Конференция «Авраамические религии и этносы в России» состоялась в Москве 24 апреля 2007 г. 14:41 Конференция «Авраамические религии и этносы в России» состоялась 22 апреля в Московской хоральной синагоге. Организаторы — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), Московская еврейская религиозная община (МЕОР) и «Открытое творческое объединение русскоязычных евреев» (ОТОРЕ) — пригласили на конференцию представителей ислама и православия, с тем, чтобы найти общее поле для возможного диалога. Как отметил во вступительном слове лидер МЕОР Леопольд Каймовский, «тема авраамических религий может нас объединить в наше непростое время». На конференцию были приглашены историки, публицисты, литературоведы, философы. Первым выступил раввин синагоги в Отрадном Довид Карпов с докладом «Еврейский календарь и события российской истории». Оттолкнувшись от тезиса, что календарь является основой организации религиозной жизни, он кратко охарактеризовал календари авраамических религий: христианский ориентируется на солнечный цикл, мусульманский — на лунный, а вот иудейский календарь учитывает и то, и другое. По словам раввина, еврейский календарь можно считать поистине библейским, т.к. «за точку отсчета он берет сотворение мира». Докладчик поставил своей задачей отыскать параллели между значимыми событиями российской истории и датами еврейского календаря. Так, Куликовская битва и Бородинское сражение пришлись на еврейский новый год. Это совпадение Д.Карпов считает значимым, подчеркивая, что «эти судьбоносные для России события сами по себе никак не связаны с еврейской историей». Важные события мировой истории связаны и с еврейским праздниками Пурим, считает Довид Карпов: в свитке Эстер сказано, что события Пурима будут повторяться в разные эпохи. По мнению докладчика, так и случилось в 1946 г., когда в день этого праздника начался Нюрнбергский процесс; в 1953 г., когда накануне Пурима умер Сталин, и в наши дни, когда во время операции «Буря в пустыне» капитулировал другой «Аман нашего времени» — Саддам Хусейн. Говоря о преимуществах еврейского календаря, раввин заключил: «Сам Творец пользовался библейским календарем, чтобы там появилась самая главная праздничная дата — приход Машиаха уже в наши дни».

http://patriarchia.ru/db/text/231988.htm...

Протоиерей Всеволод Чаплин выступил на научном семинаре по проблеме единства истории России 27 февраля, 2011. Редакция " Правмира " «Чувство преемственности истории должно утверждаться через школу, культуру и средства массовой информации», считает о. Всеволод Чаплин 26 февраля 2011 года под Москвой состоялся научно-практический семинар «1150-летие российской государственности (862-2012) и проблема единства русской истории», организованный Центром национальной славы России и Фондом святого всехвального апостола Андрея Первозванного. На семинаре выступил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. По мнению отца Всеволода, чувство преемственности истории должно утверждаться через школу, культуру и средства массовой информации. «Каждый век, — сказал священник, — в том числе драматичный век ХХ, должны присутствовать в образовательном, культурном и информационном пространствах. Начало династии Рюриковичей, Крещение Руси, Куликовская битва, преодоление Смуты, 1812 год, победа в Великой Отечественной войне, полет Гагарина — все это должно быть не только известно каждому человеку, в том числе молодому, но и усвоено им на уровне живого образа. Честная оценка трагедий и подвигов, успехов и неудач — это залог правильного выбора будущего, залог соответствия исторического пути, любых планов и задумок воле народа, его историческому характеру». Выступавший также подчеркнул, что жители страны должны лучше знать историю всех составляющих ее народов, «историю успеха России как подлинно многокультурного государства, в котором всегда мирно сосуществовали разные образы жизни, разные общественные уклады, разные этнорелигиозные общности». Государств, имеющих многовековой опыт такой успешной многокультурности, в Евразии очень немного, а в Западной Европе практически нет, подчеркнул отец Всеволод. Он напомнил, что в 2012 году будет отмечаться 400-летие преодоления Смуты и восстановления русской государственности, призвав к объединению усилий, направленных на достойную встречу этой годовщины. Отец Всеволод также поддержал предложения участников семинара отметить 2012 год как Год русской государственности, привлекая к этому событию внимание всех народов, вышедших из Древней Руси.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Прохоровка. Звонница на Прохоровском поле. Прочие объекты.    Год постройки:1995. Архитектор:В. Клыков (Скульптор), Р. Семерджиев (архитектор), Г. Солохин (инженер ) Адрес: Россия, Белгородская область, Прохоровский район, пгт Прохоровка, мемориальный комплекс " Прохоровское поле " . Координаты: 51.017747, 36.671485 Проезд:Звонница расположена в 2-х километрах к юго-западу от окраины посёлка Прохоровка. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Далеко слышен звон колокола на Монументе Победы, открытом 3 мая 1995 года на Прохоровском поле, которое вошло в сознание людей как третье поле ратной славы, символ побед и мужества, глубокой печали россиян по своим сыновьям, сложившим головы за свободу и счастье грядущих поколений. Через каждые двадцать минут бьет колокол. Первый звон - о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголо-татар. Второй - о солдатах Бородино, верных сынах России. Третий - память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом. Звон плывет над бескрайними белгородскими полями, над землей, где в июле 1943 года шла величайшая по своему размаху и результатам битва, произошло невиданное в истории войн встречное танковое сражение. На небольшом участке местности одновременно с обеих сторон участвовало свыше 1200 танков и самоходных орудий, значительное количество артиллерии, крупные силы авиации. Сейчас эти места Указом Президента Российской Федерации объявлены заповедными, создан государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», включающий в себя и Памятник Победы - звонницу. На звоннице установлена доска: «Памятник Победы на Прохоровском танковом поле. Сооружен к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Начало строительства - октябрь 1993 года, окончание - апрель 1995 года. Авторы проекта: Клыков В.М., Симерджиев Р.И., Силохин Г.К.». Строительство Памятника Победы финансировало правительство России, а художественные работы велись за счет министерства культуры Российской Федерации.

http://sobory.ru/article/?object=36715

Семен Киснемский Киснемский Семен Петрович (1859–1906) – поэт, прозаик, журналист. Лучшие его стихи, и среди них поэма «Крещение Руси», были опубликованы в 1890-е годы в «Русском Паломнике». Вместе с Ольгой Чюминой, Александром Кругловым, Аполлоном Коринфским, Леонидом Афанасьевым, священником Филиппом Пестряковым, Павлом Потехиным он входил в число ведущих поэтов этого «иллюстрированного еженедельного журнала для религиозно-нравственного чтения», который с 1885 начал издавать А. И. Поповиц кий, а с 1889 по 1917 год – «рыцарь книжного дела» Петр Сойкин. И все эти тридцать с лишнем лет в каждом «Русского паломника» публиковались стихи русских поэтов: ни один журнал – ни до, ни после – не уделял такого внимания духовной поэзии. «Русскому Паломнику», как отмечали современники, принадлежала та же роль в религиозной печати, какую в светской занимала «Нива». С 1990 года возобновленный «Русский Паломник» издается «Валаамским обществом Америки». В 1888 году отдельными изданиями вышли исторические поэмы Семена Киснемского «Куликовская битва», «Шипкинский бой». В 1902 году – первый и единственный поэтический сборник «Стихотворения». В нашей антологии он представлен стихами из «Русского Паломника». Если жизнь некрасна, если горе какое Западет в наболевшую грудь И забьется твое ретивое, – Помолиться тогда не забудь. Если горе пройдет и настанут дни счастья И осветится солнышком путь, То, забывши минуты ненастья, Помолиться, смотри, не забудь. 1896 Радость бедняка Я – не знатная особа, А ведь совесть тоже есть! Мне чужда людская злоба, Ненавистна сердцу месть. Я – бедняга безответный, Все снесу и промолчу И с любовью беззаветной Улыбнусь и палачу. Перенес я в свете много, Много в жизни пережил, Но всю злобу, всю тревогу Я в душе похоронил... Я за то страданьям верю, Верю искренно добру И страдальцу настежь двери Я с любовью отопру. И не раз в сырой квартире Отогрел любовью я... Так за то в холодном мире Помолились за меня!.. 1897 Опять настала ночь святая... Колоколов несется звон,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

В 1380 г. за одно лето, на средства некоего Афанасия Степановича и «подружи его Марии» (как сообщала древняя надпись над западным входом) храм расписали. Всего через месяц после этого произошла знаменитая Куликовская битва, и, хотя сражались русские полки с монголо-татарами далеко от Новгорода, предгрозовая атмосфера того памятного лета, очевидно, впиталась в ковалёвские фрески. В нижнем ярусе росписей находилось несколько выразительных фигур святых воинов. (В 1941 г., когда настало время гибели Спаса, рухнувший свод впервые открыл их дневному свету, и все 900 дней, пока шли бои, святые пристально и гневно взирали на врага, а потом и сами были погребены под развалинами.) Работала над украшением храма артель мастеров - выходцев из Сербии (или выучеников тамошних изографов). На южнославянское влияние указывали многие детали: остатки позолоты на нимбах Христа, Ильи Пророка, Моисея из композиции «Преображение» (что для русских росписей не характерно); несходство с русскими типами ликов некоторых святых; появление ряда редких в русской иконографии (но обычных для Сербии) сюжетов: «Предста царица одесную тебе», «Проповедь 12-летнего Христа во храме Иерусалимском» и особенно грандиозная «Не рыдай мене, мати, зряще во гробе» - один из безусловных шедевров живописи XIV столетия. Лёгкой рукой, уверенно и свободно мастера покрывали фресками стены и своды храма. В куполе - Пантократор, в алтаре - евхаристия и святительский чин. На столпах апсиды - фигуры дьяконов, по низу стен и столпов - праотцы, святые, отшельники, апостолы, великомученики (в числе прочих - Борис и Глеб в пурпурном и зелёном плащах). По верхней части стен и сводов - евангельские сцены: «Преображение», «Оплакивание Христа», «Положение во гроб», «Распятие»... Писали при свечах, поскольку строили храм не для суетности, а для отрешённости и молитвы. Всего четыре небольших щепевидных окна и два совсем крошечных окошечка в жертвеннике и апсиде давали возможность различить лишь очертания предметов. Зато когда загорались свечи, фрески проявлялись и подвижное пламя оживляло россыпь драгоценных красою сизо-стальных, оливковых, изумрудных, охристых, тёмно-серых, голубых, приглушённо-красных. Всего было создано около 450 кв. м росписей. В первозданной красоте они простояли недолго.

http://sobory.ru/article/?object=00315

В рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Петербургской филармонии состоится премьера «Радонежской оратории» 16 октября 2014 г. 16:50 Концерт «К 700-летию преподобного Сергия Радонежского» состоится 19 октября 2014 года в Большом зале Петербургской академической филармонии. В рамках концерта пройдет премьера «Радонежской оратории» композитора Владиславы Малаховской. Автор либретто — поэт, писатель и переводчик Евгений Лукин. Концерт приурочен к торжествам 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского и пройдет при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Петербургского Филармонического общества. Ораторию исполнят Петербургский камерный хор под руководством Николая Корнева и Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр (дирижер — Аркадий Штейнлухт). Художественный текст прочтет народный артист России Николай Буров. «Радонежская оратория» — музыкально-поэтическое произведение для солистов, хора и симфонического оркестра. Она состоит из семи частей: «Литургия», «Благословение», «Святая обитель», «Явление Богородицы», «Великий князь Дмитрий», «Куликовская битва», «Эпилог: Меч и Крест». В. Малаховская — композитор, автор многочисленных камерных вокальных и инструментальных сочинений, произведений кантатно-ораториального и симфонического жанра, музыкальный журналист, общественный деятель, педагог. Широкий общественный резонанс получили ее концерт для арфы, гобоя и камерного оркестра «Хазарский словарь» (по одноименному роману Милорада Павича), кантата «Ксения Петербургская», кантата на стихи поэтов-фронтовиков «Нас не нужно жалеть!». В своем творчестве ориентируется на традиции русской школы композиции. Е. Лукин — поэт, прозаик, эссеист, переводчик, общественный деятель. Учредитель, главный редактор и издатель литературно-художественного журнала «Северная Аврора», член Союза писателей России, лауреат литературной премии им. Н.В. Гоголя (2006) и премии журнала «Нева» (2010). Его перу принадлежат стихотворные переложения древнерусских произведений «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», а также ряд оригинальных поэм, посвященных русским духовным подвижникам. В 2014 году вышла составленная Е. Лукиным антология произведений русских писателей «Святой Сергий Радонежский. 700 лет», в которую также входит поэма самого автора-составителя «Радонежская оратория».

http://patriarchia.ru/db/text/3797027.ht...

— Ваше Святейшество, сколько за годы Вашего Первосвятительского служения было открыто обителей? — Прежде у Русской Православной Церкви было 18 монастырей, а сегодня их — 680. — Скажите, пожалуйста, каково значение для Русской Православной Церкви 625-летнего юбилея обители и 625-летия юбилея Куликовской битвы? — Я думаю, что, во-первых, 625-летие Куликовской битвы — это дата, которая заставляет вспомнить не только о самом сражении. Не нужно думать, что значение Куликовской битвы состоит в борьбе русских с татаро-монголами. Известно, что и среди русского воинства св. князя Димитрия Донского было много татар, а на стороне воинов Мамая воевали русские. Куликовская битва положила начало объединению удельных разрозненных княжеств вокруг Москвы, положила начало образованию Единой Руси. 625-летие основания Николо-Угрешского монастыря — эта дата, которая невольно побуждает нас задуматься о том, что в продолжение 625 лет на этом месте возносилась молитва за Отечество, молитва за народ наш, за Церковь нашу. Люди получали здесь духовное укрепление. Николо-Угрешский монастырь был одним из крупнейших центров православного паломничества. Сюда приходили с паломничеством все Российские государи и все Русские Патриархи. Это было святое для каждого русского человека место, и сейчас, слава Богу, эта обитель возрождается и как место молитвы, и как место паломничества. — Ваше Святейшество, Вы паломничали к мощам святителя Николая в Бари? — Я был там давно, это было в 70-е годы. Я паломничал в Бари, находясь в Италии, посещал эту святыню, поклонялся ей, молился перед святыми мощами святителя и чудотворца Николая. Отрадно, что сегодня многие наши паломники ездят в Бари и привозят оттуда в Россию благословение святителя Николая. Так что живая молитвенная связь с местом пребывания мощей святого Николая не прекращается. — Вы не первый раз в Угрешском монастыре, Вы много раз уже здесь бывали. С каждым разом, когда Вы приезжаете, тут что-то преображается, что-то новое строится, что-то изменяется. Как Вы оцениваете эти изменения? — Сейчас получился немножко более длительный, чем прежде, перерыв между моим прошлым приездом в обитель и сегодняшним визитом. Наверное поэтому сейчас кажутся еще более разительными те изменения, которые произошли за это время. И колокольня, и Святые врата, и иконостас собора — все они воссозданы. На примере корпуса, который расположен за храмом, хорошо видно, как идут восстановительные работы: где-то он уже отреставрирован, а кое-где еще пребывает в руинах. Это свидетельствует о том, сколько еще трудов нужно положить для того, чтобы восстановить обитель полностью. Я еще раз хотел бы сердечно поздравить всех жителей г. Дзержинского с престольным праздником Николо-Угрешской обители и всего города, с 625-летием монастыря. Дай Бог, чтобы жители города всегда бы черпали в этой обители силы для своей жизни. С праздником всех вас!

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201397...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России по периодам «КНИГА СТЕПЕННАЯ» один из крупнейших памятников рус. книжности XVI в., повествующий о рус. истории с древнейших времен до первых лет правления царя Иоанна IV Васильевича КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (1853 – 1943), российский государственный деятель, граф (с 1914), действительный тайный советник, член Государственного Совета (с 1905). КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТОВ (Постоянная Центральная Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР, орган советской власти, ответственный за взаимоотношения с религ. орг-циями в 1929-1938 гг. КОМИССИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА при ЦК РКП(б) - ВКП(б), орган партийно-гос. власти, ответственный за религ. политику в СССР в 1922-1929 гг. КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КОНСТАНТИН ДИМИТРИЕВИЧ (в монашестве Кассиан; 1389-1434), кн. новгородский (1407-1411; 1413-1414; 1419-1421), псковский (1407; 1412-1413; 1414), угличский (1421/22-1434) КРАСИКОВ Петр Ананьевич (1870-1939), советский гос. деятель, один из руководителей религ. политики в 1918-1938 гг. КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) КУЛИКОВСКАЯ БИТВА сражение 8 сент. 1380 г. войск под предводительством блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского и его союзников против войск хана Тюляка (Тулунбека) и его темника Мамая на Куликовом поле в устье р. Непрядвы (правый приток Дона) КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (ок. 1528 - 1583), князь, рус. и польско-литов. военачальник, писатель, переводчик, деятель правосл. просвещения КУРИЦЫН Федор Васильевич (сер. XV в. (?) - 1500 (?)/нач. XVI в.), великокняжеский дьяк, дипломат, книжник

http://pravenc.ru/rubrics/123046_6.html

Новости Премьера «Радонежской оратории» пройдет в Большом зале Петербургской филармонии 16.10.2014 20:58 Санкт-Петербург, 16 октября. Концерт «К 700-летию преподобного Сергия Радонежского» состоится 19 октября в 20:00 в Большом зале Петербургской академической филармонии.  Об этом сообщили в пресс-центре оргкомитета празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Санкт-Петербурге. В рамках концерта пройдет премьера «Радонежской оратории» композитора Владиславы Малаховской. Автор либретто – поэт, писатель и переводчик Евгений Лукин. Ораторию исполнят: Петербургский камерный хор под руководством Николая Корнева, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, дирижер Аркадий Штейнлухт. Художественный текст прочтет народный артист России Николай Буров. «Радонежская оратория» - музыкально-поэтическое произведение для солистов, хора и симфонического оркестра. Она состоит из семи частей: «Литургия», «Благословение», «Святая обитель», «Явление Богородицы», «Великий князь Дмитрий», «Куликовская битва», «Эпилог: Меч и Крест». Владислава Малаховская – композитор, автор многочисленных камерных вокальных и инструментальных сочинений, произведений кантатно-ораториального и симфонического жанра, музыкальный журналист, общественный деятель, педагог, член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Широкий общественный резонанс получили ее концерт для арфы, гобоя и камерного оркестра «Хазарский словарь» (по одноименному роману Милорада Павича), кантата «Ксения Петербургская», кантата на стихи поэтов-фронтовиков «Нас не нужно жалеть!». В своём творчестве ориентируется на традиции русской школы композиции. Произведения Владиславы Малаховской находятся в репертуаре многих известных музыкантов и исполнителей. Евгений Лукин – поэт, прозаик, эссеист, переводчик, общественный деятель. Учредитель, главный редактор и издатель литературно-художественного журнала «Северная Аврора». Член Союза писателей России (1996). Лауреат литературной премии им. Н. В. Гоголя (2006) и премии журнала «Нева» (2010). Его перу принадлежат стихотворные переложения древнерусских песен «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», а также ряд оригинальных поэм, посвященных русским духовным подвижникам. В 2014 году вышла составленная Евгением Лукиным антология произведений русских писателей «Святой Сергий Радонежский. 700 лет», в которую также входит поэма самого автора-составителя «Радонежская оратория».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Эта икона — древнейшая наша святыня, перед которой восходил на царское служение святой Царь-мученик Николай и принимал подвиг исповеднического патриаршего служения святой патриарх Тихон. Это значит, что Божия Матерь сугубым образом участвует в судьбах нашего Отечества и нашей Церкви. Три раза в году совершается праздник Владимирской иконы Божией Матери. Праздник 6 июля связан со знаменитым стоянием на реке Угре в 1480 году, когда бесчисленные полчища хана Ахмата приблизились к пределам Московского княжества. Царь Uoahh III со своим войском выступил навстречу ему, но ни та, ни другая сторона не приступала к решительным действиям. Это стояние разделяла река Угра. Русские православные люди помнили, что ровно сто лет назад было другое сражение — Куликовская битва, когда заступничеством Божией Матери была одержана важнейшая победа. Но враг был еще силен. Во все периоды нашей истории, и сегодня в том числе, это стояние на реке Угре продолжается. Враг все больше наглеет, все ближе подходит к Москве, он уже и в Москву вошел. Тысячи глаз с той стороны реки внимательно прощупывают нашу силу, чтобы уничтожить всех, кто способен держать в руках оружие. Взять в плен наших жен и детей и окончательно покорить нас. Мы далеко отступили, и дальше некуда. Эта река течет уже посередине Москвы. Но мы должны понять главную тайну этого праздника. Если мы верны Господу, если мы обращаемся к Божией Матери, Она отступает вместе с нами. Эта река не только обозначает рубежи нашего отступления, но и присутствие Божией Матери вместе с нами. Неслучайно же эта река была названа поясом Пресвятой Богородицы. Это значит, что Божественная сила преподается тем, кто вместе с Господом, — как бы далеко ни зашел враг, как бы ни велико было наше отступление. Божия Матерь призывает нас научиться сегодня двум вещам. Во-первых, чтобы мы помнили всегда: то, что происходит с нашим народом, имеет непосредственное отношение к Церкви. Сама Божия Матерь об этом напоминает. Как тогда святитель Геронтий выступил с посланием и благословением к великому князю и ко всему народу, чтобы они встали за землю Русскую, так и сегодня Церковь должна выступить с обращением и к великому князю, и к народу церковному, и ко всему русскому народу о том, что Отечество в опасности, что нам угрожает полная гибель, уничтожение нашей молодежи, наших детей. Не только физически убиваемых, но и духовно, и нравственно, что страшнее, ибо лишает какой-либо возможности будущего сопротивления. Обратиться с этим словом напоминания к народу и к каждому христианину — о том, что его личная судьба, как и судьба всей Церкви, связана с судьбами Отечества. Невозможно отделить одно от другого.

http://moral.ru/poyas/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010