Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского 8 октября 2021 г. 14:28 8 октября 2021 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  совершил  Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь . Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы вспоминаем святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Святого, который в ряду всех русских преподобных стоит на первом месте. Именно преподобный Сергий заложил, собственно говоря, основу того русского монашества, к которому принадлежит и нынешнее поколение иночествующих. Этой монашеской традиции уже сотни лет, и она выдерживает испытания временем, даже самые суровые. Мы знаем, что во времена тягчайших гонений, которые выпали на долю Церкви нашей и народа нашего в суровом XX веке, многие теряли жизненные ориентиры, многие отказывались от веры страха ради, но монашествующие в абсолютном своем большинстве сохраняли верность Господу даже до смерти. Мы почитаем преподобного Сергия Радонежского совершенно особым образом. Он действительно заложил традицию русского монашества, живущую до сего дня, и к нему стекается множество народа. И возникает вопрос: а почему к святым, которые отделены от нас столетиями, народ продолжает идти, а к самым выдающимся героям, к самым выдающимся государственным деятелям народ не приходит? А происходит это вот почему. Преподобный Сергий в жизни своей совершил много дивных дел, но ведь и другие совершали! Однако самое великое дело, которое он и сегодня совершает в жизни наших современников, — это то, что они, приходя к гробнице преподобного Сергия в Троице-Сергиевой лавре , встречаются с чудом. Что же это за чудо? А это чудо заключается в особой духовной связи верующего человека, притекающего к гробнице Преподобного, с великим угодником Божиим. Чудо заключается и в том, что мы, несмотря на самые трудные исторические обстоятельства, сохранили веру в Господа и Спасителя, — несомненно, и по молитвам преподобного Сергия, заступника за землю нашу. А ведь многие чудеса совершались и при жизни святого по его молитве. Разве не чудом была Куликовская битва, в которой со всех точек зрения русские должны были потерпеть сокрушительное поражение, и земля наша должна была полностью покориться иноземной силе? Но Преподобный благословляет Дмитрия Донского, и русское воинство наносит первый сокрушительный удар по той военной мощи, которой покорились огромные пространства Евразии. Можно как угодно объяснять то, что произошло на Куликовом поле, но неслучайно святой Дмитрий Донской пошел к преподобному Сергию, чтобы испросить у него благословения на эту битву, и, конечно, молитвами Преподобного, которые соединились с величайшим воинским подвигом наших ратников, и была одержана эта историческая победа.

http://patriarchia.ru/db/text/5850774.ht...

Приветствие Предстоятеля Русской Церкви участникам конференции, посвященной 625-летию Куликовской битвы (г.Коломна, 7 сентября 2005 г.) 7 сентября 2005 г. 18:39 7 сентября в Коломенском государственном педагогическом институте проходит научная конференция «Куликовская битва и её место в русской культуре», посвященная 625-летию Куликовской битвы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам этого мероприятия: УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 625-ЛЕТИЮ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ (7 сентября 2005 г., Коломна) Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит Ювеналий! Многоуважаемый Борис Всеволодович! Возлюбленные братья и сестры, участники и гости конференции! Вы собрались сегодня для того, чтобы на научной конференции заслушать доклады, посвященные величайшему событию отечественной истории - победе на поле Куликовом. Тогда, 625 лет назад, решилась судьба Святой Руси. Порабощенная и измученная, она восстала из рабского унижения и вступила на путь обретения того величия, которым просияла Россия в последующие века. Размышляя о древнем, мы стремимся усваивать те духовные уроки, которые дают нам ключевые моменты далекого прошлого. Сначала раздираемая своекорыстными властителями, забывшими о долге правителя перед народом, страна была раздроблена и ослаблена. Зато потом пришло осознание ответственности за судьбу Родины. Люди поняли, что только через любовь друг к другу исполнят евангельское благовествование (см.: 1 Ин. 3:11). Обращение к животочной силе Святого Православия дало властителям и народу силы объединиться для победы. Благословение, данное преподобным Сергием Радонежским святому благоверному князю Димитрию Донскому, отправлявшемуся на сражение во главе войска, стало на многие века символом молитвенного предстательства Православной Церкви за народ и страну. Поэтому и сегодня мы рассматриваем Куликовскую битву как вдохновляющий пример торжества общенационального единства, освященного Божией благодатью. Очень важно, что конференция эта проходит в прекрасном древнем граде Коломне, многие святыни которой связаны с отмечаемым событием. Это и Успенский собор, и Богородице-Рождественский Бобренев монастырь и многие другие. Отрадно то, что Коломна в последние годы стала одним из важнейших центров возрождения церковной жизни в Московской области. Мы видим здесь вдохновляющие примеры взаимодействия между духовенством и светскими властями, которые трудятся вместе ради духовного блага людей, давая тем самым пример истинного «куликовского соработничества».

http://patriarchia.ru/db/text/39077.html

Прп. Нектарий Радонежский. Роспись братской трапезной Троице-Сергиевой лавры. Нач. XXI в. († После 8.09.1380?), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, Вестник. В источниках кон. XIV - нач. XVII в., связанных с историей Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и Куликовской битвы , не упоминается. Впервые имя Н. появилось в поздней и неточной по хронологии событий редакции «Сказания о Мамаевом побоище», к-рая сохранилась в составе т. н. Летописца кн. И. Ф. Хворостинина кон. 40-х гг. XVII в. (ГИМ. Увар. 116 (1386)). Этот источник отмечает, что 9 сент. 1380 г., накануне переправы рус. войска через р. Дон (случившейся на самом деле в ночь на 8 сент.), Н. передал блгв. вел. кн. Московскому и Владимирскому Димитрию Иоанновичу Донскому грамоту от прп. Сергия Радонежского. В ней, согласно версии этой редакции «Сказания…», было «написано великому князю Дмитрею Ивановичю и ко всем руским князем и ко всему православному воинству… мир и благословение». За добрую весть вел. князь «целова старца Нектария любезно». В ответ на это троицкий монах «поднесе» ему «посланныи дар от преподобнаго игумена Сергия: хлебец от трапезы ево святыя Пречистыя Богоматери», к-рый Димитрий Иоаннович «приим и съяде». После этого он «биша челом… старцу Нектарию, и простер руце свои на небо», обратившись за помощью в битве к Пресв. Богородице, Ее сыну и прп. Сергию. Через два дня (11 сент.) св. блгв. вел. кн. Димитрий Иоаннович якобы отпустил Н., к-рый вскоре вернулся в Троице-Сергиев мон-рь. Здесь Н. обратился к прп. Сергию и заявил ему, что вел. князь и все рус. войско просят «покаяние о своих гресех… просят от тебя», а также «прощения и милости». Прп. Сергий уточнил у Н., началась ли Куликовская битва. Получив утвердительный ответ, «повеле преподобный игумен Сергеи молебны пети» (Памятники. 1998. С. 283-284). Эти два эпизода, связанные с деятельностью Н., появляются весьма поздно. В ранних редакциях «Сказания…» он не упоминается. Поэтому исследователи приходят к выводу, что история с приходом Н. в стан рус. войска накануне Куликовской битвы является лит. вымыслом. При этом не отрицается сам факт послания прп. Сергием своего благословения, о чем говорилось уже в Пространной редакции летописной повести о битве на Дону (Там же. С. 312). Архим. Леонид (Кавелин) считал, что Н. был похоронен в некрополе Троице-Сергиева мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2564870.html

Слово Святейшего Патриарха Алексия в день Обретения мощей преп. Сергия Радонежского в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры 18 июля 2005 г. 16:43 Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником — днем памяти преподобного Сергия игумена Радонежского, чудотворца. Троице-Сергиева Лавра со времен ее основателя была и остается сердцем Русского Православия. Вместе с тем, обитель преподобного Сергия стала живительным родником, из которого черпала свои силы наша отечественная культура и сама государственность в суровые годы испытаний не раз находила себе здесь надежную опору. Здесь святой благоверный князь Димитрий получил благословение на Куликовскую битву, положившую начало созиданию Российского государства. По слову одного мыслителя прошлого века: «На Куликово поле пошли дружины отдельных княжеств северо-восточной Руси, а вернулся единый русский народ». Сегодня в день, когда Русская Православная Церковь молитвенно воспоминает обретение святых мощей преподобного игумена Сергия, официально начинаются празднования 625-летия сражения на Куликовом поле. Торжества, посвященные юбилею этого великого исторического события, пройдут в Москве, Серпухове, Коломне, Туле, на самом месте сражения и завершаться здесь же, у раки с мощами Преподобного. Эта знаменательная дата вновь дает нам возможность вспомнить о том великом значении, которое имеет православная вера для духовного становления нашего народа, созидания российской государственности, объединения славянских народов, формирования менталитета русского человека. Показательно, что сражение на поле Куликовом не было столкновением одного народа с другим, ибо в дружине князя Димитрия Донского плечом к плечу стояли в общем строю представители разных народов, сплотившихся вокруг Московского князя и понимавших, что их будущее немыслимо без совместного объединения всех разрозненных до того сил. Несмотря на то, что со времени этого исторического сражения прошли сотни лет, его значение для сохранения самосознания нашего народа все равно остается огромным. Это связано, прежде всего, с тем, что Донская битва стала переломным моментом русской истории, предопределившим не только самостоятельное политическое бытие Российского государства, но и тем хронологическим пределом, с которого в сознании наших предков идея необходимости объединения восторжествовала над эгоистическим стремлением к самоизоляции и эгоистическим желанием торжества собственных интересов.

http://patriarchia.ru/db/text/28999.html

Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии на Куликовом поле 21 сентября 2005 года 22 вересня 2005 р. 13:59 Многоуважаемый Георгий Сергеевич! Преосвященные собратья архипастыри, всечестные отцы, досточтимые представители власти, дорогие братья и сестры. Сегодня мы совершили Божественную Литургию в храме стоящем на месте, где 625 лет назад в великий праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы дружины русских княжеств под предводительством святого благоверного князя Димитрия Донского вступили в бой с войсками золотоордынского военачальника Мамая. Хорошо известно то великое значение, которое имела Куликовская Битва для истории нашего Отечества, освобождения Руси от иноземного ига и становления российской государственности. Хрестоматийную известность приобрело справедливое выражение, гласящее, что «На Куликово поле пошли дружины отдельных княжеств, а вернулся единый русский народ». Вполне сознавая всю государственную, политическую и общественную значимость воспоминаемого сегодня события, мы в первую очередь должны помнить о его духовном содержании. Ибо по слову Священного Писания: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. (Пс. 126, 1) Сегодня историческая наука, рассматривая события прошлого, принимает в расчет главным образом закономерности экономические и социальные, однако русская история и события, связанные с Куликовской битвой во многих примерах сохранили убедительные свидетельства о том, как действуют в нашей жизни законы духовные, и это хорошо видно в деятельности святого благоверного князя Александра Невского, святителей Петра, Ермогена и многих других. Известный историк В.О. Ключевский также говорил, что победа 1380 года оказалась возможной только благодаря духовному и нравственному возрождению наших предков. И в этом первостепенное значение имело духовное влияние на русский народ от князей до крестьян преп. Сергия Радонежского и основанного им монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201921...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II перед концертом в заключение Церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся» 6 октября 2005 г. 08:40 Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Событие, воспоминаемое ныне, запечатлелось в исторической памяти народов России как поворотный момент истории государства и общества, как выражение силы народного духа, способного сплотить воедино все силы ради общей великой цели — защиты своей земли. Трудно переоценить значение Куликовской битвы в становлении российской государственности, в формировании единой культуры и общенационального менталитета. Конечно, с исторической точки зрения Куликовская битва – только начало нового этапа развития России. Еще предстояло полное освобождение от ордынского ига и объединение всех земель вокруг Москвы. То историческое значение, которое имело сражение на Куликовом поле, связано с качественно новым этапом в духовном становлении нашего народа. Люди почувствовали себя единым целым и получили явное подтверждение, что в единстве – сила. Другой отличительной чертой события стало осознание, что только Православие, вера отцов, может скрепить это единство и придать высший смысл существованию объединенного русского государства. Слова, сказанные Преподобным Сергием Радонежским князю Димитрию Донскому указывают, что главной целью битвы было стремление отстоять православный строй нашей жизни: «…враги хотят от нас чести и славы — дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить». Активная позиция Русской Православной Церкви способствовала формированию в сознании людей представления об особой ответственности Московского государства в деле объединения русского народа, его роли хранителя, защитника и распространителя Православия. Выдающийся российский мыслитель XIX века Иван Васильевич Киреевский со свойственной ему проницательностью заметил:  «Особенность России заключалась лишь в самой полноте и чистоте того выражения, которое христианское учение получило в ней, — во всем объеме ее общественного и частного быта».

http://patriarchia.ru/db/text/51743.html

Выступление митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА на открытии форума «Единением и любовью спасемся» 5 октября 2005 г. 12:11 Выступление митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси , Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви на открытии форума «Единением и любовью спасемся» (Москва, храм Христа Спасителя, 5 октября) Ваше Святейшество, дорогие собратья-архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры! Настоящий церковно-общественный форум, проходящий под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, посвящен знаменательному историческому событию — Куликовской битве. Все мы знаем об этом славном событии еще со школьной скамьи. В древности о нем складывались сказания, позднее — писали выдающиеся историки. Особое значение этого события в отечественной истории заставляет нас снова и снова обращаться к нему, чтобы заново постигать его смысл, исходя из современной ситуации. В последнее время опубликовано немало различных материалов, посвященных Куликовской битве. Порой мы слышим непривычные толкования этого исторического эпизода, основанные на новых исследованиях. Ему даются различные оценки, о его значении для будущего Руси спорят историки и публицисты. Не буду углубляться в исторические детали и оценивать выводы исследователей. Это дело специалистов-историков. На прошедших вчера пяти отдельных конференциях Куликовская битва и все, что с ней связано, было рассмотрено в разных аспектах. О результатах работы конференций мы услышим сегодня в отчетных докладах руководителей. Однако Куликовская битва, о которой мы сегодня размышляем, — это не только событие прошлого, которое изучает историческая наука. Куликовская битва — это также и глубокий символ. Попытаться понять смысл этого символа должен каждый, кто чувствует свою причастность к многовековому историческому пути, которым прошло наше Отечество. Это наше общее дело. В чем же символическое значение древнего сражения на Поле Куликовом? Постараюсь по необходимости кратко поделиться своими соображениями на эту тему. Куликовская битва стала знамением коренного перелома в русской истории, своего рода перехода от одного состояния к другому.

http://patriarchia.ru/db/text/51636.html

Дмитрий Донской. 10 факторов победы Куликовская битва: князь, преподобный Сергий, русская дружина и Донская икона 21 сентября, 2016 Куликовская битва: князь, преподобный Сергий, русская дружина и Донская икона Куликовская битва веками была столпом русского самосознания. Правда, до Николая Михайловича Карамзина ее называли иначе – чаще всего Мамаевым побоищем. Но князя Дмитрия Донского прославляли как объединителя Руси вокруг Москвы, как полководца, остановившего очередное нашествие с Востока и заложившего основы русского могущества. Несомненно, на пути к объединению русских земель вокруг Москвы Куликовская победа сыграла важную роль. Без нее судьба русского народа и Православной Церкви была бы иной. Возможно, мы остались бы без мощного единого государства и самобытной культуры. 1 июня — День памяти великого князя Дмитрия Донского. 1. Дмитрий Донской Князь Дмитрий воплощал в себе всю силу, накопленную за несколько поколений московских князей, потомков Даниила Ивановича. Силу и политический ум. Он рано лишился отца и стал княжить под руководством митрополита Алексия. Приходилось бороться за символически важный владимирский великокняжеский престол. Он действовал в окружении врагов, самым опасным из которых был правитель Литвы Ольгерд Гедиминович. Князь Димитрий Донской. Титулярник XVII века. Фото Shakko/Wikipedia Когда золотоордынский властитель Мамай послал темника Бегича на Москву – войско Дмитрия Донского разгромило его на реке Воже… Эта победа вдохновила москвичей. Но Дмитрий прославился не только как полководец. Он превратил московский Кремль в мощную белокаменную крепость. Расширял границы княжества, заботился о благосостоянии подданных. Только такой опытный правитель и мог дать отпор новому нашествию на Русь. Когда русское войско перешло Дон, Дмитрий приказал разобрать мосты. Он уничтожил путь к отступлению. Теперь перед ними стоял простой выбор: победить или погибнуть. Дмитрий не наблюдал за битвой «с высокого холма», как это делал Мамай. Он сражался наравне с дружинниками, рубился на волосок от гибели, был тяжело ранен, выжил чудом.

http://pravmir.ru/knyaz-dmitriy-donskoy-...

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил торжества по случаю престольного праздника московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове 21 сентября 2013 г. 21:39 21 сентября 2013 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Владыке Илариону сослужили настоятель храма, главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев , благочинный Даниловского округа протоиерей Олег Воробьев, клирики храма. За богослужением молились сотрудники Издательства Московской Патриархии, сотрудники редакционных коллегий «Журнала Московской Патриархии» и сборника «Богословские труды», а также многочисленные прихожане. По окончании Литургии протоиерей Владимир Силовьев обратился к владыке Илариону с приветствием: «Ваше Высокопреосвященство! Мы благодарим Бога за то, что Он устроил нам велие торжество в престольный праздник нашего древнего московского храма, храма-памятника героям Куликовской битвы, мемориала героев Куликовской битвы, учеников преподобного Сергия Радонежского схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби. Просим Ваше Высокопреосвященство передать сыновнюю благодарность Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за то, что он благословил именно Вам послужить в нашем древнем храме и составить это торжество. Сей храм, который имеет 500-летнюю историю и который всегда пользовался особой любовью русского народа и власть предержащих — великих князей, царей, императоров, — всегда был в центре внимания нашего народа, будучи местом упокоения героев Куликовской битвы. Именно на Рождество Пресвятой Богородицы произошла эта судьбоносная для русского народа битва. Именно сюда по благословению преподобного Сергия Радонежского были принесены для вечного упокоения мощи схимонахов Александра и Андрея, и с тех пор храм в Старом Симонове занял особое место среди других храмов Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3251376.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Куликовская=Косовская битва Продолжение темы «Серб в России, свой среди своих», как Промысл запечатлел братство сербов с русскими 13.02.2019 1003 Время на чтение 7 минут Первая часть Вторая часть 16 января сразу по прибытию в Москву встреча с близкими людьми. Я был серьёзно озадачен: как в один чемодан утрамбовать все подарки? Кстати, спустя несколько дней, уже возвращаясь в Сербию, приходилось вестибеседу с красавицей устойке аэропорта Домодедово по поводу того, что позволена только «одна сумка в ручном багаже»... Но, слава Богу, красавица приняла мой аргумент о том, что подарки русских братьев сербам ДОЛЖНЫ достигнуть Сербии... Снова очень насыщенный день. Беседа за чаем на знаменитом балконе квартиры Бориса Земцова с Анатолием Дмитриевичем Степановым и его супругой. Потом оставляем Бориса и встречаемся с одной удивительной женщиной, Любовью Степановной Гармаш. (Искренне благодарен Анатолию Дмитриевичу за знакомство с нею). Обед с супружеской парой Степановых и Любовью Степановной в грузинском ресторане в Москве - один из тех, которые запоминаются на всю жизнь. Как быстро пролетело время, как нелегко расставаться, какже хотелось ещё побыть с этими дорогими людьми... Когда уже был в поезде, отправлявшемся в Тулу, под впечатлениям недавней беседы в грузинском ресторане и знакомства с Любовью Степановной, вспомнил предсказания преподобного Серафима Вырицкого о том, что именно «белые платочки спасут Россию». Думаю, что именно такими были современные мироносицы во время воинствующего атеизма, - те, которые не боялись ни угроз милиции, ни насмешек (и в доме, и со стороны соседей и знакомых), икоторые не испугались издевательств богоборцев. И, несмотря ни на что, смогли и в церковь ходить, и зажигать лампаду, и учить внуков молиться. Такую веру я ощущал у Любови Степановны... А в Тулу путешествую совместно с моим другом, русским журналистом и писателем Борисом Земцовом, заместителем главреда Олега Платонова в редакции «Русского Вестника». Он уже не один год пытается организовать мне экскурсию на Куликово поле, он уроженец Тулы.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/13/ku...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010