Яхонтов Михаил,родился 20 августа 1854 г.; Московская духовная семинария (1869–1875 гг.). Отец: Яков Яхонтов, бывший учитель; Рязанская духовная семинария (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 285 об., 286).   Аннотация. Вниманию читателей представлен список выпускников Московской духовной семинарии за 1871–1880 гг. О воспитанниках приведены следующие данные: годы обучения в семинарии, имя, отчество и место службы отца (обычно на момент окончания курса обучения). Сведения даны со ссылкой на архивные документы. Публикация адресована исследователям в области духовного образования, истории духовенства и краеведения Московского региона. Ключевые слова: духовные семинарии, церковное краеведение, история Русской Православной Церкви. Summary: The list of graduates of the Moscow Theological Seminary for 1871-1880 is presented to the readers " attention. The following data are given about the pupils: years of study at the seminary, name, patronymic and place of service of the father (usually at the time of the end of the course). Information is given with reference to archival documents. The publication is addressed to researchers in the field of spiritual education, the history of the clergy and local history of the Moscow region. Keywords: theological seminaries, church local history, history of the Russian Orthodox Church.     © Дубинский А. Ю., 2020   Дубинский А. Ю.Вифанская духовная семинария. Список выпускников 1871–1880 гг.//Вестник церковной истории. 2018. 3/4(51/52). С. 331–365. Исправлено, в документе: Алмызово. Исправлено, в документе: Семовском. Далее в документе зачеркнуто: Предтечевская церковь. Здесь и далее: так в документе. Далее зачеркнуто: диакон, Москва, Сретенский сорок, Петро-Павловская в Новой Басманной церковь. То же. Отрешенный – запрещенный, пономарь, которому запретили исполнять его обязанности. Далее зачеркнуто: диакон, Москва, Замоскворецкий сорок, Иоакима и Анны на Якиманке церковь. Исправлено, в документе: Котельнах. Исправлено, в документе: Коркодилово.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

1313 . Кармелитянка Авигея//Душеполез. чтение. – 1878. – Дек.-С. 466–480. 1314 . Книга пророка Даниила и открытия в области ассироло-гии//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1883. – Март. – С. 307–326. 1315 . Книги и их судьбы: (Ввиду празднования памяти святых Кирилла и Мефодия)//Богослов, вестник. – 1894. – Май. – С. 245–268. 1316 . Легкомысленная игра и кощунственная оргия//Душеполез. чтение. – 1892. -Апр. – С. 694–705. 1317 . Маханаимский дворец: (По поводу событий 5 февр. 1880 г.)//Душеполез. чтение. – 1880. – Март. – С. 354–362. 1318 . Мечты, миражи и действительность//Правосл. обозрение. – 1883. – Янв. – С. 9–29. 1319 . Митрополит Филарет в его отношениях к миру таинственных явлений//Душеполез. чтение. – 1883. – Май. – С. 3–33. 1320 . Мнения и догадки о событиях из времени пребывания евреев в земле Гесем//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1884. – Сент. – С. 437–473. 1321 . Моисей-Озарзиф-Салих//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Нояб. – С. 539–566. 1322 . Мольба моавитянки Руфи//Душеполез. чтение. – 1890. – Март. – С. 285–294. 1323 . Народная воля: (По поводу проделок революционных партий)//Правосл. обозрение. – 1883. – Май. – С. 219–232. 1324 . Не прогневайся. Бог подаст//Правосл. обозрение. – 1881.– Февр. – С. 249–262. 1325 . Не следует унывать//Душеполез. чтение. – 1878. – Сент. – С. 99–116. 1326 . Недопеченый хлеб//Душеполез. чтение. – 1891. Янв. – С. 154–174. 1327 . Несколько слов по поводу достопримечательных предметов и святынь в наших храмах//Правосл. обозрение. – 1878. – Апр. – С. 596–633. 1328 . Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его: Актовая речь//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1887. – Ч. 40. – С. 185–238. 1329 . Ночь: ( Исайи 21, 11–12 )//Душеполез. чтение. – 1878. – Июль. – С. 298–308. 1330 . Нужды Нового года//Душеполез. чтение. – 1889. – Янв. – С. 68–84. 1331 . О Нафановой притче//Правосл. обозрение. – 1889. – Март. – С. 546–597. 1332 . О суевериях евреев, в связи с наукою предсказаний у халдеев//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Янв. – С. 78–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 марта 1880 г. Синод утвердил кандидатуру Н. на Ревельскую кафедру, назначив викарием Рижской епархии «с откомандированием в Японию». 27 марта последовало наречение, а 30 марта - епископская хиротония, к-рую совершили в Троицком соборе Александро-Невской лавры митр. Исидор (Никольский), митр. Киевский и Галицкий Филофей (Успенский) , митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) , еп. Вятский и Слободской Аполлос (Беляев) , еп. Рязанский и Зарайский Палладий (Раев) , еп. Рижский и Митавский Филарет (Филаретов) , еп. Ладожский Ермоген (Добронравин) и еп. Выборгский Варлаам (Чернявский) . Летом 1880 г. Н. побывал в Н. Новгороде, Казани, Сызрани, Рязани, во Ржеве, в Киеве, Одессе, рассказывал о состоянии дел миссии, посещал благотворителей и искал новых, а также интересовался потенциальными сотрудниками. На возведение собора были сделаны значительные пожертвования (131 824 р.), в т. ч. утварью и книгами. В частности, гр. А. Д. Шереметев по рекомендации Победоносцева пожертвовал 20 тыс. р. (полный список жертвователей опубл. в «Московских церковных ведомостях» за 1882, значительные суммы были пожертвованы анонимно). В Одессе Н. встретил Д. К. Львовского и диак. Димитрия Крыжановского, к-рые согласились стать учителями пения в миссии. 13 сент. 1880 г. Н. и его спутники отплыли из Одессы и 8 нояб. прибыли в Иокогаму. 1880-1904 гг. Становление Японской Православной Церкви Учитывая непростые русско-япон. отношения, православные христиане в Японии тяжело переживали финансовую зависимость от иностранного государства. Во время пребывания Н. в России группа япон. церковнослужителей образовала «Общество стремящихся к справедливости», члены к-рого выступали за обретение автономии или даже за отделение от РПЦ. По их мнению, финансовая зависимость от России граничила с изменой Родине и вела к подчинению российскому императору. В эту орг-цию вошли даже ближайшие сподвижники Н., ее возглавлял свящ. Павел Савабэ. Н. понимал опасность преждевременного отделения и принял строгие меры к искоренению сепаратизма: некоторые церковнослужители - члены об-ва были переведены в дальние приходы, другие были уволены.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Русские православные миссионеры в Японии нового времени Прилагаем здесь полный список православных миссионеров, являвшихся подданными Российской Империи и служивших в Православной Миссии в Японии в дни земной жизни св. Николая. Предлагаемый ниже список основан на ряде источников, включая труды Арсения Ивасавы, Д. М. Позднеева, Мицуо Наганавы, Кэнноскэ Накамуры и Евгения Штейнера. В списке указаны имя, сан и срок службы в Японии каждого из миссионерова (некоторые из них прослужили в Миссии два срока). 1. Виссарион Сартов (род. 1828 г.) – чтец, 1863–74 гг. (скончался в Японии в 1874 г.); служил в Хакодате в консульской церкви, впоследствии в приходе о. Анатолия Тихая. 2. Григорий Воронцев (род. 1838 г.) – священник; служил в Хакодате в течение 3 месяцев в 1871 г. 3. Анатолий Тихай (род. 1838 г.) – иеромонах, 1871–90 гг.; сначала служил настоятелем прихода в Хакодате, затем в 1879 г. назначен настоятелем посольской церкви в Токио. 4. Яков Тихай – регент, 1874–86 гг. (младший брат иеромонаха Анатолия). 5. Моисей Костылев (род. 1848 г.) – иеромонах, 1874–75 гг. 6. Евфимий Четыркин (род. 1846 г.) – иеромонах, 1874–78 гг. 7. Гавриил Чаев – священник, 1878–82 гг.; вернулся в Россию вместе с японским семинаристом Александром Мацуи, позднее скончавшимся в Санкт-Петербурге. 8. Владимир Соколовский – иеромонах, 1879–86 гг.; позднее стал епископом Острогожским и инспектором Холмской семинарии, затем архиепископом Сан-Францискским (1888–91 гг.). 9. Мария Черкасова – диаконисса, 1879–82 гг.; позднее трудилась в Православной Миссии в Палестине, написала воспоминания о своем пребывании в Японии. 10. Дмитрий Смирнов – иеромонах, 1880–82 гг.; временно служил в качестве приходского священника в Хакодате. 11. Дмитрий Львовский – диакон и регент, 1880–1921 гг. (приехал в Японию с епископом Николаем, скончался в Японии в 1921 г.). 12. Дмитрий Крыжановский – диакон, 1880–82 гг. 13. Георгий Чудновский – иеромонах, 1884–86 гг.; приехал с горы Афон и вернулся туда же. 14. Ольга Путятина – диаконисса, 1884–87 гг. (дочь графа Е. В. Путятина).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «МИНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Минской епархии, учрежденное Синодом 17 нояб. 1867 г. на основании рапорта и программы, поданных архиеп. Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем) . Журнал выходил в 1868-1870, 1873-1915 и 1917 гг. 2 раза в месяц, в 1871-1872 гг.- еженедельно 1-52), в 1916 г.- 1 раз в 3 недели 1-16). В дек. 1915 г. из-за эвакуации издание журнала было перенесено в Рязань, где вышел последний за этот год 19/20. Издание прекратилось на 21/22 за 1917 г. (1/15 дек.). Журнал состоял из офиц. и неофиц. частей, но редактирование частей было раздельным только в период с нач. 1875 г. по 1887 г. 9). Имя редактора в номерах за 1868 г. не указывалось, известно лишь, что первым редактором был назначенный синодальным указом А. А. Орлов, преподаватель Минской ДС; в 1869-1873 гг. журнал редактировали совместно свящ. (впосл. протоиерей) Феодор Миткевич и помощник инспектора семинарии Н. Ф. Акоронко, в 1874 г. номера подписывали попеременно Миткевич и свящ. Иоанн Проволович. Редакторами неофиц. части были в 1875-1879 гг. Миткевич, в 1880-1881 гг. (по 13) - прот. Евстафий Пастернацкий, с 14 за 1881 г. по 9 за 1887 г.- прот. Георгий Тарнопольский. Офиц. часть в 1875-1877 редактировал Проволович; в 1877-1880 офиц. часть, в 1880-1881 гг. 13 неофиц. часть - свящ. Е. И. Пастернацкий, в 1880-1883 гг.- А. С. Лукашевич, в 1884-1887 гг.- М. Е. Лебедев. С 10 за 1887 г. редактирование обеих частей было передано в семинарию, редакторами были: в 1887-1897 гг.- инспектор А. И. Черницын, в 1897-1908 гг.- преподаватель Н. А. Коноплёв, в 1898-1905 гг.- преподаватель А. В. Товаров, в 1905-1912 гг.- Д. В. Скрынченко, в 1912-1914 гг.- инспектор А. М. Панов, в 1915-1917 гг.- ректор семинарии прот. Иоанн Язвицкий. В офиц. части печатались Высочайшие манифесты, рескрипты и др. распоряжения; указы, определения и распоряжения Синода, а также его обер-прокурора, хозяйственного управления, учебного комитета и училищного совета при Синоде; аналогичные документы минского епархиального начальства, постановления съездов духовенства, журналы, постановления и отчеты семинарского и училищных правлений, братств, об-в, комитетов, попечительств, помещались различные известия и заметки по епархии, а также «иноепархиальные известия»; немногочисленные постановления и распоряжения гражданского начальства, имевшие непосредственное отношение к Церкви и духовенству.

http://pravenc.ru/text/2563286.html

В июне 1880 года в Казань приехал начальник японской миссии епископ Николай (Касаткин) . Он произвёл сильное впечатление на юношу. После их беседы Плотников принимает решение о поступлении в миссию, «в надежде, без сомнения, найти там более широкое поприще для применения своих богатых сил и дарований и для удовлетворения жажды служения Церкви» 5 . Однако этому благому намерению Владимира не суждено было осуществиться. После окончания полного курса академии в том же 1880 году Плотников едет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, чтобы оформить все необходимые документы для вступления в миссию. Но по прибытии в Академию он узнает, что при поступлении в японскую миссию необходимо выполнить одно условие – принять монашество. К такому серьёзному жизненному решению Владимир был ещё не готов, поэтому ему пришлось отказаться от миссии. Таким образом, Плотников потерял и приват-доцентуру в академии и не устроился в японскую миссию, и вследствие этого он был вынужден отправиться по распределению в родную Томскую семинарию в качестве преподавателя истории русской литературы, словесности и логики. В «Формулярном списке по службе 1472» из личного дела архимандрита Бориса (Плотникова) 6 указано «на основании §186 православных духовных академий, кандидат Владимир Плотников за четырёх летнее его содержание в Академии за счет казны обязан прослужить в духовном учебном ведомстве с 1880 года по июнь 1884 года» 7 . В Томске Владимир находился с 27 августа 1880 года по 31 августа 1884 год. Служба оказалась трудной для него, как он вспоминал, «я сам себя сослал» 8 . Жизнь в Сибири была временем тяжелых испытаний и лишений. Вот как сам Плотников вспоминает свой томский период жизни в письме к профессору И. А. Бодуэну де Куртенэ: «Я прожил в Томске четыре очень печальных года, самых тяжелых в моей жизни, в течение которых сильно притупил свои дарования и растерял много познаний. Я стал уже думать, что, должно быть, придется сгнить мне в Сибири и от такого мрачного настроения едва было не дошел до умопомешательства в конце 1883 года» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

167, 261. Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.96. Мантия (греч. μανδη, «шерстяной плащ») — часть монашеской одежды. Представляет из себя длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте. Мятль, мятель (др. русск.) (нем. Manmel)–дopoжhaя широкая верхняя одежда, похожая на плащ или мантию. Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.97. Власяница  - длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. Также власяница — это длинная рубашка из простой ткани, часть монашеского одеяния, которая надевается монахом во время монашеского пострига. Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.98. «Опоясан правдою и истиною, и был обвит по ребрам своим» - первая часть цитаты взята из книги пророка Исаии – «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис.11:5), откуда взята вторая часть цитируемого текста – не обнаружено. Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.99. Полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста: В 12 т.-4 т. – М.: Златоуст, 1994, сс. 706-707. Свт. Григорий Нисский. О жизни Моисея законодателя./пер. с древнегреч. А.С.Десницкого – М.: Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, 1999, сс.73-76. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/3346513

Собором 1877 года определен сюда Павел Цуда, а с одиннадцатого месяца дан ему помощником Петр Кавано. С десятого месяца этого года стали определенно избираться в этой Церкви сицудзи. Во втором месяце 1878 года здесь был о. Анатолий для совершения крещений. Собором 1878 года назначен в Оказаки Стефан Оогое. С девятого месяца сего года здесь определенно стали выбираться казначеем и советники (гию), а месячный взнос, начатый еще с Цуда, упорядочен. В десятом месяце прибыл на помощь Оогою Иоанн Онгивара. Собором 1879 года также Оогое и Онгивара назначены для Оказаки, но с четвертого месяца 1880 года Оогое, по болезни, вернулся в Тоокёо. Собором 1880 года назначен Петр Сасагава, состоящий здесь и доселе. В помощники ему дан был Иеремия Сибата, но он до конца 1880 года проповедывал в Сингехара и Цириу (бесполезно), а с генваря 1881 года до Собора – в Нагоя, так что Петр Сасагава всегда трудился здесь один. Иеремия, впрочем, теперь несколько помогает. Определенными священниками для Оказаки и окрестных мест были: с 1879 год по июль 1881-го – о. Тимофей Хариу; с Собора 1881-го – о. Павел Таде, но он с 6-го генваря 1882 года заболел простудой, безуспешно лечился в Оказакском госпитале и 22 марта умер от чахотки вследствие простуды; для погребения отвезен в Нагоя, так как в Оказаки еще не кончились затруднения касательно христианского погребения. (Затруднения эти подняты бонзами по поводу христианского погребения жены Никанора Вакабаяси, умершей в одиннадцатом месяце 1880 года. Начавшаяся по этому поводу тяжба язычников с христианами кончилась в двенадцатом месяце 1881 года в пользу христиан. Но язычники, подстрекаемые бонзами [Монтосиу], во втором месяце 1882 года подали на апелляцию; до сих пор однако не видно никаких результатов сего; должно быть, так и кончится). В настоящее время проповедь здесь производится в четырех местах: 1 . В Квайдо: по воскресеньям и средам вечером с «хино куре». Собирается человек десять христиан, для которых Сасагава объясняет Священное Писание ; язычников не приходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В Эйн-Кареме о. Антонин надеялся создать со временем женский скит – разновидность монашеской общины, не связанной жестко общежительным уставом, но более приспособленной к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц, каждой в своем отдельном уединенном домике-келлии. Желающие скоро нашлись. Это была киевская м. Смарагда (Богуславская) и сестры Вера и Надежда (Жияновы) из Киевской губернии. Формирующейся общине был нужен храм. Необходимо было строить отдельное здание. 16 июня 1880 г. Антонин выбрал место для строительства. «18 октября 1880. Идет постройка церкви в Горней». В течение двух строительных сезонов (1880–1881) «каменных дел мастер» И. Джирьес с артелью возвел за 300 наполеондоров (1,5 тыс. руб. серебром) небольшое здание храма. Монахиней Леонидой в России был заказан иконостас («15 мая. Два письма, доставленные турецкою почтою, от м Леониды, заказавшей иконостас для Горней церкви весь за 700 р.») и приобретены плащаница, сосуды, иконы и другая утварь. Большой колокол в 41,5 пудов был пожертвован Ф.Н. Самойловым, он же «отсыпал на дела мои 2 тысячи», а затем прислал ризу на икону Божией Матери «ценой в 2400 золотых». 969 По мере строительства храма и келлий продолжается работа по осмыслению богословского и литургического значения святого места. В Горнем должен возникнуть не просто скит, но обитель, возглавляемая Самой Богородицей. И храм монастыря должен быть посвящен празднику, специально учреждаемому в память евангельского события – Целования Божией Матери и праведной Елизаветы в Горнем Граде Иудове. Создается новая историко-литургическая реальность. Как писал 16 сентября 1880 г. о. Антонин (Капустин) в одной из своих корреспонденций «Из Иерусалима», «с будущей недели, как слышно, начнется и постройка церкви во имя Божией Матери в честь и память посещения Ею своей южики праведной Елисаветы. В этом “жребии Божией Матери” в близкой будущности устроится обширный приют именитых русских отшельниц, желающих в полной и невозмутимой тишине духа окончить дни своей более или менее тревожной жизни, которому образцом послужит устав древнего скитского жительства, без игумений, без казначей, без благочинных и тому подобных формальностей, и в основу которого положены будут тайноводственные слова вдохновенной песни Богородицы. Да будет!». 970

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время, по убеждению Достоевского, «сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека» (14, 53). Оба писателя были глубоко уверены в том, что основой нравственного преобразования человека и общества должно явиться христианское самосовершенствование личности как путь к «торжеству любви, правды и мира » . Совершенствование, считал Лесков, – первостепенная цель бытия на земле – для должного приуготовления себя к жизни вечной: «существование наше всё-таки не случайность, а школа, воспитательный период, никак не более, и затем состояние, какого “не видел глаз и не слышало ухо”» (X, 439). Писатель цитирует здесь духовное откровение апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Великих русских художников слова сроднило стремление к истине, явленной Христом и сохранённой православной верой. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 1. – С. 401. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 1. – С. 403. Лесков Н.С. Граф Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и религия любви)//Новости и Биржевая газета. – 1883. – 1, 3. – 1, 3 апреля. Богаевская К.П. Н.С. Лесков о Достоевском: 1880-е годы//Литературное наследство. – Т. 86. Ф.М. Достоевский. – Новые материалы и исследования. – М., 1973. – С. 606. Виноградов В.В. Достоевский и Лесков в 70-е годы XIX века//Проблема авторства и теория стилей. – М., 1961. – С. 487. Лесков Н.С. Первенец богемы в России//Исторический вестник. – 1888. – Т. XXXII. – 6. – С. 534. Лесков Н.С. Обнищеванцы//Русская рознь: Очерки и рассказы (1880–1881). – СПб., 1881. – С. 380. Лесков Н.С. Обнищеванцы//Русь. – 1881. – 16 – 21, 24, 25; Русская рознь: Очерки и рассказы (1880–1881). – СПб., 1881. Лесков Н.С. Обнищеванцы//Русская рознь: Очерки и рассказы (1880–1881). – СПб., 1881. – С. 380.

http://bogoslov.ru/article/5150801

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010