епарх. вед. 1874. 18. Неоф. ч. С. 662). В числе знаменитых переселенцев из Западной в Восточную Украину того времени нам известны, кроме предков св. Иннокентия, еще и другие роды. Так, из местечка Уланова нынешней Подольской губернии переселились в Черниговскую губернию предки Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского (умершего в 1696 г.) (Прибавл. к Черииг. епарх. извест. 1871. С. 23. Прим. 8) Из Волыни в Нежин переместились со всем семейством предки знаменитого Стефана Яворского (Черниг. епарх. извест. 1867. 19. Неоф. ч. С. 618–619), митрополит Стефан Яворский по местожительству в Черниговской губернии – земляк св. Иннокентия Кульчицкого. Св. Иннокентий питал к нему глубокую привязанность не только как к своему наставнику, но и как к земляку. 6 Причиною переселения православных волынцев за Днепр и в другие места кроме того были: 1) страх, после сражения под Берестечком народ останется в подданстве у поляков, и 2) страшный голод на Волыни (Вол. епарх. вед. 1874– 18 С. 662–665). По андрусовскому миру (1667) Западная Украина отдана была Польше. Впрочем, под скипетр русского царя переселились православные не только из Волыни и Подоли, но и из Литвы. Так многие из униатов духовного звания из Волыни приходили в Холм искать покровительства у Суши, епископа Холмского, а сей посылал их дли образования в Люблин, Краков и даже Рим, а потом они возвращались в Киев или Украину и принимали православие. Так было и в начале XVIII столетия, о чем хранятся записи в остатках Базильянского Холмского архива. 7 И св. Иннокентий называется то Кульчицкий, то Кольчицкий. На одной из книг, принадлежавших св. Иннокентию н находящихся теперь в библиотеке Иркутской духовной семинарии, под заглавием: «Mensa spiritualium ciborum», 1694 г., на первом листе находится собственноручная надпись святителя: ex libris Innocentii KoIczycki, manu propria. В начале 6 листа той же книги святителя написано: ex libris loannis Kulczycki. На книге, собственноручно писанной святителем Иннокентием, под заглавием: Flumen eloquentiae 1706 г., есть надпись его же: ex libris.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но производство в архимандрита блаж. Иннокентия сперва остановилось, а потом отменено по следующему обстоятельству. Состоявший в Пекинской миссии иеродиакон Филимон, выехавший из Пекина, по смерти архимандрита Илариона, разгласил, что Китайский император или богдыхан Канси или Канхи намерен принять христианскую веру. Это мнение казалось правдоподобным, так как этот богдыхан дозволил христианам свободное отправление богослужения во всём государстве и сохранял дружественное отношение к Петру I. Тобольский митрополит Филофей, узнавши об этом от иеродиакона Филимона, в своём письме от 12 апреля 1719 г. к Сибирскому губернатору, князю Гагарину, находившемуся в это время в Петербурге, выразил мысль, посоветоваться с преосвящ. Стефаном Яворским и доложить Государю, что при назначении доброго и мудрого человека в Пекин, полезно было бы, хотя бы чином архиерейским или архиепископом почтити и клиру с ним человек 15 послати; понеже то они китайцы, разумеют, что его царское величество для укрепления вечного мира таких людей пришлёт 30 . По этому Святейший Синод, под председательством бывшего местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Стефана Яворского , вступив в управление делами церковными, благорассудил, вместо архимандрита, назначить в Пекин епископа, чтобы он мог заботиться о распространении христианства в Китае, и рукополагать своих священников из местных жителей по тому примеру, как действовали латинские епископы. Благоговейный Иннокентий избран был для этой духовной цели 31 . Между тем, пока производилось об этом дело, архимандрит Лавры Феодосий, указом 31 декабря 1720 года, назначен в епископа Новгородского, а блаж. Иннокентию поручено исправлять должность наместника Лавры 32 . 14 февраля 1721 года Святейший Синод докладывал Государю: определённого в Хинское государство иеромонаха Иннокентия Кульчицкого архиереем Иркутским и Нерчинским, для близости к оному государству посвятить-ли, и оного для удобнейшего обхождения от Сибирской епархии отделить-ли? Государь отвечал: в архиереи посвятить, но лучше без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтоб иезуиты неперетолковали низко и бедства б не нанесли 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Нет, обиду он ей не простит, особенно того, что она назвала его стариком. Какой же он предлог найдет? Я не догадывалась, как легко это можно устроить. Маленькие палочки и большие последствия В операционной всегда должен быть большой запас палочек с ватным тампоном для смазывания йодом операционного поля. Их, как и весь материал, должна заготавливать и стерилизовать санитарка. Но это просто физически невозможно, чтобы операционная санитарка, и так перегруженная сверх всякой меры, могла еще наколоть и выстругать 200–300, а то и больше палочек. Естественно, она поручала заготовить палочки кому-нибудь из выздоравливающих, отдавая ему за труд свою пайку хлеба. На следующий день после события, о котором рассказывал Семенов, Лэся, по обыкновению, принесла в палату выздоравливающих обрезки досок, нож и хлеб. И вот, когда больной, весь усыпанный стружками, усердно строгал палочки, в палату внезапно ворвался начальник режима Сорокин — маленький и очень злой тип. Минуя три палаты, он ринулся в четвертую и — прямо к тому доходяге, что стругал палочки. Выхватывая у него из рук нож, он завопил: — Кто дал право санитарке Кульчицкой давать заключенному оружие?! Больной растерялся и пробормотал, что он всегда заготавливает палочки для операций. Спасать положение ринулась врач Надя Глебова: — Это я дала ему нож! — Неправда! Это санитарка, заключенная! И за это она будет наказана! Вот и ответ на вопрос. Так Кузнецов отомстил девушке, не пожелавшей ценой своей девичьей чести заплатить за право на чистую работу в тепле, за работу, отвечающую ее слабому здоровью. На следующий день Лэсю угнали в седьмое лаготделение на общие работы, без права на трудоустройство. Года через три, будучи уже на воле, я ее увидела на улице. Была пурга, на улицах — заносы, и Лэся с бригадой слабосиловки расчищала улицу возле первого магазина. Я бы ее не узнала, до того она была измученной, почерневшей! Я накупила белых булок и, пользуясь тем, что конвоир повернулся спиной к ветру, сунула их в фанерный ящик на санках, в котором девочки вывозили снег…

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

Быстрый оборот койки… Минимум койко-дней… Цепочка невезений замкнулась. Судьба молодого паренька была решена. Официально больной должен дать согласие на ампутацию. И он дал, но — на ампутацию двух пальцев! Даю наркоз. Больной засыпает. Постой, что они затеяли? Ведь они собираются ампутировать плечо! Я прекращаю наркоз: — Надежда Алексеевна! Ведь это правая рука! Поражены, по существу, лишь два пальца… — Сестра! Давайте наркоз! — Но… Правая рука… Он не давал согласия! — Да как вы смеете! Санитарка! Зови сестру Любченко давать наркоз! Кузнецов вне себя от негодования. Наложен жгут. Разрезали ткани. Надя перевязывает сосуды. Визжит пила, перепиливая кость. Вот с глухим звуком упала рука — правая рука — в таз. С шумом распахивается дверь. На пороге — санитар. — Виктор Алексеевич! Приехал Воронин. Он с Елизаветой Ивановной идет сюда. Что тут стало с Виктором Алексеевичем! Он, врач, ассистирующий на операции, схватил ампутированную руку и стал с ней метаться по комнате, как кошка на пожаре! Сорвав стерильную простыню, которой был укрыт инструмент, он с лихорадочной поспешностью искал, куда бы ее спрятать. Ведь начальник норильских лагерей Воронин мог бы обратить внимание, что при гангрене двух, всего двух пальцев, была ампутирована вся рука, то есть «рабочая единица» сделана нетрудоспособной. Это предрешило участь Ольги Бабухивской. Кузнецов не мог простить тем, кто видел его — «великого хирурга» — в столь неавантажном ракурсе. Как Ольга на него смотрела, зажимая рот руками! Ее так и не оформили санитаркой: она продолжала работать, числясь больной. Работала Ольга отлично, но вскоре ее выписали и отправили не обратно, на лагпункт «Нагорный», а в спецлагерь — лагерь усиленного режима. Опять я осталась без санитарки! Непокорная Лэся Каждый день приносил все новые и новые разочарования. ЦБЛ, этот некогда оазис в пустыне бесчеловечности, превратился в нечто вполне лагерное. На каждом шагу натыкалась я на возмутительное безразличие к страданиям и несправедливость. Жестокость и бесчувствие стали фоном, на котором протекала наша жизнь. Один из характерных примеров — случай с Лэсей Кульчицкой, операционной санитаркой.

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

Из числа бывших в Жировицах ставленников некоторые обнадежены в допущении их к духовному сану: но до выезда моего в столицу ещё не прибыли для посвящения. Я прошу ваше преосвященство забрать о сих ставленниках надлежащую справку от его высокопреподобия председателя консистории и по предварительном решении консистории рукоположить их в диаконы до моего в епархию прибытия. Вы можете также рукоположить в иереи поставленного мною прошедшею осенью в диаконы Калиского. Что касается воспитанников семинарии, кончивших уже учение, то я рукоположение их предоставляю совершенно усмотрению вашего преосвященства впредь до моего приезда в епархию, лишь бы только по решению консистории не оказалось никакого препятствия. Впрочем, все рукоположенные вашим преосвященством надлежащие грамоты получат после моего прибытия в епархию. С тем вместе, я нахожусь вынужденным поручить вам тягостную обязанность совершить обряд лишения священнического сана над иеромонахом Виленского монастыря Лавриновичем, если он будет доставлен гражданским начальством. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 22 февраля за 54, о получении указа касательно отпуска ежегодно по 5.000 руб. для каждой Униатской епархии на устройство в беднейших церквах иконостасов и проч. Указ оной коллегии, от 20 сего февраля за 212, касательно отпуска ежегодно по пяти тысяч рублей для каждой Униатской епархии на устроение в беднейших Униатских церквах иконостасов, на покупку книг и снабжение оных необходимою церковною утварью, из суммы 28.000 р., Всемилостивейше пожалованной на Греко-униатскую духовную академию, – мною получен к надлежащему сведению. О чём имею честь Греко-униатской коллегии донести. Министру внутренних дел Д.Н. Блудову, от 25 февраля за 63, о вредных будто бы действиях в отношении Православия состоящих в м. Вишниовце греко-униатских священников Кульчицкого и Потуржинских, и о безместных священниках на Волыни и Подоли Вследствие почтеннейшего отношения вашего высокопревосходительства, от 22 сентября истекшего 1833 года, касательно вредных для Православной Церкви действий Греко-униатских священников, Волынской губернии Еременецкого уезда в местечке Вишниовце при Латинском костёле состоящих, Василия Кульчицкого, Василия и Михаила Потуржинских, я сделал посредством консистории распоряжение о немедленном перемещении помянутых безместных священников исправляющими должность викарных священников, Василия Кульчицкого к Романовской церкви Волынской губернии Луцкого уезда, Василия Потуржинского к Столпецкой церкви Минской губернии и уезда, а Михаила Потуржинского в Негневицкой церкви Гродненской губернии Новогрудского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ныне приобретён в Гродно большой дом для помещения преосвященного Игнатия, епископа Брестского, и по предварительному моему соглашению с ним, преосвященным, оказалось возможным для временного помещения училищ обратить часть третьего этажа сказанного дома, без стеснения преосвященного и самого училища. Посему покорнейше прошу посредства вашего сиятельства, чтобы разрешено было: 1) Супрасльские духовные училища к наступающему курсу учения, то ест к 1 сентября настоящего года, перевести в губернский город Гродно: 2) поместить их временно в архиерейском доме, по ближайшему усмотрению местной потребности; 3) на перемещение училищ и применение временное к необходимому помещению жилых комнат, предназначаемых для училищ в архиерейском доме, употребить нужное количество денег из экономической суммы Супрасльских, училищ которой с прошлого года осталось в наличности 608 рублей серебром; 4) представить впоследствии предположение об устройстве постоянного помещения для Гродненских духовных училищ при архиерейском тамошнем доме и преимущественно в одном из флигелей; 5) помещение, занимаемое ныне Супрасльскими училищами, передать обратно Супрасльскому Благовещенскому монастырю, подобно тому, как было сделано при закрытии училищ, состоявших при Березвецком монастыре. Протоиерею Верховицкой церкви Паньковскому, от 10 апреля за 1259, с отказом в перемещении священника Кульчицкого из Верхович и возвращении туда дьячка Демьяновича, по его, Паньковского, ходатайству На прошении его, от 31 марта, в котором, описывая неодобрительные поступки второго Верховицкого священника Кульчицкого, просит о перемещении его из Верхович, равно о возвращении туда дьячка Демьяновича, переведённого к Барщевской церкви, по недоброжелательству к нему Кульчицкого и самого благочинного, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Ход епархиальных дел имеет свой определённый порядок и свои правила. По свидетельству преосвященного Игнатия и благочинного должно было быть принято в полное уважение, и необходимо имело последствия, прописанные в вашей просьбе. Напрасно вы, отец протоиерей, не старались объяснить благочинному прописываемых вами обстоятельств и местных потребностей – они были бы без сомнения приняты в своё время в уважение. Этот путь предстоит вам и теперь, если только формальною просьбою не захотите полного следственного дела. При том в наступающем лете предстоит преосвященному Игнатию осмотр церквей Брестского благочиния, и вы удобно можете ему разъяснить на месте все обстоятельства; и если ваши показания подтвердятся преосвященным, то вы получите желаемое удовлетворение. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 12 апреля за 1307, с мнением касательно помещения в Вильно для женского монастыря с училищем девиц и уездного духовного училища

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В Петербурге, по сказанию Иркутского летописца Пежемского, имевшего большую коллекцию исторических актов, Иннокентий Кульчицкий получил звание Обер-Иеромонаха во флоте. А как по морскому уставу, начертанному державною рукою Петра, на обер-иеромонахе лежала обязанность в течении недели посетить каждый корабль, обозреть жизнь и служение корабельных иеромонахов, управлять ими, разрешать между ими разные недоуменные случаи, и обо всем давать отчет святейшему Синоду; то, нет сомнения, что такое доверие могло быть сделано неиначе, как при личной и короткой известности лица доверяемого Основателю русского флота. Впрочем, то одно, что Иеромонаха Иннокентия Кульчицкого, а не кого другого назначили в Китай, служит неоспоримым фактом, что Государь знал, кого назначал исполнителем задушевного своего в отношении к Китаю предначертания, знал, кого посылал на многотрудную борьбу с заправлявшим в то время делами пекинского трибунала, с коварным товариществом иезуитов, всегда враждебных церкви православной, утверждения и распространения которой они особенно не могли потерпеть там, где уже владели умами. Коль скоро решено было назначение иеромонаха Иннокентия в Пекин, Святейший Синод 14 Февраля 1721 года докладывал Государю: определенного в Хинское государство иеромонаха Иннокентия Кульчицкого, архиереем Иркутским и Нерчинским, для близости к оному государству посвятить ли, и оного для удобнейшего обхождения от Сибирской епархии (Тобольской) отделить ли? Государь отвечал: в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии городы порубежные к Хине, чтоб иезуиты не перетолковали низко и бедства б не изнесли. (П. С. 3. 1721. ст. 3734). Относительно снабжения Епископа Иннокентия ризничными и другими относящимися до Богослужения принадлежностями было сделано от св. Синода особое распоряжение. А какое назначено было Епископу Иннокентию содержание, о том гласит следующая хартия: «По указу Великого Государя и Великого Князя Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержца, в Иркутскую провинцию стольнику и Воеводе Ивану Ивановичу Полуектову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мэр города Руслан Николаевич Болотов в своей речи подчеркнул важность деяний святителя Иннокентия (Кульчицкого) на государственном уровне и их значимость для развития Сибири; рассказал о Культурно-просветительском центре в Анге и «международном уровне» деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) . Руслан Николаевич отметил, что «парадокс нашего времени заключается в том, что молодое поколение, которому сейчас чуть больше 20, сегодня становится таким же патриотичным, как поколение, которому сегодня за 50. И это, наверное, наш общий результат, который заключается в том, что дети поверили в свою страну и в то, что в своей стране можно быть человеком самодостаточным. Что страна наша великая и с точки зрения культурного наследия, и с точки зрения духовных традиций, и с точки зрения истории». Мэр города подчеркнул, что необходимо приводить в аллею всех школьников города, чтобы они знали о наших святых земляках, о своей истории и духовных традициях: «Зная свою историю, мы сможем обеспечить свое будущее. Не зная своей истории — крайне сложно двигаться дальше». Директор Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н.Муравьева-Амурского Сергей Геннадьевич Ступин высказал радость от факта причастности музея к проекту «Аллеи двух святителей», рассказал о передвижных выставках музея, которые посвящены Сибирским святителям и подчеркнул, что «образованный человек в Иркутске должен отличать Бабеля от Бебеля, Гоголя – от Гегеля и Иннокентия (Кульчицкого) – от Иннокентия Московского». «И образовательное пространство, которое организовано сейчас в «Аллее святителей», должно помогать этой задаче просвещения. Активные помощники проекта получили от организаторов Благодарственные письма, которые вручил им митрополит Максимилиан. Среди награжденных – Филанович Е.О., Гончаренко Наталья Валерьевна, Крючкова Тамара Александровна, Гайла Денис Геннадьевич, Рзаева Юлия Викторовна, Саннив Александр Павлович. Источник:  Иркутская епархия Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное

http://azbyka.ru/news/v-irkutske-otkryla...

И понеже 1719 года получен здесь из Сената Его Ханова Величества лист, писанный к Сибирскому Губернатору, в котором оный объявляет, что помянутый архимандрит Иларион в Пекине умре, и что дается от Его Ханова Величества свобода в Государстве Его Величества, вместо оного умершего, из Государства Его Царского Величества другого Архимандрита прислать; того ради Его Царское Величество рассудил за потребное повелеть отсюда отправить в Пекин, на место помянутого умершего Архимандрита, для отправления тамо Божественные службы и всех тамо принадлежащих по закону нашему духовных дел духовную особу Господина Иннокентия Кульчицкого, и с ним двух иеромонахов и двух диаконов и несколько служителей, которых при сем роспись приложена. И так мы, учрежденный от Его Царского Величества Правительствующий государственных дел Сенат, по Всемилостивейшему от Его Царского Величества повелению, Ваших Сиятельств и Превосходительств просим дружелюбно, дабы по вашему представлению, Его Ханово Величество помянутому Господину Кульчицкому, с обретающимися при нем священники и диаконы и прочими служители позволил не токмо в Пекине свободно пребывать и службу Божественную в церкви по обыкновенно нашему христианскую отправлять, но и в прочие места государства Его Ханова Величества, где есть люди нашего закона, для посещения оных, невозбранно ездить, а особливо, Его Ханово Величество, по имеющейся своей дружбе с Его Царским Величеством, изволил содержать оную, нашего закона церковь и помянутого Господина Кульчицкого, со всеми служители и прочими нашея христианские веры людьми, в своей протекши и милости; за что взаимно в Государстве Его Царского Величества, что Его Ханову Величеству благоугодно явится, ко удовольству Его охотно исполнено будет. «Желая впрочем Вашим Сиятельствам и Превосходительствам всякого благополучия, пребываем Ваших Сиятельств и Превосходительств доброжелательные: Александр Меньшиков. Граф Андрей Матвеев. Адмирал Граф Апраксин. Подканцлер Барон Петр Шафиров. Канцлер Граф Головкин. Князь Димитрий Кантемир.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кафедральный собор в честь Богоявления в Иркутске. 1718–1746 гг. Фотография. 2000 г. В соответствии с указом 1727 г. территория новообразованной Иркутской епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции. 8 сент. 1727 г. находившийся в Иркутске надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митр. Антония (Стаховского) передал в ведение 1-го самостоятельного Иркутского архипастыря свт. Иннокентия (Кульчицкого) 43 храма и 3 мон-ря: в Иркутске 7 храмов и 2 мон-ря ( иркутский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь и жен. Знаменский), в Иркутском дистрикте 15 храмов, за Байкалом Посольский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в совр. Бурятии) и 21 церковь на территории от Удинска (позднее Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ) до Нерчинска (ныне в Забайкальском крае). Спасо-Преображенский мон-рь в Якутске и Усть-Киренский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , а также храмы городов Илимска (совр. Иркутская обл., затоплен при строительстве Усть-Илимского водохранилища), Киренска (совр. Иркутская обл.) и Якутска, приносившие значительный доход, Тобольский митрополит оставил в своей юрисдикции. Забайкальский Селенгинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (на территории совр. Бурятии), расположенный в центре вновь образованной Иркутской епархии, также остался под управлением Тобольского митрополита. Особый статус имел основанный в 1706 г. на территории Иркутского и Нерчинского вик-ства нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . По указу Петра I Алексеевича от 17 апр. 1706 г. первенствующая роль в управлении монастырем принадлежала вкладчикам; «архимандритам и игуменам того монастыря» предписывалось «крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию… и служебное правило». Несмотря на то что мон-рь не был назван в указах, утверждавших юрисдикцию Иркутского архиерея, в апр. 1728 г. свт. Иннокентий назначил туда игуменом своего духовника Нафанаила. Указ Петра I о Нерчинском мон-ре стал причиной борьбы вкладчиков и настоятелей за власть, что привело к закрытию обители в 1773 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010