В этот же состоялось знаменитое Бородинское сражение, решившее судьбу Отечественной войны. Русский народ стал астрологическим народом Сегодня, 82 года тому назад, 8 сентября 1941 года, началась 900-дневная блокада Ленинграда. Также мы отмечаем 80-летие освобождения Донецка (Сталино) от фашистских захватчиков. О значении исторических годовщин в воспитании народного самосознания рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» директор-хранитель Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов: В нашем представлении Священная история - это только то, что описано в Ветхом и Новом Заветах. Однако думается, что понятие «Священная история» шире понятия Священного писания. К Священной истории относится история новозаветных народов, в том числе нашего русского народа - история народа, заключившего Завет с Богом. Стало быть, вся наша история – это история отношений с Богом, исполнение Завета, наказание и исправление, чудесная помощь и спасение. Наша русская история обладает качеством священности и обращённости в вечность, поэтому она развивалась по особым законам. Внешнему историку со стороны трудно понять логику развития событий русской истории, которая подчас не поддаётся научному объяснению и изучению. В нашей истории есть необъяснимая притягательная сила, до того она захватывает и очаровывает. Вслед за Александром Сергеевич Пушкиным хочется воскликнуть от всего сердца: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал». В русской истории очевидна закономерность приурочивания событий к церковным праздникам, особым святым дням. Причём, приурочивание подразумевает режиссуру – действия промысла Божия. Ведь самые главные события русской истории соответствовали церковным праздникам. Судьбоносная Куликовская битва произошла в День Рождества Божией Матери. В этот день был открыт памятник «Тысячелетие России».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/iz...

В январе 2013 года закончится работа над художественно-публицистическим фильмом о преподобном Сергии Москва, 20 ноября 2012 года Студия «Объектив» сообщает, что активно продолжается работа над художественно-публицистическим фильмом «Свет огня» (о духовном подвиге одного из самых почитаемых на русской земле святых – преподобного Сергия Радонежского). Автор сценария и режиссер Вячеслав Хотулёв, оператор – Екатерина Тютина (дебют). Впервые в истории российского кино авторы подробно рассказывают о жизненном пути преподобного Сергия, о том, как в течение 55 лет он подвизался в Троицком монастыре, со временем ставшем сердцем духовной жизни России. Заканчивается съемочный период. Группа работала в тех местах, которые тесно связаны с подвижничеством преподобного Сергия. В Ростове Великом съемки проходили на территории Варницкого монастыря, который был построен в начале пятнадцатого века на том месте, где стоял дом родителей преподобного – святых Кирилла и Марии. Масштабные съемки были произведены в Троице-Сергиевой Лавре. 8 октября, в день преставления преподобного Сергия, группа присутствовала на праздничной Литургии, служение которой возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Съёмочная группа также совершила экспедицию на Куликовское поле, работала в тех местах, где проходила историческая битва с монголо-татарским войском под водительством Мамая. Как известно, накануне этого сражения преподобный благословил великого князя Московского Димитрия Ивановича Донского на битву и предсказал ему победу. Работа над фильмом заканчивается в январе 2013 года. Премьера состоится в Московском Доме кино, ориентировочно, в феврале 2013 года. Фильм создается при финансовой поддержке Министерства культуры РФ к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эту великую дату весь православный мир будет торжественно отмечать в 2014 году. Ваши вопросы, пожелания, предложения можете отсылать по нижеуказанным адресам. Наши реквизиты: Генеральный продюсер студии: Брагин Алексей Игоревич

http://pravoslavie.ru/57558.html

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы вновь собрались, чтобы чествовать Божию Матерь, являющую нам Свое заступление через Свою икону, получившую название Владимирской. Сегодняшний праздник связан с одним важным и судьбоносным событием в истории нашего народа. В конце XV века великий московский князь Иван Васильевич III отказался платить позорную и унизительную дань Орде, которая символизировала многовековое рабство, ярем иноплеменников и иноверцев, который висел на шее Руси. Ордынский хан Ахмат пришел в ярость от такого поступка русского князя и лично привел на Русь свои полчища, похваляясь разорить святые церкви и пленить нашу землю. Нелегко было решиться князю на такой смелый и даже отчаянный поступок. Многие близкие люди, родственники, бояре уговаривали его: «Зачем это сопротивление, мы уже привыкли к такому состоянию, ничего плохого в этом нет, будем платить дань и жить также спокойно, как мы жили». Но великий князь был тверд в своем решении добиться окончательной свободы для своего народа и Отечества. И тогда произошло это чудесное событие, предстательство, в очередной раз, Божией Матери за нашу землю, за нашу страну и за нашу веру. Войска великого князя пришли в реке Угре, а с другой стороны собрались войска хана Ахмата. Происходили небольшие стычки, перестрелки, но то ни другое войско не решалось переправиться через реку и вступить в серьезное сражение. Дело закончилось тем, что неожиданно оба войска, и татарское, и русское, снялись со своих лагерей и разошлись в противоположные стороны. Верующий народ Святой Руси связывает это событие с чудесным заступничеством Божией Матери, потому что в это время была усилена молитва, в Москву была вновь принесена Владимирская икона. Люди молились и твердо уповали на заступничество. Почему это событие так важно? Это не просто значимая историческая веха. Важно то, что окончательное освобождение от ордынского ига произошло не силой меча, не силой оружия, а чудесным заступлением Божией Матери. Нам нечем было гордиться в военном отношении. Это не было победой в ожесточенной битве, какой, например, была битва Куликовская, нет, все произошло по милости Божией. Без большого кровопролития Русь была избавлена от рабского ярма, тяготившего ее многие века.

http://pravoslavie.ru/35966.html

Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.      По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе. Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе». Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша, и хан Ахмет, и многие другие завоеватели — всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них. В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо б о льший по размерам и оттого прозванный «Большим» , а первый стал называться «Малым» .

http://pravoslavie.ru/63743.html

Дымково. Храмовый комплекс Дымковской слободы. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Вологодская область, Великоустюгский район, город Великий Устюг, поселок Дымково, 1-й проезд, д. 1. Координаты: 60.756649, 46.288812 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Когда точно появилась Дымковская слобода неизвестно, но судя по тому, что церковь во имя Дмитрия Селунского посвящена покровителю Дмитрия Донского, а церковь во имя Сергия Радонежского его современнику можно с большой долей вероятности отнести появление этих церквей ко второй половине XIV века. В связи с этим можно согласиться с Батаковым Н. который пишет: «8 апреля 1380 года грянула Куликовская битва. Победили соединенные силы русских… В честь победы в Дымкове (теперь часть Устюга) были построены деревянные церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского, позднее на их месте воздвигли каменные, сохранившиеся до нашего времени». Впервые Дымково упоминается в 1462 году в грамоте внука Дмитрия Донского Василия II Темного, в которой великий князь завещает эту слободу своей супруге. Первые сведения о храмах содержит Сотная книга 1630 года. Согласно этой книге, Дымковский приход состоял из деревянной холодной церкви Дмитрия Селунского, деревянной теплой церкви Сергия Радонежского, деревянной колокольни, приходского кладбища, все это было обнесено деревянной оградой. Каменная одноэтажная, пятиглавая холодная церковь во имя Святого мученика Дмитрия Селунского с колокольней начата строиться 6 апреля 1700 года, окончена 20 августа 1708 года, освящена 6 июля 1709 года. Со стороны реки огромный, более 5 метров, киот с иконой Вседержателя. Внутри иконостас 1708 года выполненный местными мастерами. Иконостас пятиярусный, причем небольшие иконы праздничного ряда располагаются в два ряда, друг над другом, верх иконостаса увенчан резным изображением распятия. Особое внимание было уделено царским вратам, пышная резьба подчеркивала их важное место. Когда-то они были украшены шестью клеймами с изображением Благовещения и четырех евангелистов, расположенными под своеобразными резными коронами. В местном ряду было девять икон: по правую сторону царских врат: Нерукотворный образ Спасителя; Великомученика Дмитрия Селунского в молении к Спасителю с надписью: „ 725 года Октября в день, повелением Преосвященнаго Боголепа, писал сей образ Иван Кондаков " ; Воскресение Христово, список с образа, стоящего в Сергиевской церкви; Преподобного Сергия Радонежского с чудесами, древний, греческого письма. По левую сторону царских врат: Божией Матери Тихвинскойй, украшенный серебром, жемчугом и камнями; Живоначальной Троицы с житием Авраама; Успения Божией Матери; Вседержителя, поясной, древний, византийского письма; Великомученика Дмитрия Мироточивого, внизу надпись: „лета от Рождества Христова тысяча семьсот десятаго, месяца Апреля, поновлен сей образ. " Данный образ древний и был храмовым в деревянной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06423

Закрыть itemscope itemtype="" > Мифы и реальное значение Куликовской битвы 22.09.2018 3080 Время на чтение 12 минут Нелюбовь к Дмитрию Донскому является иррациональной чертой многих историков. Создателя Московского великодержавия пытаются извалять в грязи, объявляя то «деспотом», то «трусом», то недальновидным политиком. Куликовская битва - один из центральных элементов русского национального самосознания. В качестве такового она стала национальным мифом, то есть событием, в котором историю чрезвычайно сложно расцепить с мифом. Этот миф начал формироваться сразу же, как отзвенели мечи о шеломы за Непрядвой. Одним из первых рассказов о битве была поэма «Задонщина» Софрония Рязанца, в которой перемежаются рассказ о реальном сражении и яркие поэтические образы «Слова о полку Игореве». Вошедший в большинство учебников рассказ о битве основывается на «Сказании о Мамаевом побоище», возникшем спустя полвека после сражения памятнике, в котором причудливо переплетены реальная история и возникший к тому моменту набор легенд. Именно к «Сказанию» восходит большая часть тех образов Куликовской битвы, что растиражирована в культуре: благословение преподобным Сергием Радонежским князя Дмитрия непосредственно перед битвой, поединок Пересвета и Челубея, воевода Боброк, прислушивающийся к земле, ошеломительный удар засадного полка из дубравы. Для нас «Сказание о Мамаевом побоище» - драгоценнейший памятник национального эпоса. Но, по совести сказать, мы не знаем, какие легенды в нем - сохранившиеся за не столь уж большой срок в полвека исторические факты, а какие - плод народного воображения или фантазии автора. Например, в «Сказании» инок Пересвет, отправленный на поле брани преподобным Сергием, оставшись в одной монашеской схиме, схватывается в начале битвы с ордынским поединщиком и погибает. «И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его куколь, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия... И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/22/...

Закрыть " Тот, кто замахивается на славный русский флаг, требуя его отмены, тот замахивается на страну, ее народ и его суть " Позиция движения «Русский Союз» по вопросу изменения государственной символики Российской Федерации 16:29 20.04.2022 4618 Время на чтение 5 минут Фото: z-truda.ru Депутаты КПРФ внесли на рассмотрение Госдумы законопроект об изменении государственного флага России. Инициаторы предлагают заменить действующий флаг России на красное полотно с изображением звезды, серпа и молота, т.е. на флаг СССР . К нам в редакцию поступило обращение Общественного движения «Русский Союз», в котором критикуется данная законодательная инициатива. Публикуем текст обращения. Предлагаемая пояснительная записка к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» не выдерживает никакой критики ни с точки зрения фактологии, ни с точки зрения элементарной морали. Почему в стране русских убивают русских? Приводимые в записке «исторические факты» в своем большинстве не соответствуют действительности и являются неуклюжими подтасовками либо же состоят из умолчаний и передергиваний. Например, «Красный фоновый цвет исторически всегда присутствовал на стягах русских великих князей и царей». Однако на царских стягах присутствовали другие цвета – золотой, белый, зеленый и т.п.; красный цвет характерен также для многих исторических знамен иностранных государств, что не делает его неким «сугубо русским» атрибутом.  «После Петра Первого каждый полк имел свое боевое знамя, но сохранял исторический цвет боевого знамени – красный». Опять-таки помимо красного, на полковых знаменах русской армии присутствовало множество других цветов, но  главной их смысловой наполняющей было не цветовое сочетание, а изображение лика Господня и надписи «С нами Бог». Об этом депутаты-коммунисты, видимо, предпочли «забыть». Весьма странным выглядит утверждение, что «Все самые великие российские свершения и успехи во все времена были достигнуты под красным знаменем». При этом упускается из вида тот факт, что Куликовская битва, победы Суворова, Бородино, открытие Антарктиды, оборона Севастополя и Шипки, постройка храма Христа Спасителя, великие свершения преподобных Андрея Рублёва и Серафима Саровского, Петра Великого, Ломоносова, Пушкина , Глинки, Брюллова, Менделеева и других русских гениев – перечислять можно очень долго - к красному знамени не имели и не имеют ни малейшего отношения. Более того, под красным знаменем очень многие из этих «великих российских свершений и успехов» замалчивались, развенчивались или прямо уничтожались. Красный же флаг, первые случаи употребления которого в России относятся к 1860-м гг., уже тогда воспринимался с отчетливо отрицательным обертоном, как флаг «смутьянов», бунтарей, нарушителей общественного порядка (ср. стихотворение П.А.Вяземского «Вот и у нас заводят речь о красных…», 1862).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/20/to...

Конфликт между сотрудниками музея-заповедника «Рязанский кремль» и Русской православной церковью завершился поражением научных работников. В декабре глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой объявил об увольнении директора музея Людмилы Максимовой за нежелание «искать общий язык с церковными иерархами». Максимова два года доказывала необоснованность претензий епархии на ряд объектов заповедника. Это уже не первая победа Церкви в борьбе за собственность. Полная, но безоговорочная ли? Храм науки или храм Божий? В 2006 году архиепископ Рязанский и Касимовский Павел направил директору музея (теперь уже бывшему) Максимовой письмо с предложением передать в безвозмездное пользование епархии не только храмы и соборы, но и башни кремля, сторожки, другие хозяйственные строения. Музей выложил его на своем официальном сайте и снабдил комментарием: «Музею остаются ров, вал, мост, монастырские стены и, самое загадочное, кафедральный Христорождественский собор». Музей отказал и объяснил почему: вывод его за стены крепости означает прекращение существования музея как заповедника. Рязанский кремль - это не только храмы, а еще и «древнейший археологический памятник, заселенный со II тыс. до н.э.; территория города-крепости с более чем 900-летней историей; уникальный природный ландшафт (кремлевский холм с окружающими его реками); историко-культурный комплекс памятников XII-XIX веков». Кроме того, есть и музейная коллекция - 225 000 единиц хранения, а подходящего помещения, как утверждало руководство музея, для нее в Рязани нет. Кроме того, ученые ссылались на законодательство, а оно предусматривает передачу религиозным организациям объектов культового назначения. То есть храмов и часовен, а также богослужебных предметов. Кстати, в этой связи между Церковью и музеем возник спор и по поводу посоха Пересвета. «Известия» писали, как московский храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, где похоронены святые герои Куликовской битвы, попросил передать реликвию на хранение. Священники получили отказ. Лишь после вмешательства Михаила Швыдкого посох привезли на торжества на один день и увезли обратно.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Котловка — место, отмеченное Господом Преподобная Евфросиния Московская Промыслительно, что именно в нынешнем году, когда обнародована Демографическая программа президента, в духовную жизнь России (а духовной деградацией общества, как признают многие политики, ученые, Церковь, и вызван кризис!) возвращается настоящий образ матери – матери верующей, многодетной, хранительницы домашнего очага, доброй, милосердной… Образ матери – спасение России! Именно такими матерями были прославленная в лике святых великая княгиня Московская Евдокия (в монашестве Евфросиния), супруга благоверного князя Димитрия Донского, и супруга императора Александра III, мать последнего российского императора, царя-страстотерпца Николая II, императрица Мария Федоровна Романова, церемония перезахоронения останков которой состоялась в сентябре в Санкт-Петербурге. Сколько раз наше Отечество, если мы забывали Господа, Божию Матерь, пренебрегали уроками истории, которая зиждется на православной вере предков, оказывалось на краю гибели! И столько же раз его спасали через святыни и святых Господь и Пресвятая Богородица, когда мы обращались к Ним с молитвой! Спасали не только благочестивые великие мужья, но и великие жены – великие не по происхождению, а по жертвенности своего служения Отчизне, вере, семье… Так, Куликовская битва состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября (по старому стилю). А день празднования Казанской иконы Божией Матери, которая помогла преодолеть Смуту, ныне стал и государственным праздником – Днем народного единства. Даже в известном советском идеологическом призыве «Родина-Мать зовет!», что звал наш народ на третьем десятке лет богоборческой эпохи защитить страну от фашистского нашествия, звучит не только былинный перифраз – «мать-сыра земля», но и молитва «Пресвятая Богородице, спаси нас!». И это – после братоубийственной гражданской, когда Каин вновь отнимал жизнь у Авеля, после гонений на Церковь, инсценированного большевиками голодомора, кровавых репрессий…

http://pravoslavie.ru/653.html

Патриаршее слово после Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2009 г. 17:35 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященства, досточтимые владыки, Ваше Высокопреподобие, отец Владимир, настоятель сего святого храма, дорогие отцы, братия и сестры! Для меня большая радость в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы посетить этот прославленный храм, отмечающий свое 500-летие, храм, который непосредственно связан и с празднованием самого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и с тем великим событием, которое произошло в этот день в 1380 году, русские войска победили на Куликовом поле. В истории нашего Отечества было несколько таких судьбоносных моментов, от решения которых в ту или иную сторону могла зависеть судьба Отечества на многие столетия. Одним из таких поворотных моментов было 21 сентября 1380 года. Это тоже наш День Победы. К сожалению, если судьбоносные события совершались в глубокой древности, их значение не всегда очевидно для многих живущих сегодня людей. Для того чтобы понять смысл происходившего в 1380 году, проникнуться глубиной и важностью того события, нужно не только в учебниках прочитать о том, что произошло, — нужно представить себе, какая колоссальная опасность нависла в то время над страной, и нужно представить себе, каким чудом и каким человеческим героизмом была обеспечена эта победа. Для истории Отечества вторично, каким оружием сражались воины, вступали ли они в единоборства, как Пересвет и Ослябя, или использовали какие-то другие виды оружия, не вводящие воюющих в прямое соприкосновение. Очень важен результат битвы. И Куликовская битва стала победной битвой. Не русские полки шли завоевывать чужие земли, не русские люди мечтали о том, чтобы покорить иные страны и народы и подчинить их себе, но в тот день и в те мгновения решалась судьба русского православного государства, которое прошло уже через многие испытания и только-только начало обретать силу. И вся эта народная сила сконцентрировалась благодаря общей воле, единой вере, единому мощному целеполаганию.

http://patriarchia.ru/db/text/746910.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010