Почему именно в субботу? Потому что суббота еще в дохристианское время выбрана для особого поминовения усопших. Если копать глубже, то уже в Священном Писании говорится о субботе как о дне покоя. Слово на Димитриевскую родительскую субботу священника Алексия Агапова, настоятеля храма Архангела Михаила в городе Жуковский Московской области. — Дорогие братья и сестры! Сегодня в Церкви совершается так называемая Димитриевская родительская суббота. Этот день переходящий, но чаще всего эта суббота выпадает на субботу, ближайшую к дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Великомученик Димитрий Солунский – древний святой, очень почитаемый. Его еще называют Димитрий Мироточивый, поскольку мощи его источали миро, исцелявшее тех, кто приходил к нему с верой. Великомучениками Церковь называет великих людей мира сего, которые стали мучениками за веру Христову. То есть это люди, которые имели власть, богатство, почет, и могли средствами мира сего повлиять почти на всё, что происходило вокруг них. Можно сказать, держали свою судьбу в собственных руках. Но исповедуя Христа, они отказались и от власти, и от могущества, и от богатства, а предали себя в руки Божии, и через муки, которые претерпели от гонителей на веру Христову, вошли в Его Небесное Царство. Поскольку это были люди великие, про которых все слышали, их мученичество особенно сильно свидетельствовало о Христе, об истине Христовой веры, Воскресении Христа, о победе Воскресшего Христа над смертью. Поэтому Церковь и установила для них особый чин – великомученики. Великомученик Димитрий жил в первые века, был военным, полководцем, служил в языческом воинстве, и когда спросили, кто христианин, он, один из предводителей войска, вышел вперед. Для римлян это был скандал, а для Церкви – великая слава, потому что видя страдания и стойкость великомучеников, множество язычников обращалось ко Христу. Пользуясь средневековой терминологией, великомученика Димитрия можно назвать князем, потому что князь – это изначально военачальник. Это тот, кто водит за собой войско и строит город, крепость, таким образом укрепляя свою власть. Именно потому, что великомученик Димитрий Солунский был князем, в его честь называли многих князей на Руси. В том числе и Димитрий Донской, который предводительствовал русским войском во время Куликовской битвы, имел своим небесным покровителям великомученика Димитрия. Куликовская битва, как мы помним, состоялась в 1380 году, 8 сентября по старому стилю.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-n...

Разделы портала «Азбука веры» ( 26  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Часть первая. У Троицы Глава 1. Хлопоты в Коломне Жизнь человеческая — что ручей, вдруг пробивающийся из земных глубин на свет Божий и бегущий неудержимо вперед, чтобы слиться с иными и стать частью большой реки, а там и моря-океана. Иной ручей к концу своему оказывается мал — иной велик, иной чист — иной грязен, иной едва заметен — иной шумлив и бурлив неудержимо, иной короток, едва мелькнет в лесной чащобе и пропал, иной течет себе и течет, будто нет конца ему. А в истоках своих все они одинаковы, поди различи, кому что предстоит… Коломна, небольшой, но славный город, была соседкою Москвы, находясь в ста верстах от первопрестольной столицы и с дальних времен прикрывая ее с юга от вражеских нашествий. В XIII веке войско Батыя после опустошения Рязанской земли двинулось на Коломну, в жестокой сече одержало победу над великокняжескими дружинами Всеволода Юрьевича и Романа Ингваревича и взяло Москву. В конце XIV века Мамай, обуреваемый яростью за непослушание русских князей, решил повторить Батыево нашествие. Московский князь Дмитрий назначил всем полкам сбор в Коломне, а сам накануне выступления получил благословение в Свято-Троицком монастыре у прославленного пустынника Сергия Радонежского. Выступив из Коломны, русское войско вскоре достигло Дона, где и состоялась великая Куликовская битва. Правда, свирепый хан Тохтамыш спустя несколько лет вновь пошел на Русь, и вновь прежде Москвы была сожжена Коломна. Для обороны от казанцев и крымцев русские города старались укреплять. В 1526 году в Коломне был построен «кремль — город каменный», хотя это не уберегло ее в начале XVII века от захвата и разграбления мятежниками Болотникова, от разорения в ходе кровопролитных сражений полков царя Василия Шуйского и Самозванца. В одной из башен коломенского кремля укрывалась Марина Мнишек с малолетним сыном. Спустя несколько десятилетий по повелению царя Алексея Михайловича в коломенском уезде было положено начало строительству русского морского флота. Первому кораблю дано было название «Орел».

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/

Тема войны в византийской гимнографии Сон Константина. Битва у Мильвийского моста. Обретение Честного Креста царицей Еленой. Творения Григория Назианзина. Национальная библиотека, Париж, gr. 510 Казалось бы, что может быть общего между мирной церковной поэзией и войной? Однако вопрос «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» был актуален не только в ХХ веке. Стоит вспомнить хотя бы тот известный факт, что русские воины, возвращаясь с Куликовской битвы, «весело, ликующе, песни пояху, овии поаху Богородичныи, друзии же – мученичныи, инии же – псалом – то есть христианское пение» , и что русские ратники во время Грюнвальдской битвы пели тропарь «Богородице, Дево, радуйся». И это не случайно, ибо в церковно-поэтическом тексте отражалось как небесное, так и земное, как вечные божественные ценности и истины, так и историческая жизнь Церкви с ее бедами и радостями. Военная тематика широко входит в византийскую гимнографию начиная с VII века. Тем не менее, нельзя сказать, что до этого христианской церковной поэзии она была совершенно чужда. Еще в посланиях апостола Павла, по словам Адальбера Амана, мы слышим лязг доспехов и звон оружия , ибо они не мыслимы без военной символики: образов духовного меча, шлема и брони (см.: Еф. 6: 14–17; 1 Фес. 6: 8); представления об апостоле как о воине Христовом (см.: 2 Тим. 2: 3) и о духовной войне, правда, «не против плоти и крови», но против «миродержцев тьмы века сего» (Еф. 6: 12). В гимнах III века представление о вере соответствует воинской присяге: «Δσι ρμασι μηκτι λλει» – «Двумя словами не говори». И это представление переходит в гимнографию VI века. В ирмосе 9-й песни Богоявленского канона – тексте, который, согласно новейшим изысканиям, относится к VI веку , – мы встречаемся с четкой военной формулой: «Ωμως ως γαθη την πστιν δχου» – «Однако, как благая, верность прими». Слово πστις – «вера» или «верность» – означает в данном контексте присягу, а сама формулировка говорит о принятии присяги на верность. В Иадгари, грузинском сборнике начала IX века, отражающим реалии иерусалимского богослужения V–VIII веков, содержится служба 7 мая на явление Креста Господня императору Константину, в которой говорится о явлении на небе Креста императору Константину перед решающей битвой с узурпатором Максенцием на Мульвийском мосту в 312 году:

http://pravoslavie.ru/35738.html

Том V Глава I. Великий князь Димитрий Иоаннович, прозванием Донской. Г. 1363–1389 Гнев Ханский. Стеснение Князей Удельных. Договор. Усмирение Князя Нижегородского. Язва. Великий пожар. Каменный Кремль. Частные победы над Моголами. Разбои Новогородской вольницы. Междоусобия Тверских Князей. Запустение Херсона. Нашествие Литвы. Война с Орденом. Сила Мамая. Вторичное нашествие Ольгерда. Благоразумие Михаила Тверского. Любовь народная к Димитрию. Знамения. Возвращение Великого Князя из Орды. Война с Олегом. Новое впадение Литвы. Междоусобие. Третие нашествие Ольгерда. Избиение Татар в Нижнем. Последний Тысячский в Москве. Война с Тверским Князем. Первая смертная казнь в Москве. Поход в Болгарию. Начало Казани. Нашествие Моголов. Пословица. Победа над Моголами. Успехи в войне с Литвою. Дела церковные. Нашествие Мамаево. Измена Олегова. Славная битва Куликовская. Тамерлан. Нашествие Тохтамыша. Мужественный Князь Остей. Приступ к столице. Вероломство Тохтамыша. Взятие и разрушение Москвы. Скорбь Димитрия. Изгнание Олега. Восстановление Москвы. Изгнание Митрополита. Ненависть Князя Тверского к Димитрию. Сын Димитриев в Орде. Тяжкая дань. Мир с Олегом. Ссора и мир с Новымгородом. Крещение Литвы. Жестокость Князя Смоленского. Бегство сына Димитриева из Орды. Смерть Князя Нижегородского. Вражда между Вел. Князем и Владимиром. Их примирение. Новый порядок наследства. Кончина Великого Князя. Свойства Димитриевы. Строение городов и монастырей. Дела церковные. Ересь Стригольников. Крещение Перми. Сношения с Грециею. Путешествие Пимена. Италианцы в нашей службе. Деньги вместо кун. Огнестрельное искусство в России. Кометы. Зима до 20 Апреля. Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало время обнажить меч. Увидим битвы кровопролитные, горестные для человечества, но благословенные Гением России: ибо гром их пробудил ее спящую славу и народу уничиженному возвратил благородство духа. Сие важное дело не могло совершиться вдруг и с непрерывными успехами: Судьба испытывает людей и Государства многими неудачами на пути к великой цели, и мы заслуживаем счастие мужественною твердостию в противностях оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Куликовская битва в отечественной мультипликации: Народность и Православие «Лебеди Непрядвы» и «Пересвет и Ослябя» Алексей Ощепков   11:52 11.03.2023 1012 Время на чтение 5 минут Фото: " Пересвет и Ослябя " . кадр Куликовская битва, или Донское побоище, является одним из самых значимых событий в русской истории. Эта военная победа явилась одной из важнейших вех в обретении Московской Русью самостоятельности и грядущем избавлении от татарского ига. Отразить данную эпическую битву на киноэкране – очень ответственная и сложная задача: от режиссёра поистине требуется соблюдение достаточной исторической достоверности в воссоздании картины Руси XIV века, адекватное воссоздание образов исторических лиц (где реальность исторических хроник должна талантливо разбавляться авторской интерпретацией) и, наконец, демонстрация значения Куликовской битвы в истории Российского государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/ku...

Закрыть itemscope itemtype="" > Истинный смысл и значение Куликовской битвы. Часть 4. «Монгольская эпоха» в истории Руси 03.10.2012 1435 Время на чтение 24 минут Часть 1. Часть 2. Часть 3. Господствующее представление о Куликовской битве, в сущности, сводит ее к «внутреннему» конфликту в Золотой Орде: одно из входивших в эту Монгольскую империю государственных образований «взбунтовалось» против верховной власти. На деле же, как я стремился показать, Русь в 1380 году выступила против, в полном смысле слова, всемирной силы, в которой объединились воля авангарда тогдашнего Запада и мощь азиатского воинства. И Куликовская битва явилась непосредственным выходом Московской Руси на мировую арену и победоносным ее утверждением во всемирной истории - о чем, в частности, осязаемо свидетельствуют отзвуки этой битвы на громадном евроазиатском пространстве от Гамбурга до Шираза (о чем есть точные сведения). Этот истинный смысл сражения на Непрядве всегда так или иначе присутствовал в национальном сознании, но начиная с XVIII века историки, находившиеся под своего рода излучением западной идеологии, затемняют его, толкуя великую битву как попытку свержения азиатской золотоордынской власти, к тому же не достигшую своей цели попытку. Не исключено, что те или иные читатели воспримут как некую странность или даже нелепость свершившееся в 1370-х годах объединение Запада (прежде всего - в лице генуэзцев) с азиатской Мамаевой Ордой в походе на Русь. Но есть ведь и другой, позднейший и не менее яркий пример: объединение Запада с Турецкой империей в Крымской войне против России в 1830-х годах (и опять-таки «узел» - Крым!). Сопоставление этих событий способно многое прояснить. И такого рода ситуация может возникнуть и в наше время. Куликовская битва - не только слава прошлых времен, но и урок на будущее. В истории можно обнаружить поистине удивительные соответствия и переклички. Как показано выше, одним из виднейших деятелей эпохи Куликовской битвы был москвич итальянского происхождения Захарий Тютчев. А наиболее глубокое понимание сущности Крымской войны 1830-х годов высказал его прямой потомок (в пятнадцатом поколении) Федор Тютчев, который затем в качестве главного советника министра иностранных дел А. М. Горчакова сыграл самую весомую роль в дипломатическом преодолении тяжких последствий этой войны; все это подробно освещено в моей книге «Тютчев» (1988, 2-е изд.- 1994).

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/04/...

Содержание Задонщина великаго князя господина Димитрия Ивановича и брата его князя Володимера Ондреевича Приложения I. Дополнительные выписки из слова о Задонщине по списку г. Ундольского II. Отрывки из того же слова о Задонщине и других таких же слов, занесенные в повести о Мамаевом побоище Несколько дополнительных замечаний к слову о Задонщине     Куликовская битва (8-го Сентября 1380 г.), одно из важнейших событий древней Руси, многознаменательное в ряду событий всей Европы средних веков, памятное народу Русскому по живому преданию, поминаемое каждым из нас от детства, эта Куликовская битва в летописях наших описана очень кратко, кратче многих других битв и иных гораздо менее важных событий. Подробностей о ней надобно искать не в рассказах летописцев, а в тех отдельных повестях, где летописная правда и воспоминания очевидцев или современников перевиты цветами размышления и воображения. Зато этих повестей – и отдельно о Куликовской битве и о князе Дмитрии Иоанновиче вообще – есть несколько, и они представляются в очень разнообразных передачах. Историку надобно обладать особенным искусством, а вместе и смелостью, чтобы уметь воспользоваться ими от своего лица; так будет, по крайней мере, до тех пор, пока все они не будут подвергнуты разностороннему литературному и историческому, сравнительному разбору. Рассказы о Куликовской битве шли и в народ, и там подвергались особенной обделке и переделке. В числе их, надобно поставить то слово, которого чтение представляется здесь. Это не историческая повесть, не сказание, – а поэма, похожая более на былину Великорусскую или думу Малорусскую, чем на книжный рассказ, поэма – только не в стихах, а в прозе, в такой прозе, какою дословно одинаково передаются разными рассказчиками некоторые из сказок, или какую слышим иногда в голосованьях нищих слепцов о событиях священных или о добродетелях и грехах людских, в такой прозе, какая в Слове о полку Игореве. Вот пока для образца несколько строк: «На том поле (Куликове) сильныи тучи ступишася, а из них часто сияли молыньи, и загремели громы велиции: то ти ступишася Руские удальцы с погаными Татарами за свою великую обиду, и в них сияли сильные доспехи злаченые, и гремели князи Руские мечьми булатными о шеломы Хиновские. А билися из утра до полудни в суботу на Рожество Святой Богородици».

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

А.Н. Наумов В П. Челяпов. Проблемы локализации места Вожской битвы В 2003 году исполняется 620 лет с того времени, когда на берегах р. Вожи произошла битва, оказавшая значительное влияние на внутриполитическую обстановку и международное положение Русского государства. Сражение, в котором участвовало несколько десятков тысяч человек, явилось генеральной репетицией Куликовской битвы С. 100, 113]. Оценивая результаты битвы на реке Воже, К. Маркс писал: «Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими» С. 151]. Победа русской рати над войском мурзы Бегича нанесла значительный урон военному и особенно политическому престижу Мамая непосредственно перед Куликовской битвой С. 113; 3. С. 106; 4. С. 109, 110; 5. С. 209]. Общеисторические проблемы, связанные с битвой, ее ход и результаты затрагивались в многочисленных статьях и монографических работах, но тема локализации места Вожской битвы до последнего времени не ставилась в качестве самостоятельного исследования. Это объясняется значительными трудностями, связанными со скудностью источников. Летописи не называют точного места битвы, ограничиваясь указанием «у реки у Вожи в Рязанской земле» С. 42]. В некоторых работах историки предпринимали попытки уточнения места Вожской битвы без проведения археологических исследований. Так, еще в середине XIX в. Д. И. Иловайский писал: «В 15 верстах от губернского города Рязани до сих пор существуют памятники Вожинской битвы – высокие курганы, по которым разбросано село Ходынино» С. 111]. В 1874 году Н. В. Любомудров в сводке, посвященной археологическим памятникам Рязанской губернии, сообщал, что памятниками битвы на Воже «остаются большие курганы на берегах Вожи, подле села Ходынино» С. 95]. Близкой точки зрения придерживался В. П. Семенов-Тян-Шанский: «Большие курганы при селе Ходынине и соседней деревне Сидоровке, а также следы укреплений близ Полтева, Сидоровки и Шишкина служат единственными памятниками этой первой решительной победы русских над татарами» С. 297]. Н. П. Милонов, рассматривая остатки укреплений Вожской засеки, расположенные в среднем и нижнем течении Вожи, писал: «Возможно, что эти следы остались на месте Вожской битвы» С. 13]. Все историки, писавшие о Вожской битве, или не уточняли места, где она произошла, или указывали на нижнее течение реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Закрыть itemscope itemtype="" > Истинный смысл и значение Куликовской битвы. Часть 1. «Монгольская эпоха» в истории Руси 26.09.2012 2807 Время на чтение 30 минут Битва на Куликовом поле была важнейшим этапом великого противостояния между православной Русью и латинским Западом. За ордой Мамая стояли - транснациональное ватиканское жречество и торгашеские кланы Средиземноморья. Сам же Мамай, в отличие от ордынцев предшествующего периода, планировал заселить Русь своими людьми. В конце 1237 года монгольские войска вторглись в пределы Руси и к концу 1240 года, одержав победы во многих сражениях, фактически подчинили себе всю страну (хотя и отказались от похода на Новгород и Псков). К сожалению, до сего дня широко распространены поверхностные, подчас даже наивные представления о причинах победы монголов. Так, ее постоянно объясняют все той же «феодальной раздробленностью» Руси, не позволившей, мол, дать сокрушительный отпор завоевателям. При этом как-то ухитряются «не заметить», что монголы за предшествующие их приходу на Русь двадцать шесть лет покорили почти весь азиатский континент - от Тихого океана до Урала и Кавказа,- континент, на гигантском пространстве которого было немало мощных государств. Это неоспоримо свидетельствует об исключительных возможностях монгольского войска. Сами монголы были сравнительно небольшим народом, но, во-первых, весь его материальный и духовный потенциал был целиком и полностью претворен в военную силу (в частности, все мужское население с юных лет или непосредственно служило в войске, или обслуживало его), а во-вторых, монголы обладали редкостным умением использовать в своих целях покоренные ими страны, вовлекая их население в свое войско, заимствуя военную технику и т.д., и есть все основания утверждать, что в 1237 году на Русь обрушилась концентрированная мощь всей Азии. Любое серьезное исследование подтверждает, что войско монголов далеко превосходило все тогдашние войска. Специально развиваемый в воинах боевой азарт сочетался с железной дисциплиной, бесстрашие - с хитроумной тактикой. В свою лучшую пору монгольское войско было заведомо непобедимо.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/27/...

Закрыть Православные ценности как основа государственности России Если не отмечаются наши исконные праздники через различные мероприятия, то народ исчезает 20.05.2020 1081 Время на чтение 5 минут В лекциях по истории права для студентов и широкой публики я всегда в качестве примеров использую историографию битвы при Калке и Куликовской битвы. Битва при Калке, 7 июня 1223 г. Сражение между объединённым русско-половецким войском и монгольским корпусом. С той и с другой стороны участвовало приблизительно равное количество воинов. Несмотря на превосходящую над противником военную подготовку основные русские силы были разбиты. Всем известен факт, что до нашествия Русь по интеллектуальному уровню в среднем превосходила европейские страны, но, тем не менее, битву проиграла. Куликовская битва, 8 сентября 1380 г. Решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском хана Золотой Орды Мамая. Это день победы русских полков над монголо-татарскими войсками. Учёные-историки утверждают, русская государственность пришла с Куликова поля. На чём основано это утверждение? Известно, что на Куликовом поле защитников Русского государства было в 4 раза меньше, чем нападавших. И, тем не менее, русское войско победило. Причём отстаивать свою государственность пришёл простой люд - ремесленники и крестьяне. Он-то и составил основную массу войска. Что же произошло в период между битвой при Калке и Куликовым поле? Этот отрезок времени характеризуется активным строительством православных храмов и монастырей, распространением среди народа православных ценностей. Страна была приведена к единому Образу, единым ценностям - православным, без которых воспитание русского человека было бы ущербным. И по сей день такие основные понятия, как Добро, Зло, Любовь, Долг, Семья, Отечество, остаются неизменными и не теряют своего значения. Трудно переоценить вклад в дело победы игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Духовный собиратель русского народа, величайший подвижник Земли Русской Сергий Радонежский явился вдохновителем победы московского князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. Благодаря ему русское войско победило в этой битве. Поэтому и говорят, что русская Держава, русская государственность пришла с Куликова поля.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/20/pr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010