и поставить в Курском соборе. Царица Ирина Федоровна украсила образ богатой ризой. В том же году по велению царя на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Богородицы и основан монастырь, названный Курской Коренной пустынью (в память явления иконы охотникам у корня дерева). В 17-м веке икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список со святой иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1689 году списки " Знамения " были даны полкам в Крымский поход, в Отечественную войну 1812 года список Курской Коренной иконы Божией Матери был послан к князю Кутузову в действующую армию. В 1920 году по просьбе генерала Врангеля икона находилась в Крыму, покинув Россию с последними полками уходящей Белой армии.

http://pravoslavie.ru/31698.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010