В последние 100 лет установлены были следующие церковные праздники. Св. Димитрий митрополит Ростовский был в 70-х годах прошлого столетия еще «Новоявленным» Чудотворцем, так как праздник ему был установлен только в 1757 г. (апр. 22). Св. Димитрию было посвящено несколько престолов, напр. в Морском Никольском Соборе, в Колтовской и в селе Никольском (на «Плитной ломке»). Празднество совершалось по чину, составленному Арсением Мацеевичем , митрополитом Ростовским. Около этого же времени было распоряжение, чтобы к трем первым дням Пасхальной седмицы прибавить еще три последние дня. В 1793 году была разослана по церквам служба св. Праведным Захарии и Елизавете, так как около этого времени совершился брак Великого Князя Александра Павловича с Елизаветой Алексеевной. В 1798 г. внесен в табель день Казанской Бож. Матери (22 октября). В 1799 г. была прислана Императору Павлу с острова Мальты десная рука Иоанна Предтечи, с частью Животвор. Древа и Филермскою Иконою Божией Матери. Павел 1-й, приняв звание Великого Магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского, приказал устроить в честь этого ордена церковь в Каменно-Островском Дворце. В следующем году были разосланы службы на 12 октября – день принесения свящ. предметов из Мальты в Гатчину. В 1804 г. Свят. Синод, указом от 1 дек., установил праздновать 26 ноября обретение мощей св. Иннокентия (Кульчицкого), просветителя Сибирских инородцев, скончавшегося в 1731 году. В 1819 году внесен в святцы праздник 12 июня, в память св. Арсения Коневского, скончавшегося в 1444 году. Тогда же установлен праздник Коневской Бож. Матери, принесенной с Афона преп. Арсением. В следующем году напечатана была в Синодальной типографии и разослана по церквам служба этим праздникам. В 1832 г. установлено праздновать 23 ноября – день св. Митрофана, епископа Воронежского, скончавшегося в 1703 году. Нетленность мощей была засвидетельствована комиссиею, под председательством Григория, архиепископа Тверского. В 1862 году стали, особенно торжественно, праздновать св. Просветителям Славян Кириллу и Мефодию. Начинателями этого дела были члены Славянского комитета и из них, особенно, слепец Григорий Ширяев. Праздник празднуется 14 февраля и 11 мая. В эти дни совершается Литургия в Исаакиевском Соборе, а вечером бывает «чрезвычайное» торжественное собрание Слав, комитета в Думе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

20 марта 1754 года святитель Софроний прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь – место жительства своих предшественников, молился на могиле святителя Иннокентия (Кульчицкого;1731, память 26 ноября/9 декабря). Для знакомства с паствою святитель Софроний предпринял продолжительные и трудные путешествия по епархии, посетив при этом Нерчинск, Киренск, Якутск. Посещения самоотверженного иерарха, умудрённого опытом и воодушевлённого ревностью по Бозе, всюду вносили свет евангельской истины и христианской любви. Немало трудов положено святителем по устроению и расширению дела Сибирской миссии. С этой целью он устраивал миссионерские станы, сам лично совершал многочисленные миссионерские поездки, давал пространные наставления миссионерам, заботился как о духовных, так и о материальных нуждах крещёных инородцев. Своё пребывание на Иркутской кафедре святитель ознаменовал также ревностным попечением о благолепии богослужения, постройке храмов, снабжением их утварью, колоколами, постройкой архиерейского дома, устройством духовной семинарии, причём лично разделял труд преподавателей. Он неустанно заботился о нравственном и материальном благополучии духовенства. Известны случаи заступничества епископа по поводу своеволия местных воевод, притеснявших жителей края. Много заботился владыка о повышении уровня жизни монашествующих, назначая настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году святитель Софроний возвёл своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в сан архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года, до своей блаженной кончины. В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором выражалась озабоченность обучением и воспитанием детей. Духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причём учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мекишине, Городницкого уезда той же губернии. Инспектор института девиц восточной Сибири Григорий Петрович Сементовский сообщил нам, что в 1828 г., будучи проездом в одном селе (название по давности забыл), Пирятинского уезда, Полтавской губернии, он слышал от своего спутника, что священник этого села – Кульчицкий – родственник св. Иннокентия Кульчицкого, епископа Иркутского. Да и по самому слогу, оставшихся от св. Иннокентия, документов, можно заключить о его происхождении из Черниговской губернии. Так, в своём донесении Св. Синоду из Селенгинска от 18 ноября 1723 г., святитель выражается так: «и кормиться впредь с людьми, при мне застаючими неиметиму чим» 10 . Здесь слово «застаючими» принадлежит вообще к выговору малороссийскому и западных губерний, а слово «неиметиму» – преимущественно Черниговской и Полтавской губерниям. О благочестии родителей свят. Иннокентия сохраняется предание между Кульчицкими, которые признают себя в родстве со святителем. Так в настоящее время проживает в Полтаве Константин Григорьевич Кульчицкий, коллежский секретарь, служащий в почтамте. О роде Кульчицких он пишет следующее: «вступив в подданство России, этот род, будучи знаменит сам по себе, ещё более был известен по своему благочестию и преданности церкви греческой. А что это верно, в этом удостоверяет преемственное продолжение рода Кульчицких в духовном звании». И действительно, и в настоящее время есть много Кульчицких в священническом сане. Свят. Иннокентий родился около 1680–1862 годах. При решении вопроса о годе рождения св. Иннокентия взято во внимание время кончины святителя (1731 года), время воспитания его в Киевской академии при Иоасафе Кроковском, Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче , год его вызова (в 1710 г.) в Москву после окончания курса учения в Киевской академии и пострижения в монашество и, наконец, древнейшие его изображения. Святитель мог поступить в училище-академию не позже 12–13-ти лет от роду. Учился в ней средним числом 13–15 лет, и судя по богословским семестрам кончил учение в Киевской академии не позже половины 1709 года, а в начале 1710 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Богослужения в память о святителе Иннокентии прошли в Иркутской области Иркутск, 22 февраля 2005 г. Святитель Иннокентий Иркутский Торжественные богослужения в память о первом православном епископе на восточных рубежах России – Иннокентии Кульчицком – прошли сегодня во всех храмах Иркутской области, передает ИТАР-ТАСС. Они приурочены к 200-летию со дня обретения мощей святителя, причисленного в начале XIX века к лику святых. Иннокентий Кульчицкий родился в 1680 году, преподавал в Московской славяно-греко-латинской академии, был послан Петром Первым с миссией в Пекин. Однако Китай отказал ему в приеме и указом императрицы Екатерины Первой в 1727 году Иннокентий Кульчицкий назначается епископом Иркутским и Нерчинским. За четыре года на территории Сибири и Дальнего Востока он провел большую миссионерскую работу: при нем закладывались и строились новые церкви, открывались школы, в том числе действовала знаменитая " мунгальская школа " для детей из числа коренного населения. В 1731 году епископ скончался и был погребен в склепе на территории Вознесенского монастыря в Иркутске. 22 февраля 1805 года во время ремонта обители строители обнаружили, что останки Иннокентия остались нетленными. На том месте, где 200 лет назад были обретены мощи епископа, сегодня установлен памятный знак. Освящена написанная современным художником Зоей Король икона " Первое чудо святителя Иннокентия " . В Иркутске прошел большой духовно-просветительский вечер с участием священнослужителей, писателей, общественных деятелей и творческих коллективов Прибайкалья. 22 февраля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12760.html

«Иннокентиевские чтения» пройдут в Иркутске 3 декабря 2007 г. 14:03 6-7 декабря Администрация Иркутской области и Отдел религиозного образования Иркутской епархии проводят в Иркутске научно-практическую конференцию «Иннокентиевские чтения «Православие. Образование. Культура». Чтения посвящены памяти первого Иркутского епископа Иннокентия (Кульчицкого), пребывавшего в городе в первой половине XVIII века немногим более четырех лет (1727-1731 гг.). За это время им были открыты в Иркутске русская и бурятская школы для всех сословий, многое сделано для того, чтобы облагородить нравы местных жителей, привить им основы христианской нравственности. Именно как просветителю епископу Иннокентию и посвящается  научно-практическая конференция по проблемам духовно-нравственного образования и воспитания. Гостями конференции станут декан педагогического факультета  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-религиозных отношений иеромонах Киприан (Ященко) и профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, доктор психологических наук Лариса Филипповна Шеховцова. К участию в «Иннокентиевских чтениях» пригашены преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, учителя школ, гимназий, лицеев, представители творческих союзов, студенты и старшеклассники. Конференция будет работать по трем основным направлениям «Православное образование», «Православие и культура» и «Православие и общество». Лучшие работы будут рекомендованы для участия в XVI Международных Рождественских образовательных чтениях и II Молодежных Рождественских чтениях. Сайт Иркутской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/332303.htm...

В Москве, по Указу Синодскому, выданы были Преосвященному Иннокентию из ризницы Патриаршей Омофор, из Типографии книги всего церковного круга и несколько учебных книг, из казны Патриаршей церковные серебряные сосуды, весом в 2 фунта и 46,5 золотников. В дополнение к этому, от ризницы и от прочего к сану Архиерейскому нужного, велено ему взять у Суздальского Архиерея всё то, что прежде бывшему Преосвященному Ефрему, Митрополиту Суздальскому, из Тамбовской ризницы было выдано и в Суздале осталось. В числе прочих вещей получил он митру одного Армянского Архиерея, которую переделал по обыкновению Греческой церкви. В Тобольске взял он из Тобольской Архиерейской ризницы шапку, которая дана была бывшему в Пекине Архимандриту Илариону, и, после смерти его в 1711 году, Архимандритом Антонием Платковским обратно из Пекина в Тобольск вывезена. В Иркутск прибыл он в Марте 1732 года и того же года отправился в Селенгинск; но в Пекин оттуда пропущен не был по следующим обстоятельствам: Бывший в Пекине незадолго перед тем чрезвычайный Посланник Измайлов хотя весьма ласково был принят от Богдыхана, за исполнение всех Китайских приёмных обрядов угощён Богдыханским столом и получил даже в подарок собственную Богдыханову соболью шубу; но никакого трактата с ним не заключено потому, что дело о разграничении Империи и о Монгольских перебежчиках, перешедших в Россию, коих Богдыхан обратно требовал, не было ещё решено. Богдыхан отпустил его только с уверением о дружбе своей к Российскому Государю, и с обещанием дать место Российскому Агенту в Пекине и построить для приезжающих туда Русских купцов двор. Дальнейшее же соглашение предоставлено будущему съезду обоюдных на границе Послов. С сим одним Измайлов и выехал из Китая, а по выезде уже его, привезена в Пекин вышеупомянутая рекомендательная о Преосвященном Иннокентии грамота, которая в Пекине распечатана: но по прочтении обратно оттуда при письме Монгольского Тушетухана Очироя-Бату к Селенгинскому начальнику 24 Сентября 1722 года, возвращена с таким пояснением, что: «по Указу Богдыханскому, Господина Иннокентия Кульчицкого 137 в Пекин пропускать не велено для того, что от Сибирского Губернатора никакого о нём письма нет, и знака печати 138 , каковые даны, Измайлову, не приложено; а особливо же, что о Монгольских беглецах 139 и о делах против письма отповеди не имеют; а если об отдаче их беглецов будет именно розыск, тогда и о приёме помянутого Кульчицкого будет совет и договор».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Как я отнёсся по сему делу к г. обер-прокурору Святейшего Синода, то и предписываю вам сим, отец протоиерей, не делая ни малейшего препятствия обращению в Православие помянутых прихожан церкви, однако же приходской не отдавать в ведение Православного духовенства, впредь до дальнейшего моего распоряжения. Настоящее предписание вы объявите в случае надобности комиссарам, но по секрету. Между тем донесёте мне обстоятельно, каким порядком происходило присоединение, сколько действительно присоединится к Православию ваших прихожан, и принадлежали ли они прежде к вашей церкви или к одной из упразднённых. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (конфиденциально), от 10 мая за 220, о поступках Православного духовенства в присоединении Ратненских прихожан, и об удалении из Ратна священника Кульчицкого В 4 день сего мая за 211, имел я честь довести конфиденциально до сведения вашего сиятельства о вредных последствиях преднамеренного обращения в Православие Ратненских Греко-униатских прихожан. В дополнение долгом считаю препроводить при сем список только что полученного мною рапорта благочинного Дмоховского и приложенных при нём бумаг. Ваше сиятельство усмотреть изволите, как несообразны поступки Православного духовенства с предположениями и духом мер, принимаемых по Униатскому делу. По получении ближайших сведений, ваше сиятельство не оставите, без сомнения, снабдить меня нужным распоряжением. Между тем, однако же, долгом считаю просить посредства вашего сиятельства, чтобы священник Кульчицкий во всяком случае не был оставлен при Ратненской церкви. Он слишком мало бы делал чести Православному духовенству: он оставлен правительством в сильном подозрении по делу о поджоге строения предместника Дмоховского, священника Полухтовича; начато было дело даже о преднамеренном от Кульчицкого отравлении самого благочинного Дмоховского. Оставление его в Ратне не только произведёт вредное общее впечатление, но, вероятно, имело бы также и частные худые последствия и беспорядки. Преосвященному Антонию, епископу Брестскому, от 20 мая за 241, об истребовании от благочинных удостоверения о благонадёжности священников, и о вызове неблагонадёжных из них в Жировицы

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Осенью 1882 г. моя мать со всеми детьми переехала из Дагды в Витебск. На окраине города она наняла маленький деревянный домик в три окна на улицу. Сестра Леля поступила в женскую гимназию ведомства Импер. Марии, а сестра Витя была принята в институт в Москве. Праздники я проводил теперь уже дома в семье. К сожалению, отношения мои к товарищам в конвикте испортились. У нас был обычай в случае ссоры заявлять: «Я с тобою не разговариваю». После этого все сношения между поссорившимися прекращались, они переставали замечать друг друга и такой разрыв мог продолжаться несколько дней, недель и более. Не знаю почему, вследствие ли различия интересов, характера и т. п., у меня такие ссоры стали учащаться и кончилось дело тем, что у меня прекратились отношения со всеми мальчиками в нашей «занятной» комнате. Среди своих товарищей я жил в полном одиночестве, которое тяжело угнетало меня своею крайней ненормальностью. Живые предприимчивые мальчуганы, конечно, не оставляли меня в полном покое. Некоторые из них изощрялись в причинении мне мелких неприятностей; например, зная, что я брезглив, какой- либо мальчишка обмазывал край моего стола своими соплями. Молча, выносил я все такие обиды, никому не жалуясь, даже матери своей я не рассказывал о том, что происходило со мною в конвикте. Также и гимназические дела мои ухудшились. Учился я в общем хорошо. Но латынь во втором классе так опротивела мне, что я получил за одну четверть двойку и с трудом после этого выправился настолько, чтобы не остаться на второй год в классе. Как скучно было у нас преподавание латыни, можно судить по следующему факту. Кажется, уже в третьем классе к нам в конвикт был принят Вильгельм Ланге (Василий Федорович Ланге, впоследствии ставший врачом). Он был мальчик тихий, хорошо воспитанный, скромный. Сидел он на парте в первом ряду. Однажды на уроке учителя латинского языка Кульчицкого в то время, как весь класс изнывал от скуки, слушая вялый перевод с латыни, производимый каким-то плохим учеником, Ланге вдруг бросил в Кульчицкого вставочку, находившуюся у него в руках и попал в руку учителя. Возможно, что бедный ребенок был доведен пустотою урока до состояния, близкого к потере сознания. Поступок его до такой степени не соответствовал его характеру и примерному до сих пор поведению, что педагогический совет замял это дело и подвергнул Ланге ничтожному взысканию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

 -Сумели, сумели…  -Я сейчас сталкиваюсь часто с теми, кто живет на Украине, приходится общаться, и должен вам сказать, что огромное количество людей сумели так обработать информационным оружием, что многие украинцы сейчас вне зависимости…понимаете, на Украине невозможно отличить не этнического малоросса от русского человека. Потому что смешано все…  -Потому что это одно и тоже исторически.  -Я могу сказать, что процесс творчества, о котором так мечтал лично Римский Папа и все их папы, должен свидетельствовать, что он завершился. Вот сегодня, когда вы спрашивали, кому мы не хотим давать газ, я скажу кому. Вы помните недавно огласили интервью того полковника, которого сбили…  -Генерал-майор Кульчицкий…  -Кульчицкого сбили, да?  -Да-да-да.  -Помните, что он говорил? Он говорил: мы вас, гадов, будем травить, травить ваши колодцы, мы вас будем убивать везде, мы вас будем взрывать.  -Это он сказал сейчас во Владимирке: «Я не украинец…  -Стоп. Значит, дело в том, что это генерал-майор Кульчитский, дорогие братья и сестры. Это человек, который закончил Уссурийское суворовское училище. Это человек, который служил в Киркинесской морской бригаде на Северном флоте. А затем, как он объяснил, почему он приехал на Украину, будучи полковником? Его не повышали в свое время в звании. Досрочно не присваивали, потому что якобы он украинец. Но те, кто служил в советской армии, знает всю ситуацию, понимает, что это не просто бред, а запредельный бред.  -Ну да. Дело все в том, что на самом деле в Советской армии большинство офицеров как раз и были украинцы.  -Ну не большинство…  -как ни странно.  -Сейчас люди, которые воюют в Славянске, говорят о нем. Я сегодня как раз ехал и по радио слушал интервью. Вот там как раз разговор об этом шел. Человек, который родился в Украине, жил в Украине, считал себя украинцем. И вот после этого он сказал: я себя украинцем считать перестал. Так вот Господь всех отделил: козлов от козлищ. Вот те, кто украинцы, вот тем мы газ не даем. А там живут русские люди, как и все, которые на Киевской Руси жили.

http://radonezh.ru/text/voyna-obyavlenna...

При всей указанной нами снисходительности пр. Иосифа к консисторской канцелярии и даже оправдании её, как мы указали в своем месте, пред обер-прокурором св. Синода, он не мог не возмутиться тем обстоятельством, что протокол, утвержденный им еще 15 июня 1853 года, по небрежности консисторской канцелярии, в течение трех лет, не был исполнен ею, так что, только, после получения повторительного указа св. Синода по сему делу от 18 сентября 1856, ему был представлен секретарем консистории для подписи рапорт св. Синоду по означенному протокол. 53 По сему поводу пр. Иосиф сделал строгое замечание секретарю и членам консистории и предложил ей приостановить всякое представление к чинам и другим наградам виновных в указанном упущении секретаря консистории и столоначальника Кульчицкого впредь, до усмотрения совершенной рачительности оных по делам, и, таким образом, поступать и на будущее время относительно других столоначальников, виновных в подобном нерадении. О членах же консистории он заметил, что нерадение их будет иметься им в виду при оценке их заслуг. Вместе с тем он предложил консистории представить ему свое заключение относительно того, какие меры следует принять к предупреждению на будущее время подобных беспорядков. 54 Во время управления Литовской епархией, за отбытием арх. Макария в Санкт-Петербург, пр. Иосифом, епископом Ковенским, им в 1869 году сделано было замечание консисторской канцелярии за то, что отношение от его имени к Ковенскому губернатору было написано на серой бумаге и, когда отношение было переписано на несколько лучшей бумаге, он приказал переписать еще на лучшей. Серьёзного рода небрежность консистории в отношении справок по делам замечаем и при пр. Макарии и Алексии. Благодаря представлению архиепископа Макария в 1871 году, был оставлен св. Синодом в силе брак крестьянина Ковганки с сестрою жены старшего его брата, которые, при венчании их в 1861 году, вместе с поручителями не предупредили причт о своем свойстве, не по намерению скрыть препятствия к браку, а по прежним, еще не отжившим, униатским понятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010