Однажды, еще до перевода из Воронежа в Иркутск владыка серьезно болел, лежал в больнице с приступами стенокардии и решил там, что по состоянию здоровья уже отойдет от активной деятельности. Однако когда приехал в Сибирь и увидел, что дел тут невпроворот, сразу забыл о своём обещании. Куда владыку не переводили, везде он старался быстрее узнать обычаи местности, познакомиться поближе с паствой. Его усердное служение до сих пор вспоминают в Сибири. Границы его епархии тогда были просто необъятны — Якутия, Дальний Восток, Находка, Бурятия, Камчатка, Владивосток. Владыка Ювеналий объездил весь Приморский край, успевал после Всенощной добраться к Литургии на другой конец епархии, ехал с проповедью Христа в такие глухие места, что был случай, когда по дороге вдоль Уссурийской тайги за его автомобилем бежал тигр. 26 декабря 1984 года владыка Ювеналий был назначен архиепископом Курским и Белгородским. За более чем двадцать лет своего служения на Курской кафедре он открыл десятки православных храмов, возродил жизнь во многих монастырях, основал новые обители. Много трудов потребовалось архиепископу для возвращения Церкви некогда знаменитого на всю Россию Знаменского кафедрального собора, переоборудованного в советские годы под кинотеатр «Октябрь». В 1989 году мало кто верил, что служители Церкви способны будут преобразить изуродованную, оскверненную за годы безбожия святую землю, где была явлена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. В Курской области были возрождены все старинные обители: Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский, Свято-Троицкий монастыри. Основан женский монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери. Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, имеющий давнюю историю, в начале 90-х годов прошлого века был разрешен властями только по территории Коренной пустыни, затем — до села Долгое, отстоящего от монастыря на один километр. Ныне многотысячный крестный ход в девятую пятницу по Пасхе с молитвами провожает образ Заступницы от Знаменского мужского монастыря Курска до Коренной пустыни, а это около 30 километров.

http://pravoslavie.ru/58800.html

В 1612 г. Курск был осажден войском польск. гетмана С. Жолкевского («воинство его было нищее, сказывают числом до 70 000»). Горожане собрались в Воскресенском соборе, в приделе, где прежде находилась икона Божией Матери, там они молили Пресв. Богородицу о защите. В это время было 2 чудесных явления Пресв. Богородицы: некая женщина рассказала о виденной ею Богоматери, Которая повелела сжечь часть крепостной стены; затем белгородский пушкарь Иоанн Москвитин сообщил, что видел, как от Пятницкой башни по стене шла «в великом свете девица, а с ней два юноши в светлых ризах». Осада Курска, обороняемого воеводой Юрием Игнатьевичем Татищевым, была длительная и жестокая. Чтобы спастись, горожане хотели оставить город и скрыться в лесах за Тускарью, но «попадья Спасская их предала». Спасский же поп сообщил захватчикам, что ночью защитники бодрствуют на стенах, а днем спят, и в это время можно взять город. Поляки пошли на приступ, но были отбиты. Горожане, к-рым было неоткуда ждать помощи, вновь стали молиться Богоматери и дали обет, что в случае спасения воздвигнут мон-рь и поставят в нем икону, «если найдут». Сразу после этого по городу разнеслось благоухание; защитники, осмелев, вышли из крепостных стен и прогнали превосходящие силы противника (эти события не зафиксированы в др. источниках и известны только из «Сказания...»). После освобождения города куряне во исполнение обета заложили Знаменский мон-рь с храмом Рождества Пресв. Богородицы с приделами преподобных Михаила Малеина и Зосимы и Савватия Соловецких. В 1615 г., после завершения строительства и украшения мон-ря, диак. Поликарпа с делегацией курских граждан отправили в Москву за иконой. Найденный в царских палатах образ был возвращен в Курск. Святыню торжественно встречали за городом. В «Сказании...» приводится благодарственная молитва Богоматери, защитнице Курска. Икону поставили на прежнем месте в приделе Рождества Пресв. Богородицы городского Воскресенского собора, а не в построенном для нее Знаменском мон-ре, т.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Источник: Слобода Люботин на р. Люботинке, в 20 верстах от Харькова и в 23 от Валок. Нынешний каменный храм построен в 1811 г.; в 1836 г., при устроении нового иконостаса, он, по желанию прихожан, освящен во имя Вознесения Господня. На устроение нового иконостаса крестьянин Иван Вовченко пожертвовал 2000 руб. ассигнациями. Пожертвования других замечательны и по обстоятельствам... Так супруга помещика Василия Абазы Татиана пожертвовала 4000 руб. ассигн. по случаю болезни ея, и ея болезнь вскоре после того кончилась. Казенный крестьянин Григорий Даниленко пожертвовал на иконостас 500 руб. ассигн. Случай, возбудивший его к этому,- внезапная смерть двух сыновей, постигшая их в один день. Казенный крестьянин Тарасий Кононенко пожертвовал в 1838 г. на серебренную вызлощенную ризу, сделанную по заказу в Москве на икону св. м. Параскевы, 270 руб. и на хоругви 600 руб. ассигн. Эта благотворительность пробуждена была тем, что семейство Кононенка, заключавшееся в жене, 2 сыновьях и 3 дочерях, вымерло от чахотки в один год... В Люботинском храме есть древняя курская икона Знамения Божией Матери, к коей жители Люботина издавна притекали и притекают с особенным благоговением и верою. Особенно 1847 и 1848 г. - гибельное время холеры, доказало, до какой степени Люботинцы благоговеют к Божией Матери; целые два месяца не умолкало молебствие по домам и распутиям, св. икону носили везде, гдте только можно было ходить, последняя хижина сего прихода не лишалась присутствия св. иконы, и, благодарение Господу Богу и Его Пречистой Матери, - приход, по числу душ его, мало потерпел утраты. Все прихожане единодушно согласились в память избавленья от страха смерти совершать на всегда в воскресные дни пред божественною литургиею молебствие пред св. ликом Божией Матери. Это и выполняется. Устное предание полагает существованию сей иконы около ста лет; в храм внесена она бывшим в 1820 г. при Люботинской церкви священвиком Феодором Литинским, а к нему поступила от родственницы его помещицы Фесенковой.

http://sobory.ru/article/?object=03849

Один же из благочестивых иереев города Рыльска по прозванию Боголюб нередко, и особенно в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, посещал пустынную часовню и по усердию своему отправлял в ней молебствия собирающимся туда из разных мест богомольцам. В некоторое время, пришедши на Русскую украйну, Крымские Татары и набредя на пустынную часовню, в которой имела пребывание сия чудотворная Икона, застали в ней уединенно молящегося иерея Боголюба и вознамерились истребить часовню огнём, для чего и обложили её хворостом, но не смотря на троекратно возобновляемое покушение, сжечь сей часовни не могли; по суеверию, сперва они отнесли этот неуспех к волшебству иерея Боголюба, но узнав от него, что причиною сего чуда надобно почитать находящуюся в часовне икону Божией Матери, вынесли её из часовни, которую потом сожгли до основания; по сожжении же оной взяв чудотворную Икону, рассекли её на две части и бросили одну часть на том же самом месте, а другую отнесли за версту, а иерея Боголюба связанного увлекли с собою в плен. Находясь в плену у Крымцев, старец остался непреклонным на все увещания варваров переменить веру и пользуясь на честное слово некоторой свободой, не хотел воспользоваться никакими ухищрениями и человеческими средствами к своему освобождению, ибо возложил все упование свое на Матерь Божию, чая от Нея одной великие и богатые милости. И не посрамилось упование благочестивого служителя истинной веры! Однажды пася стадо и поя по обычаю молебная Божией Матери, он был нечаянно услышан людьми, принадлежащими к свите Русского посла, прибывшего в то время к Хану Крымскому с поручением от Князей Российских. Узнав, что молящийся по русски старец есть пленный русский священник, посланник немедленно выкупил его из неволи, привез в Россию и согласно его прошению, отпустил с миром на то место, где он за несколько лет перед сим взят был варварами в плен. При этом первою мыслью Старца было то, чтобы отыскать рассеченную на двое чудотворную Икону и Господь, исполняющий во благих желание верных рабов своих, дал и сему исполниться по вере его: придя на место явления Иконы, иерей Боголюб в кусте, сохранившимся промыслом Божиим нарочно для сего, цветов, скоро обрел одну половину Святой

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Более поздние добавления Город Курск, бывший в запустении после разорения полчищами Батыя, был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь, слышавший много рассказов о чудесах иконы, выразил желание увидеть ее, и она была доставлена в Москву. Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском и по совершении пред ней молебного пения приказал сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных же сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках. Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную.» За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь.» Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе.» На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой.» Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….» За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет.» За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно.» На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет.» Читайте также — Икона об иконе Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением.» На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Быть православным легко, мы просто ленимся — Трудно сейчас быть православным, живя в США и других странах? — Если человек сам хочет быть православным, я не думаю, что это трудно. Мы просто ленимся. Но если мы укрепляемся в вере, гордимся ею, посещаем службы, осеняем себя крестным знамением, соблюдаем посты — думаю, быть православным легко. Нам ведь не нужно испытывать страдания ради исповедания нашей веры. Да, могут быть различные противоречия, связанные с календарем. Мы живем по юлианскому летоисчислению со своими праздниками, постами. Западные христиане следуют григорианскому календарю, так что для нас посты могут усложняться тем, что они совпадают с какими-то американскими праздниками. Многие светские мероприятия выпадают на вечер субботы или на утро воскресенья, что, конечно, является искушением пропустить богослужение и уйти в сторону от того, что нужно душе на самом деле. Но здесь вопрос свободной воли — у нас есть выбор, и от нас зависит, чтобы при помощи Божией Матери сделать правильный шаг. — Неправославные американцы, которые оказывались у Курской иконы, рассказывали вам о своих впечатлениях? — Иной раз они просто восхищаются, говорят, какая это прекрасная икона. А иногда признаются, что встреча с ней полностью изменила их жизнь, они увидели подлинность православной веры и приняли святое крещение. Это замечательные примеры того, как люди обретают истинную жизнь по молитвам перед Курской иконой. — Теперь Курская икона приезжает в Россию каждый год. Люди, живущие за границей, опасаются, что она останется там навсегда. Есть ли какие-то договоренности по этому поводу? Переедет ли она в Россию на постоянной основе или останется в зарубежье? — Да, с 2009 года по благословению Синода Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата святыня ежегодно посещает Курскую и, как правило, еще одну из епархий в России. Например, она уже побывала в Екатеринбурге, Саранске, Перми, Оренбурге, других замечательных городах. Но ее «домом» остается кафедральный собор в Нью-Йорке, где она находится между поездками. Господь благословил Зарубежную Церковь быть хранительницей иконы, но наше послушание заключается в том, чтобы делиться этим благословением со всем православным миром.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5399886...

В приделе Св. Иоанна Предтечи Господня местные иконы в серебреных же ризах с сребропозлащенными венцами. Храмовой образ Св. Иоанна Предтечи Господня, в золоченой рельефной в виде оклада дске. Внизу ея в клейме надпись: «Сей образ написася 1797 года, месяца Февруария 25 дня иждивением Коренного монастыря монахов ....(имена заглажены). В алтаре настоящей церкви запрестольный образ большого размера, на котором изображено распятие Господне с предстоящими. А в придельном алтаре образ Спасителя стоящего, а по сторонам его внизу группа коленопреклоненных апостолов, оклад серебреный, а на Спасителе риза и венец позолоченные, на полях большие камни жёлтого цвета в гнёздах, на нижнем поле вычеканена надпись: «Тщанием и усердием Александры и Марфы Веревкиных»; клеймо 1813 года. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, (мерою: в вышину 9, а в ширину 6 вершков), как известно, бывает ныне лишь временно на месте своего первоначального явления и в это время помещается в вышеупомянутом боковом, нарочно для сего устроенном в виде иконостаса месте. Заимствуем описание сей иконы и бывших на ней царских украшений, из старинной описи Курского Знаменского монастыря 1667 года. Образ местной осмилистовой, Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Знамения, Чудотворной иконы, по искони вечному нарицанию Курская, на полях написан образ Господа Саваофа со пророки. У того чудотворного образа Пречистой Богородицы украшения: венец золот чеканный, в венце в челе камень яхонт лазорев, по сторонам два камени яхонты ж красные; у товож чудотворного образа Пречистыя Богородицы в челе жемчугу 34 зерна бурмицких, а около венца жемчугу 63 зерна, да ожерелье жемчужное низано по атласу; усерязи золотые, а в них в гнёздах два камени небольшие бирюзы, около усерязей 16 жемчужных зерен; две рязы жемчужные, а в них во шти (в 6-ти) плетенках в каменья место 9 прокладец, серебренных позлочены, тощие; у товож образа 3. П. Б. у предвечного Младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа венец золот чеканный. У товож образа Пресвятыя Богородицы поля обложены золотом резным с чернью, а около тех золотых пол, на краях, жемчугу 121 зерно; на придельных полях товож Чудотворного образа Пресвятой Богородицы около Господа Саваофа и пророков оклад серебряный резной позлачен, около тех резных пол, жемчугу 254 зерна, а около всего образа приделанных около края полях, оклад серебряный чеканный позлачен; а около тех от крайних пол со всех четырёх сторон по краям, жемчугу 80 зёрен.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Не об этом ли Материнском попечении Ее о нас свидетельствует и тот факт, что одна из самых прославленных святынь Ее, через которую Она являла многократно знамения милости Своей, Чудотворная Икона Знамения Божией Матери Курская-Коренная последовала в изгнание за массами русских людей, покинувших свое Отечество, и находится вот уже более 40 лет здесь среди нас в разсеянии? Велика Ее материнская любовь к нам, оказавшимся столь недостойными ее. Но отзываемся ли мы и после всех постигших нас тяжких потрясений и потери Родины нашей на эту любовь Ее к нам? Каемся ли мы в своем богоотступничестве, в попрании заветов святой нашей веры и установлений святой нашей Церкви? Стараемся ли мы делать все приятное Ей, нашей Заступнице и Покровительнице? Не позволяем ли мы себе и доселе, несмотря на все страшное, постигшее нас, прямо или косвенно хулить и оскорблять Ее, любящую Матерь нашу? Увы! Не тем занимаемся мы заграницей, чем нужно было бы! Едва только минует нас непосредственно угрожающая нам опасность, как мы уже и забываем Бога, ни во что ставим Святую Церковь и горделиво превозносимся над всеми святынями веры нашей, свой собственный лукавый разум и свои личные домыслы, соображения и постижения ставя превыше всего на свете. Живем заграницей, большей частью, легкомысленно и беспечно, думая лишь об устройстве своего временного земного благополучия и забывая об ожидающей всех нас вечности – об ответе, который придется давать нам на Страшном Судище Христовом. И даже мысль об этом гоним от себя, гневаясь на добросовестных пастырей Церкви, которые решаются напоминать нам об этом и призывают нас к покаянию и исправлению жизни. «Хлеба и зрелищ!»  – безумный и богопротивный лозунг, сгубивший в свое время первые два Рима, а затем и «третий Рим» – нашу Родину-Россию, изменившую своему призванию, продолжает слышаться и заграницей, в изгнании нашем, и ставится – увы! – весьма многими русскими людьми во-главу их жизни. Вместо того, чтобы сознавать свои грехи и каяться в них, мы ищем грехов у ближних наших, себя считая как бы непогрешимыми и не подлежащими никакому суду и критике, а других – во всем виновными и заслуживающими самого жестокого и немилостивого осуждения. А какая неистовая злоба нередко кипит между нами!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И мы старались идти этим путем, но понимали, что он должен быть хорошо подуман, что любые поспешные решения в данной ситуации могут сыграть злую шутку, когда можно подписать множество документов, а истинного единения при этом не будет. Мы понимали, какая ответственность легла на плечи наших иерархов и иерархов Зарубежной Церкви. Но мы понимали и другое: чем дальше будет оттягиваться момент объединения, тем сложнее его будет достичь. Несомненно, ведущую роль в этом процессе сыграли Святейший Патриарх Алексий и митрополит Лавр. Одной из ключевых фигур в деле объединения стал Президент России Владимир Владимирович Путин. Но самое главное, я думаю, что во всем этом свершилась воля Божия. При всех противоречиях, которые оставались, завершить процесс объединения было очень сложно, но Господь расположил сердца человеческие так, что это стало возможным в считанные месяцы. Это чудо Божие, свидетелями и участниками которого мы являемся, это огромная радость и утешение всем тем, кто находится и в России и за ее пределами. – После подписания Акта о каноническом общении прошло полтора года. Видны ли результаты объединения? – Совсем недавно я принимал в нашем храме участников молодежного симпозиума, посвященного памяти праведного Иоанна Кронштадтского, который проводил молодежный отдел Синода Зарубежной Церкви, а также возглавлял Божественную литургию в синодальном Знаменском соборе. Еще года два назад это было бы немыслимо. Вот это и есть самая большая радость, что мы можем теперь молиться вместе и причащаться из одной чаши. В этом году мы впервые вместе отмечали Пасху. То, о чем я сейчас расскажу, для России было бы заурядным явлением: да, похристосовались, расцеловались… Все замечательно, но мы-то 80 лет до этого даже не здоровались! На пасхальное богослужение собралось 60 священников, 14 протодиаконов, два епископа, представители государственной власти, представители правительства Москвы, генеральный консул Российской Федерации, принесли чудотворный Курский-Коренной образ Богородицы. Все причастились, а потом крестным ходом вышли на улицы Нью-Йорка. Вы можете себе представить, чтобы полиция Нью-Йорка в выходной день перекрыла Мэдисон-авеню? И чтобы православный крестный ход в сопровождении органов правопорядка с пением «Христос воскресе» прошел по улицам Нью-Йорка? Впервые за многие десятилетия пребывания за рубежом Курская-Коренная икона Божией Матери вышла на улицы Нью-Йорка. Это ли не чудо Божие?!

http://pravoslavie.ru/28540.html

к. соборный священник и причт не хотели отдавать икону - источник их единственного дохода. Пришлось обращаться в Москву к государю Михаилу Феодоровичу Романову, и в 1618 г. он прислал указ воеводам кн. А. Г. Козловскому и Е. И. Мясоедову передать икону в Знаменский мон-рь. Образ перенесли в мон-рь и поставили в храме Рождества Пресв. Богородицы, где «все к ней притекают и исцеление получают». Позже ее поместили в Знаменский собор (рассказ о переносе в собор не входит в «Сказание...») (Знаменский собор был сооружен в 1649 г., перестраивался в 1816-1826 гг., К. и. находилась в соборе до 1918). После изложения приведенных событий следует перечисление чудес от иконы. Чудо 1: исцеление водой из источника в Коренной пуст. работавшего там слепого (чудо не ранее кон. XVI - нач. XVII в.; Раздорский. 2003. С. 145. Примеч. 8). Чудо 2: защита Курска в 1634 г., при нашествии на приграничные рус. земли «поляков, черкес и татар». К тому времени «слава от образа по всем местам разливалась», и на Черкасской земле в Киеве кн. Иеремия Корибут-Вишневецкий, желая «добыть себе славы», захотел покорить Курск, о к-ром «его клевреты» говорили, что его никто не может взять. В те годы в Курске воеводой служил кн. Петр Григорьевич Ромодановский, при нем находился голова стрелецкий и казначей Иван Бунин. Отряды Вишневецкого скрытно вдоль Сейма подошли к городу и застали его жителей врасплох. По «Сказанию...», внезапно на колокольне сам по себе стал бить колокол, а потом в город прибежал сын боярский Никифор Малодов и сообщил, что Вишневецкий с войском в 5 поприщах от города. Было видение Девы, ходящей по городским стенам. Горожане храбро сражались под защитой Богородицы, и нападающие бесславно отступили, Курск не был покорен. Чудо 3: в 1632 г. крымские и нагайские татары напали на Коренную пуст., пытались поджечь церковь; один насельник спасся на дереве около источника. Чудо 4: в 1637 г. царевичи со мн. ордынцами Курскому у. «ничтоже учиниши». Чудо 5: в 1642 г. кн. П. Д. Пожарский ехал в Москву через Курск и в Знаменском мон-ре, где находилась К.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010