Покровская победа Весть о приближении многочисленного турецкого десанта застала Суворова в храме. Это был праздничный день, Покров. Казак доложил о высадке многочисленного десанта, но Суворов приказал не атаковать их и не прервал праздничной обедни. Только велел казакам стягивать резервы к Кинбурну. 12 октября, 2011 Весть о приближении многочисленного турецкого десанта застала Суворова в храме. Это был праздничный день, Покров. Казак доложил о высадке многочисленного десанта, но Суворов приказал не атаковать их и не прервал праздничной обедни. Только велел казакам стягивать резервы к Кинбурну. Читайте также: Может ли воинская победа стать национальной идеей? Кинбурнская битва Почему такой важной, можно сказать государствообразующей, идеей в России стала именно Победа – начиная с Куликовской битвы? Сплочение ради великой цели, преодоление страха, жертвенность – и награда. Думается, мы придаём великим победам не только военно-политический смысл. Это уловил Гаврила Романович Державин – поэт, политик, горячий проповедник в духовной лирике и офицер, служивший под командованием Суворова , когда усмиряли «маркиза Пугачёва»: Как внешних супостат, как внутренних сражать. Суворов! страсти кто смирить свои решился, Легко тому страны и царствы покорить, Друзей и недругов себя заставить чтить. Военная победа здесь трактуется как зримая метафора сражения со «внутренними супостатами», сражения, которое происходит в душе человека. Битва, о которой мы сегодня вспоминаем, показала героизм православного воинства. Будущий генералиссимус, а тогда – генерал-аншеф Суворов в тот день грудью шёл на вражеские сабли, был на волоске от гибели. А было ему под шестьдесят лет, по тем временам – старик. О Кинбурне сложена одна из лучших старинных солдатских песен: Ныне времячко военно, От покоя удаленно: Наша Кинбурнска коса Открыла первы чудеса! Флот турецкий подступает, Турок на косу сажает, И в день первый октября Выходила тут их тьма… Честное обаяние этих наивных строк вряд ли когда-нибудь потускнеет.

http://pravmir.ru/pokrovskaya-pobeda/

Задонщина Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева Β 1380 г. ордынский правитель Мамай предпринял большой поход на Московское княжество. Дмитрий Донской, как и в 1378 г., решает выйти навстречу врагу. Β союзе с Москвой выступили многие русские княжества. Сражение произошло 8 сентября 1380 г. в пределах Рязанской земли, на Куликовом поле, в месте впадения в Дон реки Непрядвы. Понеся огромные потери, русские одержали победу. Это была первая большая победа над монголо-татарами, явившаяся переломным моментом во взаимоотношениях Руси с Ордой. Куликовская битва нашла отражение в нескольких произведениях: «Задонщине», краткой и пространной летописных повестях ο Куликовской битве и в «Сказании ο Мамаевом побоище». Есть все основания полагать, что «Задонщина» была написана в 80-е гг. XIV в., вскоре после Куликовской битвы и, во всяком случае, еще при жизни Дмитрия Донского (т. е. до 1389 г.), которому, как говорит сам автор памятника, он воздает похвалу своим произведением. «Задонщина» – это лирико-эпическое описание сражения на Дону. Автор ведет не последовательный сюжетный рассказ, а выражает свои чувства и эмоции, связанные с событиями Куликовской битвы. За основу своего произведения автор «Задонщины» взял «Слово ο полку Игореве» – рассказывая ο победе над Мамаем, он пользуется и образами, и отдельными фразами, и целыми отрывками «Слова». «Задонщина» дошла до нас в шести списках: Ундольского (список XVII в, – РГБ, собр. Ундольского, 632); Ждановском (список XII в., отрывок – БАН, 1. 4. 1); Историческом первом (список конца XVI в., без начала – ГИМ, собрание Музейское, 2060); Историческом втором (список начала XVI в., отрывок – ГИМ, собрание Музейское, 3045); Кирилло-Белозерском (список 1470-х гг. – РНБ, собрание Кирилло-Белозерского монастыря, 9/1086); Синодальном (список XVII в. – ГИМ, Синодальное собрание, 790). Самый ранний, Кирилло-Белозерский, список представляет собой сокращенную переработку только первой половины произведения, сделанную известным книгописцем XV в., монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наконец-то на Урале вспыхнуло сопротивление хамству, пошлости, мерзости и мраку Владимир Крупин об увольнении с поста директора музея «PERMM» галериста-кощунника Марата Гельмана 19.06.2013 2714 Как сообщалось , с поста директора пермского музея современного искусства «PERMM» уволен скандально известный галерист и кощунник Марат Гельман. Мы попросили прокомментировать это событие известного русского писателя Владимира Николаевича Крупина . Дай Бог доброго здоровья губернатору Пермского края Виктору Басаргину, дай Бог доброго здоровья и всем, кто так же, как и он, встанут на путь сопротивления злу. А такие люди обязательно появятся. В русском характере есть такая черта, как доверчивость, когда мы не можем себе представить, что кто-то нам желает плохого. Тем не менее, есть такие люди, которые на нас напирают, и идет огромное нашествие на русскую доверчивость, на русскую жизнь, на русское целомудрие. Мы даже как-то растерялись, и это было еще совсем недавно, с конца 1980-х по начало 2000-х годов. Но, славу Богу, что за нами стоит величие и ощущение мощной России, существовавшей много веков. Был Суворов, был преподобный Сергий Радонежский, был Дмитрий Донской, была Куликовская битва, было Ледовое побоище, это же все в нас! Хоть ты четыре класса закончил, хоть ты институт кончил, - но ты же русский, ты же православный по своим корням! И вот это ощущение не могло не сместить гельманов. Откуда они, эти гельманы, что это такое за явление на Руси? Это нарост чудовищный, паразитический, и поэтому, конечно, то, что совершено в Перми, очень отрадно. Я очень переживаю за происходящее в Перми, потому что я очень люблю Пермь, здесь у меня было очень много хороших друзей, я здесь много раз бывал. И вот, когда происходило это нашествие бесовщины, это было страдание нашего народа, нашей Родины, но мы, в общем-то, и не молчали, мы открыто говорили об этом. Хочется обобщить это ощущение - само ощущение православности, русскости. Оно настолько несгибаемо, оно настолько сильное, что можно даже привести характерный пример Валентина Распутина, которому присудили президентскую премию. Ведь ее присуждение можно расценить двояко. Во-первых, конечно, нельзя ни заметить такого великого явления в мировой русской литературы, как Валентин Распутин, - это же просто стыдно не заметить величия этой личности! Второе, что тоже может быть, - либеральное окружение Президента сказало: «Ну, давайте, Владимир Владимирович, кинем кость вот этим русским, этим русопятам, давайте присудим премию Распутину!» Однако подобного рода ощущения нас не должны касаться: человек отмечен, и мы вместе с вами радуемся тому событию, что и премию дали Распутину, и губернатор в Перми такой нашелся, хотя я еще переживаю за свою любимую, родную Вятку, где пока что нет таких отрадных явлений, какое только что произошло в Перми.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/19/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не допустить поощрения регионального экстремизма «Русское Собрание» обратилось к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой ни в коем случае не заключать новый договор о «разграничении предметов ведения и полномочий» с Республикой Татарстан 14.07.2017 1210 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , 21 июня в Москве прошло очередное заседание международной общественной организации «Русское Собрание». С обстоятельным докладом, посвященным истечению действия договора о разграничении полномочий Республики Татарстан с федеральным центром и необходимости укрепления единства страны, выступил председатель Казанского отделения РС, лидер Общества русской культуры Татарстана Михаил Юрьевич Щеглов. Как отметил, в частности, Щеглов, опираясь на Договор о разграничении полномочий, на некоторые неконституционные положения татарстанского основного закона, в республике пышным цветом расцвел сепаратизм. Сегодня в фаворе находятся лишь те деятели, которые поддерживают обособление республики от России. Наблюдается дискриминация нетатарского населения при приёме на государственную службу. В татарстанских школах детям рассказывают о том, что никакого татаро-монгольского ига не было, а Куликовская битва была «местными разборками князей». В Татарстане всего 400 православных храмов, но при этом 1500 мечетей, в основном построенных за последние четверть века. При попустительстве республиканской власти в Татарстане набирает силу радикальный ислам. В республике ощущается сильное влияние Брюсселя, Вашингтона и Стамбула. Доклад вызвал оживленную дискуссию и множество вопросов к выступающему. Тем временем , 11 июля депутаты Государственного Совета Республики Татарстан приняли обращение к Президенту России Владимира Путину , инициированное группой депутатов. Как отметил выступающий, обращение связано с Договором о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном, срок действия которого истекает в конце июля текущего года. «Должна быть создана какая-либо правовая форма федеративных отношений. Мы в обращении указали, что необходимо образовать специальную комиссию по выработке предложений именно по правовым вопросам», – подчеркнул Николай Рыбушкин и зачитал текст обращения. Депутаты единогласно проголосовали за принятие предложенного обращения, в котором они попросили Главу государства «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан и образовать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/14/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не красть Победу у прадедов Культ Великой Отечественной должен срочно потесниться в пользу нынешней войны 30.04.2022 1811 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Вижу, как в преддверие 9 мая все окрестные школы и школьники усиленно вовлекаются в «патриотическое воспитание». Проходит много классных часов, всяких торжественных вечеров и линеек и выездных экскурсий по городу с посещением памятников. Моя 8-летняя дочь только что приехала с такой школьной экскурсии. На повестке ещё Бессмертный полк. На всех этих мероприятиях детям рассказывают, что была Великая Отечественная война, что наши бойцы героически бились с нацизмом, что было много отважных героев, погибших и выживших, что на кону стояло сохранение самой России и её народа… И у меня возникает вопрос: а почему праправнукам того военного поколения надо рассказывать только о той войне? В тот самый момент, когда у нас ежечасно идёт самая настоящая война с отчаянными схватками, победами, жертвами и живыми участниками! И герои на ней – наши современники и земляки, и бьёмся мы с самым натуральным сегодняшним нацизмом, и это тоже, безусловно, война в полном смысле слова Отечественная, и ставка в ней опять – выживание России и русского народа. Живых участников той старой Отечественной войны уже почти не осталось. А те, кто остались, своей древностью лишь подчёркивают в юных глазах то, что те события произошли где-то чуть позже войны Троянской. В то время как участниками нынешней войны, их лицами и голосами на видео, их реальными боями и реальным героизмом полон интернет! Вот он, не ветхий, а самый живой и убедительный иллюстративный материал для любых классных часов и уроков актуальной истории! «Та старая война была слишком важна для нас, чтобы её забывать», – горячо возразит мне кто-то. Ну, конечно, важна! Не менее важна, чем Отечественная война 1812 года с Наполеоном, чем петровская победа над шведами, чем Куликовская битва. Вехи русской истории вообще не надо забывать, их надо чтить и помнить. Но самая главная и актуальная война для любого общества – та, которая идёт сейчас. Как-то даже глупо об этом писать, настолько это очевидно. Именно она – направляющий и мобилизующий стержень страны, она задаёт главные смыслы и приоритеты нашей жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/30/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия – это наше всё (К XV Ассамблеи Русского мира) 12.10.2023 347 Время на чтение 6 минут Источник: Вместе с Россией Историческая победа на Куликовом поле в 1380 году была результатам возникновения обще,русского национального самосознания. В среде русского народа в это время шел интенсивный процесс осмысления современных событий в их связи с историческим прошлым Руси. Выдающаяся художественная поэма «Задонщина», посвященная исторической победе над ордами Мамая в 1380 году и другие произведения непосредственно опираются на богатый материал народных былин и сказаний. Характерно, что в «Задонщине» нашло яркое отражение признание организующей роли Москвы в борьбе с татаро-монгольским игом. Тесно связанная по своему идейному содержанию и художественной форме с замечательным памятником конца XII века – «Словом о полку Игореве» - «Задонщина» подчеркивает преемственность борьбы Руси против вторжений кочевников. Повесть о разорении Москвы Тохтамышем в 1382 году раскрывает героизм русского народа в защите Русской земли и ее столицы от нападений захватчиков. Даже церковная агиографическая литература испытала сильное влияние народного творчества. Житие Дмитрия Донского, написанное в церковной манере, рисует яркий образ мужественного полководца, выступившего на битву с врагами Русской земли. Вот почему Куликовская битва считается поворотным пунктом в истории общерусского народа. Дмитрий Донской на Куликовом поле защищал не только свое Московское княжество, но и все другие русские княжества, не только свою московскую землю, но и всю Русскую землю, в том числе Западную и Южную Русь. На Куликовом поле родилось Русское государство. Ровно через сто лет, в 1480 году, великий князь московский Иван III разрывает в присутствии послов татарского хана его грамоту. Этим актом ордынское иго или внешнее управление на русских землях официально объявлено прекращенным. Глубокий патриотизм русского народа, его национальное самосознание получили свое отражение в русских литературных произведениях. Тема Русской земли, ее единства, борьбы за ее освобождение в неразрывной связи современности с прошлым историческим развитием становится центральной в русской литературе и противостоит удельным тенденциям, которые проводились в литературных памятниках, отражавших интересы сепаратистски настроенных князей и феодалов.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/12/rossiy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Татарская аллергия на русскую историю Интернет-сайт " Tatarlar.ru " продолжает " выводить на чистую воду " Куликовскую битву 23.09.2005 439 Время на чтение 3 минуты Сколько за последнее время татарскими " этно-историками " и политиками было " сломано копий " вокруг Куликовской битвы - не счесть! Вроде бы, пора уж и успокоиться. Ан, нет! Как кость в горле застряла у " наследников Золотой Орды " эта " проклятая " тема: и проглотить страшно, и выплюнуть не получается. Вот и повторяют они с упорством муэдзина одни и те же заученные фразы по несколько раз для своих же " местечковых " газет, телеканалов и интернет-сайтов. Не успели смолкнуть молитвы, возносимые на поле Куликовом русскими людьми в память о православном воинстве Святого Благоверного князя Дмитрия Донского, как небезызвестный сайт " Tatarlar.ru " выдал очередную порцию глуповатых " рассуждений " татарских " исследователей " по поводу " истинного значения " этой битвы. Заголовки некоторых из на сообщений говорят сами за себя: " Казанский филолог Хатип Миннегулов: " Русские не боролись с татарами в Куликовской битве " и " Рафик Мухаметшин: " Куликовская битва не является событием, кардинальные изменения в будущее российского государства " . Первое из этих " открытий " сделал казанский филолог Хатип Миннегулов, раскрывающий в настоящее время в Ярославле перед из пятидесяти пяти российских вузов премудрости татарского национального образования. " Русские не боролись с татарами в Куликовской битве, - поведал он журналистам из " Tatarlar.ru " . - Вместе, плечом к плечу, они сражались с ханом Мамаем. Татары издавна живут рядом с русскими, поэтому языковые проблемы не помешали двум народам одержать победу над Мамаем " . Безусловно, призыв заведующего кафедрой татарской литературы Казанского государственного университета не " представлять эту борьбу как борьбу русских с татарами " , что, по его мнению, оскорбляет последних, заслуживает всяческой похвалы. Вот только как тогда быть с русскими? Против кого же они тогда неразумные " плечо к плечу " с татарами воевали " за нашу и вашу свободу " ?

http://ruskline.ru/analitika/2005/09/23/...

Летописная повесть о куликовской битве Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Салминой Куликовская битва 1380 г. нашла отражение в летописях и литературных памятниках. Самый ранний известный нам краткий летописный рассказ ο битве 1380 г. («О побоище иже на Дону») содержался в летописном своде 1408 г. (отразившемся в сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи, в Симеоновской летописи и Рогожском летописце). Более пространное описание событий 1380 г. мы видим в так называемой Летописной повести ο Куликовской битве, старшие списки которой находятся в Софийской первой, Новгородской четвертой, Новгородской пятой, Новгородской Карамзинской летописях. Летописная повесть – не сухая хроника событий, а развернутое сюжетное повествование. Β повести подчеркивается роль великого князя Дмитрия Ивановича как защитника Русской земли, благочестивого христианина и мужественного воина. С публицистическим пафосом автор изображает коварство Мамая и его союзников – литовского князя Ягайла и рязанского князя Олега. Автор Летописной повести опирался как на собственно исторические источники (в частности – на рассказ «О побоище иже на Дону» и на Синодик – перечень убитых), так и на источники литературные – «Житие Александра Невского» и краткую (паремийную) версию «Чтения ο Борисе и Глебе»: оба этих произведения ο князьях-воинах давали автору Летописной повести материал для исторических аналогий. Кроме того, в тексте постоянно встречаются библейские цитаты; в описании скорби русских женщин использован фрагмент из апокрифического «Слова на Рождество Христово ο пришествии волхвов». Текстологический и идейный анализ Летописной повести позволяет считать, что повесть была создана не ранее середины XV в. как произведение публицистическое, направленное в защиту объединения русских сил против врагов Русского государства. Текст Летописной повести ο Куликовской битве издается по списку Новгородской Карамзинской летописи XVI в. (РНБ, F. IV, 603). Исправления внесены по Голицынскому списку первой редакции Новгородской четвертой летописи (РНБ, Q. XVII, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) Чудо преподобного Сергия (560 лет со дня кончины) В преддверии Мы привыкли упрощенно смотреть на наше прошлое и представлять его себе лишь во внешних, осязаемых формах, исходя из образцов современности. К этому приучили нас ходовые учебники истории, сообщавшие нам факты народно-государственной жизни, в большинстве случаев без связи предыдущего с последующим, отрывисто и почти всегда замалчивая психологическую основу, вызвавшую эти исторические акты действия народа. Куликовская битва 1380 г., факт грандиозного значения народной жизни, нам рисуется приблизительно так: Великий Князь Московский задумал свергнуть иго Орды, разослал повестки меньшим князьям, произвел мобилизацию и, собрав под Коломной большое войско, двинулся к Дону. А там удачный маневр флангового охвата, проведенный воеводой Боброком, решил судьбу сражения, заодно и всей Русской Земли. Этой «мобилизации», предшествовавшей битве, в ходких учебниках отведено пять-шесть строк, и учившиеся по ним правы, рисуя ее себе лишь механическим и административным действием центральной власти. Но представим себе народно-государственную жизнь Руси веков, предшествовавших Куликовскому Полю. Нам это будет теперь не так трудно сделать, ибо многое, очень многое из того прошлого осветит нам наша современность. Государственность и культура южной Киевской Руси были разгромлены дотла. Вместе с ними был разбит и весь обуславливавший их строй народной психики. Веры в свои силы больше не было. Поработитель-татарин непобедим. Его властная воля подчинила себе все проявления жизни народа. Страх, один лишь страх живет в сердцах… Русскому человеку дореволюционной эпохи было очень трудно представить себе эту картину всеобщего страха, утраты своего «я» целой нацией. Нам – легко. Мы это видели и видим. Величие нации определяется не столь высотой ее взлета, сколь способностью встать, возродиться после сокрушившего ее удара. И вот, в темных лесах бассейна Верхней Волги, там, где укрылись наиболее жизнеспособные элементы разгромленной Южной Руси, где они выжили в условиях страшной борьбы с окружающим (нам это тоже легко теперь себе представить!), начинается процесс национального возрождения. Поколения, непосредственно пережившие ужас разгрома, отмирают. На смену им приходят последующие. Чувство страха уже ослаблено в их психике, в суровой борьбе со средой выковывается вера в себя, в свои силы…

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Разделы портала «Азбука веры» ( 241  голос:  4.0 из  5) Часть первая Глава первая …над страной моей родною встала смерть… А. Белый. Весь мир окутан траурной вуалью – так казалось Елочке. Она не могла вообразить, чтобы на мир можно было смотреть радостными глазами, чтобы можно было ожидать радостей: их не было и не могло быть с тех пор, как большевики начали проделывать свой преступный опыт над ее Родиной и разрушили все, что она любила. Она чувствовала себя постоянно так, как будто стояла у дорогой могилы, и как у могилы говорят шепотом и не улыбаются, так и она давно подавила улыбку жизни и не тревожила живыми звуками запертый наглухо мир собственной души. Умирала… нет – умерла ее Родина, ее Россия, которую она с детства любила с захватывающей нежностью. Еще в младших классах Смольного она зачитывалась рассказами из русской истории: поход князя Игоря на половцев, Куликовская битва, Отечественная война, оборона Севастополя и война за освобождение славян особенно увлекали ее воображение. Россия казалась Елочке отмеченной особой красотой; пути ее развития особенно сложны и загадочны, несравнимы с путями ни одной другой страны. Подтверждение этих мыслей она находила у любимых поэтов. Когда в 14 лет она впервые прочитала высказывания славянофилов, она была поражена, что нашла у них точно те же мысли, к которым самостоятельно пришла еще в 13 лет. Точно также она была поражена, когда в одном французском журнале натолкнулась на цитату: «La France c’est une Personne» , – ведь она то же самое думала о России! Это была одна из ее самых заветных идей, рожденных в глубине ее собственного мозга: Россия – Личность, необычайной красоты и силы светлый скорбный Дух, иного высшего плана, космического значения. Этот Дух имеет в мире свою великую миссию и свое тело, меняющее формы при каждом повороте истории. Государство – только жалкое несовершенное орудие ее сверхчеловеческих целей. Миссия России исполнена глубин: Россия отразила татарщину и, кровью истекая, спасла Европу и европейскую культуру; Россия стоит между Западом и Востоком и как бы соединяет два чуждых мира; Россия защищает и охраняет славянские народности и призвана объединить их вокруг себя; Россия – защитница христианской Восточной церкви; в Россию потенциально заложено искание истины и тоска по вечной правде; ее народ – «богоносец»; она никогда не станет буржуазной по европейскому образцу: самодовольное и тупое обывательское благополучие слишком бы исказило и унизило ее соборную личность! У нее есть свои избранники – она сама воспитала тех великих людей, которыми гордится страна, гении ли то в области искусства, или великие полководцы, или деятели, подобные Петру Великому, или русские святые, как Сергий Радонежский; она отражает свой лик в русской природе, она наполняет своими эманациями нивы – хлеб, питающий нас!

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010