Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Куликовская битва в отечественной мультипликации: Народность и Православие «Лебеди Непрядвы» и «Пересвет и Ослябя» 11.03.2023 959 Время на чтение 5 минут Фото: " Пересвет и Ослябя " . кадр Куликовская битва, или Донское побоище, является одним из самых значимых событий в русской истории. Эта военная победа явилась одной из важнейших вех в обретении Московской Русью самостоятельности и грядущем избавлении от татарского ига. Отразить данную эпическую битву на киноэкране – очень ответственная и сложная задача: от режиссёра поистине требуется соблюдение достаточной исторической достоверности в воссоздании картины Руси XIV века, адекватное воссоздание образов исторических лиц (где реальность исторических хроник должна талантливо разбавляться авторской интерпретацией) и, наконец, демонстрация значения Куликовской битвы в истории Российского государства. Масштабной игровой киноленты о событиях 1380 года не снято. Повод ли это горевать или радоваться – вопрос непростой. Ибо даже такой новаторский и масштабный для своего времени фильм, как «Александр Невский» 1938 года, являет пример очень вольного отношения к истории, во многом с целью угождения действовавшей во время съемок фильма идеологии. Зато о Куликовской битве было снято два анимационных фильма: «Лебеди Непрядвы» 1980 г. и «Пересвет и Ослябя» 2010. По нашему скромному мнению режиссёры обоих мультфильмов, Роман Давыдов и Станислав Подивилов, со своими задачами справились на весьма высокую оценку. Тем не менее, мультфильмы получились весьма разными по своему посылу, на что повлияло как целеполагание создателей, так и дух и настроения эпох, в которые создавались данные анимационные фильмы. Мультфильм «Лебеди Непрядвы» приурочен к шестисотлетию Куликовской битвы, которое наша страна отмечала в 1980 году. Он являет собой наидостойнейший образчик самобытной советской анимации и великолепной драматической школы. Основная идея картины – это борьба русского народа против татаро-монгольских захватчиков, внутреннее стремление к обретению свободы своей Родины, выраженное в словах княжича Василия, обращённых к отцу – Дмитрию Московскому, будущему Донскому, где княжич негодует, почему русским князьям приходится ездить в Орду.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/ku...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Истинный смысл и значение Куликовской битвы. Часть 4. «Монгольская эпоха» в истории Руси 03.10.2012 1434 Время на чтение 24 минут Часть 1. Часть 2. Часть 3. Господствующее представление о Куликовской битве, в сущности, сводит ее к «внутреннему» конфликту в Золотой Орде: одно из входивших в эту Монгольскую империю государственных образований «взбунтовалось» против верховной власти. На деле же, как я стремился показать, Русь в 1380 году выступила против, в полном смысле слова, всемирной силы, в которой объединились воля авангарда тогдашнего Запада и мощь азиатского воинства. И Куликовская битва явилась непосредственным выходом Московской Руси на мировую арену и победоносным ее утверждением во всемирной истории - о чем, в частности, осязаемо свидетельствуют отзвуки этой битвы на громадном евроазиатском пространстве от Гамбурга до Шираза (о чем есть точные сведения). Этот истинный смысл сражения на Непрядве всегда так или иначе присутствовал в национальном сознании, но начиная с XVIII века историки, находившиеся под своего рода излучением западной идеологии, затемняют его, толкуя великую битву как попытку свержения азиатской золотоордынской власти, к тому же не достигшую своей цели попытку. Не исключено, что те или иные читатели воспримут как некую странность или даже нелепость свершившееся в 1370-х годах объединение Запада (прежде всего - в лице генуэзцев) с азиатской Мамаевой Ордой в походе на Русь. Но есть ведь и другой, позднейший и не менее яркий пример: объединение Запада с Турецкой империей в Крымской войне против России в 1830-х годах (и опять-таки «узел» - Крым!). Сопоставление этих событий способно многое прояснить. И такого рода ситуация может возникнуть и в наше время. Куликовская битва - не только слава прошлых времен, но и урок на будущее. В истории можно обнаружить поистине удивительные соответствия и переклички. Как показано выше, одним из виднейших деятелей эпохи Куликовской битвы был москвич итальянского происхождения Захарий Тютчев. А наиболее глубокое понимание сущности Крымской войны 1830-х годов высказал его прямой потомок (в пятнадцатом поколении) Федор Тютчев, который затем в качестве главного советника министра иностранных дел А. М. Горчакова сыграл самую весомую роль в дипломатическом преодолении тяжких последствий этой войны; все это подробно освещено в моей книге «Тютчев» (1988, 2-е изд.- 1994).

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/04/...

Содержание Задонщина великаго князя господина Димитрия Ивановича и брата его князя Володимера Ондреевича Приложения I. Дополнительные выписки из слова о Задонщине по списку г. Ундольского II. Отрывки из того же слова о Задонщине и других таких же слов, занесенные в повести о Мамаевом побоище Несколько дополнительных замечаний к слову о Задонщине     Куликовская битва (8-го Сентября 1380 г.), одно из важнейших событий древней Руси, многознаменательное в ряду событий всей Европы средних веков, памятное народу Русскому по живому преданию, поминаемое каждым из нас от детства, эта Куликовская битва в летописях наших описана очень кратко, кратче многих других битв и иных гораздо менее важных событий. Подробностей о ней надобно искать не в рассказах летописцев, а в тех отдельных повестях, где летописная правда и воспоминания очевидцев или современников перевиты цветами размышления и воображения. Зато этих повестей – и отдельно о Куликовской битве и о князе Дмитрии Иоанновиче вообще – есть несколько, и они представляются в очень разнообразных передачах. Историку надобно обладать особенным искусством, а вместе и смелостью, чтобы уметь воспользоваться ими от своего лица; так будет, по крайней мере, до тех пор, пока все они не будут подвергнуты разностороннему литературному и историческому, сравнительному разбору. Рассказы о Куликовской битве шли и в народ, и там подвергались особенной обделке и переделке. В числе их, надобно поставить то слово, которого чтение представляется здесь. Это не историческая повесть, не сказание, – а поэма, похожая более на былину Великорусскую или думу Малорусскую, чем на книжный рассказ, поэма – только не в стихах, а в прозе, в такой прозе, какою дословно одинаково передаются разными рассказчиками некоторые из сказок, или какую слышим иногда в голосованьях нищих слепцов о событиях священных или о добродетелях и грехах людских, в такой прозе, какая в Слове о полку Игореве. Вот пока для образца несколько строк: «На том поле (Куликове) сильныи тучи ступишася, а из них часто сияли молыньи, и загремели громы велиции: то ти ступишася Руские удальцы с погаными Татарами за свою великую обиду, и в них сияли сильные доспехи злаченые, и гремели князи Руские мечьми булатными о шеломы Хиновские. А билися из утра до полудни в суботу на Рожество Святой Богородици».

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

А.Н. Наумов В П. Челяпов. Проблемы локализации места Вожской битвы В 2003 году исполняется 620 лет с того времени, когда на берегах р. Вожи произошла битва, оказавшая значительное влияние на внутриполитическую обстановку и международное положение Русского государства. Сражение, в котором участвовало несколько десятков тысяч человек, явилось генеральной репетицией Куликовской битвы С. 100, 113]. Оценивая результаты битвы на реке Воже, К. Маркс писал: «Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими» С. 151]. Победа русской рати над войском мурзы Бегича нанесла значительный урон военному и особенно политическому престижу Мамая непосредственно перед Куликовской битвой С. 113; 3. С. 106; 4. С. 109, 110; 5. С. 209]. Общеисторические проблемы, связанные с битвой, ее ход и результаты затрагивались в многочисленных статьях и монографических работах, но тема локализации места Вожской битвы до последнего времени не ставилась в качестве самостоятельного исследования. Это объясняется значительными трудностями, связанными со скудностью источников. Летописи не называют точного места битвы, ограничиваясь указанием «у реки у Вожи в Рязанской земле» С. 42]. В некоторых работах историки предпринимали попытки уточнения места Вожской битвы без проведения археологических исследований. Так, еще в середине XIX в. Д. И. Иловайский писал: «В 15 верстах от губернского города Рязани до сих пор существуют памятники Вожинской битвы – высокие курганы, по которым разбросано село Ходынино» С. 111]. В 1874 году Н. В. Любомудров в сводке, посвященной археологическим памятникам Рязанской губернии, сообщал, что памятниками битвы на Воже «остаются большие курганы на берегах Вожи, подле села Ходынино» С. 95]. Близкой точки зрения придерживался В. П. Семенов-Тян-Шанский: «Большие курганы при селе Ходынине и соседней деревне Сидоровке, а также следы укреплений близ Полтева, Сидоровки и Шишкина служат единственными памятниками этой первой решительной победы русских над татарами» С. 297]. Н. П. Милонов, рассматривая остатки укреплений Вожской засеки, расположенные в среднем и нижнем течении Вожи, писал: «Возможно, что эти следы остались на месте Вожской битвы» С. 13]. Все историки, писавшие о Вожской битве, или не уточняли места, где она произошла, или указывали на нижнее течение реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Истинный смысл и значение Куликовской битвы. Часть 1. «Монгольская эпоха» в истории Руси 26.09.2012 2802 Время на чтение 30 минут Битва на Куликовом поле была важнейшим этапом великого противостояния между православной Русью и латинским Западом. За ордой Мамая стояли - транснациональное ватиканское жречество и торгашеские кланы Средиземноморья. Сам же Мамай, в отличие от ордынцев предшествующего периода, планировал заселить Русь своими людьми. В конце 1237 года монгольские войска вторглись в пределы Руси и к концу 1240 года, одержав победы во многих сражениях, фактически подчинили себе всю страну (хотя и отказались от похода на Новгород и Псков). К сожалению, до сего дня широко распространены поверхностные, подчас даже наивные представления о причинах победы монголов. Так, ее постоянно объясняют все той же «феодальной раздробленностью» Руси, не позволившей, мол, дать сокрушительный отпор завоевателям. При этом как-то ухитряются «не заметить», что монголы за предшествующие их приходу на Русь двадцать шесть лет покорили почти весь азиатский континент - от Тихого океана до Урала и Кавказа,- континент, на гигантском пространстве которого было немало мощных государств. Это неоспоримо свидетельствует об исключительных возможностях монгольского войска. Сами монголы были сравнительно небольшим народом, но, во-первых, весь его материальный и духовный потенциал был целиком и полностью претворен в военную силу (в частности, все мужское население с юных лет или непосредственно служило в войске, или обслуживало его), а во-вторых, монголы обладали редкостным умением использовать в своих целях покоренные ими страны, вовлекая их население в свое войско, заимствуя военную технику и т.д., и есть все основания утверждать, что в 1237 году на Русь обрушилась концентрированная мощь всей Азии. Любое серьезное исследование подтверждает, что войско монголов далеко превосходило все тогдашние войска. Специально развиваемый в воинах боевой азарт сочетался с железной дисциплиной, бесстрашие - с хитроумной тактикой. В свою лучшую пору монгольское войско было заведомо непобедимо.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/27/...

Сортировать по Исключить новости Покровская победа Весть о приближении многочисленного турецкого десанта застала Суворова в храме. Это был праздничный день, Покров. Казак доложил о высадке многочисленного десанта, но Суворов приказал не атаковать их и не прервал праздничной обедни. Только велел казакам стягивать резервы к Кинбурну. 12 октября, 2011 Весть о приближении многочисленного турецкого десанта застала Суворова в храме. Это был праздничный день, Покров. Казак доложил о высадке многочисленного десанта, но Суворов приказал не атаковать их и не прервал праздничной обедни. Только велел казакам стягивать резервы к Кинбурну. Читайте также: Может ли воинская победа стать национальной идеей? Кинбурнская битва Почему такой важной, можно сказать государствообразующей, идеей в России стала именно Победа – начиная с Куликовской битвы? Сплочение ради великой цели, преодоление страха, жертвенность – и награда. Думается, мы придаём великим победам не только военно-политический смысл. Это уловил Гаврила Романович Державин – поэт, политик, горячий проповедник в духовной лирике и офицер, служивший под командованием Суворова , когда усмиряли «маркиза Пугачёва»: Как внешних супостат, как внутренних сражать. Суворов! страсти кто смирить свои решился, Легко тому страны и царствы покорить, Друзей и недругов себя заставить чтить. Военная победа здесь трактуется как зримая метафора сражения со «внутренними супостатами», сражения, которое происходит в душе человека. Битва, о которой мы сегодня вспоминаем, показала героизм православного воинства. Будущий генералиссимус, а тогда – генерал-аншеф Суворов в тот день грудью шёл на вражеские сабли, был на волоске от гибели. А было ему под шестьдесят лет, по тем временам – старик. О Кинбурне сложена одна из лучших старинных солдатских песен: Ныне времячко военно, От покоя удаленно: Наша Кинбурнска коса Открыла первы чудеса! Флот турецкий подступает, Турок на косу сажает, И в день первый октября Выходила тут их тьма… Честное обаяние этих наивных строк вряд ли когда-нибудь потускнеет.

http://pravmir.ru/pokrovskaya-pobeda/

Вера есть удивительный дар Божий человеку. Благодаря этому дару мы можем познавать то, что не видим нашими телесными глазами. Без веры вообще невозможно какое-либо знание. Ведь чтобы сделать какие-либо знания достоянием своей души, в эти знания надо поверить, поверить, что они действительно могут расширить наш кругозор и обогатить наш внутренний мир. Поэтому известный мыслитель Блез Паскаль говорил: « Вера есть сила сердца», она делает наше сердце сильным, способным к глубоким познаниям. Вера – потребность существа человека, которому свойственно верить во что-либо. Вера есть внутреннее принятие определенных ценностей. Благодаря вере у человека появляется цель, к которой он бывает готов идти на протяжении всей своей жизни. Но не всегда вера направлена к ценностям подлинным. Так, бывает вера в легендарные личности, в политические идеи, в ложные философские концепции. Поэтому так важно заботиться о правильном действии этой потребности, чтобы она усваивала душе ценности подлинные. Вот что такое вера вообще. А вера в Бога есть особое откровение душе человека, когда Господь Бог искренно ищущему Его человеку открывает Себя. Тогда в своем сердце человек вдруг обнаруживает близость к нам Небесного Отца и нашу особую потребность в общении с Ним. Становится ясно, что бытие не ограничивается только материей, и что человек предназначен для вечности, а наше состояние в вечности зависит от нашей близости к Богу. Существуют три типа веры: вера как уверенность, вера как доверие и вера как верность Существует три типа веры – это очень важно знать, потому что не всегда, когда говорится о вере в Бога, подразумевается одно и то же. Три типа веры есть своего рода ступени духовного восхождения: вера как уверенность, вера как доверие и вера как верность. Вера как уверенность – это рассудочное признание какой-либо истины. Например, кто-то скажет: «Я уверен, что Куликовская битва состоялась в 1380 году, я уверен, что Земля круглая, и еще я уверен, что есть Бог». Это своего рода глубокая убежденность в наличии чего-либо. Здесь уже нет сомнений: да, Бог существует. Но твой внутренний мир от этого мало меняется. Для такого человека Бог является как бы одним из объектов нашей Вселенной: есть планета Марс, а есть и Бог. Поэтому такой человек не всегда соотносит веру со своими поступками, не пытается внимательно выстраивать свою жизнь по вере, а действует по принципу: «Я сам по себе, а Бог – Сам по Себе». То есть это просто признание своим умом факта существования Бога.

http://pravoslavie.ru/80404.html

Задонщина Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева Β 1380 г. ордынский правитель Мамай предпринял большой поход на Московское княжество. Дмитрий Донской, как и в 1378 г., решает выйти навстречу врагу. Β союзе с Москвой выступили многие русские княжества. Сражение произошло 8 сентября 1380 г. в пределах Рязанской земли, на Куликовом поле, в месте впадения в Дон реки Непрядвы. Понеся огромные потери, русские одержали победу. Это была первая большая победа над монголо-татарами, явившаяся переломным моментом во взаимоотношениях Руси с Ордой. Куликовская битва нашла отражение в нескольких произведениях: «Задонщине», краткой и пространной летописных повестях ο Куликовской битве и в «Сказании ο Мамаевом побоище». Есть все основания полагать, что «Задонщина» была написана в 80-е гг. XIV в., вскоре после Куликовской битвы и, во всяком случае, еще при жизни Дмитрия Донского (т. е. до 1389 г.), которому, как говорит сам автор памятника, он воздает похвалу своим произведением. «Задонщина» – это лирико-эпическое описание сражения на Дону. Автор ведет не последовательный сюжетный рассказ, а выражает свои чувства и эмоции, связанные с событиями Куликовской битвы. За основу своего произведения автор «Задонщины» взял «Слово ο полку Игореве» – рассказывая ο победе над Мамаем, он пользуется и образами, и отдельными фразами, и целыми отрывками «Слова». «Задонщина» дошла до нас в шести списках: Ундольского (список XVII в, – РГБ, собр. Ундольского, 632); Ждановском (список ХII в., отрывок – БАН, 1. 4. 1); Историческом первом (список конца XVI в., без начала – ГИМ, собрание Музейское, 2060); Историческом втором (список начала XVI в., отрывок – ГИМ, собрание Музейское, 3045); Кирилло-Белозерском (список 1470-х гг. – РНБ, собрание Кирилло-Белозерского монастыря, 9/1086); Синодальном (список XVII в. – ГИМ, Синодальное собрание, 790). Самый ранний, Кирилло-Белозерский, список представляет собой сокращенную переработку только первой половины произведения, сделанную известным книгописцем XV в., монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Наконец-то на Урале вспыхнуло сопротивление хамству, пошлости, мерзости и мраку Владимир Крупин об увольнении с поста директора музея «PERMM» галериста-кощунника Марата Гельмана 19.06.2013 2714 Как сообщалось , с поста директора пермского музея современного искусства «PERMM» уволен скандально известный галерист и кощунник Марат Гельман. Мы попросили прокомментировать это событие известного русского писателя Владимира Николаевича Крупина . Дай Бог доброго здоровья губернатору Пермского края Виктору Басаргину, дай Бог доброго здоровья и всем, кто так же, как и он, встанут на путь сопротивления злу. А такие люди обязательно появятся. В русском характере есть такая черта, как доверчивость, когда мы не можем себе представить, что кто-то нам желает плохого. Тем не менее, есть такие люди, которые на нас напирают, и идет огромное нашествие на русскую доверчивость, на русскую жизнь, на русское целомудрие. Мы даже как-то растерялись, и это было еще совсем недавно, с конца 1980-х по начало 2000-х годов. Но, славу Богу, что за нами стоит величие и ощущение мощной России, существовавшей много веков. Был Суворов, был преподобный Сергий Радонежский, был Дмитрий Донской, была Куликовская битва, было Ледовое побоище, это же все в нас! Хоть ты четыре класса закончил, хоть ты институт кончил, - но ты же русский, ты же православный по своим корням! И вот это ощущение не могло не сместить гельманов. Откуда они, эти гельманы, что это такое за явление на Руси? Это нарост чудовищный, паразитический, и поэтому, конечно, то, что совершено в Перми, очень отрадно. Я очень переживаю за происходящее в Перми, потому что я очень люблю Пермь, здесь у меня было очень много хороших друзей, я здесь много раз бывал. И вот, когда происходило это нашествие бесовщины, это было страдание нашего народа, нашей Родины, но мы, в общем-то, и не молчали, мы открыто говорили об этом. Хочется обобщить это ощущение - само ощущение православности, русскости. Оно настолько несгибаемо, оно настолько сильное, что можно даже привести характерный пример Валентина Распутина, которому присудили президентскую премию. Ведь ее присуждение можно расценить двояко. Во-первых, конечно, нельзя ни заметить такого великого явления в мировой русской литературы, как Валентин Распутин, - это же просто стыдно не заметить величия этой личности! Второе, что тоже может быть, - либеральное окружение Президента сказало: «Ну, давайте, Владимир Владимирович, кинем кость вот этим русским, этим русопятам, давайте присудим премию Распутину!» Однако подобного рода ощущения нас не должны касаться: человек отмечен, и мы вместе с вами радуемся тому событию, что и премию дали Распутину, и губернатор в Перми такой нашелся, хотя я еще переживаю за свою любимую, родную Вятку, где пока что нет таких отрадных явлений, какое только что произошло в Перми.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/19/na...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Не допустить поощрения регионального экстремизма «Русское Собрание» обратилось к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой ни в коем случае не заключать новый договор о «разграничении предметов ведения и полномочий» с Республикой Татарстан 14.07.2017 1209 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , 21 июня в Москве прошло очередное заседание международной общественной организации «Русское Собрание». С обстоятельным докладом, посвященным истечению действия договора о разграничении полномочий Республики Татарстан с федеральным центром и необходимости укрепления единства страны, выступил председатель Казанского отделения РС, лидер Общества русской культуры Татарстана Михаил Юрьевич Щеглов. Как отметил, в частности, Щеглов, опираясь на Договор о разграничении полномочий, на некоторые неконституционные положения татарстанского основного закона, в республике пышным цветом расцвел сепаратизм. Сегодня в фаворе находятся лишь те деятели, которые поддерживают обособление республики от России. Наблюдается дискриминация нетатарского населения при приёме на государственную службу. В татарстанских школах детям рассказывают о том, что никакого татаро-монгольского ига не было, а Куликовская битва была «местными разборками князей». В Татарстане всего 400 православных храмов, но при этом 1500 мечетей, в основном построенных за последние четверть века. При попустительстве республиканской власти в Татарстане набирает силу радикальный ислам. В республике ощущается сильное влияние Брюсселя, Вашингтона и Стамбула. Доклад вызвал оживленную дискуссию и множество вопросов к выступающему. Тем временем , 11 июля депутаты Государственного Совета Республики Татарстан приняли обращение к Президенту России Владимира Путину , инициированное группой депутатов. Как отметил выступающий, обращение связано с Договором о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном, срок действия которого истекает в конце июля текущего года. «Должна быть создана какая-либо правовая форма федеративных отношений. Мы в обращении указали, что необходимо образовать специальную комиссию по выработке предложений именно по правовым вопросам», – подчеркнул Николай Рыбушкин и зачитал текст обращения. Депутаты единогласно проголосовали за принятие предложенного обращения, в котором они попросили Главу государства «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан и образовать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/14/ne...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010