В соответствии со «Сказанием...» К. и. была найдена охотником из Рыльска в лесу, на берегу р. Тускари, «при корени древа ниц лежащей», в 12 поприщах от разоренного татарами Курска (в «Сказании...» оно отнесено к нашествию на Русь хана Батыя в 1237, см.: ГИМ. Рум. Ф. 256). Когда он поднял икону, произошло 1-е чудо - из земли забил источник и образовался колодец. Охотник позвал товарищей, и на месте чудесной находки они построили часовню, куда поместили икону. К ней приходили окрестные жители, многие исцелялись. Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» в окладе (храм иконы Божией Матери «Знамение» при Архиерейском Синоде РПЦЗ, Нью-Йорк) Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» в окладе (храм иконы Божией Матери «Знамение» при Архиерейском Синоде РПЦЗ, Нью-Йорк) По приказу рыльского кн. Шемяки (имя Василий в ранних вариантах «Сказания...» не приводится) икону перенесли в г. Рыльск. Однако князь не оказал ей должного почитания и был наказан слепотой «за неверие и непочитание Богородичного образа». После раскаяния и моления перед иконой он получил исцеление и в благодарность построил в Рыльске храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. Икона не осталась в городе: спустя нек-рое время она сама возвратилась в часовню на берегу Тускари. В этом месте часто бывал и служил в часовне рыльский иерей Боголюб. Во время набега крымских татар на рус. пограничные земли он был уведен в плен. Татары пытались поджечь часовню, но это им удалось не сразу, т. к. ее охранял находившийся в ней образ. Тогда они разрубили икону и развезли ее части в разные стороны на расстояние в неск. поприщ, «чтобы она не помогала больше христианам». Вскоре Боголюба выкупили у крымского хана посланцы вел. князя Московского. Он вернулся на берег р. Тускари, нашел части иконы, и, когда составил их вместе, они чудесным образом соединились. На месте часовни Боголюб соорудил хижину, куда поместил икону, а сам отправился в Рыльск, где для нее был устроен храм. Икону перенесли туда, но она не осталась в городе, а вернулась на место своего обретения; так повторялось дважды. Когда икону снова попытались вывезти по реке в Рыльск, то буря едва не потопила лодку; к этому же времени относится чудо спасения охотника Малюты от крымских татар на дереве над источником Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Икона Божией Матери «Знамение». XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Икона Божией Матери «Знамение». XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Изображение с полуфигурой Богоматери присутствует на золотой печати Льва VI (886-912). По описанию свт. Фотия, патриарха К-польского, оно было на мозаике апсиды церкви мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Изображение «Влахернитиссы» в рост встречается на фресках апсиды ц. Богоматери в Трикомо, Кипр (нач. XII в.), апсиды ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), на иконе Божией Матери с прор. Моисеем и патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), на иконе «Ярославская Оранта» (XIII в., ГТГ). Другое наименование изображения Богоматери с Младенцем перед грудью - «Платитера» («Ширшая небес»). Этот эпитет связан с литургией свт. Василия Великого, на к-рой поется стих о том, что чрево Богородицы пространнее небес. Полуфигуры Богоматери Платитеры встречаются на печатях и монетах имп. Никифора Фоки (963-969), в росписи апсид церквей Рождества Христова в Вифлееме (1169), Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (20-е гг. XIII в.), на мозаике наружного нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321). Распространение имели выполненные в мраморе изображения этой иконографии, повторяющие рельеф над фиалом в храме во Влахернах (рельеф XII в. из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции). Богоматерь «Знамение». Мозаика нартекса кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг Богоматерь «Знамение». Мозаика нартекса кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг Влахернские (связанные с Влахернами) образы Божией Матери - Оранты без Младенца, но с отверстиями для воды в руках; держащей медальон перед грудью; Оранты с образом Младенца в медальоне - также называют «Великая Панагия» (патена из мон-ря Ксиропотам на Афоне, «Ярославская Оранта»). На Руси тип «Влахернитиссы» с воздетыми руками и медальоном перед грудью получил наименования от чудотворных икон: Абалакская , Курская-Коренная , Мирожская , Новгородская , Серафимо-Понетаевская , Царскосельская и др.

http://pravenc.ru/text/199925.html

Канцелярия владыки в Синоде находилась между первым и вторым этажами, а за ней была большая комната, где он хранил облачение. Как келейник, я там собирал в чемодан перед поездкой все необходимое, и увидел несколько чехлов с Курской иконы. Дело в том, что у нас в Зарубежной Церкви есть такая практика: ты можешь сделать для нашей Одигитрии новый чехол и попросить, чтобы тебе отдали старый. И вот, в конце своего месяца работы келейником я попросил: «Владыка святый, благословите меня одним из старых чехлов». И он меня благословил. Я очень рад, что это произошло, потому что Курская икона мне очень близка. Правда, сейчас этот чехол хранится уже не у меня. С тех пор я был священником в Чикаго, в Вашингтоне, в Австралии, и уже 17 лет – в Новой Зеландии. Уезжая из прежнего прихода, я стараюсь дарить близким людям – и не совсем близким тоже – что-то на память, чтобы они за нас молились. Так вот, думаю, сейчас этот чехол где-то в Брисбене. За визой в Китай владыка приехал в консульство в подряснике и с крестом Кстати, вы заметили, какой праздник Церковь отмечала на сороковой день кончины владыки Илариона? День Курской иконы Божией Матери! А еще – Табынской иконы Божией Матери и китайских новомучеников. Господь так устроил. Мало кто обратил на это внимание, но я заметил, потому что был на месте явления этого образа в Башкирии и даже жил там два месяца в монастыре. Для меня это очень знаменательно, ведь Табынская икона – Одигитрия русской эмиграции в Китае, ее привезли туда русские казаки, спасавшиеся от большевиков. Там же она и была потом утеряна, а уничтожена она сейчас или нет – спорный вопрос. Владыка Иларион очень любил Китай и был там несколько раз, посещал православных верующих. Там до сих пор живут многие, у кого в семье были русские корни. Мы называем их полукровцами. Многие из них – крещеные. Но есть и некрещеные, потому что последние священники уехали оттуда в начале 1960-х годов или даже еще раньше. С тех пор батюшек там просто не было. Впервые владыка поехал в Китай году в 1997–1998-м году с группой паломников из Австралии, был в Харбине и посещал несколько храмов, которые там физически остались – как здания. В то время он там нашел батюшку – отца Михаила Ли, которому привез крест и рясу. Отец Михаил был рукоположен еще в 1952-м году и служил в Шанхайском соборе, который стоит до сих пор. Сейчас там музей.

http://pravoslavie.ru/147664.html

Меня до самого моего греховного нутра пробрали строчки из рассказа Лялина " Птицы Небесные " , когда, знакомя читателя со стариком Матвеем Ивановичем, автор описывает, как тот молился: " Ничего он у Бога не просил и не вымогал, а просто закончил словами: Слава Тебе, Господи, Слава тебе! " А я? Молилась ли хоть раз, чтобы чего-нибудь не попросить? - здоровья дочери, помощи в написании статьи, да мало ли! Не припомню... " Русь, куда несёшься ты?! " Каждый писатель немножечко пророк. Каким видится будущее России Валерию Лялину? На этот вопрос известный писатель отвечает своими рассказами, отрывки из которых мы приводим. Так было и есть. Рассказ " Тихвинские зарисовки " : " Чудесный образ (Тихвинской иконы Божией Матери) пришёл на Русь из Византийского Царьграда, после того как Константинопольский Патриарх заключил с Римом унию, отдав власть над Православной Церковью Римскому Папе. После такого знамения греки приуныли... они поняли роковое значение этого знамения. И действительно, беда свершилась, да ещё какая! Великая Православная Держава - Византия - перестала существовать. И на куполе громадного храма Святой Софии вместо сброшенного на землю святого креста появился мусульманский полумесяц... Ну а нашим, впавшим в безбожие русским людям, и горюшка мало. Если у греков из-за унии с Римом ушла чудо-творная Богородичная икона, то у нас исчезли если не все, то большинство национальных святынь. Казанская икона Божией Матери ещё перед революцией исчезла неведомо куда из Казанского собора, Владимирская икона Божией Матери арестована и томится в музее; там же заключена и икона Святой Троицы прп.Андрея Рублёва, икона Божией Матери Курская-Коренная пребывает в Нью-Йорке, икона Иверская тоже затерялась, Андрониевскую икону Божией Матери воры похитили из храма в Вышнем Волочке, Тихвинскую Матушку, которая пришла в огненном столпе, во время Великой Отечественной войны похитили немцы, и она странствовала по Латвии, Германии, США... Плачь, Русь, кайся! Так нет же... Святая Русь стала страной почти полного безверия, народ, отвергнув веру, отвернулся от Христа и Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Явление этой Иконы в рукописном о сем сказании 3 3 рассказывается так: в 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8-го сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божьему смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды; увидя это оный муж поставил честно обретенную им Икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места на лесистом острове, (где ныне находится Соборная монастырская церковь ), часовню из леса срубленного на сем же месте и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси. По пронесшемся от оных людей слухе о явлении сей чудотворной Иконы, стали приходить на поклонение к ней из окрестных городов и селений многие люди, между которыми были и жители города Рыльска, где княжил в то время Князь прозванием Шемяка. Сведав о сей Св. Иконе, Князь властью своею приказал взять её и перенести из пустынной часовни в город Рыльск, что и было немедленно исполнено; когда же чудотворная Икона была честно перенесена к Рыльску, то несшие её из пустыни люди, остановясь у самых городских ворот, послали к своему Князю с известием о пришествии Св. Иконы к их городу, прося, чтобы он благоволил встретить её сам; но Князь отказался идти на встречу Иконе и приказал поставить её близ города. Вскоре после оказанного, таким распоряжением, видимого непочтения к чудотворному Матери Божией Образу, недугующий неверием Князь был поражён слепотой; познав же вину свою, он притек к месту, где была поставлена Св. Икона, принес перед нею всенародное покаяние и получил исцеление, дав при том обет, построить для неё в городе Рыльске особый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, что и исполнил вскоре по своём прозрении. Но сия чудотворная Икона не благоволила иметь в этом храме постоянное пребывание, чудесно перейдя опять в пустыню на место своего явления, где и пребывала по прежнему, источая исцеления с верою приходящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

– А допускаете ли вы мысль о том, что икона может когда-то вернуться в родные пределы, в Курскую Коренную пустынь или в город Курск, например? – Не может быть и речи о том, чтобы Курская-Коренная икона навсегда вернулась в Россию. Ведь это означало бы оставить обездоленными русских, живущих в рассеянии по всему миру. Но приход образа Матери Божией на родину в дни ежегодно совершаемого в начале сентября крестного хода стал бы доброй традицией, рожденной уже единой, воссоединенной Церковью. Сегодня ничего не мешает возродить традицию так, чтобы крестный ход совершался бы не со списком иконы, а с самим чудотворным образом. И это станет приметой нового времени. Сейчас домом иконы является собор Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, а путешествует она по всем епархиям, по всему миру. Мы надеемся, что отныне сентябрь станет месяцем, когда святой образ будет посещать родные курские пределы, где она была явлена в 1295 году. С протоиереем Георгием Зелениным беседовала Татьяна Веселкина 5 октября 2009 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 534 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии тамара 10 декабря 2015, 03:15 СЛАВА БОГУ,ЧТО МЫ СОЕДИНИЛИСЬ.ТАК БОГУ БЫЛО УГОДНО,ЧТОБЫ ИКОНА ОКАЗАЛАСЬ В АМЕРИКЕ,И ТАМ ПОДДЕРЖИВАЛА ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД.И ГОСПОДЬ ТАК РАСПОРЯДИЛСЯ.ЕГО ВОЛЯ,А МЫ ТОЛЬКО ИСПОЛНИТЕЛИ mila t 11 декабря 2014, 06:34 спасибо вам святые отцы Слава Тебе Господи за отцов святых что ТЫ дал нам русским рассеянным Мы как в России побывали когда у родимой Матушки Богородицы Знамение стояли тут и слезы и радость и волнение и ощущение что это живая родимая наша Матерь Божия с нами когда в августе 5 дня 2014 года привозили к нам Икону Курскую Коренную в штат Айдахо г Бойсе Храм святого Серафима Саровского наш протоиерей Дэвид Мозер--наш святой отче с низким поклоном р Божия Людмила Толл Andrei 7 октября 2009, 23:36 Да, был привезен подлинник - он в голубой, металлической ризе, а без ризы сама икона коричневого цвета. Ирина 5 октября 2009, 18:01 Уважаемая редакция! Статья замечательная. Я дважды прикладывалась 21 и 22 сентября к иконе в Храме Христа Спасителя. Согласно, что эти дни были как посхальные.

http://pravoslavie.ru/32155.html

Спустя долгие годы в 2009 году в Россию впервые после долгих десятилетий разлуки на время вернулась чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная – главная святыня русского зарубежья. Переговорный процесс о ее принесении на родину был начат еще схимитрополитом Ювеналием. Именно он впервые направил письмо с этой просьбой тогдашнему Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей Виталию. В 2007 году, когда произошло эпохальное объединение Русских Православных Церквей, вновь встал вопрос о возвращении иконы. В мае 2007 года во время своего визита в Курскую область Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр лично совершил паломничество в Коренную пустынь, и одной из основных тем его встречи с губернатором Александром Михайловым стало как раз таки принесение чудотворной святыни. Потом были неоднократные встречи и переговоры в Москве, в том числе во время проведения Поместного собора на уровне полпреда президента в ЦФО и главы Русской Православной Церкви. Немалую роль в процессе возвращения иконы в Россию, по словам митрополита Курского и Рыльского Германа, сыграла так называемая «народная дипломатия», ведь сотни русских паломников, которые приходили приклониться к подлиннику иконы, неоднократно обращались с просьбами о ее возвращении к представителям зарубежной церкви. В итоге 5 мая 2009 года на заседании Синода Русской Православной Церкви было получено принципиальное согласие Русской Православной Церкви Заграницей о принесении в Россию Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». По словам Георгия Полтавченко, это событие стало очередным шагом на пути объединения двух церквей. Для подготовки визита иконы в Россию была создана рабочая группа, возглавил которую протоиерей Серафим Ганн. Зарубежные священники сразу же выдвинули условие – восстановление главного соборного храма Коренной пустыни – Рождества Пресвятой Богородицы. Курское духовенство внесло встречное предложение. Оно касалось времени пребывания иконы на территории страны. Паломничество на Родину чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» было приурочено к осеннему крестному ходу из Коренной пустыни в Знаменский собор. И вот в 2009 году икону доставили на курскую землю Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион. К этому времени в самые короткие сроки был возрожден соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Эта работа была проведена попечительским советом по возрождению монастыря Коренная пустынь, который возглавляет губернатор Курской области А.Н.Михайлов.

http://pravoslavie.ru/88685.html

Икона была также украшена серебряно-позлащённым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Супруга государя благоверная царица Ирина Фёдоровна привесила к иконе собственноручно вышитую золотом и серебром пелену, которая была украшена также жемчугом и драгоценными камнями... Украсив икону, государь отпустил её с подобающими почестями из Москвы в Курский край, где повелел построить своим иждивением монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а первым настоятелем обители стал иерей города Рыльска Георгий, который подобно Боголюбу имел великое усердие к иконе и месту её явления. В монашестве он был наречён Евфимием. Так была основана " пустынька, что на корню " - Курская Коренная Рождество Богородицкая пустынь. Во время Смутного времени икона была вытребована самозванцем в Путивль, а потом перевезена в Москву. А сам монастырь разорили татары в 1611 году. К 1617 году " Пустынь " была вновь отстроена. Повелением царя из рода Романовых Михаила Феодоровича чудотворная икона была перенесена по прошению курских жителей из Москвы в Курск. С тех пор она постоянно пребывала в Курском Знаменском монастыре, посещая летом Коренную пустынь и оставаясь там на некоторое время. Крестные ходы со святыней стали собирать многие тысячи богомольцев. И первый такой крестный ход прошёл уже почти четыреста лет тому назад... В 1640 году обитель вновь была разорена крымскими татарами. При приближении непрошенных гостей насельники разбежались и попрятались кто куда. Обитель в то время была настолько бедна, что грабителям нечем было в ней поживиться. В злобе они решили сжечь монастырь, начав с церкви Рождества Богородицы. Но сколько бы они не старались, поджечь церковь не смогли. То же самое произошло и с другими монастырскими строениями. Варвары были поражены этим явным чудом заступничества Божией Матери за православные святыни, их внезапно обуял такой неодолимый страх, что они в панике бежали, не причинив обители никакого вреда. После этого события обитель больше долго никто не тревожил.

http://sobory.ru/article/?object=02500

Ныне в Хрущовой Никитовке — прекрасный каменный храм Успения Богоматери. Построение его начато было Димитрием Андреевичем Хрущовым, и окончание и образцовое украшение принадлежит набожному сыну его Николаю Дмитриевичу Хрущову. Иконы в иконостасе — мастерской академической работы в 3000 руб. серебром; три иконы: Успения Богоматери, святит. Николая и Курская икона Божией Матери — в серебряных вызлощенных ризах в 250 руб. серебром; плащаница в 343 руб. серебром; запрестольная икона крещения Господня в 343 руб. серебром; ризница - дорогой парчи, утварь богатая. Все это дар усердия Николая Дмитриевича. Прихожане Никитовки издавна обращались с особенною верою к иконе Знамения Божией Матери и недавно устроили на сию икону серебрянную ризу в 300 руб. серебром, с надписью: «в память избавления от холеры 1848 г.». Замечательные книги в храме владельческой Никитовки: а.) Триодь цветная без выходного листа, с надписью: «1705 г. м. февр. 20 д. сию книгу отменили Братство Уманское за ведом пана Иванька Бариша, сотника уманского, так и теж и пана Василия Гайдученка, осадчаго Уманскаго, за церковные гроши из скринки Успенской до церкви Божой до собору и до храму Успения Преч. Богородицы Уманской риньковской, за готовые гроши литовской лечбы талярей 15., да старанием пана Максима Кембердянского на тот час ктитора бывшего и Игната Шпака, брата старшего, так теж и всего братства соборного, аби вечне при церкви Божией зоставала; а мел бы кто от церкви Божой отвергнути и на свой пожиток обвертали, — того недай Боже, — таковый не тилько наречен будет святокрадца, але и проклять и анафема и маранафа. Иоанн Яковович пресвитер Успенский и наместник уманский». Эта книга принесена в Никитовку кем нибудь из братстваУманского, перешедших к бывшему уманскому полковнику Никите Кондратьевичу после 1705 г. б.) Евангелие М. п. 1754 г. с надписью: «отдано в церковь Пр. Богородицы села Никитовки бригадиршею Кассандрою Хрущовою 1769 г.». в.) Минеи служебные М. п. 1727 г. г) Постная триодь К. п. 1727 г. с надписью: «села Угольцов Домовой бригадирши Софии Капнистовой церкви Св. Троицы».

http://sobory.ru/article/?object=04098

Однажды, еще до перевода из Воронежа в Иркутск владыка серьезно болел, лежал в больнице с приступами стенокардии и решил там, что по состоянию здоровья уже отойдет от активной деятельности. Однако когда приехал в Сибирь и увидел, что дел тут невпроворот, сразу забыл о своём обещании. Куда владыку не переводили, везде он старался быстрее узнать обычаи местности, познакомиться поближе с паствой. Его усердное служение до сих пор вспоминают в Сибири. Границы его епархии тогда были просто необъятны — Якутия, Дальний Восток, Находка, Бурятия, Камчатка, Владивосток. Владыка Ювеналий объездил весь Приморский край, успевал после Всенощной добраться к Литургии на другой конец епархии, ехал с проповедью Христа в такие глухие места, что был случай, когда по дороге вдоль Уссурийской тайги за его автомобилем бежал тигр. 26 декабря 1984 года владыка Ювеналий был назначен архиепископом Курским и Белгородским. За более чем двадцать лет своего служения на Курской кафедре он открыл десятки православных храмов, возродил жизнь во многих монастырях, основал новые обители. Много трудов потребовалось архиепископу для возвращения Церкви некогда знаменитого на всю Россию Знаменского кафедрального собора, переоборудованного в советские годы под кинотеатр «Октябрь». В 1989 году мало кто верил, что служители Церкви способны будут преобразить изуродованную, оскверненную за годы безбожия святую землю, где была явлена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. В Курской области были возрождены все старинные обители: Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский, Свято-Троицкий монастыри. Основан женский монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери. Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, имеющий давнюю историю, в начале 90-х годов прошлого века был разрешен властями только по территории Коренной пустыни, затем — до села Долгое, отстоящего от монастыря на один километр. Ныне многотысячный крестный ход в девятую пятницу по Пасхе с молитвами провожает образ Заступницы от Знаменского мужского монастыря Курска до Коренной пустыни, а это около 30 километров.

http://e-vestnik.ru/obituaries/shimitrop...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010