«Мой дедушка знал Троцкого»: как поразить студентов Революция 1917 года для студентов — это примерно там, где Ледовое побоище и Куликовская битва 11 ноября, 2017 Революция 1917 года для студентов — это примерно там, где Ледовое побоище и Куликовская битва Сначала Татьяна Краснова поговорила со студентами о биткоинах. А потом рассказала, что родилась через 19 лет после окончания войны. В общем, автору Правмира удалось поразить молодежь. «Время живым экспонатом вошло в их аудиторию и присело у стола.» Как обеспечить себе бессмертие, а прошлому память? Мы начали разговор со «спорного» фотопроекта Хасана Бахаева. На обработанных на компьютере старых снимках – мальчишки и девчонки 20-25 лет. Хасан «нарядил» их, расстрелянных в 30-ые годы в сталинских тюрьмах, в модные современные тряпочки, то есть, сделал то, что лично мне было совсем не нужно: нехитрым способом перетащил их, тогдашних, в сегодняшнюю реальность. Я и так знала, что они очень похожи на моих сегодняшних студентов, мне не мешали пожелтевшие карточки из их уголовных дел. Но семнадцатилетние дети, сидящие передо мною, вдруг замерли – так, словно у них на глазах затрепетала, зашевелил крыльями застывшая в янтаре бабочка. Замерли и переглянулись. И, мне кажется, увидели друг друга на старых фотографиях – фас, профиль… Ниже, под старыми снимками, была зафиксирована статья, дата и место казни… — Но это же было так давно, — выдохнул кто-то из них. Понятное дело, увиденное хотелось отодвинуть от себя, отменить, убрать из поля зрения. — Посмотрите на меня, — сказала я. Только что мы обсудили статью из американского журнала о том, как цифровые СМИ влияют на общество, поговорили о квестах и биткоинах. Я показала им видео на планшете, и подгрузила в свой гаджет их презентации через air-drop… То есть, в целом я выглядела как обычный человек, а не как выходец из археологического раскопа. — Я родилась через 19 лет после того, как кончилась война. — Не может быть! – выдохнули дети. — Может. А со смертью Сталина меня разделяет 12 лет. Всего лишь 12. А мой родной дедушка, папа моей мамы, в свои 17 лет с головой ушел в революцию, и хорошо знал, например, Троцкого.

http://pravmir.ru/moy-dedushka-znal-trot...

Фото: Russian Look/globallookpress      Важнейшее сражение в русской истории: факты против мифов. 8 сентября 1380 года произошло крупное сражение между объединёнными русскими войсками во главе с великим князем Дмитрием Донским и войсками хана Мамая на Куликовом поле Куликовская битва является осевым событием русской истории и основой основ русского национального самосознания. И именно этот факт делает её необычайно трудным объектом для исторического изучения. С одной стороны, она окутана облаком легенд и преданий так, что критическое прикосновение к ней кажется практическим кощунственным. А с другой – куликовское предание непрерывно атакуют полчища крыс, стремящихся обгрызть, стереть в труху и обгадить всё, что попадется им на пути. Чтобы честно рассказать о Куликовской битве, необходимо пройти между Сциллой слепого повторения старых легенд, попавших в историческую науку тогда, когда памятники не столько анализировали, сколько переписывали своими словами, и Харибдой всевозможного «ревизионизма» и разоблачительства. Это сделать очень непросто. Прежде всего необходимо осознать тот общий исторический контекст, в котором только и оказалась возможна Куликовская битва. Этим контекстом была длившаяся четверть века борьба Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, прозванного Донским, за превращение Великого княжения Владимирского в своё наследственное владение, в свою «отчину», передаваемую по наследству от отца к сыну без всякого вмешательства ордынских владык. Дмитрий Иванович родился в 1350 году и был представителем боковой ветви наследников Ивана Калиты, сыном второго сына знаменитого собирателя земель. К тому моменту Москвой уже 10 лет правил Семён Иванович, прозванный Гордым, умевший ладить и с Ордой, и с Литвой, заслуживший такое почтение Константинополя, что византийский император Иоанн Кантакузин именовал его «рикс пасис Росиас» – царём всей Руси. При рождении Дмитрию было написано на роду стать удельным князем, однако в 1353 году в марте и апреле сначала умерли оба сына Семёна, а затем и он сам. Вероятней всего, причиной такой скоропостижной гибели всего царствующего дома стала «чёрная смерть», выкосившая пол-Европы и добравшаяся и до Руси.

http://pravoslavie.ru/123716.html

В Москве открывается выставка, посвященная 625-летнему юбилею Куликовской битвы Москва, 6 сентября 2005 г. Спас на Убрусе с предстоящими. Москва, 1389 г. Шелк, разноцветные шелковые нитки, золотные и серебряненые пряденые нити; шитье, ткачество 20 сентября 2005 года в 16:00 в Государственном Историческом музее открывается выставка " Князь и игумен. Куликовская битва, Дмитрий Донской и Преподобный Сергий Радонежский " . Выставка работает с 20 сентября по 14 ноября, сообщается на сайте «Музеи России» . Выставка посвящена 625-летнему юбилею Куликовской битвы – одной из самых крупных битв средневековья. Это важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Сражение на Куликовом поле стало поворотным пунктом в борьбе русского народа против татаро-монгольского ига, оно оказало решающее влияние на создание единого российского государства, на утверждение русского национального самосознания. Крест-мощевик. Куликово поле, XIV в. Медь; литье, оправа XIX в. - серебро, гравировка. На оправе надпись на фр. языке: ’’Крест, найденный в Куликове, где князь Московский Дмитрий разбил татар в 1380 г.’’ События 1380 г. неразрывно связаны с деятельностью выдающихся исторических личностей XIV в. – великого князя московского Дмитрия Ивановича (1359-1389) и Преподобного Сергия Радонежского (1314 или 1319-1392). Значение свершенного Дмитрием Донским и его воинами на поле Куликовом, трудно переоценить. Ценой величайших жертв был нанесен сокрушительный удар могуществу Золотой орды. Русь еще переживет нашествия татарских орд, тем не менее, именно 8 сентября 1380 г. была одержана первая блестящая военная победа в длительном противостоянии. В исторической памяти потомков Дмитрий Донской остался, прежде всего, как национальный герой, победитель на Куликовом поле, а Сергий Радонежский был назван впоследствии собирателем духовной мощи Руси, " светильником Веры " , озарившем путь к ее государственному и политическому возрождению. Битва на реке Воже. 1378 г. Миниатюра лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Экспозиция продолжает цикл историко-патриотических выставок ГИМ к юбилейным датам. Ее основу составляют документы, иконы, предметы лицевого шитья и мелкой пластики, рукописные книги, рассказывающие об этом историческом событии и его отражение в памятниках прикладного искусства и литературы из коллекции ГИМ. Эти материалы дополняют экспонаты, предоставленные Сергиево-Посадским музеем-заповедником, Государственными Музеями Московского Кремля и Российским Государственным архивом древних актов.

http://pravoslavie.ru/14444.html

Выставка «Князь и игумен» открылась в Государственном историческом музее 21 сентября 2005 г. 11:50 Выставка «Князь и игумен», посвященная 625-й годовщине битвы на Куликовом поле, открылась 20 сентября в Государственном историческом музее (ГИМ). Ключевыми персонажами выставки стали выдающиеся исторические деятели XIV в. — московский князь Дмитрий Иванович Донской (1359-1389 гг.) и св. прп. Сергий Радонежский (1314 или 1319 — 1392 гг.).  В создании экспозиции, помимо Государственного исторического музея, принимали участие государственные музеи Московского Кремля, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Российский государственный архив древних актов и Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Открывая выставку, директор ГИМа Александр Шкурко отметил, что экспозиция продолжает цикл историко-патриотических выставок ГИМ к юбилейным датам. Он связал данную экспозицию с предстоящим первым государственным празднованием Дня народного единства 4 ноября, отметив, что выставку «Князь и игумен» можно считать тем добрым делом, к деланию которых призывает Русская Православная Церковь накануне нового праздника. Об этой же связи говорил директор Института Российской истории РАН (ИРИ РАН) академик Андрей Сахаров. Подчеркнув, что Куликовская битва положила «начало единению русского народа», «впервые содействовала пробуждению общенационального  самосознания», он обнаружил в 1380 г. истоки того национального подъема 1612 г., который позволил жителям России избавиться от иноземного нашествия. Русскую Православную Церковь на открытии выставки представлял священник Георгий Ланкин. Он обратил особое внимание на духовную роль св. прп. Сергия Радонежского в Куликовской победе: «Он укрепил веру воинов в свои силы, великое будущее Российского государства». Знаменательно, считает о. Георгий, что эта великая битва произошла в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы — это оказало огромное духовное влияние на ее исход. «Благодаря этой победе русские люди ощутили свою монолитность как народа святой земли», — сказал священник. На торжественной церемонии выступил также директор музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко.

http://patriarchia.ru/db/text/40788.html

На перекрестке идей Иеромонах Симеон (Томачинский) На перекрестке идей. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 176 с. — (Кафедра). В сборник вошли статьи, опубликованные автором за последние десять лет в различных изданиях, а также несколько проповедей, произнесенных в разные годы. Все они так или иначе касаются вопросов взаимоотношения общества и Церкви, культуры и религии, знания и веры. Приводим отрывок из книги.   ПРОПОВЕДЬ НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Внимательно изучая русскую историю, мы видим, что все ее главные вехи особым образом связаны с покровительством Божией Матери, а ключевые события нашей истории — с праздниками Царицы Небесной. Именно в этом смысле Россию называют Домом Пресвятой Богородицы. Так, сегодняшний праздник Рождества Пресвятой Богородицы вошел в историю как день рождения русского национального самосознания. По мнению большинства наших историков, оно зародилось именно в битве на Куликовом поле, 625 лет назад. Подобные сражения, решительным образом повлиявшие на формирование национального духа, известны в истории каждого народа. Так, для многострадального и жертвенного сербского народа это была битва на Косовом поле, о которой сложено множество песен и легенд. Святой царь Лазарь в своем видении накануне сражения предпочел Царство Небесное земным успехам. Для французов это была битва при Пуатье, когда Карл Мартель остановил экспансию арабов-мусульман. Примеры можно продолжать. Куликовской битве, как мы знаем, предшествовало многолетнее татаро-монгольское иго, вызванное слабостью и раздробленностью страны. Но настало время, когда весь русский народ возжелал освобождения и стал готовиться к решительной битве. «Каждый ревновал служить Отечеству: одни мечом, другие молитвою и делами христианскими», — пишет Карамзин. Необыкновенное воодушевление охватило русских, которые шли на бой под предводительством великого князя святого Димитрия Донского, укрепляемые молитвой и благословением преподобного Сергия Радонежского.

http://pravoslavie.ru/28108.html

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю празднования 625-летия победы на Куликовом поле 20 сентября 2005 г. 10:07 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих Ин. 15, 13 Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, боголюбивые пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! История Российского государства богата воинскими победами, стяжавшими немеркнущую славу нашему Отечеству. Промыслом Божиим Святой Руси  ниспосылались многие испытания, но она всегда выходила из них с честью и славой, восходя от силы в силу. Эти испытания стали горнилом, в котором выковывался и закалялся дух нашего народа. Особое место в этом ряду занимает славная битва на Куликовом поле, изменившая сам ход русской истории. 625 лет назад, в трудное время междоусобной раздробленности, когда полчища иноплеменников, оскверняя православные святыни и опустошая Землю Русскую, угрожали самому существованию Московского государства, Всеблагому Промыслу Божию угодно было явить Святой Руси великую милость. Куликовская битва стала историческим пределом, с которого началось собирание воедино дотоле разобщенных русских земель, и потому очевидна правота известных слов о том, что «на Куликово поле пошли дружины отдельных княжеств северо-восточной Руси, а вернулся единый русский народ». В свершении народного подвига особое значение имела благодатная сила веры Христовой, укрепляемой и поддерживаемой в народе Русской Православной Церковью, которая разделяла с ним все радости и скорби, духовно наставляла его, взращивая в душах православных людей жертвенную любовь к Отечеству и ближним. Именно Церковь была тем неоскудевающим источником духовных сил, который помог русским княжествам преодолеть братоубийственные распри, объединиться и стать могущественной державой. В великой победе русского воинства в Куликовской битве действие Божественной благодати было явлено воочию через великого подвижника Земли Русской Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Благословение Преподобного аввы Сергия, преподанное великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу, и его пламенное воззвание к русским воинам — яркое свидетельство благодатного влияния Русской Церкви на исторические судьбы нашей родины. По мысли выдающегося русского историка В.О. Ключевского, «примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, своим силам, вдохнул веру в свое будущее».

http://patriarchia.ru/db/text/40720.html

Святой Димитрий Донской: держатель русской земли Что же послужило основанием для канонизации Димитрия Донского, и почему она состоялась только через 600 лет после кончины святого? 1 июня, 2008 Что же послужило основанием для канонизации Димитрия Донского, и почему она состоялась только через 600 лет после кончины святого? Источник: Благовестник В год 1000-летия крещения Руси наша Церковь прославила девять новых святых. И первого среди них – благоверного великого князя Димитрия Донского. Что же послужило основанием для этой канонизации, и почему она состоялась только через 600 лет после кончины святого? ЗАЩИТНИК ВЕРЫ И ОТЕЧЕСТВА Первое основание для прославления князя указано нам в тропаре святому: Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобного Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость. Как защитника отечества прославляем мы Димитрия, воспевая его победы над татарами: поход 1376 г. на Волжскую Булгарию, битвы на реке Воже в 1378 г. и особенно на поле Куликовом в 1380-м. Это были первые победы над врагом, около полутора столетий терзавшим Русь и казавшимся несокрушимым. Битва на Воже показала, что времена Батыя прошли безвозвратно, что татар можно и нужно побеждать. Народ понял, что появился вождь, способный начать борьбу с Ордой. Куликовская битва решила судьбу России. Ведь в случае поражения, наша страна могла бы исчезнуть с карты Европы. В подтверждение приведем слова Мамая, раскрывающие цель его похода на Русь: «Аз тако же хочу сотворити, аки Батый!» А что сотворил Батый – мы знаем. От второго такого удара Русь уже не смогла бы оправиться. Победа на Куликовом поле хотя и не привела к ликвидации монголо-татарского ига, но по господству Золотой Орды был нанесен такой удар, что это ускорило ее распад, а затем освобождение Руси и других народов. Но вот на что хотелось обратить внимание. Однажды на заседании общественного совета при обсуждении проекта памятника Дмитрию Донскому в Коломне разгорелся такой спор. Люди, далекие пока от Православия, стали утверждать, что это должен быть памятник только полководцу. А то, что князь святой – мол, частное дело Церкви и не нужно учитывать это при создании монумента. Православные участники обсуждения никак не могли согласиться с таким подходом.

http://pravmir.ru/svyatoj-dimitrij-donsk...

1 сентября 2023 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дважды в истории события, связанные с Донской иконой Божией Матери, определили саму судьбу нашего Отечества. 1380 год, Куликовская битва, когда решался вопрос: либо продолжится многовековое рабство, изнуряющее наш народ, либо враг надломится, и откроется возможность к полному освобождению Родины. Можно себе представить, с каким чувством шли на Куликово поле наши воины. Перед ними была непобедимая орда с огромным военным опытом, и ясно было, что человеческими усилиями эту мощь не одолеть. Но воины наши преклонили колена перед святым образом Богоматери, который мы сегодня прославляем. Они просили споспешествования в битве, что, несомненно, приклонило, через молитву Пречистой Богородицы, Божественную силу к народу нашему, к воинству нашему, и враг был если не повержен, то настолько ослаблен, что его смертельная хватка уже не душила народ, не останавливала его развитие, не бросала вызов его духовной жизни. Ну и второе событие — 1591 год. Крымский хан Гирей, с большим воинством, с опытом ведения войны, прошел от Крыма до Москвы, не будучи ни остановлен, ни побежден, и остановился на Воробьевых горах, совсем недалеко от места, где мы с вами сейчас находимся. Конечно, сознавали москвичи, что силы неравные, и не было надежды ни на дружину, ни на полководцев. И потому с особой силой москвичи стали молиться перед этим образом и просили Царицу Небесную спасти город Москву, избавить от нашествия иноплеменников, которое привело бы к полному уничтожению города и истреблению его жителей. После этого Москва никогда бы не стала Первопрестольным градом, на ее месте было бы пепелище. Действительно, речь шла об исторической судьбе и столицы, и царства Русского, да и всего народа нашего.

http://pravoslavie.ru/155814.html

  Церковь Еще о Поясе Пресвятой Богородицы Протоиерей Александр Шаргунов   Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, и миллион православных людей, в дождь и холод стоящих в течение многих часов к этой святыне, — действительно Событие и Чудо. Луч милосердия Божия внезапно озарил нашу землю, и стало ясно: жив русский народ. На любой войне враг, все захватив, не захватил ничего, если остается нетронутым нравственное и духовное ядро покоренного народа. Поэтому главная его стратегическая задача — расщепить это ядро, перемолоть зернышко — даже если оно осталось одно — в муку, чтобы оно никогда не дало всходов. Казалось, это уже произошло. Но в великом ноябрьском стоянии родилась надежда. Вспоминается праздник Владимирской иконы Божией Матери, связанный со знаменитым стоянием на реке Угре в 1480 году, когда бесчисленные полчища хана Ахмата приблизились к пределам Московского княжества. Царь Иоанн III со своим войском выступил навстречу ему, но ни та, ни другая сторона не приступала к решительным действиям. Это стояние разделяла река Угра. Русские православные люди помнили, что ровно сто лет назад было другое сражение — Куликовская битва, когда заступничеством Божией Матери была одержана важнейшая победа. Но враг был еще силен. Во все периоды нашей истории это стояние на реке Угре продолжается. Враг все больше наглеет, все ближе подходит к Москве, он уже и в Москву вошел. Тысячи глаз с той стороны реки внимательно прощупывают нашу силу, чтобы уничтожить всех, кто способен держать в руках оружие. Взять в плен наших жен и детей и окончательно покорить нас. Мы далеко отступили, и дальше некуда. Эта река течет уже посередине Москвы. Но если мы верны Господу, если мы обращаемся к Божией Матери, Она отступает вместе с нами. Эта река не только обозначает рубежи нашего отступления, но и присутствие Божией Матери вместе с нами. Неслучайно же эта река была названа Поясом Пресвятой Богородицы. Это значит, что Божественная сила преподается тем, кто вместе с Господом, — как бы далеко ни зашел враг, как бы ни велико было наше отступление.

http://moral.ru/poyas.html

Александр Блок в примечании к своему знаменитому циклу «На поле Куликовом» написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение». Проникновеннее об этом, наверное, не сказал никто. Миниатюра из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII в.      С восьмого на первое 665 лет назад 12 октября в Москве у сына Ивана Калиты Ивана Ивановича родился мальчик, в крещении названный Димитрием. Его окружала весьма устрашающая действительность. Русь завоевана, раздроблена и разорена. Ко всему прочему постоянные междоусобицы и братоубийственная борьба за власть снова и снова вонзают стрелы в израненное тело Руси. Братья Борис и Глеб, первые русские святые, канонизированные к тому времени в лике мучеников-страстотерпцев, были немым укором современникам и неразумным потомкам. Казалось, борьба за власть не коснется младенца Дмитрия. В списке претендентов на московское княжение он занимал лишь восьмое место. Но у Бога был иной Промысл. Всего через три года, в начале 1353 года, Москву охватила эпидемия легочной чумы, которая в ту пору свирепствовала во всей Европе. «Черная смерть» (такое название эпидемия получила в истории) не пощадила великого князя Владимирского Семена, всех его сыновей и брата Андрея Ивановича. Ивана Ивановича и его семью сия чаша минула. Видимо, Господь, по предстательству отца и сына – князей Александра Невского и Даниила Московского (тогда еще не причисленных к лику святых) – за своих потомков, не мог допустить исчезновения всего рода. В противном случае Московское княжество оказалось бы выморочным, и первенствующая роль Москвы не состоялась бы. Таким образом, Московским князем, а вскоре и Владимирским (получив в Орде ярлык на великое княжение) стал Иван Иванович, прозванный современниками «Красным» (есть версия, что прозвище было дано князю ввиду его исключительной внешности: «красный» – красивый; по другой версии, происхождение прозвища более прозаично: князь родился через неделю после Пасхи – на Красную горку; в летописях встречаются и другие имена Ивана Ивановича, говорящие о его характере, – «Милостивый» и «Кроткий»). Его сын Дмитрий стал первым наследником Московского престола. Княжил Иван Иванович относительно недолго – всего шесть лет. Он умер в возрасте 33 лет 13 ноября 1359 года, незадолго до смерти приняв схиму.

http://pravoslavie.ru/82259.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010